В Сретенском приделе у южной стены был устроен клирос, рядом с которым стоял позолоченный киот, в котором была помещена Тихвинская икона Божией Матери «в чудесах» в серебряном венце и цате и медном окладе. Рядом с ней в простенке окна помещался образ архистратига Михаила в серебряной чеканной ризе. В следующем простенке южной стены трапезной в киоте, выкрашенном зеленой краской, находилась Югская икона Божией Матери в серебряном окладе и венце. Возглавие и цата иконы были вынизаны мелким натуральным жемчугом, а риза китайским жемчугом. Здесь же у южной стены в следующем простенке был помещен образ «Отечетсво», в окружении написанного вверху Собора архангелов, помещенного в киот и украшенного «позолоченными медными штуками». На восточной стене трапезной, между алтарями приделов, там, где должна быть дверь в летнюю церковь, находился образ Воскресения Христова, по сторонам которого размещались иконы святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого. Над ними вверху размещались иконы деисусного чина. С правой стороны у алтаря, образуя в проходе стенку иконостаса, размещались следующие иконы: Толгская икона Божией Матери с предстоящими в молении апостолами Петром и Павлом и Ярославскими чудотворцами, далее – образ Спасителя с евангелистами. Над ними – Собор архистратига Михаила и Сретение Господне. Далее северная дверь иконостаса, которая закрывалась занавеской, над ней образ Покрова Пресвятой Богородицы и пророка Илии. Далее, рядом с дверями – местный образ Покрова Пресвятой Богородицы. С левой стороны прохода, от иконостаса Покровского придела находились следующие иконы: великомученицы Варвары «в житии», великомученицы Екатерины «в житии». Над ними небольшие иконы пророка Илии, святителя Николая Чудотворца, Тихвинская и Толгская иконы Божией Матери. Освящение Сретенского придела состоялось по указу от 26 апреля 1805 года. Одновременно с началом строительства трапезной с её западной стороны была заложена каменная ярусная колокольня, которая была закончена постройкой осенью 1805 года. Подрядчиками на её строительстве был тот же крестьянин Алексей Михайлович Гулькин с братом Григорием. Первый ярус колокольни служил церковной папертью, пол в которой был выстлан диким камнем, с левой стороны паперти был устроен вход на колокольню. Три арки первого яруса колокольни были закрыты деревянными щитами, в которых сделаны створчатые входные двери на церковную паперть, над которыми вставлены полуциркульные рамы со стеклами. Пол паперти был поднят на четыре ступени, выстланные белым камнем. Высота кирпичной кладки колокольни – 14,22 метра.

http://sobory.ru/article/?object=28266

Толгская икона Божие Матери . Толгская икона Божией Матери получила свое название от места ее явления в 1314 г. на реке Толге около Ярославля, где потом возник монастырь, в котором хранилась явленная икона 184 . Иконы Толгской Богоматери различны: на одних Она изображается сидящей на троне со стоящим на Ее коленях Богомладенцем, как, например, на знаменитой иконе, находящейся в Третьяковской галерее в Москве. На других Она изображена по пояс, но с Богомладенцем во весь рост, что является, очевидно, списком с упомянутой иконы Третьяковской галереи. Воспроизведенная на с. 154 икона 185 представляет собой третий вариант: в отличие от других икон здесь Богомладенец не тянется в тревожном порыве к Своей Матери, а спокойно стоит, обнимая Ее за шею. Эта икона лишена какого бы то ни было драматизма. В ней меньше интимности, чем в других воспроизведенных здесь иконах Умиления, но больше глубины и значения. Материнская нежность в ней обретает бесстрастный покой, граничащий с отрешенностью. Все человеческие чувства и переживания нашли здесь свое предельное осмысление и потому приведены к высшему покою. Икона поражает своей исключительной духовной чистотой. Она как бы образное переложение слов Богородичной стихиры дня празднования иконы: «Порока несть в доброте Твоей, Дево: Ты бо едина Пречистая явилася еси от века, Всечистая, девства лучами озаривши мир и чистоты светом» 186 . Фигура Божией Матери как бы лишена физического объема и тяжести. Ее непропорционально маленькие руки не прижимают, а лишь касаются обнимающего Ее Отрока Христа. Все здесь сосредоточено на просветленных, лишенных всяких эмоций ликах. Взгляд темных, с удлиненными ресницами и полных затаенной печали глаз, обращенных в пространство, направлен в то же время в свою собственную глубину. Просветленный, скорбный лик Божией Матери спокойно склонен к Сыну в уверенности в Его милости к твари; и Он, прижимаясь ликом к Ее щеке, как бы отвечает на Ее скорбь благословением Ей и миру. Богоматерь Игоревская. Новгород. XVI в. Музей икон. Реклинхаузен (Германия).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

