Контроль над присвоением ученых званий - основа образовательной политики   Выступление профессора МГУ, доктора филологических наук, преподавателя Московской духовной академии и Сретенской семинарии А.А. Волкова прозвучало на научно-практической конференции " Реформа системы духовного образования Русской Православной Церкви " , проходившей 9-11 октября в Троице-Сергиевой лавре . Бурная дискуссия на ее заседании касалась вопроса государственной аккредитации духовных школ. Доклад раскрывает возможные последствия этого процесса. Ваше Высокопреосвященство, досточтимые отцы, уважаемые коллеги, старшие и младшие! Я хотел бы рассказать о том, как вам придется защищать кандидатские диссертации по специальности " теология " , если будет введена государственная аккредитация. То есть речь пойдет о том, как защищаются диссертации в светских вузах. Для того чтобы получить аккредитацию и диплом кандидата или доктора богословия необходимо, чтобы процесс написания диссертации и процедура защиты соответствовали требованиям, предъявляемым государством к светским кандидатским и докторским работам. Необходимо также, чтобы деятельность профессоров и доцентов Духовных школ по своей структуре была приближена к деятельности профессоров и доцентов в светских учебных заведениях - в первую очередь, в университетах. Эти проблемы стоят перед нами сегодня. Вопрос аккредитации - это вопрос того, как мы с вами будем выстраивать учебный процесс, как мы будем руководить работой студентов и аспирантов, насколько нам удастся сформировать диссертационные советы разных типов. Сегодня, к сожалению, сложилась реальная возможность упразднения Высшей аттестационной комиссии в системе Учебного комитета Русской Православной Церкви. Такое упразднение означало бы утрату церковного контроля над присвоением звания кандидатов теологии и доктора теологии в дальнейшем. Что это означает? Высшая аттестационная комиссия (ВАК) с ее подразделениями формирует так называемые Диссертационные советы. Учебные заведения подают в ВАК предполагаемые списки, и ВАК соответствующим образом их утверждает. Если этим будет заниматься напрямую соответствующая комиссия ВАКа, то списки, подаваемые Духовными школами, утверждаться не будут. Придется формировать соответствующие Ученые советы из людей, не имеющих на сегодняшний день богословский степеней и званий, то есть из светских теологов, историков или кого-то еще.

http://pravoslavie.ru/5868.html

Н. Коковцев, а также духовник Федора Ивановича протоиерей Георгий Спасский. Мария Валентиновна отклонила наше предложение, сказав, что не хочет тревожить прах мужа с места, которое он якобы сам выбрал, потом прибавила: «Я поняла бы, если бы потревожили его для того, чтобы свезти на родину, в Россию…», — но тут же спохватилась, видимо, учитывая эмигрантскую сущность нашего комитета: «Но, конечно, не сейчас и в других условиях». Но все же у нас осталось впечатление, что в Россию она бы перевезла, и даже появилась мысль, не ведет ли она переговоры об этом, которые от нас скрывает, как скрывал А. И. Куприн свой отъезд на родину… Помню, наш архитектор А. Н. Бенуа, из плеяды этой высокохудожественной семьи, построивший храм на кладбище и создавший много очень ценных и оригинальных надгробий, предложил даже, что соорудит в склепе над прахом Федора Ивановича подобие гробницы Бориса Годунова! Эта мысль, хотя и соблазнительная, учитывая значение роли царя Бориса в творчестве Федора Ивановича, была основана на недоразумении и незнании фактов. Семейство Годуновых погребено в Троице-Сергиевой лавре в Загорске под Успенским собором и не имеет никакого надгробия, а тем более гробницы — только доску с надписью «Усыпальница семьи Годуновых». Кроме того, семья Федора Ивановича во время наших переговоров выставила еще одно, совсем уж нелепое препятствие: «Приезжая в Париж, будет далеко ездить на могилу». Явная нелепость. Проехав из США в Париж, имея автомобили, трудно преодолеть еще 40 километров ! Было очевидно, что это просто отговорка. Нам казалось, что родственники просто ожидают возможности перевоза праха в Россию, но не хотят об этом говорить эмигрантам, не зная, как это будет принято. В 1973 году исполнилось сто лет со дня рождения Федора Ивановича, и в связи с этим событием в советской прессе появился ряд статей. В журнале «Наш современник» — статья Владимира Солоухина «Три хризантемы», о том, как, будучи в Париже, он хотел положить эти три цветка на могилу Шаляпина, и каких трудов ему стоило узнать, на каком кладбище он похоронен, и, наконец, уже в день отъезда, попав на кладбище, сколько трудов он затратил на то, чтобы найти могилу певца (хотя тогда, вероятно, на ней стояло приличное надгробие) и положить свои три хризантемы.

http://pravmir.ru/iz-sinodika-prot-boris...

