В поколении этом было много непокоя и мечтательности. Я простодушно считал, что эти свойства не позволят моему поколению прожить бесславную жизнь и уйти, ничего не свершив, а только, как любил говорить Романин, «начадив на всю вселенную». Несмотря на эту уверенность, я все яснее видел, что рядом с этим поколением интеллигентов и людей, ставивших себя вне какого бы то ни было класса, считавших себя «солью земли», живет напряженной, но пока еще не известной мне жизнью огромный слой народа, миллионы тех людей, что сами называют себя «наш брат рабочий». У них была подлинная жизненная сила, нетерпимость, трезвая правда, выношенная на своем трудовом горбу. Эту правду нельзя было заглушить никакими самыми прекрасными мелодиями стихов и затемнить никакой туманной философией модного в то время Бергсона. Ее присутствие чувствовалось всюду, как некий упорный и напряженный взгляд. И становилось совершенно понятно, что, не определив своего отношения к рабочему классу, к его борьбе, к его чаяниям, уже нельзя спокойно жить и работать в России. Я начал писать повесть о молодом человеке моего времени. Я писал ее долго и медленно. Она странствовала со мной все годы революции и гражданской войны и долго вылеживалась. В конце концов я напечатал ее под названием «Романтики», но это было гораздо позже, в тридцатых годах. Тогда же я написал несколько стихотворений и послал их одному крупному поэту . Я не надеялся, что он мне ответит, но он ответил. Я получил от него открытку. На ней крупным почерком было написано: «Вы живете напетым со стороны». Эта фраза занимала всю открытку. В то время я жил двойной жизнью – подлинной и вымышленной. О подлинной жизни я пишу в этой книге. Вымышленная жизнь существовала независимо от подлинной и добавляла к ней все, чего в этой подлинной жизни не было и быть не могло. Все, что казалось мне заманчивым и прекрасным. Вымышленная жизнь проходила в скитаниях, во встречах с необыкновенными людьми, в удивительных событиях. Она была окутана дымкой любви. Это был, по существу, длинный и связный сон.

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

И вот его тоже пригласили на беседу. Приехал, попил чайку, прошло пять дней, в пятницу вечером он нашел себя дома и задумался: «Что-то я не сделал из того, что я очень привык делать». Оказывается, он прошел мимо магазина. Мимо! Но что его отвлекло? На этой беседе прозвучали слова из чинопоследования крещения, одна из молитв совершается новопосвященным воинам Христовым. А этот человек, надо сказать, очень горячего темперамента и действительно по своему характеру воин. Эти слова задели его за живое. И он всю неделю размышлял и так углубился, что совершенно забыл о магазине. Это было настолько удивительно, что он поехал проверить, в чем дело-то. Приехал на следующую беседу, задал вопрос: «Что происходит? Объясните мне, как это работает?» Действительно, кажется, ну что такого, простой разговор. Люди сидят за чаем. Но это на самом деле духовно ориентированное собеседование. Здесь задаются векторы, обозначаются ценности, нередко звучат слова евангельские, выдержки из посланий святых апостолов, подвижников благочестия и мыслителей. Мы сообщаем друг другу иное знание, расширяем узкие границы людей, в которых они находятся, когда употребляют алкоголь. Человеку становится интересно. Некоторые люди уже готовятся к беседе. Ищут: «Так, стоп! Говорили, Феофан Затворник какой-то там что-то сказал. А вообще, что он еще сказал?» Если нет смысла жизни, человек стремится всячески эту жизнь прекратить, потому что если смысла нет, тогда жить эту жизнь очень как-то грустно, скучно. Человек находит замену. Нет счастья? Ну найду себе подделку под счастье такую. Нет радости? Ну вот есть атрибутика радости. Шарики воздушные, застолье, дискотека. Очень часто люди стараются все атрибуты соблюсти, веселье не получается, и заканчиваются очень часто даже самые светлые поводы, такие как свадьба, дракой, а поминки – песнями. А в семейном клубе человеку возвращается радость общения. Меняется главное – восприятие жизни. Вместо врагов и недругов, которые что-то хотят и требуют, он вдруг начинает видеть другое отношение и понимает, что можно друг к другу относиться по-другому. Он говорит, и здесь его слышат.

http://pravmir.ru/vstavat-i-ne-otchaivat...

