1199 Поуч. тайнов. IV, п. 2, стр. 454. 1200 Поуч. тайнов. 1, п. 7, стр. 440. 1201 Catech. cap. XXXVII. 1202 De fide IV, 10, n. 124. 1203 De myst. IV, n. 50; cfr. n. 54. 1204 In Matth. XXVI, 26 (ap. Possin. Caten.). 1205 Точн. изл. прав. веры IV, гл. 13, стр. 252. 1206 In Iohan. VI. 1207 In Магс. XIV. 1208 In Matth. XXVI, 28. Cfr. Panopl. P. 11, Titl. 20. 1209 Златоуст. de coen. et cruc. n. 3; Амвр. de sacram. IV, n. 16. 17. 1210 Амвр. de Sacram. IV, 4, n. 15; Дамаскин. Точн. изл. пр. веры IV, 13. 1211 Амвр. de Myst. IX, n. 53; Дамаск. — тем же. 1212 Кирил. иерус. поуч. тайнов. IV, п. 2; Амвр. de myst. IX, n. 50. 1213 Иоанн. Дамаск. Точн. изл. пр. веры IV, 13, стр. 252. 1214 «Причащайся пречистого владычного тела с полною верою, несомненно зная, что ты всецело вкушаешь самого Агнца» (св. Ефрем. Сирин. Opp. Graec. Т. III, р. 424, ed. Assemani Rom. 1746). 1215 «Тело Господа новым способом соединяется с нашими телами, и чистейшая кровь Его вливается в наши жилы: весь он вселяется во всех нас, по благости своей» (св. Ефрем. Сир. loc. cit.). 1216 Иоанн Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 13, стр. 255. 1217 Собор. Трулл. прав. 52; Лаодикийск. прав. 49. 1218 Const. Apost. VIII, 13; Евсев. Церк. истор. VII, гл. 44; Златоуст. Epist. ad Innocent. n. 3; Собор. Никейск. 1, прав. 13. 1219 Иустин. Apolog. 1, n. 67; Евсев. церков. ист. V, 44. 1220 Киприап. Epist. ad Cornelium LIV. 1221 Златоуст. о священстве VI, 4. 1222 Тертулл. de orat. c. 14; ad uxor. 11, 5; Киприан. de laps. 381; Амврос. orat, funebr. in Statyrum; Августин. contr. Julian. op. imperf. III, 154. 1223 Bac. велик. письм. 93 в Кесарии. 1224 Ha 1 Коринф. бесед. XXV, 5. 1225 De Spir. Sancto XII, 11, n. 78. 79. 1226 In Ps. XCVIII. 1227 Точн. Излож. прав. веры III, гл. 8, стр. 159; снес. IV, гл. 3, стр. 225. 1228 εραρχος … ιερουργε τα θειτατα . О церк. иерарх. гл. III, л. 3, § 10. 1229 υχαριστσαντος δ του προεσττος … Apolog. 1, 65. 1230 Nec de aliorum manu, quam de praesidentium sumimus. De coron. milit. c. 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   In Matth. XXVI, 26 (ap. Possin. Caten.).    Точн. изл. прав. веры IV, гл. 13, стр. 252.    In Iohan. VI.    In Магс. XIV.    In Matth. XXVI, 28. Cfr. Panopl. P. 11, Titl. 20.    Златоуст. de coen. et cruc. n. 3; Амвр. de sacram. IV, n. 16. 17.    Амвр. de Sacram. IV, 4, n. 15; Дамаскин. Точн. изл. пр. веры IV, 13.    Амвр. de Myst. IX, n. 53; Дамаск. — тем же.    Кирил. иерус. поуч. тайнов. IV, п. 2; Амвр. de myst. IX, n. 50.    Иоанн. Дамаск. Точн. изл. пр. веры IV, 13, стр. 252.    «Причащайся пречистого владычного тела с полною верою, несомненно зная, что ты всецело вкушаешь самого Агнца» (св. Ефрем. Сирин. Opp. Graec. Т. III, р. 424, ed. Assemani Rom. 1746).    «Тело Господа новым способом соединяется с нашими телами, и чистейшая кровь Его вливается в наши жилы: весь он вселяется во всех нас, по благости своей» (св. Ефрем. Сир. loc. cit.).    Иоанн Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 13, стр. 255.    Собор. Трулл. прав. 52; Лаодикийск. прав. 49.    Const. Apost. VIII, 13; Евсев. Церк. истор. VII, гл. 44; Златоуст. Epist. ad Innocent. n. 3; Собор. Никейск. 