Такой же карниз у четверика, а вот у трапезной он состоит из пояса сухариков, или дентикул. Трапезная - двухэтажная, с высокими оконными проёмами с полукруглыми завершениями на втором этаже и небольшими окнами - на первом. Апсида трёхчастная, она одной высоты с четвериком и трапезной, что нехарактерно для храмовой архитектуры. С трёх сторон её стены поддерживают контрфорсы. Но самой замечательной составляющей соборного ансамбля является колокольня. Это монументальное четырёхъярусное сооружение - яркий пример классицистического стиля в храмовом зодчестве. На массивный первый ярус, в котором расположены входной портал и притвор, поставлены три четверика, размеры которых уменьшаются с каждым ярусом. Самый верхний как бы вырастает из купола предыдущего яруса звона и служит скорее барабаном, на котором покоится глава довольно необычной формы. На куполе звонницы с четырёх сторон есть окна-люкарны с фронтонами. Все ярусы (кроме верхнего) колокольни имеют по четыре колонны тосканского ордера с каждой стороны и декоративные фронтоны над арочными проёмами. Карнизы оформлены поясом сухариков и более крупных дентикул. Главный престол собора находится в нижнем храме и освящён в честь праздника Рождества Христова. Там же обустроен придел во имя священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. Одна из почитаемых святынь собора Рождества Христова - мощи священномученика Илариона (1886-1929 гг.). Этого человека называют выдающимся иерархом и одним из крупнейших церковных деятелей ХХ века. 24 июля 1998 года состоялось обретение мощей владыки Илариона. В 2000 году на Юбилейном Архирейском Соборе Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Из других святынь собора стоит упомянуть древнюю икону Священномученицы Параскевы Пятницы и икону с частицей мощей преподобного Варнавы Гефсиманского, а также ковчег с частицами мощей различных святых: прп. Макария Калязинского, св. вмц. Анастасии Узорешительницы, прп.

http://sobory.ru/article/?object=01124

ФАОС дело 14. Кат-АМ 24. Кат-ЯВ 19. С. 10. Кат-ЕС С. 19, п/п 115. [Кат-ГУБ. С. 959.] Родился 26/VIII-1858 г. в г. Ишиме Тобольской губернии в семье дьячка. В 1882 г. окончил Тобольскую духовную семинарию и рукоположен в сан священника. Назначен помощником настоятеля Крестовоздви- женского собора г. Туринска. С 1886 г. – настоятель Благовещенского собора г. Тюмени. В 1893 г. служил в селах Ектеринбургской епархии. С 1903 г. – священник Симеоно-Аннинской церкви Сытерского завода. В 1913 г. – священник Преображенской церкви Верхнеуфаленского завода. С 1922 г. в обновленческом расколе, настоятель Свято-Троицкого собора г. Тюмени. 28/VII-1923 г. будучи в браке, хиротонисан во еп. Туринского и Ирбитского. В сентябре 1923 г. командирован в г. Тобольск. 30/1Х- 1924 г. командирован в Кустанайскую епархию. С 25/XI-1925 г. – архиеп. Тюменский. С 1927 г. – архиеп. Ишимский, затем Омский. В 1928– 1929 гг. – архиеп. Ставропольский. С 1931 г. – архиеп. Борисоглебский, затем Ишимский. С августа 1936 г. на покое. 01/Х-1937 г. арестован. 10/Х-1937 г. приговорен постановлением Тройки при УНКВД по Омской области к высшей мере наказания. Расстрелян 13/Х-1937 г. в г. Ишиме. [Лавринов. С. 127.] АЛЕКСАНДР (Цветиков) Епископ Брянский 29/1–1931 г. хиротонисан во епископа Брянского. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1931. С. 12. ФАМ 28а. [Кат-ГУБ. С. 959.] АЛЕКСАНДР (Чекановский [Алексей Иванович]) Митрополит Киевский и всея Украины Родился в 1881 году. В 1905 г. окончил Киевскую духовную семинарию ив 1916 г. Киевскую духовную академию со званием кандидата богословия. По окончании академии был преподавателем Самарской духовной семинарии, а с 1911 г. – профессором Киевской академии. В 1911 г. за сочинение «К уяснению учения о самоуничижении Господа нашего Иисуса Христа» (Изложение и критический разбор кенотических теорий о лице Иисуса Христа. Киев, 1910 г.), удостоен звания магистра богословия. В 1913 г. рукоположен во пресвитера.