223 АСС. Дело об акафисте. 1882. 152/227; Дела в СПбДЦК за 1879, 1882 гг. [Издания акафиста Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы Толгской см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 224 См.: Милорадович. Слагатель акафистов: Слагатель акафистов Андрей Феодорович Ковалевский, по сообщению графа Г. А. Милорадовича, родился в 1840 году, скончался 24 января 1901 года в своем имении (село Высочиновка Харьковской губернии Змиевского уезда), где устроил Казанско-Богородичный мужской Высочиновский монастырь. 20 акафистов, написанных А. Ф. Ковалевским, напечатаны; есть несколько акафистов его ненапечатанных. 225 См.: АСС. Дело об акафисте. 1882. 139/214; Дело в СПбДЦК за 1882 г. [Издания акафиста Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы «Неопалимая Купина» см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 227 См.: АСС. Дело об акафисте. 1882. 214/289; Дела в СПбДЦК за 1872,1882,1883 гг. [Издания акафиста явлению иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Тихвинская см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 228 См.: АСС. Дела об акафистах: 1872. 23/17/27; 1882. 188/263; 1883. II отд. 1 стол. 1; Дела в СПбДЦК за 1872, 1883 гг. и в МДЦК – за 1873 г. [Издания акафистов в честь чудотворной иконы Божией Матери Почаевская и прп. Иову, в схимонахах Иоанну, Железу, игумену и чудотворцу св. Лавры Почаевской, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 229 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 1; Дела в МДЦК за 1881, 1882, 1884 гг. и в СПбДЦК – за 1884 г. [Издания акафиста св. Алексию, человеку Божию, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 230 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 6; Дела об акафисте в МДЦК за 1882, 1886 гг. [Издания акафиста св. сщмч. Антипе Пергамскому см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 231 АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 9; Дело в МДЦК за 1884 г. [Издания акафиста Пресвятой Богородице пред иконой Ее, именуемой «Троеручица», см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».]

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Русские акафисты обычно имеют энкомиастический (хвалебный), а не догматический (богословский) характер и посвящены русским святым, особо чтимым подвижникам. Вероятно, они предназначались для чтения на молебнах у мощей или иконы святого, в храмах, связанных с его именем. Таким образом, акафисты начинают входить в состав частного богослужения. Акафистное творчество в России было явлением широко распространенным — акафисты составляли люди самого разного церковного и общественного положения: духовные писатели, преподаватели Духовных школ, священнослужители. Так, профессором МДА П. С. Казанским были написаны Акафисты Божией Матери ради Ее икон «Всех скорбящих Радость» (1863) и Казанской (1868), благоверному князю Константину и чадам его Михаилу и Феодору, Муромским чудотворцам (1871), святому праведному Иосифу Обручнику (1871). Среди многих акафистов, составленных духовным писателем А. Ф. Ковалевским, назовем следующие гимны: преподобному Александру Свирскому (1875), преподобному Алексию, человеку Божию (1884), преподобному Антонию Печерскому (1888), преподобному Арсению Великому (1888), преподобному Иринарху, затворнику Борисоглебскому, преподобному Иакову Боровичскому (1885), преподобному Кириллу Белоезерскому (1882), святителю Леонтию, епископу Ростовскому (1885), преподобному Мефодию, игумену Пешношскому (1885), преподобному Прокопию Устюжскому, святителям Феодору и Иоанну Суздальским, преподобному Феодосию Печерскому (1888), а также Божией Матери в честь Ее икон «Неопалимая Купина» (1884), «Троеручица» (1884), «Скоропослушница» (1887), Смоленской, Толгской (1884) и другие. Духовная писательница Авдотья Глинка составила Акафист великомученице Анастасии Узорешительнице (1886), а А. Н. Муравьев — Апостолу Андрею Первозванному (1867). Священнослужителями созданы следующие Акафисты: Илии Пророку (священник С. Соловьев , 1888), преподобному Нилу Сорскому (иеросхимонах Нил), великомученице Параскеве (священник К. Семенов, 1860), преподобному Серафиму Саровскому (Иннокентий (Беляев), епископ Тамбовский, 1904), святителю Иоасафу Белгородскому (протоиерей Иоанн Слободской, 1911).

http://azbyka.ru/akafist-v-istorii-pravo...

