Под 1386 г. Н. П. м. упоминается среди сожженных новгородцами при приближении войск блгв. вел. кн. Владимирского и Московского Димитрия Иоанновича Донского пригородных мон-рей (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 346). В XV в. мон-рь обладал собственной печатью. На одной ее стороне было поясное (в др. варианте - в полный рост) изображение свт. Кирилла Александрийского в святительских ризах, на другой - 4-строчная надпись: «Печать святого Кюриле» (Актовые печати. Т. 2. С. 138-139, 231; Т. 3. С. 106, 218). К кон. XV в. Н. П. м. имел значительные владения - 502 обжи земли, а также 337 дворов с 349 тяглецами ( Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе Новгородской феод. республики. М., 1980. С. 205. 27). Собор во имя Кирилла и Афанасия Александрийских. 1753–1754 гг. Фотография. Нач. XX в. Собор во имя Кирилла и Афанасия Александрийских. 1753–1754 гг. Фотография. Нач. XX в. Н. П. м. занимал выгодное географическое положение - мимо его стен проходила дорога на Москву. В дек. 1477 г. Н. П. м. был занят войсками вел. кн. Московского Иоанна III Васильевича , к-рыми командовал татар. царевич Даньяр (ПСРЛ. Т. 25. С. 316). 11 февр. 1537 г., «в заговенье сырное», в обители произошел пожар, сгорело 5 келий, едва спасся игум. Корнилий, но погиб его келейник (Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 575). В нояб. 1546 г., при игум. Парфении, по пути из Москвы в Новгород вел. кн. Московский Иоанн IV Васильевич Грозный с удельными князьями Юрием Васильевичем и Владимиром Андреевичем останавливался в Н. П. м., где присутствовал на молебнах. Через год, в ночь на 28 нояб. 1547 г., выгорел весь мон-рь - 15 келий, трапезная церковь с запасами, деревянные переходы между помещениями, колокольня; при этом часть монастырского имущества была украдена старцем и конюхом, что установила комиссия во главе с наместником. Каменный собор не пострадал. Удалось спасти иконы, снять кресты с церквей и колокола. В нояб. 1563 г., при игум. Никифоре, в Н. П. м. иером. Иосиф переписал Толковую Псалтирь (ГИМ. Син. 70; Горский, Невоструев. Описание. 1857. Отд. 2. С. 73). Зимой 1571/72 г. в Н. П. м. по пути в Новгород останавливался Новгородский архиеп. Леонид после поставления его в Москве митр. Кириллом III .

