11 Штандарт с изображением римской богини плодородия Цереры — символ власти прокуратора. На картине Василия Верещагина «Ночь на Голгофе», которая хранится в Третьяковской галерее, запечатлена погребальная процессия с телом Христа.  В Церкви этот момент воспроизводится на богослужении вечером Великой Пятницы, когда верующие троекратно обходят храм с плащаницей — большой иконой умершего Спасителя. 1 Тело Христа несут Никодим и Иосиф Аримафейский, который дерзнул попросить у Пилата разрешения забрать его, чтобы похоронить. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу (Мк 15:44–45). 2 Иосиф Аримафейский был иудейским старейшиной и членом синедриона, однако в суде над Спасителем не участвовал. Он сам был тайным учеником Христа, и тело Спасителя положили именно в его новую гробницу. 3 Апостол Иоанн Богослов. Он единственный из апостолов, который был со Спасителем во время распятия, пока остальные в страхе разбежались. Перед самой смертью Господь соединил его судьбу с судьбой Своей Матери: Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26–27). 4 Никодим — еще один член синедриона и тайный ученик Христа. Его разговору со Спасителем о том, зачем Он пришел в этот мир, евангелист Иоанн посвятил почти целую главу (Ин 3:1–21). Никодим, выступая на собраниях фарисеев — сам будучи одним из них, — вступался за Христа (Ин 7:50–53). И именно он принес на погребение Учителя состав из смирны и алоя, литр около ста (Ин 19:39), которым обычно помазывали тела только очень богатых людей. 5 Мария Клеопова, сестра Богородицы, и Мария Магдалина, которые будут приготавливать тело Христа к погребению. 6 Скорбящая Мария. В Евангелии почти не говорится о том, какие чувства испытала Богородица, видя своего Сына на кресте. Лишь евангелист Лука, повествуя о Сретении Господнем, когда Его на 40-й день после рождения принесли в Иерусалимский храм, приводит обращенные к ней пророческие слова праведного Симеона: и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк 2:35).

http://foma.ru/velikaya-pyatnitsa-na-kar...

