Но добавление севериан (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный [распятый за нас], помилуй нас) может быть понято в христологической экзегезе, так как ничто нам не мешает отнести ко Христу Божественность, Силу и Бессмертие. Мы можем назвать гостеприимство Авраама образом Троицы только во вторичном и типологическом смысле. Изображение Отца и Духа в Ветхом Завете может быть только символичным. 3. Икона «Троицы» Рублева Более поздний символизм раскрывается в иконе «Троица» преподобного Андрея Рублева. Центральная фигура не отличается более от двух других ни величиной, ни значением. Авраам и Сарра исчезают с изображения. Все детали окружения сводятся к минимуму, чтобы стать лишь символами вечной Трапезы. В «Троице» Андрея Рублева круг бесконечной нежности Троих открывается зрителю, которого образ приобщает к участию в Божественной Трапезе, вводя его в священное пространство, в самую сердцевину Божественного гостеприимства. Бесполезно пытаться определить, какой ангел изображает одно или другое Божественное Лицо, поскольку образ этот не является «иконой Троицы» в строгом смысле этого слова. В подлинном иконографическом предании никогда не изображают ни Отца, ни Духа в человеческом облике, ибо они не воплощены, не вочеловечились и потому не изобразимы. Икона эта имеет особый статус, она символична, так как она изображает ветхозаветный образ пришествия Христа, в Котором почивают в полноте и Отец и Дух. 4. Современность иконы Все детали исторического события у Мамрийского дуба исчезли в иконе Рублева, и то, что предстает нашему взору, – общение в любви Трех Лиц в Своей бесконечной простоте. Тем самым указывается, что вся история человечества приводится к её истоку, основанию и цели, то есть бесконечной любви Божьей. В этом нескончаемом диалоге Троичного Совета речь идет и о каждом из нас, о тех именах, которые извечно написаны у Агнца в Книге Жизни ( Откр.21:27 ), в Царствии, уготованном нам от создания мира ( Мф.25:34 ). Троица освящает, таким образом, всю историю человечества, наши скорби и радости, крушения и надежды отдельного человека и всего общества. Этот бесконечный источник света и нежности умиротворяет человеческие конфликты, является как бы символом единения воли и сердец.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Kartsonis A.D . Anastasis: The Making of an Image. Princeton, New Jersey, 1986. Первые три варианта, а именно: движение Христа к Адаму, как для того, чтоб поднять Адама из гроба; движение Христа от Адама, как будто Он тянет Адама за Собой; Христос изображен фронтально, Адам и Ева - по обе стороны от Него. Четвертый композиционный вариант появился к XIV веку; А. Картсонис считает его комбинацией второго и третьего вариантов: Христос поднимает за руку не только Адама, но и Еву. Например, изображение на колонне кивория Сан-Марко, VI в., миниатюра Трапезундского евангелия, Х в., мозаика монастыря Дафни, XI в. Например, мозаика монастыря Хосиос Лукас, Фокида, XI в., миниатюра псалтири Мелизенды, XII в. Литературу об этом см.: Kartsonis, A, Ibidem. P. 9. Названном также «гимнологическим», т.к. предполагается, что он возник под влиянием Пасхального канона Иоанна Дамаскина. Литературу об этом см.: [Kartsonis 1986: 9]. Нужно учитывать, что этот композиционный тип возник в то время, когда движение исихазма было уже достаточно сильно. К этому ряду относятся иконы: предстояние Богоматери и св. Иоанна Богослова распятому Христу, предстояние Богоматери и св. Иоанна Предтечи в деисусном чине, наконец, появившееся позже и под влиянием иконы «Анастасис» предстояние Адама и Евы престолу, уготованному в композиции Страшного Суда. К этому же типу относится композиция иконы «Ветхозаветная Троица» с прислуживающими Авраамом и Саррой («Гостеприимство Авраама»). Они «безучастны» по отношению к действию образа, и могут быть обращены лицами друг к другу, т.е. лик одного из них повернут от Христа. Зачастую они композиционно выделены: возможно,изображение их изолированно в верхнем углу образа (фреска церкви св. Варвары, Соганлы, Каппадокия, рельеф Миланского диптиха, мозаика церкви Санта Мария Ассунта, Торчелло и др.) Для истинного суда и свидетельства Библия не раз признает необходимым показания двух человек. См.: Вт. 17.6; Ис. Нав. 2: 1, 2; Исаия 8: 2, Мф. 18: 16. В Новом Завете это тот минимум, который признан необходимым для существования церкви: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20), ср. также: Мф. 18: 19 .