http://pravenc.ru/text/2577779.html

Мон-рь прп. Георгия Хозевита в Иудейской пустыне Мон-рь прп. Георгия Хозевита в Иудейской пустыне Тем не менее в сер. VI - нач. VII в. христ. культура Палестины сохраняла свое значение. В сер. VI в. в мон-ре аввы Серида в Газе подвизался прп. Варсонофий Великий , к-рый не покидал своей келлии, но пользовался огромным авторитетом как среди монахов, так и среди мирян. В своих наставлениях он отвечал на множество вопросов самого разного рода, к-рые присылали ему паломники (Ibidem). Учеником прп. Варсонофия был прп. Дорофей Газский (2-я пол. VI в.), составивший сб. «Вопросы и ответы» преподобных Варсонофия Великого и Иоанна, послания, поучения и др. тексты, необходимые в жизни монашеских общин. Он выписывал правила монашеской жизни у отцов Церкви святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Иоанна Златоуста. В 40-50-х гг. VI в. монахом лавры св. Саввы и Новой лавры был Кирилл (ок. 525 - после 557), уроженец Скифополя, свидетель борьбы Церкви с оригенизмом. Его перу принадлежат лучшие описания истории подвижничества в Палестине: Жития преподобных Евфимия Великого, Саввы Освященного, Феодосия Великого, Иоанна Молчальника и др. Среди подвижников нач. VII в. наиболее известен прп. Георгий Хозевит ( Antonius Chozibita. Vita S. Georgii Chozibitae/Ed. C. Houze//AnBoll. 1888. Vol. 7. P. 97-114, 336-359). С 80-х гг. VI до нач. VII в. мон-ри Палестины и св. места неоднократно посещал блж. Иоанн Мосх (ок. 550-619), подвизавшийся в Египте и на Синае. Его кн. «Луг духовный» ( Ioan. Mosch. Prat. spirit.), посвященная подвижникам всего этого региона, имеет большое значение для традиций как палестинского монашества, так и всего христ. мира. О патриархах ИПЦ этого периода сохранилось мало сведений. После того как в 563 или 564 г. Иерусалимский патриарх Евстохий был заподозрен имп. Юстинианом в оригенизме и низложен, на престол вернулся патриарх Макарий (564 - ок. 575), к-рый должен был публично отречься от связей с еретиками. Патриарх Амос (594-601) был, вероятно, монахом с Синая. При нем возник новый церковный конфликт: игум. Новой лавры Афанасий по неизвестной причине долго не хотел признавать Амоса патриархом, но после письменного увещевания, полученного от папы Римского св. Григория I Великого, примирился с ним ( Nau F. Le texte grec des récits du moine Anastase sur les saints pères du Sinaï?//Oriens Chr. 1902. Bd. 2. S. 87-88). Взаимоотношения патриарха Амоса с нек-рыми др. монашескими общинами, видимо, так и не сложились. После его смерти имя патриарха не поминалось в диптихах среди Иерусалимских патриархов. Два следующих патриарха в отличие от большинства своих предшественников были выходцами не из Палестины, а из К-поля: Исихий (601-609) до Патриаршества был игуменом столичного мон-ря акимитов, а Захария (609-614) - одним из пресвитеров и скевофилаксом собора Св. Софии. Сведения о причинах их поставления на Иерусалимский престол отсутствуют.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ Афанасий (Соколов), архиеп. Казанский. Тоновая литография. 1860 г. (ГИМ) Афанасий (Соколов), архиеп. Казанский. Тоновая литография. 1860 г. (ГИМ) (Соколов Андрей Григорьевич; 27.06.1801, г. Буй Костромской губ.- 2.01.1868, казанский Кизичский Введенский мон-рь), архиеп. Казанский и Свияжский. Род. в семье причетника Благовещенского собора г. Буй. После окончания Костромской ДС, где наставником Соколова был прп. Макарий (Глухарёв) , учился в СПбДА, к-рую окончил в 1825 г. 17 дек. того же года был удостоен степени канд. богословия, 23 окт. 1826 г.- степени магистра богословия. 22 авг. 1825 г. пострижен в монашество, 8 сент. рукоположен во иеромонаха. 30 янв. 1826 г. назначен инспектором Псковской ДС. 3 апр. 1827 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем псковского Мирожского мон-ря . С 28 авг. 1828 г. ректор и профессор Харьковского коллегиума, с апр. 1830 г. ректор Черниговской ДС и настоятель Елецкого черниговского мон-ря , с 29 апр. 1832 г. ректор Тверской ДС и настоятель Макариева калязинского мон-ря . В 1837 г. А. перемещен настоятелем в Толгский ярославский мон-рь , в кон. 1837 г. вызван в С.-Петербург и 7 марта 1838 г. назначен ректором СПбДС. С 5 авг. 1838 г. член духовно-цензурного комитета. Указом от 14 июня 1841 г. А. был назначен, 25 июня в Казанском соборе С.-Петербурга хиротонисан во епископа Томского и Енисейского. С 24 дек. 1853 г. архиепископ Иркутский и Нерчинский, с 3 (23?) нояб. 1856 г. архиепископ Казанский и Свияжский. Во всех епархиях, к-рыми управлял А., он много внимания уделял миссионерству: обращению в Православие язычников, мусульман, присоединению к правосл. Церкви старообрядцев. С 9 нояб. 1866 г. жил на покое в казанском Кизичском мон-ре . Погребен в склепе под главным алтарем Казанского собора мон-ря. Перевел на рус. язык часть житий святых из Пролога и Четьих-Миней свт. Димитрия (Туптало) (списки переводов хранились в б-ке КазДА), принимал участие в составлении «Замечаний» на соч. С. Стурзы «Considerations sur la doctrine et esprit de Eglise orthodoxe» (рукопись хранилась в б-ке СПбДА). По нек-рым сведениям, А. являлся одним из переводчиков творений свт. Григория , еп. Нисского, свт. Иринея Лионского, др. отцов Церкви, публиковавшихся без указания имени переводчика в ж. «Христианское чтение» .

