Толкование Евангелия на каждый день года. Понедельник 9-й седмицы по Пятидесятнице Мф., 74 зач., 18, 1–11 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Ученики спрашивают Господа: кто больше в Царстве Небесном? Христос идет ко Кресту, и вместо того, чтобы спрашивать, как обрести им крепость и благодать, чтобы пострадать с Ним, они спрашивают: кто будет выше всех в царствовании с Ним. «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них». Смирение – это то, чему труднее всего научиться, и мы не должны пренебрегать никакими возможностями для этого научения. Когда мы смотрим на дитя, мы должны смотреть на него взором Христовым. «Он поставил его посреди них» – чтобы они могли научиться от него. Взрослые люди должны дорожить общением с маленькими детьми. Мы можем не только учить их, но, глядя на них, учиться у них. «Истинно говорю вам, – говорит Господь, – если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Всякий грех уводит нас от истинного пути, и необходимо постоянное обращение к Богу, чтобы душа вернулась в первозданное состояние. Задавая свой вопрос, ученики были уверены, что им принадлежит Царство Небесное и что они будут первыми в нем. Господь хочет показать им опасность гордости и честолюбия. Гордость низвергла согрешивших ангелов с небес, и нас поставит вне Царства, если мы не покаемся.

http://pravoslavie.ru/3473.html

Толкование Евангелия на каждый день года. Понедельник 30-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 102 зач., 20, 27—44 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Иисуса: Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным; взял ту жену второй, и тот умер бездетным; взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; после всех умерла и жена; итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою? Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: как говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? Во времена земной жизни Христа иудеи задавались вопросом будущего воскресения мертвых. И, как мы видим это в сегодняшнем Евангелии, их мнения по этому предмету разделялись. Потому они и вопрошают Христа. Для Господа не может быть никакой неясности в этом вопросе. Он непрестанно свидетельствует о жизни после смерти. И теперь Господь спокойно и решительно отметает возражения саддукеев, изобретенные ими по этому поводу: женщина, которая последовательно выходила замуж за семь разных людей, чьей женой она будет в будущей жизни? В том-то и дело, что жизнь будущего века будет совершенно отличаться от нынешнего: в том веке ни женятся, ни замуж не выходят, не умирают и умереть уже не могут. «Ибо они подобны Ангелам, — говорит Христос, — будучи сынами воскресения. Они — сыны Божии вовеки».

http://pravoslavie.ru/3846.html

И. А. Карабинов считает, что труды преподобного Феодора, напечатанные в Постной Триоди, только часть задуманного им цикла, который должен был продолжаться и в дни Страстной седмицы, и далее, вплоть до субботы перед Пятидесятницей (там же, с. 125). Этот вопрос должен составить предмет особых исследований; мы же ограничимся изучением трудов преподобного Феодора в печатных изданиях Постной Триоди. 552 Ровенник — здесь: колодезь. 557 Плинфа — кирпич, черепица; персть — здесь: пепел. 560 Кличь зельный — сильный крик; течение — здесь: скорая ходьба. 564 Подобные соображения высказывает и И. А. Карабинов; сравнивая творения преподобного Феодора Студита и других песнописцев Постной Триоди, он отмечает «нравоучительный элемент» произведений Преподобного. См.: Карабинов И. А. Постная Триодь… С. 166. 579 Авторское словоупотребление монахини Игнатии. Ср.: церк. — слав. возникнути — подняться, встать, разогнуться; оторваться от чего-либо, освободиться, сопоставимое с восклонитися: возникни от земли, душе моя (Канон покаянный «Ныне приступих…». Песнь 3); душе… возникни, зовущи (Триодь Постная. Седмица Страстная. Великий Вторник. Утреня. Икос). — А. Б. 592 Так оканчивается Великий канон в Понедельник, Вторник и Среду 1–й седмицы Великого поста. В Четверток 1–й седмицы тропарь преподобному Андрею предшествует Троичну и Богородичну. Песнь 9–я Великого канона Четвертка 5–й седмицы имеет иной Троичен, несколько отличающийся от Троична, читаемого на 1–й седмице: Троице Единосущная, Единице Триипостасная, Тя воспеваем, Отца славяще, Сына величающе, и Духу покланяющеся, единому естеству воистинну Богу, жизни же, и живущему царству безконечному. — Ред. 617 Иначе: Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница, плоть Еммануилева, внутрь во чреве Твоем исткася. Червленица — здесь: пурпуровая раковина; морской моллюск, из которого получали багряную краску; багряница — здесь: одежда пурпурового цвета, порфира. Ср.: Радуйся, Червленице, багряницу Божественную омочившая от кровей Твоих (Триодь Постная. Седмица 5–я Великого поста. Суббота [акафиста]. Утреня. Канон. Песнь 4, тропарь 3). Образ восходит к толкованию преподобного Иоанна Дамаскина на Песнь песней (7, 6). 627