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Христианская этика. На сербск. языке. М. 1959. Экономический строй освобожденной России. М. 1960. Перечень статей. Мат. Биб. I. Бл. 1931, и II. Бл. 1941. БИЦИЛЛИ, Петр Михайлович. 1879–1953 Профессор истории в Одессе, а потом в Софии. Сотрудник «Современных Записок» и «Нового Града». Статьи по социологии, литературе и истории. Введение в мировую историю. Бл. 1923. Русская Поэзия. Пр. 1926. Статьи. Мат. Биб. I. Бл. 1931, Мат. Биб. II. Бл. 1941. БОБРИНСКОЙ, Алексей Алексеевич, граф. 1893–1971 Родился 16 октября в Петербурге. Окончил Оксфордский университет. Участвовал в войне 1914–1917 г. Покинул Россию после революции. Поселился во Франции. После второй мировой войны переселился в Англию. Скончался в Лондоне 6 февраля. Астрономия Библии . П. 1928. БОБРИНСКОЙ, Андрей Александрович, граф. 1859–1930 Родился 30 января. Предводитель дворянства, Государственный Советник и камергер, член Государственной Думы. Умер в Париже 17 октября. Из эпохи зарождения христианства. П. 1929. стр. 4–6. БОБРИНСКОЙ, Борис Алексеевич, граф, священник. 1925 Родился 15 февраля в Париже. Окончил Богословский Институт в Париже в 1949 г. Инспектор института с 1951 г. Профессор Догматического Богословия с 1953 г. Рукоположен 18 октября 1959 г. Деятельный участник Экуменического Движения. Многочисленные богословские статьи в русских и иностранных журналах. Участник сборника «Православие в жизни», Н.И. 1953. Список статей Зан. 1965 БОБРИНСКОЙ, Петр Андреевич, граф. 1893–1962 Родился б декабря в Петербурге. Учился в Технологической институте. Не смог кончить его из-за войны 1914 г. Служил в Гвардейской артиллерии. Покинул Россию в 1919 г. и поселился в Париже. Работал как журналист. Умер в Париже 24 августа. Старчик Григорий Сковорода. П. Второе издание Мадрид. 1965. стр. 77. БОБРОВ, Николай Рафаилович. 1897–1970 Родился 20 июля. Умер 11 декабря в Соединенных Штатах. Краткий исторический очерк строительства свято троицкого монастыря. Дж. 1969. стр. 176. БОГОЛЕПОВ, Александр Александрович. 1886 Родился 16 января. Окончил юридический факультет Петербургского университета 1911. Профессор Петроградского университета и Бестужевских женских курсов, 1915–1922. Покинул Россию в 1922. Профессор Русского Юридического факультета в Праге, 1924–1928. Профессор русского языка в Берлине, 1941–1946. Профессор канонического права в св. Владимирской Семинарии в Нью-Йорке с 1951 Библиография. St. Vladimir Quarterly. Vol. 10. No. 1–2.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

А.С. Хомяков (1804–1860). Главная роль Алексея Степановича Хомякова в славянофильском движении общепризнанна. Когда в Москве образовался кружок будущих славянофилов, то его душой стал А.С. Хомяков. Сначала он сблизился с братьями Киреевскими. В доме у них он встретился с двумя студентами – Ю. Ф. Самариным и К.С. Аксаковым. Развитие отношений началось с философских споров; дело кончилось тесным, дружеским сближением. Их имена стали неразрывны, и в Петербурге кружку дали название «славянофилов», хотя сами они называли свое движение как «русское направление» (К.С. Аксаков), «московское направление» (Ю. Ф. Самарин ), «славяно-христианское направление» (А.С. Хомяков), «самобытники» (А. Кошелев). 959 А.С. Хомякову принадлежит, преимущественно заслуга формирования религиозного сознания славянофилов, учения о Церкви, т.е. глубочайшей основы славянофильства. По словам В. Троицкого (1886–1929, впоследствии – архиепископ Иларион), А.