Высвобожденное благородным вызовом, не сотворенное, поднимается уничтожение и отвержение, тем яростнее и смелее, что рядом с безумным замыслом сотворить во времени вечное оно видит себя оплотом порядка и здравого смысла (Льюис). Небывалое и невозможное пусть займет свое место! Остановить мечтателя! Вечности нелепо быть временной, временное не должно путаться с вечным. Смерть триумфально проходит по миру чтобы исправить ошибку, окончить конечное, охладить нагретое, развалить шаткое. Сам Творец просил, Он вызвал. Поделом Ему безумствовать. Чего не может быть, тому не бывать. Времянке вечности, сгущенной бесконечности, рельефной бездне, доступной неприступности, миру нужно указать его место. Трезвая смерть хочет одернуть пьянство жизни. Творец смерти не творил, она сама явилась на Его вызов, внутри временного брошенный временности, внутри конечного ограниченности. Он сотворил вечную жизнь, это противоречие в себе, и все восставшее на Него оправдывается тем, что не могло не восстать, если хотело сохранить правду и закон. Оно за порядок против безумства хочет исправить творение, неправильное, потому что не укладывающееся ни в какие рамки. Как все творение создано Богом, так все оно всегда отдано критике и стоит под напором смерти. Критический взгляд закона хочет вернуть вещи на свои места, вечность за облака и время на землю. Тогда показывать прямую, наивную любовь к Творцу остаются в мире только ужаленные Его безумием рыцари. Или их на свете уже не осталось. Но наводители порядка, которыми стали все и которые у всех на виду, Богом не созданы и не предвидятся. Они самоопределились в ответ на Его дерзновенный вызов. О них-то и нельзя, не нужно, безнравственно говорить входя в их положение. Они не участвуют в жизни. И мало разницы, что внутри них есть разделение, которое кажется им всезначимым. Одни ни холодны ни горячи, им довольно наблюдать как жизнь «зависит» от них и как она гаснет без их помощи. Другие тайно спешат извести и истратить ее. Жизнь одинаково бежит от тех и других, спасаясь в крепости огня, и вся разница существует только с несущественной точки зрения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

Поверить нашу жизнь и наши идеи Словом Божиим Требуется качественное богословское осмысление происходящего в стране и мире 10 мая, 2017 Требуется качественное богословское осмысление происходящего в стране и мире Илья Забежинский Я, в общем-то, даже не знаю, к кому я хотел бы обратиться. Кто должен выступить инициатором и организатором? Речь идет об оценке важнейших социальных, политических и методологических идей, которыми сейчас живет русское общество. Об оценке с точки зрения Слова Божия. От официальных государственных – до неофициальных оппозиционных. От публично-нецерковных или даже антицековных, до тех, которые пусть и выдаются в самой Церкви за церковные, но церковными, вполне возможно, и не являются. Возможно, это церковная интеллигенция – образованное священство, монашество и миряне. Кажется, на различных ресурсах и площадках качество богословских дискурсов крепнет, количество образованных людей, способных трезво и без истерик принимать в них участие, растет. Может быть, это даже какие-то верующие люди из бизнеса, которым интересно было бы посмотреть, а чего стоят все эти нынешние идеи с точки зрения Истины. В конце концов, даже с точки зрения, на что стоит поставить. Потому что если вдруг идеи ведут в одну сторону, а Истина остается в другой стороне, то достижимость целей, к которым ведут эти идеи – под большим вопросом. Может быть, это будут даже какие-то государственные трезвомыслящие люди, которых может заинтересовать, а является ли идеологическая линия нынешнего руководства церкви, которую оно публично озвучивает, действительно Линией Церкви, Линией Христа? Или государство само загнало церковное руководство в ситуацию, когда то вынуждено озвучивать всецелое согласие с делами и идеями государства. Ну, как покойные патриархи Алексий I, например, или Пимен, говорили советскому государству то, что оно хотело слышать. Вдруг и правда есть какие-то трезвые государственные мужи, которых интересует такая же трезвая богословская оценка происходящего. Конечно, хотелось бы начать с Церковной интеллигенции, которая в своих представлениях о Добре и зле, в своих оценочных суждениях об актуальных явлениях должна бы иметь опору не в какой-то текущей житейской целесообразности, а во Христе, должна бы иметь укорененность в самой сути христианской Веры.

http://pravmir.ru/poverit-nashu-zhizn-sl...

