Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАССИАН I (Рыло) († 23 марта 1481, Ростов), свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский. Согласно «Летописцу о Ростовских архиереях» (XVIII-XIX вв.), В. род. недалеко от Ростова, в местечке на р. Луге. став Ростовским архиепископом, он устроил здесь уединенную молитвенную келью (в XIX в. дер. Рылово). Др. источники местом рождения В. называют окрестности Волоколамска. Прозвище Рыло святитель получил за то, что, по свидетельству «Летописца», любил рыть большие пруды. В XIX в. в селах Воржа и Песошня - бывш. вотчинах Ростовских архиереев - существовали 2 пруда, выкопанные, по преданию, при В. Буд. святитель подвизался в Пафнутиевом боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре (основан в 1444), был учеником прп. Пафнутия Боровского . В 1455 г. стал игуменом Троице-Сергиева мон-ря . Уже в первые годы своего настоятельства В. пользовался особым доверием вел. кн. Василия II Васильевича , в 1458-1459 гг. по поручению вел. князя и свт. Ионы, митр. Московского и всея Руси, В. вместе с Кассианом, игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, ездил в Литву, где должен был убедить духовенство Западнорусской митрополии не принимать присланного из Рима митр. Григория (Болгарина) и сохранить верность Московскому митрополиту. Поручение игумен выполнил успешно, судя по тому что кнг. Анастасия, вдова киевского кн. Александра Владимировича, по общему решению своих сыновей, архимандрита Киево-Печерского мон-ря , «князей и панов» дала крупный вклад в подмосковную Троицкую обитель (АСЭИ. Т. 1. 279). За время настоятельства В. Троице-Сергиев мон-рь значительно расширил свои земельные владения в Костромском, Переяславском, Дмитровском, Угличском, Бежецком, Московском уездах. Сохранилось большое число тарханных и несудимых, льготных оброчных грамот, данных обители вел. князьями Василием II и Иоанном III Васильевичем , а также удельным дмитровским кн. Юрием. Вел. кн. тверской Михаил Борисович дал В. жалованные грамоты на беспошлинный проход через Тверское княжество в р. Шексну монастырских рыболовецких судов и людей и, кроме того, на проезд «павозки с солью» по Волге и провоз монастырского товара до Новгорода и обратно.

http://pravenc.ru/text/149887.html

К 1658 г. в состав П. о. входили 85 городов более чем с 4 тыс. «данных церквей», в 1690 г.- 3,9 тыс., к нач. XVIII в. в П. о. насчитывалось 3,7 тыс. церквей. По росписи, созданной в 1661 г. в Монастырском приказе , на территории П. о. действовало ок. 200 мон-рей, имевших от 16 тыс. дворов (Троице-Сергиев мон-рь) до 1 двора (Борисоглебский монастырь в Переславле-Залесском) (Роспись 170 году. 1861). В 1722 г. в Синодальной обл. с приписанной к ней Тобольской епархией (см. Тобольская и Тюменская епархия ) насчитывалось 117 мон-рей. Административное устройство П. о. В XVII в. П. о. являлась самой большой епархией Русской Церкви, превосходившей по размерам и количеству церквей все остальные епархии страны, вместе взятые. В своей епархии патриарх поставлял настоятелей мон-рей, священников, давал разрешения на строительство храмов, осуществлял судебные полномочия в отношении духовных лиц, решал споры и т. п. Управлением церквами и церковными землями, мон-рями и всеми церковными людьми, сбором доходов в П. о. ведали патриаршие приказы (Казенный, Дворцовый, Разрядный, Духовный, церковных дел). В П. о. существовало деление на десятины, патриаршую власть в к-рых осуществляли светские чиновники - десятильники (до 1675), выборные старосты поповские и заказчики. Границы десятин П. о. не совпадали с гос. административно-территориальными границами. Существовали десятины городовые (напр., Нижегородская), пригородные (напр., Плесская в Костромском у.), волостные (напр., Медушская во Владимирском у.). Особую административно-территориальную единицу составляла Москва. Для решения дел московского духовенства и сбора московских неокладных церковных доходов (венечные, похоронные, почеревые пошлины и проч.) в 1594 г. была создана Московская тиунская (поповская) изба (ААЭ. Т. 1. 360. С. 440). В 70-х гг. XVII в. она была преобразована в Приказ церковных дел (1674-1690). На территории Московского у. существовали 7 десятин: Радонежская, Селецкая, Загородская, Вохонская, Пехрянская, Перемышльская и Хотунская (первые 3 до 1675 были объединены под управлением 3 поповских старост). Особые десятины составляли разбросанные по десяткам уездов страны церкви в вотчинах Троице-Сергиева и Ипатиевского во имя Святой Троицы монастырей. Управляли этими десятинами монастырские власти, передававшие церковные доходы в патриаршую казну.