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

После благословения хлебов полагается чтение из апостола и из толкования св. Иоанна Златоустог о и др. на Новый Завет (Тип., гл. 2 и 10). Толкование всегда читается после Апостола (Тип., послед. Недели всех святых). Чтения Апостола следуют в том порядке, в каком послания апостольские печатаются в самой книге Апостол, именно: сперва читаются Деяния апостольские (от Пасхи до Пятидесятницы), затем – Соборные послания, за ними послания св. апостола Павла (а не так, как на литургии), наконец – Откровение св. апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис) (Тип., гл. 2). Для сего чтения, Апостол, кроме разделения на главы и зачала, имеет особое разделение на известные отделы, в которые входят и находящиеся в Апостоле пред каждым посланием «Сказания» о том, из какого места и по какому побуждению писано послание. Пред началом каждого отдела стоит следующий знак, в средине которого печатаются названия дней седмицы: Неделя, понедельник и так далее. Отделы эти следуют один за другим в том порядке, в каком указано чтение посланий апостольских на бдении, т. е. после Деяний апостольских следуют Соборные послания, за ними послания св. апостола Павла. Наконец, такие отделы имеет и Апокалипсис, читаемый на бдении. Кроме этого разделения на отделения нет другого, но которому Апостол должен быть читаем на бдении. Число же указанных отделов близко к числу бдений в году, назначаемых Типиконом в 6-й главе. Ибо бдений полагается около 70-и, а отделов – 72-а 393 . На вечернях малой и вседневной – за ектению, а на великой (не на бдении) – за тропарями следуют молитвы и священнодействия, предшествующие отпусту и составляющие самый отпуст, именно: На великой вечерне диакон, после ектении, после «Ныне отпущаеши» и тропаря, стоя отвне (алтаря) пред образом Спаса Христа (Тип., гл. 7), а на вседневной вечерне священник (Служебн.) произносит: «Премудрость» и этим внушает слушать с особым вниманием произносимое затем священником молитвословие, именно: лик взывает: «Благослови», иерей произносит: Сый благословен Бог наш». Слова этого молитвословия, выражающие присносущие и бесконечность Божию, изречены самим Богом: «Аз есмь Сый», и «Сый посла мя» ( Исх.3:14 ) 394 . Священник глаголет этот возглас отвнутрь (Тип., гл. 7) алтаря. После сего славословия лик произносит молитву об Императоре и всех православных христианах: «Утверди, Боже, Благочестивейшого, Самодержавнейшого Великого Государя нашего Императора». За молитвою к Господу произносится священником молитва к Матери Божией: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Лик оканчивает молитву славословием Божией Матери: «Честнейшую Херувим». Затем следует снова славословие Господу. священник говорит: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». – Лик продолжает это славословие, поя: «Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу, ныне, и присно, и во веки веков» (Служебн., послед. вечерни), и просит помилования у Триединого Бога, произнося: «Господи, помилуй», трижды, и у священника – благословения на вход из храма, взывая: «Благослови» (Тип., гл. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Евангельское чтение святителю Татьяна Зайцева Евангельский отрывок Методический материал Толкования Св. Отцов Евангелие от Матфея, глава 5 14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит ... Евангельское чтение преподобным Татьяна Зайцева Евангельский отрывок Параллельные места Методический материал Толкования Св. Отцов Евангелие от Луки, глава 6 17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест ... Неделя 15-я по Пятидесятнице, неделя по Воздвижении — о несении креста и самопожертвовании Татьяна Зайцева Апостольское чтение Толкования Св. Отцов Евангельское чтение Вопросы к текстам    Евангельское чтение  Евангелие от Марка, главы 8-9  34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, ... Выпуск двадцать девятый. Бытовой ад и как из него выйти Татьяна Зайцева (В. З. Притч.23:15-35)., Алкоголь и другие зависимости., Разврат и насилие — норма нашей жизни?., Выход из ада., Где вино, там и разврат., Молитва. Из службы четверга шестой  седмицы Великого поста.. Выпуск двадцать седьмой. Любите ли вы справедливость? Татьяна Зайцева (В.З. Притч. 21:3-21)., Справедливость и правосудие., Кто не может быть справедливым?., Как стать справедливым?, Справедливость и несправедливость к другим., Молитва. Из службы вторника шестой седмицы Великого поста.. Выпуск двадцать шестой. Просто жизнь и духовная жизнь — в чем разница? Татьяна Зайцева (В. З. Притч.19:16-25)., Спокойствие в Боге и гибель для не радеющего о путях своих., Пример нерадения о путях., Путь праведности — внешний и внутренний., Что такое духовная жизнь?., Молитва. Из службы понедельника шестой  седмицы Великого поста.. Выпуск двадцать пятый. Как связаны одежда и своенравие? Татьяна Зайцева (В. З. Притч. 16:17-28,-17:1-5)., Отделение — причина всех греховных проблем., Грехопадение и смысл одежды., Реки воды живой., Разделенность, превозношение и ссоры., Молитва. Из службы Четверга пятой седмицы Великого поста.. Больше материалов Помочь сайту § Рассылка Новинки Блога Новинки и подборки Живого Предания каждую неделю в вашем почтовом ящике. В любую погоду и при любом настроении. Группа Вконтакте — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2019 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://bible.predanie.ru/category/metod-...

