Сегодняшнее Евангелие — о бедствиях, грядущих на вселенную. Как это было, например, с жителями Содома, которые были злы и сильно согрешили против Господа? Обратите внимание, что эти люди были многократно предупреждены. Ной был проповедником правды допотопному миру, а Лот — содомлянам. Они слушали предупреждение Божие, они внимали ему. Они любили повеселиться и при этом были весьма деловыми людьми. Если бы, как жители Ниневии, они покаялись в молитве и посте, то могли бы в безопасности есть и пить, потому что в одном этом нет греха для человека. Но они продолжали грешить, наслаждаясь миром и безопасностью, пока не совершился над ними суд. И мы видим, как Бог заботится о сохранении Своих. Ной вошел в ковчег, и был спасен. Лот вышел из Содома и избавился от смерти. Гибель, которой они нисколько не страшились, наступила внезапно. Пришел Потоп, и погубил всех грешников земли. Огонь и сера пролились с неба и погубили всех грешников Содома. Господь показывает, сколь неожиданной будет гибель тех, кто сегодня бесстыдно грешит и смеется над покаянием. «Так будет и в тот день, — говорит Христос, — когда Сын Человеческий явится». Человечество предупреждено Самим Христом. Апостолы, мученики, святые, преподобные и праведные повторяли это во всех веках после Него. Неужели все напрасно? Казалось бы, слово Спасителя, сказанное Им при всех, разбудит многих, если не всех. Но что мы видим? Накануне последнего Божия посещения ученики Христовы и их последователи должны отделить себя от неверующих иудеев и идти туда, куда укажет им Господь. Это их бегство из Иерусалима должно быть быстрым. Не должно быть никакого промедления из-за заботы о мирских делах. «В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их». Лучше будет им оставить все имение свое, чем стеречь его и погибнуть с неверующими в Господа. Их заботой будет — поступить как Лот и его семейство. «Спасайтесь от рода сего развращенного». И когда будет исход, они не должны думать о возвращении. «Вспоминайте жену Лотову» и не оглядывайтесь назад, как она. Не жалейте оставить место, предназначенное к гибели.