1, прав. 13.    Иустин. Apolog. 1, n. 67; Евсев. церков. ист. V, 44.    Киприап. Epist. ad Cornelium LIV.    Златоуст. о священстве VI, 4.    Тертулл. de orat. c. 14; ad uxor. 11, 5; Киприан. de laps. 381; Амврос. orat, funebr. in Statyrum; Августин. contr. Julian. op. imperf. III, 154.    Bac. велик. письм. 93 в Кесарии.    Ha 1 Коринф. бесед. XXV, 5.    De Spir. Sancto XII, 11, n. 78. 79.    In Ps. XCVIII.    Точн. Излож. прав. веры III, гл. 8, стр. 159; снес. IV, гл. 3, стр. 225.    εραρχος… ιερουργε τα θειτατα. О церк. иерарх. гл. III, л. 3, § 10.     υχαριστσαντος δ του προεσττος… Apolog. 1, 65.    Nec de aliorum manu, quam de praesidentium sumimus. De coron. milit. c. 3.    Вас. вел. письм. 93; Иоан. Злат. о священстве III, 4. 5; VI, 4; Илар. in Matth. comm, c. XIV, n. 10; Епиф. Haeres. LXXIX; Иероп. Epist. ad Evangelum; Сириций, Epist. X ad Episc. Gall. c. 11, n. 5; Кирилл. Алекс. in Abac. n. 47; in Soph. n. 11.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

264 «Был послушлив (Фил. 2:8) добровольно или недобровольно? Если недобровольно: то не-было бы послушания, а было бы насилие. Но Господь был послушлив, не как Бог, а как человек. Ибо, как Бог, Он не мог быть ни послушным, ни преслушным: это, как говорит божественный Григорий, свойственно подчиненным. След. Христос имел волю и как человек (св. Максим. испов. Disput. cura Pyrrh. p. 179, Opp. T. II, ed. Paris. 1675). 265 «Если Он, как Бог, жаждал, и, отведав, не хотел пить: то будет следовать, что Он подвержен был страданию и как Бог; ибо и жажда и вкушение есть страдательное состояние. Если же Он жаждал не как Бог, то, без сомнения, как человек; а след. и имел волю, как человек» (Дамаск. Точн. Изл. пр. веры III, 14, стр. 177). 266 De theolog. et incarn. adv. Beron. et Helic, n. II. IV. 267 De incarn. et contr. Arian. n. 21. 268 Apud Agathon. in Epist. ad Imperat. (cit. in VI Synod., act. IV. coi. 652, T. VI, ed. Labb.). 269 In Matth. XXVI, 38 (apud Anastas. PP, doctrin. de incarn. cap. XVIII). 270 De fide II, 7, n. 52. 53. 271 Бесед. на Ев. Матф. LXXXIII, ч. III, стр. 428 в русск. перев. 272 Иоан. Дамаск. Точн. изл. пр. веры III, Гл. 14, стр. 174; гл. 15, стр. 184—185. 273 Максим. исповед. Disput. cum Pyrrh., Opp. T. II, p. 187—188, Paris. 1675; Дамаск. Точн. изл. пр. веры III, гл. 15, стр. 188. 274 Максим. испов. и Дамаск. loc. cit. 275 Дамаск. там же, стр. 189. 276 «Как Он был весь Бог вместе с человечеством, своим, и весь человек вместе с Божеством своим: то, как человек, Он в Себе и чрез Себя подчинил Богу и Отцу свое человечество, и был послушным Отцу, подавая нам, в самом Себе превосходный пример и образец» (Дамаск. там же гл. 18, стр. 202; снес. гл. 14, стр. 178, и см. выше примеч. 264). 277 Кн. III, гл. 14, стр. 172; cfr. Hippol. de incarn. adv. Beron. et Helic, n. 1: αμφτερα θεικνς εαυτν , δ ν αμφοτρως , θεικς δ φημι και ανθρωπνως , ενργησε . 278 Там же, стр. 174. 279 Гл. 15, стр. 184. 187. 280 Гл. 19, стр. 204—205, гл. 15, стр. 190. Cfr. Athanas. in Luc. XII, 10, Opp. T, 1, 974, Colon. 1686.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

