Мк.2:19 . И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься; Мк.2:20 . но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. Это первое сравнение. Сыны чертога брачного ( Тов.6:16 ), т. е друзья жениха, которым доверена от него забота об устройстве брачного чертога и пира, и первые гости на пиру. В этом первом сравнении Христовом выражается следующее: уместна ли печаль для друзей, устраивающих брачный пир, и современен ли для них пост, как выражение печали? В отношении к Иисусу Христу и Его апостолам это значит, что пока Он находится со Своими учениками, им не время печалиться и выражать свою печаль постом. Можно думать, что в это время Предтеча Иоанн был заключен Иродом в темницу ( Мф.4:12 ), а потому ученики его имели в этом повод усилить обыкновенный свой пост. „Вот Иоанн, ваш друг и учитель, в темнице, это для вас время скорби и поста“ (Злат. и Феоф.), как бы так говорил Христос ученикам Иоанна. Будет такое время и у Моих учеников: отнимется у них Жених. Отнимется жених, это указание Господа на время после Его смерти. Тогда будут поститься, т. е. после смерти Христовой будут учреждены и у христиан посты; тогда и они будут выражать свою скорбь постами. Мк.2:21 . Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небелёной ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Это – второе сравнение. Новая суровая заплата здесь означает пост, а старая одежда – еще слабость или несовершенство учеников Христовых. Таким образом, в указанных словах выражается та мысль, что так как ученики Христовы еще не утвердились и не обновились Духом Святым, то и требуют снисхождения, и потому нельзя обременять их строгостью жизни и тягостью заповедей (Злат.). Та же мысль выражается и в дальнейших ответных словах Христовых в третьем уподоблении. Из этих слов Господа епископ Феофан выводит урок, что к строгости внешнего подвижничества должна быть большая внутренняя подготовка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мф. 21:22 . И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Для молитвенного воспоминания об умерших устраивались трапезы: Сир. 7:36 . Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости. Тов. 4:17 , Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам! Подавая милостыню, мы тем самым увеличиваем число людей, молящихся о спасении души усопшего и вместе являемся исполнителями заповеди Христовой: Мф. 25:40 . И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это (даже милостыню) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Итак, учение о молитве за умерших существовало еще в ветхозаветной церкви, у евреев,– что видно из Втор. гл. 26, ст. 14, где говорится, что из десятины для сирот и вдов нельзя давать для мертвых, следовательно из остальных девяти частей произведений земли–можно давать и за умерших. (См. 2 Макк.12:39–49. И в Н. Завете, как было выше сказано, поминовение усопших заповедуется со всею ясностью. В заключение повторим слова евангелия, свидетельствующие о возможности прошения грехов и в загробной жизни: Мф. 12:32 . Если кто скажет слово на Сына человеческого, простится ему: если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Отсюда видно, что и в будущем веке бывает прощение грехов, кроме одного – хулы на Духа Святого. III. Возражения заблудшего и ответы православного Заблудший . Для чего молиться о тех умерших людях, которые перед смертью покаялись и тем от Господа уже получили разрешение грехов своих? Православный . Но можно ли всегда поручиться, что предсмертное покаяние человека имело полную глубину и соответствующую грехам силу? Нельзя; само слово Божие заповедует нам заботиться «молением о всех святых» ( Еф. 6:18 ). Поэтому нельзя считать излишней молитву за людей, умерших с покаянием. Заблудший . Мы не знаем точно участи умерших всех братий наших: некоторые из них вероятно уже прощены Господом и удостоились царства небесного, а некоторые, быть может, виновны в хуле на Духа Святого и находятся в числе отверженных. Поэтому не бесполезны ли наши молитвы об умерших?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Одним из вопиющих примеров не только кощунства по поводу святых для христиан понятий и «традиционных ценностей», но и попрания гражданских прав являет собой статья Льва Левинсона «На Святой Руси секса нет», опубликованная в правозащитном (?) еженедельнике «Экспресс-Хроника» (18.10.97). То, что православные священнослужители и просто верующие, ужасающиеся повсеместной сексуальной распущенности, здесь называются «мракобесами», «жандармами во Христе», «профессиональными охотниками на ведьм», «великими инквизиторами», — это еще полбеды, но то, что здесь пропагандируется для россиян «сознательная сексуальная раскрепощенность», которая оказывается (так повелел Левинсон) «неотрывна от политической, экономической и идеологической свободы», — это уже серьезная попытка теоретического обоснования нравственного беззакония, с которого начинается распад нации. В конце статьи Левинсон грубейшим образом оскорбляет чувства христиан святотатственным высказыванием по поводу Девы Марии, которое я даже не смею процитировать. Скажу только, что оно основано на глубоко безнравственном рассуждении Василия Розанова о том, что «нет ничего прекраснее юного материнства — беременной гимназистки у школьной доски». «Правозащитнику» Левинсону повезло, что, проповедуя эти пикантные истины, он не смотрит непосредственно в глаза миллионам родителей нынешних гимназисток… Есть одна заповедь, восходящая еще к Ветхому Завету («Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» — Тов. 4, 15), античным философам (Аристотель: «Нам следует вести себя по отношению к друзьям так, как нам желательно, чтобы они вели себя по отношению к нам») и Конфуцию («Что ты не делаешь себе, того не делай другим»), но наиболее конкретно и полно выраженная Иисусом Христом: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12). На этой простой заповеди построено нынешнее законодательство многих стран: не воруй, не развратничай, не наноси увечий, не шуми ночью, не стесняй свободы другого и т.д. Показ американского фильма «Последнее искушение Христа» по НТВ 9 ноября 1997 года нарушил именно это элементарное общечеловеческое правило.

