Воздыхание и печаль сушат кости наши». Монголы особенно старались истреблять князей Русских. На них прежде и более всего падала тяжесть жестокой власти Монгола. Положение князей было вдвойне тяжело. Покорностью их Монголу определялась не только участь их самих, но участь всего народа, по судьбам Вышнего, это было для них уроком-дорожить счастьем народа, – чем многие из них мало дорожили в распрях. И когда для спокойствия христианской земли своей они жертвовали и деньгами, и здоровьем, и самою жизнью: это была жертва высокая, жертва христианская и Христианству 18 . Посему-то летопись справедлива, когда пишет о Вел. Кн. Ярославе: «Положил душу свою за други своя и землю Русскую; когда поганые делали насилии христианам, он не пощадил себе и отправился в Орду, в великую и пагубную землю Татарскую (в глубь Азии, где кочевала главная Орда), и много пострадал за землю Русскую; быв обнесен Феодором Яруновичем, много вытерпел томления, и преставился (в 1246 г.) в Орде насильною смертью» 19 . § 3. Св. мученики князья – Михаил Черниговский с боярином Феодором, и Роман Рязанский Исповедником и мучеником св. веры в точном смысле был св. Михаил, Князь Черниговский, с боярином своим Феодором. В 1246 г. Кн. Михаил получил приказание явиться в Орду, куда явились другие князья. Покорный судьбе Вышнего, он обратился к духовному отцу за благословением и наставлением. Тот говорил ему, что многие князья отправились в Орду, но немногие остались верными христианской совести, – «идоша сквозь огнь, и поклонишася кусту и солнцу, и погубишь души своя, славы ради света сего; ты же, Княже, не твори тако», присовокупил благочестивый духовник. – «Я желал бы, отвечал Князь, за Христа пролить кровь свою». Князь отправился к Батыю с другом своим боярином Феодором и племянником, Ростовским кн. Борисом. Батыю хорошо известно было, что делал каждый князь Русский, что делал и Михаил; а Михаил любил св. веру и, по любви к вере, сильно побуждал соседей восстать против Татар. Батый приказал не иначе допустить Михаила в ставку свою, как с соблюдением обрядов монгольского верования или суеверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Гвоздев Сергей, Нижний Новгород 19 марта 2020г. 11:55 В прошении об избавлении от гнева Божия нет никакой странности - Церковь возглашает это на протяжении многих веков ежедневно. Автор, как священнослужитель, наверняка знает наизусть прошения ектении «о избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды», литии «отвратити всякий гнев, на ны движимый» и иные. Они - вовсе не свидетельство какого-то «маловерия». В целом любое богослужение, любой «корпус» домашних последований выражает главной мыслью и желанием прошение о спасении, о Царстве Божием – и на этой «базе» вовсе не стыдно просить также о земном. Мы не считаем наивысшей ценностью земную жизнь и её благополучие, но вполне естественно по человечеству желаем этого и просим этого. Прошения «да тихое и безмолвное житие поживем», «о еже умножити лета живота их» и т.д. также всем известны. И если к ним прибавляется некоторая новая молитва, продиктованная земными нуждами – она не свидетельствует, будто христиане потеряли основное стремление и ограничились землёй. Гвоздев Сергей, Нижний Новгород 19 марта 2020г. 11:57 «Безусловно, для некоторой части воцерковленных людей так все и есть. Но только для воцерковленных, и только для некоторой их части, которая привыкла молиться «в общем и в целом», не погружаясь в смысл произносимых слов»…………………………………. Последнее предложение в цитате наводит на мысль о… несколько снобистском подходе. Который, по-моему, к сожалению и просматривается в дальнейшем тексте статьи. иеромонах Дионисий, Ростов Великий 19 марта 2020г. 13:11 Из молитвы часов: " и избави нас от всякия скорби, зол и болезней " --- За грехи Бог посылает нам обличение скорбей. Вместо того, чтобы исправиться, мы начинаем воевать с кажущимися их виновниками (творим зло). Тогда Бог посылает нам образ творимого нами зла (болезнь). ---- Тот, кто поймет это, может исправиться покаянием. Не пустым исповеданием, но добрыми плодами. --- Если кто-то наелся зла до сытости (суета сует и томление духа), то сможет обновиться в неудержимом устремлении души (со слезами).