28 окт. 1884 г. в Ростовском кремле после освящения И. древней ц. во имя свт. Григория Богослова состоялось торжественное собрание духовенства, ученых Москвы и С.-Петербурга, посвященное реставрации этого храма и 500-летию посвящения во епископы свт. Стефана Пермского. И. благословил активных участников восстановления Григориевской ц. А. А. Титова Толгской иконой Божией Матери, И. А. Шлякова иконой свт. Димитрия Ростовского (Протокол. 1884. С. 59). 2 окт. 1885 г. И. освятил древний придел свт. Леонтия Ростовского в Успенском соборе, восстановленный при его активном участии. За содействие и помощь в организации Археологического съезда в Ярославле в 1901 г. И. получил звание почетного члена съезда. На пожертвования благотворителей, 1-м из к-рых стал И., в память 500-летия преставления прп. Сергия Радонежского близ Варницкого во имя Святой Троицы мон-ря была выстроена богадельня для престарелого и бедного духовенства епархии и странноприимный дом. И. неоднократно посещал этот монастырь и служил в нем (25 июня 1878, 27 мая 1886, 16 мая 1890, 12 апр. 1896, 5 окт. 1897). В 1887 г. И. освятил храм во имя прп. Сергия Радонежского в ростовском Спасо-Яковлевском Димитриевом мон-ре, к-рый также впосл. посещал неоднократно (2 нояб. 1892 по случаю 50-летнего служения в священном сане еп. Угличского Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) , 20 июля 1893 по случаю преставления последнего; 25 мая 1901 по случаю посещения мон-ря вел. кн. Константином Константиновичем со свитой). И. также учредил об-во любителей древнего церковного пения, при к-ром собрал прекрасный хор. 22 окт. 1885 г. при архиерейском доме И. открыл церковно-певческую школу для обучения нотному церковному пению, правильному богослужебному чтению, церковному уставу и Закону Божию с целью подготовки кандидатов в псаломщики. Благодаря И. в 1891 г. в Ярославле были открыты летние курсы церковного пения. Изыскал сотни тысяч рублей на нужды духовно-учебных заведений. При содействии И. для Угличского и Пошехонского уч-щ были устроены новые здания вместе с общежитиями; в ярославском Преображенском мон-ре для Ярославского ДУ возведен новый 2-этажный корпус; при Ярославской ДС в 1888 г. построено 3-этажное каменное здание для классов и епархиального общежития для детей бедных родителей.

http://pravenc.ru/text/578362.html

102 Память святителя Германа, архиепископа Казанского († 1567), – 23 июня/6 июля, 25 сентября/8 октября (перенесение мощей) и 6/19 ноября. 103 Свияжский Иоанно–Предтеченский женский монастырь в городе Свияжске Казанской епархии основан в XVI столетии царем Иоанном IV Грозным. В 1919 году был закрыт. Ныне – подворье мужского Свияжского Успенского монастыря. 104 Записки отца Германа вышли в свет в 1900 году без указания имени автора под заглавием «О жизни и подвигах старца–затворника Гефсиманского скита, что близ Троице–Сергиевой Лавры, иеросхимонаха отца Александра. Собрано его келейником NN» (М., 1900). В 1994 году книга переиздана «Русским хронографом». Автор, однако, не указан. 108 Покровский Хотьков монастырь находится в 10 верстах от Троице–Сергиевой Лавры, на берегу реки Пажи. По преданию, основан родителями преподобного Сергия Радонежского – преподобными Кириллом и Марией (мощи их покоятся ныне в Покровском храме обители). После революции монастырь был закрыт. Возобновлен в 1991 году как ставропигиальный. 110 Прибыв в 1886 году на Валаам, отец Герман познакомился со старцем отцом Агапитом, состоявшим в переписке со святителем Феофаном Затворником , и по совету отца Агапита побывал еще у трех подвижников, занимавшихся молитвой Иисусовой. После возвращения с Валаама отец Герман написал святителю Феофану и получил ответ от него. С этого времени отец Герман руководствовался письменными наставлениями и советами Вышенского Затворника. 112 Архимандрит Павел (в миру Петр Иванович Глебов) – наместник Троице–Сергиевой Лавры и строитель Зосимовой пустыни, родился в 1827 году в городе Пронске Рязанской губернии в семье диакона. Учился в духовном училище, но после окончания начальных классов был взят родителями домой, так как у них не было достаточных средств для продолжения учения сына. С восемнадцати лет – послушник, а затем – монах Саввино–Сторожевского монастыря. С 1858 года – эконом. В 1876–1877 годах был экономом Ярославского архиерейского дома, в 1877–1891 годах – наместником Толгского монастыря (до революции Толгский монастырь был мужским). В 1891 году назначен наместником Троице–Сергиевой Лавры. Скончался 1 марта 1904 года. Погребен в Зосимовой пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Ф. Я. Дубянскому, с него написана копия (РГАДА. Ф. 18. Оп. 1. 116). На портрете из Троицкой ц. Кирилловского мон-ря в Киеве («простой живописи, на холсте, во весь рост») Д. был представлен в архиерейской мантии и клобуке, рядом икона Божией Матери, присланная в мон-рь самим святителем, и портрет его отца ( Круминг А. А. Иконы, принадлежавшие св. Димитрию Ростовскому//Филевские чт. М., 2003. Вып. 10. С. 387-388). Один из портретов на холсте был создан переписчиком трудов Д. «бельцом» С. Яковлевым (в 1886 хранился в Ростовском музее церковных древностей). Живописный портрет-икона Д. (ЦАК МДА) - поясное изображение вполоборота влево, в архиерейской мантии и белом клобуке с крестом, с панагией на груди, с благословляющей десницей и жезлом в левой руке, черты лица в точности совпадают с указанной «персоной»,- по преданию, сообщенному дарителем С. П. Фортинским, хранился в семье Шереметевых, потом в ц. прп. Симеона Столпника на Поварской ул. Однако первоначальная живопись, по мнению специалистов, датируется не ранее посл. трети XVIII в., в нач. XIX в. портрет был поновлен (см.: Духовные светочи России. С. 32). Неск. живописных изображений на холсте 2-й пол. XVIII в. (НКПИКЗ - из Китаевской пуст. в Киеве?, ГМЗРК, ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) того же извода, с немного иной, «смягченной» портретной характеристикой, восходят, несомненно, к одному образцу. На них, как правило, есть нимб и надпись, в левом верхнем углу помещен келейный образ Д.- Ватопедская икона Божией Матери, ставшая важным дополнением его иконографии. Принадлежавший святителю Ватопедский образ Божией Матери, созданный рус. мастером в сер.- 2-й пол. XVI в., был помещен возле гроба Д. после его кончины (с 1997 находится возле раки святого в ц. свт. Иакова Ростовского Спасо-Иаковлевского мон-ря, см.: Вахрина В. И. Келейная икона свт. Димитрия Ростовского «Богоматерь Ватопедская»//ИКРЗ, 1994. Ростов, 1995. С. 104-114). Иконография келейного образа достаточно точно воспроизводилась на живописных списках портретов и на иконах Д.