941 Σφραγς , sigillum, signaculum. Pastor. III, Sim. IX, c. 16. 942 Quis div. salv. XLII. 943 Augustin, de lib. arbitr. III, 23, n. 67. 944 Поуч. предоглас. n. 16, стр. 13. 945 In 2 Corinth. homil. III, n. 7. 946 Signaculum Dei est, ut quomodo primas homo conditus est ad imaginem et similitudinem Dei, sic in secunda regeneratione quicunque Spiritum S. fuerit consequutus, signetur ab eo et figuram conditoris accipiat. In Ephes. 1, 13. 947 Qui (dominicus character) in eis, quos suscipimus, nec tamen rebaptisamus, minime violatur. Epist, CLXXXV ad Bonif. n. 23. Cfr. de baptism. VI, 1; Ps, XXXIX, Enarr. n. 1. 948 Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 9, стр. 237. 949 Dionys. Alex. (apud Euseb. Η . E. VII, 9); Cyprian. Epist. ad Jubaj, LXXIX; Optat. Schism. Donat. V, 3; Epiphan. Exposit. fid. cathol. n. XVIII; Nilus — lib. 1, epist. XXIV; Augustin. in Ps. XXXIX, Enarr. n. 1. 950 Denuo ablui non licet. Pudic. 1. 951 In Hebr. homil. XI, n. 3. 952 Opp. Syr. T. II, p. 440. 953 In Hebr. VI, 6. 954 Точн. изл. прав веры кн. IV, гл. 9, стр. 233—234. 955 I всел. Собор. прав. 8; II всел. 7; VI всел. 95; Васил. вел. 1. 956 «По древнему чину, возложением руки да приемлются (крещенные донатистеми) в кафолическую Божию Церковь...» Собор. карфаг. прав. 68. Cfr. Dionys. Alex. Epist. ad Steph. (ap. Euseb. Η . E. VII 3); Cyprian. Epist. LXXIV. 957 II всел. прав. 7; Лаодик. прав. 7. 958 Собор. лаодик. прав. 8; II вселенск. прав. 7; IV всел. прав. 95. «Всех, которые крещены не во Св. Троицу, должно снова креститься». Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 9, стр. 234. 959 Iren. adv. haer. V, 15, 3; Tertull. de Bapt. XI. XII. ΧΙ II. XVIII; Didym. de Trinit. II, 12; Chrysost. in Philipp. homil. III, n. 4. 960 Оглас. поуч. III, п. 2, стр. 45. 961 О Св. Духе, гл. 10, в Тв. св. Отц. VII, 269. 962 De Abrah. II, II, n. 79. 963 De myst. c. 4. 964 De dogmat. eccles. c. 74. 965 Что же касается до судьбы младенцев, умирающих без крещения: об этом известны два главных мнения древних учителей Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   «Был послушлив (Фил. 2:8) добровольно или недобровольно? Если недобровольно: то не-было бы послушания, а было бы насилие. Но Господь был послушлив, не как Бог, а как человек. Ибо, как Бог, Он не мог быть ни послушным, ни преслушным: это, как говорит божественный Григорий, свойственно подчиненным. След. Христос имел волю и как человек (св. Максим. испов. Disput. cura Pyrrh. p. 179, Opp. T. II, ed. Paris. 1675).    «Если Он, как Бог, жаждал, и, отведав, не хотел пить: то будет следовать, что Он подвержен был страданию и как Бог; ибо и жажда и вкушение есть страдательное состояние. Если же Он жаждал не как Бог, то, без сомнения, как человек; а след. и имел волю, как человек» (Дамаск. Точн. Изл. пр. веры III, 14, стр. 177).    De theolog. et incarn. adv. Beron. et Helic, n. II. IV.    De incarn. et contr. Arian. n. 21.    Apud Agathon. in Epist. ad Imperat. (cit. in VI Synod., act. IV. coi. 652, T. VI, ed. Labb.).    In Matth. XXVI, 38 (apud Anastas. PP, doctrin. de incarn. cap. XVIII).    De fide II, 7, n. 52. 53.    Бесед. на Ев. Матф. LXXXIII, ч. III, стр. 428 в русск. перев.    Иоан. Дамаск. Точн. изл. пр. веры III, Гл. 14, стр. 174; гл. 15, стр. 184—185.    