И ВОТ , родственники или другие сострадательные люди  ПРИНЕСЛИ К НЕМУ РАССЛАБЛЕННОГО ,  ПОЛОЖЕННОГО НА ПОСТЕЛИ . Это был человек, пораженный сильным параличом, вовсе не владевший членами и, кажется, лишенный языка. Этот больной, видимо, хотел во что бы то ни стало пробраться к Божественному Учителю Чудотворцу; святой Марк говорит, что его несли четверо, причем и Марк, и Лука рассказывают, что принесшие не могли протиснуться сквозь толпу народа, чтобы войти в дверь, а потому поднялись с больным на крышу дома, раскрыли ее и оттуда спустили одр, на котором лежал расслабленный, прямо «на то малое пространство, которое между Господом и собравшимся к Нему народом оставлено было благоговением сего народа». Дома на Востоке располагались четырехугольником вокруг внутреннего двора; может быть, Спаситель, для большего простора, учил не в жилых комнатах, а на дворе, который от жара солнечного закрывался легкими щитами из кожи и полотна; щиты эти легко было разобрать без всякой опасности для народа, который был во дворе. Крыши на домах были плоские, обнесенные перилами; там можно было свободно прогуливаться; поэтому туда вели лестницы и со двора, и с улицы; и вот, сердобольные люди, принесшие расслабленного, воспользовались этими лестницами, чтобы через крышу спустить его к ногам Господа Иисуса. Без всяких слов они выражали этим веру свою. «Спаситель, – говорит святитель Златоуст, – не всегда требовал веры от самих страждущих, например, когда они еще не начинали владеть умом, или лишились его по причине болезни. Но здесь и больной обнаружил свою веру. Иначе, не имея веры, он не позволил бы спустить себя, а он согласился быть вынесенным из дома, поднятым на крышу и оттуда спущенным ко Христу. Так изобретательно сильное желание, так благоуспешна любовь». Подлинно, «ищущий находит, и стучащему отворят» ( Лк. 11:10 ). Итак, поскольку расслабленный и принесшие его показали такую веру, то и Господь явил Свою силу:  И , ВИДЯ ИИСУС ВЕРУ ИХ ,  СКАЗАЛ РАССЛАБЛЕННОМУ , в сознании своих грехов, может быть, не дерзавшему и очей возвести к Целителю:  ДЕРЗАЙ , ЧАДО! ПРОЩАЮТСЯ ТЕБЕ ГРЕХИ ТВОИ , которые так тревожат бедную душу твою! Вот пример того, как Податель всех благ дарует нам их прежде, чем мы просим, и блага, лучшие тех, которые просим. Вот видимое оправдание и той истины, что молитва веры и в Таинстве елеосвящения может спасать болящих, как учит святой апостол Иаков: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

И отголоском этой святой радости в наших сердцах служит наше сладостное пасхальное приветствие: «Христос воскресе – воистину воскресе!».. Изложим здесь события радостного утра Воскресения Христова в последовательном порядке, восполняя повествование евангелиста Матфея рассказами других евангелистов и следуя в расположении этих событий указаниям святителя Феофана Затворника . Святой евангелист Матфей сообщает нам, что  ПО ПРОШЕСТВИИ ЖЕ СУББОТЫ , лишь только миновал законный покой этого великого праздника, раньше, чем была приставлена ко гробу стража,  НА РАССВЕТЕ ПЕРВОГО ДНЯ НЕДЕЛИ , – а день начинался у евреев, как известно, с вечера, –  ПРИШЛА МАРИЯ МАГДАЛИНА И ДРУГАЯ МАРИЯ , Иосиева,  ПОСМОТРЕТЬ ГРОБ . Святые жены приходили посмотреть дорогой для них гроб, все ли там так, как они видели вчера, и по возвращении домой, пригласив с собой еще мать сыновей Зеведеевых, Саломию, пошли купить ароматов для помазания тела Господа Иисуса. В тот же вечер святые жены, вероятно, повидались с Иоанной, женой домоправителя Иродова, и с другими женами, которые следовали за Господом из Галилеи, и сговорились, как действовать утром. Решено было сойтись всем вместе не в городе, чтобы не обратить на себя внимания, а ждать друг друга у самого гроба, в саду Иосифа Аримафейского, чтобы приступить к помазанию тела Господня всем вместе. Они останавливались не в одном доме, и потому не могли точно знать, когда кто выйдет. О страже они ничего не знали.  