Он был раздавлен и уничтожен всем происшедшим. Почему, как получилось, что именно теперь, когда он крестился и приблизился к Богу, когда очистился от прежних грехов и началась его новая жизнь - почему случился весь этот кошмар, он не знал и никак не мог себе объяснить. Но вдруг как холодная и трезвая догадка пришла к нему мысль, что в тот самый момент, когда он крестился и отрекся от сатаны, то получил не только ангела-хранителя, но и приступившегося к нему злобного беса, и по неведомой причине этот бес оказался сильнее. Что теперь делать и как жить дальше, Николай Петрович не знал. Еще несколько раз он приходил в храм, молился, но всякий раз злобная сила, подстерегая его, заставляли произносить богохульства, и он с трудом удерживался от того, чтобы они не вырвались наружу. О том, чтобы пойти к священнику и все ему рассказать, Николай Петрович и думать не смел. Он стыдился случившегося, как позорной болезни, и жизнь его превратилась в адскую муку. Он уже не мечтал о том, чтобы вернуться в храм - он хотел лишь одного, чтобы бес оставил его, хотел жить, как тысячи людей вокруг, ни разу в жизни не задумывавшиеся ни о Боге и ни о дьяволе, но пути назад не было. Одиночество его сделалось невыносимым, он не знал, что делать с собою, куда деться, как прожить это жуткое время и сколько оно еще продлится. А город по-прежнему изнывал от небывалой жары - солнце садилось в душное чистое небо, ночь не приносила прохлады, и снова начиналась жара. Тогда отчаявшись, загнанный в угол, Николай Петрович в минуту просветления рассудка вдруг вспомнил, что священник говорил о том, что ему будет необходимо особенно в первое время часто причащаться, и скорее от безвыходности он решил это сделать. Несколько дней постился и читал молитвы, с удивлением и тайной радостью замечая, что ужасные слова и образы не мучают воспаленную душу. Николай Петрович воспрял духом, казалось, кошмар забылся и после стольких мук он обретет долгожданный покой. Но когда на литургии после общей исповеди он стал подходить к чаше, рассудок его внезапно помутился, и его стала бить судорога. Испытывая невероятное омерзение к собственному телу, он словно извне увидел, как затряслись его голова и руки, и чем ближе была чаша, тем сильнее он бился и храпел.

http://zavet.ru/a/page_kroh_7.html

Кому-то может показаться, что он пьет от безысходности жизни, из-за потери или предательства друзей, измен или смерти близких, сложных отношений с начальством или конфликтов в семье и т. д. и т. п. Подобные мнения – очередная ловушка. Если обращать внимание только на вторичные факторы, влияющие на развитие зависимости, а первопричину игнорировать, то нормальная, трезвая жизнь станет недоступна. Зависимость возникает не из-за того, что жизнь наносит душевные раны, а потому, что в трудных обстоятельствах человеку не на что опереться, кроме бутылки или шприца. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров... Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов». И верно: чем бы человека ни развлекала цивилизация, безверие непременно приведет к духовному фиаско, к целому «букету» психических и физических расстройств личности, что особенно сильно проявляется с середины бессмысленно прожитой жизни. Чтобы слушатели Школы трезвения навсегда смогли отказаться от одурманивающих средств, мы предлагаем им определить главную цель своей жизни. Как же ее выбрать? Избрать для себя настоящую жизненную цель можно через стремление к пониманию смысла собственного существования. Кто я такой? Зачем живу? Приносят ли мои слова и мои поступки людям добро? Да, это трудные вопросы, но дать на них ответ необходимо. Кроме главной цели в жизни у человека существуют промежуточные цели, которые можно определить, ответив на такие вопросы: какой жизненный путь следует избрать? Какие ценности считать важными? Что я готов сделать ради их достижения? Большинство слушателей Школы трезвения после завершения курса занятий ведут трезвую жизнь. Залог их успеха состоит в том, что они избрали высокие духовно-нравственные цели. А эти цели, в свою очередь, вытащили их из привычной обыденности, поскольку наши трезвомыслящие подопечные прилагали усилия и упорство к изменению себя.

