Достаточно замкнутая, несмотря на эллинизацию, иудейская община, преуспевавшая в экономическом плане, не могла не оказывать существенное влияние на ход политических дел в А. К началу рим. господства в Египте (30 до Р. Х.) александрийские евреи являлись крупнейшей общиной диаспоры , составляя около трети почти миллионного населения города и располагая не менее чем 13 синагогами. Среди александрийцев были распространены антирим. настроения, и евреи, сотрудничавшие с римлянами и получившие от них привилегии, стали объектом ненависти плебса. В 38 г. произошло наиболее крупное этническое столкновение, вызванное требованиями евреев предоставить им полные права гражданства. При попустительстве рим. наместника евр. квартал был разгромлен. Погромы александрийских евреев при Траяне и при Адриане изменили общее положение общины в А., значительно ее ослабив. Последнее гонение имело место в 215 г., после чего большинство евреев окончательно покинуло город. В А. был организован крупнейший научный центр эллинистического мира - Мусейон (греч. Μουσεον - место пребывания Муз), где вели исследования в различных областях (филологии, астрономии, географии, математики, ботаники, зоологии и медицины) и писали свои труды основатель александрийской школы грамматиков Каллимах и поэт Феокрит; механик и изобретатель Архимед; математики Евклид и Аполлоний из Перги; архитектор Александрийского маяка Сострат из Книда; основатель географии Эратосфен из Кирены; создатель гелиоцентрической системы Аристарх Самосский; философ-стоик Посидоний Апамейский; Эрасистрат из Кеоса, разработавший основы физиологии, и мн. др. При имп. Марке Аврелии (161-180) Мусейон был разрушен, и вплоть до кон. IV в. научные исследования велись при храме Сараписа. В А. располагалась крупнейшая б-ка античности, в к-рой к I в. до Р. Х. хранилось около 700 тыс. рукописных томов. Филологи, трудившиеся в б-ке, впервые стали применять критику текстов и оформили «александрийский канон» - список классических книг античности. Во время пожара 47 г. до Р. Х. б-ка сгорела и большая часть рукописей погибла; в имп. время б-ка помещалась в Серапейоне (Сарапеуме) и была окончательно уничтожена с его разрушением в 391 г.

http://pravenc.ru/text/64468.html

Телесное служение (pulhana d–pagra), сопровождающееся праздностью мышления, бывает тщетно и бесполезно… Постоянное ограничение надежды, которое свойственно только внешнему служению, принадлежит незрелому и фарисейскому  образу мысли тех, кто гордится своими постами, своими десятинами и продолжительностью молитв своих, по слову Господа нашего  , тогда как внутри нет у них помысла знания или правильной мысли о Боге…  Согласно классической схеме, встречающейся у ранних авторов, таких, как Евагрий и Иоанн Апамейский, монашеская жизнь делится на три степени духовного преуспеяния: «деятельность», «естественное любомудрие» и «богословие» (или «созерцание»)  . Следуя той же схеме, Исаак пишет: Есть три степени, через которые человек проходит: степень новоначальных, средних и совершенных. На первой степени весь образ мыслей человека и размышление бывают в страстях, хотя ум и направлен на доброе. Вторая степень есть нечто среднее между страстностью и духовным состоянием: помыслы как справа, так и слева равным образом возбуждаются на этой степени, и как свет, так и тьма не перестают появляться. Что же касается третьей степени, она характеризуется откровением божественных тайн, когда Бог отверзает монаху дверь в награду за его подвижнические труды  . В соответствии с этим есть три вида духовного делания, каждый из которых соответствует трем степеням преуспеяния: Не одинаков по способу и цели труд для начальной, промежуточной и заключительной степени. Начальная степень предполагает труд со многим молитвословием и является только умерщвлением тела посредством усиленного поста. На промежуточной степени эти делания уменьшаются, и усердие в них заменяется на усердие в других деланиях, труд чтения и особенно коленопреклонение. На третьей степени уменьшается усердие в том, что относится к предыдущей степени, и человек трудится в размышлении и молитве сердца  . Сказанное не означает того, чтобы поститься следовало только новоначальным, читать Писание — только находящимся на средней степени, а молиться — только совершенным. Одни и те же аскетические делания совершаются всеми подвижниками, однако если для начального этапа характерен упор на внешнее трудничество, совершенным более свойственно внутреннее делание:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