– Отец Сергий, хотел уточнить: навыки по хозяйственной части вы получили уже в таком раннем возрасте, они вам потом впоследствии, я так подозреваю, очень пригодились в служении церковном. Но если сделать еще шаг назад на ваше обучение, меня очень заинтересовала такая фраза: что вам рекомендовали не только Чехова читать, но и ходить в Большой театр? С чем это было связано? – Да. Это все мне сказал Миловидов Николай Иванович. Он так сказал: «Сережа, – он просто меня называл, – священник должен быть высокообразованным культурным и сведущим не только в том, что мы вам преподаем, – но и быть грамотным, музыкальным человеком. Поэтому я вам советую для общего образовательного действия пойти в Большой театр, в оперетту, послушать музыку, артистов послушать. В музей сходите». А я как раз уже, так сказать, в армии был в художественной самодеятельности. И мне это помогло. Я обошел много музеев, почти все оперы слушал. Впоследствии, конечно, скажу, что семью Лисициан крестил. Рузанна, Карина, Рубен… И по сей день с Рузанной связь держу, она моя крестница. Поэтому я очень любил музыку. Я занимался на скрипке, занимался на виолончели. И я никогда днем отдыха не имел. Была Мария Николаевна, преподавательница оперного пения, и она занималась у нас по постановке голоса, дыхания. Я после уроков обедал и шел на полтора–два часа. Толком-то не понимал музыки, орал во все горло. Она как-то послушала и говорит: «Ну, то, что громко ты ревешь – это неплохо. Голосовые связки развиваются». И она меня направила. Сидела за фортепиано, а я около нее, и под звуки фортепиано, сольфеджио, «до–ре–ми–фа–соль–ля–си–до», и так далее. Она мне очень многое дала. У меня хороший голос, баритон получился, музыкальная грамотность, слух имею. И пошло так прогрессировать. Потом что дальше? Четвертый класс заканчиваю. Я был знаком с красивой девушкой, и она меня ждала. И потом все-таки в 1957-ом… В 1956 году я кончил Семинарию. Были знакомы с ней, она очень красивая, милая. Ее отец воспитывал до четырнадцати лет в Троице–Сергиевой Лавре. А с ним учился композитор один, Сережка Прокофьев. И я думаю: надо жениться, рукополагаться и служить.

http://pravmir.ru/protoierej-sergij-suzd...

Музыкальная школа трудолюбия – Батюшка, дочь учится играть на скрипке. До какой степени ее следует заставлять? А вдруг это не ее? – Я не старец, не прозорливый и, не зная вашего ребенка, не могу ничего определенного сказать. Нужно молиться, чтобы Господь как-то указал: просто ленится или не дано? А потом обстоятельства как-то складываются так, что получается или не получается. У меня старшая дочь в свое время не хотела заниматься музыкой, ленилась, конечно, а теперь окончила регентские курсы в Троице-Сергиевой Лавре, управляет тремя хорами – взрослым, подростковым и детским. Исполнение отцом Валерианом псальма о преподобном Серафиме      Порой ребенку нужно дорасти: одно время он не понимает, а потом начинает понимать, иногда, правда, поздно. Поэтому здесь нужна чуткость, а Господь подскажет. Например, вдруг преподаватель хороший появляется, как у моей внучки Лизы, ей сейчас 16, она 2-е место на международном конкурсе молодых исполнителей заняла, играет на фортепьяно. Но она трудится, ее даже не нужно заставлять, ей церковное пение нравится, думаю, она будет регентом. А вообще нужно жить православно, тогда Господь даст в жизни все. Недавно скончался Александр Филиппович Ведерников, солист Большого театра. Я его венчал, он дожил до 90 лет и пел еще. Дмитрия Хворостовского я тоже крестил и венчал. Но тут, знаете как – успехи, богема… Он развелся с женой Светланой, она раньше него умерла. А он дожил до 56 лет, и его 40-й день пришелся на годовщину ее смерти. Видимо, она за него молилась, Дима был добрый человек… От настоящих женщин на рассвете ничем не пахнет – Как объяснить девочке-подростку смысл украшений, косметики? – Знаете, есть такое выражение французское: от настоящих женщин на рассвете ничем не пахнет. На самом деле косметика – это когда старухи молодятся. А детям это вообще ни к чему. Помню, после выпускного пришли к нам в храм ребята, девочки, которые, как взрослые, намазались. Разошлись по храму, а я стою, и одна девочка – возле меня. Я говорю: «Деточка, зачем ты накрасилась, ведь ты же не такая?» Она как заплачет… У нее потекли слезы, все эти тени, она их размазала, стала вытирать. На девочку все это произвело впечатление.