http://pravoslavie.ru/14607.html

Никогда нам не следует быть беспечными, и в счастье тем более, потому что беспечность для души опаснее нежели бедствие для тела; счастье, нанеся вред человеку, отнимает у него силу для перенесения испытаний. Господи, прости нас за то, что в счастье мы бываем беспечными. И не замечаем, что беспечность для души опаснее, нежели бедствие для тела. Прости нас, Господи, и научи видеть вред, который наносит нам счастье, отнимая у нас порой силу для перенесения испытаний. Объядения и пьянства дóлжно всячески блюстись, ибо они суть начало и корень блуду и нечистоте, ходатаи и приготовители вечной муки, от них тяжесть души, помрачение ума, воспаление плотской похоти, возгорание гнева, удобный приступ к нам бесу, а божественной любви отчуждение. Напротив, жизнь воздержанная и трезвая есть рай еще на земле, тогда как растленная и греховная есть величайшее томление души и ад на земле. Господи, прости нас, что не блюдемся от объядения и пьянства и тем привлекаем в свою жизнь томление души и ад на земле. Пошли нам, Господи, жизнь воздержанную и трезвую, ибо она есть рай уже на земле. Во всяком деле, и в деле спасения одной добродетели недостаточно. Каждый да возьмет крест свой, то есть крест, сообразный со своей духовной нуждой и со своим нравственным состоянием. Каждый должен исправить или умертвить в себе или волю тщетную, погруженную в земные расчеты, или ум кичливый и высокомерный. Тогда и только тогда он может истинно последовать Господу и, не соблазняясь Крестом Христовым, видеть во Христе Распятом Божию силу и Божию премудрость. Господи, Ты даешь нам через Преподобного отца возможность обратить внимание на правильность доброделания. Господи, прости нас, что при доброделании мы не берем креста, сообразного с нашей духовной нуждой и нравственным состоянием. Прости, Господи, и за отсутствие желания исправлять тщетную, погруженную в земные расчеты волю и умерщвлять свой кичливый и высокомерный ум. Сподоби, Господи, истинно последовать за Тобой и видеть в Тебе, Христе Распятом, Божию силу и Божию Премудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Вопрос 65. Поэтому всякое излишество в пище и питии вредно?     Старец: Объедения и пьянства всячески должно блюстися, ибо они суть начало и корень блуду и нечистоте, ходатаи и предуготовители вечной муки, от них тягость души, помрачение ума, воспаление плотской похоти, возгорение гнева, удобный приступ к нам бесу, а Божественной любви отчуждение. Напротив, жизнь воздержная и трезвая есть рай — еще на земле; тогда как растленная и греховная — есть величайшее томление души и ад на земле. Вопрос 66. Как думать, когда иные ради множества грехов своих отчаиваются?     Старец: Если бы, от чего сохрани Бог, всякую меру превзошел грех наш, и тогда не должны мы отчаиваться и безнадежно скорбеть, поелику нет греха, побеждающего милосердие Божие. Все наши грехи не сравняются с бездною щедрот нашего Господа, Который спасает нас туне милосердием Своим. Вопрос 67. Сегодня скончался в нашей обители брат. Что можем мы сделать полезного для души его?     Старец: Можем принести отраду его душе милостынями и молитвами за него, а паче — бескровной жертвой, приносимой за него. Хотя душа преставившегося обретается на время в некотором месте в удержании за свои прегрешения (которых у кого нет?), но совершаемые Церковью молитвы сильны искупить его от долгов, и мы, грешные, сим брату нашему поспешествовать можем. Вопрос 68. Что есть жизнь наша?     Старец: Жизнь наша есть море, постоянно воздвизаемое бурею напастей, страстей и соблазнов; продолжение жизни — непрерывное плавание, ежеминутно сопряженное с великими опасностями. Опасность в плавании по ней производят ветры искушений, внезапные приключения. Много путей в многобедственной жизни сей, и на каждом встречаются свои скорби; на пути добра нужна борьба со злом. Утешительно для нас то, что не попустит нам Бог искуситься сверх наших сил, но дарует Свою помощь, чтобы искушения могли мы перенести. Вопрос 69. Как поступить должно при виде соблазнов?     Старец: Если ты видишь соблазны вокруг себя, то обращайся от них к святилищу твоего духа, и они легко останутся вне тебя. Гнетут ли сердце твое обиды, обращайся к живущему в тебе Духу благодати, и они составят евангельское блаженство. Затрудняют ли путь твоей жизни мрачные обстоятельства, держись «помазания, которое имеешь от Святаго», и оно «научит тебя всему» (ср.: 1 Ин. 2:20). Изнемогают ли в чем твои силы, ты и прежде не должен был надеяться на них, а теперь опытом убеждаешься прибегать к силе Божией, которая любит совершаться в наших немощах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4119...