S. 266–268. Ruinart. Acta. P. 316; Theodoreti Graecorum affectionum curatio, disp. 8. Hunziker (S. 269–272) старается тщательно указать элементы, из которых сложилась легенда; он думает, что Евхерий, автор мученических актов Фиваидского легиона, сгруппировал и по своему скомбинировал различные показания из сочинений Амвросия, Евсевия, но при всем остроумии Гунцикера нам представляется этот путь к разрешению вопроса слишком сложным. Архим. (архиепископ) Сергий в своем монументальном труде " Полный месяцеслов Востока " исследует лишь сказание о мученике Маврикии Апамейском с его отрядом из 70 человек (Т. II. Ч. 2. С. 60 второй пагинации), но совсем не упоминает о Фиваидском легионе. ______________________ Таким образом, как ни был груб и жесток соправитель Диоклетиана Максимиан, однако же нет твердых оснований приписывать ему такое злодейство, как казнь 6600 христианских воинов. Самое возникновение этой легенды, связываемой с именем Максимиана, впрочем, свидетельствует, что в Церкви долго хранилась память о тирании Максимиана. Другими словами, в основе легенды лежит тот верный факт, что Максимиан был слишком жесток в отношениях к христианам. Переходим к обзору противохристианской деятельности двух других соправителей Диоклетиана — кесарей Констанция Хлора и Галерия. Скажем сначала о Констанции Хлоре и его отношении к христианам. Прежде всего возникает вопрос: какие области подчинены были Констанцию? По Диоклетиановой государственной системе, кесари не были лицами, самостоятельно и полновластно управляющими данной страной; кесари — это были несменяемые полководцы, обязанность которых состояла в охранении границ Империи, в водворении порядка в тех провинциях, где возникали беспорядки и волнения, а в управлении они руководились законами, которые издавались верховным императором. Констанцию было поручено охранение спокойствия на крайнем Западе, но подчинена ли ему была, как обыкновенно полагают, кроме Британии еще и Галлия — это очень Обыкновенно кесарю поручалось управление только такими провинциями, которые объявлялись стоящими на военном положении; он лишен был инициативы в правительственных действиях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Афанасий не раз говорит в своих письмах, что побуждением к пребыванию архиереев в столице служит вмешательство в выборы константинопольских патриархов (как известно, быстро сменявшихся): они интриговали против управляющего Церковью патриарха, старались об его низвержении и с живостью отдавались вопросу о выборе нового патриарха 551 . По словам Афанасия, епископы, проживавшие в столице, тотчас же по выбору нового патриарха начинали подкапываться под него, судить-рядить его жизнь и деяния. Они постоянно выдумывали обвинения на патриарха, бесславили и марали его, чтобы только его низвергнуть 552 . Оставаясь в столице, они зарабатывали деньги участием в суде и вообще вмешивались во все происходящее 553 . О своих паствах и не помышляли эти мнимые пастыри. Патриарх говорит: «Увы, уже не пастыри пасут овец, а сами пасутся овцами, получая от них хлеб». В другом месте Афанасий еще образнее выражается, говоря: «Вы только и знаете одно – послать такого человека, который умел бы доить (mulgere) стадо ваше». Епископами, не желавшими жить среди своей паствы, а желавшими оставаться в столице, изобреталось множество к тому поводов: они утверждали, что им будто бы нужно хлопотать о