Недаром Тамерлан пользовался на Востоке страшной славой, и недаром с самым рождением его связана страшная же легенда. Она говорит, что младенец Тамерлан появился на свет с куском запёкшейся крови на руках и с белыми, как у старца, волосами. После Тамерлана, Георгий, а потом брат его Константин тщетно старались восстановить силы страны, причём последний, вмешавшийся в дела турок, попал даже в плен и был замучен с варварской жестокостью. Тело его покоится в пещерном храме Вардзии, построенном Тамарой, и некоторые принимают могилу его за гроб великой царицы 85 . Опустошительные нашествия грозного Тамерлана принесли с собой тяжёлые и продолжительные испытания для грузинской церкви. Всякого истинного сына православной Иверии тревожила будущая судьба христианства в этой стране, особенно вследствие победоносного движения вперёд исламизма. Окончив крестовые походы, магометане с ещё большей энергией стали подавлять и искоренять христианство в передней Азии. Притеснения православных грузин ещё более усилились вследствие временного торжества оружия ислама в Азии и Европе в XIII, XIV и XV веках. В указанном промежутке времени в христианских странах произошло много важных политических событий, имевших ближайшее отношение к последующей судьбе Грузии: Россия была покорена монголами, Трапезундская империя и цветущие православные государства на Дунае – турками-османами. Но страшные нашествия мусульман и их военные удачи, к несчастью, не научили грузин и их царей, что спасение страны заключается единственно в объединении. Сын Георгия VII, царь Александр I (1414–1442), который дал своей родине благоразумным управлением несколько оправиться от нанесённых ей ударов, под конец жизни, наперекор традициям и политике своей династии, вздумал разделить своё царство между тремя своими сыновьями. После этой роковой ошибки, междоусобные распри начали терзать Грузию и быстрыми шагами вели её к крайним пределам истощения 86 . Победоносный над врагами в начале своего царствования, Александр I сделал много и для уврачевания ран страны и для народного просвещения; ему же принадлежит и заслуга восстановления из развалин великолепного Мцхетского собора. Но на конце дней своих, утомлённый царственными заботами, Александр удалился в обитель и принял иноческий сан, передав престол сыну своему Вахтангу IV. Какая обитель приняла под мирную сень свою царственного труженика – неизвестно. В пустыне Гареджийской показывают могилу царя-инока Александра; но и в грамотах Мцхетского собора записано также, «что смиренный царь Александр устроил для себя особый погребальный придел, не смея возлечь в обновлённом им соборе» 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тамара хорошо понимала всю важность внутреннего единства страны для сохранения столь обширных и разнородных владений. Это объясняет, например, добрые отношения, которые царица поддерживала с Саладином, вернувшим грузинам, после отвоевания им Святого города, всю их собственность в Иерусалиме (ранее она была конфискована крестоносцами). Соответственно, отношения Тамары с латинянами в крестоносных государствах не были слишком близкими или дружелюбными. Грузины никогда не принимали участия в крестовых походах. Возможно, это явилось одной из причин, по которым мусульмане хорошо к ним относились. Грузинский царский дом Багратидов был связан династическими брачными союзами с византийской династией Комненов. Это явилось причиной помощи, оказанной царицей Тамарой основателю Трапезундской империи Алексию I Комнену и его брату Давиду. После взятия Константинополя крестоносцами грузинское войско немедленно заняло Трапезунд и передало его родственнику царицы Алексию Комнену. Он и стал первым трапезундским императором. Империя Великих Комненов, первоначально бывшая в вассальной зависимости от Грузии, просуществовала почти триста лет, пережила Константинополь и была разрушена турками лишь в 1461 г. 5. И Давид II, и Тамара особое внимание уделяли монашеству. Монастыри, которые зачастую играли роль миссионерских и образовательных центров, способствовали росту Грузинской Церкви. Можно без всякого преувеличения сказать, что средневековая грузинская литература, к которой также относятся сделанные в то время переводы с греческого, армянского, сирского и арабского и которая была в основном церковной по содержанию, являлась продуктом монашеской среды. Очень важный вклад в создание грузинской литературы был внесен грузинскими монастырями, расположенными в других странах - в Палестине, на Синае, в Вифинии, на Черной горе близ Антиохии, на Балканах и, конечно, на Афонском полуострове. В отличие от армян, грузины в большом количестве не уезжали со своей родины: если армянская диаспора была диаспорой общин, грузинская - диаспорой личностей. Грузины были православными и могли селиться в любой православной общине и любом православном монастыре. Они отправлялись за границу прежде всего из любви к паломничеству либо чтобы претерпеть изгнание Христа ради.