http://bogoslov.ru/article/6026069

Господь Спаситель сказал: " Ищете прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам " — все, потребное для жизни (Матф. 6:33). И по слову ап. Павла: " Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей " (1 Тим. 4:8). Наблюдая человеческую жизнь, можно сказать вместе с царем Давидом: " Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба " (Пс.36:25). Надо заметить, что в человеке, как в существе, происшедшем от Бога, есть сильное желание нравственного блага и невольное влечение к нему. Еще языческий философ Платон изображал томление человека по этом благе, как узника по свободе, как странника по своем отечестве. Из священных книг, особенно в псалмах Давида часто выражается воздыхание души человека и его стремление к высшему благу; напр.: " Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже. Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь перед лицо Божие! " (Пс. 41:2-3). И ап. Павел выражал желание разрешиться и быть со Христом, т.е. достигнуть за гробом высшего блага (Филип. 1:23). Та же мысль высказана им в словах: " Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр.13:14) Наша жизнь есть на небесах " , — свидетельствует он же (Филип. 3:20). Таким образом, к указанным выше двум сторонам в понятии о нравственности, к ее закону, содержащему норму жизни для человека и к свободному исполнению добродетели, надо присоединить третью сторону, а именно — благо, как результат нравственности. Таким образом, Нравственное Богословие есть учение с одной стороны — о законе или долге (обязанностях), с другой — о добродетелях, а частично о благе. Вера и нравственность Из понятия о нравственности с очевидностью следует, что она предполагает веру в личного Бога или религию, с которой находится в тесной связи. Потому апостол говорит: " Без веры невозможно угодить Богу; всякому, приходящему к Богу,подобает прежде всего веровать, что Он есть и ищущему Его воздаст " ( Евр. 11:6). Без веры в личного, христианского Бога, без религии, нравственности будет недоставать надлежащего основания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2232...

Давайте вспомним самарянку из Евангелия от Иоанна, пришедшую на колодец зачерпнуть воды. Христос просит пить, а она в недоумении: «Господин, Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок». А Христос говорит самарянке о другой воде, тот, кто будет пить ее, «не будет жаждать вовек». Она просит: «Господин, дай мне этой воды», еще не понимая, о чем идет речь. Христос говорит с самарянкой у колодца. Был просто колодец, но после встречи со Спасителем стал он живоносным источником. Была просто самарянка, грешная женщина, а стала проповедницей Божьего слова. В 66-м году она была брошена в колодец мучителем. Звали ее Фотина (Светлана). С Евангельских времен до наших потребность в живой воде не пропала. Напротив, пережив богоборческие времена, мы особенно мучительно переносим эту жажду. Мы даже не всегда понимаем, что она такое. Беспокойство души, немирность, беспричинное томление. Мы ищем в стороне от святого живоносного источника утоления своей жажды. Ищем кто где. И – не находим. И гневаемся на жизнь, на ее путы, сдерживающие наш нетерпеливый галоп. Перед иконой «Живоносный источник», может, и вразумимся? Может, дана будет нам ясность ума и простая мысль посетит: «Не там ищу, не там утоляю жажду».    Сейчас как-то поутихло, а ведь совсем недавно еще мы, как чумовые, бежали к голубым экранам с тяжелыми, как гири, банками с водой – заряжать. На нас и на наши банки пучил глаза очередной телеаферист. Мы пучили глаза на телеафериста. Эта игра в гляделки была, как болезнь. Почти эпидемия. В редком доме не было желающего оздоровиться даром. Потом мы пили заряженную воду до изнеможения, отдышимся – опять пьем. Отдышимся – опять. Переполненные желудки, мочевые пузыри, отеки под глазами… А ведь не дураки мы вроде, образованные, пожили-повидали всякого. Господь, по словам крещенского песнопения, «очищение водою роду человеческому дарует», а мы не воспротивились надруганию над водой. Грех. А батюшка, когда придем на исповедь, спросит: «К эсктрасенсам ходили? Воду, заряженную по телевизору, пили?». Наложит эпитимью. И будет прав. Сами нагрешили, сами будем исправлять. А за помощью и утешением подойдем к иконе «Живоносный источник». А потом выберем время и посетим один из многочисленных святых источников – будь то Сергиев в Малинниках, или Пафнутьев в Оптиной пустыни, или Серафимов в Дивееве. И смоем с себя в их живительных водах все, что мешает нам и запутывает нас. Будет гореть здоровым жаром плоть, прояснится голова, затаится душа в ожидании необыкновенного. Пусть ожидание не будет напрасным. Пусть даруется душе от живоносного источника удивительная сила. Очень хотела самарянка живой воды и просила ее у Господа. Она не знала, что за вода, а просила. А мы-то, грешные, знаем, а не просим…

