Mcdonald. Op. cit. Pg. 66–67. 535 Павлов. Курс церковного права, издан. доц. Моск. Дух. Акад. И. М. Громогласовым. Свято-Троицкая Сергиевская Лавра. Стр. 260–263. 536 Проф. И. С. Бердников . Краткий курс церковного права. Казань. 1889. Стр. 146–147. Сравн. Проф. А. С. Павлов . Курс церковного права. Троице-Сергиева Лавра. 1902. Стр. 288–289. 229–231. Сравн. Шагуна. Краткое изложение канонического права. С.-Петербург. 1872. Стр. 437. Правда и в среде наших канонистов можно указать лиц, придерживающихся той же точки зрения в решении рассматриваемого нами вопроса, какой придерживаются представители американской церкви. Таков напр. проф. Суворов, который, не взирая на свое профессорство, в данном вопросе оказывается весьма послушным учеником и компилятором протестантских богословов – своих учителей, поскольку вместе с ними признает, будто по самой организации православно-восточной церкви в этой церкви верховное главенство даже и во внутренней сфере принадлежит светской власти. Печальнее всего то, что подобное ученически-послушное следование своим учителям замечается у г. Суворова во многих местах его Учебника церковного права, свидетельствуя таким образом об ученических сведениях профессора по некоторым вопросам церковного права. См. стр. 574 и др. 537 „Епископа, читаем в 4-м правиле первого вселенского собора, поставлять наиболее прилично всем епископам местного округа. Если же это затруднительно, или по стесняющим их обстоятельствам, или по дальности пути, то по крайней мере три епископа, собравшись в одно место, должны произвести избрание, впрочем так, чтобы и отсутствующие имели в нем соучастие, изъявляя свое согласие посредством грамот. Утверждение таковых действий по каждому округу должно принадлежать митрополиту» всел. соб. прав. 4-е). 538 Тринадцатое правило Лаодикийского собора гласит: „общинам не дозволяется делать выбора лиц, имеющих быть поставленными во священство».... Третье правило седьмого вселенского собора гласит: „всякое избрание епископа или пресвитера или диакона, совершаемое мирскими начальниками, должно оставаться недействительным, согласно правилу свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Св. Йоан Кукузел (гр. Иоанис Кукузелис) (ок. 1280 – между 1360 и 1375), византийски певец, композитор, музикален теоретик, българин по произход. Реформатор на византийското църковно пеене и нотация («кукузелеви невми»). Извън речника: Св. Йоан Кукузел. Кумир или идол, според обяснението на втората Божия заповед се нарича изображението на някоя твар, която е на небето (небесните светила) или на земята (различни одушевени и неодушевени предмети), или във водата (различни водни животни), твар, на която хората се покланят и й служат вместо на Бога. Втората Божия заповед забранява да се покланяме на идолите, които са въображаеми божества или изображения на лъжовни богове. Кумран – местност в днешна Палестина, на изток от Йерусалим, легло на поток северозападно от Мъртво море. Там през 1947 г. арабски пастир случайно открил т.н. «Свитъци от Мъртво море» или «Кумрански ръкописи». Кумрански ръкописи («Свитъци от Мъртво море») – пергаментови свитъци с най-древните ръкописи на Стария Завет, намерени през 1947 г. в пещерите край Кумран, Палестина. Предполага се, че те са част от библиотеката на оттеглили се тук есеи – неголяма секта в тогавашния юдаизъм. Извън речника: Свитъци от Мъртво море. Култ (лат.) – религиозна почит, молитви и външни действия, чрез които се изразява благоговение към Абсолютното, към Свръхестественото – към Бога. Виж също деструктивен култ. Методий Кусев (1838–1922) – старозагорски митрополит, църковен писател и обществен деец. Извън речника: Митрополит Методий Кусев. Слово Л Лавра – буквално улица, проход, поселение – название на някои манастири, използвано поради техния външен вид. В тях всеки монах живее и изкарва прехраната си отделно. Лаврата е междинна форма между строгото отшелничество и строгото монашеско общежитие. Извън речника: Троице-Сергиевата лавра. Лаодикия (Лаодикия Сирийска) – някога главен град на Фригия (Мала Азия), намирал се в нейния югозападен край, при река Ликус. Славел се като средище на търговията. Лидия (първоначално Меония) , лидийци (Бит. 10:13) – древна област в западната половина на Мала Азия, с най-прочути градове Троя, Смирна, Сарди (Сардик, Сард), Ефес, Милет, Тиатир, Магнезия и Филаделфия (Неокесария).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Мука с перцем «В советское время традиции и методы шитья церковных облачений были практически полностью утеряны, — говорит Елена Холоднова. — Еще совсем недавно оставалось лишь несколько мастериц при действующих монастырях (Троице-Сергиева Лавра, Пюхтицы, Киево-Печерская Лавра), изготавливающих облачения для всей Церкви. И сами технологии пошива были вполне дореволюционные. И сейчас, например, оплечье фелони для придания жесткости до сих пор проклеивают мукой с черным перцем (с перцем, чтобы не ели мыши — но они все равно едят!) — и это в наш век высоких технологий! Сейчас мы стараемся создавать новые методы изготовления церковной одежды, использовать современное оборудование и материалы. Сегодня шитьем церковных облачений занимаются на нескольких небольших церковных предприятиях (самое крупное – «Софрино») , но в основном пошив одежды духовенства происходит при храмах или монастырях кустарным способом, по частным заказам. Кто как умеет. При Московском государственном университете дизайна и технологии есть лаборатория, где светские преподаватели преподают студентам из ПСТГУ особенности покроя церковных облачений не только для духовенства, но и для мирян — например, как сшить крестильную рубашку, сорочку для пострига или даже саван. Старинные облачения хранятся в ризницах. В Москве сохранилось несколько ризниц, не только не разграбленных, но даже и таких в которые в советское время свозились облачения из закрывавшихся монастырей. Теперь в них создаются особые условия для хранения облачений и в этих старинных ризах обязательно, время от времени, служат, чтобы они не залеживались. Мы водим в такие ризницы студентов». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/pochemu-odezhdam-svyas...