http://pravenc.ru/text/76926.html

Прп. Никодим Святогорец. Икона. 1983 г. (мон-рь Симонопетра, Афон) Прп. Никодим Святогорец. Икона. 1983 г. (мон-рь Симонопетра, Афон) Житие Н. С. было написано Евфимием в 1813 г., т. е. через 4 года после кончины преподобного. Это сравнительно небольшое Житие содержит важнейшие свидетельства о вехах биографии Н. С. и обстоятельствах издания его основных трудов. Сохранилось также краткое Житие, составленное мон. Онуфрием Ивиритом (Кондуроглу; новейшее изд. см.: Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 28-33). Оно было впервые издано в составе подготовленных Н. С. книг «Толкование 14 посланий апостола Павла» и «Синаксарист» (изданы в Венеции в 1819). Значительная часть Жития, написанного мон. Онуфрием, посвящена перечислению основных изданий, над к-рыми работал Н. С. По случаю канонизации Н. С. в 1955 г. знаменитым гимнографом мон. Герасимом (Микрагианнанитом) составлены служба святому и его жизнеописание, причем в последнем были широко использованы данные Жития, написанного иером. Евфимием, дополненные сведениями, почерпнутыми из др. источников ( Γερσιμος Μικραγιανναντης. 2004. Σ. 102-127; ср.: Citterio. 2002. P. 907). Довольно многочисленные архивные документы, содержащие сведения о жизни и деятельности Н. С. и его ближайших соратников, хранящиеся в Великой Лавре св. Афанасия на Афоне и до сих пор не каталогизированные, остаются недоступными (Ibid.; ср.: Stiernon. 1981. Col. 234; см., однако, публикации С. Пасхалидиса, напр.: Πασχαλδης. 2007, где широко используются ранее неизвестные источники). До недавнего времени рус. читателю было доступно только одно сравнительно информативное и достоверное описание жизни и трудов Н. С.: Климент (Зедергольм), иером. О жизни и трудах Никодима Святогорца. М., 1865. СПб., 1998. В Греции в связи с торжествами, посвященными причислению Н. С. к лику святых (1955), афонским писателем мон. Феоклитом Дионисиатским была составлена биография Н. С., написанная на основе Житий иером. Евфимия и мон. Онуфрия и др. материалов, получившая широкое распространение (см.: Θεκλητος Διονυσιτης. 1959 (многократно переизд.); рус. пер.: Феоклит Дионисиатский. 2005). В этом труде встречаются многочисленные неточности, в т. ч. при цитировании источников, в частности Житий (их должен был частично компенсировать аппарат примечаний, являющийся особенностью рус. издания), значительное место занимают пространные рассуждения автора (подчас в ущерб информативности). Но следует учитывать, что именно книга мон. Феоклита представляет собой наиболее распространенное в греч. мире жизнеописание Н. С., из к-рого на протяжении десятилетий черпают сведения о нем др. исследователи его творчества (транслируя подчас и ошибки мон. Феоклита). Информацию о жизни и издательской деятельности Н. С. рус. читатель может также почерпнуть из кн.: Зоитакис. 2008 (см.: С. 16-24, 96-118). Из др. значимых описаний жизни и творений Н. С. наиболее важны: Καρασαρδης. 1998. Σ. 33-231; Citterio. 2002. P. 905-978; Marnellos. 2002. Жизнь