http://pravmir.ru/zhivonosnyj-istochnik-...

Давно умерли все его товарищи и однополчане. Пришел час - и сам Борис Сергеевич окончательно ослабел и слег. Олег трепетно ухаживал за папой - так он всегда тепло называл отца. Как-то в разговоре я заметила, что к Борису Сергеевичу надо бы привезти священника, ведь папе уже 98 лет, но Олег ответил, что тот пока не готов. Я стала убеждать, что это самое главное, иначе будем потом жалеть, но - бесполезно. Олег боялся заикнуться о приходе священника, очевидно думая, что тем самым как бы объявит папе, что приближается конец. Сердце опять подсказало, что надо просто молиться и ничего больше не говорить. Ведь вдруг на пороге смерти Борис Сергеевич в ответ на вопрос «Привезти ли священника?» ответит отказом? Это будет еще хуже. Прошло недели две, прежде чем раздался звонок от Олега: «Папа согласен, вези». Я даже не сразу поняла его. Потом, когда он повторил фразу и смысл слов дошел до меня, стало так радостно на душе! Борис Сергеевич, как когда-то моя любимая бабушка Клавдия Евгеньевна , не уйдет из этой жизни, не соединившись с Христом! На следующее утро мы с иеромонахом Никодимом из Сретенского монастыря приехали к Борису Сергеевичу. Дверь открыл Олег, он был явно подавлен, понимая, что папа угасает на глазах. Склонившись над больным, я увидела в его глазах беспокойство, страдание, томление, и было непонятно, видит ли он меня, узнаёт ли. Он тянул ко мне руку. Мне захотелось подбодрить его: «Всё будет хорошо, Борис Сергеевич. Всё будет хорошо!» Отец Никодим начал соборование. Олег заранее поставил поближе к папе икону святых Бориса и Глеба и зажег перед ней свечу. Однако то, что через день наступит праздник Бориса и Глеба, то есть именины и день рождения Бориса Сергеевича, я тогда не вспомнила. Как только отец Никодим, читая положенные молитвы, в первый раз произнес: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», Борис Сергеевич начал налагать на себя - размашистым и медленным движением руки - крестное знамение. Так он и продолжал креститься, осеняя себя именно на «Славах». Душа помнила церковные службы детства, хотя прошло не менее 90 лет! Олег, профессор, сам уже далеко не молодой человек, глухо зарыдал. Вслед за ним заплакала и я: мы сознавали, что именно сейчас приблизились к какой-то неведомой нам сокровенной жизни его души.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Детская вера в чудо бескорыстна. Это не наше мучительное порой томление: «Господи, да сделай же наконец так, чтобы…» и тем более – не требование рода лукавого, который знамения ищет. Ребенку чудо нужно не для себя. Оно нужно просто так.  Для этого мира, для его красоты, для гармоничного его существования, потому что ребенок, как никто иной, знает, что в основу нашей жизни положены все-таки не безусловные и якобы неизвестно каким образом установившиеся физические законы, а – Чудо. Пусть никто и не объяснил малышу, что Чудом этим было творение Господом нашего мира из ничего и что это для ума нашего непостижимо, –ребенок все равно знает сердцем, что не просто так начал жить и дышать этот мир… Ответ детской души на Божие Чудо – это не удивление, тем более не страх перед непостижимым. Это радость – святая, жизнетворная, искрящаяся радость. Ученики заспорили, кто из них больше… А ведь они жили среди удивительных чудес, которые являл Учитель. Но тогда они еще не обратились, как призывал Он их – тогда они были еще слишком взрослыми, даже в Его присутствии. Рождество Христово – это праздник свершения детского ожидания чудесного. «Ибо именно в этих словах – Ребенок и Бог – самое поразительное откровение рождественской тайны. В некоем глубоком смысле тайна эта обращена, прежде всего, к ребенку, продолжающему подспудно жить в каждом взрослом. К ребенку, который продолжает слышать то, что взрослый уже больше не слышит, и отвечать на это той радостью, на которую наш скучный взрослый, усталый и циничный мир уже больше не способен. Да, праздник Рождества Христова  есть детский праздник не только в том смысле, что для детей зажигаются елки, а и в том, гораздо более глубоком смысле, что, пожалуй, только дети не удивятся тому, что приходит на землю к нам Бог» (протоиерей Александр Шмеман ). Что же все-таки лежит в основе детской веры в чудо? Наверное, любовь. Ибо что это, как не любовь – восхищение, непосредственная открытость сердца красоте и добру и готовность раздать эту радость всем-всем, всему миру, без остатка?

