6. Прохождение «губителя» и Пасха (11,1 — 13,16). Из Исх 5,1,3 явствует, что у еврейских пастухов и раньше существовал большой весенний праздник, когда приносили в жертву ягнят первого приплода. Некоторые экзегеты считают, что он включал обряды, призванные защищать от «губителя» — морового поветрия, угрожавшего людям и скоту. Быть может, причину этого поветрия видели в злых демонах пустыни (Азазеле и др.), от которых ограждались, помазывая косяки и перекладины дверей в домах кровью агнцев. Пасхальный рассказ Исхода устанавливает связь между «губителем» и страшной эпидемией, разразившейся в Египте. Она не коснулась израильтян и позволила им покинуть страну. Вероятно, к эпидемии присоединились и другие невзгоды (восстания соседних народов, которые пришлось подавлять Мернептаху). Сохраненные в дни поветрия израильтяне сплотились наконец вокруг Моисея и приготовились к исходу. Старый новогодний праздник приобретает иное значение: он становится как бы днем рождения народа Божия. Отныне его будут справлять в каждой семье 14 числа весеннего месяца нисана . Символика праздника переосмысляется в духе исхода и освобождения. Сын должен будет задавать главе семьи ритуальный вопрос: что все это означает? и получать ответ: «Рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства» (13,14). Таким образом, как говорит бл. Феодорит, Богу было угодно, чтобы навсегда сохранилась память о спасении (Толкование на Исход, вопр. 24). Пресные хлебы (мацот), выпекаемые в начале жатвы, напоминают теперь о поспешности, с которой совершалась трапеза в ночь освобождения. Люди должны быть одеты по-походному. Агнец и кровь его знаменуют посвящение Израиля Богу. Трапеза есть жертва (Исх 12,27), она соединяет людей не только между собой, но и с Богом. Она также символ начала новой жизни (ср. 1 Кор 5,7). Когда Сам Христос станет Агнцем спасения, Он будет «Пасхой» Нового Завета, избавлением от рабства греху. Поэтому Он изберет древний праздник спасения для заключения Завета на Тайной Вечери. Отсюда тесная связь пасхальных обрядов с Литургией (см. Н. Д. Успенский. Анафора. — БТ, 13). Ап. Петр, начертывая образ Церкви, воспользуется древнепасхальными символами. Как израильтяне порывали со своим египетским прошлым и поспешно готовились к странствию, так и «новый Израиль» должен бодрствовать, памятуя о том, что оставил позади царство греха. «Посему, препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр 1,13–16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

ρηθησεται), а по-русски будет сказано, открыто, что совершить (а не творит) Бог . Наконец, так как (первоначально изливать, явить свою милость (см. Штейнб. Евр.-русский слов. под словом ) говорить, соединяется здесь с дополнительным «Иаков» и «Израель» посредством предлога , то по примеру LXX и согласно с обычным употреблением этого предлога должно было бы передать Евр. ? будет сказано Иакову иˆИзраилю, а не об Иакове и Израиле. Вообще греко-слав перевод безусловно лучше русск. в данном стихе. В точном соответствии с евр. он выражает ясную, тесно связанную с контекстом мысль, что вследствие присутствия всеведущего всемогущего Божества среди Израиля, этот народ не нуждается в сомнительных чудесных средствах познания и направления грядущих судеб: в надлежащее время сынам Израиля будет возвещено, что совершит Бог, что будет с ними. Такое толкование согласно с толкованием Бл. Феодорита, по мнению которого этот стих должно разуметь так: «Что совершит Бог с Израилем, того не в силах предсказать ни волшебство, ни наблюдение птицегадателей, потому что Владыка Бог чрез собственных Своих пророков и будущее ему предрекает и внушает, что ему делать». Ч. I. стр. 221, вопр. 43. 