389 Вефиль (в переводе «Дом Божий») – место, где праотец Иаков видел во сне лестницу, по которой восходили и нисходили ангелы Божии, а затем возлил елей на камень, который служил ему изголовьем ( Быт. 28:10–18 ). Здесь также следует напомнить, что имя Х ριστς означает «Помазанный» ( Κεχρισμνος). Это имя вочеловечившийся Бог Слово принял с момента воплощения от Пресвятой Богородицы: «Мы утверждаем что Сын и Слово Божие сделалось Христом с тех пор, как вселилось во чрево Святой Приснодевы и, не изменившись, сделалось плотию, и плоть была помазана ( χρσθη) Божеством. Ибо это – помазание человечества, как говорит Григорий Богослов » (Точн. изл. VI, 6; у Григория Богослова – Слово 36). См. также прим. 285 к Рожд. 391 10 В Церкви Христовой святые Ангелы являются «служебными духами», которые посылаются Богом «на служение» спасению людей (Евр, 1:14). Люди были созданы «не много униженными пред Ангелами» ( Евр. 2:7 ), но с воплощением Христа от человека, от Пресвятой Девы, человек несравненно был превознесен над Ангелами, и с тех пор святые Ангелы не только «служат» и содействуют спасению людей, но непрестанно и вечно воздают поклонение и славословие нашей человеческой природе во Христе, а также воспевают Пресвятую Богородицу, «поднявшуюся превыше Херувимов и превознесенную над Серафимами» Матерь их Бога (Рожд., 9), «в страхе, подобно рабам, предстоя Матери Господа своего» (Усп III, 10). См. также следующий характерный отрывок из III «Слова в защиту святых икон» (PG 94, 348): «Не с ангельским естеством соединился Бог, но с естеством человеческим. Не сделался Бог ангелом, но сделался Бог естественным и истинным человеком. «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» ( Евр. 11:16 ). Не ангельское естество сделалось Сыном Божиим по ипостаси, но человеческое естество сделалось Сыном Божиим по ипостаси... Естество наше... через благоволение и соединение с Богом сделалось больше ангельского, ибо Ангелы предстоят ему, сидящему во Христе на престоле славы, со страхом и трепетом, и будут со страхом предстоять на суде»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

др.. и наоборот, нередко свойственное человеку во Христе приписывается Ему, как Богу, напр.: Господь Бог стяжал церковь кровью Своею ( Деян.20:28 ); иудеи Начальника жизни убили (3, 5), распяли Господа славы ( 1Кор.2:8 ); мы примирихомся Богу смертию Сына Его ( Рим.5:10 ; сн. 8, 32; Гал.2:20 ) и др. Общение свойств, однако, не так должно понимать, чтобы свойства одного естества делались свойствами другого. Естества соединены неслитно и непреложно, почему каждое сохраняет свои свойства: божество – бесконечность, человечество – ограниченность. Общение свойств имеет место в том только случае, когда природы рассматриваются как нераздельно соединенные в единой личности И. Христа (in concreto), а не в отдельности одна от другой, отвлеченно от лица И. Христа (in abstracto). Обожение человечества в И. Христе состоит не в том только, что человеческое естество И. Христа от соединения с божеством приобщилось свойств божественных, обогатилось всякой премудростью, благодатью, животворящей силой, – всем, что способно принять, но и в том, что оно, вследствие восприятия его Сыном Божиим в нераздельное и неразлучное личное единство с Собой, вознесено в лице И. Христа на высоту божества, сопребывает с Ним всюду и во веки веков, принято в общение власти и силы вечной и стало «едино с Богом и Богом» (Дамаскин Точн. изл. в. III, 17). Обожение есть, следовательно, не иное что, как другая лишь, обратная сторона воплощения. Что Бог стал человеком, это выражается словом «воплощение». Но «если Бог стал человеком», то и «человек», в свою очередь, «стал едино с Богом и Богом» – по ипостасному соединению; последнее обозначается словом «обожение». По отношению к человечеству, принадлежащему