По всей видимости, однако, речь вообще не должна идти об изображении Лиц Святой Троицы: рублевская «Троица» — это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами. Прп. Андрей Рублев 1411 год или 1425-27 Символизм иконы и ее духовное значение увязывают с теми идеями, на которых строил монашеское общежитие преподобный Сергий Радонежский. Он посвятил свою обитель Святой Троице, видя в любви между Ипостасями Троицы абсолютный духовно-нравственный ориентир для монашеской общины. Икона Троицы была заказана Рублеву учеником Сергия, преподобным Никоном Радонежским. Образ в похвалу Сергия Радонежского «должен был носить подчеркнуто умозрительный, философский характер в отличие от предшествовавших изображений Троицы». В то же время «Троица» Рублева, как и ее прототип «Гостеприимство Авраама», — это евхаристический образ, символизирующий бескровную жертву. Этот смысл иконы подчеркивался ее размещением в нижнем ряду иконостаса Троицкого собора, возле царских врат. Троица. Икона новгородской школы XV века. Ленинград, Русский музей. Св. Троица в Бытии. 1580-е гг. Двусторонная икона Святой Троицы и главы Иоанна Предтечи Троица Ветхозаветная. Век: XVI Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва Святая Троица. С. Ушаков. 1671 Троица Ветхозаветная. XVII век Святая Троица Святая Троица. Икона 18 в Авраам отдает сына на заклание. Мозаика Равенны. Сен Витале. мозаика церкви Сан Витале, 546-547гг., Равенна Явление Св. Троицы прп. Александру Свирскому

http://pravmir.ru/svyataya-troica-pyatid...

И все-таки вопрос должен, наверное, ставиться иначе. «Между типологией (прообразовательным образом, к числу которых принадлежит “Авраамово гостеприимство”) и личным образом есть непреходимая дистанция. Ясно ведь, что личного образа у Троицы быть не может, кроме как образа Христа. “Типос” (tipos) через богослужение, в котором время совмещает прошлое и будущее, живет в литургическом пространстве своей исключительностью (то есть ветхозаветный прообраз стал иконой Святой Троицы), подтверждая правило о неизобразимости Самой Троицы», – пишет М.В. Васина . Н.К. Гаврюшин констатирует тот очевидный факт, «что на протяжении нескольких столетий отцы церковных соборов, ученые богословы и искусствоведы не могут прийти к согласию относительно понимания этой иконы. Сегодня необходимо честно и откровенно признать, что сами по себе зримые иконописные образы Святой Троицы прямо и однозначно не конвертируются в словесные догматические формулы. И не только “неграмотные”, но даже и искушенные богословы перед троичными иконами очень легко могут поддаться соблазнам тритеизма, о которых вслед за многими церковными писателями предупреждал Николай Кузанский: “Dum incipis numerare trunitatem, exis veritatem” (De docta ign., I, XIX) » . Поэтому Н.К. Гаврюшин приходит к выводу, определяющему икону Рублева «как образ “нуминозного”, религиозного переживания, в котором вербальные формулы уже оставлены, но который способен сверкать определенными смысловыми лучами в зависимости от Предания, в коем он воспринимается и почитается» . Напомним, что приоритет в трансформации сюжета «Гостеприимство Авраама» в икону «Святая Троица» не принадлежит преподобному Андрею. На западных вратах собора Рождества Богородицы в Суздале, выполненных в 1230 году, можно видеть изображение ветхозаветной Троицы без фигур Авраама и Сарры, причем надпись «Агиа Троица» не оставляет сомнений в такой эволюции . Можно смело предполагать знакомство Андрея Рублева, работавшего на Владимиро-Суздальской земле, с этим суздальским памятником.