http://sedmitza.ru/lib/text/434838/

Возможно, при иных обстоятельствах просьба могла бы быть рассмотрена более благосклонно. Но в Риме как раз пребывал Георгий Маммас, уехавший из Константинополя в августе 1451 г. Его рассказы о «лживом» василевсе убедили папу только в том, что Византийское правительство сознательно обманывает Римскую курию и не исполняет свои обязательства. Он ответил императору в том духе, что тому следует предпринять более жесткие меры к «схизматикам», отрицавшим Ферраро-Флорентийский Собор, и присылать их в Рим на перевоспитание. «Если вы с вашими знатными людьми и народом Константинополя, – закончил апостолик свое письмо, – примете акт об унии, то найдете в нашем лице и лице наших досточтимых братьев, кардиналов святой Римской церкви, тех, кто всегда будет поддерживать вашу честь и вашу Империю. Но если вы и ваш народ откажется принять этот акт, вы принудите нас прибегнуть к таким мерам, какие мы сочтем необходимыми для вашего спасения и сохранения вашей чести». Удивительный по своей бестактности и политической близорукости ультиматум, ставящий точку на всех возможных компромиссах. Не случайно такой взвешенный и вдумчивый человек, как первый министр Лука Нотарос, в сердцах сказал после этой бестактности, что предпочитает турецкий тюрбан кардинальской шапке 915 . Были сделаны попытки напрямую обратиться к европейским дворам, но безуспешно. Германский император Фридрих III Габсбург (1452–1493) думал только о своей коронации, Англия и Франция отходили от опустошительной Столетней войны. Неаполитанский король Альфонс V Арагонский (1416–1458) заявил о своем желании выступить в поход на неверных, но при этом открыто заявлял, что сделает это в обмен на достоинство императора Константинополя. Трапезундская империя едва сдерживала свои границы от постоянных набегов османов, Венеция и Генуя не собирались воевать с Мехмедом II. Круг замкнулся. В это время сановник императора, деятельный Георгий Сфрандзи, придумал блестящий ход, едва не позволивший обеспечить мир с османами. Он предложил императору жениться на вдове покойного Мурада II сербиянке Маре, еще привлекательной и очень богатой женщине, обладавшей громадным авторитетом у турок и имевшей широкие связи и влияние при султанском дворце. Святой Константин XI долго сомневался, спрашивал мнение друзей и сановников, а потом дал свое согласие, хотя и без особой охоты. Но султанша сама ответила отказом, уведомив, что после смерти мужа решила вести благочестивую жизнь и дала обет никогда не выходить замуж 916 . Императору пришлось остаться холостяком до конца своих дней. Наследника у него также не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имп. Мануил I Великий Комнин. Серебряный аспр. Аверс. Реверс. 1250–1263 гг. [Греч. Μανουλ Μγας Κομνης] (ок. 1218 - март 1263, Трапезунд, ныне Трабзон, Турция), император Трапезундской империи (с 1237/38). Сведения о его правлении немногочисленны, в источниках освящены лишь неск. эпизодов. При М. В. К. чеканились монеты, на которых он назывался автократором, т. е. независимым монархом. Трапезундский хронист Михаил Панарет описывает М. В. К. как величайшего и счастливого полководца, царствование которого отличалось благочестием. Историк Жан де Жуанвилль, придворный франц. кор. Людовика IX Святого , писал, что М. В. К. был великим и очень богатым правителем ( Joinville J. de. Histoire de S. Louis/Ed. N. de Wailly. P., 1868. P. 346). М., младший из 3 сыновей трапезундского имп. Алексея I Великого Комнина (1204-1222), вступил на престол после смерти своего старшего брата Иоанна I Аксуха (1235-1237/38). Средний сын Алексея I Иоанникий принял монашеский постриг, вероятно еще до воцарения М. В. К. ( Шукуров. 