http://pravenc.ru/text/2579756.html

Возросшая мощь Московского княжества позволила его правителям приступить к строительству 1-й каменной крепости в Сев.-Вост. Руси. Зимой 1366 г. Димитрий Иоаннович, «погадав с братом своим с князем с Володимером Андреевичем и с всеми бояры стареишими», решил строить в Москве каменный Кремль (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 83). В. А., по-видимому, помогал средствами и своими людьми. К 1368 г. белокаменная крепость была построена. Обзаведясь мощным средством защиты, московские князья повели активные наступательные действия против своих соседей, прежде всего против Тверского княжества, правители к-рого были давними претендентами на Владимирское великое княжение. Уже весной 1368 г., реализуя общие с вел. князем планы, В. А. напал на захваченное Литвой, союзницей Твери, Ржевское княжество. Его столица Ржева занимала стратегически важное место. Она контролировала пути из Твери, Смоленска, Вел. Новгорода, Литвы и Москвы. Ржева была сильно укрепленным городом, но В. А. неожиданным ударом удалось ее взять. В ответ литов., тверской и смоленский князья организовали в нояб. 1368 г. поход на Москву. Наспех собранный московский заслон, в к-рый вошел и отряд В. А., был разбит. Возглавлявший нападение литов. вел. кн. Ольгерд осадил Москву. В. А. вместе с вел. кн. Димитрием сел в осаду. Каменные стены Кремля им помогли. Ольгерд не смог взять город и вскоре был вынужден отступить, ограбив на обратном пути население московских волостей. Кн. Владимир Андреевич повелевает отвезти милостыню в Троице-Сергиев мон-рь. Миниатюра из " Жития прп. Сергия Радонежского " . (Кон. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. N 21.Л. 270 об.) Кн. Владимир Андреевич повелевает отвезти милостыню в Троице-Сергиев мон-рь. Миниатюра из " Жития прп. Сергия Радонежского " . (Кон. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. N 21.Л. 270 об.) После снятия литов. осады В. А. во главе московских полков поспешил в Вел. Новгород, к-рый в это время не помогал Москве, т. к. вместе с Псковом был занят борьбой против Ливонского ордена . Одновременно крестоносцы продолжали воевать и с Литвой. Миссия В. А. заключалась в том, чтобы продемонстрировать ордену возможность крупномасштабной войны не только с Вел. Новгородом и Псковом, но и с Москвой, заставить его руководителей ввиду подобной опасности примириться с Вел. Новгородом и переключить все внимание на борьбу с Литвой, вынудить последнюю отказаться от активных антимосковских действий. Силы Вел. Новгорода Москва, очевидно, планировала использовать в борьбе с Тверью. Однако орден продолжал сражаться на 2 фронта. Войска В. А. так и не вступили в борьбу с ним. Князю пришлось вернуться в Москву, не осуществив намеченных целей.

