Грех не смертный, называемый некоторыми простительным, есть тот, которого ни один человек избежать не может, выключая Христа и Деву Марию. Но сей грех не лишает нас благодати Божией и не подвергает вечной смерти. О сем грехе Писание говорит: если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас ( 1Ин.1:8 ). Таковым грехам нет числа; впрочем, сюда собственно относятся те, кои не включаются в смертные. Никто не должен пренебрегать и сими грехами и оставлять оные без исправления; но всякий каждодневно, по отшествии ко сну, должен во время ночи размышлять о них и вместе с другими грехами оплакать их пред Богом, по словам Псалмопевца: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших и умилитесь ( Пс.4:4 ) и еще: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постелю мою ( Пс.6:7 ) и просить прощения молитвами Богородицы и всех святых. Ибо и сии грехи мерзки пред величеством Божиим, по сказанию Писания: мерзость перед Господом помышления злых ( Притч.15:26 ). И если они не заглаживаются покаянием, то отверзают вход грехам смертным и производят в человеке холодность, нерадение и призрение к исполнению заповедей Божиих. Испов., III, отв. на вопр.43. О различии между грехами вольными и невольными см. ниже, Втор. полов., III, Б., о преступности человекоубийства. О различии между грехами мысли и дела см. IX, Апост. постанов. кн. II, гл.48. Некоторые виды порочных состояний: состояние нравственного нерадения и беспечности, состояние ожесточения. Что есть беспечность или леность? Беспечность есть холодность к вечному спасению и нерадение о нем. По причине такого нерадения, человек печалится и негодует, когда предлежит ему исполнение доброго дела; ибо он убегает такого труда, который относится к деланию добра. Против сего порока Апостол пишет: дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою, долготерпением наследуют обетования ( Евр.6:12 20 ). И Спаситель наш, объясняя сие, говорит к ленивому оному рабу: лукавый раб и ленивый, ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал. И ниже: а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов ( Мф.25:26, 30 ). Испов., III, вопр., и отв. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Григ. Неокес. прав. 8. б) Отныне клирик да не определяется к двум церквам; потому что это свойственно торговле и низкому своекорыстию, и чуждо церковному обычаю. От гласа самого Господа мы слышали, что никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить или одному станет усердствовать, a о другом нерадеть ( Мф.6:24 ). Итак каждый, по слову Апостола ( 1Кор.7:20 ), к чему призван, в том должен пребывать и находиться при одной церкви; потому что все, что происходит в церковных делах из-за гнусного своекорыстия, чуждо Богу. Для потребностей же сей жизни существуют различные занятия и если кто хочет, пусть при помощи их приобретает потребное для тела; потому что Апостол сказал: нуждам моим и нуждам бывшим при мне послужили руки мои сии ( Деян.20:34 ). Это соблюдать в этом богохранимом городе, а в других местах, по недостатку в людях, можно допустить исключение. VII Вселенск. соб. пр. 15. ...Председательствующие в судебных местах и имеющие власть разбирать дела человеческие должны в совести своей обращать всякое внимание на то, чтобы бедные, вдовицы и сироты не были притеснены противозаконно и неправосудно. Писание говорит к ним: научитесь добро делать, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту; вступайтесь за вдову ( Ис.2:17 ). Если же они о сем ни мало не пекутся, то угнетаемые, алчущие и жаждущие правды получать блаженство, а судей оных постигнет гнев Божий; ибо Писание говорит: Господи, ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле. Испов., II, ответ на вопр. 36. См. также (о посильной деятельности V, β) Катих. стр. 106; также (о воровстве) Кат. стр. 114–115; еще (о делах милосердия) Испов., II, отв. на вопр. 41. См. еще ниже немного извлечение из послания III Всел. соб. в) Константинопольский епископ да имеет преимущество чести после римского епископа, так как Константинополь есть новый Puм. II Всел. соб. прав. 3; срав. I Всел. соб.