http://pravenc.ru/text/2565602.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАННА ЗЛАТОУСТА МОНАСТЫРЬ БЛИЗ КУЦОВЕНДИСА [греч. Ιερ Μον Αγου Ιωννη το Χρυσοστμου το Κουτσοβντη], находится на склоне горной гряды Пендадактилос (на оккупированной Турцией территории Сев. Кипра), принадлежит Святогробскому братству Иерусалимской Православной Церкви. В наст. время комплекс включает соборный храм (кафоликон) свт. Иоанна Златоуста (1891) с парекклисионом Св. Троицы (кон. XI - нач. XII в.) и колокольней (1957), жилые и хозяйственные корпуса (вероятно, кон. XVII в.), а также примыкающие друг к другу парекклисионы Спасителя (кон. XI - нач. XII в.) и Пресв. Богородицы «Афендрики» (кон. XII в.) на кладбище недалеко от мон-ря. История монастыря Мон-рь свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса Мон-рь свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса И. З. м. был основан в кон. XI в. мон. Георгием. 9 дек. 1090 г. был освящен кафоликон, причем во время освящения в храм были положены частицы мощей великомучеников Прокопия, Иакова Персянина и Марины; в кафоликоне хранилась также частица Честного Животворящего Креста Господня. Эти сведения известны из рукописного Типикона И. З. м. нач. XIII в. (Paris. gr. 402). Типикон И. З. м. дошел до наших дней с нек-рыми утратами; по мнению исследователей, он может представлять собой дополненную копию первоначального Типикона, созданного при жизни или вскоре после кончины основателя. Игум. Георгий упоминается в письмах Никона Черногорца . Основатель монастыря скорее всего происходил из Сев. Сирии и, прежде чем поселиться на Кипре, прожил некоторое время в Палестине. Игум. Георгий скончался, вероятно, в 1099 г., на Кипре возникло его местное почитание (его память содержится в Типиконе И. З. м. под 26 апр.). В Типиконе И. З. м. упоминаются 4 храма: кафоликон, парекклиссионы Св. Троицы и Пресв. Богородицы на кладбище (видимо, речь идет о ц. Пресв. Богородицы «Афендрики») и ц. прав. Лазаря, к-рую, возможно, следует идентифицировать с полуразрушенным кладбищенским парекклисионом Спасителя. Кроме того, упоминаются др. разнообразные постройки: трапезная, монашеские кельи, покои игумена, склады, амбар, винный погреб, колодец.