чем-нибудь перед гражданским начальством, дать подписку, участвовать в хиротонии, получить хризовул 554 . Письма Афанасия по своему содержанию иногда близко совпадают с известиями Григоры, почему мы склонны думать, что историк пользовался этими материалами в своем сочинении. Но если Григора и знал переписку Афанасия, то, во всяком случае, он не исчерпал всего содержания ее. Так, из подлинных писем самого Афанасия видим, что к одному епископу (Апамейскому) он троекратно обращался с увещанием покинуть столицу и возвратиться к пастве 555 . Назовем ли чересчур строгим такого начальника, который троекратно обращается к низшему его лицу с одной и той же просьбой? Из тех же писем видно, что все личные старания патриарха уничтожить зло, состоявшее в том, что епископы слишком долго гостевали в столице, не приводили к цели; как, наконец, патриарх вынужден был письмом умолять императора выгнать упорных архиереев из столицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В 69-й том вошел ряд биографических статей. Следует особо отметить (в алфавитном порядке) материалы об основоположнике русского стиля в архитектуре Константине Тона, римском императора Марке Ульпии Траяне, армянском царе Трдате III, первом из правителей провозгласившем христианство государственной религией, авторе стихотворного переложения Псалтыри Василии Тредьяковском, композиторе Александре Третьякове, церковном историке Сергее Троицком, композиторе Сергее Трубачеве, религиозном философе Евгении Трубецком, авторе замечательных произведений о русской иконе, а также его брате, религиозном философе Сергее Трубецком, политическом авантюристе монахе Илиодоре (Сергее Труфанове), нашем современнике, замечательном ученом Анатолии Турилове, ученике преподобного Максима Грека Василии Тучкове, координаторе антицерковных действий организаторе репрессий против православной церкви Евгении Тучкове, мастере позднего классицизма в архитектуре Евграфе Тюрине, супругах Алексее и Прасковье Уваровых, много сделавших для развития российской археологии. В 69-й том вошли также биографические статьи о деятелях Церкви, в частности (в алфавитном порядке) о священномученике, пострадавшем при Диоклетиане Транквиллине, новомученике Триандафилле, казненном в Константинополе в 17 в. за исповедание христианской веры, о тридцати отцах Киево-Печерских в Дальних пещерах почивающих, о мученице Трифене Кизической, епископе Трифиллии Лефкосийском, константинопольском патриархе Трифоне, святом ростовском архиепископе Трифоне, преподобном Трифоне Печенгском, преподобном Трифоне Вятском (Подвизаеве), Трифоне, мученике Апамейском, епископе Суздальском Трифоне (Ступишине), митрополите Трифоне (Туркестанове), апостоле от 70 Трофиме, юродивом Христа ради Трофиме Суздальском, мучениках Трофиме, Доримедонте и Савватии, почитаемом на Руси египетском мученике Уаре, убитом в Карлаге священномученике Уаре (Шмарине). Том содержит ряд страноведческих статей. В него вошли материалы о государствах Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, Тунис, Туркменистан, Турция и Уганда. Из статьи о Турции читатель сможет получить подробную информацию о географии, государственном устройстве, религии и религиозном законодательстве, истории страны с момента распада Османского государства. Статья содержит данные о религиозных и этнических меньшинствах в Турции. Статьи о других странах обладают схожей структурой.