http://pravenc.ru/text/159088.html

и мц. Ксению (пам. 18 янв.) - святая в монашеском облачении изображена под 24 янв.; она держит в руке крест, как на миниатюрах из Минология XIII в. (Paris. gr. 1561. Fol. 98), из Минология на год с циклами двунадесятых праздников и Житием вмч. Димитрия Солунского 1322-1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 26), а также в монументальных циклах - в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318), Македония, в ц. Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа (ок. 1340), Македония, в нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1348). В схиме, мантии, с крестом в правой руке и со свитком в левой К. представлена в рост в греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 97), др. оплечное изображение К. в той же рукописи помещено в медальоне (Л. 59). В поствизант. живописи К. традиционно изображалась в схиме, как, напр., на фресках 1721 г. собора мон-ря Ватопед на Афоне. В монашеском облачении и с платом на голове, повязанным на манер вост. тюрбана, с крестом в левой руке она изображена в ряду св. жен на фресках румын. мон-ря Хумор, расписанного в 1535 г. мастером Фомой из Сучавы. На Руси имя святой было популярно в княжеских семьях. В честь К. была названа блгв. кнг. Ксения Тверская († 1312), жена 1-го тверского кн. Ярослава Ярославича, мать св. блгв. кн. Михаила Тверского. В рус. искусстве XVI в. активно развивалась иконография К. В 1551 г. в Троице-Сергиев мон-рь кнг. Киликией Ушатой была вложена икона «Прп. Ксения, с житием» - единственный известный пример житийной иконографии этой святой (СПГИАХМЗ). В среднике преподобная изображена в рост в монашеских одеждах, на голове куколь, в правой, отведенной в сторону руке держит крест, в левой - свиток с текстом: «Любя и Бога, и ангельское на земли житие живет постяся…» Житие проиллюстрировано 16 клеймами с сюжетами: рождение; приход сватов к отцу К.; К. сговаривается с 2 служанками о побеге из дома; К. раздает имущество нищим; бегство из родительского дома; путешествие по морю; прибытие на о-в Кос; встреча со старцем; прибытие К.

http://pravenc.ru/text/2462115.html

Происшедшее нанесло сильный удар по авторитету В. В. Часть рус. общества - представители знати, московские купцы и даже нек-рые монахи Троице-Сергиева мон-ря - стала склоняться к тому, что Дмитрий Шемяка мог бы стать лучшим носителем великокняжеского сана. По свидетельству одной из летописей, многих привлекала мысль, что, свергнув В. В., можно будет избавиться от обязательств по отношению к татарам. Организаторами заговора против вел. князя стали Дмитрий Шемяка и Иоанн Можайский. Во время поездки на богомолье в Троице-Сергиев мон-рь В. В. был схвачен заговорщиками и 16 февр. 1446 г. ослеплен (отсюда его прозвище - Тёмный) в Москве, на дворе Шемяки в Кремле. Великокняжеский стол занял Дмитрий Шемяка, бывш. вел. князь был заключен в тюрьму в Угличе. Управлявший делами митрополии Рязанский еп. Иона и Коломенский еп. Варлаам выступили с посреднической миссией между Шемякой и сторонниками В. В., укрывшимися вместе с детьми вел. князя в Муроме. От имени Шемяки они просили передать им детей, обещая, что те соединятся со своим отцом, к-рый будет освобожден и получит удел. Дети были переданы, но Шемяка нарушил договоренность, заключив их в тюрьму вместе с В. В. По нек-рым сведениям, Шемяка хотел их умертвить, но столкнулся с сопротивлением свт. Ионы. Нежелание Шемяки выполнять договоренность вызвало недовольство не только митрополита, но и более широких кругов духовенства, против Шемяки, в частности, выступил прп. Макарий Унженский . Кроме того, значительная часть бояр и детей боярских отказалась служить узурпатору московского стола. Они уезжали на окраины гос-ва и в Великое княжество Литовское , где получали на время владения от литов. вел. кн. Казимира IV Ягеллончика . Столкнувшись со значительным сопротивлением и церковным неодобрением своих действий, Шемяка был вынужден освободить В. В. и его семью из тюрьмы. На собравшемся осенью 1446 г. Соборе духовенства состоялось примирение князей. В. В. получил в удел Вологду, соглашение было укреплено «крестным целованием и проклятыми грамотами» (документами, к-рые предусматривали отлучение от Церкви стороны, нарушившей присягу). Вскоре, однако, игум. Кириллова мон-ря Трифон освободил В. В. от клятвы. После этого вел. князь стал покровительствовать ученикам прп. Кирилла Белозерского . Игум. Трифон в 1448 г. стал архимандритом московского в честь Преображения мон-ря в Кремле и духовником В. В., участвовал в составлении завещания вел. князя. Др. ученик прп. Кирилла - игум. Ферапонтова мон-ря прп. Мартиниан Белозерский - по желанию вел. князя стал в 1447 г. настоятелем Троице-Сергиевой обители.