И ВОТ , вероятно в самую полночь, СДЕЛАЛОСЬ ВЕЛИКОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ , земля страшно содрогнулась, «и не могла, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, – не содрогнуться, потому что из недр ее выходил теперь великий Первенец из мертвых», славному Воскресению Которого удостоились послужить Силы Небесные:  ИБО АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ , СОШЕДШИЙ С НЕБЕС,   ПРИСТУПИВ ,  ОТВАЛИЛ КАМЕНЬ ОТ ДВЕРИ ГРОБА И СИДЕЛ НА НЕМ . Пречистого тела Господа нашего во гробе уже не было. Он воскрес еще «запечатану гробу», исшел из гроба еще в то время, когда и камень был на своем месте, и печати были целы, исшел так же чудесно, как потом чудесно предстал апостолам, когда «и дверем затворенным» ( Ин. 20:19 ). «Подобно тому, как Он родился, сохранив невредимыми ключи девства, так и воскрес, сохранив невредимыми печати гроба» (Е.Зигабен).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

И ПОСЛЕДОВАЛО ЗА НИМ МНОЖЕСТВО НАРОДА , – повествует святой Матфей после рассказа об исцелении Господом сухорукого, –  И ОН ИСЦЕЛИЛ ИХ ВСЕХ . Милосердный никому не отказывал в Своей Божественной помощи и проливал вокруг Себя неисчетные чудеса. Одного Он требовал от исцеленных, – чтобы не разглашали о Нем:  И ЗАПРЕТИЛ ИМ ОБЪЯВЛЯТЬ О НЕМ . Во всем Он, обетованный от века праотцам Мессия, являл Себя не таким, каким мечтали Его видеть Иудеи, не грозным завоевателем и Царем, а таким, каким Его изображали древние пророки, и особенно славнейший из них, прозванный евангелистом Ветхого Завета, – Исайя:  ДА СБУДЕТСЯ РЕЧЕННОЕ ЧЕРЕЗ ПРОРОКА ИСАЙЮ ,  КОТОРЫЙ  от лица Божия  ГОВОРИТ: СЕ ,  ОТРОК МОЙ ,  КОТОРОГО Я ИЗБРАЛ  в предвечном совете Моем для совершения спасения людей, и Который умалил Себя, восприяв образ раба, ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ ,  КОТОРОМУ БЛАГОВОЛИТ ДУША МОЯ . В Нем и через Него Мое благоволение, Моя воля о спасении людей. Он, яко Возлюбленный, все творит по воле Возлюбившего.  ПОЛОЖУ ДУХ МОЙ НА НЕГО , изолью во всей полноте все дары Духа Моего на Его человеческое естество,  И ВОЗВЕСТИТ НАРОДАМ СУД;  через Него и все языческие народы познают дивные суды Божии, Божие промышление о людях, Божии заповеди и Божию правду в отвержении непокорных Иудеев. Он будет долготерпелив и незлобив:  НЕ ВОСПРЕКОСЛОВИТ , не будет прекословить и жаловаться,  НЕ ВОЗОПИЕТ , Он кротко будет сносить все обиды, не станет противиться подобно какому-нибудь честолюбцу;  И НИКТО НЕ УСЛЫШИТ НА УЛИЦАХ ГОЛОСА ЕГО;  не будет Он ради славы людской выступать со Своей проповедью на площадях и шумных улицах, как это делают фарисеи; Он будет проповедовать в храме, в синагогах, в пустынях, горах и прибрежьях. ТРОСТИ НАДЛОМЛЕННОЙ НЕ ПЕРЕЛОМИТ , Он мог бы сокрушить Иудеев, как надломленную трость, но не сделает этого по Своему долготерпению. Он не отвергнет, но поддержит, вразумит, подкрепит и утешит всякого, кто угнетен, надломлен жизнью, кто подвержен какой-либо страсти, но скорбит и желает от нее избавиться.  И ЛЬНА КУРЯЩЕГОСЯ НЕ УГАСИТ . Он легко мог бы погасить безсильную злобу врагов Своих, как гасят курящийся лен, но не погасит, чтобы терпеть и терпением показать Свою всемогущую любовь к нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