И. Христу, это прославление и обожение должно быть понимаемо в индивидуальном смысле (in concreto), a в родовом смысле (in abstracto) в И. Христе обожено не одно только Его человечество, но и наше, ибо И. Христос есть истинный и совершенный человек, единосущный нам. И. Христу принадлежит единое нераздельное поклонение по божеству и человечеству, как единому лицу, Богу во плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Выражения эти несомненно восходят к Книге Премудрости Соломонова, в которой под «Премудростью», согласно изъяснению всех Отцов Церкви, разумеется второе Лицо Св. Троицы, Ипостасная (точнее Воипостасная – νυπστατον) Премудрость Божия (ср. 1Кор. 1:24 ) – как в Ее предвечном Божественном бытии, так и в воплощении. Соломон называет Премудрость «художницей всего» (7:21), посредством которой Бог «все сотворил» и «устроил человека» (9:1–2), которую Он «даровал» миру (9:17), через которую люди «исправились» и «научились», так что «спаслись Премудростию» (9, 18–19). Подобное же Премудрый Соломон пишет и в Книге Притч 8:22–31 и 9:1–5. Св. Иоанн Дамаскин и в других местах проповедует о Христе как о Премудрости Божией (см. Усп. III, 5), называет Его «вседетельным Словом сотворившего им Все Отца» (Рожд., 3), «Творцом всего» (Усп. I, 10), Который Сам совершает и создание и воссоздание наше (ср. Рожд., 5), «Создателем и Содержателем небес, Измыслителем всего мирного и премирного, Видимого и Невидимого творения» (Усп. II, 2), Которым «все стоит, как причиной творческой и содержащей» (Усп. III, 4). Эта предвечная Ипостасная Премудрость Божия (ср. Точн. изл. 1, 13), «благоволение Отчее» (Усп. II, 3), будучи Сыном Единородным, «Рожденным прежде всякой твари» ( Кол. 1:5 ), делается через вольное воплощение и вочеловечение «Первородным между многими братиями» (Рим: 8:29). Это и есть таинство, которое Отец «предопределил прежде веков» (Рожд. 10): «Бог воплотившийся, вечная жизнь для всех» и «наше обо-жение» (Рожд., 9). Согласно святым Отцам, для человека и для всего творения не существует помимо Христа никакого другого центра жизни и бытия ни здесь, ни в вечности, не существует и никакой иной «премудрости». Поскольку же новейшие софиологи пытаются соединить понятие «премудрости» среди прочего и с Лицом Пресвятой Девы, а не с Лицом Христа, как то делает Священное Предание (см. «Столп и Утверждение истины» свящ. П. Флоренского и «Купину неопалимую» прот. Сергия Булгакова ), особенно важно показать позицию по этому вопросу св. Иоанна Дамаскина , святого Отца, с исключительной силой опирающегося в своем богословии на Предание. Ср. еще его проповеди на Преображение и на Великую Субботу: «Вседетельная Премудрость Божия и сила, в Которой сокрыты все сокровища знания» (PG 96, 633).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   «Он (Христос) рожден безболезненно, потому что зачат нерастленно. В Деве облекается плотию, но не от плоти, а от Святого Духа; потому родился от Девы: ибо Дух разверз утробу, дабы исшел Человек, создавший естество и сообщивший Деве силу возрастить его, Дух вспомоществовал при рождении не познавшей мужнего ложа; потому рожденное не нарушило печати девства, и Дева пребыла без болезней» (Слов. на еретик., в Тв. св. Отц. XIV, 66).    Cujus viginitas sic non est violata partu, ut non fuerat temerata conceptu (Serm. XXII, c. 1).    Virgo concepit, virgo peperit, et post partum virgo permansit (De Symb. n. 5; cfr. contr. Faust. XXVIII, 4).    «Единородное Слово Божие, приняв от единой Девы начатки телесного состава, я таким образом устроив невозделанный храм и соединив его с Собою, происходит от Девы, не разрешив своим зачатием девического пояса и не расторгнув его рождением, но сохранив целым и неприкосновенным, и соделав таким образом великое и неизреченное чудо» (о вочеловеч. Господа гл. 22, в Хр. Чт. 1847, 111, 217).    