Таково, по нашему мнению, происхождение «Каталога» Икономоса. Что намерение Икономоса при составлении его «Каталога» действительно состояло в том, чтобы поднять престиж Константинопольских патриархов, это можно наблюдать на самых первых страницах труда указанного ученого, где читаем: «Доныне не прервалась и вовек не оскудеет златая цепь (sic!!!) достойных преемников Первозванного (св. Андрея) и пастыреначальников Великой Церкви» (Христ. Чтение. Т. I. С. 613). Так как цель у Икономоса была утилитарная, то ему и не было надобности очень много заниматься изучением истории патриархов: ему нужно было лишь нахватать известное число фактов, служащих его цели, а больше автор ни о чем и не заботился. Поэтому же Икономос очень обрадовался вышеупомянутой книжонке Прокопия, благодаря которой он мог смягчать резковатые отзывы Вендотиса о Константинопольских патриархах XVIII в. Какое же значение в науке может иметь «Каталог» Икономоса? Для истории патриархов XV, XVI, XVII и большей части XVIII в. «Каталог» этот имеет очень малое значение: почти все его содержание полностью можно отыскать в первоисточниках. И мы видим, что Гедеон почти совсем избегает цитировать Икономоса, когда дело идет о патриархах указанных веков; точно так же будем поступать и мы. Для конца XVIII и начала XIX в. труд Икономоса сохраняет значение, но небольшое, потому что цель его произведения тенденциозна. Гедеон иногда берет Икономоса себе в советники, когда дело идет о временах, которые давний ученый знал в качестве современника; последуем и мы мудрому примеру константинопольского историка. Сочинение Икономоса не так давно (1884 г.) в оригинале вышло вторым изданием в Афинах и почти ничем не отличается от прежнего. Этим вторым изданием владеем и мы. Русский перевод книги сделан, по словам проф. И. Е. Троицкого, кандидатом Академии Сахаровым, служившим при Афинской миссии; 3) Γεδεν.Χρονικα το πατριαρχκου οικα το ναο («Хроника патриаршего дома и храма» — в Константинополе). Κωνσταντινοπολις, 1884. Вот еще сочинение Гедеона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

А потому неудивительно мое сильное утомление к концу редакторства. Не помог и летний отдых в 1884 г., поездка в Нижний, на родину, и путешествие по Волге до Саратова, причем редактирование «Церковного вестника» было поручено временно моему коллеге, профессору И. Е. Троицкому , редактору «Христианского чтения». По возвращении в Петроград решился отказаться от редакторства, до истечения пятилетнего срока, на который был избран. Вследствие заявления об этом моем решении собралась в моей квартире вся корпорация наставников академии, соиздателей «Церковного вестника», во главе с Преосв. Арсением (Брянцевым) , тогдашним нашим ректором. Здесь обнаружилось, что мои коллеги, с одной стороны, не были уверены в непреклонной решительности моего отказа, с другой – желали во что бы то ни стало удержать меня на месте редактора. В этих видах всячески убеждали взять обратно мой отказ, хотя бы еще на один год, до истечения пятилетнего срока моего избрания. Чтобы поколебать мое решение, они прибегли к следующему средству: во главе с ректором (который, вероятно, забыл не очень давнюю мою с ним стычку, см. выше), все встали и стоя просили меня остаться редактором 401 . Несмотря, однако, на такое, сильно тронувшее меня и весьма лестное отношение моих сослуживцев и сотрудников к моей журнальной деятельности, решимость моя нисколько не поколебалась. Горячо поблагодарив за их доброе обо мне, как редакторе, мнение, я сказал буквально (хорошо это помню) следующее: «Вы, господа, кажется, не вполне верите искренности моего заявления. То, что вы сейчас услышите, должно разубедить вас в этом. Кроме утомления есть еще другая, более важная причина моего отказа. Должен признаться, что я слишком сильно увлечен журнальной деятельностью. Чувствую, что перестаю быть профессором и превращаюсь в журналиста, что если еще несколько лет останусь редактором, то окончательно превращусь в борзописца, чего не желаю, а хочу возвратиться к серьезным научным трудам, которые я порядочно-таки запустил. Не отказываюсь и впредь принимать возможное деятельное участие в сотрудничестве по «Церковному вестнику», но все-таки усердно прошу снять с меня тяжесть редакторства».