Исполним вечернюю молитву... 842 . На литии стихиры самогласны праздника. Слава, и ныне, Благовествует Гавриил... и обычные молитвы литии. На стиховне стихиры воскресна 1 и Пасхи с припевами: Да воскреснет Бог... Слава – праздника: Днесь радость... И ныне – Пасхи: Воскресения день... Христос воскресе... 1 и еще Христос воскресе... 3 (см. 19 мр. благов. гл., Тип., л. 216 на об., и ср. Тип. л. 354 на об.). Тропарь праздника 3. Благословение хлебов. Благословение Господне на вас... Раздание хлебов и чтение праздника. Отпуста не полагается. Утреня начинается по-пасхальному: Слава святей и единосущней... Христос воскресе... просто и со стихами – так, как выше показано; но на Славу – тропарь праздника, на И ныне – тот же тропарь. Ектения великая. После нее – полиелейные псалмы. Величание. Малая ектения и возглас: Яко благословися имя твое... Седален и чтение праздника. Степенна – 1 антиф. 4 гл. Вонмем. Премудрость. Прокимен: Благовестите день от дне... Господу помолимся. Господи, помилуй. Яко свят еси... Аминь. Всякое дыхание... И о сподобитися нам слышанию святаго евангелия... Господи, помилуй 3. Премудрость, прости, услышим святаго евангелия. Мир всем. И духови твоему. От Луки святаго евангелия чтение. Слава тебе, Господи, слава тебе. Вонмем. Праздничное евангелие. Слава тебе, Господи, слава тебе. Воскресение Христово... 3. (50 пс. не глаголется). Слава, Молитвами Богородицы... И ныне, Молитвами Богородицы... Посем – припев: Благовестите день от дне... и стихира праздника: Послан бысть... Спаси, Боже, люди твоя... Господи, помилуй 12. Милостию и щедротами... Канон Пасхи с ирмосом на 6, ирмос по 2, и праздника с ирмосом на 8, ирмос по 2. На катавасию – ирмос канона Благовещения, оба лика вместе. По 3 песни и ектении – кондак и икос Пасхи и седален праздника. По 6 песни и ектении – кондак и икос праздника и чтение дне. Воскрес Иисус... 3. На 9 песни – припевы Пасхи и праздника. По 9 песни и ектении – седален Пасхи 1 и праздника 2. Всякое, дыхание..., хвалитные псалмы и хвалитные стихиры воскресны 3 и праздника подобны 3, также стихиры Пасхи с припевами: Да воскреснет Бог...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Может быть, в ирмосе 1-й песни можно также усмотреть некоторое напоминание установленной темы – перехода евреев через Чермное море – в глаголе преведе, но это упоминание не столько повторяет обычное построение, сколько превосходит его победным гимном Воскресения Христова. Воскресения день, просветимся, людие! Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия 129 . Здесь все предельно кратко, сжато, радостно. Здесь нет лишних слов и никаких размышлений; здесь только свидетельство Божественного веселия. После того как мы призваны очистить наши чувства, мы не находим в каноне последовательного развития этой мысли. Святой песнописец как бы торопится вести нас за собой по песням канона, чтобы мы могли восчувствовать радость всего мира, видимого и невидимого, отозвавшегося на величайшее чудо нашей веры – преславное Воскресение Христово. Впрочем, может быть, в ирмосе следующей, 3-й песни, где предлагается пить новое питие, также есть обращение к нашим чувствам, тоже высоким, духовным, как выше было обращение к чувствам зрения и слуха: Приидите пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник из гроба одождивша Христа, в Немже утверждаемся 130 . Но видимый и невидимый мир недостаточен для того, чтобы вместить невместимую радость Пасхи, и потому дальше, кроме земли и неба, преподобным Иоанном приглашаются и преисподняя, и все умершие, чтобы вся тварь праздновала востание Христово: Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя; да празднует убо вся тварь востание Христово, в Немже утверждаемся 131 . Это – тропарь 3-й песни пасхального канона. Темы сошествия Христа во ад Преподобный будет касаться и позднее. Ему необходимо сосредоточить сердце христианина на разнообразных последствиях действия Христова Воскресения в мире, и потому, бросив семя мысли о преисподней, он возвращается к ней в 5-й песни канона. Безмерное Твое благоутробие, – восклицает он в первом тропаре этой песни, – адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную. 132