http://azbyka.ru/deti/deti-i-bog-mysli-o...

Духовная жизнь у многих поначалу идет на воодушевлении. А потом с каждым годом становится все труднее и тяжелее. А почему? Потому что трудно не устать надеяться и искать… Почему в основе добродетелей – вера, надежда, любовь? Чтобы не потерять веру, надо и надежду беречь, «а любовь стоит того, чтобы ждать». А многие устают. Или уходят вовсе, или потухают и в унынии не видят радость со Христом. Это томление духа важно перетерпеть. Многие приходят поначалу искренне, но в храмах почему-то мало людей. А из тех, что в церковной ограде давно, – живых, бодрых, взыскующих мало. Потому что нужен духовный труд и надежда, что все тяжести жизни закончатся. Как утешал преподобный Серафим? Сосредотачивал людей не на временных тяготах, а на грядущем блаженстве. «Нет нам дороги унывать; ибо Христос все победил!» Или вот строки из одной песни группы «Кино»: «После красно-желтых дней/Начнется и кончится зима./Горе ты мое от ума,/Не печалься, гляди веселей». Беда не в том только, что другие люди творят что-то недолжное, а в том, что и я сам поступаю так же Размышляя о поисках души, я обращаю свое внимание к разным людям. Может, это неожиданно… Творчество Виктора Цоя мне интересно, поскольку и о нем можно сказать: поэт в России больше, чем поэт. Какие слова он находит: «А мне приснилось: миром правит любовь./А мне приснилось: миром правит мечта./Я проснулся и понял – беда». Беда не в том только, что другие люди творят что-то недолжное, а в том, что и я сам поступаю так же. Во многих его песнях речь идет о том, что ты должен искать, а не цепляться за комфорт. Выходить в ночь, под дождь… Но какая же беда – ты должен быть сильным, а руки опускаются. У него и песня такая есть: «Мама, мы все тяжело больны». А там: «Ты должен быть сильным,/Ты должен уметь сказать:/– Руки прочь, прочь от меня!/Ты должен быть сильным,/Иначе зачем тебе быть» И надо не слова говорить, а вперед надо плыть: «Что будут стоить тысячи слов,/Когда важна будет крепость руки? И вот ты стоишь на берегу,/И думаешь – плыть или не плыть». А душу обременяет духовная расслабленность – «в жилах застыл яд, медленный яд».