http://pravmir.ru/dlya-novyx-gonenij-na-...

«Отдавайте Кесарево Кесарю, и Божие Богу» ( Мф.22:21 ). Это святейшая заповедь Самого Господа нашего Иисуса Христа. Не сказал Господь: «давайте», – рассуждает святой Иоанн Златоуст , – а сказал: «отдавайте», ибо платить подать не значит просто давать, но отдавать должное, платить долг. Так и апостол Христов поучает: «отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк» ( Рим.13:7 ). «Всякая душа да будет покорна высшим властям... противляющийся власти противится Божию установлению». Всякий начальник, а тем паче царь «есть Божий слуга, тебе же на добро». Он ограждает тебя от зла, он дает тебе простор делать всякое добро. «Он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» ( Рим.13:1–2, 4–5 ). «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа», – поучает святой апостол Петр, – всякому начальству, а царю наипаче: «царю ...как верховной власти, а правителям, как от него посылаемым... ибо такова есть воля Божия... Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет.2:13–15, 17 ). Кто был царь, который прежде других встретился с проповедью апостола Петра? – Ирод. Какие же услуги оказал Ирод христианству? Не он ли поднял руки на Церковь Божию? Не он ли убил апостола Иакова мечом? Не он ли и самого Петра заключил в темницу? И после всего этого Петр проповедует: «царя чтите». Почему? Потому, конечно, что «такова есть воля Божия», так Бог хочет. Эту заповедь читаем и в Ветхом Завете: «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся» ( Притч.24:21 ). «Кто раздражает царя, тот грешит против самого себя» (там же, 20:2). «Слово царское храни» ( Еккл.8:2 ). Тайны царевой не нарушай ( Тов.12:7 ). «Не оправдывай себя пред Господом, и не мудрствуй пред царем» ( Сир.7:5 ). «Даже и в мыслях твоих не злословь царя... потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая – пересказать речь твою» ( Еккл.10:20 ). Тебе ли судить судью твоего? Кто посмеет сказать царю: «что ты делаешь?» ( Еккл.8:4 ). Тебе ли познать тайны сердца царева, которое в руках Божиих? «Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей – неисследимо» ( Притч.25:3 ). Наконец, самая важная обязанность верноподданного – молиться за царя. Святой апостол Павел пишет своему ученику Тимофею: «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех правительствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» ( 1Тим.2:1–3 ). Слово Божие дает нам и образцы такой молитвы за царя: «Господи! спаси царя, и услыши ны» ( Пс.19:10 ). «Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице помазанника Твоего» ( Пс.83:10 ). «Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву» ( Пс.71:1 ). «Дни на дни царевы приложиши, лета его до дне рода и родау» ( Пс.60:7 ). – «Да живет царь!» ( 1Цар.10:24 ). 127. Мученик за Царя

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Сказано о силе молитвы: «…много может усиленная молитва…» ( Иак.5:16 ). Пост, совмещенный с молитвой, еще в большей степени может помочь страждущей во искушениях душе. Сказано: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф.17:21 ). То есть бесовский род, искушающий нас, «изгоняется… молитвою и постом». Но и это не всё! Если ко всему выше сказанному мы присоединим еще и милостыню (благотворительность), то действие молитвы несомненно усилится. Читаем: «Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» ( Тов.12:8–9 ). Вы слышите! Братия и сестры! Молитва , соединенная с постом и милостынею, даже малою милостынею, способствует