Surgant, Johann Ulrich. Manuale curatorum predicandi prebens modu[m]. [Basel], 1503. CXXVI1, B]. 339 Певницкий В. Ф. Из истории гомилетики: Гомилетика Эразма Роттердамского//Труды КДА. 1894. 3. С. 326. 342 Des. Erasmi Rot. ecclesiastae sive De ratione concionandi libri quatuor: opus re-cens, nec antehac a quo quam excusum. Basiliae, 1535. 444 p. В некоторых изданиях трактат озаглавлен несколько иначе: «Экклезиаст, или Евангельский проповедник» (Ecclesiastes, sive concionator evangelicus). 343 Обзор содержания трактата см. в: Певницкий В. Ф. Из истории гомилетики: Гомилетика Эразма Роттердамского//Труды КДА. 1894. 7. С. 426–448; 8. С. 491–527. 347 Термин Postilla происходит от латинского словосочетания post illa verba Scripturae sacrae (после сих слов Священного Писания) и означает проповедь, произносимую непосредственно после чтения на литургии отрывков из Писания. Постилла (как и гомилия) предполагает объяснение прочитанного на богослужении библейского текста. См.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 24а (48). СПб., 1898. С. 708. 348 Лютер М. Немецкая месса и чин богослужения (1526)/Пер. с нем. А. Зубцо-ва. Редактор Д. Шкурлятьева [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.reformed.org.ua/2/260/Luther. Название с экрана. 349 Цит. по: Лютер М. Время молчания прошло: Избранные произведения 1520–1526 гг./Пер. с нем., ист. очерк, комментарии Ю. А. Голубкина. Харьков, 1994. С. 237. 350 Цит. по: Певницкий В. Ф. Из истории гомилетики. Гомилетика в Новое время, после Реформации Лютера//Труды КДА. 1896. 1. С. 19. 351 Цит. по: Певницкий В. Ф. Из истории гомилетики. Гомилетика в Новое время, после Реформации Лютера//Труды КДА. 1896. 1. С. 10. 352 Цит. по: Певницкий В. Ф. Из истории гомилетики. Гомилетика в Новое время, после Реформации Лютера//Труды КДА. 1896. 1. С. 11–12. 353 Цит. по: Певницкий В. Ф. Из истории гомилетики. Гомилетика в Новое время, после Реформации Лютера//Труды КДА. 1896. 1. С. 14. 354 Цит. по: Певницкий В. Ф. Из истории гомилетики. Гомилетика в Новое время, после Реформации Лютера//Труды КДА. 1896. 1. С. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

С 7 августа 1867 — редактор «Волынских епархиальных ведомостей». В сентябре 1867 освобожден от преподавания латыни и назначен преподавателем логики. 11 апреля 1868 получил Евгение-Румянцевскую премию за исследование «О словесных науках и литературных занятиях в Киевской академии от начала ее до преобразования в 1819 году». С 12 августа 1868 — секретарь правления Волынской семинарии с освобождением с должности редактора «Волынских епархиальных ведомостей». 7 ноября 1868 утвержден в звании магистра богословия. 24 апреля 1870 избран доцентом КДА по кафедре теории словесности и истории российской литературы с обзором важнейших иностранных литератур. С 1870 по 1873 также преподавал русский язык и его словесность в Киевском пехотном юнкерском училище. 17 сентября 1871 избран экстраординарным профессором КДА. В 1872-1919 — секретарь Церковно-исторического и археологического общества при КДА. Был одним из основателей и впоследствии почетным членом Исторического общества Нестора Летописца (создано в 1873 и действовало до 1917). В 1873 избран членом Совета КДА от церковно-практического отделения. 18 ноября 1875 защитил в КДА диссертацию на тему: «О происхождении славяно-русского “Пролога”» и получил ученую степень доктора богословия. 24 сентября 1876 избран на должность ординарного профессора КДА и утвержден в чине статского советника. В 1878-1919 — блюститель Церковно-археологического музея при КДА. В 1881-1913 — редактор «Чтений в Церковно-археологическом обществе» (всего вышло в свет 11 выпусков этого издания). В 1884 в связи с введением в действие нового академического Устава освобожден от преподавания истории русской литературы и назначен профессором теории словесности и истории иностранных литератур. В 1884-1887 — редактор «Киевских епархиальных ведомостей». 3 июня 1886 удостоен полной Макариевской премии за научные труды, опубликованные в академических изданиях в 1884-1885 годах. 25 сентября 1886 получил от Императорской Академии наук в Петербурге малую Уваровскую премию за сочинение «Очерки истории украинской литературы XIX века».