В Александро-Невскую Лавру прибыли святыни из Толгского монастыря Санкт-Петербург, 2 октября 2013 г. В Александро-Невскую лавру прибыли святыни из Ярославского Толгского женского монастыря, который в 2014 году отметит свое 700-летие, сообщает Интерфакс . Для всеобщего поклонения в Свято-Троицком соборе будут выставлены список с чудотворной почитаемой иконы Божией Матери " Толгской " , частица Ризы Господней, ковчег с частицей мощей святых мучеников Адриана и Наталии и икона Святителя Игнатия (Брянчанинова) с частицей мощей святого, покоящегося в Толгском монастыре. Риза Господня - одна из величайших святынь православного мира. Святыня была перенесена в Москву в 1625 году из Персии. От Ризы было отделено четыре частицы, одну из которых царь Алексей Михайлович и патриарх Московский и всея Руси Иосиф подарили в Ярославль, братьям Скрипиным, построившим знаменитую церковь Илии Пророка. В 20-е годы XX века, в момент изъятия церковных ценностей, был утерян и серебряный ковчег с частицей Ризы. Святыня была возвращена Церкви в 2003 году. Толгский монастырь был основан в 1314 году у слияния Волги с рекой малая Толга. По преданию, в этом месте была явлена икона Божией Матери, позднее получившая название " Толгская " . Явленная Толгская икона стала всенародной святыней. В 1392 году совершилось чудо истечения мира от Толгской иконы Божией Матери, ставшей источником многих исцелений и чудес. В 1553 году Матерь Божия исцелила от болезни ног Иоанна Грозного, который очень почитал этот образ и до конца жизни был благотворителем Толгской обители. Свои пожертвования в святую обитель вносили представители знаменитых древних боярских родов: Голицыны, Вяземские, Троекуровы, Мельгуновы и другие. В 1929 году монастырь был упразднен. Осенью 1987 года монастырь был возвращен верующим и стал первой после 1917 года возрожденной женской обителью Русской православной церкви. В августе 2014 года обитель отпразднует 700-летний юбилей. Главными святынями монастыря сегодня являются: Чудотворная икона Толгской Божией Матери (14 в.) и мощи Святителя Игнатия (Брянчанинова). 2 октября 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/64559.html