2001. С. 112-114). При М. Трапезундская империя вынуждена была платить дань тюркам-сельджукам и позднее монголам. В 1243 г., когда монг. войско полководца Байджу начало наступление на малоазийские владения сельджуков, образовалась антимонгольская коалиция представителей сельджукского Румского султаната, никейцев и трапезундцев. М. В. К. лично участвовал в войне во главе своего войска, 26 июня 1243 г. в битве при Кёседаге (западнее Эрзинджана) союзники были разбиты. В 1246 г. М. В. К. совершил поездку в ставку монг. хана Гуюка и, вероятно, признал свою вассальную зависимость от монголов. В 1253 г. послы М. В. К. встречались с франц. кор. Людовиком IX в Сидоне (ныне Сайда, Ливан), где еще сохранялись владения крестоносцев. М. обращался к Людовику с предложением заключить брачный союз с французским королевским домом, но получил отказ. Людовик же попытался привлечь М. В. К. к союзу с Латинской империей против никейского имп. Иоанна III Дуки Ватаца , чьи позиции особенно усилились в М. Азии и на Балканах в предыдущие годы. Однако М. В. К. отказался от этого. Наоборот, в 1260 г. он заключил союз с Никейской империей , а также урегулировал церковные отношения Трапезунда и К-поля. Трапезундские митрополиты получили от К-польской Церкви право самостоятельно избирать и рукополагать епископов в своей епархии. Согласно упоминанию в этом документе, вероятно, в это время предполагалось заключение династического брака между трапезундскими Комнинами и никейскими Палеологами, но позднее этот проект не состоялся (RegPatr, N 1351; Успенский. 2003. С. 131-135). Крупнейшим внешнеполитическим успехом М. В. К. стал захват Синопа в 1254 г., который до этого находился в руках сельджуков. Для похода на Синоп М. В. К. получил одобрение от иран. монголов, к-рые в целом были заинтересованы в ослаблении сельджукского Румского султаната за счет поддержки более мелких гос-в в Анатолии, таких как Трапезунд.

http://pravenc.ru/text/2561898.html

В некоторых часовнях совершались богослужения, кроме литургии. Фресковые росписи, украшавшие эти здания, следовали общему направлению в развитии византийского искусства. Как правило, они или не дошли до нашего времени, или находятся в плохом состоянии и до сих пор не описаны. К числу древнейших относится часовня пророка Илии в монастыре на Синае (VI в.). Часовнями были церковь Панагии Мухлиотиссы и надгробная церковь Романа Лакапина. В константинопольском монастыре Пантократора находилась часовня-усыпальница Мануила I Комнина. Известны часовни и в других монастырях: в Бронтохионе, близ Мистры, в пещерном монастыре св. Саввы, недалеко от Трапезунда, в Вазелонском монастыре в честь пророка Ильи (Трапезундская империя, конец XIIIXIV вв.) и др. Школа византийская – в IVVII вв. мало чем отличалась от школ эпохи эллинизма и давала светское образование, в основу которого было положено изучение семи свободных искусств (грамматика, риторика, диалектика, геометрия, астрономия, арифметика, музыка). Много внимания уделялось комментированию сочинений античных авторов, заучиванию наизусть отрывков из поэм Гомера, написанных на аттическом языке. Носителями