Г. С. состоит из 3 книг, разделенных в соответствии с литургическим годом и включающих ок. 1700 молитв. 1-я книга содержит 107 глав. В нее входят молитвы для месс и служб суточного круга вигилии Рождества Христова, для дня праздника и его октавы (Гл. 1-5, 9), молитвы для месс на праздники святых Стефана (Гл. 6), Иоанна Богослова (Гл. 7), Вифлеемских младенцев (Гл. 8), Богоявления (Гл. 11-12); для месс воскресений за 3 (70-ца) (Гл. 13), за 2 (60-ца) (Гл. 14) недели и за 1 неделю перед Великим постом (Гл. 17); для 1-й седмицы Великого поста (Гл. 18-19) и воскресений Четыредесятницы (Гл. 25-28); для служб Входа Господня в Иерусалим, Страстной седмицы и Пасхи (Гл. 37, 41-43, 45-46), Светлой седмицы (tocius albae) (Гл. 47-52), октавы Пасхи (Гл. 53) с отдельным чином, совершаемым «за стенами Рима» (in parochia) (Гл. 55); для воскресений периода Пятидесятницы (Гл. 57-62, 65), для праздника Вознесения Господня (Гл. 63-64), для вигилии Пятидесятницы и дня праздника (Гл. 77-81), для октавы Пятидесятницы (Гл. 84). Также в 1-ю книгу входят крещальные чины, чины хиротоний и освящения храма, дополнительные главы. Крещальные чины включают предкрещальные чины, совершаемые в течение Великого поста: избрание и молитвы за готовящихся к принятию Крещения (pro scrutinio), объявление их имен (denuntiatio) в понедельник 3-й седмицы поста, молитву над оглашаемыми, благословение соли, экзорцизмы, толкование Евангельских чтений после совершения обряда «отверзения ушей» (in aurium apertionum), толкование Символа веры и молитвы Господней (Гл. 26-36); чин благословения елея и мира (хризмы) в Великий четверг (Гл. 40); экзорцизм и передачу Символа веры (приводится на греч. и лат. языках) утром в Великую субботу, процессию к источнику и благословение его вод вечером (Гл. 44). На октаву Пасхи празднуется годовщина Крещения на прошлую Пасху (de Pascha annotina) (Гл. 54). На вигилию Пятидесятницы выписаны предкрещальные чины без длительного оглашения для особых случаев: возложение рук на бесноватых, больных, язычников, благословение вод источника, экзорцизмы, исповедание веры, благословение елея (Гл. 64-76).

