У еванг. Марка прямо сказано: приведох сына моего, одержимого духом нечистым, т. е. бесноватого. О бесноватых чит. в объясн. 33 ст. 4 гл. Бесноватый этот был немой, – дух нечистый лишил его употребления языка и голоса, – и жестоко страдал припадками падучей болезни, особенно в новолуние, как повествуется у еванг. Матфея ( Мф.17:15 ). Следовательно, дух нечистый навел на отрока болезнь так называемого лунатизма, и он страдал и припадками лунатизма, и припадками беснования. У еванг. Марка тут прибавлено: И многократно дух бросал его и в огонь, и в воду, чтобы погубить его (ст. 22). – Умоляю Тебя взглянуть (призри) на сына моего, т. е. взглянуть оком милосердия и исцелить его (сл. 1:48. Тов.3:3, 15 ; Иудифь.13:4 ). Лк.9:40 . и молихся ученикóм твоим, да ижденýт егó: и не возмогóша. (Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли.) Это было в то время, когда Иисус Христос был на Фаворе. Отец бесноватого привел сына своего, надеясь найти Самого Господа вместе с учениками; но оказалось, что Господь был в это время на горе, и посему отец просил учеников Его изгнать беса; они пытались сделать это, но не могли. Лк.9:41 . Отвещáв же Иисýс речé: о, рóде неверный и развращéнный, докóле бýду в вáс и терплю вы? приведи [ми] сына твоегó семо. (Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего.) О, роде неверный и пр. Это – выражение укоризны и вместе скорби по причине неверия, несмотря на то, что так много чудес было совершено Иисусом Христом. Из сих слов видно, что сам отец бесноватого имел слабую веру, и что находившиеся тут книжники, которые спорили с апостолами, совершенно не верили в Господа, и притом еще возбуждали народ против Него; да и сами Апостолы имели слабую веру, как это видно далее. Лк.9:42 . Ещé же грядýщу емý, повéрже егó бес и стрясé. Запрети же Иисýс дýхови нечистому, и исцели óтрока, и вдадé егó отцý егó. (Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.) Поверже его бес и стрясе (стал бить).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В апостольском правиле содержится оговорка: « удаляется от… вина не ради подвига воздержания », что подразумевает возможность законного и непредосудительного воздержания человека от алкоголя, когда он принимает соответствующее добровольное решение. Зачем в церкви продают кагор? игумен Силуан Туманов В первые века христианства люди сообща приносили в храм для Литургии всё, что необходимо для богослужения. Сделанные своими руками свечи из воска со своей пасеки, елей из оливок во дворе, собранный с душистых деревьев ладан, вино со своего виноградника, хлеб из своей пшеницы, из своей печи. Но даже в древности далеко не у каждого городского жителя был свой сад или пасека. Что же про нас говорить? А участвовать в общем деле необходимо, иначе какое же это дело «общее», если мы только пользуемся плодами чужого труда бесплатно? Поэтому несли и несут в храм деньги, необходимые для того, чтобы приобрести всё разнообразие наших церковных приношений. Если люди могут – то покупают и жертвуют и ладан, и свои свечи, и привезённое из паломничества вино. Для богослужения стараются выбирать самое лучшее. Поэтому храм самостоятельно выбирает и закупает свечи, вино, ладан, просфоры и предлагает их людям. Чтобы всем было удобно, хорошо и безопасно. Так что бутылка кагора, которую Вы можете увидеть в свечной лавке при храме, не для украшения Вашего застолья. Это возможность для Вас поучаствовать в совершении Литургии через жертву качественного вина. Обычно к такой бутылке прикрепляют записку о здравии или упокоении родственников и отдают в алтарь. Можно прикрепить записку и оставить бутылку там же, за свечным киоском. Можно приобрести и самостоятельно передать батюшке. Цитаты о вине «…Вина до опьянения не пей, и пьянство да не ходит с тобою в пути твоем». Тов.4:15 «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом». 1Фес.5:17-18 «Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен».