257 Чис.23:24 точнее передается в русск. перев. Слав. перевод LXX по мысли согласен с подлинником, а по выражению не может назваться удачным. У LXX написано не νθρωποι люди, а λας народ. Соответственно львичища читается σκυμνος львичищ, молодой Лев.Масореты прочитали иначе, чем LXX, т. е. львица. Это чтение имел пред собою переводчик Вульг., Сирск. и Онкелос. 260 О могуществе Египта в ближайшее древнейшее время в эпоху господства XVIII династии при Тотмесе III-м см. у Бруг. (Египет. стр. 301–378 пер. Властова), о выходе Евреев из Египта прп XVIII династии в конце ее владычества см. у Властова. Св. летопись т. II Исход. Приложение. В таких именно чергах изображается политическое отношение Египта к враждебным разбойничьим племенам Севера на памятниках Тутмеса III и Рамзеса III (см. Бругш, стр. 351–353 и 566–568).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

LXX и слав. евр. слово хуцот передано неточно: ξδους, " исход»; отчего мысль ст. 34 явилась затемненной). На этих условиях был заключен договор, и Венадад был отпущен. Легкомысленный поступок Ахава в отношении Венадада, как некогда подобное же отношение Саула к Агагу, царю амаликитян ( 1Цар.15:9–11 ), немедленно нашло осуждение со стороны пророчества, именно одного «из сынов пророческих», бене-небиим (И. Флавий отождествляет с пророком Михеем гл. XXII). «Сыны пророческие» (ср. блаженный Феодорит, вопр. 6 на 4 Цар), выступающие особенно при пророках Илии и Елисея ( 4Цар.2:3,5,7,15,4:1,38,5:22,6:1,9:1 ; ср. Ам.7:14 ), но, по предположению, ведущие начало еще от пророка Самуила ( 1Цар.10:5,19:20–24 ), составляли общества – как из юношей, так и из людей женатых ( 4Цар.4:1 ), для целей религиозного назидания и воспитания (изучения закона, искусства свящ. пения, упражнений для религиозного вдохновения) под руководством какого-либо известного пророка: подчиненные их отношения к нему выражались названием «сыны» (пророк – руководитель – именовался «отцом» ( 4Цар.2:11–12 )). Умножение обществ этих «сынов пророческих» (называемых, также, не вполне точно, впрочем, пророческими школами или орденами) в пору распространения идолослужения в Израильском царстве свидетельствует, что главной задачей этих обществ или союзов пророческих была борьба за целость религии Иеговы от приражения язычества, насаждение в народе истинно теократического духа. Но вместе с тем «сыны пророческие», как и сами пророки, были самыми верными стражами истинного блага своей родной страны; в таком качестве выступает некоторый сын пророческий и здесь, ст. 35–42. Смысл и цель употребленного им символического действия (принятие на себя ран, ст. 35, 37) и символической же речи его к Ахаву (ст. 39–40) аналогичны известному обличению Давида пророком Нафаном ( 2Цар.12:1–12 ): в обоих случаях пророки употребляют символы и притчи, «чтобы слышащие слова сии, не зная, что произносят приговор сами на себя, судили справедливо» (блаженный Феодорит, вопр. 64). Символическое действие (ст. 37) и приточная речь (ст. 39–40) раскрываются пророком, ст. 42: Ахав отпустил на свободу Венадада, подпавшего Божиему заклятию («херем»), не воспользовался победой для того, чтобы навсегда ослабить и обезвредить для Израиля Сирию; этим он решил гибель не свою только (ср. 3Цар.22:35 ), но и всего Израиля. Этот пророческий приговор сильно смутил Ахава (ст. 43). Судьба эпизодически введенного в рассказ другого сына пророческого (ст. 35–36) и по характеру и по смыслу