http://pravoslavie.ru/3809.html

Евангелие в 4-ю неделю после нового лета, или 21-ю по пятидесятнице ( Лк. 8:5, 15 ), читалось следующим образом: слова «имеяй уши слышати, да слышит» не произносились, и прибавлялось повествование о книжниках и фарисеях, искушавших Иисуса Христа вопросом: нужно ли платить дань кесарю ( Лк. 20:22–25 ). Так замечено в греческом евангелии Синод. Библ. XI b (См. арх. Амфил. прибавление к Опис. Галичск. четвероев. стр. 93). В Великой церкви проскомидия совершалась диаконом, и он, а не священник, извлекал из просфоры агнец для совершения литургии (так говорит патриарх Герман в толковании на литургию). О происхождении и судьбе этого обычая см. митрополит Киприан 137 и далее. На литургии, при пении «Отца и Сына и Св. Духа, Троицу единосущную», служащие целовали одну только св. трапезу, а не святые дары (Служебник митрополита Киприана). Особенностей службы по триоди и месяцеслову гораздо больше. Отметим более видные. В понедельник первой седмицы Великого поста, если на этот день приходилось Сретение, служили полную литургию с часами (De cerimon. avlae. Byzant. p. 156). В цитируемой главе речь идёт о том, как справлять праздник Сретения, когда он случится в понедельник на 1-й неделе Великого поста, и в конце прибавлено: τε τς λιτς πντησις κα τς θεας λειτουργας εσοδς τε, κα προσευχ, ν τρπον νωτρω ν τ πρτη καταστσει τς ατς ορτς ξεθμεθα. В предыдущей главе действительно говорится, в каком порядке совершается крестный ход и литургия в этот праздник. У Никона в расписании праздников, в Сретение, если оно случится в 40-цу, также полагается полная литургия, но только в случае храмового праздника (Пандекты, слово 57 лист 579). О празднике православия. В субботу накануне, патриарх с митрополитами и епископами, какие случатся в Константинополе, в сопровождении софийского клира и духовенства столичных монастырей и главных церквей, отправляется во Влахерны и там совершает всенощную (De cerim. p. 157). Утром в самый день праздника, «τις στ κυρα τν μρων», патриарх отправляется с крестным ходом на городскую площадь и затем – в Великую церковь . По прибытии процессии к собору, распорядитель начинает «τν τν ληθινν δογμτων». Затем следует литургия. Об обряде православия не говорится, но что он ведёт своё начало из Константинополя и впервые начал справляться в Софийском соборе, видно из того, что восстановление иконопочитания и память 7 вселенского собора совершились в Константинополе, и к этому присоединилось чтение синодика ( Никита Хониат . Patr. t. 140, col. 176, Bandini Catalogus p. 434, Morcelli II, p. 165.,Cf. Patr. t. 127, col. 980).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Мы слышим грозное предупреждение пренебрегающим этим знамением. «Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их». Ей было неведомо духовное богатство Израиля, но она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломона, потому что душа ее алкала истины. И вот, здесь больше Соломона. Однако эти жестоковыйные иудеи не обращают ни малейшего внимания на то, что Христос говорит им. Хотя Он стоит посреди их. «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его». Они покаялись от проповеди Ионы. А здесь звучит слово Самого Господа, несравненно превосходящее всякое иное слово, и никто из них не содрогнется, не покается, не обратится от злых путей своих. Дар Божий и ответственность за него неотделимы друг от друга. Некоторые из нас помнят, наверное, как трудно у нас было для верующих достать Священное Писание в 60—70-е годы прошлого века. А еще раньше — в 20 — 30-е годы можно было поплатиться свободой и даже жизнью за распространение слова Божия. А теперь — пожалуйста, читай сколько хочешь — никого это не интересует. Нет на свете книги дороже Святой Библии. Но сегодня все чаще о ней могут цинично говорить как о классике — то есть как о книге, о которой всякий слышал и которую мало кому интересно читать. Нам дан дар слышать слово Божие, и за этот дар мы ответим перед Богом. Мы свободны ходить в храм Божий и молиться там сколько угодно. И это — тоже дар, который стоил кому-то жизни. Беда в том, что многие пользуются нынешней свободой, чтобы не молиться вообще. И за этот дар мы тоже ответим перед Богом. Если нам дан Христос и Христово Евангелие, и Христова Церковь, если мы наследники даров Божиих, но ни во что не ставим их или отвергаем их, мы уподобляемся иудеям во времена земной жизни Спасителя, и мы подвергнемся такому же, как они, и горшему осуждению. Не может быть большего знамения от Бога, чем Сам Бог, пришедший в мир на спасение всех. Какого же знамения, свидетельствующего о нашей вере, Бог ожидает от нас? Знамения жизни по вере, которую мы исповедуем. Богоизбранному народу был дан свет, и нам дается свет. Ибо Бог, зажегши свечу Евангелия, не поставил ее в сокрытом месте, под сосудом. Христос не проповедовал где-то в углу. Великая милость Божия — в том, что свет Евангелия поставлен на подсвечнике, чтобы все входящие в жизнь могли видеть его и могли видеть им.