Максим. исповед. Disput. cum Pyrrh., Opp. T. II, p. 187—188, Paris. 1675; Дамаск. Точн. изл. пр. веры III, гл. 15, стр. 188.    Максим. испов. и Дамаск. loc. cit.    Дамаск. там же, стр. 189.    «Как Он был весь Бог вместе с человечеством, своим, и весь человек вместе с Божеством своим: то, как человек, Он в Себе и чрез Себя подчинил Богу и Отцу свое человечество, и был послушным Отцу, подавая нам, в самом Себе превосходный пример и образец» (Дамаск. там же гл. 18, стр. 202; снес. гл. 14, стр. 178, и см. выше примеч. 264).    Кн. III, гл. 14, стр. 172; cfr. Hippol. de incarn. adv. Beron. et Helic, n. 1: αμφτερα θεικνς εαυτν, δ ν αμφοτρως, θεικς δ φημι και ανθρωπνως, ενργησε.    Там же, стр. 174.    Гл. 15, стр. 184. 187.    Гл. 19, стр. 204—205, гл. 15, стр. 190. Cfr. Athanas. in Luc. XII, 10, Opp. T, 1, 974, Colon. 1686.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Павел, когда говорит о языках ангельских и словах, слышанных им на третьем небе ( 1Кор.13:1 ; 2Кор.12:4 ). Наконец, как участвующее в деле спасения человека, они радуются спасению каждого человека ( Лк.15:10 ), как имеющего быть соучастником блаженства в общении с ангелами ( Евр.12:22–23 ). 252 Дамаск. Точн. изл. веры, II, 3. Сн. Григор. Б. Сл. о богосл. (III ч. 41стр. по изд. в рус. пер. 1899 г.); Песн. таинств. Сл. 6, Об умных сущностях (IV ч. 193–194 стр.). Васил. В. Бес. на Пс.28 . (1 ч. 212 стр. по изд. 1900 г. в рус. пер.). Феодорит. Кр. изл. бож. догм. VII гл. 253 Григор. Бог. Плачь о страданиях души своей (IV ч. 256 стр. по изд. 1899 г.); Слово о богосл. 2 (III ч. 40 стр.). 254 Васил. В. Против Евномия, III кн. (III ч. 113 стр. по изд. 1900 г.). Сн. О Св. Духе, 16 гл. (там же). То же говорили и другие отцы. См., напр. Августина, О граде Бож. XI, 9; Дамаскина, Точное излож. веры, II, 3. 256 Григор. Бог. Сл. 28 (III ч. 41 стр. по изд. 1889 г. в рус. пер.). Вообще такое мнение в древней церкви было принимаемо многими и на востоке и на западе. Разделяет оное, напр. Иустин (Разг. с Триф. 5 гл.). Ориген (На Иерем. 10 бес.), Евсевий Кес. (Demonstr. Evang. IV, 10), Иероним (Толк. на посл. Гал.4:3 ), Августин (На Быт.12:36 ); Дамаскин (Точн. изл. веры II, 3). Допускаемы были некоторыми особые ангелы, поставленные над разны ми частями мира органического и неорганического, над животными, над растениями, и вообще над всеми видимыми предметами. См. у м. Макария Догм. Бог. § 105. 258 Кроме систем Догматики изложение этого учения можно находить в ст. об ангеле хранителе (Хр. чт. 1823 г. X т.). О служении нам ангелов хранителей (там же, 1824 г. XIII). Об ангелах хранителях челов. обществ (там же, 1842 г. IV), особенно в ст. архим. Алексия. Об ангелах хранителях (Приб. к тв. отц. 1849 г. VIII т.). Ср. с последнею Макария митр. Догм. Бог. I т. §§ 106–108. См. еще новейший труд Глаголева А. Ветхозав. библейское учение об ангелах. 1900 г. 259 Ветхозаветное верование в бытие ангелов народоблюстителей особенно ясно выразилось в переводе LXX, именно в греч. чтении слов Моисея: егда разделяюще Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу ангел Божиих ( Втор.32:8 ), где словами по числу ангелов Божиих заменены слова еврейского текста: по числу сынов Израилевых. Это место приводили и древнее учителя церкви в подтверждение той мысли, что некоторым из ангелов вверены целые народы. См. напр. Василия В. Прот. Евн. III кн. (III ч. 111–112 стр. по изд. 1900 г. в рус. пер.), Златоуста, На ев. Мф. Бес. XIX, 4 (VII т. 2 кн. по изд. 1901 г.), Феодор. На Быт. 3 вопр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