http://pravenc.ru/text/577890.html

Указом еп. Афанасия (Шумлянского) Почаевский мон-рь в 1694 г. возглавил игум. Иакинф (Жуковский). После смерти еп. Афанасия в 1694 г. еп. Иосиф (Шумлянский) назначил настоятелем Мардария (Столпинского), к-рого вскоре сменил игум. Иосиф (Добромирский). В 1695 г. при поддержке волынской правосл. шляхты на Луцкую кафедру был избран один из лидеров луцкого Крестовоздвиженского братства - Д. Жабокрицкий (см. Дионисий (Жабокрицкий) ). Вместе с И. Жабокрицкий провел ревизию Почаевского монастыря и составил подробную опись имущества. 29 дек. 1696 г. И. от имени игум. Иосифа (Добромирского) внес в луцкие гродские книги заявление в поддержку избранного еп. Дионисия (Жабокрицкого) и с осуждением деятельности Иосифа (Шумлянского), пытавшегося не допустить Дионисия к управлению Луцкой епархией. По поручению Дионисия И. вместе с игум. Иосифом 16 июня 1697 г. рассматривал чудеса от иконы Божией Матери в церкви в с. Подлесцы Кременецкого повета. После подтверждения достоверности чудес было решено основать при храме муж. мон-рь. 30 янв. 1698 г. братия по согласованию с гр. Тарнавским избрала И. игуменом Почаевского монастыря. Первым делом нового настоятеля стало урегулирование судебных споров с Тарнавскими, с к-рыми в 1698-1699 гг. были заключены мировые сделки: Почаевскому мон-рю было возвращено его имение с. Комнатка Кременецкого повета. 23 мая 1700 г. Дионисий (Жабокрицкий), игумен Бельско-Подляшского монастыря Сильвестр (Тройцевич) и И. на встрече в Варшаве с русским послом Л. Судейкиным информировали последнего о намерениях Иосифа (Шумлянского) открыто принять унию. Западнорусские клирики говорили о царе как о единственном защитнике православных в Речи Посполитой. В 1701 г. И. добился от кор. Августа II грамоты, которой гарантировалось «свободное сохранение в монастыре Почаевском веры восточной древней Церкви, от незапамятных времен в оном беспрерывно и беспрепятственно содержимой» (цит. по: Амвросий (Лотоцкий). 1878). Грамота была выдана в связи с гонениями на обитель со стороны открыто перешедшего в унию еп. Иосифа (Шумлянского) и ледуховских шляхтичей. В 1702 г., после отпадения от Православия Дионисия (Жабокрицкого), И. отказался принять вслед за ним унию. В заявлении от 27 мая 1702 г. И. пригрозил, что в случае принуждения его к унии уедет в Москву с чудотворной Почаевской иконой Божией Матери и др. святынями обители. За отказ от унии и пророссийскую ориентацию И. подвергся гонениям со стороны властей. Несмотря на тяжелое положение, И. активно защищал права обители. По его ходатайствам гетман А. Сенявский в 1702 г. и гетман И. Любомирский в 1703 г. издали универсалы об освобождении Почаевского мон-ря от уплаты гиберны (налога), от военных постоев и от др. повинностей.

http://pravenc.ru/text/578545.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ельце (ныне Липецкой обл.), основан ранее 1592 г. Находился в городском посаде, ниже совр. Вознесенского собора, на левом берегу р. Сосны, при впадении в нее р. Ельчик. В 1775 г. упразднен, в 1836 г. восстановлен на новом месте - у зап. городской окраины, за заставой, на Орловской дороге. По легенде, изложенной в краеведческой лит-ре и периодике XIX - нач. XX в. (Орловские ЕВ. 1912. 4), Е. м. основан в XIV в. удельным елецким кн. Федором Ивановичем после Куликовской битвы 1380 г. Задонский иером. Геронтий (Кургановский) считал вероятным основание Е. м. в XIII или XIV в. ( Геронтий (Кургановский), иером. 1894. С. 14-15). Митр. Евгений (Болховитинов) отмечал, что «о начале сего монастыря известий нет» ( Болховитинов. 1800. С. 115). XVI-XVII вв. Елецкий Троицкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Елецкий Троицкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Впервые Е. м. упоминается в дек. 1592 г. в указной грамоте воеводе И. Н. Мясному о раздаче хлебного жалованья: «В монастырь Троицы Живоначальные да Сергия Чудотворца - игумну с братьею - 25 чети ржи, овса тож» (РГАДА. Ф. 141. Оп. 1. Д. 1). Вероятно, Е. м. был основан одновременно со строительством Елецкой крепости. Информация о становлении обители содержится также в «Обыскных речах игумена и старцев Троицкого монастыря, елецких попов, пушкарей… по делу о краже денег из царской казны», датируемых янв. 1618 г. ( Котков С. И., ред. Памятники южновеликорус. наречия кон. XVI - нач. XVII вв. М., 1990). Наряду с нек-рыми мон-рями Ельца и соседних уездов Е. м. принадлежал к типу придонских обителей, к-рые занимали территорию по юж. границе российских земель, на степной «украине», где казаки и монахи первыми приступили к хозяйственному освоению малонаселенного региона. В 1618 г. гетман П. Сагайдачный разорил Елец и Е. м., но уже в 1628 г. обитель вновь упоминается в документах (РГАДА. Ф. 1468.