И, ПРИДЯ НА МЕСТО, НАЗЫВАЕМОЕ ГОЛГОФА. .. Чье сердце не содрогнется при одном имени Голгофы? Есть ли на всей земле еще такое святейшее место, как гора Голгофа, на которой Единородный Сын Божий, нас ради воплотившийся, пролил Кровь Свою и умер, как человек, за всех нас, грешных сынов Адамовых? Святая Голгофа – это открытая дверь в Царство Небесное, в дом Отца Небесного, дверь, через которую первый вошел туда разбойник благоразумный, а за ним входят и все истинно кающиеся грешники. Вот почему святые евангелисты с особенной точностью указывают это место; так, святой Матфей говорит: ЧТО ЗНАЧИТ: ЛОБНОЕ МЕСТО, святой Марк: «что значит: Лобное место»  ( Мк. 15:22 ); святой Иоанн: «Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа»  ( Ин. 19:17 ). Это был небольшой холм за Судными воротами к северо-западу от Иерусалима, где в то время обычно совершались страшные смертные казни преступников, черепа которых, может быть, и валялись тут же. Древнее предание, записанное святыми отцами и учителями Церкви, говорит, что здесь, на Голгофе, было погребено тело праотца нашего, Адама. Вот почему под крестом Господним изображается глава Адамова: «Как в Адаме все умирают» , – говорит апостол Павел ( 1Кор. 15:22 ) – «так во Христе все оживут». Само слово Голгофа значит голова, череп. Итак, Божественный Врач, второй Адам, «вознесен был на древо там, где лежал больной», первый Адам. Смерть побеждена на том месте, на котором низвела она в прах первого человека. Как тела животных, кровь которых для очищения греха вносилась первосвященником во святилище, сжигались вне стана, так и Иисус, как говорит святой апостол Павел, чтобы освятить людей Своей Кровью, «пострадал вне врат»  ( Евр. 13: 12 ). Теперь это святейшее место не вне врат святого града: оно заключено в великом храме Воскресения, вместе с пещерой Гроба Господня. Склоняясь под этот престол, благочестивые поклонники со страхом и любовью припадают, чтобы облобызать край священной скалы, обагренной Кровью Спасителя, и сколько сладких, спасительных слез покаяния пролилось здесь, у подножия креста Господня, в течение многих веков!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Из всех гор Палестины нет прекраснее горы Фавор. Одиноко стоит она в долине Эздрилонской, верстах в семи от Назарета, пустынная, круглая, по выражению нашего древнего путешественника, «яко стог среди поля» (игумен Даниил), вся покрытая дубовыми и фисташковыми рощами, благоухающая цветами, как дивное подножие во славе преобразившегося на ней Господа. Сюда из пределов Кесарии Филипповой и пришел Иисус Христос через шесть дней –  ПО ПРОШЕСТВИИ ДНЕЙ ШЕСТИ , после беседы о крестоношении, как пишет святой Матфей, считая только полные промежуточные дни, или через восемь, как пишет святой Лука, считая день беседы и самый день преображения Господня. За всю эту неделю путешествия святые евангелисты не сообщают нам ни об одной беседе Господа, ни об одном важном событии: видно, что святейшая душа Богочеловека все эти дни была всецело занята мыслью о кресте, время которого было уже близко; по древнему преданию, Спаситель преобразился только за сорок дней до страданий Своих. В безмолвии следовали за своим Божественным Учителем и святые апостолы; в их сердцах еще звучали последние речи Господа о кресте, о суде и Царствии Божием. Много таинственного для них было во всех этих речах; слово о кресте и страданиях пробуждало в них