http://pravenc.ru/shop/2746433/

В 69-й том вошел ряд биографических статей. Следует особо отметить материалы об основоположнике русского стиля в архитектуре Константине Тоне, римском императоре Марке Ульпии Траяне, армянском царе Трдате III — первом из правителей провозгласившем христианство государственной религией, авторе стихотворного переложения Псалтыри Василии Тредьяковском, композиторе Александре Третьякове, церковном историке Сергее Троицком, композиторе Сергее Трубачеве, авторе замечательных произведений о русской иконе религиозном философе Евгении Трубецком, а также его брате — религиозном философе Сергее Трубецком, политическом авантюристе монахе Илиодоре (Сергее Труфанове), ученом Анатолии Турилове, ученике преподобного Максима Грека Василии Тучкове, координаторе антицерковных действий, организаторе репрессий против Православной Церкви Евгении Тучкове, мастере позднего классицизма в архитектуре Евграфе Тюрине, супругах Алексее и Прасковье Уваровых, много сделавших для развития российской археологии. В 69-й том вошли также биографические статьи о деятелях Церкви, в частности, о пострадавшем при императоре Диоклетиане священномученике Транквиллине, казненном в Константинополе в XVII в. за исповедание христианской веры новомученике Триандафилле, о 30 отцах Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, о мученице Трифене Кизической, епископе Трифиллии Лефкосийском, Константинопольском Патриархе Трифоне, канонизированном ростовском архиепископе Трифоне, преподобном Трифоне Печенгском, преподобном Трифоне Вятском (Подвизаеве), мученике Трифоне Апамейском, епископе Суздальском Трифоне (Ступишине), митрополите Трифоне (Туркестанове), апостоле от 70 Трофиме, юродивом Христа ради Трофиме Суздальском, мучениках Трофиме, Доримедонте и Савватии, египетском мученике Уаре, убитом в Карлаге священномученике Уаре (Шмарине). Том содержит ряд страноведческих статей. В него вошли материалы о государствах Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, а также о Тунисе, Туркменистане, Турции и Уганде. Из статьи о Турции читатель узнает о географии, государственном устройстве, религии и религиозном законодательстве, истории страны с момента распада Османского государства. Статья содержит данные о религиозных и этнических меньшинствах в Турции. Статьи о других странах обладают схожей структурой.

http://patriarchia.ru/db/text/6048886.ht...

Итак, теологически мотивированный подход к философии маргинализировал неоплатонизм, представив его как самодостаточную и замкнутую школу, которую — всю без исключений — оказалось возможным называть эклектической. Такой подход затрудняет установление истинного контекста, в котором обитали конкретные представители платонизма этого времени. В частности, он создает представление о замкнутости платоников, непроницаемых для влияния прочих философских школ, в том числе христианства. Представление о закрытости неоплатонической школы Так, при описании интеллектуальной и духовной атмосферы поздней Античности (II–VI вв. по Р. Х.) такие видные исследователи, как Генрих Дёрри , Люк Бриссон, Ален Сегон , Филипп Оффман , Корнелия де Фогель считают, что нет никаких оснований утверждать влияние христиан на неоплатоническую школу в силу закрытости последней. Историки богословия и философии исходят из предположения, что философы-платоники и христианские богословы в III в. не будут взаимодействовать друг с другом, несмотря на явные свидетельства обратного. Было выдвинуто предположение о наличии «двух Аммониев»: Саккаса и другого, чтобы каждый из них оставался в своем замкнутом философском окружении. Наряду c таким подходом существует и другой, который старается наметить параллели, обозначить отклик неоплатоников на христианские сочинения, обозначить те или иные заимствования, опровергающие устоявшуюся картину замкнутости школы платоников. Здесь уместно упомянуть труды Дж. Диллона, который говорит об открытости платоников интеллектуальному окружению и настаивает на необходимости изучения позднеантичного платонизма в контексте христианства . Яркие примеры взаимодействия языческих философов и христиан приводит в своей заметке Ю. А. Шичалин . Примеры взаимодействия платоников и христиан во II–IV вв. Уже во II в. нам известны примеры внимания языческих философов к зарождающейся христианской традиции. Сюда относится платоник Кельс, который, при всем своем неприятии христиан, решил посвятить им значительное по объему сочинение, где опровергал их учение. Упомянем и Нумения Апамейского, чью фразу «Платон — Моисей, говорящий по-аттически» можно, конечно, адресовать лишь к Священному Писанию евреев, но сложно представить, что он, живя в Риме в одно время с Иустином Философом, рассуждавшим в своем «Диалоге» именно о важности нового христианского прочтения Ветхого Завета, совсем ничего не слышал о христианах. Сам св. Иустин — яркий пример проницаемости платоновской школы для христианских влияний: обойдя множество философских школ, уже будучи платоником, он принимает христианство, совсем не отказываясь от платонического образования. Тому свидетельство — его сочинение «Диалог с Трифоном иудеем», в котором он не только показывает хорошее знакомство с пересказанными диалогами, а также диалогами в прямой драматической форме Платона, но и создает свой текст, вбирая в него многие детали из рамочных диалогов .