напоминает судьбу иудейского пророка в Вефиле ( 3Цар.13:21–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кроме этих двенадцати толкований, сходство которых в Каафе и Толк. Палее замечается ясно, можно указать еще четыре вопросо-ответа Каафа, сходство которых с Т. П. более или менее затемнено, именно 1, 8, 12 и 18. Вопрос первый говорит о том, от божьего ли существа душа есть: Кф. Аще есть дша то оубо соущества есть, Т. П. 112, 24–27 – же оуво мнимо сть яко сущьства вня подас телу дша. то не лепо сть истину сведуще сей глти. Объяснения в Каафе и Палее различны. Вопросо-ответ восьмой объясняет благословение Исаака, у Феодорита. вопр. 82 на кн. Бытия. Палейное тодкование вышло между прочим из того же источника, что и Каафное, напр. Кф.: коже во роса нбна невидимо сходитъ, сшеши же всемъ ве боудеть, тако и божество бто бы и невидимо, плотию же видимо бы Т. П. 303 – роса бо нбсна невидимо сходить на землю, сшьдъшн, же на землю видима ств члвкомъ. тако и гь нашь хъ вннде в двцю невдом бы всмъ. Палейное толкование носит явные следы соединения нескольких толкований. Посдедние слова приведенного Каафного объяснения как видим упрощены. Упоминание о таком важном факте, как рождение Христа дало основание редактору Палеи войти в подробности, и он продолжает: двца же аще не вид ха но разум... Его объяснение, оканчивающееся словами – рожии бо с не дестбо что схрани – не имеет никакого отношения к толкованию благословения Исаака и указывает на особую цель редактора. После него редактор опять обратился к своему источнику, причем повторил его: но коже рехомъ, съходщи роса невидимо ств. бывши и на земли видима сть всемъ. такоже же и бъ сходи в двцю невндимъ ств. гда же вселнс в двцю, туже и од плотню сво вжтво. ту и виднмъ ств. – Вопр.-отв. 12=Т. П. 362,20–363,9 имеют слишком мало между собой общего, чтобы можно было говорить об общем для них источнике. Гораздо яснее сходство вопросо-ответа 18-го. У Феодорита соответствует вопросо-ответ 7-й на кн. Исход. Выкинув в середине из Феодоритова толкования не находящее себе соответствия с Каафом, получим тождественные тексты с одинаковой последовательностью, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Istrin...

196 «Et numerus VItalis est. In ipso enim VIta, si credamus in passione in nomine Domini Jesu». В данном месте св. Амвросий имеет в виду толкование числа 318 св. ап. Варнавою. Апостол этот приурочивает число 318 к тем рабам, которые были избраны Авраамом и говорит, что буквальное изображение итого числа (τιη) указывает на страдание Спасителя. Полную выдержку из послания Варнавы см. на стр. 212. В кн. И твор. «De Abraham» Св. Амвросий высказывает эту мысль определеннее «Авраам призвал тех только рабов, которых считал достойными быть в числе верных, верующих в страдание Господа нашего Иисуса Христа. Триста обозначает гречес. буква τ», 18 изображается буквами ιη. Итак, Авраам победил верою, а не войском народным. 206 Слову «остаюсь» в греческой Библии соответствует πολομαι отпускаюсь. Смысл греческого слова дает право св. Иоанну Златоусту сказать следующее: «смотри, как еще вдревле любомудрствовал праведник, называя исход из здешней жизни «отпущением» πλυσιν. Ибо со тщанием подвизавшиеся в добродетели, когда переселяются из здешней жизни, то, по истине, как бы отпускаются на свободу от злостраданий и от уз; для живущих добродетельно смерть есть именно переход от худшего к лучшему, от жизни временной к неперестающей, бессмертной и нескончаемой» Бес. на кн. Быт. ч. II, стр. 314 Бес. 36. 