Феодоровская икона Божией Матери со сказанием об образе. 80-е гг. XVII в. Иконописец Гурий Никитин (ЦИАМ) Феодоровская икона Божией Матери со сказанием об образе. 80-е гг. XVII в. Иконописец Гурий Никитин (ЦИАМ) Наиболее полное воплощение стилистические новации нашли в иконописном творчестве Гурия Никитина, где изысканная нарядность и избыточная декоративность костромской традиции соединились с конструктивностью построения композиции и формы, свойственной царским изографам. Произведения, созданные Гурием Никитиным в 80-х гг. XVII в. для храмов Костромы и Ярославля («Мученики Кирик и Улита» из ц. прор. Илии в Ярославле, 1680-1682, ЯИАМЗ; «Спас на престоле» из Феодоровской ц. в Ярославле, 1686, ЯИАМЗ; «Спас Великий Архиерей» из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, 1687, ЦИАМ; «Феодоровская икона Божией Матери, со сказанием об образе», 80-е гг. XVII в., ЦИАМ; «Успение» из Пахомиева Сыпанова мон-ря в Нерехте, 80-е гг. XVII в., ЦИАМ; «Св. Троица», 1690, из Пахомиева Сыпанова монастыря, иконное собрание Фонда ап. Андрея Первозванного, и др.), были образцом для его учеников и последователей почти до сер. XVIII в. С Костромской землей был также тесно связан Кирилл Иванов Уланов , один из наиболее значительных мастеров иконописной мастерской Оружейной палаты позднего периода ее существования. Последние годы его жизни и творчества (1709-1731) прошли в Троицкой Кривоезерской пуст. близ Юрьевца, где он создал большое количество произведений (иконостас Рождественской ц. в Н. Новгороде, 1718-1722; комплекс икон для Никольского монастыря в Переславле-Залесском, ПЗИХМЗ; чудотворные Иерусалимская Кривоезерская и Тихвинская Макарьевская иконы Божией Матери). Девять мучеников Кизических. Икона. Сер. XVIII в. Иконописец Иван Липин (ЦАК МДА) Девять мучеников Кизических. Икона. Сер. XVIII в. Иконописец Иван Липин (ЦАК МДА) Костромская иконопись 1-й четв. XVIII в. ориентировалась на наследие Гурия Никитина («Феодоровская икона Божией Матери, со сказанием» из Екатерининской ц. в Вологде, 1706, ВГИАХМЗ; «Св. Иоанн воин, с житием» из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, 1-я треть XVIII в., ЦИАМ). В этой манере работали мастера Амвросий Романов («Благовещение» из Троицкого собора Ипатиевского мон-ря, 1711, ЦИАМ) и Иван Андреев (иконы из Благовещенской ц. в Костроме, 1714, ЦИАМ), известный как поновитель чудотворных Феодоровской и Толгской (Ярославль) икон Божией Матери. Консервативная тенденция в иконописи Костромы 1-й пол. XVIII в. проявилась в многочисленных списках Феодоровской иконы Божией Матери, выполненных в традициях иконописной мастерской Оружейной палаты (иконы Георгия Аврамова, 1703, ГИМ; Никиты Артемьева, 1723, ГМИР; Василия Вощина, 1756, частное собрание).

http://pravenc.ru/text/2458871.html

В послеиконоборческий период распространяются образы Богородицы Елеусы (Милостивой), Гликофилусы (Сладкое лобзание; в рус. традиции Умиление ), известные также под именем Влахернитиссы (икона XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска ц. Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская , Толгская , Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и буд. страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе - чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В рус. традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска мон-ря ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318; икона из мон-ря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной , представленной обычно в типе Одигитрии (фреска ц. Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (рус. икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, к-рые держат орудия страстей. Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в повороте на 3/4. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в ц. вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса , а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика ц. вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина мон-ря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского мон-ря во Пскове, XII в.; мозаика ц.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Архив Пн В Ярославской епархии прошли торжества в честь Толгской иконы Божией Матери 22 августа 2023 г. 12:28 20-21 августа 2023 года в Ярославской епархии состоялись торжества в честь Толгской иконы Божией Матери. Днем 20 августа в Крестовоздвиженском храме Введенского Толгского монастыря была совершена вечерня с акафистом перед Толгской иконой Божией Матери. В этот же день почитаемый список Толгской иконы был доставлен из Успенского кафедрального собора г. Ярославля во Введенский Толгский женский монастырь. Толгская икона ежегодно приносится на несколько месяцев в Успенский собор. Перед празднованием дня памяти Толгской иконы Божией Матери список возвращается в обитель. Крестный ход, совершаемый ежегодно 20 августа, установлен в память о возвращении святыни в Толгский монастырь. Почитаемый список был сохранен в богоборческие времена в приходском храме села Толгоболь и возвращен в открывшуюся обитель при участии архимандрита Павла (Груздева). В обители икону встречали митрополит Ярославский и Ростовский Вадим , митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл , митрополит Вологодский и Кирилловский Савва , митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор , епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин , епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий , епископ Переславский и Угличский Феоктист , духовенство, паломники и сестры обители вместе с настоятельницей игуменией Варварой (Третьяк). Вечером 20 августа, в канун празднования Толгской иконе Богородицы, всенощное бдение в Толгской обители совершили митрополит Ярославский Вадим, митрополит Казанский Кирилл, митрополит Вологодский Савва, митрополит Смоленский Исидор, митрополит Волгоградский Феодор, епископ Рыбинский Вениамин, епископ Череповецкий Игнатий, епископ Переславский Феоктист. 21 августа, в праздник Толгской иконы Божией Матери, Божественную литургию в Толгской обители совершили митрополит Ярославский и Ростовский Вадим, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор, епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин, епископ Галичский и Макарьевский Алексий , епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий, епископ Переславский и Угличский Феоктист, епископ Костомукшский и Кемский Борис . Архипастырям сослужили священники разных епархий Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/6051140.ht...