384 Для выражения этой мысли в евр. яз. употребляются глаголы: barah и asah. В той же кн. Притч. 8, 26 употреблено asah по отношению к происхождению мира ( когда Он еще не сотворил (asah) ни земли, ни полей...). – В издав. Св. Синодом Библии в рус. перев. 22 ст. читается так: Господь имел Меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони. 385 У древних учителей церкви в таком смысле объясняется это место у св. Григория нисского (в Сл. прот. Ария и Савеллия, 5). Другие же из опровергавших ариан отцов церкви, следуя при объяснении этого места чтению его у LXX – τισ Με и не отступая от непосредственного смысла слова созда, относили его к вочеловечению, т. е. Бог Отец от вечности предопределил Своему Сыну восприять человеческую тварную природу. К домирному же бытию Сына относили сказанное в Притч. со слов: начало путей Своих и пр. Так думали, напр., Афанасий В. (На ариан, 2 сл. – 44 гл.), Василий В. (Пр. Евн. 4 кн. – III ч. 140 стр. по изд. 1891 г.). Григорий Б. (Сл. 30 –III ч. 79 стр.). Повторяется это мнение, впрочем, и Григорием нисским (Прот. Евн. II, 10). 386 Васил. В. Пр. Евн. I кн. 46–50 стр.; IV кн. 134 стр. Афанас. В. О явл. во плоти Бога Слова и прот. ар. 4. Григ. Б. Сл. 30 (III ч. 85); Сл. 40 (III ч. 317). Григор. нис. Пр. Ария и Савеллия, 11. – Епиф. Ер. LXIX, 17–18. Отцы сардик. Соб. – у Феодорита, Церк. ист. II, 8 (р. пер. изд. в Спб. 1852 г.). Исидор Пел. II, 424 п. (III, 334). Дамаск. Изл. в. IV, 18; сн. I, 8. 387 Афан. На ариан, сл. II. 50 и 59. Григор. Б. Сл. 30 (III ч. 86 стр.). Кирил. иер. Оглас. поуч. XI, 19. Григор. нис. Пр. Евном. XII, 1. Дамаск. Точн. изл. пр. в. IV, 8. 388 Афан. О явлении во плоти Бога Слова, 2. Григ. Б. Сл. 30 (III ч. 82–83 стр.). Дамаск. Изл. в. IV, 18. 389 „Одни и те же дела, – говорит Григорий Б., – Отец предначертывает, а Слово приводит в исполнение, не рабски и слепо, но с ведением и владычественно, точнее же сказать, отечески“. (Сл. 30, 87–89 стр.). Подобное же объяснение у Кир. иер. Огл. п. XI, 22–23. Сн. Дамаск. Изл. в. I, 13; IV, 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   Каковы: Theologia aquae — Fabricii; Theologia Anatomica — Njenentyt; Theologia insectorum — Lesseri·, Théologie Astronomique on demjnstration de 1’existence etc.... par Derham (in tom. VIII des Démonstr. Evangel.); La Geologie et la Minéralogie dans leurs rapports avec la Théologie naturelle par Buckland (ibid. in tom. XI), и др.    Врождённость нам идеи о Боге признавали св. Отцы и учители Церкви, св. Иустин (Apolog. 11 п. 6), Климент Алекс. (Strom. V, 13), Тертуллиан (adv. Marcion. 1, 10; Apolog. с. XVII), св. Василий великий (на Пс. 33, п. 1), св. Кирилл Алекс, (de trinit.. 1, 2), св. Иоанн Дамаскин (Точн. изл. прав, веры т 1, 1) и другие.    Seneca. Epist. 41.    