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

II. Уставные указания о Воздвижении в Евергетидском Типиконе почти буквально совпадают с теми же указаниями в Типиконе монастыря Христа Человеколюбца . Как и в Студийско-Алексиевском Типиконе, праздничный цикл состоит из предпразднства 13 сентября, праздника 14 сентября и отдания 15 сентября В предпразднство соединяются последования предпразднства Воздвижения и сщмч. Корнилия; в отдание – Воздвижения и вмч. Никиты. После вечерни под день предпразднства совершается « паннихис » (в Евергетидском Типиконе – служба, аналогичная совр. пасхальной «полунощнице») с каноном и седальном Воздвижения. Тропарь предпразднства – 2-го гласа; на литургии на блаженнах – 3-я песнь канона предпразднства; чтения литургии – сщмч. Корнилия. Перед праздничной вечерней, при пении тропаря 1-го гласа «Спаси, Господи, люди Твоя»; этот же тропарь поется на службах праздника и отдания), совершается перенесение Древа Креста в алтарь. На вечерне стихословие Псалтири отменяется (но если праздник попадет на воскресенье, поется «Блажен муж»); бывают вход и паремии . После вечерни служат паннихис с канонами дня (видимо, Октоиха) и В. (4-го гласа, творение Германа). На утрене Воздвижения на «Бог Господь» – тропарь праздника и. Стихословятся 2 кафизмы: 1-я рядовая, 2-я – 13-я (избранная ради Пс 91–100, содержащих пророчества о Кресте; эта же кафизма указана для Воздвижения в одной из рукописей Студийско-Алексиевского Типикона, отражающей влияние Евергетидского Типикона); после кафизм – крестные седальны Октоиха и святоотеческие чтения. После чтений – полиелей и 1-й степенный антифон 4-го гласа (в воскресенье – степенны текущего гласа, несмотря на отмену воскресных песнопений); затем прокимен, «Всякое дыхание», Евангелие (Ин 12. 28–36a), «Воскресение Христово видевше» и Пс 50. Канон утрени – прп. Космы; в начале канона (или во время Пс 50) Древо Креста торжественно износится из алтаря и полагается на приготовленный столик возле св. врат. По 3-й песни канона – седален Креста; по 6-й – кондак Воздвижения и, «если позволяет время», 3 икоса (что является следом полного кондака); по 9-й – «Свят Господь» и особый светилен Креста. Поются хвалитные стихиры, великое славословие и совершается чин воздвижения Креста, за которым следует сугубая ектения и окончание утрени. На литургии указаны вседневные антифоны (Пс 91, 92, 94), к 3-му из которых припевается тропарь праздника; есть особый входной стих (Пс 98. 5), чтения на литургии те же, что и в Типиконе Великой церковь (но Апостол – 1 Кор 1. 18–24).

