Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжественное богослужение в Успенской Святогорской лавре 30 июля 2009 г. 18:17 30 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий пастырское посещение епархий Украинской Православной Церкви , возглавил торжественное богослужение в Успенской Святогорской лавре . Множество людей еще с вечера собирались в обители и ко времени начала Божественной литургии заполнили Успенский собор и площадь Лавры. Люди выложили живыми цветами приветствия Святейшему Патриарху Кириллу. За Божественной литургией Святейшему Владыке сослужили Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир с собором архипастырей, духовенство Киевской, Донецкой, Харьковской, Луганской, Горловской и других епархий Украинской Православной Церкви. В богослужении участвовали сопровождающие Святейшего Патриарха Кирилла в ходе пастырского визита на Украину архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий , исполняющий обязанности управляющего делами Московской Патриархии; архиепископ Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии. Святейшему Патриарху Кириллу также сослужили иерархи Украинской Православной Церкви: митрополит Одесский и Измаильский Агафангел; митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий; митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион; архиепископ Вышгородский Павел, наместник Успенской Киево-Печерской лавры; архиепископ Изюмский Онуфрий; архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, управляющий делами Украинской Православной Церкви; архиепископ Конотопский и Глуховский Лука; архиепископ Бориспольский Антоний, ректор Киевских духовных академии и семинарии; епископ Северодонецкий и Старобельский Агапит; епископ Святогорский Арсений, наместник Успенской Святогорской лавры; епископ Белгород-Днестровский Алексий; епископ Макеевский Варнава; епископ Горловский и Славянский Митрофан; епископ Бердянский и Приморский Елисей; епископ Переяслав-Хмельницкий Александр; пребывающие на покое епископы Алипий (Погребняк) и Иннокентий (Шестопаль).

http://patriarchia.ru/db/text/707493.htm...

В Иерусалиме торжественно отмечают праздник Святой Троицы Иерусалим, 16 июня 2008 г. Торжественно отмечает Святой град Иерусалим праздник Святой Живоначальной Троицы, который, по давно установившейся традиции, продолжается здесь, на Святой земле, 3 дня, с воскресенья по вторник. В первый день Святой Троицы духовенство Иерусалимской Православной Церкви совершило ночное Богослужение на Голгофе, в Храме Гроба Господня. В нем приняли участие многочисленные паломники, сообщает Седмица.Ru . Затем утром уже у самого Гроба Господня службу возглавил Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины Блаженнейший Феофил. По принятому обычаю литургия служилась в приделе Святого Ангела Кувуклии Гроба Господня, украшенной многими горящими свечами и лампадами. Среди священнослужителей, сослуживших Патриарху Феофилу, были арабы и русские, в частности — начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Тихон (Зайцев), читавший в чине Троицкой вечерни с коленопреклонениями положенные в этот день молитвы на церковно-славянском языке. В это же утреннее время в Иерусалиме торжественные богослужения состоялись и в русском Горненском женском монастыре, принадлежащем Московской Патриархии, в женском Русском Гефсиманском монастыре и Русском монастыре Вознесения Господня, находящихся в ведении РПЦЗ, а также в русском Троицком соборе Русской Духовной миссии. К своему главному храмовому празднику Троицкий собор был благолепно украшен цветами и пальмовыми ветвями. Зеленью были оформлены и большие иконы в алтарной части храма, среди которых — величественные образа Святой Троицы и Сошествия Святого Духа на Апостолов. Торжественное праздничное богослужение в Троицком соборе возглавил митрополит Днепропетровский и Павлогорадский Ириней. Ему сослужили прибывшие с ними с Украины священники и духовенство Русской духовной миссии. Стройное пение небольшого по составу хора Русской Духовной миссии, доставило истинное утешение многочисленным паломникам, специально прибывшим на праздник из России, Украины, стран ближнего и дальнего зарубежья.