Этому доказательству, как известно, Кайте отдавал преимущество пред всеми другими доказательствами Бытия Божьего.    Св. Златоуст (на 1 Тим. 5:17) замечает: πiςiν τν συνθχην λεγει« (Беседа XV на 1 посл, к Тим.). А Экумений присовокупляет »τν πρς Χριςν συνι1ηχην«.    «Бог есть творец и создатель Ангелов, приведший их из небытия в бытие, и создавший их по образу своему», говорит св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры, кн. 11, гл. 3, стр. 52, Μ 1844.    Беседа об обращении души к Богу и о соединении с Ним. в Хр. Чт. 1837, 11 119.    Правосл. испов. Каф. и Ап. Церк. Восточ. ч. 1, отв. на вопр. 20; св. Григ. Богосл., в Твор. св. Отц. в русск. пер. 1844. I, 50; Августин, de civ. Dei lib. 11, с. 9; Иоанн Дамаск. Точн. изл. прав. Веры, кн. II, гл. 3, 6; Дионис. Ареоп. онебесной иерархии гл. 3. 4. 6.    Прав. Исп. ч. 1, отв. на вопр. 20; Амврос. lib. 1. de Spir. S. с. 7; Иоанн Дамаск, кн. 2, гл. 3; Дион. Ареоп. о небесной иерархии, гл. III, § 3, Москва, 1839, стр. 17. См. наше прав.-догмат. богослов., т. II, § 104.    «Бог, сотворив тело, говорит св. Макарий Египетский, назначил ему не из собственного естества его получать жизнь, пищу, одежду и обувь, но всё нужное для поддержания жизни определил ему заимствовать извне, так что тело, само по себе, без внешних пособий, т. е. без пищи, питья и одежды, жить не может: так точно и душа, не имея в себе Божественного света, но будучи сотворена по образу Божьему, не из собственного существа заимствует себе пищу и питьё духовное и небесную одежду, т. е. истинную жизнь свою, но от Бога, от Духа Его и от света Его» (Бесед. 1, § 10, 11). «Творец создал человека, говорит св. Иоанн Дамаскин, даровав ему свою Божественную благодать, и через неё поставив его в общение с самим Собой» (Точн. излож. правосл. веры. М. 1844, стр. 132). «И человек, при содействии Божьей благодати, мог пребывать и преуспевать в добре; а равно по своей свободе, при попущении Божьем, мог и отвратиться от добра и быть во зле·(там же, стр. 91). Подробнее об этом см. наше прав.-догмат, богосл. т. II, § 85.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

   Кирилл. Иерус. Огл. поуч. III, n. 8, стр. 51.    «При крещении (Господа Иисуса) голубь явился для того, дабы и присутствующим и Иоанну указать как бы перстом — Сына Божия, и вместе для того, дабы и ты знал, что и на тебя, когда крещаешься, нисходит Дух Святый» (Златоуст. за Матф. бесед. XII, п. 2, т. 1, стр. 223). «Дух Святый сошел на Господа телесным образом в виде голубя, чтобы показать начаток нашего крещения» (Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 9, стр. 239).    См. далее примеч. 881 и самый текст, к которому оно относится.    De baptismo c. X. XI. XIII, in Patrolog. curs. compl. T. I, p. 1211. 1212… 1215… Addita est ampliatio sacramento, obsignatio baptismi… Lex tingendi imposita est et forma praescripta.    Бесед., побуд. в крещению, в Тв. св. Отц. VIII, стр. 225—226.    Слов. 39 на св. светы явл. Господн., там же — III, 267.     ρομεν, οτι οδν, κατερα γαρ ομοως τς κ του πνεματος χαριτος αμοιρα ν… In Joann. homil. XXIX, n. 1, in Opp. T. VIII, p. 164. 165, ed. Venet.    На Матф. бесед. XII, n. 3, т. 1, стр. 225.    