http://pravoslavie.ru/157147.html

«Если корень свят, то и ветви святы», — говорит апостол (Рим. XI:16), если сердце освящается именем Господним, то и мысли исходят из него святые, духовные, подающие душе радость и веселие. Внутренняя же молитва есть дыхание духа бессмертного, она производит радость о Господе и постоянное благодарение за все, что подает Господь, за скорби так же, как и за радости, видя во всем милосердие Божие, ведущее нас ко спасению, ими же веси судьбами. Избранные сыны Царствия Божия, прилепившиеся всею душою ко Господу Богу, о законе Его помышляют день и ночь. Они одни, вменяя все земное за ничто — и славу, и приобретение, и спокойствие свое, подвизаются всегда добрым подвигом, усердно сохраняют веру словам Христовым и постоянно ожидают милости от Бога Спасителя своего. Они, проводя жизнь свою на земле, начинают жить уже небесной жизнью, жить сокровенно со Христом в Бозе. У них нет печали о земном, но одно у них попечение о том, как угодить Богу. Кто пришел в такое состояние, тот облекся во Христа и может неложно сказать, как и апостол Павел: «Не к тому себе живу, но живет во мне Христос» (См. 2 Кор. V:15). Блажен, кто сподобился усмотреть внутри себя Господа Бога и ощутить в сердце своем мир Божественный и радость, происходящую от Духа Святого; сей горит любовью к Богу подобно купине, любовью вечно несгораемой. Эту любовь ко Христу Богу ничто не преодолевает: ни скорби, ни гонение, ни голод и томление, даже и смерть не уничтожает; эта любовь вечно веселит душу, благодатно утешает и производит в сердце неумолкаемую песнь Богу Спасителю, от которой бывает такое упокоение души, что она не может иногда от сладости сердечной и говорить иное, как только одно, повторяя непрестанно: «Иисусе мой, Иисусе, сладчайший Иисусе». Как святые на небе, где ум их занят созерцанием Божией славы, молятся не молитвою, но только утешаются Божиим благоволением к ним, так бывает и с теми, кто сердцем предан Богу и внутри себя созерцает присутствие Бога. Сердце его тогда, по словам святых отцов, соделовается небом: сияющее в нем солнце — свет Пресвятой Троицы, воздух, которым дышит, — Всесвятой Дух, близкие, родные ему — святые и бесплотные, а жизнь, радость и веселие — Христос, Свет от Света, Бога Отца. Он весь соделовается внутри облаком Божией славы и озаряется лучами Владычного Света, становится страшен демонам и вожделен Богу и Ангелам Его. Таков был Симеон Новый Богослов, который говорит о себе: «Сижу на одре и усматриваю внутри себя Творца мира и беседую с Ним».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3043...