http://bogoslov.ru/article/730084

В рус. традиции история спасения Л. встречается в т. н. циклах ангельских деяний. Впервые последовательность сюжетов, связанных с явлением ангелов в ВЗ, отмечается в композициях на юж. вратах собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале, выполненных в технике «золотой наводки» по меди (кон. XII - 1-я треть XIII в.). Из 28 клейм 3 относятся к истории Л. (клейма расположены не последовательно друг за другом). В клейме 14 представлено явление 3 ангелов. Л.- муж с длинными вьющимися волосами, клиновидной бородой - коленопреклоненно встречает ангелов у входа в свой дом, к-рый обозначен уходящей вглубь помещения лестницей. В клейме 18 отражено пребывание ангелов в доме Л.: праотец стоит у порога, перед ним содомляне, в стенах жилища - ангелы и 2 девицы - дочери Л. Объяснение изображению 3, а не 2 ангелов, как следует из текста Библии, содержится в надписи к 14-му клейму: «Архангелъ Господень явися с инема двема ангелома Лотови да избегнет от Содома». В клейме 19 помещен сюжет с истреблением жителей Содома и Гоморры. Клеймо с композицией, объединившей гибель Содома, превращение жены Л. в соляной столп (в виде белой фигуры) и изображение убегающих в скалы Л. с 2 маленькими дочерьми, вошло в цикл деяний арх. Михаила на иконе с его образом и клеймами деяний - храмовой иконе Архангельского собора Московского Кремля (ок. 1400). В более поздних повторениях сюжет об истреблении Содома может быть представлен без участия Л., как, напр., в клейме на иконе «Арх. Михаил, с клеймами деяний» из Лальска (кон. XVI-XVII в., ЦМиАР). Во 2-й пол. XVI в. на иконах Св. Троицы (т. н. ветхозаветной) появляются сцены с изображением явления ангелов Л., известные как «Хождения Св. Троицы» или «Св. Троица в Бытии». Центральную композицию «Гостеприимство Авраама» дополняют клейма, где иллюстрируется история выведения семьи Л. из Содома: напр., 3 клейма на иконе, написанной для сольвычегодского Благовещенского собора (80-е гг. XVI в., СИХМ),- 3-й ангел отмечен нимбом с «софийной» символикой; 2 - на шитой пелене из костромского Ипатиевского мон-ря, вложенной в мон-рь по заказу боярина Д. И. Годунова (мастерская Стефаниды Годуновой, Москва, 1592; ГММК); 9 - на внешней стороне створок к иконе Св. Троицы 1595 г., вложенной в Ипатиевский монастырь тем же боярином. Тот же набор композиций повторяется на иконах Св. Троицы в более поздних памятниках, особенно на иконах работы мастеров Палеха XIX в. Девять сцен, иллюстрирующих историю гибели Содома и Гоморры, включены в роспись на юж. стенах четверика Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (1684, артель Гурия Никитина и Силы Савина); среди редких - «Лот предупреждает своих зятьев об истреблении Содома».