С. Хомяков «собрал и усвоил то, что говорили на Востоке и Западе в течение нескольких веков по разным поводам, применил все это к западным исповеданиям, дополнил различными весьма глубокими философскими и историческими соображениями, изложил, наконец, в совершенно новой форме и тоном вдохновенным». 960 Свое учение о Церкви Хомяков раскрывал в форме полемики с западными вероисповедными системами. Но, критикуя их теневые стороны, он выявляет и положительные стороны европейского просвещения, которые вызывали в нем «вполне справедливую дань удивления его (Запада) великим явлением историческим и художественным, и научным, – будь это Гильдебрандт и Готфрид, или Лютер и Густав Адольф или творец Сикстинской Мадонны, или строитель Кельнского собора, или Кант, или Гегель, довершители рассудочной философии. Добросовестные или ослепленные, действовавшие с любовью ясновидящие ли и раздраженные сознанным противоречием безысходных своих задач, высокие ли тем нравственным величием, которое сохраняли они, несмотря на неполноту принятого ими закона, или могучие мыслительной силой, несмотря на ложность их мышления, – все они орудия Высшего Промысла и отчасти невольные жертвы исторического развития, могут за свои великие подвиги слышать от нас слово правдивого уважения, не помраченного ни осуждением, ни упреком». 961

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

монаха Леонтия (Карягина, 1870-1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) монаха Стефана († 1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) послушника Георгия (Тимофеева, 1880-1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) послушника Илариона (Правдина, † 1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) послушника Иоанна (Сретенского, † 1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) послушника Сергия (Галина, † 1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) в Красноярской и Крымской епархиях: архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого, 1877-1961, память 29 мая/11 июня, священноисповедник) в Московской епархии: архиепископа Верейского Илариона (Троицкого, 1886-1929, память 27 апреля/10 мая, священномученик) протоиерея Константина Голубева (1852-1918, память 19 сентября/2 октября, священномученик) и с ним убиенных мученика и мученицы в Омской епархии: архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского, 1860-1920, память 13/26 февраля, священномученик) священника Михаила Пятаева (1891-1930, память 15/28 февраля, священномученик) священника Иоанна Куминова (1865-1930, память 15/28 февраля, священномученик) в Пермской епархии: архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского, 1870-1918, память 7/20 июня, священномученик) епископа Соликамского Феофана (Ильменского, 1867-1918, священномученик) и иже с ним убиенных двух священников и пяти мирян, их память совершается 11/24 декабря архимандрита Варлаама, настоятеля Белогорского Свято-Николаевского монастыря (Коноплева, 1858-1918) и братии монастыря: иеромонахов Сергия, Илии, Вячеслава, Иоасафа, Иоанна, Антония, иеродиаконов Михея, Виссариона, Матфея, Евфимия, монахов Варнавы, Димитрия, Саввы, Гермогена, Аркадия, Евфимия, Маркелла, послушников Иоанна, Иакова, Петра, другого Иакова, Александра, Феодора, другого Петра, Сергия, Алексия (память преподобномучеников совершается 12/25 августа) в Рязанской епархии: архиепископа Рязанского Иувеналия (Масловского, 1878-1937, память 11/24 октября, священномученик)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