К 19181920 годам относится один из важнейших периодов в жизни П.А. Флоренского – участие в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, в состав которой входили также Олсуфьев, Каптерев, Боскин, Мансуров, Шик, Розанова, Александрова-Дольник и специалисты, приезжавшие из Москвы. 277 За короткий срок ими была проведена работа по разборке, регистрации и научному описанию монастырских ценностей, причем описи икон и древних панагий, подготовленные Ю.А. Олсуфьевым и П.А. Флоренским, вскоре были опубликованы. Интенсивная работа по обследованию достопримечательных мест города и его окрестностей отражалась в докладах Комиссии, и теперь имеющих немалое научное значение. Именно в этот период были разработаны новые принципы музейного дела, когда музей, обладающий самыми различными по типу и хронологии коллекциями предметов, рассматривался как единое целое. П.А. Флоренский совместно с П. Н. Каптеревым в 1919 году создали первый проект музея Троице-Сергиевой Лавры. Однако наиболее полно идея создания «живого... музея» была изложена им в статье «Троице-Сергиева Лавра и Россия», где Павел Александрович раскрывает также сложившееся в нем еще в студенческие годы понимание значимости древнего места на горе Маковец как сердца России: «При туристском обходе Лавры, беглому взору впервые развертывается не подавляющее количественно, но действительно изысканное богатство художественных впечатлений от неё. Есть, однако, и гораздо более тонкое очарование Лавры, которое охватывает изо дня в день, при вживании в этот замкнутый мир. И это очарование, теплое, как смутная память детства, уродняет душу Лавре, так что все другие места делаются отныне чужбиной, а это – истинною родиной, которая зовет к себе своих сынов, лишь только они оказываются где-нибудь на стороне. Да, самые богатые впечатления на стороне скоро делаются тоскливыми и пустыми, когда потянет в Дом Преподобного Сергия. Неотразимость этого очарования – в его глубокой органичности. Тут – не только эстетика, но и чувство истории, и ощущение народной души, и восприятие в цело м русской государственности, и какая-то, труднообъяснимая, но непреклонная мысль: здесь в Лавре именно, хотя и непонятно как, слагается то, что в высшем смысле должно называть общественным мнением, здесь рождаются приговоры истории, здесь осуществляется всенародный и, вместе, абсолютный суд над всеми сторонами русской жизни. Это-то всестороннее, жизненное единство Лавры, как микрокосма и микроистории, как своего рода конспекта бытия нашей Родины, дает Лавре характер ноуменальности. Здесь ощутительнее, чем где-либо, бьется пульс русской истории, здесь собрание наиболее нервных, чувствующих и двигательных, окончаний, здесь Россия ощущается как целое». 278