http://pravenc.ru/text/2110743.html

Выступавший на II конференции ученый-богослов, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии А. В. Маркидонов подчеркивал, что «Святая Троица», созданная Андреем Рублевым по воле преп. Никона «в похвалу святому Сергию Чудотворцу», является «продолжением и актуализацией литургической памяти святого» 233 . Исследователь, ссылаясь на изыскания В. Антоновой 234 , напомнил, что первоначальным месторасположением иконы была рака с мощами преп. Сергия – главной реликвией Троице-Сергиева монастыря, и на данном основании сделал вывод об исходной соотнесенности предназначения этой реликвии с евхаристической темой произведения Андрея Рублева. «Троическое» качество жизни, отмечал он, становится возможным только в конкретно-исторических судьбах человека, так как жизнь, проникнутая мыслью об открытой человеку возможности уподобления Божественной природе, наделяет историческую действительность смыслом и гуманистической ценностью. В исследовании А. В. Маркидонова, представленном на конференции, отмечалось также, что в творении Андрея Рублева прежние, тесно связанные с повествовательной конкретикой библейского сюжета изокефальные и пирамидальные типы компоновки ангельских фигур уступают место композиции круга, символически вбирающего в себя ветхозаветную конкретику. Иными словами, круг как композиционный прием символизирует присутствие Вечности в каждом историческом моменте, евхаристическая реальность Нового Завета предстает в иконе через апелляцию к конкретному ветхозаветному событию – Богоявлению праотцам. Но для нашего исследования особенную значимость имеет вывод A. В. Маркидонова о сюжетной инверсии, осуществленной в произведении Андрея Рублева – о преобразовании «Гостеприимства Авраама» в «Гостеприимство Святой Троицы». Домостроительство, т. е. основание Вселенской Церкви как дома Божьего, является актом возведения человеческой природы и человеческой истории в круг Божественной жизни. В христианской евхаристической тайне (в отличие от ветхозаветного сюжета) готовность оказать гостеприимство Господу, утверждает исследователь, оказывается ответом на приглашение к «бессмертной трапезе», уготованной вневременным гостеприимством Святой Троицы 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов. Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком. Второй ряд – пророческий. Это Церковь , уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне. Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения. Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых. В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы Василия Великого и Иоанна Златоуста – создателей Божественной Литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kak-ustr...

придела на хорах храма, служившего, по всей вероятности, личной молельней заказчика, боярина Василия Даниловича, или для проведения богослужений во время Великого поста. Под центральной композицией «Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)» на вост. стене некогда располагалась сцена «Поклонение Жертве». Верхняя часть юж. стены отведена под изображения столпников и аскетов, являющихся последователями исихазма, над входом - Богоматерь «Знамение» и арх. Гавриил. Святые кисти Феофана не только озарены сверхъестественным светом, но и отмечены высоким духовным сосредоточением на молитвенном подвиге и полной отрешенностью от мирской суеты. Для создания внешне статичных монументальных образов, вся динамика которых заключена во внутреннем горении, в сильнейшем душевном напряжении, стремлении к воссоединению с Богом, мастер использует почти монохромную коричневую гамму. Белильные «оживки» напоминают вспышки света, яркие белые глазницы придают взглядам святых отрешенность. При всей эскизной манере и экспрессии художник сохраняет классически правильный рисунок. В визант. живописи росписи, близкие к фрескам Спасо-Преображенской ц., неизвестны. В одном стилистическом и художественном русле с ними и с росписями Волотова находятся росписи ц. во имя вмч. Феодора Стратилата на Ручью, дату которых последние исследования относят к 80-м гг. XIV в. Особенности их иконографической программы, в целом традиционной для этого периода, являются расположение в алтаре сцен Страстного цикла (по мнению Царевской, благодаря зап. влияниям), а также непривычное направление их прочтения - справа налево, что может объясняться особенностями литургической практики. Одной из важных в росписях Феодоровской ц. является тема св. воинов, образы к-рых расположены в средней зоне наоса, прежде всего образы святых Феодора Стратилата и Феодора Тирона, чьи жития были подробно проиллюстрированы в зап. части храма. Княжеская тема представлена на зап. стене, в юж. ветви планового креста, в образах св. князей Владимира, Бориса и Глеба.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Протоиерей Димитрий Юревич . Введение в Новый Завет. – СПб: Издательство Санкт-Петербургской духовной академии, 2016. – 196 с. – (Библеистика)/Представляет Виталий Каплан //Фома. - – сентябрь 2016. – С.87. – (раздел « Культура », рубрика « Что читать »). Существует множество книг, помогающих современному читателю понять те или иные трудные места Священного писания. Однако вдумчивому читателю хочется понять не только отдельные места Библии, но и общие принципы подхода к библейскому тексту. Об этом и рассказывается в книге заведующего кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Димитрия Юревича. «Введение в Новый завет» - учебное пособие для студентов, однако его вполне можно прочитать и с целью самообразования. Конечно, оно предполагает навык вдумчивого чтения и самопроверки. Автор подробно разъясняет, как следует понимать богодухновенность Библии (а это, кстати, непростой вопрос), рассказывает о том, как формировался канон Нового Завета, по каким критериям Церковь среди множества имевших хождение текстов выделила те, которые мы сейчас знаем как четыре Евангелия, Деяния святых апостолов, апостольские послания. В главе «Текстология Нового Завета» отец Димитрий рассказывает о том, что представляют из себя дошедшие до наших дней древние списки новозаветных отрывков, о языках, на которых эти отрывки были написаны, об истории переводов Нового Завета. Разумеется, в книге говорится и о тех методах, что применяются для выявления смысла библейского текста, о буквальном и символическом понимании, о том, как следует учитывать исторические и филологические особенности, о современных методах толкования. И, конечно, о той эпохе, в которую возникли тексты книг Нового Завета. Книга написана внятным, живым языком, понятным современному человеку – но это не развлекательное чтение, а совершенно необходимый интеллектуальный труд. Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 88-89,90. Реклама: С. 89,90-93. Вопросы мастерам о церковном искусстве:   « Ветхозаветная Троица» или «Гостеприимство Авраама? ». Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград»//Фома. - – сентябрь 2016. – С.94. – (рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-161-...