томительное чувство скорби, а обещание близкого открытия Царства Божия проливало луч радости в их сердца. Чтобы глубже запечатлелось учение о кресте в их душах, Господь как бы предоставил их в эти дни самим себе, давая им испытать на себе борьбу искренней веры в Него со старыми предрассудками иудейскими. А чтобы эти предрассудки и мечты о земном царстве снова не овладели их сердцами, Господь сказал, что некоторые из них еще при жизни – и даже скоро – увидят Его, Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем. Не все ученики были способны и достойны созерцать образ сей славы в Его преображении; между ними был Иуда; между тем благопотребно было, хотя бы избранным из апостолов открыть славу Его, как Единородного с Отцом, чтобы они, будучи потом свидетелями Его уничижения и страданий, не соблазнились этим уничижением, но уразумели великую тайну Его вольных страданий. «Господь, – говорит преподобный Ефрем Сирин , – явил им Царство Свое прежде поругания Своего и честь Свою прежде безчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят Иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему, добровольно, во спасение мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Итак, возьми, разбуди, если это нужно, возьми за руку Мать, веди, хотя бы и неудобным казалось идти в такой далекий путь и в такой поздний, полуночный час, возьми И БЕГИ, как бегут из дома, в котором пожар, как спасаются от зверя или неприятеля, как можно скорее, не жалея сил, беги В ЕГИПЕТ, И БУДЬ ТАМ, ДОКОЛЕ НЕ СКАЖУ ТЕБЕ (не навсегда вы останетесь там, в Египте, а только на время, потом я опять явлюсь тебе и скажу, когда пройдет буря), ИБО ИРОД ХОЧЕТ ИСКАТЬ МЛАДЕНЦА, ЧТОБЫ ПОГУБИТЬ ЕГО. Но не бойтесь: вас не постигнет никакое зло, потому что с вами везде Сила Вышнего, с вами Сам Сын Божий, смиренно повитый младенческими пеленами. Не ожидал, вероятно, праведный старец такого печального сновидения после всего, что видел и слышал накануне. Он видел восточных мудрецов, пришедших с дарами на поклонение Новорожденному, он слышал от них о чудесной звезде, о намерении самого царя Ирода прийти поклониться Богомладенцу, и вдруг – он должен для спасения жизни этого Младенца покинуть родину и бежать в чужую далекую страну!.. Но не задумался, не стал рассуждать и колебаться святой старец: он поспешил исполнить повеленное: ОН ВСТАЛ, ВЗЯЛ МЛАДЕНЦА И МАТЕРЬ ЕГО НОЧЬЮ И ПОШЕЛ В ЕГИПЕТ. «Представьте себе, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, – святого старца, вдруг встающего среди мрачной ночи с бедного ложа; представьте, как он, преисполненный тем, что слышал от Ангела, слабыми стопами подходит с благоговением к спящей Отроковице и Младенцу, и тихо пробуждает Ее от сна; как потом смиренно объявляет Ей о крайней необходимости сейчас же, ночью, пока никто не видит, пока прохлада ночная не сменилась палящим зноем, оставить не только дом, но и отечество, и отправиться в Египет; как потом Святая эта Двоица немедленно собирается в путь, укладывает небольшое число необходимых вещей; как Матерь, никогда не путешествовавшая по сыпучим пескам безводной пустыни, берет на руки спящего Младенца и садится на бедное животное; как старец следует около Нее дрожащими стопами, и все это во тьме ночной... Какая трогательная картина! Сколько преданности воле Божией!» Святой евангелист не имел в виду подробно описывать все события земной жизни Спасителя; он желал только показать, что Иисус Христос есть воистину обетованный Спаситель мира, и потому ничего не говорит о том, как святые