На фоне этих неприглядных картин и образов тысячи и миллионы людей наслаждаются, расслабляются и вдохновляются результатами кустарного и промышленного производства алкоголя. Весомой долей доходов государства становятся алкогольные деньги. Никто не слушает ученых, доказывающих, что на рубль таких доходов приходится несколько рублей убытков. Вряд ли я кого-то шокирую, если скажу, что рост цифр смертности и болезней, связанных с алкоголем, находится в прямой связи с количеством продаваемого, рекламируемого, потребляемого вещества. Это и так понятно каждому. Мы болеем, погибаем и умираем, но в то же время наслаждаемся и восхваляем то, что ежегодно забирает сотни тысяч из нас. Многие из нас готовы бороться, осуждать и даже казнить наркоторговцев и потребителей героина и других многочисленных запрещенных веществ. Но почему-то мало кто боится потерять трезвость, показать дурной пример детям или отказаться от подшучивания над людьми, которые не пьют во время застолья. Пьяный за рулем нас не сильно пугает и уж точно не сильно сердит. Как родители мы не желаем своим детям смерти от никотинового рака или алкоголизма. Но это не мешает курить и выпивать миллионам из нас. Обсуждение проблем, связанных с алкоголизмом, для многих неприятно и неинтересно. При этом право на опьянение отстаивается сильнее, чем право на жизнь, здоровье или свободное передвижение. Мы не умеем отдыхать без химического расслабления. Не можем знакомиться с девушками и признаваться в любви в абсолютно трезвом состоянии. Общение с друзьями, праздники, спортивные переживания как будто специально предназначены для обеспечения благосостояния производителей разрешенных психоактивных веществ. Может быть, я слишком сгущаю краски? Ведь сегодня все более популярным в нашей стране становится спортивный и здоровый досуг. Многие известные бизнесмены, политики, артисты и, конечно, спортсмены могли бы послужить хорошим примером для детей, подростов и молодежи. Трезвая жизнь может и должна ассоциироваться с успехом, здоровьем, достатком. Что же мешает?

http://pravoslavie.ru/96917.html

Мятутся мысли. Мне так тяжело… Скажу одно… Эта грязная мошна, из которой с глубоким вздохом голыш, бедняк достаёт тебе, может быть, последний грош или пятак… И ты, пастырь, должен брать его, иначе не будешь сыт, – это заставляет дрожать как в лихорадке и все-таки дрожащей рукой я, сам нищий, сам голыш, брал этот грош… Не знаешь, что делать, куда деться и уходишь скорее от него, чтобы скорее прекратилась душевная пытка… Говорить ли вам, о. Николай, о том, что не видели мы с моей милой, сейчас заболевшей Надюшей, никаких радостей, мы не могли позволить себе самых невинных удовольствий… Она плакала. Пошли дети. Она ещё больше плакала. А потом заболела, и вот уже второй год вижу, как на моих глазах тает мая любимая, родная свеча… В первое время растерялся, а потом привык. Только пойду, когда ей хуже случается, прижмусь к ней головой и, верите ли, слезы на глазах, и сказать ничего не умею. Только шепчу: “Милая Надя, прости”. Знаю, чувствую, что из-за меня страдает, что я здесь виноват…» 353 . В 1911 году Д.Г. Булгаковский решил начать собственное издание специального журнала, направленного на борьбу с алкоголизмом. В России в это время сравнительно немного издавалось противоалкогольных журналов: «Трезвая жизнь» – Александро-Невским обществом трезвости; «В борьбе за трезвость» – Московским епархиальным обществом трезвости; «Деятель» – Казанским обществом трезвости; «К свету» – Власьевским обществом трезвости; упоминаемые уже «Трезвые Всходы» и «Вестник Трезвости». Вот и все. За границей же, в каждой почти стране, подобные журналы насчитывались десятками. Потребность в России, таким образом, в подобных изданиях была очевидной. Представив необходимые документы и программу журнала в Петербургский комитет по делам печати Министерства внутренних дел, Булгаковский 15 октября 1911 года получил свидетельство 3136) на издание в Петербурге журнала «Всероссийский Вестник Трезвости». Журнал должен был выходить два раза в неделю по следующей программе: 1) правительственные распоряжения, 2) телеграммы, 3) статьи по алкоголизму, 4) повести и рассказы, 5) стихотворения, 6) меры и способы борьбы с пьянством, 7) по обществам трезвости, 8) случаи на пути алкоголизма, 9) постановка дела трезвости за границей, 10) новости, 11) свет и тени в борьбе с алкоголизмом, 12) в Государственной Думе, 13) отзывы о новых книгах, 14) иллюстрации, 15) почтовый ящик, 16) объявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010