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

В нескольких кафе в Пушкинском районе Московской области нашли самодельные взрывные устройства и схемы монастыря 15 июня. ПРАВМИР. Сотрудники Федеральной службы безопасности предотвратили теракт в Троице-Сергиевой лавре в Московской области. 14 июня в нескольких кафе в Пушкинском районе Московской области найдены самодельные взрывные устройства и схемы, а также фото лавры, сообщает МК со ссылкой на свои источники в силовых структурах. Пушкинский район граничит с Сергиево-Посадским на Ярославском направлении, где расположена лавра. Самодельные бомбы нашли в трех кафе, сообщил изданию источник в ФСБ. Одно из них находится в западной части города Пушкино. «Принадлежит оно некоему азербайджанцу и нескольким дагестанцам. По нашим данным, пару лет назад в этом кафе уже находили оружие», — рассказал собеседник газеты. Рядом с взрывными устройствами найдены материалы, которые указывают на то, что террористы готовили взрыв Троице-Сергиевой Лавры. Сведений о задержанных пока нет. Оперативные мероприятия продолжаются. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024.

http://pravmir.ru/smi-predotvrashhen-ter...

Например, при осмотре свечного завода найдено две светских шубы, и когда исполком предъявил на них право, Денисов наотрез отказался их выдать. Вообще же с тех нор замечается планомерное систематическое противодействие исполкому со стороны администрации Лавры. Но, кроме вещей домашнего обихода, в Лавре, обладавшей громадным хозяйством, имеются еще запасы всякого рода других предметов хозяйства, которые могли бы быть переданы в коммунальный отдел местного исполкома, через который и должно бы происходить снабжение Лавры. Я считаю совершенно недопустимым, чтобы в Сергиевом Посаде существовала какая бы то ни было организация, имеющая снабжение помимо советских учреждений. Сергеев: Дело ясно, и вопрос, мне кажется, разрешается крайне легко. Лавра передана полностью в ведение Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников старины и искусства, которая и является ответственной за Лавру. Председатель: Лавра, за исключением зданий, имеющих художественную, историческую и археологическую ценность, находится в ведении местного исполкома. Щекотов (продолжает): Что же касается хозяйственного инвентаря Лавры, таковой, конечно, подлежит передаче местному исполкому. Надлежит только эту передачу вполне оформить, чтобы не возникало бы каких-либо недоразумений с юридической стороны. При этом должно исключить инвентарь, необходимый музею, а также для дома выздоравливающих красноармейцев. Ванханен: Мне известно, что в одном из помещений Лавры имеется склад 2-дюймовых досок. Музею они не нужны. На мое предложение передать их исполкому заявили, что доски эти якобы необходимы для витрин. По профессии я рабочий деревообделочник, и потому мне лично известно, что для витрин такие доски по своей толщине совершенно непригодны. Как оценить этот случай? По-моему, это самый настоящий саботаж. Должно все имеющиеся материалы передать Совнархозу, через который и должно уже идти снабжение музея. Исполком ручается, что все требования музея в отношении материалов, необходимых для ремонта, будут беспрекословно исполняться Совнархозом, но нельзя строить государство в государстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