http://pravenc.ru/text/367381.html

Максимилиана весной 2002 г. начался поиск места упокоения прп. Павла с целью установления над мощами часовни. Были определены точки местонахождения столбов, между к-рыми стояла сень над мощами прп. Павла. Вероятно, мощи не были осквернены. Были обнаружены также разбитая мраморная облицовка сени, пол храма св. Иоанна Предтечи и основание Троицкого собора. В кон. июля 2002 г. началось строительство деревянной часовни над местом упокоения прп. Павла. В ней установлена деревянная рака с изображением святого. Решением Синода от 26 дек. 2003 г. подворье было преобразовано в самостоятельный мон-рь, наместником утвержден иером. Амфилохий (Кузнецов; впосл. игумен). 8 июня 2004 г. мон-рь получил статус юридического лица. В П. О. м. проживают 5 чел., действуют столярная мастерская и хлебопекарня, имеются огород и пасека, странноприимный дом на 37 мест. 1 авг. 2003 г. на «Голгофе», на месте утраченной часовни, установлен самый высокий на Вологодчине деревянный поклонный крест в память о 100-летии со дня прославления прп. Серафима Саровского (его высота - 8,5 м). За р. Нурмой возобновлен источник преподобного у места его уединения, над к-рым поставлена небольшая деревянная сень с крестом. Еще дальше, в 400 м в лесу (т. н. парк Юношеское),- 2-й источник, над к-рым устроены часовня и купальня с 2 отд-ниями (1994-1999). Неподалеку находятся валун, на котором молился преподобный, и частично уцелевшие пещерки подвижников. В 2008 г. ремонтировались братские кельи, восстанавливалась ограда, готовилась научно-проектная документация по восстановлению колокольни Успенской ц., в 2009 г. построена деревянная колоколенка, восстановлены св. ворота, часть монастырских стен и башенок. В П. О. м. пребывают мощи преподобномучеников Обнорских Ефрема, Герасима, Иеронима, Исаакия, Дионисия и Митрофана (под спудом, на месте разрушенного Троицкого собора); частицы мощей игум. прмч. Климента и преподобных Киево-Зверинецких Андроника Гробокопателя и Феодора Калики; частицы мощей ок. 100 святых, в т. ч. апостолов Матфея, Марка, Луки и Андрея, свт.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Густынский во имя Св. Троицы мон-рь Густынский во имя Св. Троицы мон-рь С вост. стороны находилась надвратная 5-купольная кирпичная ц. во имя апостолов Петра и Павла (1693-1708; перестроена в сер. XIX в.; в 1900 был устроен придел во имя свт. Димитрия Ростовского): крестообразная, 4-лепестковая в плане, в зап. углах между лепестками помещены цилиндрические пристройки, на подклете. Храм увенчан 5 главами на барабанах (центральный - граненый, боковые - цилиндрические): над средокрестием и над плановыми лепестками (до кон. ХХ в. сохр. 3 главы луковичной формы, в наст. время заменены грушевидными). Граненые рукава планового креста по углам отмечены пилястрами, между к-рыми расположены полуциркульные окна с наличниками с трапециевидными завершениями. Над окнами помещены декоративные ниши - треугольные, килевидные, в форме квадрифолия. К постройкам XVII в. относится 3-этажный настоятельский корпус (неоднократно перестраивался во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в.), на 1-м этаже к-рого первоначально располагалась т. н. Варваринская брама, на 2-м - братские кельи, на 3-м - кельи настоятеля; с сев.-вост. стороны к корпусу пристроена столпообразная одноглавая домовая церковь во имя св. Варвары. В 1764 г. Г. м. был переведен в разряд внештатных, в 1793 г. закрыт. По ходатайству 1841 г. архиеп. Полтавского и Переяславского Гедеона (Вишневского) на пожертвования паствы (6686 р.) указом Святейшего Синода от 16 дек. 1843 г. Г. м. был возрожден и отнесен к 3-му классу, настоятелем назначен бывш. архим. Староладожского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря Варсонофий. 15 мая 1844 г. состоялось торжественное открытие Г. м. Густынь называли «второй лаврой». Г. м. принадлежало в Прилукском, Роменском и Путивльском уездах ок. 3 тыс. дес. земли, мельницы и винокурни, было приписано более 3 тыс. крестьян. К сер. XIX в. под стенами монастыря ежегодно устраивались ярмарки. В мон-ре были хорошая библиотека, архив. В 1845 г. Г. м. посетил художник Археографической комиссии поэт Т. Г. Шевченко . Поэт оставил рисунки «В обители. Церковь Петра и Павла», «Врата в обители. Церковь св. Николая», «В обители. Трапезная церковь», а в повести «Музыкант» охарактеризовал обитель как «сущее аббатство Сен-Клерское» (см.: Жур. С. 66-69). Главная святыня Г. м.- Густынская икона Божией Матери , известная с сер. XVII в.,- в летнее время находилась в Троицком соборе, зимой - в трапезном Воскресенском (бывш. Успенском) храме. По субботам перед ней служился молебен с акафистом.