http://pravenc.ru/text/150785.html

переговоры о перспективах учреждения на Руси Патриаршества; судя по всему, И. предлагали своей властью возвести в патриархи Московского митрополита, но И. не решился сделать это без санкции глав остальных Поместных Церквей. Патриарх посетил Троице-Сергиев мон-рь. Один из сопровождавших И., свящ. Иса, написал на араб. языке стихотворное сочинение о Московии (изд.: Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 86-88), полное гиперболических славословий рус. царю и восторженных описаний богатства и могущества московитов. Эта поэма стала для 3 поколений правосл. арабов главным источником сведений о сев. единоверцах. И. отправился обратно с богатыми дарами. Проезжая через Молдавию, он подарил местному еп. Георгию (Могиле) икону Богоматери; вкладная запись на иконе датирована 7095 (1586/87) г. Нек-рое время И. находился в К-поле, после чего совместно с Александрийским патриархом Сильвестром через Фессалонику отплыл на Ближ. Восток. Во время отсутствия И. в Сирии его замещал Михаил, митр. Триполи и Эль-Куры; вероятно, тот же Михаил еще в сане иерея сопровождал И. в Иерусалим в 1579 г. Ок. 1587 г. Михаил был низложен по обвинению в канонических проступках совместным решением И. и Иерусалимского патриарха Софрония V. На Триполийскую кафедру был возведен Анастасий ибн Муджалла, который впосл. присоединил к своим владениям епархии Бейрута, Тира и Сайды и стал наиболее влиятельным человеком в Антиохийской Церкви после И. Спутник И. по поездке в Россию Иса был рукоположен во митрополита Хамы. В мае 1590 г. И. участвовал в К-польском Соборе, к-рый подтвердил учреждение в Москве Патриаршества. 5 июля 1590 г. в Каире И. возвел на трон Александрийского патриарха свт. Мелетия I Пигаса , потом вместе с ним посетил мон-рь вмц. Екатерины на Синае. 7 окт. 1592 г. И. погиб («был мученически умерщвлен», по словам хронистов) при посещении обл. Хауран к югу от Дамаска, на краю пустыни. Память И. как священномученика указана под 17 окт. в «Новом Синаксаристе», составленном в афонском мон-ре Симонопетра иером.

http://pravenc.ru/text/468921.html

После смерти царя Феодора Алексеевича (27 апр. 1682) царская семья продолжала почитать И. К нему в Суздаль приезжала царица Прасковья Феодоровна с дочерьми Анной Иоанновной (впосл. императрица), Екатериной и Прасковьей. По преданию, сохраненному монахинями суздальского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря , И. предрек Прасковье Феодоровне, что ее дочь Анна станет правительницей (Суздальский Св.-Покровский жен. мон-рь. М., 2002. С. 33). По сообщению «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...», И. получал пожертвования от царей Петра I и Иоанна V Алексеевичей, цариц Наталии Кирилловны, Марфы Матвеевны, царевен. Суздальский митрополит присутствовал на Земском соборе 12 янв. 1682 г. по отмене местничества. Во время стрелецкого восстания 1682 г. архиерей находился в Москве. 25 сент. патриарх Иоаким, выступивший посредником между стрельцами и правительством, отправил И. в Троице-Сергиев мон-рь, где в то время находилась царская семья, с ходатайством о стрельцах. Посредничество Суздальского митрополита предотвратило кровопролитие. И. участвовал в хиротониях иерархов Русской Церкви: Воронежского еп. св. Митрофана (2 апр. 1682), Киевских митрополитов Гедеона (Святополка-Четвертинского) (8 нояб. 1685) и Варлаама (Ясинского) (31 авг. 1690). И. был одним из советников патриарха Адриана в решении вопроса о епископской хиротонии Дионисия (Жабокрицкого) , для к-рой имелись канонические препятствия. Несмотря на просьбы митр. Варлаама (Ясинского) и гетмана И. С. Мазепы , 6 нояб. 1695 г. патриарх Адриан хиротонию не благословил. 24 июля 1691 г. патриарх Адриан вместе с И. освятил Троицкий собор в Троице-Сергиевом мон-ре. Как епархиальный архиерей И. много внимания уделял церковному благочинию и поддержанию должного нравственного уровня духовенства. За богослужениями в кафедральном Рождественском соборе архиерей всегда проповедовал («изо уст толковаше Священное Писание»). И. повелел переписать всех нуждающихся в Суздале и определил им милостыню из своих доходов, трапезу со святителем всегда делили «неколико нищих и убогих». Будучи архиереем, И. сохранил молитвенное правило Флорищевой пуст. Свободное от молитвы и дел управления время он посвящал чтению Свящ. Писания и душеполезных книг; если святитель был утомлен и не мог читать сам, ему читали вслух.