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Кроме названных систематических руководств по б. археологии, очень много сведений по этой отрасли знания, хотя и в отрывочном виде, даны в сочинениях Велльгаузена И. (Prolegomena zur Geschichte Israels, 3-е изд. 1888 г., Abriss der Geschichte Israels und ludas, 1884), Штаде Б. (Geschichte des Volkes Israel, 1887) и Шюрера (Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Iesu Christi, 1890), у E. Ренана, (Histoire du peupie Israel,1887 г.), а также в библейских словарях Винера Г. (Biblisches Realwörterbuch, 1819), Шенкеля Д.(Bubellexucon, 1869–75), Смита В. (А. dictionary of the Bible, comprising its Antiquities, Biography, Geography and natural history, 1860), Рима E. (Handwörterbuch des biblischen Alterthums, 1875) и абб. Ф. Вигуру (Dictionnaire de la Bible). Для библейской символики, т. е. для объяснения символического значения ветхозаветного культа, лучшим руководством остаются сочинения Бэра: «Die Symbolik des mosaischen Cultus» (1837) и «Der solomonische Tempel mit Berücksichtigung seines Verhältnisses zur heiligen Architectur überchaupt», (1848). Первый опыт руководства по б. археологии на русском языке представляет, явившееся в 1869 г., сочинение г. Зайцева: «Очерк быта древних евреев». Полный Систематический курс этой науки представляет переведенное с немецкого языка студентами Киевской д. академии, под наблюдением проф. А. А. Олесницкого и напечатанное в «Трудах Киевской д. академии», руководство Кейля: «Руководство к библейской археологии», 1875 г. После него в 1884 г. было издано руководство архимандрита Иеронима: «Библейская археология» (в 2-х томах, недоконченное издание). Кроме систематических руководств, на русском языке было издано много отдельных сочинений по тем или иным вопросам б. археологии, как-то: «Ветхозаветный храм в Иерусалиме», (в 1889 г.), проф. А. А. Олесницкого (издание Императ. православного палестинского общества); «Ветхозаветный храм», (1890 г.) проф. Д. М. Муретова ; «Древне-еврейские монеты», (1886 г.) проф. А. Булатова; «Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время судей», (1885 г.) проф. И. Г. Троицкого ; – «Идолопоклонство у древних евреев», (1896 г.) – М. С. Пальмова; «Обрезание у евреев» (1891 г.) г. Соколова В. П.; «Быт еврейских царей» – (1898 г.), г. Миролюбова; «Синагоги иудейские, как места общественного богослужения» (1891 г.) г. Никитина А.; «Восточные обычаи в библейских странах», Тристрама Г. В., перевод В. Н. Аничковой, изд. Имп. прав, палест. Общества 1900 г. Кроме этих отдельных исследований, в качестве пособий для б. археологии на русском языке могут служить библейские словари протоиерея Солярского и г. Верховского; «Богословская энциклопедия», издаваемая при журнале «Странник»; «Толковая библия», издаваемая при том же журнале и «Богословский энциклопедический словарь», изд. г. Сойкина. § 26. Разделение б. археологии, как системы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

—264— Рождественскому Алексию, не изъявившим желания служить по духовно-учебному ведомству. 6) Студентам IV курса – священнику Литвиненко Александру и Уарову Петру разрешить сдать устные испытания после летних каникул, в августе месяце сего 1910 года, – после чего и иметь суждение об удостоении их ученой степени или звания. III. Предложение Преосвященного Ректора Академии: «Долгом считаю предложить Совету Академии избрать кого-либо из ныне окончивших академический курс студентов для приготовления в будущем учебном году к занятию вакантных преподавательских кафедр в Академии». Справка : 1) § 54 устава духовных академий 1884 года: «Для приготовления к занятию преподавательских вакансий в академии Совету предоставляется оставлять при оной на годичный срок наиболее даровитых