97 Гейдельбергский университет – старейшее (основан в 1386 г.) и наиболее престижное учебное заведение Германии. 98 Марковников Владимир Васильевич (1837–1904) – русский химик, основатель научной школы, преподавал в том числе в Московском университете. 99 Схиархимандрит Серафим (Романцов, 1885–1976) – один из старцев Глинской пустыни, бывший с 1946 по 1961 г. духовником братии в монастыре и продолжавший свое служение духовника и старца, в том числе и для мирян, до своей кончины в Сухуми. Ныне прославлен в лике преподобных Украинской Православной Церковью МП. 100 Архимандрит Матфей (Мормыль, 1938–2009)– духовный композитор, член Синодальной комиссии РПЦ по богослужению. В течение многих лет был главным регентом и руководителем объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а также Московской духовной академии и семинарии. 102 В декабре 1959 г. профессор Ленинградской духовной академии (ЛДА) Александр Осипов (1911–1967) публично заявил об отречении от религии. 103 См.: Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? ( Лк. 18:7–8 ). 104 См.: ...и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше ( Лк. 21:27–28 ). 105 С июля 1941 по апрель 1943 г. в Алитусе на территории казарм действовал концентрационный лагерь военнопленных «Шталаг-343». С мая 1943 по июль 1944 г. здесь же находился лагерь для перемещенных лиц, главным образом из западных областей России. 106 Протоиерей Георгий Хаджийский (род. 1963) – настоятель храма Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса в селе Воронове Московской области. 107 Семья священника Владимира Соколова, который 45 лет был настоятелем храма свв. мчч. Адриана и Натальи в Бабушкине. Его матушка Наталья – дочь известного духовного писателя Николая Евграфовича Пестова . Она описала жизнь своей семьи в популярной книге «Под кровом Всевышнего». В семье было пятеро детей, три сына и две дочери. Все сыновья стали священниками. Отец Николай сейчас настоятель храма Святого Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Отец Федор настоятель Спасо-Преображенского храма в Тушине, отец девяти детей погиб в автокатастрофе в день своего Ангела в 2000 году. Владыка Сергий, в миру Серафим, был епископом Новосибирским и Берским, скончался в том же году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Вертоград заключенный» Никиты Павловца Никита Павловец. Богоматерь Вертоград заключенный. Около 1670 г. Государственная Третьяковская галерея Никита Павловец — один из известнейших иконописцев Оружейной палаты второй половины XVII в., мастерство которого высоко ценилось русскими государями и современниками . Среди многочисленных памятников русской живописи XVII в. икона Никиты Павловца «Вертоград заключенный» (датируется около 1670 г., ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее) занимает особое место. Этот образ — один из известнейших шедевров русской иконописи. В то же время он уникален с точки зрения общего художественного строя и иконографии, которая является практически неисследованной. Значение образа сложно переоценить — это единственная известная сейчас икона Богоматери «Вертоград заключенный», празднование которой по церковному календарю приходится на 14 марта (по старому стилю). Возможно, икона имела ряд повторений — списков, однако ни один из них, по всей видимости, не дошел до наших дней. Имеющиеся упоминания о чудотворных иконах «Вертоград заключенный» (в сочинениях С. Моховикова, Д. Ровинского и Е. Поселянина) не содержат описаний, на основании которых можно было бы говорить о существовавшей иконографической традиции. Источником для иконографии композиции «Вертоград заключенный», имевшей особую популярность в западноевропейском средневековом искусстве под названием hortus conclusus , является библейская Песнь песней, а точнее следующие ее стихи: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами». (Песн. 4: 12-15) По распространенному в западноевропейской литературе толкованию, образ невесты и образ сада, о которых говорится в Песни песней, связывались с Богоматерью. На основе этих представлений складывались латинские аллегории сада, встречающиеся в XIII-XIV вв. преимущественно в проповедях на праздники, связанные с почитанием Девы Марии .

http://pravoslavie.ru/615.html

Древнее «Преображение» – икона несотворенного света Что о чуде Преображения рассказал иконописец XV века, как гора Фавор стала храмом и зачем фигура Христа окутана голубым сиянием? Продолжаем серию рассказов Алексея Лидова, искусствоведа, византолога, академика Российской академии художеств, о знаменитых древнерусских иконах. Икона, которая сейчас находится в Третьяковской галерее, происходит из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском – домонгольский храм, перестроенный при великом князе Василии Дмитриевиче в 1403 году. Насколько можно привязывать икону именно к этой дате – вопрос не окончательно решенный, но ясно, что речь идет о созданной на Руси на рубеже XIV-XV веков большой храмовой иконе (184 на 134 см), которая, возможно, находилась на одном из предалтарных столбов.  Преображение. VI век. Из монастыря св. Екатерины, Синай Иконография Преображения начинает развиваться с VI века. Самое древнее дошедшее до нас «Преображение» сохранилось в алтаре базилики монастыря святой Екатерины на Синае. В том древнейшем изводе мы видим, что, в отличие от поздних вариантов, практически отсутствует изображение горы.  Согласно тексту трех синоптических Евангелий – от Матфея, Марка и Луки, «взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним… Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9:28-35). Христос предстает перед учениками в Своем божественном величии, в период пребывания Христа на земле Преображение воспринимается как важнейший пример Теофании (Богоявления). О том, что чудо произошло именно на горе Фавор, Евангелия не сообщают, но уже древнейшая традиция, начиная с III века, связывает событие Преображения именно с горой Фавор, находящейся в Галилее. И до сегодняшних дней и православными, и католиками именно гора Фавор почитается как важнейшее сакральное пространство чуда Теофании.  Вечно длящееся чудо

http://pravmir.ru/chudo-na-gore-chitaem-...