http://azbyka.ru/vino

В Новом Завете – только здесь. Римская миля=1000 шагам, 8 стадиям, 1478,5 метрам. Последователь Господа на внешнее принуждение к услуге отвечает добровольной готовностью исполнить гораздо большее, – имея в виду всегда человека, нуждающегося в таковой услуге, его грубость и требовательность препобеждая мягкостью, уступчивостью и предупредительностью. Пусть дело идет даже об исполнении гражданских или общественных повинностей, – конкретно требования предъявляются определенными лицами ( στις.., μετ’ ατο), – и христианин препобеждает формализм должностных лиц искренностью своей отзывчивости, своим мягко-деликатным, воодушевленным исполнением подчас и неприятного для него долга, – быть может, даже отвлекаясь от своего серьезного дела... Наконец, нравственное давление на человека оказывает и тот, кто просит его об одолжении или желает получить взаимообразно, – хотя бы при этом просящий и не доходил до безъочства ( Лк. 11:8 : δι τν ναιδαν), т. е до прямой докучливости, назойливости. А заимодавцу невольно может приходить на мысль следующее, практически бесспорное, наблюдение Сираха: «многие считают заем находкой и причиняют огорчение тем, которые помогли им. Доколе не получить, он будет целовать руку его и из-за денег ближнего смирит голос; а в срок отдачи он будет протягивать время и будет отвечать уныло и жаловаться на время. Если он будет в состоянии, то едва половину принесет – и это вменит ему в находку; а если будет не в состоянии, то заимодавец лишился своих денег и без причины приобрел себе врага в нем: он воздаст ему проклятиями и бранью и вместо почтения воздаст бесчестием. Многие по причине такого лукавства уклоняются от ссуды, опасаясь напрасно потерпеть утрату» ( Сир. 29:4–10 ). И в случаях такого или подобного насилия Господь заповедует отвечать не раздражением и отказом, но охотной готовностью в полной мере удовлетворить просящего. Παντ ев. Луки еще определеннее характеризует абсолютность евангельского требования, в отличие от ветхозаветной ограниченности и условности, предписывавшей, например, «давать доброму и не помогать грешнику» ( Сир. 12:7 ), «раздавать хлебы свои при гробе праведных, но не давать грешникам» ( Тов. 4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

В чем же причина семейного кризиса? Она, прежде всего, – в ослаблении веры в Бога, в том, что забываются православные традиции семейного уклада жизни, воспитания детей. Ведь именно они помогали создавать крепкую и дружную семью, сохранять ее, а дети, вырастая, становились надежной опорой родителей. Таким образом, для создания, сохранения семьи супругам необходимо строить семейную жизнь на христианской основе. Дети – самое большое богатство Многое в нашей жизни требует к себе бережного и ответственного отношения, как и то, что существует между мужчиной и женщиной. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.» – вот слова апостола Павла, они для нас путеводная нить. «…Господи, я беру сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благослови же помиловать меня, и дай мне состариться с нею!..» ( Тов. 8, 4-10 ). Именно так начинают свою жизнь православные супруги, в такой атмосфере даст Господь зарождение жизни будущему ребенку: в страхе Божием и любви, и уважении, и почитании друг друга. Брак верующих, православных христиан, создается для того, чтобы иметь детей, воспитывать как истинных христиан, которые бы служили от всего сердца Господу. Это их основное «дело», основная их забота. Священное Писание свидетельствует, что дети – самое драгоценное и прекрасное сокровище: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде (когда будут говорить с врагами в воротах) ( Пс. 126, 3–5 ). Для Господа имя «дети» приятнейшее из имен, поэтому, когда Господь милостив, то, разговаривая с молодыми людьми (об этом повествует Священное Писание), он называет их детьми. Дети названы пророком Малахией (2, 15) семенем Божиим, из которого восстанет род Божий ( Деян. 17, 29 ). В Новом Завете Иисус Христос выражал особую любовь к ним, ласкал, возлагал на них руки и благословлял их ( Лк. 10, 16 ).

http://azbyka.ru/deti/traditsii-pravosla...