64 . В качестве исправительных мер могут быть употреблены: удаление от общей братской трапезы на один или несколько дней, перевод с послушания более ответственного и почетного на менее ответственное и почетное, а также поставление на поклоны. 65 . Относительно поклонов Лавра руководствуется следующим суждением Митрополита Московского Филарета: «Обычай ставить за проступки на поклоны требует духовного рассуждения. И начальник, и виновный не должны смотреть на сие, как на наказание. Молитва , по существу своему, есть и должна быть представляема действием благотворным, а не карательным. Ставить на поклоны при братии также не должно с мыслью унижения или постыжения. Молитва есть действие священное и не должна быть представляема действием постыдительным. Должно ставить на поклоны с тем, чтобы нарушивший свою обязанность просил от Бога прощения и помощи к своему исправлению. Сие должно делать без многих свидетелей, чтоб он удобнее мог молиться без смущения. Если настоит нужда поставить кого на поклоны при братии, то надлежит внушить ему и братии, что это не для уничижения его, но что­бы прочие, видя его покаяние, призвали ему помощь Божию к исправлению». 7. О Богослужении 66 . Важнейшим предметом внимания лаврского начальства и усердия братии является церковное Богослужение. Поэтому вся братия от начальствующих до новоначальных должны неопустительно и благоговейно участвовать в Богослужении или при нем присутствовать. Неисправность в этом священнейшем деле должна признаваться важным нарушением распорядка духовной жизни Лавры. 67 . Для соблюдения чинности и порядка в совершении священнослужителями Лавры Божественных служб Благочинный Лавры совместно с Ризничим и Уставщиком ежемесячно составляют контролируемое и подписываемое Наместником расписание Богослужений с указанием имен священнослужителей и чтецов, занятых в каждой отдельной службе, а также стоящих у св. мощей, седмичных, канонархов и др. Самочинно нарушать расписание (заменять друг друга в служении, уклоняться вовсе и пр.) никому из братии без благословения Наместника или Благочинного не разрешается.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Застыли слитки слез. Настала ранняя зима, Скрипят шаги по льду. Хотя еще клубится тьма, Я как-нибудь пройду. Ковром застелены луга. Сияет чисто холм. Омыли душу вдруг снега, И вот она, как челн! 13.12.2013 Лаврская великопостная служба Звонят колокола, вся Лавра в сборе, Монах на службу Божию спешит, Чтоб помолиться на святом просторе И вымолить у Бога горний щит. Сияет солнце, скоро пир весенний, Природы юной девственный убор. Последний тает снег, хоть тает с ленью. Однако открывается простор. Великопостное идет богослуженье, И хор спешит ответить на призыв Священника и вымолить спасенье, Когда людей сковал святой порыв! Луч тонкий солнца проницает землю И дарит ей весеннее тепло, И если я с молитвой Богу внемлю, То постепенно отступает зло. Стоят монахи трепетно на службе. И в лицах их играет солнца луч – Знак крепкой непорочной Божьей дружбы, И что осилим непрозорность туч. 6.04.2014 Ангел-хранитель Лавры и мipa Раскинулась среди полей обитель, Которая таит в себе простор, И ходит среди стен ее Хранитель, И совершает воинский дозор. Спустился с неба вестник окрыленный, Что представляет ангельскую рать, Хранящую любую часть вселенной, Не дозволяя людям унывать. В обители монахи ходят чинно, Свершающие подвиг свой за мip. И чередой богослужений длинных Замешкавшихся нас зовут на пир. Пусть за стенáми мip окостенелый Не восприимчив к свету и добру, Пытается похитить плод неспелый, Что созревает только поутру. Не хочет мip трудиться шаг за шагом, Где горний свет струится ручейком, Но уступает комьям и корягам, Как будто с Божьей правдой не знаком. Однако и без стен храним безмерно. Проходит тихо ангел по домам, Оберегая верных и неверных, Которых ждет нетерпеливо храм! 3.04.2014 Лаврские купола Купола золотые на солнце Отражают сияющий свет, Что струится сквозь неба оконца, На волнения наши в ответ! Свет небесный и райские кущи Вдруг находят в юдоли земной Путь, по-своему к Богу ведущий, Через холод, беспутицу, через зной! Отражает в спокойствии злато То, к чему торопились в ночи.

http://azbyka.ru/fiction/moskovskaja-duh...