http://pravoslavie.ru/26890.html

Молебен о Президенте: для чего? Молебное последование, составленное специально для подобных торжественных случаев, содержит особые прошения о вступившем в должность Президенте. 5 мая, 2012 Молебное последование, составленное специально для подобных торжественных случаев, содержит особые прошения о вступившем в должность Президенте. В день инаугурации избранного президента России Владимира Путина Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит молебен  в Благовещенском соборе московского Кремля. Богослужение состоится после официальной церемонии вступления в должность главы государства, сообщил замглавы патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков. «По сложившейся многолетней традиции, идущей еще от патриарха Алексия Второго, предстоятель Русской православной церкви совершит молебен в связи со вступлением в должность президента Российской Федерации 7 мая в Благовещенском соборе Кремля», — сказал диакон. Молебное последование, составленное специально для подобных торжественных случаев, содержит особые прошения о вступившем в должность Президенте: «о еже подати ему с небесе к правлению и правосудию силу и премудрость добре страною нашею правити, мир и благоустроение в ней насаждати, от врагов же ея и супостат ограждати». 7 мая 2008 года молебен по случаю инаугурации президента Дмитрия Медведева совершил Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Богослужение состоялось после завершения церемонии инаугурации нового Президента России в Благовещенском соборе Московского Кремля. Благовещенский собор Московского Кремля 7 апреля 2008 года Благовещенскому собору Московского Кремля исполнилось 500 лет. До XVIII века этот собор являлся домовой церковью московских государей, его настоятели одновременно были духовниками царей. Руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский в интервью ИТАР-ТАСС отмечал, что «Благовещенский собор был домовым храмом русских великих князей и царей и здесь всегда по особым случаям служили молебен, смысл которого — в призывании Святого Духа на начало доброго дела». Священник пояснил, что «если бы даже президент не был православным человеком, эта служба также была бы совершена». «Но, в данном случае, — подчеркнул он, — новоизбранный президент — человек православный, и он будет молиться вместе с Патриархом».

http://pravmir.ru/moleben-o-prezidente-d...

Скачать epub pdf БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА СВЯТОЙ ПАСХИ ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАСХАЛЬНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ Божественной славе Воскресшего Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует высокая торжественность, с которой совершается богослужение и в первый день Пасхи, и во всю Светлую седмицу. В соответствии с этим богослужение приобретает следующие особенности: В храме темные одежды сменяются светлыми. До начала Пасхального богослужения с вечера в храме читается Книга Деяний святых апостолов, содержащая непреложные свидетельства истины Воскресения Христова. Перед началом пасхальной заутрени храм по древнему обычаю наполняется фимиамом в знак изобилия благодати, полученной нами через Воскресение Христово (для этого в древности в храме поставлялись сосуды с горящим углем и благовонным фимиамом). В храме во время пасхального богослужения возжигаются все светильники и все находящиеся в храме стоят с зажженными свечами в знак полной радости. Со времен Апостольских Церковь совершает Пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и Новый Израиль бодрствует «в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова», ночь светозарную (полную света), провозвестницу светоносного дня нашего всех воскресения, духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу. Священнослужители на Пасху и на вечерне в день Пасхи совершают богослужение в полном светлом облачении. Богослужение на Пасху и в продолжение Светлой седмицы совершается при открытых царских вратах в ознаменование того, что Воскресением Господа Иисуса Христа открыто всем Царствие Божие. Царские врата не закрываются даже во время причащения в алтаре священнослужителей, а также тогда, когда в храме нет службы. Священник на Пасху и в Светлую седмицу совершает начало утрени, Литургии и вечерни, все каждения – с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом в правой. Диакон же совершает каждение со свечой (в левой руке).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

В праздник Светлого Христова Воскресения Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя 15 апреля 2012 г. 15:36 В ночь с 14 на 15 апреля 2012 года в кафедральном соборном  Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальные богослужения — полунощницу, крестный ход, Пасхальную заутреню и Божественную литургию свт. Иоанна Златоуста. Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха по городу Москве;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Подольский Тихон , председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата;  епископ Воскресенский Савва , наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ; схиархимандрит Илий (Ноздрин);  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; клирики Храма Христа Спасителя, московское духовенство. На богослужении присутствовали: действующий Президент Российской Федерации  Д.А. Медведев  с супругой С.В. Медведевой; избранный Президент Российской Федерации, председатель Правительства Российской Федерации  В.В. Путин ; председатель Совета Федерации ФС РФ  В.И. Матвиенко ; мэр г. Москвы  С.С. Собянин ; послы стран ближнего и дальнего зарубежья, представители инославных христианских церквей. Первые лица Российского государства и Предстоятель Русской Православной Церкви во время богослужения поздравили друг друга со светлым праздником Воскресения Христова и вручили друг другу пасхальные яйца. Пасхальное богослужение  транслировалось  по центральным каналам телевидения, а также на официальном сайте Русской Православной Церкви. Перед началом крестного хода Предстоятель Русской Православной Церкви обратился с приветствием к телезрителям: «Через несколько мгновений начнется Пасхальное богослужение. Это самое прекрасное и самое главное богослужение в честь самого прекрасного и самого главного праздника  Воскресения Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/2164016.ht...