священника Владимира Ильинского (1833–1918, память 22 февраля/7 марта, священномученик) диакона Иоанна Касторского (1848–1918, память 22 февраля/7 марта, священномученик) Иоанна Перебаскина (1862–1918, память 22 февраля/7 марта, мученик) священника Василия Разумова (1879–1937, память 8/21 сентября, священномученик) в Казанской епархии: епископа Амвросия, настоятеля Свияжского Успенского монастыря (Гудко, 1867–1918, память 27 июля/9 августа, священномученик) архимандрита Сергия, настоятеля Успенского Зилантова монастыря (Зайцева, 1863–1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) иеромонаха Лаврентия (Никитина, 1872–1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) иеромонаха Серафима (Кузьмина, 1870–1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) иеродиакона Феодосия (Александрова, 1864–1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) монаха Леонтия (Карягина, 1870–1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) монаха Стефана (†1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) послушника Георгия (Тимофеева, 1880–1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) послушника Илариона (Правдина, †1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) послушника Иоанна (Сретенского, †1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) послушника Сергия (Галина, †1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) в Красноярской и Крымской епархиях: архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого, 1877–1961, память 29 мая/11 июня, священноисповедник) в Московской епархии: архиепископа Верейского Илариона (Троицкого , 1886–1929, память 27 апреля/10 мая, священномученик) протоиерея Константина Голубева (1852–1918, память 19 сентября/2 октября, священномученик) и с ним убиенных мученика и мученицы в Омской епархии: архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского , 1860–1920, память 13/26 февраля, священномученик) священника Михаила Пятаева (1891–1930, память 15/28 февраля, священномученик)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Шиляев Павел Иосифович. Родом из Перми. Священник с 1909 г. Военный священник в Белой Армии. Регент в Свято-Иннокентьевской церкви г. Маньчжурия при святителе Ионе Ханькоуском в 1922–1925 гг. Служил на ст. Цицикар в 1928–1929 гг., Благовещенской церкви в Харбине в 1930–1938 гг., на ст. Пограничная КВЖД в 1941 г. Преподавал в Харбинской духовной семинарии. Композитор духовной музыки. Скончался на ст. Аньда КВЖД 07.08.1943 г. Протоиерей Павел Элизен Павел Константинович. Священник из Забайкалья. Эмигрировал в Китай в 1923 г. Служил в церкви на ст. Якеши КВЖД (1923–1927 гг.), Госпитальном городке Харбина (1927–1929 гг.), в пос. Кыценор (1929 г.), на ст. Чжалайнор и на Чжалайнорских копях (1930–1936 гг.) Протоиерей Петр Местный священник на станции Маоэршань Восточной линии КВЖД. В конце 1920-х-начале 1930-х гг. девушки-гимназистки из Харбина на прогулке в окрестностях станции обрели на старой сосне обновившуюся икону Божией матери. На месте обретения о. Петром был отслужен молебен и при большом стечении народа святыня была перенесена на станцию и торжественно в украшенном цветами вагоне отправлена в Харбин. Икону сопровождали гимназистки. На каждой станции люди встречали икону и могли приложиться к ней. На вокзале Харбина икону встречало духовенство. Образ после торжественного молебна был перенесен в церковь района Механических мастерских. Протоиерей Петр Алейников Петр Димитриевич. Служил в храмах Восточной линии КВЖД (1930–1940 гг.), на станции Эрдахэцзы с 1942 г., а также в церкви Госпитального городка Харбина. Протоиерей Петр Добровольский Петр Никитич. Военный священник на крейсере «Димитрий Донской» во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Протоиерей Петр Котляров Петр Фомич. Родился в 1886 г. в г. Калач Воронежской губернии. С 1907 г. проходил военную службу во Владивостоке, где служил псаломщиком и регентом в армейской церкви. В 1913 г. учился на пастырских курсах в Хабаровске. С 1915 г. псаломщик в храме Св. Василия Блаженного в Хабаровске. В