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Ибо во всем Писании Господь убеждает относительно убогих, говоря и чрез Исаию: раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся ( Ис.18:7 ). И чрез Даниила говорит Он властителю: царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным. ( Дан.4:24 ). И чрез Соломона говорит Он: милостынями и верами очищаются грехи ( Притч.15:27 ). И чрез Давида опять говорит: Блажен, кто помышляет о бедном (и нищем)! В день бедствия избавит его Господь ( Пс.15:2 ). И опять: Он 96 расточил, раздал нищим; правда его пребывает во веки ( Пс.111:9 ). И Соломон говорит: Благотворящий бедному дает взаймы Господу и Он воздаст ему за благодеяние его ( Притч.19:17 ). И еще: кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить и не будет услышан ( Притч.21:13 ). – Апост Постанов. кн. III, гл. 4. Благотворительница пусть скрывает имя свое, как мудрая, не трубящая пред собою, чтобы милостыня ее была пред Богом втайне, как говорит Господь: у тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне ( Мф.6:3–4 ). И вдовица пусть молится за давшего, кто бы он ни был, ибо она – святый жертвенник Божий. И Отец, видящии тайное, воздаст благотворителю явно ( Мф.6:6 ) ... Апост. Постанов. кн. III, гл. 14. Ζ) См. выше (виды любви к ближним). Испов., III, отв. на вопр. 12; также (о делах милосердия). Испов., II, отв. на вопр. 53 – 54; еще (виды любви к ближним). Катих. стр. 89, 80 – 81. Но тебя проклинает кто-нибудь? Ты благословляй Его, потому что в книге Числ написано: благословящий тя благословен и проклинающий тя проклят ( Чис.24:9 ). Подобно и в Евангелии написано: благословите клянущия вы ( Лк.6:28 ). – Когда вас обижают, вы не обижайте взаимно, но терпите; потому что Писание говорит: не говори я отплачу, врагу за то, что обидел меня, но потерпи, да ( Притч.20:22 ) отомстит за тебя Господь и наведет отмщение на обижающего тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Как говорит Священное Писание о почтении к пастырям и учителям духовным? Повинуйтеся наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали это с радостию, а не воздыхая: ибо это для вас не полезно ( Евр.13:17 ). Катих. стр. 108. См. также (о смирении, стр. 137) Испов., III, отв. на вопр. 25. Срав. ниже (о светской власти) Испов., III, отв. на вопр. 62. В епископов, пресвитеров и диаконов избирайте достойных Господа... А чтите их вы как отцев, как господ, как благодетелей как виновников благо бытия вашего. Постанов. Апост. кн. VII, гл. 31. Отношения православных друг к другу: а) все вообще обязанности к ближним должны быть исполняемы православными в отношении друг к другу в преимущественной степени. Все ли человеки суть ближние наши? Все; потому что все суть создания единого Бога и произошли от одного человека. Но присные в вере сугубо близки нам, как чада единого Отца небесного по вере в Иисуса Христа. Катих. стр. 94. Если кто-либо из епископов предпочтет церкви еретиков или язычников сродников или не принадлежащих к сродству и оставит их своими наследниками; то такому епископу и по смерти его да будет изречена анафема и имя его отнюдь да не возносится иереями Божиими. Не следует вменять ему в оправдание и то, если он умрет без завещания, ибо поставленный во епископа, он, как справедливо подобает ему, обязан был сделать распоряжение своим имуществом, сообразное с его званием. Карф. соб. пр. 92. б) Обязанность хранить единение духа в союзе мира; в) грехи, противные этой обязанности: ересь и раскол. Единство церкви какую обязанность налагает на нас? Блюсти единение духа в союзе мира ( Еф.4:3 ). – Катих. стр. 48. Чему научает Символ веры , когда называет Церковь Апостольскою? Научает твердо держаться учения и преданий Апостольских и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не утверждаются на учении Апостолов. Апост. Павел говорит: ...братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Фес.2:15 ). – Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся ( Тит.3:10 ). – Есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста; они развращают целые домы, уча, чему недолжно, из постыдной корысти ( Тит.1:10–11 ). – Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф.18:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Катих. стр. 74. См. также ниже (предмет хр. надежды, в). Испов. II отв. на вопр. 1. б) Вся надежда наша есть Господь наш Иисус Христос, как говорит Апостол: по повелению Бога. Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа, надежды нашей ( 1Тим.1:1 ). Ибо чрез Него мы все получаем, как учит Христос: если чего не попросите во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне ( Ин.14:13 ). В том и познается божественная благость, что чрез Христа дана нам благодать и истина, по словам Свящ. Писания: ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа ( Ин.1:17 ). На сей-то благодати основывается вся надежда наша. Также на соблюдении заповедей Божиих мы утверждаем великую надежду; поскольку Христос сказал: кто имеет заповеди мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ( Ин.14:21 ). Еще надежда наша утверждается чрез причащение страшным пречистым тайнам, т.е., Телу и Крови Христовой, что вселяет в нас Господа нашего. Ибо Сам Он говорит: ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нем ( Ин.6:56 ). Наконец, чрез непрестанную молитву, как учит Апостол: А вы возлюбленные, назидая себя в святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа для вечной жизни ( Иуд.1:20–21 ). Испов., II., отв. на вопр. 2. Для чего к молитве Господней присоединено славословие? Во-первых, для того, чтобы мы, прося себе от Отца небесного милостей, в то же время воздавали Ему справедливое почтение; во-вторых, для того, чтобы мыслию о Его вечном царстве, силе и славе более и более утверждались в надежде, что Он дарует просимое, потому что сие в Его власти и относится к Его славе. Катих. 82 стр. Предмет христианской надежды составляют: a) спасение человека на земле и потребные для достижения его благодатные средства. Да приидет царствие Твое. 2 прош. молитвы Господней (В сем втором прошении) просим Бога, чтобы Он Сам Своею благодатию, правдою и благостью царствовал во всем существе нашем и преимущественно в сердце, а не грех, как сказано: да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его ( Рим.6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Клятва позволительна только в важных и необходимых случаях. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. – 3-я заповедь десятословия. Во-первых, (заповедь сия) учит нас, чтобы мы имели в глубоком и великом уважении имя Господа Бога, не употребляя онаго в шутке или в маловажном и несправедливом деле… Испов., III, отв. на вопр. 57, 58. Апостол Павел говорит: люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву ( Евр.6:16–17 ). – Из сего должно заключить, что если Сам Бог для непреложного уверения употребил клятву, то кольми паче позволено и должно нам в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти, употреблять клятву и присягу, с благоговением и твердым намерением отнюдь не изменять ей. Катих. стр. 102. Предметом клятвы может быть только то, что согласно с требованиями нравственного закона. – Во-вторых, учит, чтобы мы не произносили имени Божия для подтверждения лжи нашей и не клялись ложно. В-третьих, чтобы не подавали кому-нибудь случая и не принуждали другого делать ложную клятву. Испов., III, отв. на вопр. 58 (непосредственное продолжение предыдущего извлечения из того же ответа). Начальников кленущихся зло сотворити подчиненным весьма нужно врачевати. Врачевание же их двоякое: едино, учити их, да не клянутся поспешно; другое же, да не остаются при злых намерениях. Посему аще кто уловлен клятвою к соделанию зла другому, то да принесет покаяние в дерзости клятвы, но предлогом благоговения к клятве да не утверждает себя в злобе. Соблюдение клятвы не было полезно Ироду, который, да не нарушит клятвы, соделался убийцею пророка. Клятва и вообще возбранена 71 : кольми паче даваемую на зло подобает осуждать. Посему поклявшийся должен исправить свои мысли, а не тщатися утвердити свое беззаконие. Исследуй 72 подробнее сию нелепость. Аще кто поклялся выколоть глаза своему брату, добро ли было бы такому привести сие в исполнение? Аще кто поклялся убить или вообще преступить какую-либо заповедь? Ибо кляхся и поставих не грех соделати, но сохранити судьбы правды Твоея ( Пс.118:106 ). Как заповедь подобает утверждать непреложностью намерений, так грех всячески должно ниспровергать и истреблять. Вас. Вел, пр. 29.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