http://pravoslavie.ru/3761.html

Если мы воспримем эту тайну и будем заботиться о наших душах, о вечности — о том, что больше, чем земная жизнь, — тогда нам станет понятно, что Бог, несомненно, позаботится об остальном. Мы знаем чудесные примеры из Священного Предания — как преподобная Мария Египетская ушла в пустыню всего с несколькими хлебами на много лет подвига. Вообще все жизнеописания святых полны рассказов о том, как малое количество пищи при благодати Божией, иногда несколько зерен, оказывалось достаточным, чтобы поддержать телесные силы человека. Кто-то скажет: это же святые, а как же так может жить простой человек? Святые потому и святые, что научились от Господа, услышали эти Его слова: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54, 23). Господь не обещает, что жизнь у нас будет в роскоши, в пирах, но Он твердо обещает все, необходимое человеку для жизненной дороги. Эти пиры и роскошь только мешают человеку идти, а то, что полезно ему, что укрепляет его силы, чтобы достойно проходить путь, ведущий к Богу, Он, несомненно, нам даст. Некоторые говорят: что стало бы, если бы все стали жить, как эти пустынники, монахи, перестали бы трудиться, только молились бы — что бы стало с миром? «На земле наступил бы рай», — отвечает преподобный Силуан Афонский. Господь бы явил Свое чудо, мы бы все увидели, как Он может и сегодня, и всегда пятью хлебами не только пять тысяч напитать, но пять миллионов, и пять миллиардов. Но Он хочет прежде, чтобы мы исцелились пятью Его ранами от той тяжкой болезни, которой все мы больны. И научились принимать от Него Хлеб Небесный — все, что у Него есть, всю жизнь, которую Господь предлагает нам. Но так горестно наше ослепление, так велико падение человека, что Бог посылает человека учиться у низшего творения. Он говорит: «Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их». Бог питает их, и они поют среди ветвей. Вот жизнь какая! То есть они непрестанно молятся и возносят Господу своему хвалу. И если бы мы не были угнетены многозаботливостью о завтрашнем дне, мы бы точно так же радостно пели среди небес, находясь на земле. Мы бы доставали небо уже сейчас. Не о птицах же небесных столько промышляет Господь, а о том, чтобы мы стали существами и земными, и небесными.

http://pravoslavie.ru/3777.html

Но в глазах стольких людей Господь видел тупое непонимание. Столь многие были ослеплены и оглушены суевериями, стремлением принять желаемое за действительное, ленью подумать! Так что, как сказал Исаия, они своими глазами смотрят, и не видят, своими ушами слышат, и не разумеют. Но и их не оставляет Своей заботой Господь, предлагая им поучение на понятном им языке. Не для того Господь учит притчами, чтобы намеренно скрыть смысл тайн от простых людей. А для того, чтобы помочь людям увидеть его и подвигнуть их к познанию истины. Тем не менее, всегда следует помнить, что у Церкви два языка. Когда она обращается к тем, кто внутри ее, она может говорить о тайнах жизни ясно. Но следует остерегаться всего, что может проникнуть в нее совне и стать опасным для христианской жизни. Иногда толпы могут обнаруживать агрессивное непонимание. Даже близкие Господа пытались возвратить Его домой. Церковь всегда находится в противостоянии миру. Чтобы проповедь Царства Божия могла быть успешной, таинники Божией благодати должны быть защищены. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга перед свиньями», – говорит Господь в другом Евангелии ( Мф. 7, 6 ). В притче о сеятеле Он показывает, почему верные должны действовать с великой осмотрительностью. Необязательно все говорить всем. Существует четыре рода земли – четыре различных духовных устроения, которые могут иногда до времени уживаться в одном человеке. Первый род – посеянное при дороге. Есть люди, в сердце которых истина Христова не может проникнуть. Им это неинтересно, а отсутствие интереса проистекает от неспособности понять, насколько важно для них то, о чем идет у Христа речь. Столь многие остаются далекими от веры не потому что они враждебно настроены ко Христу, а потому что они равнодушны к Нему. Они думают, что эти истины не имеют никакого отношения к их жизни, и что они прекрасно обойдутся без них. Может быть, это бы и было так, если бы жизнь была всегда легкой и ровной, если бы не было в ней страданий и смерти. Но с неизбежностью для каждого человека приходит время, когда он понимает, что своими собственными человеческими силами ему не справиться. Беда в том, что столь многие осознают это слишком поздно.