208 «De Abraham» lib. 1, cap. III, 21. срав. lib. II, cap. VIII, 43. Большинство св. отцов слова Спасителя об Аврааме (Иоан. 8:56) ставят в связь с принесением Авраамом Исаака в жертву, о чем будет сказано ниже. 210 Тв. св. Кир. Ал. т. IV, стр. 116; ср. бл. Августина «О граде Божием» кн. XVI, гл. 23; св. Иоан. Злат. Бес. на посл. к Римл. гл. IV. Бес. 8, стр. 155 и далее. Толков, на посл. к Галат. гл. III, стр. 95–121, Москва. 1842 г. 213 Бл. Август. «0 Граде Бож.». кн. XVI, гл. 24. ср. св. Амврос. «De Abraham», lib. II, cap. VIII, 49. 214 Твор. св. Ефр. Сир. ч. VIII, стр. 332. Толк, на кн. Быт. гл. XV. ср. Твор. бл. Феодорита т. I, стр. 65, Толк. на кн. Быт. вопр. 66. 229 «О граде Бож.» кн. XVI г л. 24. В приложении ко второму пришествию Господа и страшному суду толкует некоторые обстоятельства клятвенного завета Бога с Авраамом и св. Амвросий. De Abraham, Lib. II, cap. IX, 66, 67.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Левита 30. Продолжение вопросо-ответа второго=Ка уааф 2 есть особый вопросо-ответ и присоединено к предыдущему ошибочно; об этом ниже. Третий вопросо-ответ или правильнее только ответ читается у Феодорита в толковании на кн. Исход, вопр. 60, в середине (Migne, 285): Κα τος ερεςι δ παντοδαπν περιτθεικε κσμον. τν μν λαν καταπλττοντα τ διαφρ το σχματος, ατος δ τος ερας διδσκοντα πως χρ τν ψθχν ραξειν κα τν τς ρετς ατ κσμον περιτιθναι. В сборнике г. Яцимирского, о котором говорю далее, этот вопросо-ответ имеет большое продолжение, соответствующее такому же в греческом оригинале (см. ниже). Для разъяснения вопроса о Каафе и Толковой Палее очень важным оказался упомянутый сборник г. Яцимирского, любезно переданный мне владельцем для пользователя. Сборник писан в 1460 г. в городе Коломые. Листы 42–59 занимают вопросо-ответы под заглавием – Въпросн н вти избранны толъковои Это есть тот же Кааф с некоторыми отличиями. Отличия от известного нам Каафа состоят: в перестановке вопросо-ответов, 2) в пропуске некоторых вопросо-ответов и 3) в добавлении новых вопросо-ответов, не извстных из Каафа. Применительно к издаваемому ниже Каафу в сборнике г. Яцимирского вопросо-ответы идут в таком порядке: 1, 2, 3, 34, 4, 7, 8, 9, 10, 12, 11, 14, 19, 18, 17, 13, 15, 16, 54, 23, 24, 25, 26, 55, 35, 36, 56, 37, 38, 39, 30, 27, 40, 41. 42, 51, 57, 58, 59, 60, 48, 52, 43, 44, 45, 53, 5, 46, 49, 47, 50, 65, 70. Лишними по отношению к Каафу являются следующие вопросо-ответы: I. (после 2 вопросо-ответа). В. Почто же въ дьвоаа створи вдыи такого боудоуща. Бъ блтю несоущи во прнведе вс. аще же хотщемъ иамъ быти бжа ради блгости н ё зломъ своеи вол хотти выти, возвраилъ вы оубо злое бжю блть. Феодорита вопросо-ответ 36 на кн. Бытия. II. Почто ба бага именоу и т. д.=первому вопросу в сборнике Троице-Сергиевой Лавры 770 (см. выше). III. (после 7-го). Что есть еже положи роукоу...=Троице-Сергеевой Лавры вопр.-отв. 9 (см. выше). IV. (после 8-го). В . Почто камень помаза . Имьже имше веледаровнтаго почти га. се же бычаи имоуть и жены творитн. прнходще во и помазающе ракы стыхъ масломъ древнымъ н помазають лица сво; Феодор. кн. Быт.84 . V. (после 18-го). В. Како провдын бъ Фараново не сперва его томитъ. Да н вжъе члколюбъе бжъе витс и Фараново же соуровьство и везоумье; Феодор. кн. Исх.8 . VI. (после 17). В. Проказа рчна что влеть . . Се есть же Моисева роука чта соущи проказ, тако и Иковль ро во влгочтнн воспитанъ во Егоптнъ во скверноую вроу вопадше. таже коже Моисева роука бы чта, тако Иковль ро по ишествии нзъ Егоупьта жрхоу воу живоу н исннноу; Феодор. кн. Исх.10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Istrin...