Petr. Chrysolog. Serm. LXII. LXXV; Procl, in diem nativ. Christi orat. IV, in Combef. auctor, p, 334; Zeno Ueron. Serm. de contit. III, in Patrolog. curs. compl. T. XI, p. 303.    Procl. de laud. S. Mariae Orat. 1; Иоанн. Дамаск. Точн. Изл. пр. веры кн. IV, гл. 14, стр. 260: «Для Него (И. Христа) не было невозможного — и пройти чрез врата, и не повредить их печати».    Григор. нисский: «как тем купина горит и не сгорает; так и здесь Дева рождает свет и пребывает нетленна» (слов. на рожд. Госп. в Хр. Чт. 1837, IV, 259); Ambros. de instit. virg. сар. VI. VII; Epiphan. haeres. LXXVIII, n. 9. 10; Cyrill. Alex, contr. Anthrop. 26.    Augustin. de civit. Dei XXII, 8; Greg M. in Evang. homil. XXVI.    Iren. adv. haeres. III, 21, n. 10. Подобное — у св. Ипполита: προττοκον κ παρθνου, ινα τον προτπλαστον ν αοτω αναπλασοων δειχθ (in Daniel. VII, apud Маи 1).    Кирилл. Иерус. Огл. поуч. XII, п. 15, стр. 218—219. То же — у Тертуллиана: «in virginem adhuc Evam irrepserat verbum aedificatorium mortis; in virginem aeque introducendum erat Verbum extructorium vitae, ut quod per ejusmodi sexum abierat in perditionem, per eundem sexum redigeretur in ordinem» (de carne Christi c. 17), — и y блаж. Августина: (de agone Christian. cap. XXII, n. 24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

66 Дамаск. Точн. изл. прав. в. IV, 9. См. Кирилл иерус. Сл. оглас. III. 4; .Григор. Б. Сл. 40, о крещении Васил В. О Св. Духе. 15 гл. 67 Таковы, напр., были в самое древнее время аскодруты (особого рода гностики), которые, сообразно с основным своим учением, что религия есть познание, утверждали, что таинства не должно совершать видимым образом, а потому и крещение не считали нужным совершать видимо (Феодор. Haeret. fabul. lib. 1, с. 10). Тому же самому, выходя из того же начала, следовали и некоторые из последователей Маркиона (Ирин. Пр. ерес. 1 кн. XXI, 1–2). Кроме этих, только по другим различным побуждениям, крещение водою отвергали еще: архонтики (Епиф. Ер. XL, 2), селевкиане или ермиане (Август. О ерес. 59), манихеи (там же, ер. 46), позднее – павликиане и др.; манихеи и павликиане считали воду произведением злого начала и потому отвергали водное крещение. (Protius, Adversus manich. 1, 9). 68 В древней церкви если бывали случаи совершения крещения не посредством воды, а и другою какою-либо жидкостью, (напр. вином, как свидетельствует папа Сириций), то это бывало только в самых исключительных обстоятельствах, – когда грозила явная опасность кому-либо умереть без крещения, а воды между тем нельзя было достать. См. у Алмазова. Ист. чинопосл. крещения и мироп. 245 стр. примеч. 70 Такое понимание подтверждается и преданием древней церкви. «И Сам Спаситель наш И. Христос, Который не очищался в крещении, но крещением Своим очищал все воды, говорит блаж. Иероним, – тотчас, как только поднял главу из потока (statium ut caput exhilit de fluento) приял. Духа Святого» (Dial contra Inciter. Cap. VI). В подземном кладбище Каллиста находится фреска II-ro в., изображающая, по мнению известного археолога Де-Росси. крещение Спасителя. Тут мужчина в короткой тунике, оставляющей правое плечо обнаженным, выводит за руку из воды молодого человека, совершенно нагого. Над головою последнего летит птица, имеющая что-то в клюве (см. Фрикена. Рим. катакомяы. II ч. 213 стр.). Такая фреска говорит за погружательное крещение Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