Важнейший тезис баптистов, как мы видели, сводится к бессмысленности молитв за умерших, т.к. эти молитвы ничего не могут изменить в их участи. Однако Христос говорит о непрощении хулы на Святого Духа ни в этом веке, ни в будущем ( Мф. 12:32 ), следовательно, прощение других грехов в будущем веке в принципе возможно. Еще в Ветхом Завете знали, что Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит ( 1Цар. 2:6 ). Ему дана всякая власть на небе и на земле ( Мф. 28:18 ). В свою очередь, нам дана заповедь о молитве. Молитесь друг за друга,– говорит св. ап. Иаков (5:16). При этом мы знаем, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк. 20:38 ). Живем ли мы или умираем – всегда Господни ( Рим. 14:8 ). Итак, мы должны молиться, и что запрещает нам молиться об умерших близких? Господь Сам говорит: Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21:22 ). Наша молитва – это дело любви, которая не перестает ( 1Кор. 13:8 ). По слову ап. Иоанна Богослова, мы должны любить не словом или языком, но делом и истиною ( 1Ин. 3:18 ). Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился ( 1Ин. 5:16 ). Так и мы в Церкви не молимся за явных еретиков и самоубийц, но в отношении немощных чад Церкви не можем не молиться, ибо лишь один Господь знает их душевное расположение в момент смерти. Впрочем, в этих словах апостола нет запрета молиться даже за явных грешников. Поэтому и за них можно молиться, хотя и не церковной, но лишь личной молитвой. Прот. Д.И. Владыков приводит такие примеры молитвенного поминовения усопших: «По умерших преломляли хлеб ( Иер. 16:7 ), при гробах их раздавали хлебы ( Тов. 4:17 ) и молились об умерших ( 2Мак. 12:42–45 ; Вар. 3:4–6 )» 145 . В той же работе он опровергает основные заблуждения еретиков, связанные с отрицанием ими молитвы за умерших. Например, в притче о богаче и Лазаре они видят бессмысленность молитв, т.к. молитва богача не была принята, а между живыми и мертвыми «великая пропасть», тогда как в этом месте речь идет не о молитве живых, а о молитве мертвого грешника, которая была еще до распятия и воскресения Христова. Переводит из ада в рай именно Христос, имеющий ключи ада и смерти ( Откр. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

д. 2:15–21. Евангелие от Павла. По мнению некоторых исследователей (ТОВ.), этот параграф является продолжением предыдущего, где апостол Павел обращается к апостолу Петру; мы уже разделяем трактовку BJ и Seg. Апостол Павел излагает здесь свое убеждение в том, что христиане оправдываются верой, а не делами Закона; эти же мысли он уже излагал в первых главах Рим., которое мы рассматривали выше. По мнению апостола, оправдание верой есть Божественная милость, которую нельзя считать бесполезной, так как «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (2:21). Вторая часть (3:1 – 4:31) Богословская аргументация а. 3:1–5. Вера и Дух Апостол упрекает галатов в недостатке веры: «О, несмысленные Галаты!... Через дела ли Закона вы получили Духа или через наставление в вере?» (3:1–2). б. 3:6–14. Свидетельства Писания Как и в Рим, апостол цитирует Быт. 15:6: «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (3:6). Значит, оправдание происходит по вере. В Гал. апостол Павел приводит и другой библейский текст, не упоминаемый в Рим.: «…в тебе (Аврааме) благословятся все народы» (Быт.12:3). Это означает, что истинными потомками Авраама станут все верующие, а не иудействующие, которые утверждают, что оправдаются Законом (3:6–9). «А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою» (3:10), так как написано: «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге Закона» (3:10). Только «Христос искупил нас от клятвы Закона…» (3:13). с. 3:15–25. «Семя» Авраамово Апостол продолжает свое рассуждение, основываясь на Писании: прежние обетования были даны Аврааму и «семени его» (Быт.12:7 и др.). Однако, это «семя» (в ед. ч.!) не кто иной как Христос (3:15–16). Закон же, «явившийся спустя четыреста тридцать лет», не может отменить обетование (3:17). Закон, говорит апостол Павел, «дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени» (3:19). Далее следует рассуждение в том же духе, что и в Рим. Закон не способен даровать нам жизнь; праведность исходит не от Закона (3:21). Закон был лишь «детоводителем» до пришествия Христа (в то время «детоводителем» назывался слуга, который отводил ребенка к учителю). И апостол делает вывод: «По пришествии же веры мы уже не под руководством детоводителя» (3:25).