Скачать epub pdf Родословие Иисуса Христа (Мф. 1:1–17) Евангелист Ветхого Завета, славный пророк Исайя, возвещая о страданиях грядущего в мир Христа, с благоговением размышляет: Кто сей грядущий Спаситель мира? Откуда и куда Он нисходит? И, пораженный мыслью о Его Божественном достоинстве, пророк восклицает: но род Его кто изъяснит? ( Ис. 53:8 ). Кто изъяснит нам, земнородным, Его предвечное рождение от Бога Отца? Оно непостижимо не только для ума человеческого, но и ангельского. И вот, сей Бог , неприступный, неизреченный, непостижимый и равный Отцу, пришел к нам на землю, не возгнушался родиться от Жены, иметь предками Давида и Авраама. Предвечный Бог рождается как человек, становится во всем, кроме греха, подобным, сродным нам Человеком, и первый евангелист Нового Завета апостол Матфей, раскрывая перед нами написанное им Евангелие, благовествует нам, что его книга есть РОДОСЛОВИЕ ИИСУСА ХРИСТА, есть свиток, в котором записаны предки по плоти, вся жизнь и деяния обетованного Мессии – СЫНА ДАВИДОВА, СЫНА АВРААМОВА. Подобно тому, как ветхозаветный бытописатель Моисей, начиная историю падшего человечества, сообщает: Вот родословие Адама ( Быт. 5:1 ), и апостол Матфей, начиная историю восстановления падшего человека, говорит: Родословие Иисуса Христа. От первого, перстного человека пошло расстройство, но вот – новый Человек, новый Адам, Господь с неба ( 1Кор. 15:47 ), Начальник нового поколения людей, рождаемых духовно и составляющих народ святой... Древнее прошло и все стало ново... Какая радость для земнородных уже в одном этом наименовании книги – Родословие Иисуса Христа! О каком родословии говоришь ты, апостол Христов? Кто и кому сроден? Бог , Творец неба и земли, преискренне приобщился нашей плоти и крови и не возгнушался назвать подобных нам людей Своими предками, а нас – братьями Своими. Это ли не радость? Это ли не благовестие? Но эта благая весть особенно была радостна для уверовавших Иудеев: они знали, что Давиду и Аврааму было обещано Богом рождение от их семени Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Скачать epub pdf Супруги См. также: Девство . 209–210; Молитва услышанная . 514; Подвиг мирянина . 744; Пресвитер . 900. 1119. О благочестивой жизни супругов Андроника и Афанасии См. также: Кончина детей ; Родители . “Был Андроник муж благоговеен и добродетельми украшен, так же и жена его Афанасия.” В чем же состояли их добродетели? Имение свое они разделяли на три части: одну отдавали нищим, другую – в церковь , третью тратили на себя. Были кротки, за что весь город, в котором они жили, любил их. Соблюдали чистоту супружеского ложа. Всегда сострадали и помогали бедным. Каждое воскресенье, понедельник, среду и пятницу посещали церковь . Были тверды в несчастьях и переносили их с покорностью воле Божией. Когда Андроник услыхал о тяжкой болезни своих единственных сына и дочери, то только сказал: “Воля Господня да будет.” Когда узнал об их смерти, то, упав перед иконой Спасителя, подобно Иову, говорил: ”Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!” ( Иов 1:21 ). Наконец, решившись всецело посвятить себя на служение Богу, они, завещав ближайшему из родных имение, просили построить на их деньги больницу и странноприимницу для иноков, освободили рабов и затем остальную жизнь провели уже в совершенном удалении от мира. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 110). 