конце этого же года рукоположен в сан диакона к Слободской церкви г. Владивостока. Через полгода переведен в Успенский собор. В 1920 г. назначен в Свято-Николаевский собор Харбина. В 1921 г. возведен в сан протодиакона. В 1925 г. эмигрировал в США, где начал служить в г. Сиэтле. С 1926 г. служил в Чикаго. В 1927–1934 г. – протодиакон Свято-Троицкого собора в Сан-Франциско. В 1934 г. по прошению уволен за штат. В 1935 г. перешел в Московскую Патриархию, организовал Свято-Николаевский приход в Сан-Франциско. В 1938 г. организовал второй приход Московской Патриархии в Сан-Диего. В этом же году рукоположен в сан священника и назначен настоятелем храма в Сан-Диего. В 1940–1952 гг. служил в Свято-Николаевском соборе в Сан Франциско. В 1952 г. вышел за штат по болезни. В 1955–1962 гг. – настоятель храма в г. Беркли. Скончался от сердечного заболевания 17.11.1962 г. Протоиерей Петр

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

149 . По поводу статьи о Казанском собрании епископов (1885 г., т. 2). 150 . По поводу газетных споров о Феодосеевском безбрачии (1885 г., т. 2). 151 . По поводу газетных толков о расколе (1885 г., т. 2). 152 . Миссионерская деятельность среди раскола (1886 г., т. 1). 153 . Новые опыты изложения глаголемыми старообрядцами памятников старинной письменности (1886 г., т. 1). 154 . Несколько слов о «современном недоумении старообрядцев», заявленном в «Современных Известиях» (1886 г., т. 1). —561— 155 . Личный состав раскольнической иерархии в настоящее время (1886 г., т. 1). 156 . Еще о миссионерской деятельности среди раскола. (1886 г., т. 1). 157 . По поводу «постановлений» и «воззвания», изданных собравшимися в Казани архипастырями (1886 г., т. 1). 158 . Заграничная раскольническая литература. 1. Новые издания Карловича. 2. Поморские ответы, напечатанные в Мануиловском монастыре. 3. «Истинность» Швецова (1886 г., т. 1). «Старообрядцы». Зитуменос. Соч. Верховского (1887 г., т. 1). 159 . Несколько предварительных слов к «Изъяснению» смысла и значения порицательных отзывов о именуемых старых обрядах, и самое «Изъяснение» (1886 г., т. 1). 160 . Об источниках для истории Белокриницкой иерархии. Речь, произнесенная на диспуте 18 апр. 1874 г. (1886 г., т. 1). 161 . Заметки о прочитанном (1886 г., т. 2). 162 . Поездка в Гуслицкий Спасопреображенский монастырь (1886 г., т. 2). 163 . Известия и заметки (1886 г., т. 2). 164 . И. Ф. Андреев. Его жизнь и кончина. Самоуправство раскольников при его погребении (1886 г., т. 2). 165 . Памяти Η. В. Варадинова (1886 г., т. 2). 166 . Мои сношения с иезуитом о. Гагариным (1886 г., т. 2). 167 . Несколько слов о первом съезде противораскольнических миссионеров в Москве (1886 г., т. 2). 168 . К материалам для истории раскола (1886 г., т. 2). 169 . Письмо к одному священнику. На вопрос: необходимо ли перевенчивать обратившихся из раскола супругов (1886 г., т. 2). 170 . Движения у слободских старообрядцев (1886 г., т. 2). 171 . Письмо Т. И. Филиппова к редактору «Русского Дела» (1886 г., т. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А в тое церковь святой антиминс послан той Филатеровой пустыни спасской церкви с дьячком с Никоном Тюрниным. К сей памяти дому преосвященного архиепископа казенная печать приложена». На обороте ее написано: «Казначей Иеромонах Павел». Приложение 4-е. Указ Святейшего Правительствующего Синода 18 Октября 1860 года. об учреждении Троицко-Стефановского Ульяновского Монастыря Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Вологодской Духовной Консистории, строителю Устьсысольского, Троицко-Стефановского Ульяновского, заштатного Монастыря, Иеромонаху Иринею. В присланном из Святейшего Правительствующего Синода к Его Преосвященству Христофору, Епископу Вологодскому и Устюгскому и кавалеру, от 