Еще некоторые иконы известны собственно только как явленные и чудотворные. Например: 1) икона Знамения Пресвятой Богородицы Курская или Коренная . Она явилась в 1295 г. на корне дерева в лесу одному жителю города Рыльска, занимавшемуся звериною ловлею. Едва только он поднял ее, как на месте, где она лежала, открылся источник. Когда вслед за тем она перенесена была в Рыльск, то местный князь Шемяка получил от нее исцеление от слепоты и начались другие чудотворения. На месте ее явления сначала построена была часовня, а ныне существует обитель Коренская, где святая икона и находится. 2) Икона Божией Матери Толгская . В 1314 г. Ростовский епископ Трифон, путешествуя по своей епархии, остановился для ночлега на горном берегу Волги неподалеку от Ярославля и первый удостоился увидеть эту икону ночью на противоположном берегу реки, окруженную огненным столпом на воздухе, и усердно молился пред нею. В следующий день ее увидела в лесу и вся свита архиерейская стоящею уже не на воздухе, а на земле между деревьями, и при ней посох своего архипастыря. Немедленно сам епископ и находившиеся с ним начали рубить деревья и строить церковь, которая в тот же день при содействии поспешивших на помощь жителей Ярославля была окончена и освящена. Событие сопровождалось многочисленными чудесными врачеваниями от иконы, и на месте ее явления тогда же основан Толгский мужеский монастырь, доныне сохраняющий в себе эту свою святыню. 3) Икона Божией Матери Чухломская явилась (около 1350 г.) преподобному Авраамию, Галицкому, или Чухломскому, чудотворцу, на одном дереве в лесу и доныне находится в чухломском монастыре, тогда же основанном святым подвижником на месте ее явления. 4) Икона Божией Матери Тихвинская. Эта икона в 1383 г. являлась в нескольких местах области Новгородской, окруженная светом и совершая разные знамения, пока не остановилась наконец неподалеку от города Тихвина на берегу реки того же имени. Там немедленно сооружен был храм, а впоследствии и монастырь, известный под именем Тихвинского, куда и теперь притекают верующие для поклонения чудотворному образу. 5) Икона Божией Матери Колочская. В 1413 г. один бедный селянин по имени Лука, ходя по Колочскому лесу в 15 верстах от Можайска, увидел на дереве икону Богоматери и принес ее в свой дом, где начали совершаться от нее чудесные исцеления разных болезней. Чрез несколько времени он понес икону в Можайск и потом в Москву, где также совершилось от нее бесчисленное множество чудес. Наконец принес ее опять на место Колочу, где она явилась, и на собранные от усердных христиан богатые пожертвования соорудил для нее храм. Здесь чрез несколько лет основался монастырь, известный под именем Колочского, в котором доныне стоит эта чудотворная икона .