«Надлежало совершиться сему тайно, чтобы Иорам был умерщвлен как можно скорее. А если бы он узнал это прежде, то вступил бы в сражение, и на сражении необходимо было пасть многим с обеих сторон» (блаж. Феодорит, вопр. 26). Совершивши помазание, пророк, согласно повелению пророка Елисея (ст. 3), немедленно удаляется, «чтобы не быть схваченным и не подвергнуться опасности» (блаж. Феодорит, вопр. 27). При совершении помазания Ииуя на царство (ср. 3Цар.1:34,39 ), пророк указывает, что новый помазанник явится орудием казни Божией (ст. 7) над домом Ахава (во исполнение предсказания пророка Илии, 3Цар.21:21–22 ), который будет истреблен столь же всецело, как и нечестивые династии Иеровоама и Ваасы ( 3Цар.15:29,16:3 ). Кроме пролитой домом Ахава, особенно Иезавелью, крови пророков и других невинных (ст. 7), тяжким грехом всей той династии был введенный ею официально культ Ваала и Астарты ( 3Цар.16:31–33 ): искоренение его было также задачей Ииуя, точно им выполненной ( 4Цар.10:18–30 ). Без сомнения, в упоминании прежних нечестивых династий заключалось предостережение самому Ииую. Самое имя Ииуя (евр. Негу, «Иегова есть Бог») может указывать на служение его теократической идее, хотя это и не исключало его собственной преступности и повинности суду Божьему ( Ос.1:4 ). Имя Ииуя в форме Iáua встречается и в клинообразных ассирийских документах Салманассара II (860–825), как данника этого царя. 4Цар.9:11 .  И вышел Ииуй к слугам господина своего, и сказали ему: с миром ли? Зачем приходил этот неистовый к тебе? И сказал им: вы знаете этого человека и что он говорит. 4Цар.9:12 .  И сказали: неправда, скажи нам. И сказал он: то и то он сказал мне, говоря: «так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем». 4Цар.9:13 .  И поспешили они, и взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй! Появление и быстрое исчезновение пророка, возбужденный вид его побуждают других военачальников спросить о цели прихода «неистового» (евр.: мешугга, греч.: πληπτος, Vulg.: insanus), как в бранном или неодобрительном смысле называли пророков ( Ос.9:7 ; Иер.29:26 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О ней Апостол говорит так: не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние ( Евр.10:35 ). И в другом месте: мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться. Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении ( Рим.8:24–25 ). – Испов., II., отв. на вопр. 1. (Хлеб насущный) – хлеб необходимо нужный для того, чтобы существовать или жить. С какими мыслями должно приносить Богу прошение о хлебе насущном? Согласно с наставлением Господа нашего Иисуса Христа должно просить не более, как насущного хлеба, т.е., необходимого пропитания и также необходимого для жизни одеяния и жилища; а что сверх сего и служит не столько для нужды, сколько для удовольствия, то предать в волю Божию и, если дано будет, благодарить Бога, если не будет дано, не заботиться. ...В сей молитве, именно в слове хлеб заключается все необходимое для сохранения нашей жизни в сем мире как-то, что принадлежит к пище, так и все другое, в чем имеем нужду для жизни. Здесь от каждого требуется осторожность, чтобы просить нужного и необходимого, а не излишнего и относящегося к наслаждению, что свойственно невоздержной жизни и от чего рождается грех; о сем говорит Павел: как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству... ( Рим.13:13 ). И в другом месте: имея пропитание и одежду, будем довольны тем ( 1Тим.6:8 ). Испов., II., отв. на вопр. 19. Для чего повелевается просить насущного хлеба только днесь, т.е., на нынешний день? Для того, чтобы мы не заботились о будущем чрезмерно, а надеялись в том на Бога. Не заботьтесь о завтрашнем дне. Ибо завтрашний (сам) будет заботиться о своем. Довольно для каждого дня своей заботы ( Мф.6:84 ). Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом ( Мф.6:32 ). Катих. 79 стр. Принадлежности христианской надежды: 1) смиренномудрие; 2) довольство своим состоянием; 3) терпение и мужество в несчастиях; 4) преданность в волю Божию и успокоение в Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