18 Октября сего года за 5006, указе изображено: По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Его Сиятельства, господина Исправляющего должность Обер-Прокурора Святейшего Синода, Князя Сергея Николаевича Урусова, в котором излагает: Государь Император, по всеподданнейшему докладу Его Сиятельства, в 3 день минувшего Сентября, Высочайше соизволил утвердить определение Святейшего Синода, об учреждении в Устьсысольском уезде, Вологодской Епархии, при бесприходной Ульяновской Спасской церкви, мужского общежительного Монастыря, на изложенных в том определении основаниях. О сем Высочайшем соизволении Его Сиятельство объявил Святейшему Синоду для надлежащего к исполнению распоряжения. Из производившейся по настоящему делу в Святейшем Синоде переписки видно: Священноцерковнослужители г. Устьсысольска с его уездом и местные жители обратились к Вашему Преосвященству с просьбой об учреждении в тамошнем крае мужского общежительного Монастыря, под наименованием Троицко-Стефановского, в том внимании: а) что к уездах Яренском и Устьсысольском, населенных зырянами, на протяжении слишком тысячи верст, нет ни одной обители, где бы можно было зырянину найти пристанище для спасения души, между тем как из них есть многие с особенною наклонностью и любовью к уединенной монастырской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мая 17 дня 1866 года. Подлинный подписали: Обер-Секретарь Н. Павловский, Секретарь Н. Минаев. С подлинным верно: Соловецкого Монастыря Настоятель Архимандрит Феофан. Приложение 6-е. Письмо Вологодского Епископа Христофора к Настоятелю Соловецкого Монастыря Архимандриту Порфирию о приглашении старцев в Ульяновский Монастырь Высокопреподобный отец Архимандрит Достопочтенный о Иисусе Христе брат! По желанию Духовенства и жителей зырянского края Вологодской Епархии в 1860 годе с Высочайшего соизволения учрежден в Устьсысольском уезде общежительный Троицко-Стефановский Ульяновский Монастырь с предоставлением оному достаточных средств к содержанию. В обители этой братии в настоящее время находится весьма ограниченное число, и общежительный устав не введен там доселе. Такое положение Монастыря, мало возрастающего, несмотря на видимую необходимость существования оного, братия относит к назначению Настоятелей совершенно неопытных в правилах общежития. Почему братия Ульяновской обители желали бы, чтобы туда вызван был для начальствования один из опытных в духовной жизни старцев Соловецкого Монастыря, который, прибыв с несколькими лицами Соловецкой братии, принял бы обитель под свое Настоятельство и приведенных с собою определил в должности: Казначея, Духовника и Эконома и, при общем содействии их, ввел бы там вполне общежительный устав Соловецкий. О всем вышепрописанном довел до сведения моего г. и. д. Обер-Прокурора Святейшего Правительствующего Синода князь Сергей Николаевич Урусов в отношении его от 10 Июля за 4515, и вместе просит, приняв во внимание благочестивое желание иноков Ульяновского Троицко-Стефановского Монастыря, установить в оном Общежитие на том основании, что по Указу Святейшего Правительствующего Синода от 18 Октября 1860 года Монастырь сей разрешено открыть на правилах общежития. По учинении в Духовной Консистории справки оказалось, что Ульяновский Троицко-Стефановский Монастырь вновь открыт с Высочайшего соизволения по указу Св. Правительствующего Синода от 18 Октября 1860 года, вследствие ходатайства духовенства и жителей зырянского края Вологодской Епархии, так как в Устьсысольском и Яренском уездах, населенных зырянами, на протяжении слишком 1000 верст нет ни одной обители, в коей бы можно было найти зырянину тихое пристанище для избежания треволнений житейских и для спасения души.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010