http://pravenc.ru/text/161960.html

В составе чтений круга триодного цветного характерная особенность Синаксаря от студийской практики Алексеевского Устава в том, что на целовании, вместо слова Златоуста 1273 , указывается согласно Διατπωσις-y Афанасия Афонского , слово Григория Богослова «Воскресения день», положенное Алексеевским Уставом на каноне; на каноне же (по 3 и 6 пп.) указывается другое «слово Богослова», т. е. очевидно, имеющее начало «На стражи моей», указанное Алексеевским Уставом на понедельник и вторник пасхальной седмицы, о чтениях которых Синаксарь молчит. В неделю Антипасхи на кафизмах отмечается «чтение Богослова», а по 3 п. «чтение Григория Нисского 1274 , но последнее определение вернее всего – ошибка вместо «Богослова» же, так что чтение на кафизмах и каноне указывается одно и то же, тождественное с указанным в Алексеевском Уставе. В неделю мироносиц Синаксарь указывает, вместо слова Иосифа Солунского, толковательное слово на ев. Матфея «чтение толкования на главу из Матфея: В вечер субботний» 1275 . В неделю о расслабленном, среду Преполовения, недели о самаряныне и о слепом Синаксарь указывает, совершенно согласно древней иерусалимской основе константинопольских и иерусалимского Уставов, – чтение «толкования на евангелие Иоанна», только без точного цифрового определения самых слов. Слов константинопольских Уставов на Вознесение и неделю св. отец Синаксарь, согласно древнему иерусалимскому и студийскому составу, не указывает, но, вместо того, на утренях «с Вознесения» и, по-видимому, до отдания на каноне (кафизм до отдания не полагается, кроме недели) и в неделю св. отец никейских на кафизмах и по 3 п. канона полагается чтение «Многоглава», или собрания «мучений» 1276 . В субботу пред Пятидесятницей слово от толкования послания к Солуняном заменяется «чтением Иоанна Дамаскина об умерших». На Пятидесятницу, как и в других Уставах, согласно древней основе, – слово Григория Богослова . В понедельник Св. Духа полагается чтение о Духе Святом или «Златоуста», (под чем может разуметься и указанное в студийских уставах толковательное слово Златоуста на ев. Иоанна), или слово Василия Великого 1277 , самостоятельно внесенные в состав чтений афонской практикой. В неделю всех святых указывается чтение Златоуста о всех святых, под которым, возможно, разумеется слово, указанное в Алексеевском Уставе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В Константинополе такого полного, как в Иерусалиме, поглощения соборноприходского богослужебного строя монастырским иерусалимским не произошло. Отсюда, на песненном строе Великой Церкви иерусалимский монастырский строй Уставных Чтений, перешедши в X веке в студийскую практику, отразился довольно своеобразно. Устав Великой Церкви, сохранившийся до нас в трех списках: Патмосском 1236 IX века, и Иерусалимском 1237 и Дрезденском IX–X века 1238 , совершенно не знает чтений на утрене; он имеет чтения между службами: вечерней и панихидой, панихидой и утреней и между утреней и литургией или часами – тритекти (великим постом). Здесь имеют себе место чтения и из Священного Писания, и из праздничных слов, и из житий, но нет указаний на чтения толкований Свящ. Писания. К сожалению, точно определить, как размещались на этих моментах богослужения указанные элементы чтений, за отрывочностью уставных указаний невозможно. После утрени указывается, как обычное, чтение