http://pravoslavie.ru/112743.html

Особенно рада,что вновь встретилась уже в интернете с Владыкой Иаковом (ранее я видела его и разговаривала с ним в культурном центре МИДа лет 15 назад,когда он был еще в Троице-Сергиевой лавре). Если можно,пошлите этот комментарий Владыке.Спаси его,Господи! Постоянный посетитель Вашего сайта художник Людмила Волхонская. Господи,помилуй нас грешных! Толик 15 марта 2014, 21:33 Mkihail Khaustov Спасибо за инфу. Уже залез в поисковик и подкорректировал свои детские знания-воспоминания о полярных кругах. Узнал много интересного и нового.) А Храм красивый. И от фоток теплее становится. Mkihail Khaustov 15 марта 2014, 18:19 Сей красивейший Храм - ФОРПОСТ Антарктиды, так как расположен на острове Кинг-Джордж, БЛИЗ материка. То есть в Антарктике, в умеренном поясе и ДАЖЕ не за полярным кругом (62 градуса южной широты) Следовательно и рассветы, и закаты здесь каждый день. Хотя в декабре есть белые ночи... Толик 14 марта 2014, 15:52 " В Антарктиде ... очень красивы закаты, рассветы. " Только очень мало их, - всего один рассвет и один закат в год.) татиана 13 марта 2014, 21:42 Спаси, Господи, Вас Владыко за такую просвещающую, светлую статью. Душа напоняется любовью и гордостью за нащих священников, за их духовный ежедневный подвиг во имя Спасителя нашего. Так все интересно, впервые узнала об этом, какие чудные фотографии,глядя на них, слезы и ком в горле. Нина 13 марта 2014, 21:07 Спаси Вас Господи, Владык.Низкий поклон Вам и путешествующим с Вами для совершения такого божественного события. А полярникам, осуществляющим свой трудный каждодневный подвиг, - здравия и многая лета!!! Наталия Стефановна Токарева 13 марта 2014, 17:58 Спаси Вас Господи, ваше Высокопреосвященство! Ваши рассказы всегда впечатляют, фотографии потрясающие, всегда рекомендую друзьям прочитать и посмотреть. Слава Богу,Давшему Вам литературный талант, филологом вы быть не перестали. Чем-то неуловимо Вы напоминаете владыку Викентия, того из-за постоянных передвижений еще в Екатеринбурге, где он пользовался почитанием и любовью, звали " туристом " . Вы же - полярник, да еще и со стажем! Дай Господь Вам сил на управление такой сложной епархией, как Ваша.

http://pravoslavie.ru/69155.html

В этом году лучшие студенты Московской Духовной Академии и Семинарии получали стипендии Благотворительного резервного фонда. Благотворительный резервный фонд принял решение в день академических торжеств вручить специальные премии победителям конкурса письменных работ преподавателей и студентов духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, посвященного 190-летию пребывания Академии в Троице-Сергиевой Лавре. Член Координационного совета некоммерческого партнерства взаимопомощи православных предпринимателей «Попечитель» В.И. Бочков вручил сертификаты Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» секретарю Ученого совета Академии преподавателю священнику Павлу Великанову и двоим студентам. С огромной радостью на акте был встречен дар российской компании «Прайм групп» - сервер для хранения и обработки электронного каталога и баз данных библиотеки академии. Поблагодарив присутствовавшего на акте зам. генерального директора компании «Прайм групп» Позднякова А.П. за столь щедрый дар, архиепископ Евгений сообщил о том, что летом 2004 года состоялось подписание Соглашения между Учебным комитетом при Священном Синоде Русской Православной Церкви, Московской Духовной Академией и ООО «Прайм Групп» о разработке проекта корпоративной компьютерно-информационной системы управления образовательным процессом в духовном учебном заведении. Данная система будет представлять собой программно-аппаратный комплекс, предназначенный для автоматизации повседневной деятельности и учебного процесса в Московской Духовной Академии. В нее будут включены современные компьютерные, сетевые, телекоммуникационные и программные решения. Развитие данной системы в Московской Духовной Академии позволит создать единую область обработки и хранения информации по учебной, научной и административной деятельности, обеспечить более эффективное взаимодействие всех подразделений и служб, существенно сократить общее время затрат на бумажный документооборот. В рамках системы в дальнейшем планируется разработать специальный блок для проведения дистанционного обучения через Интернет для всех желающих.