http://bogoslov.ru/person/401224

Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии. Отделение III (1796-1869)/Под ред. Ф. И. Титова. Т. 5 (1819-1869). Киев, 1915. С. 435-436. Там же. С. 436. Корольков И. Н. Двадцатилетие журнала «Труды Киевской духовной академии» (1860-1879 гг). К., 1883. С. 4; Хроненко И. В. Из истории издания журнала «Труды Киевской духовной академии» (1860-1917)//Труды КДА. 13. К., 2010. С. 40. Корольков И. Н. Указ. соч. С. 9-10. Там же. С. 11. Там же. С. 11-13. Иногда могли случаться незначительные отступления от этого правила. См.: Систематический указатель статей, помещенных в журнале «Труды Императорской Киевской духовной академии» за 1905-1914 гг. С. I. См.: Труды КДА. 1913. Март (без указания страницы); Богословский вестник. 1913. Март. С. I-III. Корольков И. Н.Преосвященный Филарет, епископ Рижский, как ректор Киевской духовной Академии. К., 1882. С. 89-92. Там же. С. 93. Хроненко И. В. Указ. соч. С. 44-45. Хроненко И. В. Указ. соч. С. 45. Корольков И. Н. Двадцатилетие журнала «Труды Киевской духовной академии» (1860-1879 гг). С. 254-309. Систематический указатель статей, помещенных в журнале «Труды Киевской духовной академии» за 1860-1904 гг. К., 1905. Там же. С. I. Там же. С. 158. Систематический указатель статей, помещенных в журнале «Труды Императорской Киевской духовной академии» за 1905-1914 гг. К., 1915. Там же. С. I. Систематический указатель статей, помещенных в журнале «Труды Киевской духовной академии» за 1915-1917 гг. Ленинград, 1951. Машинопись. См., например: Труды Императорской Киевской духовной академии. 1915. Т. 1. Кн. II (февраль). С. I-II; Т. 3. Кн. X-XI (октябрь-ноябрь). С. I-II; 1916. Т. 2. Кн. VII-VIII (июль-август). С. I-II; 1916. Т. 3. Кн. IX-X (сентябрь-октябрь). С. I-II; Кн. XI-XII (ноябрь-декабрь). С. XV-XVI; 1917. Кн. I-II (январь-февраль). С. I-V. См.: Систематический указатель статей, помещенных в журнале «Труды Киевской духовной академии» за 1915-1917 гг.//Труды КДА. 13. К., 2010. С. 55-70. См.: Систематичний покажчик статей, надрукованих в «Трудах в 1997-2010 рр.//Труды КДА. 14. К., 2011. С. 317-334.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

В 1918 г. была создана Украинская Академия наук (УАН, с 1921 - Всеукраинская Академия наук, ВУАН), первым ее президентом стал В. И. Вернадский. Он старался оказывать поддержку КДА. УАН выкупила ряд частных б-к и архивов профессоров КДА, чем спасла от уничтожения мн. ценные материалы. 14 сент. 1918 г. проф. Н. И. Петров был избран академиком УАН. Неск. профессоров КДА стали штатными сотрудниками УАН. Однако гетманское правительство продержалось у власти лишь 7 с половиной месяцев. В нояб. 1918 г., после падения кайзеровской Германии и окончания первой мировой войны, гетман Скоропадский лишился военной поддержки нем. и австр. армий. 14 дек. он отказался от власти и покинул Украину вместе с нем. войсками. К власти пришла Директория Украинской Народной республики. С этого времени и вплоть до сер. 1920 г. на территории Украины шла гражданская война, а в Киеве происходили многократные смены власти. В условиях войны и революции учебный процесс в КДА приходилось неск. раз приостанавливать. Отсутствие финансирования и постоянная нехватка продуктов питания заставляла студентов и профессоров покидать Киев в поисках пропитания. Еще в 1917 г. было прекращено издание ж. Труды КДА. Кроме того, академия по-прежнему была лишена возможности размещаться в своих исторических зданиях. После реквизиции 1915 г. они не были ей возвращены в полной мере. 19-22 янв. 1919 г. Временное рабоче-крестьянское правительство Украины издало декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», а 25 янв. был издан декрет «О передаче всех учебных заведений в ведомство отдела просвещения». 