из Священного Писания: в четверг сыропустной седмицы после утрени указывается чтение κ τς Παλαις 1239 , т. е. из Ветхого Завета; в субботу и неделю Ваий – из Деяний Апостольских προανγνωοις Πρξεων 1240 ; в Пасху чтение указывается из Апостола с пояснением, что Апостол читается до Пятидесятницы: μετ τν ρθρον προανγνωσις κ το ‘Αποστλου. Χργινσκειν, τι ως το N. ‘Απστολος προαναγινσχεται 1241 , и соответственно этому προανγνωσις ‘Απστολος указывается в среду и четверг пасхальной седмицы и понедельник Антипасхи 1242 . Но в Вознесенье, неделю святых отец Никейских и Пятидесятницу 1243 обычное послеутреннее чтение апостола указывается после вечерни до панихиды – προανγνωσις πστολος ως τς παννυχδος, κα λοιπν γνεται παννυγς κατ τξιν, а после утрени в первом случае неопределенно – προανγνωσις, в третьем – слово Григория Богослова на Пятидесятницу – λγος το γου Γρηγορου το Θεολγου, ες τν ν’ и во втором – ο προσφωνητικο τν γων συνδων. Наш русский путешественник XII века, новгородский архиепископ Антоний отмечает в службе Великой Церкви: «по заутрени чтут Пролог до обедни, на омбон возшедше, и егда кончают Пролог, и тогда почнут литоргию» 1244 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Сосуд с манной, хранившийся в Ковчеге Завета был прообразом Богородицы: Рчка сщенна, и манна независтна из пречты оутробы, изливаетъ влк: потреб всческю почерпемъ (Триодь Цветная, Пятница Светлой Седмицы, Утреня, Стихира на Хвалитех, Богородицы 4-я). Златокованна стамно, из неже истеч мро животворное врнымъ, им дш мое и тла недгъ, и скверн, застпленьми твоими чта бгородительнице (Октоих, Глас 8, В понедельник на повечерии, Песнь 7, Слава). Кадильный жертвенник во святилище прообразовал Богородицу: злата кадильнице, страстей моихъ воню жен, и оутверди м колеблемаго прилогми льстиваг борца (Октоих, Глас 2, В понедельник на утрени, Канон 1, Песнь 3, Богородичен). Стол для хлебов предложения прообразовал Богородицу: Бысть чрево тво ста трапеза, имща нбный хлбъ: негже вскъ дый не оумираетъ, коже реч всхъ бгородительнице питатель (Триодь Цветная, Среда 4-й седмицы по Пасхе (Преполовение Пятидесятницы), Утреня, Канон 2, Песнь 5, Богородичен, также: – Неделя 5-я по Пасхе, Утреня, Канон 1, Песнь 5, Богородичен). Радйс, пртоле гненный. радйс, свщниче всезлатый. радйс, свта блаче. радйс, палато слова, и оумна трапезо, хлбъ жизни достойн хрта носивша (Триодь Цветная, Неделя 5-я по Пасхе, Утреня, Канон 2, Песнь 1, Богородичен). Светильник во святилище был прообразом Богородицы: Зрще златовидный свта свщникъ негасимый, множествомъ грхвъ дшы пристпимъ: даетъ бо и вское гонетъ (Минея праздничная, 26-е октября Димитрия Солунского, Утреня, Канон 2, Песнь 6, Богородичен). Свщникъ многосвтлый сщи, бгоневсто, днесь въ дом гдни, и зареши ны чтными чта, чдесъ твоихъ, бце всепта (Минея праздничная, 21-е ноября Введение во храм Пресвятой Богородицы, Утреня, Канон 1, Песнь 5, Тропарь 4). Слнца блаче размнаг, бжтвеннаг свта свтильниче златокованный, нескверна, неблазна, всенепорочна влчце, мраченню дш мою страстей, зарею просвт, молюс, и скверненое мо сердце мый потки же слезами: и м чисти длъ моихъ, да зов ти: бце прнодво, мол хрта бга, подати м, тебе бо имю надежд рабъ твой (Минея общая, Служба обща священномучеником двема и многим, Утреня, Седален по 1-й кафизме, Слава, и ныне, Богородичен). Приложение 2. Толкования против иконоборцев