1120. Исправление человека, проводившего нетрезвый образ жизни, по молитвам его жены к Преподобному Сергию См. также: Видение ; Вразумление ; Жизнь нетрезвая ; Молитва услышанная ; Отчаяние ; Пьянство ; Скорби ; Явление святого . Жена одного служащего, некая Мария Николаевна Гордеева, рассказала на Троицком подворье архимандриту Крониду следующее. “Мой муж, – говорила она, – после брака не переставал вести нетрезвую жизнь. Все свободное время он проводил в пьяных, безумных оргиях. Однажды, находясь в неописуемой скорби, доводящей до отчаяния, я сидела одна в своей комнате и решила призвать на помощь Преподобного Сергия Радонежского. Я так горячо молилась ему, что у меня потоком лились слезы. Вдруг вижу: вся комната осветилась неземным светом. В этом свете идет ко мне дивный старец неописуемой доброты и духовной красоты. Подойдя, он отечески приветливо сказал мне: “Успокойся, раба Божия Мария! Молитва твоя услышана, и твой муж нетрезвым больше к тебе не придет. Жизнь твоя отныне будет мирная.” Я поклонилась ему в ноги. Он меня благословил и стал невидим. Через несколько минут после этого видения раздался резкий звонок. Когда я отворила дверь, вижу мужа. Но он совсем не такой грозный, каким являлся прежде. Поразительнее всего было то, что, войдя в переднюю, он опустился передо мной на колени, зарыдал и стал просить прощения за свою безумную жизнь и мучения, причиняемые мне. Он с клятвой уверял, что это уже в последний раз. После этого он стал неузнаваемым, совершенно трезвым и высоконравственным. И 15 лет нашей дальнейшей супружеской жизни с ним я прожила в мире и согласии.” (Троицкие листки с луга духовного. С. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Соделавшись нашего ради спасения истинным Человеком, Христос Спаситель наш прошел и все возрасты человеческие, от нежного детского возраста до совершенного возраста мужского. Он смиренно подчинил Себя законам человеческим и во всей точности исполнял все требования Закона Моисеева. «Никто, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – не скажет теперь, будто Он потому отменил обрядовый закон, что не мог исполнить его; нет, Он не преступил ни одной его заповеди. Закон еврейский не допускал до служения священнического и до народного учительства ранее тридцатилетнего возраста, поэтому и Господь Иисус тридцать лет провел в безвестном тогда Назарете, в смиренных трудах древодела, ожидая предназначенного Ему времени, чтобы явить Себя миру, чтобы выйти на подвиг искупления рода человеческого. В Синаксаре на Крещение Господне читаем: «Крестился Иисус Христос в тридцать лет, в таком возрасте, когда человека легко склонить ко всякому греху. Ибо как первый возраст, младенческий, по словам святых Златоуста и Феофилакта, имеет многое невежество и неразумие, а второй, юношеский, разжигается вожделением плотским, так и тридцатилетний возраст совершенного мужа не свободен от корыстолюбия, тщеславия, гнева и всяких грехов. До этого возраста отложил Господь крещение для того, чтобы исполнить закон всеми возрастами, чтобы освятить все наше естество, и подать силу побеждать страсти и хранить себя от грехов смертных». И вот, когда исполнилось Ему тридцать лет, когда Иоанн Креститель своей проповедью уже достаточно открыл народу Иудейскому, Кто будет Христос,  ТОГДА ПРИХОДИТ , наконец, и Сам Он, столь давно ожидаемый людьми обетованный Мессия,  ИИСУС ИЗ ГАЛИЛЕИ , из такой области, где Израильтяне жили в смешении с язычниками, и потому были в презрении у Иудеев, не ожидавших отсюда и обыкновенного пророка, приходит из города Назарета, мало известного, незначительного, не пользовавшегося у Иудеев доброй славой, приходит  НА ИОРДАН К ИОАННУ  в смиренном виде, как простой древодел, как один из смертных сынов Адамовых, чтобы  КРЕСТИТЬСЯ ОТ НЕГО . Поистине дивно смирение нашего Господа Спасителя!.. «С рабами Господь, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – с виновными Судия идет креститься! Безгрешный, конечно, не имел нужды в исповедании грехов, не имел нужды в крещении. Но в этом-то смирении Его и сияет особенно высота Его. Чему удивляться, что принял крещение Тот, Который благоволил родиться, как человек, принял заушение и крест?.. То чудно, что Он, будучи Богом, восхотел соделаться Человеком; все же прочее было уже следствием сего».