248 Согласно св. ап. Павлу, мир и человек созданы через Христа и для Христа: «все Им и для Него создано» ( Кол. 1:16 ). В начале Послания К Евреям апостол пишет, что Бог через Сына сотворил века и все, что и веках ( Евр. 1:2–3 ), а затем что Отец «вводит Первородного во вселенную» (1:6) телесно, то есть «уготовляя тело» (10:5) через воплощение И вочеловечение от Пресвятой Богородицы. Через Пресвятую Деву Христос совершенно входит в мир как Богочеловек. Ср. Ескапостиларий Воскресный 6-ой: «Пребожественный Богочеловече, слава Твоему восстанию». 249 Слово «богоипостасный» встречается кроме творений св. Иоанна Дамаскина только в одной гомилии на Благовещение, приписываемой св. Афанасию Великому (PG 28, 917): «воплощение Христа определяется как богоипостасное, но никоим образом не как человекоипостасное. Также в Октоихе читаем: «Яра смерть, но сию тебе соединившуся погубил еси, от Девы богоипостасная плоть быв» (глас 3, в Неделю утра, канон ко Пресв. Богородице, песнь 7). Дамаскин называет Христа «богоипостасным цветком», потому что по Своей человеческой природе Господь, как цветок, «произрос от корня Иесеева, то есть родился от Девы, имея ипостасью для Своей человеческой природы Ипостась Бога Слова. Следовательно, выражения «богоипостасный цветок» или «богоипостасная плоть» следует понимать как восприятие человека Ипостасью Бога Слова, точнее как нераздельное и неслитное соединение и воипостазирование (см. Точн. изл. III, 2, 9, 22). 250 Чудо воплощения Христа от Пресвятой Богородицы превышает чудо творения мира. Ср. тропарь праздника Сретения «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия солнце правды, Христос Бог наш...». 251 Несториане и монофизиты – две ереси с противоположными лжеучениями о Лице Христа. Несторий (патриарх Константинопольский с 428 по 431 г.) утверждал, что от Девы Марии родился лишь человек, с которым Бог соединился и обитал в нем, как в храме. Поэтому Несторий называл Деву Марию не Богородицей ( Θεοτκος), но Человекородицей ( νθρωποτκος) или Христородицей ( Χριστοτκος).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Напрасно они оправдывают себя тем, что относят Трисвятое не ко всей Троице, а только ко второму Лицу – Сыну Божию, и что не разделяют еретического мнения о страдании и распятии Божества. Соборное правило весьма ясно воспретило прибавление помянутых слов не только в смысле еретическом, но вообще в каком-то ни было смысле. За молитвою Трисвятого, как бы в объяснение её смысла, следует в церковных службах славословие св. Троице : «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу и ныне и присно и во веки веков, аминь». Об этом славословии мы уже некогда говорили 8 . В литургии св. Василия Вел. и Иоанна Златоустог о имя Трисвятого нераздельно усвояется не только молитве: Святый Боже..., но и этому славословию. А в чинах вечерни, повечерия, полунощницы, утрени и т. д. под Трисвятым разумеется кроме того еще молитва: «Пресвятая Троице помилуй нас», и троекратное: «Господи помилуй». Можно думать, что молитва: «Пресвятая Троице», есть полнейшее раскрытие того, что заключается в Святый Боже. В ней слова: Пресвятая Троице помилуй нас, соответствуют словам: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас»; кроме того значение слова помилуй нас в ней так раскрыто: Господи т. е. Боже Отче, очисти грехи наша; Владыко, Сыне Божий, прости беззакония наша, «аще бо беззакония назриши, кто постоит?» Святый, т. е. Дух Святый, посети (επσεψον), т. е. покрой твоим снисхождением: и исцели немощи наша – душевные и телесные; имене твоего ради т. е. того требует слава твоего имени. Ты не напрасно именуешься бесконечно милосердым и всемогущим, посему яви на нас могущество твоей благодати и милосердия в уврачевании немощей наших. 7 Те, которые восставали с обличением против прибавления к Трисвятому, указывали в нем еще и другие недостатки. Например, они говорили, что если Трисвятое относится к трем Лицам Божества, то прибавление: распятый за нас, вводит четвертое лицо; ибо, замечает св. Иоанн Дамаскин , «оно с одной стороны полагает Сына Божия, Ипостасную силу Отца (святый Крепкий), с другой полагает распятого, как бы Он отличен был от Крепкаго» (Точн. изл. Прав. веры. III. 10). 8 См. в февральской книжке Душепол. Чт. за 1860 год статью: «Изъяснение некоторых кратких изречений, употребляемых в богослужении». Читать далее Источник: Обозрение употребительнейших церковных молитв/[Соч.] священника Василия Нечаева [епископа Виссариона]. – Москва : Тип. В. Готье, 1865. – 172 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