путники достигли Египта, где поселились и как там жили; говорит только: И ТАМ БЫЛ Иосиф ДО СМЕРТИ ИРОДА. Это нужно было для того, чтобы и Богомладенца освободить от нового какого-либо преследования, и Матерь – от нового страха и опасений за Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Какой трогательный пример терпения для всех последователей Божественного Узника! «Представь, – говорит святитель Златоуст, – Кто сказал, кому сказал, для чего сказал, – эти слова будут для тебя некоторым Божественным и непрестанным припевом, который возможет низложить всякую гордыню. Представь достоинство Безчестимого, ничтожество безчестящего, тяжесть безчестия, ибо не только оскорбил, но и ударил, и не просто ударил, но в ланиту; нет ничего безчестнее этого удара; однако же Он все перенес, чтобы ты вполне научился поступать кротко». Анна все это видел и слышал, но не его дело было обуздывать безрассудную дерзость своих слуг; его дело было судить и преследовать невинных. Потеряв надежду привести Господа в замешательство своим допросом и сам спеша на общее собрание к Каиафе, он послал туда же и Божественного Узника. А ВЗЯВШИЕ ИИСУСА ОТВЕЛИ ЕГО К КАИАФЕ ПЕРВОСВЯЩЕННИКУ , КУДА СОБРАЛИСЬ КНИЖНИКИ И СТАРЕЙШИНЫ , где с нетерпением ожидал связанного Назарянина синедрион. Была глубокая ночь, когда по Закону нельзя было разбирать уголовных дел; обычай не дозволял разбирать уголовные дела и накануне таких праздников, как Пасха; но синедрион не счел нужным справляться ни с Законом, ни с обычаем, спеша довести дело до конца. В делах неотложных Закон позволял собираться и не всем членам синедриона, которых было семьдесят два: достаточно было двадцати трех, но члены поусердствовали на этот раз и собрались почти все, за исключением Никодима и Иосифа Аримафейского. Поистине это было беззаконное сборище, «сборище злонамеренных», по выражению Псалмопевца ( Пс. 25:5 ). Между тем два ученика Господа, Петр и Иоанн, из особенной к Нему любви, последовали за Господом до дома первосвященникова. ПЕТР ЖЕ , – говорит святой Матфей, – СЛЕДОВАЛ ЗА НИМ ИЗДАЛИ , чтобы не быть замеченным, ДО ДВОРА ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВА . Можно думать, что оба первосвященника, Анна и Каиафа, жили в одном доме, и двор их был общий. Святой Иоанн Богослов пишет, что он сам, как знакомый первосвященнику, сказал придвернице и ввел Петра, причем раба придверница из предосторожности спросила Петра: «и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет». Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, у огня стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся ( Ин. 18:17–18 ). Когда Господа привели к Каиафе, Петр оставался во дворе: И , ВОЙДЯ ВНУТРЬ , СЕЛ СО СЛУЖИТЕЛЯМИ , ЧТОБЫ ВИДЕТЬ КОНЕЦ , узнать, чем кончится дело. А дело велось поспешно к желанному для судей концу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Когда Господь заградил уста фарисеев, осуждавших Его за близкое общение с мытарями и грешниками,  ТОГДА ПРИХОДЯТ К НЕМУ УЧЕНИКИ ИОАННОВЫ , которые, по замечанию святителя Златоуста, завидовали Христу, ревнуя о славе своего учителя, и только тогда смирились, когда Иоанн ввержен был в темницу. Иоанн сам был великим постником, и учеников своих приучал к строгому посту. Они слышали, что говорил Иоанн о грядущем Мессии, и теперь недоумевали, почему этот, указанный Иоанном, Мессия не только Сам не постится, но и учеников своих освобождает от строгого поста? «Вероятно, – говорит блаженный Феофилакт, – они недоумевали, каким образом без подвижничества Он