И когда мне пришлось выступать, я спросил уважаемое собрание, читали ли они Евангелие. Все, как один, ответили, что читали.  Предложил вспомнить слова Спасителя о погибших в Иерусалиме при падении Силоамской башни:   " В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете " (Лк. 13, 1-5).  И напомнил, что несколько дней назад в Москве при расстреле Белого дома и в Останкино погибли десятки, если не сотни простых русских людей. И они не были более грешными, чем мы все, собравшиеся в этом зале. А ведь Россия стояла на пороге гражданской войны, которая могла вспыхнуть по всей стране.  А ничего страшнее гражданской, братоубийственной войны для России быть не может. И Патриарх, как это было во все века истории России, когда на страну обрушивались бедствия, нашествия врагов, мор, глад или междоусобная брань, вместе с народом молится у великой святыни Русской земли Владимирской иконы Богородицы. Может, эта молитва к Пречистой предотвратила еще большие бедствия, которые могли обрушиться на страну по нашим грехам. Каждый иконописец и реставратор, думаю, понимает, что без Божией помощи и в своей работе ничего доброго не сделаешь. И тогда в Третьяковке я  призвал их помнить, что хотя они заняты важнейшим делом, сохраняя икону, но не мы храним эту святыню, а чудотворный образ Богородицы хранит нас. И Россию хранит под своим Небесным Омофором Царица Небесная. Некоторые из сотрудников и реставраторов со мной согласились.  Многие православные люди уверены, что находясь в Третьяковской галерее, икона оказывала огромное миссионерское воздействие на посетителей музея. А в Троице-Сергиевой Лавре это миссионерское значение иконы будет ограничено.

http://radonezh.ru/2023/06/11/vozzreniem...

Рубрики Коллекции Огненной восхождение пророка Илии, икона XIX века. Хранится в Британском музее Загадки Библии: Пророк Илия уже приходил на землю? 6 мин., 26.07.2020 Поделиться В Ветхом Завете сказано, что накануне Своего пришествия Господь пошлет к людям пламенного проповедника – пророка Илию. А Евангелие говорит, что «в духе Илии» уже приходил Иоанн Предтеча. Значит, самого пророка Илию нам уже не ждать? Пророчество о явлении на землю Илии содержится в заключительных строках книги пророка Малахии, жившего примерно за 400 лет до Христа. От лица Господа Малахия возвещает: Пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал 4:5-6). Вроде бы, всё ясно: Бог пришлет на землю пророка Илию… Но часто считают, что на самом деле здесь имеется в виду Иоанн Предтеча. Ведь это именно о нем, причем очень похожими словами, говорил некогда Архангел Гавриил: Предъидет пред Ним (Христом. – Прим. ред.) в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк 1:17). Да и Сам Христос однажды разрешил недоумение учеников: Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде [Тебя]? – довольно двусмысленным образом: Правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели. Из этих слов Христа ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе (Мф 17:10-13). Образ Иоанна Предтечи «Ангел пустыни» с житием, конец XVII в., из Успенского собора в Ярославле. Хранится в Государственной Третьяковской галерее Однако обратим внимание на слова пророка Малахии: пред наступлением дня Господня, великого и страшного. Если бы он пророчествовал об Иоанне, то под «днем Господним», очевидно, разумел бы события, описанные в Евангелии. А было ли пришествие в мир Господа Иисуса Христа две тысячи лет назад «великим и страшным»?