http://pravoslavie.ru/11479.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Журнал - 2 (25) 2005 Кто не работает, тот не ест! Что в этих словах мы поняли не так? Слова «кто не работает, тот не ест» устойчиво ассоциируются с социалистической системой, а их автором многие до сих пор считают Владимира Ульянова (Ленина). Но вождь мирового пролетариата не выдумал эту фразу, а позаимствовал ее из Библии. 28.06.2023 Вопрос читателя: Насколько я понимаю, в Церкви спасают душу, поэтому пренебрежительно относятся к своему телу и различным телесным удовольствиям. Конечно, я осознаю, что есть много таких удовольствий, которые действительно являются грехом. Но почему отсюда следует, что нельзя красиво и модно одеваться? 01.10.2019 Антуан де Сент-Экзюпери. " Военный летчик " Тот же, кто носит в своем сердце образ будущего собора, — уже победитель. Победа есть плод любви. Только любви открываются контуры еще не изваянной статуи 29.06.2014 Батюшка вдруг стал смеяться Первый раз я задумался о вере, когда мне было лет девять. Мы с мамой проездом оказались в Троице-Сергиевой Лавре и увидели молодого монаха. Я возмутился: «Как он может так врать?» 18.10.2012 Стаська День был обычный. Стаська прибежал с улицы и, даже не взглянув на маму, поспешил в свою комнату: Витька дал ему до завтра свой карманный фонарик. Фонарик был очень хороший, – так, по крайней мере, уверял Витька, – но Стаське не терпелось посмотреть самому, как он будет светить. Ждать темноты не хотелось, тем более, что вечером его на улицу все равно не пускают. Поэтому Стаська полез под кровать. Там ему пришлось немного повозиться: под кроватью лежали его игрушки. Но когда он освоился и включил фонарик… 16.10.2012 09.10.2012 КАТАСТРОФА ВОЗВРАЩЕНИЯ В греческом языке есть два антонима, в прошлом популярные в богословии. Ими описывалось направление движения человека на пути к Богу. Один из антонимов заимствовали европейские языки. Второй прочно забыт. Катастрофа — отпадение. Эпистрофа — возвращение. 01.01.2008 Свидетельство о Рождении Прежде чем сесть в «Скорую», я вдохнула чем-то знакомый аромат окружающей тишины. Пять утра. Уже тепло. Еще тихо. Впереди летний день. 01.01.2008 01.01.2008 30.03.2005 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/journal/2-25-2005

Мой майский арест имел одну специфическую особенность. Уже на пороге Бутырок, между боксом и обычными омовениями, мне было вручено обвинительное заключение. Почему такая спешка? На другой день — воскресенье (да еще День победы), а обвинительное заключение должно быть вручено за три дня до суда. Суд должен был состояться 12 мая — в среду. Значит, обвинительное заключение должно быть вручено минимум 9 мая. Но 9 мая — выходной. И вот бедненькой Акимовой пришлось поторопиться. Ведь до суда оставалось три дня. Испортил я субботний день дамочке. Из Марьиной Рощи, где она живет, пришлось ехать в Бутырки. В этот день я видел ее в последний раз. Знакомы были с ней уже два года. Встречались в самых различных местах. В моей квартире (во время обыска), в этих же самых Бутырках, в Сочи, в Армавире, снова в Москве (у нее в прокуратуре) и опять в Бутырках. За это время у нас установились своеобразные отношения: никаких ответов по существу с моей стороны; да она ничего и не спрашивала. Но любезно “кавалерский” тон с моей стороны, чуть-чуть игривый дамский (немного шутливый) тон — с ее стороны. На этот раз она была озабочена: быстро вручив мне “обвинилку”, наскоро со мной простилась. “Обвинилка” была все та же. Только прибавился еще один пункт: “обманные действия, рассчитанные на распространение суеверий в массах”. (Основание — моя статья о колодце, ископанном преп. Сергием в Троице-Сергиевой Лавре.) Итак, в среду должен быть суд. Об этом меня официально предупредили во вторник вечером. В среду вывели из камеры. “Воронок”. Закрыт в железном ящике. Длинный-длинный путь через всю Москву. В Люблино. Страшная тряска. Боли в области сердца. Моментами, казалось, обморок. Наконец, приехали. Выполз еле живой. Ввели в помещение суда. Небольшой зал. На председательском месте — Богданов, председатель областного суда. Считается одним из лучших специалистов по политическим процессам. Умное лицо. Манеры американского судьи. Шуточки. Этакой культуртрегер, либерал. Как говорит Горбаневская: “Хочет показать, что тоже человек”.