http://drevo-info.ru/articles/815.html

Каждая такая группа запевов соответствует одной песни канона, и поют их по числу песней в каноне (ирмосы не поются). По 3-й и по 6-й песни поется катавасия: «Избави от бед» (если молебен Спасителю) или «Спаси от бед» (если Богородице), или: «Моли Бога о нас» (если святому). Затем: «Призри благосердием, Всепетая Богородице». После 3-й песни – сокращенная сугубая ектения. По 6-й песни – малая ектения, прокимен и Евангелие. По 9-й песни вместо катавасии – Достойно есть, а в двунадесятый праздник – задостойник. Чтец: Трисвятое по Отче наш. Хор: Тропарь или кондак. Затем произносится сугубая ектения – «Помилуй нас, Боже...» 91 . После ектении произносится возглас: «Услыши ны, Боже» и читается молитва Спасителю или Божией Матери, или святому, смотря по молебну 92 . Затем: «Премудрость. Пресвятая Богородице, спаси нас», и проч. И бывает отпуст, на котором поминаются святые, которым пелся молебен. Если молебен поется с акафистом, то акафист поют после 6-й песни, но прежде малой ектении и Евангелия (по другой практике – после ектении пред Евангелием). Если молебен соединяется с водоосвящением, то водоосвящение совершается после чтения Евангелия. По прочтении Евангелия поют тропари: «Еже радуйся Ангелом приимшая» – по Требнику все по ряду; а в конце водоосвящения поют: «Владычице, приими молитвы раб Твоих» и опять поют запевы за 7-ю, 8-ю и 9-ю песни по указанному выше чину. Молебное пение в Пасхальную седмицу отличается от обычного молебна тем, что в нем преобладает пение пасхальных песнопений. Вначале не бывает мирной ектении и пения тропаря, а поется «Христос воскресе» со стихами (как на пасхальной утрене и литургии). Канон поется Пасхи с припевами святому. Ектения краткая сугубая бывает только в конце молебна 93 . Глава XII. Водоосвящение § 1. Чин великого и малого водоосвящения. История их образования Святая Церковь словом Божиим, молитвой и священнодействиями освящает не только самого человека, но и все то, чем человек пользуется на земле: воду, воздух и саму землю, различные предметы и вещи, необходимые для нашего существования и благополучия; она освящает и благословляет их благословением небесным – для сообщения чрез них благодати и благословения человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Теперь Христа встречает не только Иудея, но и весь «новый Израиль», все люди приглашаются к радостному участию в новом Царстве Христовом: «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное» (Пасхальный канон, песнь 1, тропарь 2); «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в немже утверждается» (Пасхальный канон, песнь 3, тропарь 1); «Приидите новаго винограда рождения, божественнаго веселия, в нарочитом дни воскресения – Царствия Христова приобщимся…» (Пасхальный канон, песнь 8, тропарь 2) и т. д. Высота праздника стирает границы между богатыми и бедными, воздержанниками и ленивыми, постившимися и непостившимися, по слову свт. Иоанна Златоуста: «Вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества, явися бо общее царство» (Слово огласительное свт. Иоанна Златоустого). Основой Пасхальной утрени является Пасхальный канон, который «по содержанию своему есть не что иное, как продолжительный торжественный гимн в честь славнаго Воскресения Господня и Божественнаго величия воскресшаго Господа» . Авторство канона традиционно приписывается преп. Иоанну Дамаскину, который, в свою очередь, за основу берет проповедь на Пасху свт. Григория Назианзина. В ирмосах Пасхального канона прп. Иоанн Дамаскин переосмысливает библейские песни в контексте Воскресения Христова. Например, ирмос 1-й песни отсылает нас к Песни Моисея из Книги Исход (Исх. 15:1-19), воспетой израильтянами в благодарность Богу, Который перевел их через Чермное море, избавив таким образом от гнавшегося за ними египетского войска. Только в библейской песне победа – это избавление от войск фараона («Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря» (Исх. 15:19), а в Пасхальном ирмосе – это переход от смерти к жизни и от земли на небо («от смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия» (Пасхальный канон, ирмос 1).

