Великие откровения, данные Богом основателям мировых религий, настолько явно говорили о Боге, были настолько мощными импульсами, что именно они стали центрами всей нашей современной цивилизации. И, конечно, самое величественное из них было дано в личности Иисуса из Назарета — Человека, в Котором обитала полнота Божества, Которого мы, христиане, исповедуем как Сына Божия, через Которого нам открывается самый надежный доступ к Отцу. Христианство — величайшее откровение Бога о Самом Себе — подобно другим религиям, как семя в почву накладывается на естественную религиозность того или иного народа. В значительной мере от этой естественной религиозности будет зависеть восприимчивость данного народа к христианству, его распространение среди него. Вспомним посещение апостолом Павлом Афин, описанное в 17–й главе книги Деяний. В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов… Павел, однако, не сделал из этого вывода, что афиняне совершенно безнадежны для проповеди Евангелия. Напротив, в этом множестве идолов он усмотрел религиозные искания: активность, религиозную тоску греческого народа. И в своей речи в ареопаге он был, конечно, совершенно искренен, когда говорил: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны; ибо проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего–то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Не важно, что данная проповедь не обратила слушателей Павла. Важно другое: Павел верно заметил религиозную восприимчивость греков, точнее, наверное, людей, принадлежащих к греческой культуре. Именно они составили большинство в общинах, основанных апостолом, а греческая культура стала колыбелью всего восточного христианства и оказала неизгладимое влияние на западное. Возвращаясь к нашей теме, отметим, что высокая природная религиозность нашего народа также нуждается именно в проповеди Евангелия. Без этого никакие самые пышные и торжественные богослужения не приведут к христианизации наших соотечественников, и христианство останется лишь православной религией меньшинства, а не христианской верой народа. Для того чтобы лучше показать, в чем тут дело, рассмотрим такие два понятия, как религия и вера .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2442...

Вифлеем — родина царя Давида и апостола Матфея. Предание говорит, что там, где родился Иисус Христос, был дом Иессея, отца Давида. В переводе Вифлеем означает “дом хлеба”, так как здесь явился хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин 6:51). Вифлеем населялся от потомства Салимона; его называли Ефрафа, то есть Плодоносный . На праздник Рождества Христова приезжает в Вифлеем Патриарх с собором духовенства. У монастыря святого пророка Ильи их встречают жители Вифлеема и с крестным ходом они торжественно идут в Вифлеем, где и совершается богослужение. А мы поехали дальше, в Хеврон, который расположен от Вифлеема на расстоянии двенадцати километров. Хеврон — один из древнейших городов Обетованной Земли, он расположен на юг от Иерусалима. Дорога к Хеврону идет через дикие, хотя и невысокие горы. Местные жители называют его Эль-Халиль, то есть Любимец Бога . Живут здесь турки, арабы, евреи. Город этот долго был местом жительства патриарха Авраама и его потомков. Когда израильтяне прибыли в землю Ханаанскую, Хеврон был завоеван Халевом у исполинов. Давид, владея одним коленом Иудиным в продолжение семи с половиной лет, сделал Хеврон своей столицей. До сих пор сохранились две стены, их называют остатками дома Авраама. По преданию, на месте дома Авраама, где был погребен и он, и его жена Сарра, и внук Иаков, царь Константин построил церковь; сохранившиеся стены и принадлежат, вероятнее всего, этой церкви. Предание это согласуется с библейским сказанием о том, что погребальная пещера Авраама была в поле, а не в Хевроне, который уже тогда существовал (Быт 25:9–10). Очевидно, под развалинами храма, построенного Константином, находится пещера Махпела, которую Авраам купил для погребения Сарры. В Хевроне есть большая обращенная из церкви мечеть; под этой мечетью находится пещера, которую мусульмане ошибочно называют Махпелой. В этой пещере погребены потомки Сима, члены рода Авраамова: Исаак, Ревекка, Лия, Исав и дети его. По преданию, здесь Господь сотворил Адама. Здесь погребен Авель. Мы не попали в эту мечеть, так как была пятница и мусульмане собрались там для молитвы.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-po-svya...