http://bogoslov.ru/article/6194261

Сама по себе душа нематериальна (т. е. духовна), в этом ее отличие от тела, к-рое материально. Поскольку она не сложена из элементов этого мира, она не подвержена изменениям, к-рым подвергается этот мир, пока не соединена с телом. Но, будучи с ним связана, она, по мнению И. А., заключена в тело, как в гроб. Однако в тело заключил душу Бог, и это заключение не является падением. Бог поместил душу так глубоко и потаенно в теле, что сам диавол не видит ее. Будучи скрытой от диавола, она пользуется общностью ангелов и вечной жизнью. Но диавол имеет доступ к душе через тело. В душе И. А. выделяет 2 части: духовный центр и периферийную зону, находящуюся в контакте с телом, особенно с сердцем и мозгом, а также с почками. Через эту зону к душе получают доступ и диавол, и страсти. Природу человека И. А. характеризует как слабую, низкую, убогую. Ввиду высокого предназначения человека его нынешнее положение можно назвать несоответствующим. И. А. задает вопрос, почему Бог, предназначив человека к высшей цели, не даровал ему места в том же славном мире, что и ангелам? На это он отвечает, что, с одной стороны, низкое положение дано человеческой природе для того, чтобы она стремилась в поисках свободы к миру вышнему. С др. стороны, человек в познании восходит на новые уровни, так что сам процесс познания становится для него восхождением в надежде достичь мира невидимой благодати. Т. о., И. А. выступает выразителем своеобразной сотериологии упования (или надежды), в свете к-рой страсти совершенно теряют силу ( Strothmann. 1972. S. 75). За время до пришествия Христа человечество воздвигло стену, мешающую душе видеть что-либо иное, кроме телесных вещей. Задача Христа состояла в уничтожении указанных средостений и открытии душе «видения запредельного мира». Христос смог открыть человеку это видение, т. к. сперва Он совершил это в Себе Самом: «Родившись в наш мир, Господь не позволил воздвигнуться перед Собой этому средостению греха, и Он преодолел его силою Своего ведения и пребывал от рождения вне его, так что через отверстие, пробитое Им, воссиял свет иного мира».

http://pravenc.ru/text/469806.html

Письма И. А., опубликованные Л. Й. Ригнеллем, посвящены ряду вопросов христ. жизни. В 1-м письме И. А. отвечает на вопрос, почему, если Христос через крещение сообщает людям новую жизнь в Духе, грех не уничтожается совершенно. И. А. сравнивает человека с эмбрионом, к-рый после зарождения в материнской клетке растет и выходит в мир в теле со сформировавшимися внешними органами, способными выполнять свои функции: так и жизнь новокрещеного не момент, но длительный труд, к-рый мало-помалу приводит его к тому, что мы суть во Христе. Духовная жизнь рассматривается И. А. в перспективе домостроительства спасения, к-рое совершается Христом в нас. В этом смысле крещение соответствует духовному этапу жизни христианина, переходу от страха наказания к свободе в добродетели. 2-е письмо рассматривает психический этап - крещеный должен начать борьбу со страстями и прийти к необходимости самоотвержения. 3-е письмо посвящено тому, как надо воспринимать реальности буд. жизни. Для этого И. А. пользуется аналогиями взаимоотношений голоса и слова, души и тела, божества и человечества во Христе. В трактатах, опубликованных Ригнеллем в 1960 г., рассматриваются: в 1-м - «оружие чистоты», в 2 других - крещение. И. А. говорит о крещении Иоанном Предтечей , которое «вело к учреждению нашего крещения, а наше возводит к тайнам новой жизни». Диалоги, опубликованные Штротманом, посвящены домостроительству Божию в отношении народа Израиля в ВЗ, ангелов и воскресшего человека в будущем; объяснению, почему Бог раздает Свои дары постепенно; теме соотношения души и тела в восприятии видимых и невидимых вещей и способа познания в новом мире. Из 3 трактатов, опубликованных Штротманом, 1-й показывает совершенство и всеобъемлемость в пространстве и во времени Личности, действия и учения Христа. 2-й посвящен абсолютной обусловленности Воплощения Христа, смыслу Его борьбы с диаволом в пустыне, смыслу Таины Креста. 3-й рисует грандиозную картину вселенского значения Христа, Который стоит в начале, в середине и в конце движения человека к совершенствованию до его завершения в буд. Божием мире.