15 февр. 1919 г. Народный комиссариат просвещения Украины издал постановление «О духовных училищах и семинариях», в соответствии с к-рым все уч-ща и семинарии на территории Украины переходили в ведомство Народного комиссариата и преобразовывались в школы общеобразовательного характера. 3 апр. временно установленная в Киеве советская власть приняла решение о закрытии КДА, однако уже в кон. авг. 1919 г., после прихода в Киев войск ген.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Таким образом, в дореволюционный период редакция «Трудов КДА» сумела осуществить систематическое описание публикаций журнала за 1860-1914 годы. И лишь выпуски журнала, выходившие в свет в последние три года его существования (1915-1917), остались за пределами созданных редакцией указателей. В 1951 году уже в новых исторических условиях этот пробел попыталась восполнить Ленинг радская духовная академия (ЛДА). Тогда сотрудники библиотеки ЛДА составили машинописный указатель статей, охвативший книги «Трудов КДА», вышедшие в свет с 1915 по 1917 год . Однако «ленинградский» указатель имел ряд недостатков. Во-первых, в нем не были учтены материалы, публиковавшиеся в журнале в качестве приложений. В результате в указателе не упомянуты столь важные для исследователей документы, как извлечения из журналов Совета Академии, ежегодные отчеты о состоянии Академии, отчеты о деятельности Богоявленского братства и Церковно-исторического и археологического общества. Во-вторых, в «ленинградском» указателе не учтены публикации, связанные с пребыванием в Киеве членов императорской семьи. В частности, здесь нет упоминаний о публиковавшихся в «Трудах КДА» речах ректора Академии епископа Василия (Богдашевского), сказанных в присутствии высочайших особ . В-третьих, в «ленинградском» указателе имеется ряд технических недочетов, затрудняющих работу с ним. Например, здесь указывается лишь первая страница каждой учтенной публикации, в то время, как в дореволюционных указателях всегда указывались первая и последняя страницы каждой публикации. Сплошная нумерация статей в указателе отсутствует. В алфавитном списке авторов ссылки даются на страницы указателя. Все это побудило Киевскую духовную академию и семинарию в 2010 году в рамках празднования 150-летия «Трудов КДА» составить новый уточненный систематический указатель статей, опубликованных в журнале в 1915-1917 гг , тем самым было завершено библиографическое описание публикаций, помещенных на страницах «Трудов КДА» в дореволюционный период. В соответствие с перечисленными указателями, в «Трудах КДА» с 1860 по 1904 год содержится около 2 300 публикаций, с 1905 по 1914 гг - 645 публикаций и с 1915 по 1917 гг - 135 публикаций.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