очищению наших грехов. И как правильно поступают те из вас, которые жертвуют на дело радиослужения в эфире «Радонежа», здесь даже из малых пожертвований складываются секунды, минуты и часы православного благовествования. И таким образом, жертвуя мало, вы помогаете многим. Итак, Господь Иисус Христос силен нам помочь в искушениях наших, ибо Он и Сам пережил некогда искушения и знает способ их преодоления. Сказано: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ). Но вернемся к апостолам, которых застигла буря, и они, увидев Господа Иисуса, подумали, что это призрак. Почему они так подумали? Блаженный Феофилакт так истолковал это обстоятельство: «Итак, Господь предстал после девятого часа ночи, ходя по поверхности воды, как Бог. Ученики же, видя столь необыкновенное и дивное дело, почли это за привидение; ибо не узнали Его по виду, как по причине ночи, так и по страху. Тогда Господь, прежде всего, ободряет их: Аз есмь, говорит, Который все может; дерзайте!» То есть, духовное для плотских людей, всегда представляется чем-то призрачным. До принятия Духа Святого в день святой Пятидесятницы апостолы еще оставались плотскими людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Слава Богу за всё 2020/03/15, 09:19:37 Книга Второзаконие 32, 39-40 (церковнославянский) Видите, видите, яко Аз есмь, и несть Бог разве Мене: Аз убию и жити сотворю: поражу и Аз исцелю, и несть иже измет от Руку Моею: яко воздвигну на небо Руку Мою, и Кленуся Десницею Моею, и Реку: Живу Аз во веки: Книга Второзаконие (русский) 32.39 Видите ныне, (видите) что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от Руки Моей. Втор 4, 35. Ис 45, 5. 1 Цар 2, 6. Тов 13, 2. Прем 16, 13. 32.40 Я Подъемлю к небесам Руку Мою, и Клянусь Десницею Моею, и Говорю: Живу Я вовек! Быт 22, 16. Иер 10, 10. Ещё есть у кого-нибудь вопросы откуда всё берётся и всё происходит, все страдания, все скорби, все болезни, в том числе и Коронавирус? И запомните все сомневающиеся: всё, что для физического, земного, телесного, тленного, временного, проходящего, ненастоящего, смертного мира считается погибелью, то для Божьей души человеческой, вечной и нетленной, есть Спасение и Избавление, от всего временного, смертного тленного, земного, проходящего, ненастоящего. Поэтому, славьте и превозносите Единого Христа Бога Любви, от Которого всё происходит и печаль и радость, за всё, непрестанно. Аминь. Слава Тебе Единому Христе Боже Любви, Носящему всё, Творящему всё, Дающему всё, Избавляющему от всего, за всё. Слава Богу за всё 2018/12/19, 18:54:42 Единственное правильное правило, из всех правил во всём мире, это Смирение Христово, которое состоит в том, чтобы славить Бога всегда, за всё, что в мире происходит. И с тобой, и со всем окружающим тебя миром. Вот правило, лучшее из всех правил: всегда смиряться, во всём, и внутренне и внешне. Вот делание, лучшее из всех деланий, всегда смиряться, что бы ни происходило, страшного или радостного с тобой, и со всей вселенной. А это значит, славить Бога всегда, за всё, непрестанно. Даже, если вдруг, внезапно тебя разбудят, или ударят, или обругают, или украдут что-нибудь, или отберут, или заболеешь, или другое, что произойдёт с тобой, или с целым миром. Ответ на всё только один: Слава Богу за всё, Который Один Единственный Право правит всем миром, и знает, что делает и для чего. А всё, что Он делает, не может быть плохо ни для одного человека. Потому что всё делает из Любви, ради Любви, в Любви, и для Любви. Аминь. Слава Богу за всё.