Во второй месяц следующего года (535), в самое время основания скинии Моисеем, была произведена торжественная закладка нового храма. Все торжество закладки было произведено «по уставу Давида», с песнопением священников и левитов, которые с трубами и кимвалами славили Господа; «и весь народ громогласно восклицал, славя Господа за то, что положено основание дома Господня». Но многие при этом, особенно старики из священников, левитов и старейшин, видевшие прежний храм, не могли удержаться от слез, «и плакали громко», «и не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народного». Затем приступлено было к самому построению храма. При отсутствии достаточных средств, труд этот был тяжелый и медленный, тем более, что явились противники этого дела в лице самарян, которые, считая Палестину теперь своим владением, враждебно отнеслись к переселенцам и разными наветами пред персидским правительством добились даже указа об остановке работ. Работы возобновились опять при Дарии Гистаспе, который подтвердил указ Кира, и народ, ободряемый пророками Аггеем и Захариею, еще с большим усердием принялся за труд, и здание было закончено в шестом году царствования Дария (515 г.), через 21 год после закладки его основания. Совершено было торжественное освящение нового храма, который строился по образцу первого, хотя и из менее ценных материалов. Кроме 700 жертв всесожжения было принесено двенадцать козлов в жертву за грех, «за всего Израиля по числу колен». Восстановлены были по уставу Давида «чреды» священников и левитов для служения при храме, хотя для того, чтобы составить полное число этих чред, пришлось оказавшиеся налицо четыре чреды разделить каждую на шесть частей. Освящение закончено было торжественным совершением Пасхи. Слух о возобновлении храма и богослужения в нем распространился по всем пределам Персидской монархии, где только оставались иудеи и, ободренные успехом своих собратьев, многие из них решились хоть теперь воспользоваться указом Кира; и вот собралась новая партия переселенцев, которые в числе полторы тысячи семейств направились в святую землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Возлюбленные братья и сестры! Это наставление нашим выпускникам, потому что не по сану, не по облачениям, не по церковным наградам люди судят о пастыре на приходе, а по его молитвенности и по тому, как он сам подает пример служения Богу, Церкви Христовой и людям. И, наконец, в Святом Евангелии от Матфея сегодня говорилось о том, что Господь пришел спасти всех. Он часто употреблял притчи, которые были понятны людям. В них давались какие-то картины из жизни. И сегодня мы слышали притчу, когда Он сказал: " Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, … то он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся " (Мф. 18:12-13). И заключает: " Так, нет воли Отца нашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих " (Мф. 18:14). Это слово в первую очередь обращено к пастырю. Потому что радоваться надо, что его в церкви окружают " девяносто девять овец " . Однако сколь многие находятся вне стада Христова! И сколько нужно употребить усилий, чтобы найти и вернуть их! Сегодня в условиях свободной России, нет никаких препятствий, чтобы священник вышел за порог храма, чтобы искать заблудших. И велика его миссия в том, чтобы успешным был этот поиск. Поэтому это евангельское повествование дает сегодняшним выпускникам широкую программу — священникам на приходе придется не только совершать богослужение, не только реставрировать порушенные святыни, не только строить новые храмы и воскресные школы, но идти и искать заблудших. А это очень ответственная и тяжелая миссия: много преград, духовных стен воздвигнуто на пути к храму Божию. И милость Божия, что наши духовные школы готовят сегодня много " духовных пастухов " , которые ищут заблудших овец». После богослужения в семинарской трапезной состоялся праздничный обед, а затем в актовом зале начался торжественный выпускной акт. С докладом по итогам 2012/2013 учебного года выступил ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин. В прошедшем году в жизни семинарии произошли серьезные изменения, главным из которых стал переезд в новое здание. В семинарии сменился ректор — духовное учебное заведение возглавил архиерей, воспитанный в его стенах. Также в этом году состоялся первый выпуск двухгодичных миссионерско-катехизаторских курсов для мирян. В течение учебного года на разных курсах семинарии были совершены 10 диаконских и 6 пресвитерских хиротоний и один монашеский постриг. Окончил курс обучения 51 человек — 8 на очном и 43 на заочном отделении.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3069006...