  50. Святоотеческие изречения об отношении ангелов к человеческому роду    I. Ангелы-хранители народов. Василий В.: „все ангелы имеют как одно наименование, так, конечно, и ту же общую всем природу; однако ж одни из них поставлены начальствовать над народами, а другие быть сопутниками каждому из верных. Но в какой мере целый народ предпочтительнее одного человека, в такой же, без сомнения, по необходимости выше достоинство ангела народоправителя, в сравнении с достоинством ангела, которому вверено попечение об одном человеке» (Против. Евном. кн. III, в Тв. св. отц. VII, 128 – 130, снес. V, 341 – 342).    Григорий Богослов „каждому (ангелу) дано особое начальство от Царя иметь под надзором людей, города и целые народы» (Таин. песноп. слов. 6, в Тв. св. отц. IV, 366).    Иоанн Дамаскин: „они (ангелы) охраняют части земли, правят народами и местами, как поставлены на то Творцом» (Точн. изл. прав. веры кн. II, гл. 3, стр. 55).    II. Ангелы – хранители церквей. Св. Григорий Богослов: „я уверен, что особенный ангел покровительствует каждую церковь, как научает меш Иоанн в Апокалипсисе» (I, 20) (Слов. прощальн. пред 150 еписк. в Тв. св. отц. IV, 33); св. Амвросий: „для защищения паствы Божией, не только поставил Господь епископов, но и ангелов определил» (Exposim. evang. Luc. lib. II, п. 50).    Св. Василий Великий, – который писал к пресвитерам никопольской церкви: „вас печалит, что низринуты вы из ограды стен; но вы водворяетесь в крове Бога небесного, и с вами – ангел хранитель церкви« (т. е. никопольской) (Письм. 230, в Творении св. отц. XI, 178). Ангелы – хранители частных лиц. Св. Василий В.: „к каждому из верных приставлен ангел, достойный того, чтобы видеть Отца небесного» (Бесед. на Пс. ст. 15, в Тв. св. отц. V, 370); и в другом месте: „что с каждым из верных есть ангел, который, как детоводитель и пастырь, управляет его жизнью, против сего никто не будет спорить, помня слова Господа, сказавшего: не презрите единого малых сих, яко ангелы их выну видят лицо Отца небесного (Матф. XVIII, 10). И псалмопевец говорит: ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, – ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами худыми делами: ибо, как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни – ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех» (Бесед. на Пс. XXXIII, ст. 8, в Тв. св, от. V, 295 – 296); и в другом месте: „поелику и каждый из нас имеет святого ангела, ополчающегося окрест боящихся Господа, то он может, по изобличении во грехах, сделаться повинным бедствию; его перестанет закрывать стена, т. е. защита святых сил, которые, пока пребывают с человеком, соблюдают непреоборимыми охраняемых ими“ (Толкование на пророка Исаию, глава 5, в Тв. св. отц. VI, 192).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Любитъ млтыню и сдъ гдь, млти гдни исполнь земл. 5. Он любит правду и суд; милости Господней полна земля. 6. Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их: з. собирай к мхъ воды полагай въ сокровищихъ бездны. 7. Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. 6–7. Господь всемогущ. С особенною ясностью это свойство Божие открывается в творении неба с его светилами и духовными обитателями и в ограждении твердыни пределами вод морских, окружающих землю. Что величественнее и поразительнее зрелища необъятного пространства небес с невидимо обитающим на них бесчисленным воинством (слав.