http://pravoslavie.ru/3570.html

Господь видит толпу людей, бегущих отовсюду. Они представляют весь народ Ветхого Завета, устремленный к чаемому Мессии. В этих людях – восемнадцать веков надежды и ожидания. Перед Господом – толпа грешников, жаждущих очищения: алчных мытарей, блудниц, продажных судей, воинов, служащих за деньги римскому оккупационному режиму, саддукеев, несчастных политиков и фарисеев, впервые увидевших, что и им можно себя в чем-то упрекнуть. Господь узнает в них их предков, которые так часто забывали призывы Иеговы, поклоняясь лживым богам на высотах, но которые также могли возвращаться к истинному Богу и каяться, когда на них обрушивались беды. Господь пришел ради всех. Всюду, где Он будет проходить, Он будет творить добро, и исцелять всех, кто был под властью бесов. Ибо, как сказано в Евангелии, «Бог был с Ним». «Бог был с Ним» – тайна присутствия Господа на земле, вершина которой – Крест. Тот, Кого называли сыном Иосифа, явился Единородным Сыном Божиим. Святой Кирилл Иерусалимский говорит: «Чтобы Иисус стал Христом (Помазанником), надо было явиться Тому, Кто помазует, – Отцу, и Тому, Кто есть Помазание, – Духу Святому. Вне Троицы слово «Христос» не имеет смысла. Никогда до этого Бог не являл Своего Божества – ни ангелам, ни человекам – в Трех Лицах. Здесь, на Иордане, во время Крещения Христова, Бог открывает Себя впервые. Во время Крещения Христос молился. Он молился, как и все молились, но Его молитва была о раскрытии Отчего благовестия к Нему, и о схождении на Него Духа Святого. То, что было обещано Христу Он должен получить молитвой. Как сказано в псалме: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли в ведение твое». (Пс. 2, 8) И когда Он молился, отверзлось небо. Грех закрыл человеческому роду небо, но молитва Христова открыла его снова. Молитва во Христе отверзает небо. «Стучите, и отверзется» (Лк. 11, 9). «И Дух Святый сошел на Него в телесном виде, как голубь». «Дух Господень на Мне» – говорит Христос начиная Свою проповедь. А теперь Дух Святый нисходит на Него видимым образом. Как было сказано до этого Иоанну Крестителю, по этому знамению он узнает Христа.

http://pravoslavie.ru/3645.html

Господь зовет нас к щедрости Отчей любви, несравненной, неколеблющейся, самоотдающей, всецелой. Как иначе можно понимать заповедь приглашать к себе нищих, увечных, хромых, слепых? Вот что важнее всего — наш дар без всякой надежды на воздаяние, чтобы мы научились любить, как Бог нас любит, не ища своего, но устремляясь к любви Христовой, которая есть тайна дара, всегда более глубокого, чем прежде, и все более потрясающего. Но это возможно только тогда, когда мы подлинно осознаем первую заповедь блаженства — о нищете. Тайна христианина — всецелая зависимость от Господа. Чем больше тебе дано, тем больше ты должен смиряться. Предел — непостижимо чудесен. Величие — в смирении и уничижении Господа и в Его благодати. Сила Господня велика, и смиренные возносят ей хвалу. Пир Царства Небесного — тайна Небесного Иерусалима, куда званы и мы восседать среди тысяч Ангелов и собрания перворожденных, чьи имена написаны на небесах. Это пир начинается здесь, и Церковь должна стать для нас основанием новой жизни, которая придает смысл и радость всему, что мы делаем. Она вводит нас в тайну Бога Живаго, совершая переоценку всех наших ценностей. Встретить Бога на пиру Пасхи и Божественной Евхаристии — значит встретить всех людей, собранных в тайне Бога. «Если кто любит Меня, — говорит Господь, — Я и Отец Мой придем к Нему и обитель у него сотворим». Господь заповедует нам избрать приглашенными нищих, увечных, хромых, слепых, потому что Он хочет показать, что мы не можем ничего дать другим, кроме нашей нищеты. Бог дает нам то, что мы даем, и то, что мы есть. Этой заповедью Он хочет научить нас быть такими же, как Он, — прощать, потому что мы прощены, любить, потому что Он любит нас, отдавать себя Ему, потому что Он отдает Себя нам. Мы будем блаженны на том пиру тем блаженством, которое у Самого Бога. Возвышение смиренных и нищих в Царстве Божием — тайна воскресения мертвых. Это одна и та же тайна избыточествующей жизни, которую Бог уготовал для нас. Рейтинг: 8 Голосов: 12 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/3793.html