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи - в четверг шестой недели. В этот день вспоминается восшествие Иисуса Христа на небо и обетование о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима " и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо " . (Лк, 24; 51). " И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян. 1; 9II). ВРАТА ЦАРСКИЕ - главные врата иконостаса - двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ - общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения. Состоит из соединения великой вечерни, праздничной утрени и первого часа. Всенощное бдение служится с особой торжественностью - на великой вечерне совершается вход, поются стихи 1, 2 и 3 псалмов, читаются паримии, в некоторые дни совершается лития, утреня начинается с шестопсалмия, поются полиелей, ипакои и антифоны, стихиры на 50 пс., катавасии к канону, читается Евангелие. ВХОД - действие: торжественный вход священнослужителей в алтарь через врата царские. На вечерне совершается " вход с кадилом " перед каждением алтаря и пением " Свете тихий " . На литургии совершается " малый вход " , или " вход с Евангелием " (после пения антифонов), и " великий вход " , или " вход с дарами " (предлагаемыми для евхаристии или преждеосвященными). Во время великого входа дары переносятся с жертвенника на престол. На литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого великий вход совершается во время пения херувимской песни, кроме дней Великого четверга и Великой субботы. В эти два дня, так же как и в дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров, во время великого входа поются особые песнопения. Происхождение входа таково: в древности Евангелие и дары хранились в храме в отдельных помещениях - ризнице и жертвеннике и внесение их в алтарь совершалось с особой торжественностью; впоследствии ризница и жертвенник были перенесены в алтарь, но вход сохранился как составная часть богослужения. Согласно некоторым литургическим толкованиям малый вход символизирует выход Иисуса Христа на проповедь, а великий - шествие Иисуса Христа на страдание и смерть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вопрос: У меня больные ноги и головокружение, я не могу стоять в храме, а на службе быть хочется и как мне поступить. Для больных и немощных допустимо и сидеть, но только не в особо торжественные моменты богослужения. Лучше сидя молиться, чем стоя думать о ногах. Вопрос: Боюсь ходить в свой приходской храм, мне кажется, на меня смотрят бабушки и говорят обо мне, и мне проще пойти в другую церковь. Мы забываем, для чего мы пришли в храм. В храм мы приходим не к прихожанам и даже не к батюшке, а для беседы с Богом в молитве и покаянии. Нас не должно беспокоить то, что происходит вокруг нас. «Если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» ( 1 Кор. 11:16 ). Новичку всегда кажется, что он в храме как белая ворона. Бес смущает человека, внушая ему свои лукавые мысли и гонит его из церкви. Этот комплекс устраняется уже после третьего, четвёртого посещения своего храма. Надо всегда помнить, где твой приход. Вопрос: Я хоть и сельский житель, но предпочитаю причащаться в городе, мне очень удобно, я и причащусь, и на рынке побываю, и куплю то, что мне надо. Вопрос о причащении очень серьёзный. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и нить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин. 6:53 ). «Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин. 6:54 ). Чтобы причаститься, нужно к этому подготовиться трехдневным постом. Накануне вечером на богослужении в церкви исповедоваться в грехах пред священником. Если батюшка допустит до Причастия, то вычитать дома, если не читают в храме, правило к Святому Причащению. Утром перед литургией не есть и не пить. Прийти следует со смиренным чувством покаяния и недостоинства… Недостойное Причастие может повлечь, за собой и душевные, и духовные болезни. «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» ( 1 Кор. 11:27 ). Значит, без должной подготовки нельзя причащаться. День, когда мы хотим причаститься, должен быть особым, его мы полностью посвящаем Богу. Этот день хорошо провести без мирской суеты в молитве, в чтении Святого Писания или просто в добрых делах.