http://bogoslov.ru/article/6027170

Пред утренею, если времени достаточно, бывает чтение дня, во время которого настоятель раздает свещи братии. Кандиловжигатель, приняв от настоятеля благословение, производит звон. Затем бывает все так, как в обыкновенное время; но по окончании хода и начатии в притворе утрени, после стиха: Сей день, его же сотвори Господь... и пения Христос воскресе... 1, не произносится Слава... и не поется клиром: Христос воскресе...; а поет настоятель: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, после чего отверзаются входные двери храма, клир же допевает: И сущим во гробех живот даровав. В предшествии двух светильников все вступают во храм, иерей проходит в алтарь, а клир поет: Слава, тропарь праздника: Днесь спасения нашего, главизна... И ныне, тот же тропарь. После этого – великая ектения. По возгласе настоятель начинает ирмос пасхального канона: Воскресения день... Поется канон Пасхи с ирмосом на 8, ирмос по 2, и канон Благовещения с ирмосом на 8, ирмос по 2 840 ; в конце каждой песни – ирмос Пасхи 1 и ирмос Благовещения 1; на катавасию – Воскресения день... 1, оба лика вместе и тропарь: Христос воскресе... 3. После каждой песни – малая ектения. По 3 песни и ектении – кондак и икос Пасхи, ипакои: Предварившия утро... и чтение из Григория Богослова : На стражи моей стану. По 6 песни и ектении – кондак и икос праздника Благовещения и чтение из Григория Богослова , начинающееся словами: Воскресения день. Вонмем. Премудрость. Прокимен праздника: Благовестите..., стих: Воспойте Господеви... Господу помолимся. Господи, помилуй. Яко свят еси... Аминь. Всякое дыхание... со стихом. И о сподобитися нам слышанию святаго евангелия... Господи, помилуй 3. Премудрость, прости, услышим святаго евангелия Мир всем. И духови твоему. От Луки святаго евангелия чтение. Слава тебе. Господи, слава тебе. Вонмем. Евангелие Благовещения – Лук. зач. 4. Слава тебе, Господи, слава тебе. Воскресение Христово... 3. Воскрес Иисус... 3. На 9 песни – припевы Пасхи и припев праздника. По ектении – светилен Пасхи 1 и праздника 2. Всякое дыхание, хвалитные псалмы и хвалитные стихиры воскресны на 4 и Благовещения на 4. Стихиры (воскресны) надобно начинать со стиха: Сотворити в них суд...; две последние стихиры праздника следует петь с припевами: Благовестите день от дне... Воспойте Господеви песнь нову... Потом оба лика вместе поют стихиры Пасхи с припевами: Да воскреснет Бог... Слава – Благовещения: Да веселятся небеса... И ныне – Пасхи: Воскресения день... Дальше так, как обыкновенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Глава 11. Среда 6-й седмицы по Пасхе. Отдание Пасхи    На вечерне начало, как на Пасху. Иерей при открытых царских дверях с Крестом, трисвещником и кадилом возглашает «Благословен Бог наш» и поет «Христос воскресе» (трижды). Хор также поет (трижды) «Христос воскресе». Священник возглашает стихи «Да воскреснет Бог» и прочее. Псалом 103-й. Ектения великая. Рядовая кафизма. На «Господи, воззвах» стихиры о слепом на 6, «Слава, и ныне»: «Кто возглаголет». Прокимен дня. На стиховне – стихира воскресная «Тебе, Воплощеннаго Спаса», стихиры Пасхи с припевами, «Слава, и ныне» – «Воскресения день» («Христос воскресе» – один раз.) По «Ныне отпущаеши» – тропарь воскресный «Собезначальное Слово» и Богородичен его. Ектения «Помилуй нас, Боже» и отпуст – «Воскресый из мертвых» (без Креста). На часах – тропарь «Собезначальное Слово...», кондак – «Душевныма очима...»    На утрене по возгласе «Слава Святей» – пасхальное начало, как на вечерне. Шестопсалмие. На «Бог Господь» – тропарь «Собезначальное Слово» (дважды), «Слава, и ныне» – «Радуйся, Двере Господня». По 1-й кафизме – седальны воскресные, по второй – Недели слепого. «Воскресение Христово видевше» (один раз). Псалом 50-й. Канон Пасхи с ирмосом на 6, слепого на 4, предпразднства Вознесения на 4. Катавасия – «Спасителю Богу...» По 3-й песни – кондак и икос слепого и седален. По 6-й песни – кондак и икос Пасхи. «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи. Светилен Пасхи (дважды) и слепого. На «Хвалите» стихиры слепого на 4 и Пасхи все. Славословие великое. Тропари – «Собезначальное Слово», «Слава, и ныне» – «Радуйся, Двере Господня».    Ектении. Отпуст (без Креста).    Начало Литургии, как на Пасху. Блаженна от канона Пасхи песни 3-я и 6-я. По входе – тропарь воскресный «Собезначальное Слово», «Слава» – кондак слепого, «И ныне» – Пасхи «Аще и во гроб». Прокимен Пасхи: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь», Апостол дня – Деян., зач. 41, «Аллилуия» Пасхи, Евангелие дня – Ин., зач. 43. За «Достойно» – «Ангел вопияше», «Светися, светися». Причастен Пасхи – «Тело Христово приимите».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Как все происходит на деле в современной практике, «Указания» умалчивают, но зато мы узнаем, что по Типикону в каждой песне ирмос мы должны услышать семь раз, каждый тропарь – шесть раз (или четыре раза, если в песне тропарей три, а не два). Как говорится «повторенье – мать ученья»! Тут даже невнимательный что-то да услышит, и человек несведущий, или новый, или недалекий что-то да поймет. К тому же по Типикону никакого каждения на каждой песне канона не положено: настоятель «кадит в начале канона святыя иконы и оба лика и братию по чину» . Однако тут вступает в силу обычай, на который упирают составители указаний: «Это – указание на полное каждение всего храма, которое должно совершаться только один раз – на 1-й песни канона. Но, по твердо установившемуся издревле обычаю , каждение совершается на каждой песни (малое)» . Из самых древних источников авторы приводят Цветную Триодь (М., 1914). Но судя по рассказу А.П. Чехова, обычай кадить на каждой песне по крайней мере на полвека старше, но для «древности» и этого маловато, учитывая, что действующий у нас Типикон фиксирует положение на конец XVII века . Точное время совершения пасхальной утрени Типикон не называет, говоря кратко: «об часе утреннем». «В Русской Церкви приблизительно за последние сто с небольшим лет установился обычай начинать пасхальное торжество ровно в полночь», – сообщают нам богослужебные указания . По Типикону, «последование литургии бывает по рану» . Об авторитетности ссылок на обычай скажем ниже. Как видим, уставное богослужение создает условия для вникания в молитвословия. Проблема – с распространившимся и утвердившимся недобрым обычаем : сокращать службу, выбирать такой напев канона, чтобы удобнее было петь «по скору», полный отказ от повторов ирмосов и тропарей канона и т. п. Наше обычное самооправдание в отказе от уставного богослужения простое: не может современный человек, да еще на приходе, выдержать такую длительную ночную службу. К тому же в большом городе надо еще успеть на общественный транспорт, чтобы добраться до дома и т.д. и т.п.