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Статистика Никон (Рождественский), архим. архиеп. Вологодский и Тотемский (4.04.1851-30.12.1918(2.01.1919]), председатель Издательского совета при Св. Синоде, член Государственного Совета, один из самых активных участников право-монархического движения среди архиереев. Родился в многодетной (22 ребенка) семье бедного причетчика с. Чашниково Верейского у. Московской губ. От природы был хилым мальчиком, к тому же в 5-летнем возрасте он ослеп на один глаз. Однако уже в детстве у него проявились редкостные способности. К 8-летнему возрасту он 3 раза прочел славянскую Библию, знал наизусть немало житий святых. В отроческие годы некий старец предрек ему святительское служение, сказав отцу отрока Николая: «Это наш будущий архиерей». Окончил Заиконоспасское ДУ, Московскую ДС (в 1874 первым учеником). Помня о предсказании старца, он по смирению уклонился от поступления в Духовную академию, которая вела к архиерейству. Вместо этого поступил послушником в Ново-Иерусалимский монастырь, основанный патр. Никоном. Перешел в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру следом за настоятелем о. Леонидом (Кавелиным), назначенным наместником Лавры. Еще будучи послушником, с 1 февр. 1879 начал выпускать знаменитые «Троицкие листки». 1 февр. 1910, выпуская первый номер очередного своего издания «Троицкое слово», он вспоминал: «Признаюсь, в 1879 я робкою рукою ставил 1 на листке, неуверенный, выйдет ли 2. Бог благословил это начинание: по сей день вышло более 1300 листков, в количестве более 140 миллионов оттисков». В 1900 за издание «Троицких листков» получил Макариевскую премию. В 1880 в Лавре принял иноческий постриг с именем Никон. В 1882 он был рукоположен во иеродиакона, а вскоре и во иеромонаха. В 1885 возведен в звание соборного иеромонаха Ставропигиального Московского Донского монастыря. В этом же году произошло другое знаменательное событие в жизни иером. Никона — вышла в свет его книга «Житие и подвиги преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Книга выдержала 5 изданий и до сих пор считается одним из лучших творений о великом русском святом. И. С. Аксаков сказал об этой книге, что она «исполнена благотворной красоты, которой подражать нельзя». В 1892 о. Никон был утвержден действительным членом учрежденного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и возведен в сан архимандрита, а в 1893 назначен на ответственную должность казначея Лавры. В 1901 архим. Никон стал председателем епархиального училища иконописи при Лавре. В этот период в дополнение к «Троицким листкам» он начал издавать «Троицкую библиотеку», «Троицкую народную беседу» и др. издания.

http://lib.cerkov.ru/authors/487