http://pravenc.ru/text/178011.html

80. Судьбы. — М.: изд. Моск. Патриархии, 1991. — 41 с.: портр. на об. обл. — Под портр. факс подписи: Епископ Игнатий. 81. В помощь кающимся: Из. соч. епископа Игнатия (Брянчанинова)/Моск. Дон. монастырь. — М.: ТОО 16 с. 82. Отечник: Избранные изречения св. иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). — Репринт. изд., 1891 г./Моск. Дон. монастырь. Т. 1–2. — М.: изд. отд. Моск. Патриархата; ТОО «Светлячок», 1992. — VI, 512 с., 1 л. портр., 3 с. факс 83. В помощь кающимся. — М.: Изд. отд. Моск. Патриархата, 1993. — 64 с. 84. Отечник: Избранные изречения св. иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). — Репринт. изд. 1891 г./Моск. Дон. монастырь. Т. 1–2. — М.: изд. отд. Моск. Патриархата; ТОО «Светлячок», 1993. — VI, 512 с., 1 л. портр., 3 с. факс. 85. В помощь кающимся: Из соч. святителя Игнатия (Брянчанинова)/Моск. Свято-Данилов монастырь. — М., 1994. — 15 с. 86. Правила наружного поведения для новоначальных иноков. — Репринт. изд. 1903 г. — М.: Дон. монастырь, 1994. — 47 с. 87. Аскетическая проповедь/Свято-Успен. Псково-Печер. монастырь, Моск. подворье. — М.: Правило веры, 1995. — 554, II с.: портр. на шмуцтитул, и на с. 438. — Печ. по изд.: Собр. соч.: В 5 т. СПб., 1886. 88. В помощь кающемуся/Православ. братство во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». — М.: Трим, 1995. — 31 с.: ил. — (Сокровища церков. преданий). — (Нар. б-ка). 89. В помощь кающимся/Моск. Свято-Данилов монастырь. — М., 1995. — 15 с. 90. В помощь кающимся. — СПб.: 16 с. 91. Слово о человеке/Епарх. духов. училище. Центр православ. просвещения; Предисл. и подгот. к печ. архим. Исайи (Белова). — СПб.: Изд-во Л. С. Яковлевой, 1995. — 73 с.: ил., портр. — (О духовном рассуждении; Вып. 1). На ил: 1. Троице-Сергиева пустынь. 2. Перенесение мощей свт. Игнатия из Николо-Бабаевского в Толгский монастырь после канонизации в 1988 г. 3. Николо-Бабаевский монастырь, мощи свт. Игнатия. 4. Рака с мощами в Толгском монастыре. 92. В помощь кающимся. — СПб.: 16 с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