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Для национально-политического или рационалистического направления нужно было прежде всего спасение народа, как доказательство силы Иеговы Бога Израилева перед богами других народов, как награда по договору за исполнение тех заповедей, которые и дарованы были в таком большом количестве лишь за тем, чтобы народ имел тем больше прав на награду 24 . При таком взгляде на дело национальные элементы в будущих ожиданиях необходимо должны были выдвинуться на первый план. Вполне естественно и понятно, при чтении пророков лицами этого направления преимущественно были усвоены, в противоположность апокалиптикам, чаяния их, относящиеся к жизненно-практической стороне народа иудейского, как такого. Мессия для них был дорог не как откровение живого Бога, а как носитель великих благ для своего народа. Поэтому не удивительно, что за деревьями будущих благ забывается иногда и Мессия (как, например, в книгах Юбилеев, Вознесении Моисея и др.). – Первым литературным памятником, где дает себя знать рациональное направление, является книга Сираха. В ней именно проводится идея о законе, как главнейшем источнике спасения и не упоминается о Мессии. Сильно себя дает знать национально-политическое направление в книгах Варуха и Товита 25 . В книге Варуха, например, читаем: «Дерзай, народ мой, памятник Израиля. Вы преданы язычникам, не на погибель, но за то, что вы прогневали Бога, вы преданы врагам... Дети! Потерпите постигший вас от Бога гнев: преследовал тебя враг, но ты скоро увидишь погибель его и наступишь ему на шею» (Апок. Варуха.4:5–6, 25, ср. 5:5–9). Β книге Товита будущие чаяния, как и в книге Варуха без Мессии, излагаются в Тов.13 . Наиболее полно, но не в грубо чувственном виде изложены мессианские ожидания в апокрифической книге: «Псалмы Соломона», появившееся около 48 года до Р.Х. 26 и проникнутые мыслью о непреложности правды Божией, карающей нечестивого и милующей праведника. Наиболее богаты мессианскими и эсхатологическими элементами Пс.17 и Пс.18 . В них проводятся две мысли, по-видимому, исключающие друг друга, что Бог Сам есть Царь Израиля 27 и что, с другой стороны, семя Давида будет вечно на престоле 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Для праведников пост был, есть и останется на небесах совершенно естественным и блаженным образом жизни Праведники, которые добровольно постились на земле, так же добровольно, но уже в абсолютной мере, продолжат поститься, то есть жить полной духовной жизнью, на небесах. Для них пост был, есть и останется совершенно естественным и блаженным образом жизни. Грешники же, которые по своей злой воле не постились на земле, против своей воли вынуждены будут поститься, то есть воздерживаться от грехов и плотских наслаждений, в аду, испытывая всевозможные ограничения, совершенно не желая и не приемля их. Для праведников пост был и останется «весной духовной» . Для грешников же – пыткой, лишающей их удовольствий и приносящей одни только страдания. Таким образом, пост – это необходимый естественный удел человека и на земле, и на небе. От нашего свободного выбора зависит, каким для каждого из нас станет этот удел – «приятным», то есть радостным, созидательным, праведным и спасительным, или «неприятным», то есть унылым, разрушительным, греховным и гибельным .  См.: 1 Фес. 5: 23.  См.: 1 Кор. 3: 3.  «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно» (1 Кор. 2: 14).  См.: 1 Пет. 3: 4.  «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» (Гал. 5: 17).  «Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью» (Тов. 12: 8).  «Христианство – это подражание Богу» (см.:  Григорий Нисский , свт. К Армонию о том, что значит звание «христианин»).  «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает» (Беседа прп. Серафима с Н.А. Мотовиловым).