http://isihazm.ru/1/?id=629

Эти свидетельства из Священного Писания укрепляют нашу, а не вашу, против­ники, позицию. Ибо когда Бог говорит, что пост Ему не угоден, когда соблюдающий его не заботится об исправлении, этим Он ясно показывает, что весьма угоден Ему пост, сопутствующий исправлению жизни, благочестию и истине. Это можно видеть как раз по тому тексту Священного Писания, который вы и привели: в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. (...) Таков ли пост, ко­торый Я избрал, – свидетельствует Господь, как бы говоря: «Пост люблю, но вашу из­вращенную волю, разрушающую плоды поста, ненавижу». Например, если бы кто дал человеку пищу, в которой слишком много чеснока, понравилась ли бы она этому чело­веку? Отнюдь. Так должно рассуждать и о посте. Пост – прекрасная пища, сладчайшая снедь, как его величает Ангел в Книге Товита в главе 12, говоря: Доброе дело – молитва с постом и милостынею (...) лучше (...) нежели собирать золото ( Тов. 12, 8 ). Но если в эту сладчайшую снедь попадет чеснок злонравия, своеволия и неисправной жизни, то эта великолепная снедь окажется недостойной Небесной трапезы и будет противной на вкус для Бога. Прекрасно об этом богомудрствует вселенский учитель святой Златоуст в Беседе 4 на Второе Послание к Коринфянам, на главу 2: «Согрешили некогда Ниневитяне и сделали то же, что и вы теперь делаете. Но посмотрим, что послужило к их спасению. Как для излечения больных врачи, хотя употребляют многие средства, но благоразум­ный смотрит не на то, что принимал больной, а на то, что послужило к его исцелению, так точно и здесь надобно смотреть. Итак, что же спасло тех Ниневитян? На язвы свои они возложили пост, и строгий пост, лежание на земле, одежды из вретища, пепел и сле­зы, и вместе с этим переменили и образ жизни. Посмотрим же, какое из перечисленных лекарств уврачевало их. Что же это за лекарство? И увидел Бог, – говорит (Пророк), – дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о кото­ром сказал, что наведет на них ( Ион. 3, 10 ). Не сказал: «видел пост, вретища и пепел». Я говорю это не с тем, чтобы отвергать пост, – нет, – а для того, чтобы убедить вас делать то, что лучше поста – воздерживаться от всякого зла».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Можно привести почти буквальные ссылки на книгу Второзакония 28 . Например, несколько раз повторяется фраза «всем сердцем и всей душой» ( Тов.13:6 ; см. также Тов.1:12, 2:2 ), которая встречается в ( Тов.4:29, 6:5, 10:12, 11:13 ) и др. Параллели существуют между Тов.14:7 и Втор.12:10 , Тов.1,6–8 и Втор.14:22–29 , Тов.16:12–15 и Втор.18:3–4 , Тов.14:4–5 и Втор.30:2–5 , в соответствии с книгой Второзакония ( Втор.12:5, 14 ), Иерусалим – единственное место для храма ( Тов.1:4 ). Можно заметить общность хвалебной песни Товита в 13-й главе и песни Моисея во Втор.32 29 . В книге Товита цитируются молитвы, описывающие отношение главных героев к Богу. В параллельных молитвах Товита и Сарры ( Тов.3:1–6, 11–15 ) говорится о Боге, который заботится не только о Своём народе в целом, но и о нуждах каждого человека. Оба молящихся говорят о своём отчаянии и просят смерти. В ответ на молитвы Бог чудесным образом показывает Себя праведникам, которые с помощью его ангела преодолевают безвыходность, и тем самым он находится с просящими. В то же время Бог описывается, как достойный хвалы. Даже в прошениях содержатся элементы хвалы ( Тов.3:11, 8:5 ). Когда Товия пережил брачную ночь, Рагуил прославляет Бога ( Тов.8:15–17 ). Товит после своего исцеления, а также при входе Сарры в его дом, славит милосердного Бога ( Тов.11:17 ). Необходимость сохранения еврейской идентичности особенно ярко проявляется в учении о браке и семье. Книга хвалит семейные добродетели, показывая примеры трёх успешных браков: Товита и Анны, Рагуила и Едны и их детей, Товии и Сарры. По книге Товита, брак разрёшен только в кругу родственников, что подчёркивает прочность еврейской семьи и родства с «братьями» и «сёстрами». Книга обосновывает это требование указанием на патриархов ( Тов.4:12 ), единством с народом ( Тов.4:13 ) и требованием закона ( Тов.6:13, 7:11, 12 ). Конечно, такой брак не исключает и любовь друг к другу. Более того, если брак соответствует воле Божией и, следовательно, предопределён от вечности, то между супругами должна быть любовь ( Тов.6:18 ). Любые другие отношения между мужчиной и женщиной, напротив, должны называться «блудом» ( Тов.4:12, 8:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