Также датируются иконы на пилонах храма. Они всецело принадлежат религиозному искусству нового времени и далеки от древнерусского канона. Многие отличаются высокими художественными достоинствами. Под кровлей храма собраны шесть церковных престолов. На втором этаже размещены: основной престол во имя Святой Троицы, придельные церкви во имя св. кн. Ольги, св. благ. кн. Всеволода-Гавриила, св. благ. вел. кн. Александра Невского и Казанской иконы Божией Матери. В подцерковье находится усыпальница псковских архиереев и князей. В 1903 году здесь была устроена церковь во имя св. преп. Серафима Саровского чудотворца. Особо почитают псковичи Чудотворную Чирскую икону Божией Матери. На иконе есть надпись: " Сия чудотворная Пресвятая Богородицы икона перенесена в сей Псковский Кафедральный Собор с подобающим крестным ходом из Псковской же Чирской волости в 1420 году во время трехдневного течения из очей Ея слез и свирепствовавшей во граде Пскове и пределах его моровой язвы " . Обретение чудотворной иконы подтверждается псковскими летописями. Другой особо почитаемый образ - Чудотворная храмовая икона XVI века " Святая Троица с деяниями " . В середине иконы " Гостеприимство Авраама " , в клеймах ветхозаветные сюжеты, прообразующие жертвенную миссию Христа Спасителя. На южной стене Троицкого Собора в деревянном киоте с резными изображениями Ангела, Орла, Тельца, Льва символами четырех евангелистов Матфея, Иоанна, Луки и Марка находится икона Псковской Божией Матери. В 1848 году молитвенным заступничеством Матери Божией по совершении молебнов о здравии исцелилась смертельно больная жена купца Петра Барзова. В 1998 году обновилась и обильно замироточила старинная икона вмч и целителя Пантелеимона. Это событие произошло за две недели до того, как Честную Главу святого привезли в Санкт-Петербург для поклонения православных христиан. В 2004 году 9 августа икона вновь мироточила в день памяти вмч. И целителя Пантелеимона. В 2001 году чудесным образом вернулась во Псков Чудотворная икона Божией Матери " Псково-Покровская " . В 1581 году, во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория, было видение старцу Покровского мужского монастыря Дорофею Пресвятой Богородицы с предстоящими Псковскими Небесными покровителями, после чего войска бежали от стен города. По этому событию была написана икона Божией Матери " Псково-Покровская " . Она была утрачена во время Великой Отечественной войны. В сентябре 2001 года Президент Российской Федерации В.В. Путин, после возвращения из Германии, где ему была вручена Псковская святыня, и Святейший патриарх Алексий II передали Псково-Покровскую икону.