http://pravoslavie.ru/120819.html

Пасхальное последование Цветной Триоди (тексты к-рого не называются в Типиконе воскресными или праздничными, но всегда «Пасхи») и 8 гласовых воскресных последований Октоиха (к системе Октоиха также относятся 11 (соответственно числу воскресных утренних Евангелий) воскресных эксапостилариев и евангельских стихир Октоиха и 2 воскресных тропаря по великом славословии утрени) составляют в наст. время основной корпус песнопений правосл. Церкви, посвященных В. И. Х. Наряду с этими 9 последованиями о В. И. Х. говорится в последованиях праздников Вознесения Господня (четверг 6-й седмицы по Пасхе), Обновления храма Воскресения в Иерусалиме (13 сент.), Воздвижение Креста Господня (14 сент.) и др. Множество посвященных В. И. Х. песнопений, ныне не употребляющихся, сохранилось в рукописях. Основными темами воскресных и пасхальных песнопений являются размышление о взаимосвязи Страстей и Воскресения Господа (и шире - созерцание всего домостроительства совершенного Христом спасения), раскрытие значения В. И. Х. как победы над смертью и греховными силами, рассказ об исторических обстоятельствах В. И. Х. Взаимосвязь Страстей и Крестной смерти Христа и Его Воскресения как тайны спасительного домостроительства является центральной темой воскресных песнопений:                       (тропарь «Воскресение Христово видевше» ),                           (стихира восточна на вечерне 1-го гласа),                       (седален воскресен 5-го гласа). О связи между Крестом и Воскресением Господним постоянно упоминается в утренних канонах воскресных последований Октоиха (в каждом гласе по 2 канона, посвященных В. И. Х., и 1, посвященный Богородице), так что вторые из них даже носят название «крестовоскресных» (1-й тропарь в них обычно посвящен Кресту, 2-й - В. И. Х.), хотя тема Страстей присутствует и в 1-х, воскресных, канонах (напр., 1-го гласа:           (тропарь 1-й песни),         (тропарь 3-й песни) и т. д.). Мн. воскресные песнопения открываются с прославления Страстей и завершаются прославлением Воскресения Господа.

http://pravenc.ru/text/155304.html

Поистине Он есть радость; Он – истинное торжество» 86 . Наконец, вот как пишет в своем толковании блаж. Феодорит о тех же словах обетования Спасителя: «Господь обещает Свое пребывание до скончания века и нам, и тем, которы будут после нас; однако – не в том смысле, что до скончания века будет, а после скончания не будет. Нет, тогда-то особенно и будет Он пребывать с нами и при том яснейшим образом». Об этом, чаемом нами, выразительнейшем и явнейшем приобщении Христа-Пасхи говорит нижеследующий, заключительный тропарь Пасхального Канона: Песнь 9. Тропарь 2 О, Пасха велия и священнейшая, Христе! О, Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее 87 Тебе причащатися В невечернем дни Царствия Твоего. Восприяв начало своего Канона: «Воскресения день!» от богомудрого Григория, к нему же песнотворец прибегает и для заключительной песни своего беспримерного творения. В самом деле послушаем, как заканчивает Богослов свое дивное слово на Святую Пасху: «О, великая и священная Пасха, и очищение всего мира! Буду беседовать с тобою, как с чем-то одушевленным. Слово Божие, и Свет, и Жизнь, и Мудрость, и Сила! Все твои наименования меня радуют. Порождение, исхождение, и отпечатление великого ума. Умопредставляемое Слово и Человек умосозерцаемый, Который “носит всяческая глаголом Силы Своея” ( Евр.1:3 ). Прими теперь слово сие – не начаток, но, может быть, последнее мое плодоприношение; слово вместе благодарственное и молитвенное, чтобы мне не терпеть других скорбей, кроме необходимых и священных, в которых протекла жизнь моя. Останови или мучительную власть надо мною тела (ибо видишь, Господи, как она велика и обременительна), или приговор Твой, если от Тебя низлагаемся. Если же разрешусь, каким желаю, и буду принят в небесные кровы, то, может быть, и там возложу угодное на жертвенник Твой, Отче, и Слове, и Душе Святый». Последний тропарь Канона заканчивается молитвой ко Христу-Пасхе – да подаст нам истее причащаться Его в невечернем дни грядущего Царства Славы. «Ибо доколе мы остаемся в сем мире, – говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010