студентов, кончивших курс с отличным успехом. Примечание. Лица сии получают содержание из особо назначенных для того сумм, в размере не свыше 700 рублей на каждого.» – 2) По § 81 лит. б п. 5 того же устава «оставление при академии кончивших курс студентов, для приготовления к занятию преподавательских кафедр в оной, и назначение им содержания» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили : 1) Оставить на 1910–1911 учебный год при Академии для приготовления к занятию преподавательских кафедр в оной, окончивших ныне академический курс воспитанников Владимира Троицкого и Александра Горского, с производством им, с 16-го августа текущего 1910-го года, содержания по 700 рублей в год каждому, за вычетом 3% на пенсии. 2) Постановление сие представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. IV. Предложение ординарного профессора Академии А.И. Введенского : —265— «Руководствуясь § 54-м академического устава 1884 года и собразуясь с сметою расходов по содержанию Академий, по которой отпускается ежегодно на содержание профессорских стипендиатов лишь 1400 рублей, Совет Академии постановил оставить при оной на будущий 1910–1911 учебный год для приготовления к занятию вакантных преподавательских кафедр двух кандидатов Академии выпуска текущего 1910 года, занявших в разрядном списке первые места. – Принимая во внимание, что с введением нового устава духовных академий Совету придется озаботиться замещением пяти вакантных кафедр, – с одной стороны, и несомненную наличность в составе настоящего выпуска многих весьма даровитых студентов – с другой, считаю долгом предложить Совету оставить при Академии еще одного или двух из них в качестве сверхштатных профессорских стипендиатов, с исходатайствованием на их содержание особых сумм от Святейшего Синода».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еп. Вед.», в «Записках миссионерского общества», II (1868). В 1865 г. они были выпущены в Петербурге отдельным изданием. Новое отдельное иркутское издание 1882 г. является оттиском из I тома Трудов православных миссий восточной Сибири (Иркутск, 1883). Продолжением «Писем» служит отчеты о забайкальской миссии за 1864, 1865, 1866 и 1867 гг., напечатанные в «Иркут. Еп. Вед», в «Записках миссионерского общества», II и III, в «Православном Обозрении», «Страннике» и в I томе «Трудов прав. миссии вост. Сибири» 72 ). К этому же времени относится заметка: «Устроение часовни в Троицко-савске» («Иркут. Еп. Вед.» 1865, 9). Отчеты о состоянии миссии камчатской епархии за годы 1868–1872 печатались в «Иркут. Еп. Вед.», в «Страннике», «Прав. Обозрении», в «Сборнике сведений о православных миссиях и деятельности православного миссионерского общества», П (М. 1872) и перепечатаны во II томе «Трудов прав. миссии вост. Сибири» (1884). – К камчатскому также периоду относятся: «Открытие комитета миссионерского общества в г. Благовещенске на Амуре» («Иркут. Еп. Вед.» 1871, и отчет по обозрению японской духовной миссии в 1872 г. («Труды прав, миссий вост. Сибири», II, 600 и след.). На иркутской кафедре пр. Вениамин написал только один отчет о состоянии и деятельности иркутской миссии – за 1874 г., напечатанный в местных епархиальных ведомостях за 1875 г. 15–20) и перепечатанный въ III томе «Трудов прав. миссий». В это же время напечатан ряд записок, обращавших внимание общества и правительства на те или другие стороны в положении инородцев и миссионерского дела и призывавших к новому отношению к последним. Такова прежде всего извлеченная из официальной переписки «Заметка о гражданском развитии инородцев» в «Миссионере» за 1876 г. (301–302). Затем последовали «Обязанности русского государства по обращению иноверцев и раскольников к православной русской церкви» («Иркут. Епарх. Вед.», 1882, 1, «Московские Ведомости», 1882, 146), «О ламском (идолопоклонническом) суеверии в восточной Сибири» («Иркут. Еп. Вед.», 1882, 24–25. «Правосл. Обозрение», 1882, III, 73 , «Положение христиан в бурятских обществах под начальством язычников» («Иркут. Еп. Вед.», 