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

5-я неделя о Самарянине. На утрени после кафизм – чтение в толковании Евангелия Иоанна, слово 31, 32, 33 и 34; после шестой песни канона – синаксарий. 6-я неделя о слепом. На утрени – чтение в толковании Евангелия Иоанна слово 56, 57, 58; после шестой песни – синаксарий. Вознесение Господне. На вечерне – чтение великое в Деяниях св. Апостолов. На утрени – чтение праздника: похвальная словеса творения Кир Андреа, или прочих; по третьей песни – чтение праздника; по шестой песни – синаксарий. 7-я неделя святых Отецъ. На вечерне – чтение Деяний св. Апостолов; на утрени после кафизмы – чтение в Евангелии толковом Иоанна, ему же начало: «По празднице преславнаго вознесения на небо Господа Иисуса Христа». Неделя Пятидесятницы. На вечерне – чтение Деяний св. Апостолов. На утрени – чтение в толковании Иоанна, слово 50 в последний день: на двое; после шестой песни – синаксарий. Понедельник Святаго Духа. На утрени после кафизм – чтение праздника; после шестой песни – синаксарей. В неделю Пятидесятницы оканчивается чтение и объяснение книги Деяния св. Апостолов. С недели всех святых начинается чтение и объяснение соборных посланий. 1-я неделя всех Святых. На вечерне – чтение соборного послания св. Апостола Иакова. «Оть сея же недели начинаем чести на утренях недельных седмь посланий соборных, 14 посланий св. Апостола Павла и Откровение Иоанна Богослова. Чтем же их в бдениях недельных прежде иных чтений до великия святыя недели Пасхи». 29-го июня. Святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. На вечерне – чтение (жития) святых Апостолов; на утрени по кафизмах – чтение; после шестой песни канона – пролог. 15-го Августа. Успение Божий Матери. На вечерне – чтение; на утрени по кафизмах – чтение; после шестой песни – пролог. 29-го Августа. Усекновение главы св. Иоанна Крестителя. На утрени после кафизм и седальна – чтение; после шестой песни – пролог. Духовные беседы и религиозно-нравственные чтения во дни великого поста и страстной седмицыпо церковному уставу Великий пост есть время усиленных духовных подвигов, время поста и молитвы; поэтому великопостное богослужение расположено таким образом, чтобы оно возбуждало верующих к молитвенному сокрушению и раскаянию во грехах; пышность и торжественность во время великопостного богослужения уменьшаются, царские двери открываются редко, освещение бывает слабое, звон – редкий и унылый, песнопений бывает мало, слышится более чтение кафизм и других молитвословий, располагающих душу к молитвенному сокрушению о грехах; особенно же усиливается церковное учительство и разные духовно-назидательные и нравственно-поучительные чтения, который полагаются церковным уставом совершать обязательно не только в воскресные и праздничные дни, но и во все будничные дни на церковном богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010