-греч. сила, т. е. рать, ополчение, ср. Числ.1:3; 10:15 и проч.) ангелов (ср. Пс.102:20–21; 148:2 ; Неем.9:6 ) и видимо украшающим их несчетным множеством различных светил, которые, своим сиянием в определенные им времена и стройным течением по назначенным им от века путям (ср. Быт.1:14–18 ; Пс.18:2–7; 8:2–1 ), также представляют собою как бы воинство Царя небесного (ср. Втор.4:19 ; Ис.40:26 ; Вар.3:34–35 ; Сир.43:1–11 ). И все это сотворено из ничего, одним словом Господа, т. е. «одним мановением» Его творческой «воли» (св. Василий В. на шестопс. бес. I, стр. 4 и бес. II, стр. 85; св. Амвросий in Нехает. lib. I, с. 9; св. Иоанн Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. I, гл. 11), и духом уст Его, т. е. подобным дыханию, или дуновению (ср. русск.-евр., Пс.134:17 ; Исх.15:8:10 ), мгновенным действием всемогущей и «животворящей силы» Его (св. Василий В. прот. Евн. кн. V, в р. п. т. III стр. 193–4 и 181; ср. св. 1. Злат. на Быт. бес. ХΙΙΙ, гл. 3). Что на земле грознее и непреодолимее силы напора волн морских, когда он во время бури, вздымаясь страшными громадами, неистово рвутся на берега, как бы думая потопить собою всю землю? Но Господь Своею всемогущею силою собрал эти громады вод в прочные вместилища, страшные пучины (бездны) моря «содержит заключенный, как бы в каких сокровищницах» (Феодорит), в твёрдых хранилищах, оградив их берегами и указав им предел, далее которого не должны простираться бушующие волны (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Рождение Св. Девы из «корене Иесеева» (Рожд., 3), несмотря на чудесное разрешение неплодства Анны (Рожд., 2; Усп. I, 6–7), не отделяет Ее от всех Ее прародителей и собратьев, и от самого родоначальника Адама (Рожд., 6). Подобно другим людям, Пресвятая Дева родилась под знаком первородного греха и вместе со всеми, как «дочь ветхого Адама», Она находится под «ответственностью отца» ( τς πατρικς εθνας – Усп. II, 2) как в отношении к Ее зачатию и рождению от родителей, так и в отношении к Ее смерти. Дева Мария была зачата от природного общения в браке 16 Иоакима и Анны (Рожд., 2; Точн. изл. IV, 14), и «от земли имеет происхождение» (Рожд., 3), «унаследовав тленное тело» Адама (Усп. II, 8). Также и умирает Она смертью человеческой (см. Усп. II, 15) 17 , «из-за Адама тело отсылает земле» (Усп. III, 4). Ее «священнейшая блаженная душа согласно законам естества отделяется от преславного и непорочного тела» (Усп. I, 10), и «тело предается законному погребению» (там же). Таким образом, Пресвятая Дева была, как все люди, наследницей праотеческого греха Адама 18 , и потому Дамаскин определенно говорит об очищении и освящении Ее нашествием Святого Духа во время Благовещения перед зачатием Ею Сына Божия: «Отец Ее предопределил, пророки предрекли Духом Святым, а освящающая сила Духа нашествием Своим очистила, освятила и как бы заранее оросила. И тогда Ты, Слово Отчее, неописуемо [в Нее] вселился...» (Усп. I, 4). Все вышеизложенное не означает, конечно, что св. Иоанн Дамаскин не признает и не говорит о святости Преблагословенной Девы, но показывает, насколько этот православный во всем Отец Церкви далек от приписываемого ему западными мариологами 19 новейшего еретического лжеучения Римской Церкви о так называемом «непорочном зачатии» (Immaculata conceptio) Девы Марии, то есть об Ее изъятии в рождении от первородного греха. Это ватиканское новшество 20 не увеличивает, но умаляет подлинное достоинство и личную свободную святость Пресвятой Девы, ибо, как указывает митр. Сергий (Страгородский) , «прирожденная, помимовольная непорочность, как и всякое совершенство природное, само по себе ведь не имеет нравственной ценности, а главное – это есть совершенство и непорочность твари» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010