Таким образом, в дореволюционный период редакция «Трудов КДА» сумела осуществить систематическое описание публикаций журнала за 1860—1914 годы. И лишь выпуски журнала, выходившие в свет в последние три года его существования (1915—1917 гг.), остались за пределами созданных редакцией указателей. В 1951 году уже в новых исторических условиях этот пробел попыталась восполнить Ленинградская духовная академия (ЛДА). Тогда сотрудники библиотеки ЛДА составили машинописный указатель статей, охвативший книги «Трудов КДА», вышедшие в свет с 1915 по 1917 год . Однако «ленинградский» указатель имел ряд недостатков. Во-первых, в нем не были учтены материалы, публиковавшиеся в журнале в качестве приложений. В результате в указателе не упомянуты столь важные для исследователей документы, как извлечения из журналов Совета Академии, ежегодные отчеты о состоянии Академии, отчеты о деятельности Богоявленского братства и Церковно-исторического и археологического общества. Во-вторых, в «ленинградском» указателе не учтены публикации, связанные с пребыванием в Киеве членов императорской семьи. В частности, здесь нет упоминаний о публиковавшихся в «Трудах КДА» речах ректора Академии епископа Василия (Богдашевского), сказанных в присутствии высочайших особ . В-третьих, в «ленинградском» указателе имеется ряд технических недочетов, затрудняющих работу с ним. Например, здесь указывается лишь первая страница каждой учтенной публикации, в то время как в дореволюционных указателях всегда указывались первая и последняя страницы каждой публикации. Сплошная нумерация статей в указателе отсутствует. В алфавитном списке авторов ссылки даются на страницы указателя. Все это побудило Киевскую духовную академию и семинарию в 2010 году в рамках празднования 150-летия «Трудов КДА» составить новый уточненный систематический указатель статей, опубликованных в журнале в 1915—1917 гг. , тем самым было завершено библиографическое описание публикаций, помещенных на страницах «Трудов КДА» в дореволюционный период. В соответствии с перечисленными указателями, в «Трудах КДА» с 1860 по 1904 год содержится около 2 300 публикаций, с 1905 по 1914 гг. — 645 публикаций и с 1915 по 1917 гг. — 135 публикаций.

http://bogoslov.ru/article/2293473

Закрыть itemscope itemtype="" > «Труды Киевской духовной академии»: история и современность 14.12.2011 993 Время на чтение 24 минут Среди научно-богословских журналов, издававшихся духовными академиями в России в XIX - начале ХХ вв., особое место занимали «Труды Киевской духовной академии». Благодаря этому изданию российский читатель получил доступ к русским переводам церковных писателей Западной Церкви, а также ряда библейских книг. На страницах журнала увидели свет многие исследования в области церковной истории, богословия и библеистики, не утратившие своего значения и по сей день. Историческому пути «Трудов» посвящен очерк проректора КДА по научно-богословской работе, доцента Владимира Буреги. Хотя начало издания научного журнала в Киевской духовной академии (далее - КДА) берет свое начало с 1860 года, все же реализации этого проекта предшествовал довольно продолжительный период дискуссий, в рамках которых обсуждались как сама возможность и целесообразность появления такого издания, так и возможный его формат. Предыстория журнала Первое периодическое издание КДА было основано еще в 1837 году. Это был журнал «Воскресное чтение». Инициатива его создания принадлежала тогдашнему ректору Академии епископу Иннокентию (Борисову). Именно он вместе с профессорами КДА протоиреем Иоанном Скворцовым и Яковом Космичом Амфитеатровым, а также молодым бакалавром иеромонахом Димитрием (Муретовым) составил программу издания первого в Киеве духовно-просветительского журнала. Проект был поддержан Киевским митрополитом Евгением (Болховитиновым), благодаря