http://azbyka.ru/fiction/rodnoj-prostor-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Богомолье «Богомолье» — одно из центральных произведений Шмелёва. «Великий мастер слова и образа, Шмелёв создал здесь в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта… Россия и православный строй ее души показаны здесь силою ясновидящей любви» (И. А. Ильин). «Богомолье» состоит из трёх частей: дом отца, дорога и пребывание в Сергиевом Посаде и Троице-Сергиевой лавре. Иван Сергеевич Шмелев • БОГОМОЛЬЕ Священной памяти короля Югославии благоговейно посвящает автор. О вы, напоминающие о Господе, — не умолкайте! Исайи, гл. 62, ст. 6 Царский золотой Петровки, самый разгар работ, — и отец целый день на стройках. Приказчик Василь Василия и не ночует дома, а все в артелях. Горкин свое уже отслужил — «на покое», — и его тревожат только в особых случаях, когда требуется свой глаз. Работы у нас большие, с какой-то «неустойкой»: не кончишь к сроку — можно и прогореть. Спрашиваю у Горкина: «Это что же такое — прогореть?» — А вот скинут последнюю рубаху — вот те и прогорел! Как прогорают-то… очень просто. А с народом совсем беда: к покосу бегут домой, в деревню, и самые-то золотые руки. Отец страшно озабочен, спешит-спешит, летний его пиджак весь мокрый, пошли жары, Кавказка все ноги отмотала по постройкам, с утра до вечера не расседлана. Слышишь — отец кричит: — Полуторное плати, только попридержи народ! Вот бедовый народишка… рядились, черти, — обещались не уходить к покосу, а у нас неустойки тысячные… Да не в деньгах дело, а себя уроним. Вбей ты им, дуракам, в башку… втрое ведь у меня получат, чем со своих покосов! — Вбивал-с, всю глотку оборвал с ними… — разводит беспомощно руками Василь Василич, заметно похудевший, — ничего с ими не поделаешь, со спокон веку так. И сами понимают, а… гулянки им будто, травкой побаловаться. Как к покосу — уж тут никакими калачами не удержать, бегут. Воротятся — приналягут, а покуда сбродных попринаймем. Как можно-с, к сроку должны поспеть, будь-покойны-с, уж догляжу То же говорит и Горкин, — а он все знает: покос — дело душевное, нельзя иначе, со спокон веку так; на травке поотдохнут — нагонят.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Но это был фанатизм добра, фанатизм сострадания к страждущим, фанатизм благотворения, – этого благодатного чувства, облагораживающего природу человека...». 15 Вместе с тем И. В. Капнист предложил увековечить память Ф. П. Гааза составлением капитала, проценты с которого раздавать ежегодно в день кончины Гааза, 16-го августа, бедным семействами арестантов, потому что «мысль подобного рода благотворения принадлежала исключительно ему и выполнение ее было, так сказать, любимым его делом». Для составления этого капитала, на которое все члены отозвались с полнейшей готовностью и искреннейшим сочувствием предложению, тотчас же внесено членами по подписке 1,050 р.; отделено из благотворительной суммы Тюремного Общества 1,000 р. и розданы членам книжки для собирания подписки. О решении Комитета был уведомлен и президент Общества Попечительного о тюрьмах граф А. Ф. Орлов († 1862), который также с полным сочувствием к «христианской деятельности покойного Гааза» изъявил согласие на выделение означенной суммы из благотворительного капитала Комитета. 16 Таков был Ф. П. Гааз. Позже его родился (именно в 1782 году) и скончался (в 1867 году) святитель Филарет, митрополит Московский, который однако гораздо ранее его примкнул к Обществу попечительному о тюрьмах, именно с самого основания его в 1819 году он вошел в состав Петербургского Комитета в качестве одного из его вице-президентов, 17 также как и в Московском Комитете, с самого основания в Москве такого же Общества (в 1828 году), он состоял вице-президентом его. И между тем как Ф. П. Гааз был, можно сказать, духовным питомцем римско-католической церкви и западного филантропа Джона Говарда с его последователями, митрополит Филарет учился человеколюбию (φιλανϑρωπα) и благотворительности на лоне русского православия, сперва среди любящей и взаимно любимой им семьи родительской в небольшом по числу жителей, но издавна славившемся их благочестием, уездном городе Московской губернии Коломне 18 (до 1800 года), а затем (в 1800–1808 годах) среди любящей и также любимой семьи семинарской в Троице-Сергиевой Лавре, где истинным отцом или патриархом этой семьи был митрополит Платон († 1812) 19 , известный столько же своим высоким светлым умом, сколько и добрым сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010