Псалом 94 Должно прославлять Бога, как Вседержителя, и повиноваться Ему, как Пастырю, дабы ни привлечь на себя Его праведный гнев. Хвала песни Давиду, не надписан у Еврей. Хвала песни или хвалебная песнь, имеющая предметом своим преимущественно прославление Бога, как Царя – Вседержителя и Пастыря – Спасителя. Надписания этого нет в Еврейском тексте Псалтири, оно внесено в греческий перевод, и, на основании предания Иудейской Церкви, усвояется Давиду, вероятно, в том смысле, что псалом этот был в употреблении при богослужении «по уставу Давида» ( 1Езд.3:10–11 ). 1–2. Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему: предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему. Псалмопевец приглашает всех верующих торжественно прославлять Господа. – Приидите, как обыкновенно приходили – собирались все Израильтяне в скинию к богослужению, особенно во дни великих праздников. – Возрадуемся Господеви, – в хвалебной песни выразим все вместе торжественно общее и единодушное чувство живейшей освященной радости пред Господом. – Воскликнем Богу Спасителю нашему, – объятые чувством радости, в громких возгласах, соответствующих высот порывов самого чувства, выразим благодарность Богу, как Спасителю, за свое спасение. – Предварим лице Его, – станем пред лицем Его, поспешно пойдем к Нему, во исповедании – с тем, чтобы исповедовать, т. е. торжественно выражать свои чувства радости и благодарности и вместе прославлять Бога, как Спасителя. – И для сего в псалмах, именно хвалебных, громко будем восклицать – в чувстве своей радости, усиливая пение музыкой. 3–5. Яко Бог Велий Господь, и Царь Велий по всей земли, яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор Того суть. Яко Того есть море, и Той сотвори , и сушу руце Его создасте. Призывая народ славословить Господа, псалмопевец далее говорит, почему должно славословить. Яко Бог Велий Господь, – великий Господь, ибо Он не только обладает всем, но и создал все, чем обладает. И Царь Велий по всей земли, – ибо Его власть простирается не над одним только народом Израильским, но и над всеми народами всей обитаемой земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Предварительные понятия § 1. Понятие о Богослужении . Богослужение православной Церкви составляют все те молитвословия и священнодействия, которыми православные христиане выражают Богу свои чувства веры, надежды и любви, и посредством которых они входят с Ним в таинственное общение и получают от Него благодатные силы для святой жизни. Богослужение бывает или частное, когда совершается одним или несколькими лицами частным образом, или общественное, когда совершается от лица всей Церкви поставленными на то лицами. Богослужение общественное состоит из церковных служб постоянных, совершающихся для всех христиан в определенные времена, каковы: литургия, вечерня, утреня и т. д., и повременных, совершающихся по требованию и нуждам отдельных членов Церкви и называющихся требами, каковы: чин погребения, водоосвящения и т.п. § 2. Происхождение Богослужения . Человек начал служить Богу с тех пор, как узнал о Нем. Узнал же он о Боге тогда, когда Бог явился ему в раю и дал заповеди о невкушении от древа познания добра, о соблюдении покоя в седьмой день, и благословил брачный союз его с Евой. Богослужение первых людей в раю состояло не в какихлибо определенных церковных службах, как ныне, но в свободном излиянии благоговейных чувств своих перед Богом. Впрочем, божественная заповедь о седьмом дне и о воздержании с запрещенного древа положила начало уже и определенным богослужебным установлениям. К ним по падении человека присоединилось еще новое учреждение – жертвоприношения. Они совершались при всех торжественных случаях, когда приходилось благодарить Бога за полученные от Него благодеяния, или просить Его о помощи, или умилостивлять за содеянные грехи. Соединение молитв с жертвоприношениями внушало людям, что Бог может принимать их молитвы только ради той жертвы, которую впоследствии принесет обетованное Семя жены. Во времена патриархальные, от Адама до Моисея, когда Церковь Божия состояла в одном или нескольких семействах, Богослужение совершалось от лица этих семейств главами их, патриархами, в местах и во времена по их усмотрению. При Моисее же, когда потомки Израиля образовали народ, Богослужение стало совершатся от лица всего народа и тогда для совершения его были установлены и определенное место, и время, и священные лица, и самые формы его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 9. Годовой круг богослужения Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Мы продолжаем обсуждаем возможность самостоятельного совершения богослужебных последований. Богослужебные молитвословия зависят не только от времени суток и дней седмицы, но и дней года. Суточный круг образует канву богослужения, а с тем или иным видом его богослужения соединяются службы седмичного и годового кругов. Сегодня мы поговорим о годовом круге богослужения . Каждый день церковного года, посвящен или воспоминанию каких-либо священных событий или памяти различных святых. Все это именуется праздниками. Годовой круг делится на две части – неподвижные и подвижные праздники. Неподвижные праздники образуют собой систему месяцеслова. Здесь уже большее разнообразие служб, чем в седмичном круге. Что касается подвижных праздников годового круга, то это богослужения Великого Поста и Пасхального времени. Виды праздников В зависимости от степени торжественности праздники делятся на великие, средние и малые. Каждый из них имеет свои, ему одному присущие особенности. Правда, о составе великих праздников Типикон говорит достаточно расплывчато, т.е. из 47 его главы нельзя узнать четко, какие именно праздники являются великими. Там сказано только: «Велицыи убо праздницы Христовы, и Богородичны, и Предтечева два: Рождество и Усекновение, и обоих верховных апостолов, Петра и Павла». Кроме перечисленных великими являются так называемые двунадесятые праздники. Эти праздники относятся как к неподвижной, так и к подвижной частей годового круга. К последней, например, относится праздник « Входа Господня в Иерусалим ». Число 12 при этом достаточно условное. К примеру, Антипасха по богослужебному строю то же двунадесятый праздник, но формально к ним не причисляется, чтобы не нарушать то число, которое воспринимается церковным сознанием как священное. Какие именно праздники причисляются к праздникам двунадесятым? – это будет вашим домашним заданием на сегодня.