«Но вам, слушающим, говорю», — продолжает Свое слово Христос. И это звучит, как «имеющий уши слышать, да слышит». Так запечатлевает Он обыкновенно поучения, имеющие исключительное значение для всех. Внезапно Спаситель показывает, что жизнь учеников Христовых должна отличаться не только хранением себя от явного зла, но несравненно большим. Какая разница между героем и святым, между благородным человеком и настоящим христианином? На этот вопрос Христос и отвечает во второй части сегодняшнего Евангелия. Существует много видов человеческого благородства и героизма, но это все еще не делает нас учениками Христовыми. Даже язычники, говорит Христос, могут вести себя точно так же, не становясь от этого христианами. Они отдают порой свою жизнь за правое дело, являют необыкновенную широту и щедрость. Более порой, чем верующие, они вызывают восхищение у всех. Но совсем не факт, что, поступая так, они уже идут вслед Христу. Чего же им недостает? Где проходит граница между гуманистической добродетелью, достигаемой похвальными усилиями, и чудом, которое Бог совершает в Своих святых, между добром, которое всякий человек может сам осуществить, и добром, которое Бог может осуществить в человеке? Можно подумать, что разница — количественная: христианская добродетель идет всегда дальше, до полной самоотдачи. Но это не обязательно так. Некоторые подвиги неверующих в Бога людей и аскеза, сопутствующая им, превосходят подвиги даже самых великих святых, которым, разумеется, и в голову не приходило превзойти других в какой-либо области. Так где же проходит эта граница? Какая добродетель является неотъемлемым свойством ученика Христова, о которой даже не подозревают те, кто никогда не имел общения с Ним? В том-то и суть, что она предполагает встречу со Христом и узнавание хотя бы в самой малой степени Его Божественной любви. Это узнавание не обязательно сразу расширяет границы нашей любви, но оно самым коренным образом меняет ее качество. Отныне это совершенно иная любовь, она — за пределами всего, что может представлять подвиг самого выдающегося из людей. Это качество — по образу и подобию Бога, Который заповедует нам: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас».

http://pravoslavie.ru/3695.html

Далее – каменистое место, где земля неглубока, и быстрые всходы скоро погибают от зноя. Преподобный Серафим Саровский говорит, что самое главное в духовной жизни начало и конец. Но начать всегда бывает легче, чем кончить. Загореться верой во Христа и сохранить эту веру до конца, достигая духовной зрелости, – не одно и то же. Говорят, что соотношение здесь один к десяти. Многие хорошо начинали, а потом оказывались вне Церкви. Слишком многие, даже находясь в Церкви, не допускают, чтобы слово Христово проникло в самую глубину их жизни. Но христианство это именно тот случай, когда все или ничего. Никто не может чувствовать себя в совершенной безопасности, пока не предаст себя всецело Христу. Затем – земля, заросшая терниями. Жизнь может быть заполнена таким множеством увлечений и забот, что не остается в ней ни времени, ни места для Христа. Чем больше живет человек, тем больше он должен понимать, как важно соблюдать истинную иерархию ценностей. Ибо много есть на свете того, что хотело бы вытеснить из нашей жизни Христа. Но есть добрая, обработанная, свободная от сорняков земля. Чтобы слово Христово принесло плод, мы должны услышать его и принять его. Мы должны услышать его умом и сердцем, и принять всей нашей жизнью. И смертью. Многие слышат слово Христово, но немногие принимают его так, чтобы оно принесло плод. Добрый плод может быть только от доброго семени. Но и земля, на которую оно попадет, должна становиться все более доброю. Кто добр, тот будет делать добро, то есть он принесет плод. Бог ждет от нас благодатного возвращения Его даров. «Для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? – говорит Христос. – Не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?» Все христиане, постольку, поскольку они получили дар Божия слова, должны быть такими. Благодать Божия заставляет человека гореть как свеча. Как свеча должна быть поставлена там, где свет от нее дает возможность видеть всем, так наше христианство должно быть видимо всеми. В ранней Церкви и во времена недавних гонений обнаружить свое христианство могло означать смерть. Наша вера во Христа должна быть сокровенной, но она должна быть всегда как свеча, свет от которой виден всем.