80 . Судьбы. – М.: изд. Моск. Патриархии, 1991. – 41 с.: портр. на об. обл. – Под портр. факс подписи: Епископ Игнатий. 81 . В помощь кающимся: Из. соч. епископа Игнатия (Брянчанинова) /Моск. Дон. монастырь. – М.: ТОО «Светлячок», – 16 с. 82 . Отечник: Избранные изречения св. иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым) . – Репринт. изд., 1891 г./Моск. Дон. монастырь. Т. 1–2. – М.: изд. отд. Моск. Патриархата; ТОО «Светлячок», 1992. – VI, 512 с., 1 л. портр., 3 с. факс 83 . В помощь кающимся. – М.: Изд. отд. Моск. Патриархата, 1993. – 64 с. 84 . Отечник: Избранные изречения св. иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым) . – Репринт. изд. 1891 г./Моск. Дон. монастырь. Т. 1–2. – М.: изд. отд. Моск. Патриархата; ТОО «Светлячок», 1993. – VI, 512 с., 1 л. портр., 3 с. факс. 85 . В помощь кающимся: Из соч. святителя Игнатия (Брянчанинова) /Моск. Свято-Данилов монастырь. – М., 1994. – 15 с. 86 . Правила наружного поведения для новоначальных иноков. – Репринт. изд. 1903 г. – М.: Дон. монастырь, 1994. – 47 с. 87 . Аскетическая проповедь/Свято-Успен. Псково-Печер. монастырь, Моск. подворье. – М.: Правило веры, 1995. – 554, II с.: портр. на шмуцтитул, и на с. 438. – Печ. по изд.: Собр. соч.: В 5 т. СПб., 1886. Т. 4:88. В помощь кающемуся/Православ. братство во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». – М.: Трим, 1995. – 31 с.: ил. – (Сокровища церков. преданий). – (Нар. б-ка). 89 . В помощь кающимся/Моск. Свято-Данилов монастырь. – М., 1995. – 15 с. 90 . В помощь кающимся. – СПб.: Сатисъ, – 16 с. 91 . Слово о человеке/Епарх. духов. училище. Центр православ. просвещения; Предисл. и подгот. к печ. архим. Исайи (Белова). – СПб.: Изд-во Л. С. Яковлевой, 1995. – 73 с.: ил., портр. – (О духовном рассуждении; Вып. 1). На ил: 1. Троице-Сергиева пустынь. 2. Перенесение мощей свт. Игнатия из Николо-Бабаевского в Толгский монастырь после канонизации в 1988 г. 3. Николо-Бабаевский монастырь, мощи свт. Игнатия. 4. Рака с мощами в Толгском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