древней античной образованности являлись греки. Первичное обучение в элементарной школе начиналось с 68 лет и продолжалось три года. Во время урока дети стояли или сидели вокруг учителя дидаскала (педагога). Начальная византийская школа учила читать, считать, немного писать, а со временем разбираться в Псалтири. Этим и ограничивалось обучение многих ромеев, большинство же населения, особенно в провинции было неграмотным. Публичных государственных школ было мало, существовали платные частные школы и монастырские школы, в которых будущие монахи обучались основным догматам христианского вероучения, моральным нормам и правилам поведения. Те, кто хотел продолжить светское образование, поступали в школу грамматика, а в 1617 лет – в школу ритора, где обучали говорить и писать по-аттически на материале трудов античных ораторов, философов (Демосфен, Исократ и др.) и византийских богословов ( Василий Великий , Григорий Назианзин , Иоанн Златоуст и др.), составлять политические речи, свадебные стихотворения, импровизации на заданные темы и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН II ВЕЛИКИЙ КОМНИН [греч. Ιωννης Μγας Κομνηνς] (ок. 1262/63 - 1297), трапезундский имп. (июнь 1280 - 1284, 1284 - 16 авг. 1297). Младший сын имп. Мануила I Великого Комнина (1238-1263) и его 2-й супруги Ирины Сирикены. Возведен на престол в результате династического заговора и выдачи родственниками его старшего брата имп. Георгия Великого Комнина (1266-1280) ильхану Абаке (1265-1282). Иоанн II Великий Комнин. Номисма. Аверс. 1-я пол. XIII в. (Музей нумизматики, Афины) Иоанн II Великий Комнин. Номисма. Аверс. 1-я пол. XIII в. (Музей нумизматики, Афины) И. В. К. радикально изменил внешнеполитический курс Трапезундской империи, перейдя от ориентации на Золотую Орду и мамлюкский Египет к союзным отношениям с ильханами и Византией. Летом 1281 г. в Трапезунде произошло восстание некоего Пападопула, в результате чего И. В. К. был захвачен в плен, но вскоре отпущен и восстановлен на троне. После многочисленных приглашений визант. имп. Михаила VIII Палеолога И. В. К. отправился в К-поль. Там в 1282 г. он вступил в брак с дочерью Михаила VIII Евдокией. В угоду тестю, к-рый желал, чтобы никто при нем не носил знаки царского отличия, И. В. К. подвергся унизительной процедуре, сменив пурпурные имп. сапожки на деспотские. И. В. К. пришлось отказаться от притязаний на визант. трон и на именование трапезундских правителей «василевсами ромеев»: оно было заменено именованием «автократор всего Востока, ивиров и Ператии». Географическое ограничение в титуле ставило его по статусу ниже визант. императора. Однако Трапезундская империя не приняла Лионскую унию с Римско-католической Церковью (1274-1282), навязанную Михаилом VIII Византии. Во время пребывания И. В. К. в К-поле Трапезунд был осажден царем Имерети Давидом VI Нарином, безрезультатно пытавшимся взять город в апр. 1282 г. После возвращения императора с супругой в Трапезунд (25 апр. 1283) династическая борьба продолжилась. Низложенный имп. Георгий был отпущен ильханом Абакой и предпринимал безуспешные попытки возвратить себе трон, а в 1284 г. власть в Трапезунде на неск. месяцев захватила Феодора - старшая дочь имп. Мануила I и Русудан из Иверии. Вскоре она была низложена и престол окончательно перешел к И. В. К. В его правление тюрк. кочевые племена захватили богатейшую область Трапезундской империи Халивию.