http://pravoslavie.ru/46974.html

Ответов: 5. Последний ответ: Здравствуйте Animaisa. Большое Вам спасибо за такую подробную информацию,вопросов и сомнений не осталось. Теперь с удовольствием ее реставрирую, правда принадлежит семье моей супруги. Жаль только что бабушка передав по поколению не рассказала о ней [...] Добавлено на опознание: 2013-03-02 17:55:29 Владелец: izergil77 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите пожалуйста опознать икону,какого она века.Внизу написано СВ,ТРОИЦА,над женщиной которая стоит за дверьми плохо читаемо написано Сара,а над коленопреклоным персонажем тоже есть надпись,но она не читаема.Заранее спасибо. Ответов: 2. Последний ответ: Так и есть, конечно, не шедевр Рублева, а больше иллюстрация для детской книжки. Впрочем, кому что нравится, так как Троица Рублева и Гостеприимство Авраама сосуществовали как параллельные направления, объединяемые одним названием Троица Ветхозаветн [...] Добавлено на опознание: 2013-03-01 21:42:52 Владелец: olia955 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона состоит из 3-х досок. Досталась от пробабушки (Брянская обл.) Помогите, пожалуйста, опознать икону и определить возраст. Ответов: 5. Последний ответ: Для начала вспомним, что есть две разные иконы Богоматери: Киево-Печерская и Свенская (Печерская). первая из них была не рукотворной, а именно ,,явленной,, потому ка к сама собой явилась на стене алтаря монахам Киево-Печерской Лавры (и когда из уст [...] Добавлено на опознание: 2013-02-28 21:31:52 Владелец: Oly30 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите определить возраст иконы. Ответов: 4. Последний ответ: По такому фото трудно судить, похоже на 19 в. Добавлено на опознание: 2013-02-28 21:28:45 Владелец: Oly30 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 2. Последний ответ: икона Богородицы " Всех Скорбящих радость " Добавлено на опознание: 2013-02-28 21:26:01 Владелец: timpson1 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Воскресение Христово очень редкой в нашее время иконографии. Я нечто подобное видел вживую в старой заброшенной церкви Владимирской области (http://pravicon.com/image-16838).

http://pravicon.com/unknown/71

Не хаос, а космос, то есть, то, что приведено Богом в порядок Духом Святым. И вот, космос принимает дары Святого Духа. Это происходит через возвещение правды в апостольских посланиях,  изображенных в виде свитков, которые содержатся на плате, распростертом в руках Царя Космоса. Находится весь космос, не только Богом избранный народ, не только те или иные народы, и даже не только человечество, а и «всякое дыхание да хвалит Господа», в этот момент в Сионской горнице вся вселенная и начинает новую эру своего существования. Начинается это с сошествия Святого Духа: все, созданное Богом,  одухотворяется снова. Как и в первый день творения, «Земля же была безвидна и пуста, (…) и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1,2), так и сейчас, только, может быть, еще в большей степени, Святой Дух созидает и оживотвотворяет все творение, продолжается работа, о которой Спаситель говорил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ио. 5, 18) Вся Пресвятая Троица участвует в жизни и одухотворении Своего мира. Троица Бог, как говорится в Анафоре литургии святителя Иоанна  Златоуста, «недоведом». Божественное естество неизобразимо. «Бога не видел никто никогда». И до сего дня не отменяется заповедь, запрещающая изображение Божества. Но «…Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Во Христе раскрылась вся полнота Божества, в Его Личности Бог стал Человеком. Поэтому мы можем изображать Вторую ипостась Пресвятой Троицы — Сына Божия на иконе, изображать по человеческому естеству, с которым соединено Божество. Чтобы открывать волю Свою людям, Господь являлся в Ветхом завете или под видом огня, не опаляющего куст, или тонкого дыхания ветра, облака или мрака на горе Синай, или под видом трех странников, пришедших к шатру праотца Авраама. Во всех этих явлениях Бог не соединялся с сущностью того или иного естества, а являлся под его видом, опосредованно. И три ангела, изображенные на иконе «Гостеприимство Авраамово», постепенно обретшие более глубокий смысл, чем изображение события ветхозаветной истории, — не изображение Божества, а воспоминание явления, раскрывающего попечение Троичного Бога о мире и любовь к нему.

http://pravmir.ru/prot-nikolay-chernyish...

Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Молитва ко Господу перед иконой Троица Ветхозаветная Молитва ко Пресвятей Троице Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси[...] Тропарь, кондак, величание Господу перед иконой Троица Ветхозаветная Тропарь праздника, глас 8: Благословен еси, Христе Боже наш,/Иже премудры ловцы явлей,/низпослав им Духа Святаго,/и теми уловлей вселенную,/Человеколюбче, слава Тебе. Перевод: Благословен Ты, Христе Боже наш, сделавший премудрыми рыбаков, ни[...] Акафист Господу перед иконой Троица Ветхозаветная Акафист Троице Кондак 1 Предвечный Царю веков и Господи, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, Емуже, в Троице Святей славимому Богу, всяко колено покланяется небесных, земных и преисподних: темже и мы, яко крещеннии в Трисвятое имя Твое, аще и н[...] К этому разделу приложены файлы (3). Изображения иконы Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама) Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Автор - Каталикос - патриарх всея Грузии Святейший и Блаженнейший Илия второй, конец 90-ых. Икона находится в Свято-Троицкой Лавре Г. Тбилиси Файл 11202.jpg:   Размер: 444x443, 0.2 MPix, 53 Kb. Дата: 2010-06-24, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (589) , (32) . Описание: Троица Живоначальная. 1484-1485. Музей им. Андрея Рублева, ВП 21. Икона поступила в Музей им. Андрея Рублева в 1954 г. из Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря. Реставрирована К.Г. Тихомировой и И.В. Ватагиной в 1955 и 1975 гг. Сохранность: значительно утрачены одежда правого (особенно хитон) и среднего Ангелов, нимб правого Ангела. На одежде левого и на рукаве среднего Ангелов авторская живопись утрачена. Файл 12919.jpg:   Размер: 790x1001, 0.79 MPix, 786 Kb. Дата: 2011-07-15, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (719) , (24) .

http://pravicon.com/icon-436

В рамках второй пленарной дискуссии «Духовные традиции российского зарубежья», модератором которой был специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству М.Е. Швыдкой, выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний . Председатель ОВЦС, в частности, подчеркнул, насколько важно для соотечественников, проживающих за рубежом, сохранять свои духовные традиции, которые в любой исторический период являются непременным условием для единства народа. Владыка также отметил, что долгосрочное пребывание в другой стране не только расширяет кругозор и мировоззрение человека, но и влияет на его церковное сознание. «Трудно переоценить миссионерское значение русского рассеяния в распространении мирового Православия, начиная с 20-х годов прошлого века, — констатировал иерарх. — Известные деятели русского зарубежья сумели не только сохранить на чужбине веру отцов, но и передать ее другим народам, не знавшим или утратившим православную веру». Митрополит Антоний выразил убеждение, что русские приходы за рубежом «не должны становиться каким-то замкнутым и самодостаточным гетто, в котором находятся только наши прихожане, и двери которых закрыты для посторонних». «Русский дух всегда отличался своим радушием и открытостью, готовностью принять всех, кто приходит с добрыми намерениями. Неслучайно сюжетом для иконы " Троица " Андрея Рублёва, которая теперь возвращается на свое историческое место в Лавру преподобного Сергия , стало гостеприимство ветхозаветного праотца Авраама, по воле Божией также оказавшегося вдали от родной земли. Пусть это доброе качество, как и многие другие духовные и нравственные ценности, накопленные за века и хранимые нашим народом, станут привлекательным маяком для многих людей мира», — сказал в завершение председатель ОВЦС. На конференции также прозвучали выступления митрополита Московского и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилия , руководителя культурного департамента Духовного управления мусульман РФ Рената Абянова, вице-президента Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России И.Ю. Сусайкина, представителя постоянного представительства Буддийской традиционной сангхи России в Москве Б.Ц. Раднаева, первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по культуре ФС РФ Е.Г. Драпеко и других.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6074164...

Митрополит Антоний выразил убеждение, что русские приходы за рубежом «не должны становиться каким-то замкнутым и самодостаточным гетто, в котором находятся только наши прихожане, и двери которых закрыты для посторонних». «Русский дух всегда отличался своим радушием и открытостью, готовностью принять всех, кто приходит с добрыми намерениями. Неслучайно сюжетом для иконы " Троица " Андрея Рублёва, которая теперь возвращается на свое историческое место в Лавру преподобного Сергия , стало гостеприимство ветхозаветного праотца Авраама, по воле Божией также оказавшегося вдали от родной земли. Пусть это доброе качество, как и многие другие духовные и нравственные ценности, накопленные за века и хранимые нашим народом, станут привлекательным маяком для многих людей мира», — сказал в завершение председатель ОВЦС. На конференции также прозвучали выступления митрополита Московского и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилия , руководителя культурного департамента Духовного управления мусульман РФ Рената Абянова, вице-президента Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России И.Ю. Сусайкина, представителя постоянного представительства Буддийской традиционной сангхи России в Москве Б.Ц. Раднаева, первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по культуре ФС РФ Е.Г. Драпеко и других. В мероприятиях первого дня также приняли участие секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев, сотрудник ОВЦС иеромонах Кирилл (Перегудин), представители духовенства Русской Православной Церкви, осуществляющие пастырское служение за рубежом. Помимо пленарных заседаний, в рамках конференции пройдут четыре тематические секции: «Историческая память как основа патриотического воспитания молодежи», «Защита семейных ценностей и культурной идентичности соотечественников», «Продвижение традиционных ценностей в информационной среде русского зарубежья с использованием современного цифрового инструментария», «Традиционные религии как часть российского исторического и духовного наследия».