http://azbyka.ru/video/09-godovoj-krug-b...

Том 2→ Содержание Предисловие к 6-му изданию Начало, важность и разделение дней богослужения Праздники Праздники церковные Великие двунадесятые Великие недвунадесятые Праздники церковные средние Праздники церковные малые Праздники гражданские Высокоторжественные и торжественные Праздники церковные табельные Праздники общие, местные и храмовые Непереходящие и переходящие Дни Господни, Богородичны и святых Богослужение в праздники Главный предмет богослужения в праздники Бдение в праздники Праздничное облачение церкви Освещение церкви в великие праздники Пение в великие праздники Праздничная трапеза Славление Достойное хранение праздников Начало и окончание дневного празднования для православных христиан Часть I. Праздники и дни церковные непереходящие Праздники и дни Господни и Пресвятой Богородицы Праздники Господни Праздники Господни в память спасительных событий, относящихся к земной жизни воплотившегося Господа нашего Иисуса Христа и к явлениям Божества День Рождества Христова Событие Рождества Спасителя Древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Поведение христиан в праздник Святки Обрезание Господне Событие и древность праздника Предмет праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника День Сретения Господня Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника День Крещения Господня и Богоявления Событие праздника Наименование и древность праздника Важность празднества Продолжение и богослужение праздника Водоосвящение Поучительность праздника Поведение христиан в праздник День Преображения Господня Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника День Перенесения Нерукотворенного Образа Господня от Эдесса в Константинополь Праздники Господни в честь событий, напоминающих о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа Праздники в честь и память Животворящего Креста Господня День Воздвижения Креста Господня День явления знамения Креста во Иерусалиме День Происхождения Древа Креста Господня День Положения Ризы Господней Праздники Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Архив Пн В день 70-летия Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя прошло торжественное богослужение 20 ноября 2016 г. 16:44 20 ноября 2016 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей, сонмом архиереев и духовенства Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. В этот день Предстоятелю Русской Православной Церкви исполнилось 70 лет. Богослужение возглавили:  Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II ,  Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II ,  Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий Ириней ,  Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II ,  Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий ,  Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва ,  Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав ,  Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Тихон . Предстоятелям сослужили: главы делегаций Поместных Православных Церквей митрополит Галльский Эммануил ( Константинопольская Православная Церковь ); митрополит Тырговиштский Нифон ( Румынская Православная Церковь ); митрополит Западно- и Среднеевропейский Антоний ( Болгарская Православная Церковь ); митрополит Димитриадский Игнатий ( Элладская Православная Церковь ); постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви   Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий ;  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ;  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ;  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава  Митрополичьего округа в Республике Казахстан ;  митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , глава  Среднеазиатского митрополичьего округа ;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;

http://patriarchia.ru/db/text/4691307.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010