Так называемая «консолидация» монастырей началась чуть ли не сразу после войны, когда действующих монастырей было 101, из коих только один Троице-Сергиева лавра, был открыт с разрешения советской власти. Остальные были или никогда не закрывавшиеся монастыри на территориях, присоединенных в 19391945 гг., или открытые на территориях, занятых немцами и румынами во время Отечественной войны. Власти уже в 1947 г. начали настаивать на слиянии отдельных монастырей, хотя численность их насельников не сокращалась. К началу 50-х гг. монастырей оставалось уже около 90, а к середине 60-х всего 17 на всей территории СССР. Закрывались они и под предлогом недействительности актов оккупантов, хотя открытие монастырей, как и храмов, было инициативой верующих, а не оккупантов; и посредством обложения монастырей непосильными налогами на землю, и изъятием пахотных и садовых участков, лишавшим монастыри доходов, то есть средств к существованию. Так, Почаевская лавра с 1958 г. должна была платить налог в 4 миллиона старых или (с 1961 г.) 400 тысяч новых рублей за 10 га пахотных земель. В то же время местные власти терроризировали паломников (в Почаеве их регулярно арестовывали и избивали так, что были и смертные случаи), чтобы сократить материальную помощь верующих монастырям и изолировать монастыри. В Почаеве были конфискованы все здания кроме главных храмов и братского корпуса, так что паломникам было негде останавливаться. Кроме того, корпус, находившийся рядом с собором, превратили в психбольницу для буйно-помешанных, так что в храме были вечно слышны крики. Молодых монахов забирали в армию или «диагностировали» шизофрению, особенно новопостриженным и молодым, бросали в психушки и там терроризировали, и не одними лишь психотропными средствами. В том же Почаеве, например, было убито не менее двух монахов: один, 33 лет от роду скончался после двух месяцев «лечений» в психбольнице, другой, 25-летний, умер на допросах в милиции оба были физически совершенно здоровы до ареста. В 1961 г. к тому же появилось постановление, запрещавшее групповые паломничества, что как бы легализовало терроризирование паломников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 . Целью монашества является теснейшее единение с Богом, стяжание благодати Божией, достижение высшего духовного совершенства. 3 . Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают: нестяжание, девство и послушание. 4 . Нестяжание состоит в совершенном отречении от мира, то есть, в оставлении собственного имущества, занятий мирскими делами, оставлении мирских почестей и званий. Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а потому должны употребляться с большим ограничением. Дающий обет нестяжания утверждается на следующих словах Христовых: «...аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене...». ( Мф.19:21 ) 201 . 5 . Девство состоит в постоянной безбрачной жизни, т.е. в совершенном воздержании от всего, дозволяемого в жизни супружеской, а также в постоянном хранении души от нецеломудренных мыслей и пожеланий. Дающий обет девства утверждается на следующих словах Священного Писания : «Могий вместить, да вместит» ( Мф.19:12 ). «Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви» ( 1Кор.7:32 ). 6 . Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Истинный послушник выполняет послушание именно так, как ему указано, ничего не опуская и не прибавляя. Дающий обет послушания утверждается на словах Священного Писания : «...аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет» ( Мф.16:24 ); «...аще кто хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга» ( Мф.20:26 ); «Им же несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете» ( Притч.11:14 ). 7 . К указанным главным основаниям должны применяться все правила и распоряжения, благоустрояющие братство Троице-Сергиевой Лавры в совокупности и поведение каждого лица в братстве, простирающиеся не только на жизнь духовно­нравственную, но и на состояние внешнего благочиния и хозяйства. 2. Устройство Троице-Сергиевой Лавры

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010