1884, 30–31) 74 . Три последние записки были напечатаны кроме того в I и IV тт. «Трудов прав. миссий» 75 и изданы отдельно в Петербурге в 1885 г. под общим заголовком: «Жизненные вопросы православной миссии в Сибири» (Письмо, 50). К этим работам примыкает по характеру «Проект положения о последователях буддийского вероучения в Сибири» с «Объяснительной запиской» к нему, напечатанный в 1886 г. (1887) в Петербурге в 20 экз. для представления членам особого совещания о ламах. Основная мысль его – полное невмешательство правительства в дело регламентации ламского суеверия и лишение лам навязанного им положением 1853 г, характера белого, мирского духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

349 (Патриарх Константинопольский – Иоаким III (Деведзис Христос,18.01.1834–13.11.1912) – патриарх Константинопольский (1878–1884, 1901–1912). Проводил деятельную политику по укреплению дисциплины в Церкви, был любим народом. Во время своего первого патриаршества наладил дружественные отношения Вселенского патриархата со Св. Синодом Русской Православной Церкви. Однако у патриарха Иоакима возник конфликт с премьер-министром Греческого королевства Харилаосом Трикуписом, который проводил жесткую националистическую политику с опорой на Англию и требовал того же от своих представителей на территории Турции. Это привел ок разногласиям среди членов Синода и Смешанного совета. В 1884–1901 гг. патриарх вынужден был оставить кафедру из-за разногласий с турецкимправительством в борьбе за права и привилегии Церкви, жил на Афоне. В 1912 г. выступил как противник имяславцев. См.: Герд Л.А., Казачков Ю.А. Иоаким III – патриарх Константинопольский//ПЭ. 2009. Т. 23. С. 157–160; Россия и Православный Восток. Константинопольский патриархат в конце XIX в. Письма Г.П. Беглери к профессору И.Е. Троицкому 1878–1898 гг. СПб., 2003. С. 383.) 350 (...патриархом Константинопольским присланы... четыре вопроса: о календаре, старокатоликах, о раскольниках и о... более тесном общении Автокефальных Церквей в связи с созывом Собора. – В посланиях от 30.06.1902 г. и 12.05.1904 г. Вселенская патриархия обратилась к Поместным Православным Церквам спожеланием укрепления братских взаимоотношений Поместных Православных Церквей и предложением обсудить вопросы об отношении к инославным Церквам, о церковном календаре и пасхалии. Послания были подписаны Святейшим патриархом Константинопольским Иоакимом III и членами Священного Синода. Ответные послания Св. Синода Российской Православной Церкви датируются 25.02.1903 г. и 18.03.1905 г. См.: Послание Вселенской патриархии к Святейшему Правительствующему Российскому Синоду//ЦВед. 1903. Офиц. отд. С. 240–244; Ответное послание Святейшего Правительствующего Синода ко Вселенской патриархии//Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

День памяти 2/15 сентября.) . (...отзывы профессоров Введенского и Глаголева о докторском сочинении «Религия, ее сущность и происхождение» Т. Буткевича . – Отзывы на сочинение протоиерея, профессора богословия ИХУ Т.И. Буткевича «Религия, ее сущность и происхождение. Обзор философских гипотез» (В 2 т.: Т. 1. Харьков, 1902), представленном на соискание степени доктора богословия, ординарного профессора МДА С.С. Глаголева см.: Журналы... МДА за 1903 г. 1904. С. 6–22; и экстраординарного профессора МДА А.И. Введенского см.: Там же. С. 22–28. Буткевич Тимофей Иванович (21.02.1854–31.12.1925) – протоиерей, доктор богословия, профессор ИХУ. Родился в семье священника с. Большая Рогозянка Харьковского уезда. Окончил Харьковскую ДС (1875), затем – МДА со степенью кандидата богословия (1879). 19.11.1878 г. рукоположен во иерея к Троицкой церкви слободы Беловодской Старобельского уезда. В 1880 г. зачислен в клир Покровского собора в г. Старобельске. 25.09.1882 г. переведен в Харьков, где проходил ряд должностей и зарекомендовал себя серьезными энергичным деятелем. С 1884 г. клирик Успенского кафедрального собора Харькова. В 1884 г. удостоен степени магистра богословия. Магистерское сочинение «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (М., 1883). С 10.06.1891 г.