Страшная была эта буря на море; но еще более ужасное зрелище человеческих страданий ожидало милосердного Человеколюбца с Его учениками в этой стране.  И КОГДА ОН ПРИБЫЛ НА ДРУГОЙ БЕРЕГ (лишь только вступил Он на противоположный от Капернаума берег моря) В СТРАНУ ГЕРГЕСИНСКУЮ ,  ЕГО ВСТРЕТИЛИ , сами вышли навстречу Ему, влекомые невидимой силой Божией,  ДВА БЕСНОВАТЫЕ, ВЫШЕДШИЕ ИЗ ГРОБОВ  (из пещер, где погребали). Издревле было заблуждение, будто души грешников по смерти бывают бесами; и теперь некоторые невежды верят рассказам о тенях мертвецов, о выходцах с того света; чтобы укрепить в умах людей это суеверие, бесы принуждали несчастных бесноватых жить в гробах, т.е. в пещерах, где погребали умерших, тем более, что такие места обыкновенно считались нечистыми. Бесноватые, вышедшие навстречу Господу, были, как говорит евангелист, ВЕСЬМА СВИРЕПЫЕ ,  ТАК ЧТО НИКТО НЕ СМЕЛ ПРОХОДИТЬ , нельзя было никому безопасно проходить  ТЕМ ПУТЕМ . Особенно был лют один из них, человек известный в городке Гергесе, так что святые евангелисты Марк и Лука, дабы нагляднее представить чрезвычайные страдания этого бесноватого и великую чудодейственную силу Господа Иисуса, только об одном этом бесноватом и рассказывают в своих Евангелиях, вовсе не упоминая о другом. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «что Лука и Марк упоминают об одном беснующемся, а Матфей – о двух, то это не показывает между ними разногласия. Только тогда было бы разногласие, если бы Лука и Марк сказали, что другого бесноватого не было вовсе. Мне кажется, что Лука упомянул только о том, который был самым лютым из них». Они говорят, что этот несчастный одежды не носил, что он и закованный в железо часто со страшной силой разрывал цепи и разбивал оковы на руках и ногах, что никто не мог укротить его; и день и ночь проводил он в гробницах и в горных ущельях, и так одичал, так освирепел, что, гонимый бесом по пустыне, неистово кричал и уродовал свое тело, ударяясь о камни. Увидев издалека Иисуса Христа, он прибежал к Нему, вскричал, пал перед Ним и громким голосом сказал: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя... заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!» ( Мк. 5:3–9 ; Лк. 8:27–30 ). Чтобы успокоить страдальца, помочь ему прийти в сознание, собраться с мыслями, Господь спросил бесноватого: «как тебе имя?» Но сила зла так овладела всем существом несчастного, что он не мог припомнить своего настоящего имени, а бесы, в трепете перед всемогущей силой Господа, как бы желая ободрить себя своей многочисленностью, отвечали устами бесноватого: «легион имя мне, потому что нас много». Легионом назывался отряд римского войска от шести тысяч до десяти тысяч человек; бесы хотят сказать, что их очень много, что они составляют силу великую... Но эта сила тут же и трепещет от силы Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Теперь у него было свое великое горе: его милая дочь, его единственное детище, лет двенадцати, находилась при смерти; никакие средства капернаумских врачей не помогали ей; и вот, несчастный отец, зная по опыту Божественное могущество Иисуса Христа, в крайнем волнении спешит к Нему в дом Матфея И , КЛАНЯЯСЬ ЕМУ , не обращая внимания на окружающую толпу, с великим смирением бросился к ногам Его и стал умолять Его, ГОВОРИЛ: ДОЧЬ МОЯ ТЕПЕРЬ УМИРАЕТ , может быть, пока я шел сюда, уже и умерла;  НО ПРИДИ ,  ВОЗЛОЖИ НА НЕЕ РУКУ ТВОЮ , И я верю, что Твоей благодатной силой  ОНА БУДЕТ ЖИВА . «Те, которые просят помощи, – говорит святитель Златоуст, – имеют обыкновение преувеличивать свои бедствия, дабы тем удобнее склонить на милость тех, у кого они просят милости». «Видно, – замечает блаженный Феофилакт, – Иаир имел веру, но небольшую, потому что просил Иисуса не слово только сказать, как сотник, но и прийти, и возложить руку». Но Господь и малую искру веры Иаировой постарался обратить в пламя. Он внял скорбному воплю несчастного отца: И ВСТАВ , ИИСУС (из-за трапезы), ПОШЕЛ ЗА НИМ . Вместе с Ним пошли И УЧЕНИКИ ЕГО , и множество народа. Сердце Иаира было так измучено