http://sobory.ru/article/?object=00256

Раскрытие троичного догмата является основной богословской мыслью праздника Пятидесятницы. Для выражения ее в образе Православной Церковью принята икона Святой Троицы, передающая библейскую сцену явления трех странников праотцу Аврааму у дуба Мамврийского. Как указание на принадлежность их горнему миру, они изображаются в виде трех крылатых ангелов. Изображение это, основанное на конкретном историческом событии, передает первое явление Бога человеку, знаменующее начало обетования об искуплении. Как иконография, так и богослужение связывают начало этого обетования с его завершением в день Пятидесятницы, когда дается окончательное откровение Святой Троицы. Другими словами, икона Троицы как бы соединяет воедино начало ветхозаветной Церкви с установлением Церкви новозаветной. В пятой книге «Евангельского доказательства» Евсевия Кесарийского , цитированной прп. Иоанном Дамаскиным в третьем слове в защиту святых икон, по поводу слов «явися Бог Аврааму у дуба Мамврийска» имеется сообщение о том, что изображение Святой Троицы в виде трех ангелов существовало с древнейших времен на месте явления трех странников Аврааму. Изображение это возникло в связи с особым почитанием как евреями, так и язычниками места явления у дуба Мамврийского, где совершались также и языческие жертвоприношения 362 . Св. Троица. Андрей Рублев. 1408–1412 или около 1425 г. ГТГ Гостеприимство Авраама. Роспись катакомбы на виа Латина. Puм. IV в. Какой характер имело это изображение, мы не знаем. Во всяком случае, с древности Святая Троица изображалась как историческая библейская сцена с сидящими за трапезой под дубом ангелами, прислуживающими им Авраамом и Саррой и хоромами Авраама на заднем плане. На переднем плане часто помещается слуга, убивающий тельца. Расположение ангелов при видимой однородности представляемой сцены изменялось в зависимости от толкований, которые применялись к этому библейскому событию, и той догматической мысли, которую требовалось подчеркнуть. Явление ангелов Аврааму. Гостеприимство Авраама. Мозаика базилики Санта-Мария-Маджоре. Рим. 430–440 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Ну-ка, послушайте вашу трагедию, которую вы как два объединенных театральных хора товарищей антифонно поете друг другу: касающиеся Христа выражения вы применяете и к Троице. А если необходимо, чтобы и я подыграл и станцевал вам, то начну сейчас трагедию. Я говорю: «Слово стало плотию». 1179 Севириане отвечают: «Троица стала плотию. Ведь все, принадлежащее Христу, соединено с Троицей». Я говорю: «Мария – Мать Христа». Хор Севира возглашает: «Мария – Мать Троицы». Мы говорим, что Рождество Иисуса было в Вифлееме в яслях. Театр возглашает: «Троица-младенец положена в ясли». Я снова играю вам на свирели, чтобы вы плясали, и пою вам печальные песни, чтобы вы рыдали. 1180 Я говорю: «Христос искушен по плоти». Вы, пляшущие, говорите: «Троица искушена во плоти». Я говорю, что Христос обрезан по плоти, севириане отвечают, играя на свирели, что Троица обрезана. Я говорю: «Христос ударяем». Хор распевает: «Троица ударяема». Я говорю: «Христос сделался клятвою». 1181 Севириане отвечают: «Троица сделалась клятвою». Церковь говорит: «Христос предан». Севириане говорят: «Троица предана». Мы говорим: «Христос по плоти плакал и утомлялся». Севириане говорят: «Троица плакала и утомлялась». Я говорю: «Христос плотию пострадал». Севириане говорят: «Троица пострадала». Церковь говорит: «Христос умер». Севириане говорят: «Троица умерла, поскольку все, что говорится о Христе, относится и к Ней». Сочинив это, я опасаюсь, не утонул ли я в глубине кощунства. Однако акефал, справедливо отказываясь от вышесказанного, говорит: «Только то, что во Христе касается сущности, относится одинаково ко всей Троице». Но, возражая на это, я скажу: «Нечестиво и беззаконно это ваше учение. Ибо как вы можете говорить: «одна воплотившаяся природа Троицы», как Троица может быть одной ипостасью из двух природ, как в Троице может быть два рождения: [превечное и во времени от Девы Марии], как в Троице может быть две природы со своими свойствами, как Троица может подобно Христу быть видимой и невидимой? А если все, что во Христе, созерцается и в Отце, и в Духе, тогда ясно, что и все, что в Них, мыслится и во Христе. Тогда Христос – одна природа, существующий в трех ипостасях и лицах, Сам и рожден, и не рожден, и исходит, и Родитель и Дитя согласно нечестию преступного Савеллия, в которое по-всякому впадают говорящие, что природа и ипостась – одно и то же, ибо для них в равной мере одинаково говорить, что Ипостась Бога воплощена, и говорить, что природа Троицы воплощена, если природа и ипостась – одно и то же».

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010