ключарь Харьковского кафедрального собора. В 1893 г. возведен в сан протоиерея. Сочетал пастырскую и административную деятельность с научной. Автор многочисленных богословских сочинений. Активно печатался в журнале«Вера и разум». С 12.09.1894 г. профессор богословия в ИХУ. В 1903 г.удостоен степени доктора богословия. Докторское сочинение «Религия, ее сущность и происхождение. Обзор философских гипотез» (Т. 1. Харьков, 1902). В 1906–1917 гг. член Государственного совета. В 1906 г. участвовал в работе Предсоборного Присутствия. С 1908 г. член особого совещания приСв. Синоде по миссионерским делам, председатель синодальной комиссии по сектантским делам; с 1910 г. состоял в комиссии по старокатолическому и англиканскому вопросам при Св. Синоде. До апреля 1917 г. входил в состав Учебного комитета при Св. Синоде. После 1917 г. вернулся в Харьков, служил в кафедральном соборе. Подробнее о Т.И. Буткевиче см.: Буткевич Тимофей Иванович – протоиерей, доктор богословия/О. Т. Е.//ПЭ. М., 2003. Т. 6.С. 392–393.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

«Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» представляют собой систематическое руководство в прохождении Иисусовой молитвы, изложенное в форме рассказов странника крестьянского происхождения 2 . На протяжении многих лет этот незамысловатый и бесхитростный, на первый взгляд, текст неизменно привлекает внимание читателей, а его многочисленные издания свидетельствуют о церковной рецепции. Уже в последней четверти XIX в. четыре рассказа странника, повествующие о стяжании дара непрестанной Иисусовой молитвы, а также о назидательных и поучительных случаях, происходивших во время долгих странствий по бескрайним российским просторам, были хорошо известны любителям духовного чтения, о чем свидетельствуют как сохранившиеся списки (см. Приложение I. I.1), так и различные упоминания о рукописях, содержащих этот текст (К-1883: 3; Амвросий. 1909: 119; Харлампович. 1913: 134, 143). В 1881 г. рассказы были впервые напечатаны в Казани (К-1881, см. Приложение I. I.2), в 1883 г. появилось второе (К-1883), а в 1884 г. – третье издание (К-1884). Кроме того, в 1882 г. была опубликована сокращенная и существенно переработанная редакция рассказов странника (М-1882, см. Приложение I. I.3), впоследствии многократно переизданная. Менее известным в конце XIX в. было продолжение рассказов странника, состоящее из трех дополнительных рассказов (пятый – седьмой), в которых рассматривались различные аспекты молитвенного делания и аскетической практики (см. Приложение I. II.1). В 1911 г. эти три рассказа были опубликованы в журнале «Троицкое слово» и отдельным изданием (С-1911а, С-1911б, см. Приложение I. II.3). В начале 30-х годов XX в. четыре рассказа странника были дважды напечатаны в Париже (П-1930, П-1933), а три дополнительных рассказа были изданы в Чехословакии (В-1933). В 1948 г. в Париже были изданы все семь рассказов (П-1948), это издание дважды переиздавалось во Франции (см. Приложение I. III.2), а позднее этот текст неоднократно перепечатывался в России. 1. Из истории изучения «Откровенных рассказов странника»

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

1681 Пол Чарльз Морфи (Morphy, 1837–1884) – американский шахматист, в рассматриваемый период считавшийся сильнейшим в мире. 1708 «Газета А. Гатцука», «политико-литературная, художественная и ремесленная», издавалась в Москве с 1875 г. еженедельно вплоть до смерти редактора-издателя Алексея Алексеевича Гатцука (1890). Он был литературным врагом Гилярова, печатал пасквили на него и его газету. 1709 Подразумевается Николай Никитич Гиляров, автор настоящих воспоминаний. См. о нем примеч. 66 на с. 378. 1717 Дедново – крупное промысловое селение, расположенное на левом берегу Оки в 27 верстах от Коломны ниже по течению (ныне в составе Луховицкого р-на Московской обл.). В настоящее время Дедново официально называется Дединово. 