http://pravenc.ru/text/168430.html

Мон-рь прп. Пахомия Великого в Ахмиме. VII в. Мон-рь прп. Пахомия Великого в Ахмиме. VII в. В 30-х гг. VI в. имп. Юстиниан провел новую реформу, разработанную, по-видимому, визант. префектом претория Иоанном Каппадокийцем. Согласно 13-й новелле имп. Юстиниана (539), диоцез Е. упразднялся и страна делилась на 5 дукатов (провинций; Е. Первый и Второй, Фиваида Первая и Вторая и Ливия) во главе с дуксами, назначаемыми императором и обладающими как военной, так и гражданской властью. Префект Е. получал военную власть лишь над Александрией и провинциями Е. Первый и Второй. Дукс Фиваиды также получил титул «августальный» и фактически стал равен префекту. Чтобы надежно обеспечить экономическое и военное положение Ливии, ей были переданы области Мареотида и Менелаиты в Нижнем Е. Аппарат военных и гражданских чиновников при префекте - августальный оффиций (officium augustalianum) - насчитывал до 600 чел. Из них 100 чел. имели звания принцепсов (principes), главным среди к-рых был гражданский чиновник «первый среди принцепсов» (primus principium), а его заместителем - «второй среди принцепсов» (secundus principium), из числа военных. Основными задачами префекта и дуксов по-прежнему были распределение и взимание натуральных и денежных налогов, надзор за сбором и транспортировкой зерна в Александрию и К-поль. Хлеб не мог вывозиться из Е. без особого разрешения императора, т. е. это можно было делать только в тех случаях, когда были уже обеспечены нужды столиц. Функции финансового управления были сосредоточены у «католикоса», напрямую подчиненного комиту священных щедрот (comes sacrarum largitionum) в К-поле. Управление имп. имениями было поручено магистру личных имений (magister rei privatae) с титулом «эпитроп». Одновременно с этим метрополии получили статус городских общин рим. типа (civitas) и к ним были присоединены окрестные деревни, управление к-рыми теперь также входило в обязанность городских советов. Прежние обязанности стратега в основном перешли к эксактору, подчинявшемуся корректору, а также к куратору (curator civitatis; λογιστς - логист). Куратор стал заведовать проведением игр, общественными постройками, рынками и городским снабжением, подчиняясь правительству в Александрии. Впосл. функции куратора принял экдик (κδικος). Старая система городских должностей, функции гимнасиарха, притана (πρωτοπολιτευμενος - протополитевомен) и синдика (λογογρφος - логограф) постепенно сосредотачивались на сфере взимания налогов.

http://pravenc.ru/text/187963.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010