In Joann. lib. II, c. 57.    «Он (Иоанн) крестил во Иордане; выходил к нему весь Иерусалим, приемля начатки крещения» (Огл. поуч. III, п. 4, стр. 48; снес. XVII, п. 8, стр. 378).    In Matth. III, II (fragm. in Galland. V, 176).    Contr. Donat. V, 10, n. 12; Epist. LXIV ad Eleusium n. 10.    Dialog. contr. Lucifer, c. 3.    «Крещение Иоанново предуготовительное, которое приводило крещаемых к покаянию, чтобы они уверовали во Христа. Ибо Иоанн говорил: аз крещаю вы водою, грядый же по мне, той крестит вы Духом Святым и огнем (Матф. 3:11). Итак Иоанн предочищал водою к принятию Духа» (Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 9, стр, 238). Cfr. Greg. М. in Evang. lib. 1, homil. XX, n. 2; Theophilact. in Matth. III; in Marc. I; in Luc, III.    Apolog. 1, n. 79, в Хр. Чт. 1825, XVUI, 91—92.    Огл. поуч. III, п. 2, отр. 44—45.    Слов. на св. Крещение, в Тв. св. Отц. III, 277.    О Св. Духе гл. 15; там же VII, 283—284.    In Joann. Tract. XV, n. 4.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

ерес, 2 кн., II, 3–4 Евсев. кес. Demonstr. evang. IV с. 1. – Василия В. К Амфил. О Св. Духе, 16 гл. – Златоуста, Н. посл. к Кол. бес. III, 2. Прот. аномеев, II, 4. – Феодорита. На кн. Быт. Вопр. 2. Сокращ. излож. бож. догмат. VII гл. Об ангелах. Афанасия алек. К Серап. 1 посл. (3 ч. 19–21. 47 стр. и др.). – Епифаний. Облич. ерес. (гностических, напр. ерес. 31) – Августина. О граде Бож. XI кн. 9; сн. о кн. Быт. букв. VII, 2–З. Дамаскина. Точн. изл. прав. веры. II, 2–3. 76 Такое учение о времени сотворения ангелов содержится и в символических книгах прав. церкви (Прав, испов. 18 вопр.; Простр. Катих. О 1 чл.) и в церковных песнопениях (Кан. архапг. Пес. 1). 78 Дамаск. Точн. изл. веры. II кн. 3 гл. Тоже мнение о времени сотворения ангелов определенно высказывали: Василий В. (Бес. 1 на Шестодн. I ч. твор. в рус. пер. 10 стр. по изд. 1891 г.), Иероним (Толк, на поел, к Титу, 1 гл.) Амвросии (на Шестодн. I кн., 5 гл.), Иларии (De Trinit. II и Lib. contra Aufnt. п. 6), Григорий. В. (Moral. XXVIII, 14), а также Дионисий Ариопагит, (О именах Божиих, 5 гл.), Св. Димитрий Ростовский (Летопис. ч. 1, стр. 10) и другие. 79 Бл. Феодорит основывал свое мнение на таком соображении: «Ангелы имеют ограниченную сущность», а по сему «имеют они нужду в месте, потому что одно Божество, как не ограниченное, не заключается в месте. Но если ангелы ограничены местом, то как им существовать прежде неба и земли? Ибо, нока нет содержащего, может ли быть содержимое? Посему «вероятно, что ангелы созданы в одно время с небом и землею... Говорю же сие не утвердительно, ибо смешным признаю утверждать решительно, о чем не говорит в точных словах бож. Писание»... Но и к такому осторожному своему суждении он прибавляет: «Необходимо знать, что все существа, кроме св. Троицы, имеют тварную природу. А если сие будет признано, то не повредит учению благочестия, если сказать, что сонмы ангелов получили бытие прежде неба и земли» (на кн. Быт. отв. на 3 и 4 вопр.) Вот образец святоотеческих рассуждений по вопросам, не имеющим значения догматов веры, а относящихся к области богословских мнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010