http://foma.ru/zagadki-biblii-prorok-ili...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Великая суббота на картинах Василия Перова и Гюстава Доре 6 мин., 06.04.2018 В Великую Субботу Церковь вспоминает снятие Спасителя с Креста и положение Его во гроб. Иосиф Аримафейский, тайный ученик Христа, дерзнул прийти к Пилату и попросить отдать ему тело Учителя для погребения. Наступала суббота (шабат), когда иудеям запрещалась любая работа, и надо было успеть завершить обряд. Поэтому Христа похоронили прямо рядом с Голгофой, на которой Его казнили, в новой гробнице, приготовленной Иосифом Аримафейским для себя. Она представляла собой пещеру с двумя «комнатами» — в первой тело готовили к погребению, а во второй хоронили. По окончании обряда вход в гробницу заваливали большим камнем. Православная Церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем. Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа проекте «Холст, Пасха» . Снятие с креста. Василий Перов На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать » (Мф 27:62–66). Сошествие во ад. Гюстав Доре В Великую Субботу в православных храмах во время службы исполняется торжественное и скорбное песнопение, которое начинается словами: «Да молчит всякая плоть человеча…». Великая Суббота — день великого покоя. По учению Церкви, пока Тело Христа пребывало во гробе, Сам Он сошел во ад и вывел оттуда всех ветхозаветных праведников. В Евангелиях об этом ничего не говорится, но об этом упоминают в своих посланиях апостолы, например Петр: … Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды (1 Пет 3:18–20). Оплакивание Спасителя и приготовление Его Тела к погребению запечатлены на картине Василия Перова «Снятие с креста», хранящейся в Третьяковской галерее.

http://foma.ru/velikaya-subbota-na-karti...

Явление Христа народу Проповедь Иоанна Предтечи и множество народа, приходившего к нему креститься, привлекли внимание Иудейского синедриона, который отправил к нему священников и левитов спросить: «не Мессия-ли ты?» Иоанн, со всею решительностью, раз навсегда, ответил: «я не Христос». По глубокому своему смиренно, свойственному людям истинно великим, он отказался и от наименований Илия и Пророк, хотя и имел право усвоить себе эти наименования, как второй Илия, предуказанный пророком Малахией, и как высший из всех пророков. Он сказал о себе: «Я глас вопиющего в пустыне, исправьте путь Господу... Я крещу в воде, но стоит среди вас некто, которого вы не знаете... Я недостоин развязать ремень у обуви его ( Ин. 1:23 ..27). На другой день после сего свидетельства пред посланными от синедриона, стоял Иоанн у Иордана, окруженный народом. Вдруг видит, что Иисус идет к нему. Исполнившись духовного восторга, Иоанн воскликнул: «Се Агнец Божий, берущий на себя грехи мíра (человечества). Вот Тот, о Котором я сказал: «за мною грядет Муж, который стал впереди меня, потому что был прежде меня. Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот и есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». В числе окружавших Иоанна были и преданные ему ученики, и фарисеи, гордые своею мнимою праведностью, и саддукеи, отрицавшие все духовное, и простые люди, внимавшие каждому слову великого пророка. Все они слышали его вдохновенное слово о Господе Спасителе. Насколько сильно было впечатление от слов Иоанна видно из того, что на другой день двое из учеников его, по одному только слову его: «се Агнец Божий», никем не вынуждаемые, сами добровольно и решительно устремились вслед за Господом Иисусом. Один из них поименован в Евангелии: это был Андрей, который посему и называется первозванным. Другой не поименован, но поэтому именно и думают, что это был сам Евангелист, поведавший о сем событии, – Иоанн Богослов. Этими двумя последователями Спасителя начался светлый ряд Его апостолов. Это было зерно, из которого возникла святая, соборная и апостольская церковь . Явление Христа народу. С картины худ. Александра Андреевича Иванова (1806 – 1858). Картина находилась в Москве, в Румянцевском музее, с 1924 года хранится в Третьяковской галерее. Читать далее Источник: Спаситель мира : 50 картин из истории земной жизни Спасителя мира, известных исключительно русских художников, с объясн. к ним текстом, и карта Палестины/[П. Смирнов]. - Санкт-Петербург : П. Смирнов и Д. Дубенский, 1904. - 35 с., 51 л. ил., карт. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Мне очень понравилась экскурсия. Желаю всем побывать в Третьяковской галерее. "   Ляпцева Анастасия: " А мне больше всего понравилась картины Врубеля " Царевна-лебедь " и Серова " Девочка с персиками " . На картине Серова изображена девочка - дочь Мамонтова - Верочка. Девочка горит желанием съесть персик. Художник изображает летний солнечный день. Волосы Верочки растрепаны от быстрого бега.  На картине Врублея изображена " Царевна Лебедь " Она написана по сказке Пушкина " Царь Салтан " . Царевна не полностью превратилась в девушку, но и без этого прекрасна. Мне очень понравилось в Третьяковской галерее! " Розина Ангелина: " В апреле наш класс был в Третьяковской галерее. Мне больше всего понравилась картина Серова " Девочка с персиками " . На картине изображена дочка Саввы Мамонтова. Девочка сидит за столом, а на нем лежат персики. Эта картина произвела на меня большое впечатление! " Касаткин Сережа: " Во вторник мы были в Третьяковской галерее. Мне понравилась картина " Иван Царевич на сером волке " . Эту картину написал Васнецов, на ней изображено как Иван царевич едет на волке со своей невестой через лес. Мне нравится ходить по Третьяковской галерее и рассматривать картины разных художников. " Пастухов Федор: " Мне понравилась картина " Девочка с персиками " . Её написал художник Серов. На ней изображена девочка, сидящая у окна. Перед ней стоит стол, а на нём персики. Еще у нас было соревнование - кто ответит на больше вопросов. Победили Настя, Ангелина и я. Мне очень понравилась экскурсия.» Соколова Маша: «Мне запомнилась картина «Девочка с персиками». На этой картине художник Серов изображает Веру - дочку Саввы Мамонтова. Она сидит за столом и около ее рук лежат несколько персиков. Эта картина произвела на меня впечатление.» Алексеев Павел: «Во вторник мы всем классом ездили в Третьяковскую галерею. Там было очень интересно. Галерею основал Павел Михайлович Третьяков. Нам показали несколько залов. Мы увидели Шишкина,Серова, Васнецова. Больше всего мне понравилась картина Васнецова «Аленушка». На ней изображено, как сестрица Аленушка грустит о братце Иванушке.»