может побеждать страсти, чего Иоанн не мог сделать. А того, что Иоанн был простым человеком и праведным стал по причине подвигов добродетели, а Христос же – Бог и Сам весь добродетель, – этого они не хотели знать». Может быть, ученики Иоанна Крестителя удивлялись и тому, почему это ученики Иисуса Христа не соединяют своего поста с их постом, чтобы выразить скорбь свою о заключении в темницу такого учителя, который крестил даже и их Учителя. Святой евангелист Лука говорит, что учеников Христовых обвиняли фарисеи; может быть, говорит Златоуст, фарисеи, не зная, что им делать, взяли с собой и учеников Иоанновых, как позже брали иродиан. Но как могло случиться, что ученики Иоанна, этого строгого обличителя фарисеев, соединились с этими лицемерами, чтобы допрашивать Господа? Можно предположить, что это были те из учеников Иоанновых, которые не понимали сущности проповеди своего учителя, когда он поучал их строгому посту, а фарисеи рады были кого угодно привлечь на свою сторону, лишь бы отомстить Господу за свой стыд, порицая слабость Его правил, будто ни Он, ни Его ученики ничем не отличаются от грешников в деле воздержания. И вот, может быть по их научению, ученики Иоанновы, не смея сказать прямо Христу: для чего Ты не постишься, указывают на учеников Господа,  И ГОВОРЯТ: ПОЧЕМУ МЫ И ФАРИСЕИ ПОСТИМСЯ МНОГО ,  А ТВОИ УЧЕНИКИ НЕ ПОСТЯТСЯ?  или, по крайней мере, менее нас постятся? Пусть Ты Сам, как врач, поступаешь так, но для чего же ученики Твои, оставив пост, участвуют в таких трапезах, как теперешняя?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Мне припомнился один такой же момент исполнения желания, пробужденного мною в разговоре о святом Патриархе Афанасии Сидящем 454 . Собеседник мой, пригласивший меня к себе в дом, очень пожелал иметь образ упомянутого святителя. Я на это ему сказал, что святитель слышит наш разговор – упоминание его имени, и пошлет свой образ. И еще он хотел знать хотя бы вкратце житие сего святителя. Уезжая от него на трамвае в старый город Ташкент, а разговор происходил в новом городе Ташкента на окраине, едучи на трамвае, уже и конце линии впереди меня прошла женщина, держащая в руках книгу, обернувшись, я узнал ее, она с мужем, бездетные, в браке подражали и чтили пр[еподобных] Петра и Февронию Муромских, поздоровавшись со мною, я спросил 455 , что за книга у нее в руках, взял у нее в свои руки, открыл – оказалась книга «Троицкие листки» в переплете и самый первый листок о св[ятителе] Афанасии Сидящем. Я был изумлен, что желание того человека св[ятитель] Афанасий Сидящий принял. Иначе я и не мог объяснить. Только по воле Божией могло так быстро услышано быть, я не преминул этой подражательнице пр[еподобной] Февронии объяснить, она тоже была удивлена. Я предложил ей на несколько часов дать мне книгу отвезти списать житие св[ятителя] Афанасия и обратно занести им с мужем, то есть этой женщине, на что она с желанием особым изъявила согласие, посчитавши мою встречу с нею с книгой как тоже способствующую о прославлении св[ятителя] Афанасия Сидящего, и я обратно на трамвае уехал к тому человеку, между прочим, этот человек, с женой, тоже подражатель жизни и чтитель пр[еподобных] Петра и Февронии Муромских, входя в их дом, я им открыл книгу, прочитавши с ними житие св[ятителя] Афанасия, они были очень изумлены, что так быстро исполнилось их желание, через несколько часов, и возымели желание иметь образ св[ятителя] Афанасия Сидящего, я не преминул вяще им преподать слово назидания о укреплении надежды в том, что