печалью, что не имело достаточной силы преодолеть всякое сомнение и страх; между тем, его слабой вере вскоре предстояло страшное искушение, которого он боялся, но еще не знал, что оно уже близко, что его дочь уже в самом деле умерла. Нужно было поддержать эту веру, и вот что творит премудрость Божия для подкрепления веры его. Народ со всех сторон теснил Господа; всем хотелось видеть, что сделает с болящей необыкновенный Учитель Чудотворец. Но в этой многолюдной толпе была одна больная женщина, которой было не до праздного любопытства. И ВОТ , ЖЕНЩИНА , ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ СТРАДАВШАЯ КРОВОТЕЧЕНИЕМ , много претерпела она от многих врачей, истощила на них все свое имение, но никакой пользы не получила, а пришла в еще худшее состояние. Услышав об Иисусе Христе, эта страдалица решилась прибегнуть к помощи Божественного Врача; с усилием пробралась она сквозь тесную толпу и, не смея по женской стыдливости прямо просить Господа об исцелении своей болезни, не смея даже остановить Его или коснуться Его пречистой руки, – только ПОДОЙДЯ СЗАДИ , с великой верой и благоговением ПРИКОСНУЛАСЬ незаметным образом  К КРАЮ ОДЕЖДЫ ЕГО , к тем белым кистям на одежде Его, которые Иудеи должны были носить по закону Моисееву в знак того, что они помнят и исполняют заповеди Божии. Она прикоснулась именно к этому «воскрилию» ризы Его, приписывая ему особенную святость.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Фарисеи стояли в толпе народа, когда Господь посрамил саддукеев; услаждаясь унижением своих противников, они вздумали загладить свое собственное посрамление:  А ФАРИСЕИ ,  УСЛЫШАВ ,  ЧТО ОН ПРИВЕЛ САДДУКЕЕВ В МОЛЧАНИЕ ,  СОБРАЛИСЬ ВМЕСТЕ , отошли, может быть, в сторону, чтобы сговориться между собой, и потом, всей толпой, снова подошли к Иисусу Христу. «Они опять приступают к Нему, опять с прежним злобным намерением заводить с Ним спор, дабы искусить Его» (свт. Иоанн Златоуст ), поставить в затруднение нелегким, по их мнению, вопросом, чтобы унизить Его в глазах народа.  И ОДИН ИЗ НИХ , ЗАКОННИК ,  ИСКУШАЯ ЕГО ,  СПРОСИЛ ,  ГОВОРЯ: УЧИТЕЛЬ! КАКАЯ НАИБОЛЬШАЯ ЗАПОВЕДЬ В ЗАКОНЕ , какая самая первая и большая заповедь? Фарисеи разделяли заповеди на большие и меньшие; под заповедями большими они разумели все обрядовые законы Моисея, а под меньшими – правила доброй жизни. Но какая самая большая заповедь – в этом они никак не могли согласиться: одни почитали таковой заповедь о субботе, другие – закон обрезания, иные – заповедь об очищениях и так далее. Вопрос об этом они считали очень важным, потому что надо было знать, какую заповедь можно оставить без исполнения в том случае, когда не будет возможности исполнить обе заповеди вместе? Никто из них не сознавал, что вся сущность Закона заключается в послушании Богу, а потому хотя бы кто и все заповеди исполнил, но если произвольно нарушит одну заповедь, он становится виновным во всем. Вот почему фарисеи, и особенно те из них, которые назывались законниками, толкователями и учителями Закона, решили предложить Иисусу Христу этот вопрос, конечно, – не для того, чтобы от Него научиться: «они ожидали, что Спаситель поправит заповедь Божию, назвав Себя Самого Богом, и этим подаст им случай обвинить Его в богохульстве, а потому и предложили вопрос» (свт. Иоанн Златоуст ). Господь видел намерения вопрошающих, видел, что они совсем забыли о любви, которая есть душа всех заповедей, знал, что вопрошающие истаивают от злобы и зависти, и потому прямо указал им на то, что ими забыто.