http://pravenc.ru/text/389121.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (Дашков; † 17.04.1739, нерчинский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь), архиеп. бывш. Ростовский и Ярославский. Из старинного дворянского рода. С 8 марта 1706 г. был строителем астраханского во имя Святой Троицы мужского монастыря , вместе с Астраханским митр. Сампсоном участвовал в усмирении в Астрахани стрелецкого бунта 1705-1706 гг. Ум и энергия Г. обратили на себя внимание Б. П. Шереметева , к-рый рекомендовал его царю Петру I Алексеевичу . Г. был вызван в С.-Петербург, где получил назначение в Троице-Сергиев монастырь (впосл. лавра) ключарем, с 15 апр. 1711 г. стал архимандритом. 13 июля 1718 г. в Кронштадте во время освящения ц. ап. Андрея Первозванного состоялась хиротония Г. во епископа Ростовского и Ярославского, к-рую возглавил Рязанский митр. Стефан (Яворский) . В Успенском соборе Ростова Г. возвел «главы железные, полуженныя оловом, и по железной обрешетке кровлю покрыл железом и выкрасил охрою». В честь архиерея в епархии был сочинен егориевский звон, до сих пор исполняемый соборными звонарями. С 1725 г. Г. член Святейшего Синода, с 12 июля 1726 г. архиепископ и 1-й вице-президент Синода. Не отличался ученостью, но был человеком сильной воли и решительного характера. В начале работы в Синоде подал имп. Екатерине I протест против секуляризации имущества мон-рей. Вокруг Г. в Синоде образовалась партия противников Новгородского архиеп. Феофана (Прокоповича) , Г. пользовался благосклонностью кн. А. Д. Меншикова, а затем князей Долгоруких. После смерти имп. Екатерины I вся полнота церковной власти перешла к Г. Он поднял в Синоде вопрос о восстановлении Патриаршества, участвовал в составлении ряда постановлений Верховного тайного совета по церковным вопросам, пересматривавших указы Петра I. В частности, в 1727 г. вышел указ о самостоятельности маловотчинных и безвотчинных мон-рей, прекративший практику приписки их к более крупным. В результате смены придворных влияний при имп. Анне Иоанновне на ключевую позицию в Русской Церкви выдвинулся архиеп. Феофан (Прокопович). На Г., как и на ряд др. архиереев, начались гонения: 21 июля 1730 г. он был уволен из Синода, 28 дек. лишен сана и сослан в Спасо-Каменный в честь Преображения Господня мужской монастырь Вологодской епархии, где содержался под усиленным надзором, в февр. 1731 г. принял схиму с именем Гедеон. Братия мон-ря, местные жители, а также бывш. Коломенский митр. Игнатий (Смола) , князья Долгорукие почитали его как мученика. На новом следствии Г. обвинялся в том, что благословляет по-архиерейски, ведет обширнейшую переписку с друзьями и т. п. К следствию были привлечены и др. лица, в частности Вологодский еп. Афанасий (Паисиос-Кондоиди), обвинявшийся в том, что выпустил Г. из-под стражи. В 1734 г. Г. пытался добиться личной встречи с императрицей, но Синод предложил Анне Иоанновне сослать его в Сибирь как опасного преступника.