http://azbyka.ru/way/doroga-k-bogu-svjas...

- Вот дело Божье, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. - Какое же Ты даешь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе, — перебил Его Думах, — что Ты делаешь? Раввин с высоким тюрбаном на голове, внимательно прислушивавшийся к предшествующему разговору, выступил из толпы и лукаво заметил: - Отцы наши ели манну в пустыне, как сказано в Писании: «Хлеб с небес дал им есть» ( Пс. 77:24 ). - Истинно, истинно говорю вам, — ответил на это Иисус, — не Моисей дал вам этот хлеб с неба, а Отец Мой дает истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Как неизменное благословение за молитвой, послышался снова ясный голос мальчика: - Господи, подавай нам всегда такой хлеб! Вслед за этим Учитель скрылся в дверях синагоги. Наступила торжественная тишина: началось богослужение. По приказанию смотрителя синагоги люди стали отступать от главного и боковых выходов, и на площади снова поднялись прежние толкотня и шум. - Как Он осмеливается говорить, что Он пришел с неба, — спрашивал один. — Мы все хорошо знаем, что Он никто иной как Иисус плотников сын. - Этак и мне можно говорить, что я с неба пришел, — говорил другой. Но ведь я серебряник, а он простой бедный плотник: разница-то большая! - Наконец-то вы за ум взялись, любезные! — вкрадчиво начал посланный иерусалимского верховного совета. — Человек этот непрестанно богохульствует, ставя себя наравне с Богом. О том, что будто Он с неба пришел, и речи никакой быть не может. Он одержим бесом и безумствует… - Если уж не совсем с ума сошел! — вставил один из слушателей. — Ведь если бы Он был Мессией, то пришел бы к нам могущественным царем. - Большой грех считать Его за Мессию, — обращаясь к говорившему, сказал тот самый раввин, который уже разговаривал с Иисусом. — Почитай-ка закон и пророков да послушай, что говорят о Нем люди умнее тебя, и ты сам поймешь, как Он опасен народу. Он в союзе с князем бесовским и потому может только зло творить. - Нет! Нельзя больше хладнокровно слушать это! — раздался вдруг детский голос. — Ты лжешь, подло лжешь, говоря такие вещи о Назарянине!

http://azbyka.ru/fiction/syn-kaiafy-pove...

Вот поэтому то возникает сам собой, вопрос: не лучше ли перенести, согласно с практикой церквей восточных, чтение Евангелия на различных языках за вечерню пасхальную. Это облегчит значительно молящихся, которые целую ночь проводят без сна, и даст им возможность с пол­ной бодростью тела и духа прослушать вечернее богослужение, которое от присоединения к нему чтения Евангелия на различ­ных языках сделается еще более интереснее и торжественнее. Это одна сторона настоящего дела. Другая более серьезная за­ключается в том, что настоящее пасхальное Евангелие, излагая возвышенное богословское учение о Боге Слове с трудом мо­жет быть усвоено чисто православными людьми, а о единоверцах и нечего говорить... Тогда как вечернее Евангелие, трактующее о втором явлении Господа своим ученикам, собранным в одно место, – это Евангелие, так сказать, чисто миссионерского характера и для всех верующих и неверующих может давать обильный урок назидания. Здесь мы слышим Христа, наделяющего своих учеников дарами благодати: «Приимите дух свят»... Здесь мы слышим укор тем, кто желает все осязать и на опыте узнать: «Блажени невидящие, но веровавшие» ( Ин. 20, 22, 29 ). Такое Евангелие будучи прочитано на понятном наречии само по себе может быть легко усвоено присутствующими в храме и может дать обиль­ный материал для слова научения пастырям. В этом случае об употреблении разных языков при богослужении нужно пом­нить мудрое наставление учителя языков св. апостола Павла. «Кто говорит на незнакомом языке, пишет он в послании к Коринфянам, тот назидает себя... Так если и вы языком произносите невразумительныя слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер... Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте про­столюдина как скажет: аминь, при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается... Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке... Языки суть знамение не для верующих, а для неверующих...