http://pravenc.ru/text/469770.html

Миряне уже начали занимать и другие отделы; их влияние усиливалось. Канцелярия логофета, которая с 1575 г. часто возглавлялась мирянами наравне со священниками, начала брать на себя многие из обязанностей, прежде выполнявшихся великим экономом; в XVII в. логофет назывался великим логофетом и входил в первую пентаду. Экклесиарх, который был первым ризничим патриаршей церкви и числился только в восьмой пентаде, с начала XVII в. обычно был мирянином и вскоре стал выполнять функции скевофилакса и носил титул великого экклесиарха. Новая высшая должность, также занимаемая мирянами, появилась в начале XVI в., – великий ритор, или официальный представитель Великой Церкви. Эти новые или реформированные должности были обязаны своим существованием тому факту, что они считались «василики», царскими, т. е. императорскими, а помощники патриарха в его роли этнарха (главы народа) наследовали функции, которые выполнял император. Считается, что возрастание роли мирян в Церкви произошло благодаря влиянию семей из Трапезунда, таких как Ипсиланти, которые были переселены султаном-завоевателем в Константинополь, ибо Трапезундская церковь с определенного момента использовала светских юристов. Но, как показывает именование «василикос», это было неизбежным результатом расширения патриаршей власти. В течение XVIII в. были предприняты меры к тому, чтобы власть митрополитов не стала слабее власти светских старшин. 262  Это развилось еще более, когда Османская империя распространилась на юг. В течение XVI в. султан распространил свои владения на Сирию и Египет, таким образом включая в Империю земли православных патриархатов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Высокая Порта хотела, чтобы центр был в Константинополе – и Великая Церковь последовала ее желанию. В результате восточные патриархаты были поставлены в низшее положение по сравнению с Константинополем. Восточные патриархи теоретически не потеряли ни одно из своих церковных прав или автономию, и они продолжали управлять православным населением в пределах своих престолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Один из важных памятников поздневизантийской агиографии – предлагаемое в настоящем труде в переводе на русский язык с древнегреческого «Житие святителя Афанасия I, патриарха Константинопольского» (1289–1293, 1303–1309), составленное его учеником Феоктистом Студитом. О святителе Афанасии Жизнь и патриаршество свт. Афанасия 1 выпали на одну из самых сложных эпох в истории Византии 2 . Захват и разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 г. стали чрезвычайным потрясением для государства, на территории которого образовалась Латинская империя, а также ряд национальных греческих государств, конкурирующих между собой за право преемства от Византии: Никейская и Трапезундская империи в Малой Азии и Эпирский деспотат на Балканах. После долгой и упорной борьбы чаша весов склонилась в сторону Никейской державы, процветавшей под скипетром императоров из династии Ласкарей 3 . Этот успех был закреплён никейцами благодаря отвоеванию у крестоносцев Константинополя в 1261 г. при Никейском императоре Михаиле VIII Палеологе (1259–1282). Возвращение столицы крайне воодушевило ромеев, но оно принесло и множество трудностей: разорённый великий город требовал ресурсов для восстановления, которые беззастенчиво выкачивались из провинции, а перенесение Михаилом VIII внешнеполитических интересов из Азии в Европу повлекло за собой ослабление восточных рубежей империи. Несбалансированная социальная политика Михаила до крайности обострила и без того напряжённую обстановку, вызванную нестабильным положением государства. Постоянные войны окончательно истощили империю в военном и финансовом отношении. Засилье италийских купцов в торговле лишало империю не только одного из важнейших источников дохода, но и оставляло без дела большие социальные группы византийцев. Вероломная узурпация престола Михаилом VIII Палеологом и ослепление законного несовершеннолетнего наследника Uoahha IV Ласкаря (1258–1261) 4 вызвали острый конфликт с патриархом Арсением Авторианом (1254–1260, 1261–1265) 5 , что породило один из самых болезненных расколов в истории византийской Церкви – арсенитскую схизму, в течение пятидесяти лет (до 1310 г.) разъедавшую церковный организм. Поддерживаемые оппозиционными политическими силами, в первую очередь сторонниками свергнутой династии Ласкарей, арсениты представляли из себя мощную оппозицию Церкви и государству.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во введении к каталогу греческих рукописей монастыря Ватопеди авторы писали: “Святая Гора сохранила и спасла в целости византийскую цивилизацию и духовные силы греческого народа.” 