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Чего не придумывали книжники и фарисеи, чтобы отвлечь народ от Господа Иисуса, чтобы унизить Его, заставить замолчать? Какой только клеветы не распространяли о Нем? Они говорили о Нем, что Он «любит есть и пить вино», что в Нем обитает сам Веельзевул, князь бесовский, что Он «вышел из Себя», лишился здравого разума, и потому не следует слушать Его. И эти безсовестные клеветы они постарались довести до сведения Его Пречистой Матери и братьев Его, сыновей Иосифа, обручника Пресвятой Девы, которые жили в Назарете, в семи часах пути от Капернаума, где обычно пребывал Господь. Очень могло быть, что простосердечные обитатели назаретской хижины, братья Господа по плоти, могли невольно поколебаться в мыслях: нет ли и в самом деле чего-нибудь похожего на то, что говорят об Иисусе уважаемые ими книжники и старцы? Евангелист Иоанн замечает, что в то время братья Иисуса Христа еще не веровали в Него, как в Мессию. Он же передает их неблагоразумные слова, когда звали они Иисуса Христа в Иерусалим, чтобы Его знамениями самим прославиться: «Если Ты творишь такие дела», – говорили они, – «то яви Себя миру» ( Ин. 7:4 ). Ясно, что они еще мечтали тогда о славном Мессии – царе завоевателе и, конечно, желали бы видеть этим царем своего Брата – Иисуса. И вот они слышат, что Он «вышел из Себя», что за Ним необходимо наблюдать, как за лишенным полного разума... Понятно, что они поспешили в Капернаум с намерением, если можно, взять Его на свое попечение. Но Пресвятая Дева более всех апостолов знала Божественное достоинство Своего Сына, Она веровала в Него, как истинного Сына Божия; одна эта вера, с которой Она прияла Его прежде Его земного рождения и зачатия, во время благовещения Архангела, уже превосходит веру всех верующих. Когда Иисус, еще Младенец, во яслях, признан был от пастырей Спасом, Христом, Господом, то чем, как не верой, побуждаема была «Мать Его сохранять все слова сии, слагая в сердце Своем?» Прежде чем чудесами явил Он славу Свою «и уверовали в Него ученики Его», Матерь Иисусова настолько уже веровала в Его чудодейственную силу, что сотворить первое чудо в Кане Галилейской именно Она убедила Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Человек состоит из души и тела; поэтому он должен служить Богу и духом и телом, ибо и тело, и душа – одинаково Божии создания; и тело, и душа, соединившись опять по воскресении, вместе будут участвовать в блаженстве вечном. Вот почему и во всяком доброделании наше тело, т.е. наш внешний человек, должно участвовать вместе с душой, с нашим человеком внутренним. Самая вера наша должна проявляться в исповедании как устами, так и делами: «сердцем веруют к праведности», – говорит святой апостол Павел ( Рим. 10:10 ), – «а устами исповедуют ко спасению». Если мы сердцем веруем во Христа, и дорожим Его святыми заповедями, но стыдимся или боимся открыто перед людьми говорить об этом, то мы – лжецы, лицедеи и малодушные животолюбцы. Это значит, что страх перед людьми в нашем сердце сильнее веры во Христа. Закон духа таков: «от избытка сердца говорят уста» ( Лк. 6:45 ). Кто любит Бога всем сердцем, тот не будет молчать о Возлюбленном. Вот почему Господь, посылая апостолов Своих на проповедь, так властно побуждал их безбоязненно, открыто исповедовать, и словом и делом свидетельствовать перед целым миром, что они веруют в Него, как истинного Бога, что они никогда не отрекутся от Него, своего Спасителя и Господа, хотя бы пришлось и умереть за такое исповедание.  ИТАК ВСЯКОГО , – говорит Он, –  КТО ИСПОВЕДАЕТ МЕНЯ  (буквально с греческого: кто исповедует во Мне, т.