http://pravoslavie.ru/3570.html

Христос утверждает истину воскресения. Но Он не доказывает ее. А возможно ли в принципе ее доказать? Никто еще не проникал за пределы смерти, чтобы вернуться оттуда на землю. Никто, кроме Христа и Божией Матери, не воскресал еще из мертвых в славе будущего века, чтобы свидетельствовать об этом. Однако Христос ссылается на Священное Писание и предлагает его как доказательство. Разве Бог, говоря с Моисеем при купине, не назвал Себя «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова»? «Бог же не есть Бог мертвых, но Бог живых, — говорит Христос, — ибо у Него все живы». Что это значит? Это значит, что свидетельство воскресения — в Самом Боге и в той непостижимой связи, которую Он восхотел создать между Собой и человеком. Бог есть абсолютная полнота жизни, то есть познания и любви. И эту жизнь Он восхотел разделить с человеком, которому Он дает познавать и любить Себя. Ибо творение, до такой степени соединенное с Богом, до такой степени принадлежащее Богу, что и Бог принадлежит ему, не может перестать существовать. Оно участвует в полноте жизни, воспринятой от Бога. В любви Бога оно не может не жить вечно. Поистине, Бог есть Бог живых, ибо все живы Им. Доказательство воскресения — Сам Бог, дающий его — в союзе любви, которой Он соединяет нас с Собою. Так было уже во времена ветхозаветных патриархов, даже если иудеи не могли осознать это, так было во времена земной жизни Христа, еще до того, как Он вошел в Свою Пасху. Но после Пасхи Христовой эта тайна раскрылась с несравненной силой. В смерти и воскресении Человека, Который есть Сын Божий, решительно явилось ее ослепительное свидетельство. Для того, кто живет Христом, для того, с кем Христос связан узами никогда не колеблющейся любви, для того, кто может повторять с апостолом Павлом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20), сомнение больше невозможно. Благодать Божия свидетельствует в сердце нашем, что Господь переведет нас однажды через смерть к жизни вечной. Ибо где Он, там слуга Его будет (Ин. 12, 26). Ибо все стало иным для любящих Христа — жизнь, но также и смерть. «Для меня жизнь — Христос, — говорит апостол Павел, — и смерть — приобретение». Что бы ни происходило, мы принадлежим Христу, а Христос — нам. Что разлучит нас от любви Божией во Христе Иисусе? «Ни смерть, ни жизнь, — отвечает Апостол, — ничто ни в этом мире, ни в будущем. «Живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем. И потому, живем ли или умираем, — всегда Господни». Какое же еще остается различие между жизнью и смертью? Господь всегда идет впереди нас, соединяя нас с Собой и ведя за Собой всюду, куда бы Он ни пошел. Если такова Его любовь к нам, Он будет пребывать с нами и мы — с Ним во веки.

http://pravoslavie.ru/3846.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010