http://sedmitza.ru/lib/text/435900/

Блж. Исидор Твердислов. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Тит. 43. Л. 269 об.) Блж. Исидор Твердислов. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Тит. 43. Л. 269 об.) На иконе «Ростовские чудотворцы» 1686 г. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове святые представлены в 2 ряда, И.- рядом с блж. Иоанном Власатым, во 2-м ряду 2-й справа. В XIX в. такой же образ хранился в ростовской ц. во имя св. Иоанна Предтечи ( Израилев А., прот. Ростовская, Ярославской губ., церковь в честь Толгской иконы Божией Матери, называемая также церковью Иоанна Милостивого//Прот. Аристарх Израилев (1817-1901): Труды, публикации, исслед. М., 2001. С. 507-508). На изысканных по исполнению иконах «Свт. Иаков, прп. Авраамий и блж. Исидор Ростовские» кон. XVI - нач. XVII в. письма Истомы Савина из иконостаса ц. прор. Илии в Ярославле, «Избранные святые» кон. XVII в. из ц. свт. Иоанна Златоуста в Ярославле (обе в собрании ЯИАМЗ; см.: Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в./ЯИАМЗ. М., 2009. Т. 1. С. 492-495. 93) иконография И. традиционна. Ростовой образ блаженного помещен на правых створках складней «Владимирская икона Божией Матери, с праздниками и святыми» работы П. И. Чирина (нач. XVII в., ГРМ) и «Походный иконостас» (ок. сер. XVII в.) из Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве (Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. С. 104-107. 64). И. писали на иконах Пресв. Богородицы с Младенцем «в молении Ростовских чудотворцев». Так, на «Молебной» («Моление о народе») иконе Божией Матери, с избранными святыми кон. XVI - нач. XVII в. из собрания гр. С. Г. Строганова (ГРМ; см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». 1995. С. 177. Кат. 103) И. изображен в группе припадающих Ростовских святых, в верхнем ряду между прп. Петром, царевичем Ордынским, и прп. Авраамием. На иконе Божией Матери с Младенцем и с предстоящими Ростовскими чудотворцами кон. XVII в. из собрания А. А. Титова (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 352-353. Кат. 106) аскетический образ И. помещен в 3-м ряду, борода короткая, волосы взлохмачены, рука поднята для крестного знамения. Образ И. имеется на 2 иконах Божией Матери «Молебная», с Ростовскими чудотворцами, XVII и XIX вв. (ГМИР; см.: Коробко. 2006. С. 216, 409. Ил. 7), на 2 прорисях с подобных икон XVII в. (ГРМ; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 444-447); предположительно также на образе 2-й пол. XVIII в. (частный музей «Дом Иконы на Спиридоновке» в Москве; см.: Рус. икона XV-XX вв.=Russian Icons of the 15th-20th Cent.: Из коллекции И. В. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 144, 332. Кат. 109). На иконе подобного извода кон. XVII в. (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 356-357. Кат. 108) И. представлен стоящим позади Ростовских святителей: короткая зелено-коричневая риза с яркими пробелами перекинута через плечо, в левой руке - свиток.