св[ятитель] Афанасий Сидящий в самом близком времени даст им возможность иметь свой образ, и, попрощавшись с ними, преподав благословение пастырское, уехал. По прошествии нескольких дней опять встречаю этого человека, ликующе он мне сообщил, что образ св[ятителя] Афанасия Сидящего у него уже в доме имеется и просил незамедлительно пойти к нему в дом и вместе с ним совершить Господу и Матери Божией и св[ятителю] Афанасию Сидящему молебственное благодарение, что я и совершил. Так и на сей раз будет на то у Вас, Владыко, возможность и также пошлется по милости и воле Божией образа сего св[ятителя] Афанасия Сидящего, пр[еподобного] Серафима Саровского и пр[еподобных] Петра и Февронии Муромских, и не откажите мне написать, в каком положении в Муроме их св[ятые] останки, т. е. пр[еподобных] Петра и Февронии.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Можно разуметь в этой притче под плевелами и вообще всех соблазнителей и грешников-христиан.  ОН ЖЕ СКАЗАЛ ИМ В ОТВЕТ: СЕЮЩИЙ ДОБРОЕ СЕМЯ ЕСТЬ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ , – так любил называть Себя Господь Иисус Христос. Он сеет доброе семя слова Божия как Сам, лично, во время Своей земной жизни, так и после – до конца мира сеет через Своих апостолов, пастырей и учителей Церкви. Целый мир, вся земля, все народы – вот обширное поле для этого сеяния:  ПОЛЕ ЕСТЬ МИР , по которому распространится Его вселенская Церковь . ДОБРОЕ СЕМЯ ,  ЭТО СЫНЫ ЦАРСТВИЯ , – это те, в которых благодатное семя слова Божия пустило корни, проникло в сердца, соделало их самих пшеницей Божией, готовой для житницы Небесной, для Царствия Божия.  А ПЛЕВЕЛЫ – СЫНЫ ЛУКАВОГО; ВРАГ , ПОСЕЯВШИЙ ИХ ,  ЕСТЬ ДИАВОЛ . С великим злорадством, видимо, подражая Христу Спасителю, сатана во всем противодействует Ему: «после пророков, – говорит святитель Златоуст, – являются лжепророки, после апостолов – лжеапостолы, за Христом явится антихрист». Как Христос проповедует людям истины спасительные, так диавол через своих слуг, отчаянных грешников, еретиков и лжеучителей, сеет в умах людей гибельную ложь и заблуждения, а в сердцах – разные пороки, приукрашивая все это подобиями истины и добра; поэтому Господь и называет их не другим каким-либо семенем, а именно – плевелами, которые походят с виду на пшеницу. «Диавол, – пишет святитель Златоуст, – пока не видит, к чему ему подделаться, ничего не начинает, даже не знает, как приступить к делу. Поэтому и теперь, приметив уже, что посеянного и укоренившегося он не мог ни похитить, ни заглушить, ни пожечь, вымышляет другого рода обман, а именно – всевает собственные семена». Он сеет свои плевелы тайно, незаметно, когда люди спят, когда недостаточно хранят ниву стражи, к ней приставленные, т.е. пастыри Церкви, когда и сами верующие живут беспечно, слишком доверчиво слушают всякого самозванца-учителя, и сами становятся плевелами на ниве Божией, слугами диавола, «сынами лукавого». «Спят люди духовно, когда беспечно закрывают очи ума и не хотят взирать на свет истины Евангельской, когда, подобно мечтающим во сне, не управляют мыслями своими, не обуздывают желаний своих. Спят они, а враг крадется во тьме забвения о Боге и законе Его и сеет свои плевелы», – говорит митрополит Филарет Московский . «Возвещая об этом, – поясняет святитель Златоуст, – Господь научает нас непрестанно бодрствовать, постоянно быть на страже. Но как, скажешь, возможно пробыть без сна? Без сна естественного невозможно, а без сна произвольного возможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010