44. Мелкая монета. 45. Стефан Яворский (1658-1722) митрополит Рязанский, местоблюститель патриаршего престола, был один из самых видных деятелей Петровского времени; известен как проповедник. С св. Димитрием он познакомился в 1684 г. 46. Вдовствующая супруга царя Иоанна Алексеевича, скончавшегося в 1696 году. 47. Празднование в честь Толгской иконы Божьей Матери совершается 8 августа. Толгский монастырь находится в 9 верстах от Ярославля на Волге; основан в 1314 г. Ростовским епископом Прохором (в схиме Трифоном) на месте явления ему иконы. 48. Св. Димитрия часто посещали царица Параскева Феодоровна и дочери царя Алексея Михайловича и дарили ему рясы. Из этих подношений святитель приготовил себе архиерейское облачение и завещал похоронить себя в этих одеждах. 49. 22 апреля 1757 г. св. Димитрий причислен к лику святых. По поручению Св. Синода, Арсений, митрополит Ростовский, тогда же написал жизнеописание святого, а служба ему составлена Амвросием, епископом Переяславским, впоследствии архиепископом Московским. 1. Город Синоп — на южном берегу Черного моря. 2. Кончина священномученика Фоки последовала в 117 году. 3. 22 июля празднуется перенесение его честных мощей из Понта в Царьград. 1. Вертоградарь — содержатель сада или огорода, садовник. 2. Сие было около 320 года. 3. Здесь разумеются магометане — турки. В 1214 г. Синоп подпал власти сельджукских турок, а спустя 2.5 столетия он снова был завоеван (в 1461 г.) магометанами (османскими турками), именно Магометом II, завоевавшим Константинополь и основавшим на развалинах Византийской империи Турецкую (магометанскую). 8. Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве китовом прообразовало собою трехдневное пребывание Христа Спасителя в земле. Сам Иисус Христос так свидетельствует о прообразовательном значении пророка Ионы: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39-40). Спаситель сравнивает Себя с Ионою: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (12:41).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Две лепты вдовы Есть люди, которые обладают даром молитвы; есть те, кому не в тягость телесное воздержание; иные по природе тихи и кротки; кто-то с детства воспитан так, что не может пройти мимо человека, нуждающегося в помощи. Но есть рядом с нами наши братья и сестры во Христе, кому каждый шаг на пути к праведной (хотя бы внешне праведной) жизни дается с особым трудом. 2 марта, 2013 Есть люди, которые обладают даром молитвы; есть те, кому не в тягость телесное воздержание; иные по природе тихи и кротки; кто-то с детства воспитан так, что не может пройти мимо человека, нуждающегося в помощи. Но есть рядом с нами наши братья и сестры во Христе, кому каждый шаг на пути к праведной (хотя бы внешне праведной) жизни дается с особым трудом. Лк 20:45 b –21:4 (зач. 103): Сказал Господь ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение. Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела. Две лепты бедной вдовы. Фреска Толгского монастыря Сегодняшнее евангельское чтение состоит из двух частей – из призыва Спасителя, обращенного к ученикам, не уподобляться книжникам, закосневшим в своем лицемерии (это конец 20-й главы Евангели от Луки), и наглядного примера твердой веры и упования на Бога в лице бедной вдовы (начало 21-й главы). Заметим, что и в чтении прошлой субботы фигурировала некая вдова. Но там мы имели дело с притчей, а здесь это вполне реальная современница Христа и Его учеников, пусть и неизвестная нам по имени. А раз так, то стоит обратить внимание прежде всего на саму описанную ситуацию во всей ее буквальности.

http://pravmir.ru/dve-lepty-vdovy/

Ведутся археологические исследования здания подворья Толгского монастыря 3 июля 2020 г. 14:17 Исследования здания подворья Толгского монастыря, расположенного в Ярославле на площади Челюскинцев, ведет экспедиция Института археологии РАН под руководством Аси Викторовны Энговатовой. В результате этих исследований были установлены причины тяжелого технического состояния дома, построенного в 1808 году. Виной всему оказался древний ров XI века глубиной более шести метров и вал, построенные еще основателем города благоверным князем Ярославом Мудрым. На основании археологических исследований  доказано, что в XIII веке, когда фортификация на этом месте по мере роста города потеряла свое значение, ров стал заполняться разнообразными мусорными и строительными слоями, в том числе органическими остатками. В шурфах археологами был получен интересный материал, характеризующий быт жителей Ярославля, начиная с XIII века. Был найдет сланцевый крест. Подобные кресты называют корсунскими по месту производства (Корсуни). На кресте видна аккуратная дырочка, в которую продевался шнурок для ношения. Датирован крест по многочисленным аналогиям XIV веком. Другой интереснейшей находкой является обломок золотоордынской чаши XIV века. В Ярославле чаша просуществовала недолго, была разбита и один из ее обломков попал в культурный слой. Это свидетельствует о культурных и торговых связях того времени, и о статусе этого участка города, поскольку в нем проживали люди, которые пользовались подобными чашами. Еще одной удивительной и крайне показательной находкой являются мелкие обломки стеклянных браслетов домонгольского периода. Археологи по ним довольно четко определяют хронологический период, поскольку массовое производство подобных браслетов в Византии, Киеве и других южных городах практически прекратилось к концу XIII века. Судя по довольно большому количеству обломков стеклянных браслетов в культурном слое, эти украшения были крайне популярны. В нижних обводненных слоях древнего рва прекрасно сохраняются древесина, кожа, кость — уникальной находкой является целая деревянная ложка, найденная в одном из шурфов. Ее сохранность отличная и она дает представление о том, какими ложками пользовались жители Ярославля 700 лет назад. Археологами получена многочисленная коллекция обломков керамической посуды, а по составу глины и по форме венчиков специалисты с точностью устанавливают, какой посудой пользовались древние ярославцы и как она была произведена. В результате проведенных археологических работ установлено, что аварийное состояние здания Толгского подворья обусловлено его расположением на месте древних оборонительных сооружений Ярославля. Предстоит серьезная работа по инженерному укреплению фундаментов и наземных конструкций памятника архитектуры. Ярославская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010