1718 Казначей Воспитательного дома, 52-летний Федор Илиодорович Мельницкий, в ноябре 1881 г., получив из Московской конторы Государственного банка 339 000 руб. на содержание Воспитательного дома, уложил из них 337 000 рублей в кожаный саквояж и отправился пешком в Купеческий банк, чтобы внести деньги на счет. По дороге передал деньги сыну Борису, а прокурору заявил, что на улице ему неожиданно стало плохо, он упал в обморок, а, очнувшись, обнаружил, что саквояж исчез. Мельницкого судили и приговорили к высылке на четыре года в Томскую губернию. Но, поскольку денег так и не нашли, за его многочисленным семейством (семеро детей) наблюдали агенты. Выяснилось, что оно стало жить не по средствам, ни в чем себе не отказывая. 31 декабря 1882 г. в доме Мельницкого был произведен обыск. На скамью подсудимых сели его родственники, пользовавшиеся похищенными деньгами. 1724 Англичанин Вильямс Оттович (после получения в 1858 г. российского подданства Василий Осипович) Говард, став в 1853 г. владельцем знаменитой Кондровской Троицкой бумажной фабрики, сумел в короткий срок технически перевооружить её и модернизировать производство. Впоследствии он был главой компании «Троицко-Кондровские писчебумажные фабрики». 1730 «Салон де варьете» («Salon les variétés») – музыкально-увеселительное заведение на Большой Дмитровке. «Фоли-Бержер» («Folies Bergère») – заведение в Москве, названное по знаменитому варьете с кабаре в Париже, так называвшемуся с 1872 г. «Гран Плязир» («Grand Plaisir») – московский ресторан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Дом родительский, в котором он жил в последние годы в Бурдужанах, завещал обратить в богадельню, что в точности и было исполнено, а 2 тыс. наполеондоров, высланные им в Киевскую контору Российского Государственного Банка ещё в 70-х годах, предназначены на содержание построенной им в Бурдужанах Троицкой церкви и богадельни при ней. Скончался он в глубокой старости 9-го октября 1884 г. и похоронен в общем могильном склепе с своим братом Филаретом, тело которого по свидетельству преосвященного Иеремии Дырцу епископа галицкого, совершившего погребение преосв. Неофита, оказалось нетленным, о чём и было донесено молдавскому митрополиту, в епархии которого находится местечко Бурдужаны 1147 . Здесь мы приостановимся с своими выписками из рассматриваемой книги. Полагаем, что перед читателем, незнакомым с ней, с достаточной ясностью выявились типы иерархов православной румынской церкви, которых нельзя не назвать „светочами“ и которые выступают типами неожиданными для нашего церковного сознания, привыкшего видеть в иерархах только „смиренных богомольцев“ чуждающихся и гнушающихся всем мирским. Как видно из этих примеров, путь, которым шли в своей жизни знаменитейшие из румынских иерархов, единообразен: это путь всестороннего школьного образования вместе с природным религиозным настроением. Школа не только отечественная и духовная, но и заграничная ра- —310— скрывала всесторонне их умственные силы: каждая отрасль знания, произведения искусства интересовали их и отнюдь не мешали религиозному и патриотическому чувствам развиваться, крепнуть, а нравственному характеру закаляться в образовании стойких убеждений, чтобы за тем воздействовать на жизнь с неослабевающей энергией в проведении реформ, имеющих в виду благо отечества во всех отношениях. Сочетание веры и знания, чистоты православного веросознания и благ европейской культуры – удивительное. Но если эти отдельные великие личности производят успокоительное, возвышающее душу впечатление на читателя книги преосвященного Арсения, то с другой стороны их в большинстве трагический конец, а затем и общее бедственное положение православной церкви Румынской в настоящее время производят тягостное впечатление и это последнее невольно поднимает в сознании тревожный вопрос: не грозит ли и нашей отечественной церкви, а вместе и всей нашей национальности тоже самое? Современное состояние Румынской церкви преосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010