За воды Отчьего ключа. Крест недалек. Чернее злоба, Тупей крикливая толпа, С ней на душе томленье гроба В притворе храма у столпа… И, искусить хотя Законом, Подводят грешницу к Нему. Под моисеевым каноном Слова любви им ни к чему. Она в растерзанной одежде, Но все ж прекрасна, хоть грешна, Глядит в неведомой надежде, Кротка по — детски и нежна… —» Нам Моисей побить камнями Велит таких, — что скажешь Ты?» — Кружились голуби тенями, Казалось, запрещая рты… Христос молчал, от всех далекий. Склонясь, чертил перстом в пыли, И взгляд бездонный, синеокий В толпе проникнуть не могли. — «Кто без греха, — брось первым камень!» — Вдруг, дан был книжникам ответ, Из глаз святых пролился пламень, Стыдил их странно чудный свет. Ушел один, за ним другие… Христос, склонясь, чертил перстом. И видит грешница тугие Черты таинственным крестом. И, восклонясь, глядит Он снова: — Она стоит пред ним одна, Упасть к ногам Его готова, Еще дрожа, еще бледна. «Где ж обвинители? — одна ты. Не осудил никто тебя?» «Никто, Господь» — и знает — сняты Грехи с нее и Им, любя… «Иди ж! — Во Мне нет осужденья… Иди, и больше не греши! — Во Мне залог освобожденья, В потемках страждущей души. Грустна Мария из Магдалы, Для всех ее закрыта дверь. Черты лица ее усталы, В ней боль неведомых потерь… Чужими стали ночи оргий, Цветы, искристое вино, — Ей чудный взгляд сияет, строгий, Все в ней ему обречено. Вчера еще на грешном ложе Она дарила людям страсть, И поцелуй на нежной коже Ей обещал над кем-то власть. Сегодня ж эти изуверы, И полы, полные камней… И Он, и Он — любовь без меры! Слова таинственные к ней… Кто — Он?… В толпе с Ним были встречи, И говорили ей о Нем, Его рассказывали речи, Что душу жгли святым огнем… Кто — Он? Пророк? Мессия ль Бога? Иль сам он — Бог среди людей?… Но, как страшна Его дорога: — Святой, а принят, как злодей!… Он — Бог: — тому свидетель — слово! Не говорил никто, как Он! В Нем все — любовь, и все в Нем ново — С Ним словно снится светлый сон! Влечет неведомая сила, Опять упасть к Его ногам,

http://azbyka.ru/fiction/svet-nevecherni...

Игумену Филарету - радости о матери-молитвеннице, принявшей мученическую смерть за други своя в иноческом чине и в соборе новомучеников ныне предстоящей! Помоги и нам, Господи, удостоиться подобной милости Твоей в жизни и кончине! Георгий 10 февраля 2014, 11:10 Нас слишком мало Из тех, кто остался в седле Многих сковала усталость На пути к святой земле Но как кровоточат раны И грудь Пробита стрелой Под нами чужие страны И ты догорел звездой Но слышишь? вновь играет, Поёт, зовёт набат Пусть сердце усталость сжимает, За мной, за мной мой брат Мы там, где гроб Господень Где чаша Грааля полна И наш отряд оживляет Волшебная кровь Христа. У наших ног вечный город Величественный Иерусалим Здесь сарацин поджидает Томлением крови гоним Свист стрел, и кривые сабли… Скрестились наши мечи, Песок тела засыпает, Нам больше не увидеть земли … Нас слишком мало из тех, кто остался в седле Многих сковала усталость на пути К святой земле…. Святость к святости упокой Господи! ту,что не сдалась Лариса 10 февраля 2014, 10:26 Господи, упокой души новопреставленных мучеников Твоих Людмилы и Владимира и прими их в Свои вечные обители! Уважаемый отец Филарет, выражаю Вам мои глубокие соболезнования! Скорблю вместе с Вами о происшедшем в моей родной епархии, в Храме, с которого началось воцерковление и в который я ходила с 2005 года. Переехала 3 месяца назад во Владивосток и вот вчера узнаю, что произошло такое... Нет слов... Держитесь! Господь да утешит всех Вас в таком горе! София 10 февраля 2014, 10:23 Мои соболезнования Игумену Филарету. Царство Небесное Новомученице монихине Людмиле. Alena Vecherskaya 10 февраля 2014, 10:03 Царствия Небесного!!! Ирина 10 февраля 2014, 09:56 Упокой Господи душу монахини Людмилы! И р.б. прихожанина! Имя Его ты знаешь! Соболезнование всем семьям погибших!Скорбим! За то,что такое происходит в наши дни! Радуемся,что есть такие христиане-истинные! Помилуй нас Господи! Прости! Маргарита 10 февраля 2014, 08:48 Погибли в день Новомучеников и Исповедников российских в Храме Воскресения Христова,

http://pravoslavie.ru/68281.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010