1048 Богатый материал по эпохе Палеологов содержится и в других библиотеках. Большое значение имеет собрание документов, опубликованное Миклошичем и Мюллером в Acta et diplomata graeca medii aevi, как и многочисленные издания греческих текстов греческим ученым К. Сафой (С. Sathas). Наконец, недавно опубликованные акты Вазелонского монастыря, расположенного рядом с Трапезундом, дают новый и богатый материал по истории крестьянского и монастырского землевладения не только Трапезундской империи, но и Византии в целом в период с XIII по XV века. 1049 При незначительности территории восстановленной империи Палеологов и при ее постоянном уменьшении, при непрекращающихся угрозах со стороны норманнов, турок, сербов, венецианцев и генуэзцев, империя перешла при Палеологах в разряд второстепенных государств и не могла жить правильной, налаженной внутренней жизнью. Расстройство во всех частях государственного механизма и упадок центральной императорской власти являются отличительной чертой этого периода. Длительные династические усобицы двух Андроников, деда и внука, Иоанна V с Иоанном Кантакузеном, заискиванья, с одной стороны, перед папами в виде заключенных уний, никогда не находивших одобрения народных масс, и связанные с этим порою унизительные путешествия императоров Иоанна V, задержанного на обратном пути в Венеции за долги, Мануила II и Uoahha VIII в Западную Европу; подобные же заискиванья и унижения перед турецкими султанами, то в виде платежа ему дани, то в виде вынужденных пребываний при его дворе и выдачи императорских принцесс замуж за мусульманских правителей, – все это принижало и ослабляло в глазах народа власть византийского басилевса. Сам Константинополь, перешедший в руки Палеологов после разгрома и ограбления его латинянами, уже не был прежним городом. Об упадке столицы свидетельствуют как греческие источники, так и свидетельства разнообразных иностранных путешественников и паломников, бывавших в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Лит.: Соколов И. Житие прп. Афанасия Афонского//ВВ. 1896. Т. 3. С. 644-662; Leroy J. La conversion de St. Athanase l " Athonite à idéal cénobitique et l " influence studite//Le Millénaire du Mont Athos. Т. 1. Р. 101-120; Lemerle P. La Vie ancienne de St. Athanase l " Athonite composée au début du XIe siècle par Athanase de Lavra//Ibid. Т. 1. Р. 59-100; idem. La chronologie de Lavra des origines à 1204//Actes de Lavra. P., 1970. Pt. 1. Р. 14-48; Amand de Mendieta E. Mount Athos: The Garden of the Panaghia. B.; Amst., 1972. Р. 60-73; Galavaris G. The Portraits of St. Athanasius of Athos//Byzantine Stud. 1978. Т. 5. Р. 96-124; Карпов С. П. Трапезундская империя и Афон//ВВ. 1984. Т. 45. С. 95-101; Noret J. La vie la plus ancienne d " Athanase l " Athonite confrontée à d " autres vies de saints//AnBoll. 1985. Vol. 103. Р. 243-252. П. И. Жаворонков Гимнография Преподобные Афанасий Афонский и Михаил Синадский. Средник иконы Божией Матери «Экономисса» с житием прп. Афанасия Афонского. XVIII-XIX вв. (ЦМиАР) Преподобные Афанасий Афонский и Михаил Синадский. Средник иконы Божией Матери «Экономисса» с житием прп. Афанасия Афонского. XVIII-XIX вв. (ЦМиАР) В различных редакциях Студийского устава и в ранних редакциях Иерусалимского устава память А. А. отсутствует. Согласно большинству афонских Типиконов XIV-XIX вв. (см., напр.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 203, 510-511), его память имеет однодневные предпразднство и попразднство, что свидетельствует об особом почитании А. А. на Афоне. Последования этих дней представляют собой соединение служб преподобного и рядового святого, причем служба, совершаемая 4 июля, аналогична шестеричной (см. Знаки праздников месяцеслова ), а 6 июля - славословной, но без канонов Октоиха. В день памяти А. А. совершается бденная служба. Аналогичные особенности имеют нек-рые неафонские Типиконы (Там же. С. 244), что свидетельствует о влиянии богослужебных обычаев Афона на богослужение правосл. Церкви в целом. В совр. богослужебной практике греч. Церквей (Δπτυχα. 1999. Σ. 162; Μηναον. Ιολιος. Σ. 37), а также по Типикону, используемому ныне в РПЦ (Типикон. Т. 2. С. 698), А. А. не полагается предпразднства и попразднства, а в день его памяти совершается полиелейная служба, причем, согласно печатным Минеям, используемым ныне в греч. Церквах, она соединяется со службой прп. Лампада Иринопольского, в печатных Минеях, используемых в РПЦ, помещены только тексты А. А., их состав соответствует бденной службе. В совр. богослужебной практике РПЦ 5 июля совершается служба обретению мощей прп. Сергия Радонежского .

http://pravenc.ru/text/76982.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010