О сем грехе Писание говорит: отложив всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлобите чистое, словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение ( 1Пет.2:1–2 ). (От зависти рождаются грехи): ненависть, злоречие, презрение, коварства, обманы, убийства и подобные. Желающий удалиться от сего греха, должен представлять себе, что всякое благо, какое только получает человек, исходит от благодати Божией, как сказано: что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил ( 1Кор.4:7 ). Итак всякий, кто завидует благополучию, даруемому от Бога, хулит Бога и уподобляется тому человеку, к которому сказано: разве Я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив от того, что Я добр? ( Мф.20:15 ). Зависти противополагается благорасположение и доброжелательство. Испов., III, отв. на вопр. 30 – 31. Когда запрещается (в 10 заповеди) желать чего бы то ни было, что есть у ближнего, то какая страсть чрез сие запрещается? Зависть. Катих. стр. 117. 8) К сему греху (убийству) в некоторой степени относятся все дела и слова, противные любви и неправедно нарушающие спокойствие и безопасность ближнего, и, наконец, внутренняя ненависть против него, хотя бы она и не обнаруживалась. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца ( 1Ин.3:15 ). – Катих. 111–112. 9) Злопамятство есть страсть, побуждающая разгневанного человека мстить оскорбившему его, действительно ли сей оскорбил его или мнимым образом. О сем грехе Священное Писание говорит так: всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на грех . Ибо гнев человека не творит правды Божией ( Иак.1:19–20 ). И в другом месте: всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас ( Еф.4:31 ). Испов., III, отв. на вопр. 34. VII. Частные обязанности 1) Попечение о душе ближних. – а) Обязанность христианского просвещения ближних; предосудительность лжи. См. выше (о делах милосердия).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Одна только Православная Церковь сохранила догмат о личных свойствах Божьих, как и все другие, во всей его перво­бытной чистоте и целости, и учит: “В одном Божестве три Лица, Отец, Сын и Дух Святой: Отец, который прежде веков рождает Сына из своего существа и производит Духа Святого; Сын, родившийся от Отца прежде веков и единосущ­ный Ему; Дух Святой, от вечности исходящий от Отца, еди­носущный Отцу и Сыну” (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 9). “Итак, Отец, Сын и Дух Святой, нерожденное, рожденное и исходящее – различают в Божестве Лица, а не существо, которое нераздельно само в себе” (там же отв. на вопр. 12). И в другом месте: “различие между Лицами Святой Троицы то, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын Божий предвечно рождается от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца” (Простр. Катих. о чл. 1). 720 § 39. Личное свойство Бога Отца. Учение православной Церкви о личном свойстве Бога Отца имеет самые твердые основания в Священном Писании. Сюда относят­ся: а) слова Спасителя: ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе ( Иоан. 5:26 ), от­куда видно, что Отец ни от кого не получил бытия, ни от кого не сотворен, не рожден и не исходит; б) все те места, где Он называется Отцом по отношению к Сыну, которых бесчисленное множество, например: все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Матф. 11:27 ); дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его ( Иоан. 5:23 ); или где говорится, что Он рождает Сына: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя ( Пс. 2:7 ); из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое ( Пс. 109:3 ); в) наконец, места, представляющие Отца началом по отношению и к Святому Духу: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне ( Иоан. 15:26 ); мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога ( 1Кор. 2:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010