е. исповедует Меня не собственной силой, а при помощи Моей же благодати)  ПРЕД ЛЮДЬМИ ,  ТОГО ИСПОВЕДАЮ , объявлю его,  И Я  Моим верным последователем, достойным вечной награды за веру и исповедание,  ПРЕД ОТЦЕМ МОИМ НЕБЕСНЫМ , когда буду восседать одесную Его во славе, и особенно во Второе Мое пришествие на Всемирном Суде. «Господь говорит здесь ко всем вообще, а не к одним ученикам. Он всех хочет сделать мужественными... Бог готов несравненно более благодетельствовать, нежели наказывать, но здесь о награде упоминает однажды, а о наказании дважды, – почему так? «Конечно потому, что слушающие лучше вразумляются страхом наказания», – говорит святитель Златоуст. Потому-то, сказав: «бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне», еще присовокупил:  А КТО ОТРЕЧЕТСЯ ОТ МЕНЯ ПРЕД ЛЮДЬМИ , кто не признает Меня Искупителем мира, отвергнет Меня и Мое учение, или же, называя себя Моим последователем, на деле будет оскорблять Меня грешными делами, нерадением о своем спасении, уклонением от Святой Церкви, которую Я созижду на земле для спасения людей,  ОТРЕКУСЬ ОТ ТОГО И Я ПРЕД ОТЦЕМ МОИМ НЕБЕСНЫМ , не признаю Своим последователем, скажу ему в день оный: «Я не знаю тебя»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Чем ближе наступало время страданий, тем чаще Господь напоминает об этом Своим ученикам, постепенно подготавливая их к этому великому испытанию их веры. Настал месяц Нисан, по-нашему март, в середине которого праздновалась Пасха, самый великий праздник иудейский, и Господь пошел в Иерусалим. Евангелист Марк замечает, что ученики, следуя за Ним, были в страхе. Видно, что их тревожили скорбные предчувствия. Может быть, самый вид Господа внушал им эти предчувствия. Но Всеведущий читал в уме и сердцах их эту тревогу, видел, что из прежних Его предсказаний о страданиях осталось одно лишь смутное предчувствие чего-то скорбного, видел, что ученикам не хотелось, чтобы сбылось это скорбное их предчувствие. И потому, ВОСХОДЯ В ИЕРУСАЛИМ ,  ИИСУС ДОРОГОЮ  признал благопотребным еще раз напомнить им о необходимости страданий Его, «чтобы таким напоминанием приучить их ум помышлять об этом и смягчить их скорбь» (свт. Иоанн Златоуст ). Но Господь не хотел открывать народу того, что хотел сказать ученикам, поэтому Он говорит с ними наедине:  ОТОЗВАЛ ДВЕНАДЦАТЬ УЧЕНИКОВ ОДНИХ , ибо если ученики никак не могли понять необходимости Его страданий, то тем более соблазнился бы народ. Правда, Господь говорил и народу об этом, но не столь ясно, а прикровенно. Так, Он говорил: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» ( Ин. 2:19 ); «знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка»  ( Мф. 12:39 ); «будете искать Меня, и не найдете» ( Ин. 7:34 ). Но ученикам Он говорил об этом с полной ясностью. «Для чего же Господь говорил, если народ не понимал силы слов Его? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает. – Для того, чтобы народ узнал впоследствии, что Иисус Христос предвидел Свое страдание и добровольно шел на него. Ученикам же предсказывал еще и для того, чтобы нечаянное приближение страданий не могло сильно смутить их. Вот почему Он первоначально говорил им только о смерти Своей, а когда они начали думать и приготовлять себя к ней, тогда раскрыл им и то, что Его предадут язычникам, надругаются над Ним и будут бить. Смотри и на то, как Он мудро избирает и самое время для такой беседы. Не с самого начала открыл им это, но когда они довольно уже видели опытов Его всемогущества, когда Он дал им великие обетования о жизни вечной, тогда только, и притом не однажды, но часто среди чудодействий и наставлений говорил им об этом».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010