которому было получено и одобрение Святейшего Синода. В результате с 1837 года в свет стал выходить журнал, большая часть статей которого принадлежала перу профессоров КДА. Хотя «Воскресное чтение» было ориентировано, прежде всего, на публикацию общедоступных статей духовного содержания, все же здесь появлялись и важные учебные и научные материалы по богословию, библеистике, патрологии, литургике . Однако 18 марта 1844 года Духовно-учебное управление при Святейшем Синоде направило во все духовные академии письмо, в котором высказывалась явная неудовлетворенность делом издания научно-богословских трудов. Здесь указывалось, что, несмотря на то, что со времени введения в действие Устава духовных академий 1809 года было подготовлено немало образованный пастырей, все же и по прошествии четверти века с момента появления этого Устава в России ощущается дефицит учебных пособий для духовных школ. Кроме того, в свет вышло совсем немного научных сочинений богословского характера. Хотя академии и издают журналы, но они «предназначены преимущественно для народного чтения» и потому неудобны для публикации сугубо научных и учебных материалов. Поэтому Духовно-учебное управление предлагало академиям «издавать в свет по две, или по три книжки в год ученых записок из трудов наставников духовно-учебных заведений, подведомственных каждой академии» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

Зарубежные правосл. иерархи могли напрямую обращаться в Синод с ходатайством о приеме на учебу в духовные учебные заведения России выходцев из их епархий. Без разрешения МИД или Синода принимать иностранцев в КДА воспрещалось. Кроме того, со всех иностранных студентов бралась подписка о том, что они не будут претендовать на службу в России, за исключением случаев принятия российского подданства (выпускник КДА 1906 г. сириец Т. Г. Кезма, приняв российское подданство, преподавал в Киевском ун-те), и обязуются по окончании учебы вернуться на родину. В июле 1901 г. Синод направил указ Киевскому митр. Феогносту (Лебедеву) о введении в действие нового порядка приема на учебу иностранных студентов (ЦГИАК. Ф. 711. Оп. 3. Ед. хр. 2576. Л. 2-3). По свидетельству проф. Петрова, внедрение новых правил преградило «приток в русские духовные академии разных проходимцев и искателей приключений. С тех пор состав иностранного студенчества в Киевской духовной академии стал несравненно выше прежнего в качественном отношении» ( Петров. 2003. С. 199). В 80-90-х гг. XIX в. по инициативе ректора еп. Сильвестра (Малеванского) были в очередной раз перестроены академические корпуса. В 1886 г. к новому академическому корпусу пристроены 2 поперечных здания, перестроена студенческая баня, отремонтированы помещения студенческой столовой и кухни. В 1896 г. был произведен капитальный ремонт «Мазепиного» академического корпуса: была заложена нижняя галерея, укреплены стены и устроено калориферное отопление всего здания. В 60-90-х гг. XIX в. регулярно выходил ж. Труды КДА. Кроме того, в период с 1878 по 1886 г. КДА курировала издание «Киевских епархиальных ведомостей» . 1900-1914 гг. В 1900 г. в штате КДА состояли: ректор, инспектор, 26 преподавателей (6 ординарных профессоров, 9 экстраординарных профессоров, 6 доцентов, 3 исполняющих должность доцента, 2 лектора новых языков) и 8 сотрудников (2 помощника инспектора, секретарь Совета и Правления, помощник секретаря, библиотекарь, помощник библиотекаря, эконом и врач).