9 Посл. вост. патр. чл. 3: χριτος... παρ τς θεας γαθτητος πσι χορηγουμνης. Иногда слово «благодать» употребляется прямо в значении благости Божией: так, в Прав. Испов. ч.3, вопр. 31; ibid. ч. 2, вопр. 2 (в словах: ες τοτο γροικται θεα χρις.) 11 Ср. «Посл. вост. патр.» чл.14. В «Прав. испов.» ч.2 вопр. 5 благодать называется «святою» (γα). 15 Об этом виде благодати говорится в Прав. Испов. ч. 2, вопр. 10; ср. ibid. ч. 1, вопр. 35 и Посл. вост. патр. чл.16 16 Прав. Испов. ч.1, вопр.104. Ср. с сим учение о семи дарах Святого Духа: ibid. ч. 2, вопр. 73 –80. 17 Ibid ч. 1, вопр. 35: χρις τοτη τς υοθεσας δι μσου το Χριστο χαρζεται  υοθεσας; Ibid. ч. 2, вопр. 10 22 Точное излож. прав. веры кп. 2, гл. 12. См. «Прав.-догмат. Богосл.» преосвященного Макария. Изд. 1856, т.1 § 76. стр. 327. 25 Правосл. Исповед., ч. 1, вопр. 23: ξουσα... ν μρτη, ν μν μρτη. Ibid. ч.1, вопр. 27: τ ατεξοσιον το νθρπου εναι μα θλησις... ες τ ν νεργ τ γαθν, τ κακν. 29 Эта потребность является еще более сильной, если обратить внимание на испорченность человеческой свободы вследствие первородного и личных грехов. Но последняя сторона дела сама собой здесь предполагается, и входить в ее рассмотрение нет надобности. 31 Возрожденный «есть весь семя будущего, или земля, исполненная семенем» (Путь ко спасению, еписк. Феофана, 23 стр.). 32 Правосл. Испов., ч. 2, вопр.15: Παρακαλομεν τν Θεν, στε ατς μ τν χριν... βασιλε ες λους μς, κα μλιστα ες τν καρδαν μας.  Ср. выражение: Θες λλου ποθν δν μνει, μνον ες τν καθαρν κα σφρονα καρδαν. (ibid. ч.3 вопр.20) 33 «Сердце», как внутреннейшее «я», выражаясь образно, лежит в основании всех добродетелей. Так, вера состоит в веровании «сердцем» и исповедании устами одного Триипостасного Бога (Прав. Испов. ч.1, вопр.4); надежда есть истинное дерзновение к Богу, дарованное «сердцу» человека через вдохновение и просвещение от Бога (ibid. ч.2, вопр.1); одно из важнейших проявлений любви к Богу – прославление Бога есть так же «сердечное» (απο καροιαν – ibid. ч.3, вопр.50) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

16 из втор.). 9) «Во Пскове моются в банях мужи и жены, и чернцы и черницы в одном месте без зазора» (вопр. 18 из вторых). 10) «По дальним странам ходят скоморохи, совокупясь ватагами (толпами) многими, до 60, и 70, и до 100 человек, и по деревням у крестьян ядят и пьют насильно, и из клетей грабят; а по дорогам и людей разбивают» (вопр. 19 из втор.). 11) «Дети и люди боярские всякие бражники зернью играют, не служат, ни промышляют (не занимаются никаким честным ремеслом), и от них всякое зло причиняется народу, крадут и разбивают, и души губят» (вопр. 20 из перв). 12) «По погостам и по селам ходят лживые пророки, наги и босы, волосы отростив и распустя, трясутся и убиваются, а сказывают, что им является св. Пятница и св. Анастасия, и велят им, чтобы они заповедывали христианом каноны завечивати; они же заповедывают христианам в среду и пятницу ручнаго дела не делать (женам не прясти, и камения не разжигати) и внушают дела богомерзкия, противные закону божескому» (вопр. 21 из вторых). 13) «В троицкую субботу по селам и по погостам ходят мужи и жепы на жальниках (кладбищах), и плачут на гробах с громким воплем; а когда начнут играть скоморохи, гудницы (гудошники), они, перестав плакать, начинают скакать и плясать, рукоплескать и песни сатанинския петь на тех же жальниках» (вопр. 23 из вторых). 14) «В Иванов день (24 июня) и в навечерии рождества Христова и крещения сходятся мужи и жены и девицы на нощныя непристойныя игры и всякое безчиние (вопр. 24 из втор.). Также о велице дни (на пасху) совершаются многия непристойныя и непозволительныя христианам обыкновения (оклички, радуница, вьюнец, русалии) " 169 (вопр. 25 из вторых). 15) «В великий четверток, рано утром, жгут солому, и кличут мертвых, некоторые же священники в великий четверток соль под престол кладут, и держат там до седьмаго четвертка, по велице дни, а потом ту соль дают народу для врачевания болезней» (из втор. вопр. 26-й). «В первый же понедельник петрова поста в рощи ходят на игры бесовския» (вопр. 27 из вторых).