http://pravenc.ru/text/164261.html

Вместе с рядом представителей московской знати, сумевших привлечь на свою сторону собиравшееся для войны с Крымом дворянское ополчение, В. И. Ш. принял активное участие в подготовке заговора против самозванца, завершившегося 17 мая 1606 г. убийством Лжедмитрия I. После этого 19 мая сторонники В. И. Ш. провозгласили его царем перед народом в Москве на Лобном месте. 1 июня 1606 г. он был коронован в Успенском соборе Новгородским митр. Исидором . Мн. современники не считали избрание В. И. Ш. законным, т. к. оно произошло без участия представителей «всей земли». При избрании В. И. Ш. на престол была обнародована его запись. Новый царь обязывался никого не казнить, «не осудя истинным судом з бояры своими», не отбирать имущества у родственников осужденных, к-рые не были их соучастниками, не слушать ложных доносов и наказывать таких доносчиков и «без вины ни на кого опалы своей не класти». Эта запись дала впосл. основание ряду исследователей говорить об имевшем место при В. И. Ш. ограничении царской власти. В. И. Ш. обещал также не мстить людям, причинявшим ему обиды при царе Борисе. Однако, как отмечают источники, «вскоре по воцарении своем, не помня своего обещания, начат мстити людем, которые ему грубиша, бояр, и думных дияков, и стольников, и дворян многих разосла по городом и службам, а у иных у многих поместья и отчины поотнима». При участии В. И. Ш. после убийства Лжедмитрия I был смещен с Патриаршего престола грек Игнатий , к-рого отослали «под начал» в Чудов мон-рь. Были назначены выборы нового Патриарха. Ранее, сразу после переворота, В. И. Ш. принял решение перенести в Москву останки св. царевича Димитрия. За ними был послан в Углич старец Филарет (Романов) , к-рого первоначально и предполагали сделать Патриархом. Участие близких к Романовым бояр Шереметевых в заговоре против Шуйского привело к тому, что царь остановил свой выбор на Казанском митр. сщмч. Ермогене . Когда останки царевича Димитрия были привезены в Москву, царь, встретив их у городских ворот, сам отнес мощи нового святого к месту его погребения в Архангельском соборе . Содействуя канонизации царевича, московские власти во главе с В. И. Ш. стремились предотвратить опасность появления новых самозванцев, к-рые выдавали бы себя за спасшегося «царя Димитрия». Позднее по приказу В. И. Ш. были торжественно перенесены в Троице-Сергиев мон-рь останки его родственника и политического соперника - царя Бориса Годунова, а также его жены и сына. Для их гробниц по приказу В. И. Ш. были изготовлены покровы с украшениями из золота, драгоценных камней и жемчуга, на 1 мая учреждена соборная панихида. В февр. 1607 г. по инициативе царя было принято решение пригласить в Москву из Старицы низложенного Лжедмитрием св. Патриарха Иова , чтобы просить у него прощения за нарушение крестного целования законному монарху - царю Феодору Борисовичу Годунову , убитому по приказу самозванца.

http://pravenc.ru/text/150803.html

Имп. Елизавета Петровна. Фрагмент росписи парадных сеней Гос. исторического музея в Москве. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Имп. Елизавета Петровна. Фрагмент росписи парадных сеней Гос. исторического музея в Москве. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. В отличие от предыдущих правителей Е. П. проявила большую заботу об обителях. Троице-Сергиев мон-рь, пользовавшийся особым почитанием императрицы и получавший от нее щедрые пожертвования, в 1744 г. был удостоен степени лавры, его настоятелем утверждался митрополит Московский. В 1748 г. по инициативе императрицы был основан с.-петербургский Смольный в честь Воскресения Господня монастырь , ансамбль к-рого начал возводиться по проекту Растрелли. В 1761 г. был восстановлен «для призрения вдов и сирот заслуженных людей» московский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь. Из средств казны финансировалось масштабное строительство в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре (в 1754 большая часть зданий сгорела) и Коневецком Рождества Пресвятой Богородицы монастыре . Возобновились строительные работы в московском во имя свт. Иоанна Златоуста и Новоиерусалимском в честь Воскресения Господня монастырях. С 1749 г. было разрешено постригать в монахи учеников духовных семинарий, а с 1761 г.- выходцев из всех сословий. Прекратились «разборы» духовенства и отсылка «безместных» церковнослужителей в армию. В 1757 г. состоялась 1-я в XVIII в. канонизация: указом Святейшего Синода был причислен к лику святых Ростовский митр. Димитрий (Савич (Туптало)) . Е. П. не собиралась ликвидировать синодальную систему и принципиально менять сложившееся церковное законодательство. В апр. 1742 г. архиеп. Амвросий (Юшкевич) вместе с Ростовским митр. сщмч. Арсением (Мацеевичем) представил императрице проект, в к-ром предложил упразднить Коллегию экономии и обер-прокурорскую должность, а также восстановить Патриаршество. Однако Е. П. согласилась лишь возвратить управление церковными и монастырскими имениями и их доходами в ведение Синода (позже императрица собиралась снова передать управление церковными вотчинами светским властям, но не успела сделать это). В 1744 г. Е. П. запретила Синоду принимать окончательные решения по бракоразводным делам дворян, следовало, «учиня надлежащее производство с ясным показанием своего мнения, для конфирмации представлять ее императорскому величеству». Указом Синода от 9 июля 1744 г. было унифицировано епархиальное управление, органы управления при правящих архиереях стали называться духовными консисториями.

http://pravenc.ru/text/189799.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010