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Преподавание этой дисциплины в КДА началось по уставу 1869 г. Этот предмет, как и вся деятельность новосозданной кафедры церковной археологии и литургики, были отнесены к церковно-практическому отд-нию. Первым, временным, преподавателем церковной археологии с марта по дек. 1870 г. был П. А. Лашкарёв . В его научные интересы преимущественно входили вопросы церковного права. Как преподаватель церковной археологии он недостаточно проявил себя, ограничившись в рамках курса лишь небольшим историческим описанием памятников культовой архитектуры, скульптуры, пения, живописи и музыки. Несмотря на это, роль Лашкарёва в становлении церковной археологии как самостоятельного предмета преподавания несомненна. Еще весной 1869 г., выступая в Москве на 1-м Археологическом съезде, он обратил внимание на необходимость введения курса церковной археологии в духовных учебных заведениях и составления систематической учебной программы по этому предмету (Труды I Археол. съезда. М., 1871. С. XLVIII). В мае 1870 г. на заседании Совета академии он поставил вопрос о создании церковно-археологического музея (ЦАМ) при КДА. Совет академии поручил заниматься этим вопросом специальной комиссии, в состав которой кроме Лашкарёва вошли А. Д. Воронов и Ф. А. Терновский. В сент. того же года члены комиссии обратились в Совет с докладной запиской, в к-рой отмечали, что с открытием при духовных академиях кафедры церковной археологии возникла насущная необходимость поиска средств и пособий для разработки этого предмета преподавателями и успешного изучения его студентами. Лучшим средством для этого, по их мнению, стало бы создание при духовных академиях церковно-археологических музеев, дающих возможность наглядно ознакомиться с древними памятниками ( Бродович И. А. 30-летие Церковно-археологического музея при КДА//Чтения в Церк.-ист. и археол. об-ве при КДА. 1904. Вып. 5. С. 27). В 1871 г., на 2-м Археологическом съезде в С.-Петербурге, Лашкарёв представил проект создания при академиях музеев, а в кон. 1872 г. музей был открыт при КДА.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

719 Исследование отличалось новым и самостоятельным освещением фактов и событий, связанных с личностью митрополита Гавриила, и помимо общенаучного значения представляло интерес для местных краеведов (см.: Стадницкий А. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808–1812 гг.) и митрополит Кишиневский (1813–1821 гг.). Кишинев, 1894; рецензию Д. Щеглова см.: Кишиневские ЕВ. 1895. 12. С. 28–37). 10 июня 1894 г. Совет КДА признал работу Стадницкого соответствующей степени магистра богословия, отложив решение о присвоении степени до защиты, 2 декабря 1894 г. принято решение допустить А. Стадницкого к защите работы, назначенной на 19 декабря; официальные оппоненты – заслуж. орд. проф. И.И. Малышевский и заслуж. орд. проф. Н.И. Петров (см.: Извлечение из протоколов Совета КДА за 1894/95 учебный год. Киев, 1895. С. 67, 75–76). 720 См.: Труды КДА. 1894. 10. С. 152–165. Петров Николай Иванович (1840–?) – заслуженный ординарный профессор КДА по кафедре теории словесности и истории иностранных литератур; образование получил в той же Академии. 721 Согласно «Правилам о присуждении ученых степеней» (указ Св. Синода от 03.02.1889 г.), напечатанное исследование, представленное в Совет духовной академии на соискание магистерской ученой степени» давалось на рассмотрение преподавателю, к специальности которого сочинение относилось, и одному из членов Совета, а затем защищалось в присутствии Совета академии и приглашенных Советом сторонних лиц (§ 136, см.: Устав 1884 г. С. 241). Постановление о присуждении ученой степени магистра Совет академии представлял на утверждение Св. Синода (§ 81, лит. в, п. 6; См.: Там же. С. 237). На защите А.Г. Стадницкого присутствовали епископ Чигиринский Иаков (Пятницкий), епископ Уманский Иоанникий (Надеждин), наместник Киево-Печерской Лавры архимандрит Сергий (Ланин), начальники и преподаватели местных духовно-учебных заведений, законоучители светских учебных заведений и др. Кроме официальных оппонентов, по поводу работы высказался экстраорд. проф. В. Малинин. Защита признана удовлетворительной, А. Стадницкий удостоен звания магистра богословия, а 22 марта 1895 г. Св. Синодом утвержден в этом звании. 11 апреля 1895 г. последовало решение Совета КДА о выдаче А. Стадницкому диплома на степень магистра богословия (см.: Извлечение… за 1894/95 учебный год. Киев, 1895. С. 75–77, 104).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010