http://pravoslavie.ru/159547.html

Ибо как радующиеся и веселящиеся ныне всякий день наследуют плач, согласно написанному: " Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете " (Лк. 6, 25), и еще: " концом радости бывает печаль " (Притч. 14, 13), так и плачущие ныне наследуют радость и веселие: " Блаженны плачущие,-сказал Господь,-ибо они утешатся " (Мф. 5, 4). ... " Господь неба и земли даст тебе радость вместо печали твоей " (Тов. 7, 17). Святитель Димитрий Ростовский (103, 107). Если и посылает Бог рабам Своим скорби, то не оставляет их в скорбях, но с ними пребывает в скорбях их, как говорит: " С ним Я в скорби " (Пс. 90, 15). Так читаем о святом Иосифе, сыне патриарха Иакова, что " Бог был с ним " (Деян. 7, 9). Хотя в рабы был продан Иосиф " стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его " (Пс. 104, 18), однако же Бог был с ним. Был и со святыми патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом, хотя и многие беды окружали их. Поэтому пишется, что " никому не позволял обижать их и возбранял о них царям: " Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла " (Пс: 104, 14-15) ... Был с мучениками посреди печи скорбей, мучений и страданий, был и с прочими святыми. Он ныне неотступно с рабами Своими, чтущими Его, и будет до скончания века: " се, Я с вами во все дни до скончания века " (Мф. 28, 20) (104, 1737). Когда слышишь, возлюбленный христианин, что Бог с верными рабами Своими в скорбях, не просто подразумевай это Божие бытие: Он с ними и сохраняет их, помогает им, утешает их, растворяет крестную горесть любви Своей, подавая ко вкушению Свою благость,-как мать по-разному утешает свое скорбящее и плачущее малое дитя,-и так или облегчает тяжесть скорбей, или, когда нужно, совсем освобождает их от печи скорбей. Эта благость и человеколюбие Божие удивительно изображается в Святом Писании. Уподобляется орлу, покрывающему гнездо свое и согревающему птенцов, как в песне Моисеевой; уподобляется " сени крыл " и прочему (Пс. 16, 8; Пс. 30, 21; Пс. 35, 8; Пс. 60, 5; Пс. 62, 8; Пс. 90, 1), и перьям осеняющим, как сказано: " перьями Своими осенит тебя " (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Когда православная Церковь советует молиться за умерших, то советует делать это раньше дня судного и только за тех из них, которые перед смертью положили начало спасению своим покаянием. Правда, что на последнем страшном суде Бог воздаст каждому по делам его, но, кроме всеобщего суда, для каждого человека после его смерти бывает суд частный и мздовоздаяние неокончательное: Евр.9:27:11:39–40 ; не напрасно поэтому указаны в Писании примеры на молитвы и милостыни за умерших: 2Мак.12:43–45 . Рим.8:1–2 . «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Объяснение. Никто не может сказать: «Я очистил моё сердце, я чист от греха моего»: Притч.20:9 ; 1Ин.1:8 , поэтому Слово Божие и заповедует молиться даже о всех святых: Еф.6:18 . И мы веруем, что молитвы Церкви, благотворения, совершённые живыми за умерших, и особенно приношения бескровной жертвы могут способствовать всем, скончавшимся в покаянии, ибо для этой веры есть основания и в Священном Писании: Сир.7:36 . Нельзя забывать и того, что надежда на Христа не ограничивается только земной жизнью: 1Кор.15:19 . Рим.14:12 . «Итак, каждый из нас за себя даст отчёт Богу». Объясн. Правда, что на последнем суде Страшном будет воздаяние каждому соответственно его делам в земной жизни. Но, по свидетельству того же апостола, кроме последнего всеобщего суда, для каждого человека бывает после его смерти суд частный: Евр.9:27 . Люди сейчас же после смерти получают ещё не полное воздаяние, о чём свидетельствует тот же апостол. Евр.11:39–40 . Вот здесь-то Церковь и пользуется временем, пока ещё не пришёл день Господень, и молится, по слову апостола, за всех человеков: 1Тим.2:1 , за живых и умерших, так как у Бога все живы: Лк.20:38 ; члены Церкви за своих близких умерших творят милостыни: Тов.4:17 . 2Кор.5:10 . «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010