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Вопр. Как обыкновенно зовут у нас пресвитеров православных? Отв. Православные христиане называют их священниками. Вопр. Можно ли христианским пастырям усвоять это имя? Отв. Можно. По свидетельству Ап. Павла, у Христа есть «священство непреходящее» ( Евр.7:24 ). Это «священство» Ап. Павел передал Тимофею ( 1Тим.4:14 ). Как «непреходящее», – вечное, – оно живет в Христовой Церкви доныне. Вопр. Как Слово Божие научает нас относиться к пастырям Церкви? Отв. Мы должны «почитать их преимущественно за дело их» ( 1Сол.5:13 ). В телесных же нуждах всячески довольствовать их. Вопр. На чем основан такой порядок? Отв. Он утвержден на заповеди Апостолов. Ап. Павел пишет: «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь» ( 1Тим.5:17 ). Тот же Апостол утверждает, что Сам Господь «повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор.9:14 ). И еще: «наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим» ( Гал.6:6 ). И потому православные пастыри заслуженно пользуются своим содержанием от верующих «простолюдинов» ( 1Кор.14:16 ). Вопр. Нельзя ли «предстоятелями» ( 1Сол.5:12 ) Церкви считать тех людей, которые, отличаясь доброю жизнию, сами присвояют себе честь пастырства? Отв. Нельзя. Такие люди, при всех своих достоинствах, не могут быть пастырями Церкви. Они подобны Корею, Дафану и Авирону – самозванцам в народе Божием. Поэтому как тех самозванцев за беззаконие поглотила земля ( Чис.16 ), так их новозаветных подражателей Евангелие называет ворами и духовными разбойниками ( Ин.10:1 ). § 2. О единстве, святости и непогрешимости Церкви Вопр. Основанная Господом Церковь для спасения верующих какими свойствами обладает? Отв. В 9 чл. Православного Символа веры мы называем ее единой, святой, соборной и Апостольской. Вопр. Что означают эти названия? Отв. Церковь Христова едина: сколько бы обществ христианских ни усвояли себе этого имени, – на земле истинная Церковь Божия – одна. Ибо Церковь Христова есть тело Его ( Еф.1:23 ), а Тело у Христа – одно. Вопр. На каком же основании в Посланиях Апостольских говорится о многих Церквах ( Гал.1:2 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

V, вопр. 23; гл. XXV). Придельные причты по ружным церквам только получали ругу и служили в приделах однажды в год на престольный праздник (гл V, вопр. 30). Вдовцы не совершали только литургии, а все остальные требы исправляли и жили по-прежнему, имея наложниц. Дьячки и пономари были не лучше. В числе их не редко бывали троеженцы (гл. V, вопр. 24; гл. LXX и др.). Монастыри, в которых преимущественно сосредоточивалось провинциальное епархиальное управление, превратились в гостинницы. Там люди со средствами, разместившись по кельям, целыми ночами пировали и пьянствовали с родственниками и друзьями. Были монастыри, где вместе жили чернецы и черницы, не стеснявшиеся одновременно мыться в банях (гл. V, вопр. 37; гл. XLI; вопр. 18). Непризванные старцы строили по глухим местам кельи, рубили церкви с тем, чтобы эксплуатировать народ. Они с иконами на груди собирали подаяния на пустыньку и все собранное пропивали по кабакам (гл. V, вопр. 19; срав. V, вопр. 13). Простой народ вел себя не по-христиански. Правда, в нем не оставалось чистого язычества, он забыл языческих богов, но не забыл языческой обрядности. Она вошла в народную жизнь, в народные торжества и сообщила свой характер празднованию христианских праздников 78 . Накануне и в самый праздник Рождества Иоанна Предтечи (24 июня – Иван Купальник) и святками собирались сборища, ночью происходили общие купания, плесканья и умыванья в реках. В первый понедельник Петрова поста ходили в рощи для бесовской потехи; в троицкую субботу мужья и жены, неистово наплакавшись на могилах родственников, заканчивали поминки пением и плясками под игру скоморохов. В великий четверг при свете пылающих костров народ звал мертвецов (гл. 41. 92). Народное гаданье и волшебство только усовершенствовались. Просвирни, взяв деньги с заздравных и заупокойных просвир, перечитывали имена поминаемых, и нашептывали над просвирами, «аки арбуи в Чуди». Попы этому не препятствовали (гл. V, вопр. 11), они сами торговали четверговой солью, продержав ее предварительно под престолом с великого четверга семь недель; от этого она будто бы делалась врачебным средством, не только для людей, но и для скота; народ верил и покупал ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010