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/656...

В рамках миссионерской работы с вузами в Третьяковской галерее прошли экскурсии по древнерусской иконописи для студентов-иностранцев 23 марта 2012 г. 13:01 14 и 21 марта 2012 года в Государственной Третьяковской галерее состоялись встречи-экскурсии по древнерусской иконописи для иностранных студентов, организованные Миссионерской комиссией при Епархиальном совете г. Москвы при поддержке Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и благотворительного фонда «Миссия Кирилла и Мефодия». Начиная с 2003 года, председатель Миссионерской комиссии иеромонах Димитрий (Першин) проводит экскурсии в Третьяковской галерее для англоговорящих студентов из разных стран мира. «Мы знакомим иностранных студентов с миром древнерусской иконописи и с европейской живописной традицией в целом, — рассказал отец Димитрий. — Мы хотим, чтобы иностранная молодежь увидела подлинную Россию — страну Андрея Рублева, Феофана Грека, Серова, Васнецова, Левитана, а не страну потребительства, кощунства, скинхедов и политических склок». По его словам, «наша задача — принять эстафету от просветителей славян Кирилла и Мефодия и с этой же вестью о Воскресшем Христе, о Его незримом присутствии во многих измерениях европейской культуры прийти к нашим гостям, из каких бы стран и с какой бы целью они сюда ни прибыли, а особенно к иностранным студентам». О русской живописи студентам рассказала руководитель сектора общественных связей и массовых коммуникаций Миссионерской комиссии А.О. Борисова. Экскурсии прошли в рамках большой программы работы с вузами, которая включает открытые лекции и встречи, культурно-просветительские акции, встречи с преподавателями и студентами ПСТГУ, распространение Евангелий и просветительских брошюр. «Миссия Кирилла и Мефодия» — программа, адресованная тем, кто приезжает в Москву учиться и работать. Ее целью является формирование уважительного отношения приезжих к России через знакомство с русской культурой, а также терпимости и христианского отношения к ближним со стороны москвичей. С этой целью издательский сектор Миссионерской комиссии готовит серию брошюр и просветительских листовок для распространения в московских приходах. Пресс-служба Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010