http://pravenc.ru/text/674886.html

Возле правого клироса находилась икона преподобного Макария Калязинского, во весь рост, без ризы, но в прекрасном резном киоте. По южной стене в простенках находились следующие иконы: Глава Иоанна Крестителя, в серебряной ризе; Спаситель; Алексей, человек Божий; большая икона в киоте и ризе Казанской Божией Матери; икона великомученика Димитрия Солунского на коне, в серебряной ризе. На северной стене придела помещались иконы: святителя Николая, поясное изображение, вставленное в раму с изображением жития святителя, в большом киоте, в прекрасной ризе икона была после монахов. Икона Иверской Божией Матери размером 21/2 аршина на 2, без ризы, но серебряный с камнями венок и в прекрасном киоте. Икона Архангела Михаила, во весь рост, с огненным мечом в руке – икона новая, принесенная иконописками в дар казначее Иннокентии. Икона пророка Илии, больших размеров, после монахов. Это все то, что находилось в правом приделе. На потолке были больших размеров изображения Скорбящей Божией Матери, Сошествие Святаго Духа и Встреча с Елизаветой. Левый придел был посвящен святителям Афанасию и Кириллу. Иконостас такой же, как и в правом приделе, но что-то в нем дышало глубокой древностью, как-то: иконы в басменном окладе и все очень темные. Больших размеров икона Афанасия и Кирилла в басменном 152 окладе. Иконы Корсунской Божией Матери, Страстной, Спасителя, Толгская Божия Матерь и несколько других небольшого размера. В церкви висели три прекрасных паникадила и две пары металлических хоругвей. С западной стороны храма над папертью была колокольня, на которой висело 11 колоколов: 1. Большой, весом 390 пуд. 25 ф.; 2. Полиелей, 130 пудов; 3. Буднишный, 100 пудов; 4. Альт, 30 пудов и так меньше и меньше. Последний раз звон был 3/16 января 1930 г. На папертях находилось помещение для ризницы и крестильня. Храм освещался 20 окнами и 5 печами. Второй храм обители носил название собора, летний – холодный, трехпрестольный. Главный престол во имя Сошествия Святаго Духа на Апостолов. Правый – во имя Ти­хвинской Божией Матери и левый – святителю и чудотворцу Николаю. Богатый иконостас, сплошь золоченый высокопробным золотом, золоченые киоты, высокохудожественная роспись, прекрасные хоругви. Все это придавало храму неповторимую красоту и благолепие.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

м) Успения Божией Матери, вышиной 1 арш. 10 вершков шириной 1 арш. 4 вершка, в сребропозлащенной ризе, с такими же, Спасителя, апостолах и ликах других святых, венцами. Внизу надпись «моление адмиралтейских служителей, кузнечной команды. Писан обр; сей 1729 года, месяца июля свершися». м) Тихвинская икона Божией Матери вышиной 1 арш. 4 вершка, шириной 15 вершк., в сребропозлаченной ризе 84 пробы, в которой весу 12 фунт. 55 зол. Внизу есть надпись: «копия чудотворного образа» н) Таковая же, вышиной 1 аршин 5 вершк., ширин 1 арш. 2 вершка, в сребропозлащенной, убранной жемчугом и разными каменьями, ризе, сделанной в 1744 году. На этой иконе подписано: «изображение и мера подлинного чудотворного образа Одигитрии Тихвинская. Образ писан 1717 года, писал Лаврентий Туфанов». В описи церковного имущества Никольского собора, за 1802 год, образ этот значится, о) Казанская икона Божией Матери, вышиной 14 вершк., шириной 12 вершк., в сребропозлащенной, с такими же венцами, ризе, украшенной низаным жемчугом и разноцветными каменьями, и устроенной в 1765 году. Икона эта вкладывается в особую широкую раму, на полях которой изображены десять явлений Божией Матери, в сребропозлащенном окладе, сделанном в 1771 году. Внизу есть подпись: «зегель-малер (парусный живописец ) А. Л. 1759 года октября 25 дня», п) Толгская икона Божией Матери, вышиной 14 вершков., шириной 11 верш., в серебряной ризе, 77 пробы. Внизу этой иконы надпись: «истинное подобие и мера этого чудотворного образа Пресвятой Богородицы, нарицаемая Толгской от града Ярославля за шесть поприщ явился св. образ Трифону архиепископу Ростовскому, в лето 6722 августа в 8 день». Икона эта вкладывается в другую большую икону ста тридцати явлений Божией Матери. р) Св. Николая Чудотворца, поясная с изображениями на полях чудес его святителя, в сребропозлащенной ризе, с такими же венчиками (числом до 50) на чудесах. На этой иконе есть следующая надпись: «совершися сей образ 1731 года июня 21 дня». Икона эта помещена на столбе близь южных входных дверей, с) Святителя Николая Чудотворца и при нем священномученика Антипы и Прокопия юродивого, Устюжского Чудотворца, вышиной арш.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010