http://pravenc.ru/text/469806.html

К изданным подлинным трудам относятся: 4 беседы с Евсевием и Евтропием о душе и человеческих страстях (1.1.2), письма Феодулу (1.1.3), 2 письма Евтропию и Евсевию (1.1.4), Послание о покое (безмолвии) (1.1.5), Слово о тайне крещения (1.1.6), письмо Фавмасию и ответ Фавмасия (о таинстве домостроительства спасения Христа) (1.2.2-1.2.3), 3 трактата (ответ И. А. Фавмасию; 1.2.4.1-1.2.4.3), 6 бесед с Фавмасием (о грядущей надежде; о грядущем преображении людей; о том, почему люди не были изначально сотворены в той жизни, которая грядет; о причине пребывания людей во плоти) (1.2.1), комментарии на Книгу Екклесиаста (1.3.1.1; аутентичность не подтверждена полностью), на заповеди блаженства (1.3.1.3-1.3.1.6), на Еф 6. 11 (2.1.6), изречения в 20 главах о духовном состоянии души (1.1.1; аутентичность под сомнением), Слово о Промысле Божием «Почему в сей жизни добрые несчастны, а злые счастливы?» (1.3.4.2), Слово о молитве (1.3.4.4), Послание Исихию, 2 доксологии. К неизданным относятся: комментарий на Книгу Иова (1.3.1.2), двойные трактаты о новом мире (1.3.3.1 и 1.3.1.2), о Троице (1.3.3.2); трактаты «Исполнение пророчеств в будущем и в новой жизни» (1.3.4.1), «О страхе смертном» (1.3.4.3), «Можно ли человеку быть без гордыни, превозношения и кичения?» (1.3.4.5), «О здравии душевном» (1.3.4.6), «О кончине мира» (1.3.4.7); изречения: 1-й сборник (1.3.5.1), 2-й сборник (1.3.5.2), «Учение о помыслах» (1.3.5.3), «Почему нищие не печалятся» (1.3.5.4), «Как обрести терпение в скорбях» (1.3.5.5); письма разным лицам (1.3.2); вопросы (1.3.6); молитвы (1.3.7); славословия (1.3.8); фрагменты «О страстях и совершенстве» (1.3.9.1), «Как действует в человеке совершенный мир» (1.3.9.2). Утраченные произведения: «О природе бесов», «О явлении Господнем», мадраши (гимны). Краткая характеристика сочинений 4 беседы о душе и человеческих страстях, опубликованные С. Дедерингом и открывшие для науки И. А., обращены к новоначальным инокам, к-рые прошли уровень телесной аскезы и желают следовать дальше по пути совершенствования, но изнемогают в борьбе со страстями и с помыслами. И. А. учит их различать страсти не только по степени пагубности, но и по их происхождению: от тела, от души, от тела и души вместе. Подробно разбираются способы борьбы со страстями. Основная задача - пройти психический этап борьбы: на этом переходном к духовному этапе борьба особенно трудна. Трактат касается и духовного этапа, в частности состояния чистоты и внутреннего успокоения.

http://pravenc.ru/text/469806.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010