http://patriarchia.ru/db/text/6073780.ht...

Изобразить неизобразимое можно лишь в той мере, в какой оно нам раскрылось. На этом основании Церковь не разрешает изображение Бога Отца. А самым правильным изображением Троицы является иконографический канон «Гостеприимство Авраама», отсылающий зрителя в далекие ветхозаветные времена: И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. (Быт.18:1-8) Сюжет о гостеприимном старце, узнавшем Бога в трех мужах, сам по себе трогателен и поучителен для любого верующего: служишь ближнему — служишь Господу. Изображение этого события мы встречаем очень рано. Мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре в Риме создана в V веке. Изображение визуально поделено на две части. В верхней Авраам выбегает навстречу трем мужам (один из них окружен сиянием, символизирующим славу Божества). В нижней — гости уже сидят за накрытым столом, а Авраам им прислуживает. Сарра стоит за спиной у Авраама. Художник передает движение, изобразив старца дважды: вот он дает указания жене, а вот он обернулся, чтобы подать на стол новое блюдо. К XIV веку канон «Гостеприимство Авраама» уже вполне сложился. Икона «Троица Зырянская», принадлежавшая, по преданию, кисти свт. Стефана Пермского — несколько видоизмененный ее вариант. Три ангела восседают за столом, под ним лежит телец, а слева внизу стоят Авраам и Сарра. На заднем плане изображено строение с башенкой (дом Авраама) и дерево (Мамврийский дуб).

http://pravmir.ru/10-ikon-svyatoj-troicy...

Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее. Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости. Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча. Купола Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму. Голубь на кресте На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию. Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя. Фреска Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный. Магдебургские врата В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно. Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы. В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде. Придел в честь  Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи

http://foma.ru/sofiya-novgorodskaya-chto...

Исход, гл. 13 1. Рече Господь к Моисею глаголя: 2. Освяти ми всякаго первен­ца перворожденнаго, разверзающаго всякая ложесна в сынех Израилевых от человека до скота, яко Мне есть. 12. И отлучиши всякое разверзающее ложесна, мужеск пол Господу, всякое разверзающее ложесна от стад или от скот твоих, елика будут тебе, мужеск пол освятиши Господу . 13. Всякое разверзаюгцее утробу ослю премениши овцею; аще же не премениши, искупишие, и всякаго первенца человеча сынов твоих да искупиши. 15. Егда бо ожесточися фараон отпустити нас, изби Господь всякаго первенца в земли Египетстей, от первенца человеча до первенца скотия, сего ради аз жертву приношу всякое разверзающее ложесна, мужеск пол Господу, и всякаго первенца сынов моих искуплю. 1. И сказал Господь Моисею, говоря: 2. Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они. 12. Отделяй Господу всё, разверзающее ложесна; и всё первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского иола, – Господу , 13. а всякого из ослов, разверзающего, заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай. 15. Ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, – посему я приношу в жертву Господу всё, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю. Жертвы из крупного и мелкого рогатого скота, а также из птиц (горлиц) приносили Моисей с Аароном и все праведники Ветхого Завета. В Библии много страниц уделено предписаниям о «правильном» жертвоприношении. Наиболее обстоятельному изложению этой темы посвящена библейская книга Левит. «Заклание тельца». Фрагмент иконы «Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)». Северное письмо. Сольвычегодск. Начало XVII века. (СИХМ) По Закону в жертву приносили так называемых чистых домашних животных – парнокопытных жвачных, которые действительно являются «удобными» для жертвоприношения. Они как бы «предназначены» для заклания.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010