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вот поэтому-то возникает сам собою вопрос: не лучше ли перенести, согласно с практикою церквей восточных, чтение евангелия на различных языках за вечерню пасхальную. Это облегчит значительно молящихся, которые целую ночь проводят без сна, и даст им возможность с полною бодростью тела и духа прослушать вечернее богослужение, которое от присоединения к нему чтения евангелия на различных языках сделается еще более интереснее и торжественнее. Это одна сторона настоящего дела. Другая, более серьезная, заключается в том, что настоящее пасхальное евангелие, излагая возвышенное богословское учение о Боге Слове, с трудом может быть усвоено чисто православными людьми, а о единоверцах и нечего говорить... Тогда как вечернее евангелие, трактующее о втором явлении Господа своим ученикам, собранным в одно место, – это евангелие, так сказать, чисто миссионерского характера и для всех верующих и неверующих может давать обильный урок назидания. Здесь мы слышим Христа, наделяющего своих учеников дарами благодати: «Приимите дух свят»... Здесь мы слышим укор тем, кто желает все осязать и на опыте узнать: «Блажени невидящие, но веровавшие» (Иоанн. 20, 22, 29). Такое евангелие, будучи прочитано на понятном наречии, и само по себе может быть легко усвоено присутствующими в храме и может дать обильный материал для слова научения пастырям. В этом случае об употреблении разных языков при богослужении нужно помнить мудрое наставление учителя языков св. апостола Павла. «Кто говорит на незнакомом языке, – пишет он в послании к Коринфеянам, – тот назидает себя... Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер... Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: аминь, при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается... Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке... Языки суть знамение не для верующих, а для неверующих...» (14, 4, 9, 16, 17, 19, 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вот эти разожженный стрелы, которыми дух тьмы и зла поражает душу, когда она не управляется волей человека, т. е. во время сна. Вот этот страшный враг, который пользуется минутами отдыха для своих адских нападений! Как же приступая ко сну, не молить Господа Бога о помощи и защита от этого врага? Как не повторять каждый вечер с псалмопевцем: «Боже избави меня, Господи помочь мне поспеши! Да будут постыждены и посрамлены ищущие души моей! Да отступят назад и будут поруганы желающие мне зла!» ( Пс. 69:2–3 ). «Враг преследует душу мою, попирает в прах жизнь мою, посаждает меня во мраке подобно давно умершим. Томится во мне дух мой, унывает во мне сердце мое» ( Пс. 142:3–4 ). «Поспеши, услыши меня, Господи, дух мой исчезает, не сокрой лица Твоего от меня, иначе я сравняюсь с отходящими в могилу. Избавь Меня от врагов моих, Господи, к Тебе прибегаю. И по милости Твоей истреби врагов моих, и погуби всех угнетающих душу мою, ибо я Твой раб». За этими псалмами: торжественная песнь славословия «Слава в вышних Богу» и пр. Символ веры , Достойно и Трисвятое – обо всем этом было говорено. Каноны По уставу после Символа веры положено петь канон пр. Богородице. В каждом гласе и на каждый день недели положен свой особенный канон. Общее содержание их: моления грешника ко пр. Деве о ходатайстве пред Господом Богом о прощении и помиловании и о небесной помощи на трудном жизненном пути, среди всяческих искушений и соблазнов. Вот для примера несколько стихов из канона «в среду на повечерии глас второй». «Пречистая! Меня, благоговейно душой и устами исповедующего тебя, по истине Богородицу, спаси от страшных бед, и болезней, и грехов. Пресвятая Дева! Услышь слова моей молитвы, которые я приношу Тебе, Преславная, из глубины моего сердца, и спаси меня от страстей и от напастей. От скорби и боли душевной приношу Тебе моление, я погибший; Ты, едина родившая Слово – самое милосердие, умилосердись и спаси меня. Непроглядной тьмой житейской я окружен и проникнут; соболезнующего и состраждущего мне доселе не нашел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010