3) О «Роста». Подтвердить «Роста» 248 , чтобы ни одно сообщение о церковниках не печаталось без предварительной визы тов. Попова. 4) О вселенском патриархе – Мелетии е 4) Поручить тов. Попову переговорить с тов. Чичериным о положении Милетия ж и Константинопольского синода и в зависимости от этого разрешить вопрос о возврате их представителям находящегося в Москве дома 249 . 5) Рассмотрение постановления Харьковского Губкома о Сектантах. 5) Поручить тов. Попову дать указание Харьковскому Губкому, чтобы последний не делал стеснений сектантам в смысле непосильного их обложения налогами, а также признать совершенно нецелесообразным удлинять им срок военной службы. 6) Заявление баптистов о разрешении им в Съезда на 30 Октября. 6) Разрешить. 7) О допущении церковной службы попам, находящимся в ссылке. 7) В согласии с декретом об отд[елении] церкви от государства з предоставить этот вопрос разрешать в каждом отдельном случае Синоду и Тихону. 8) Поручить тов. Тучкову разослать устав всем членам Комиссии и поставить вопрос о его утверждении на следующем заседании Комиссии. 9) Считать выселение монахов из Соловок возможным, но только в пределах Архангельской губ[ернии]. 10) О разрешении немцам-баптистам всероссийского съезда в Одессе. 10) Съезд разрешить, но к после Всероссийского съезда в Москве в зависимости от его результатов 252 . 11) О разрешении издания баптистам журнала на немецком языке. 11) То же. 12) Поручить тов. Попову и Тучкову просмотреть листовку и решить вопрос о ее печатании. 13) Информация тов. Красикова о беседе с Американскими сенаторами. 13) Информацию принять к сведению. Поручить тов. Менжинскому дать тов. Красикову сведения о количестве находящихся в ссылке церковников. 14) Поручить тов. Попову поместить в печати несколько статей и главные резолюции съезда. 15) О разрешении евангелистам получать библии, евангелия и песенники из-за границы, согласно их заявления, поданного на имя тов. Смидовича. Разрешить. Следующее заседание Комиссии назначается во вторник 25 сентября 1923 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 . Разрушить мосты, придорожную связь, разгромить гарнизоны на шоссе и большаках: Луга – Псков, Плюсса – Ляды – Сланцы, Струги Красные – Лосицы – Гдов, Молосковицы – Сабск – Осьмино – Самро, Веймарн – Ивановское – оз. Долгое – Сланцы – Гдов, Николаево – Медведь, Городище – Сольцы – Псков. 3 . Наносить удары с тыла во взаимодействии с наступающими частями Красной Армии Ленинградского фронта для обеспечения обороны противника по р. Луга на рубеже: Толмачево – Старица – Сабск – Ивановское – Кингисепп. 4 . Препятствовать строительству и попыткам организации переправ через реки Нарва, Луга, в р-не Пнево, местах узкой части Чудского и Псковского озер, взорвать все мосты и связи на шоссе и (по) большакам, идущим к этим переправам. 5 . Произвести нападение с целью уничтожения военных объектов станционного хозяйства, складов, казарм, без горючего и др. на г. Кингисепп, ст. Веймарн, райцентры Ляды, Осьмино и оказать помощь ударом с тыла, занять эти пункты при подходе к ним наступающих частей Красной Армии. 6 . Для выполнения поставленной задачи сосредоточить соединение партизанских отрядов в следующих районах: 4– ю партизанскую бригаду (командир тов. Объедков, комиссар тов. Зайцев), численностью 1830 человек, 12-ю партизанскую бригаду (командир тов. Ингинен, комиссар тов. Мосин), численностью 889 человек, 9-ю партизанскую бригаду (командир тов. Светлов, комиссар тов. Дмитриев), численностью 1371 человек, – в районе Кингисепп – Вруда, Сиверская – Луга, Веймарн – Сланцы для действия на ж.д. участках: Нарва–Кингисепп – Вруда, Сиверская – Луга, Веймарн – Сланцы – Гдов, а также на шоссе и большаках этого района. 2-ю партизанскую бригаду ( командир тов. Синельников, комиссар тов. Ефремов), численностью 2550 человек, в районе Ям – Струги Красные – Псков – Полна, для действий на ж. д. Струги Красные – Полна, Струги Красные – Зовка – Чернево, Новоселье – Соседно – Сельцо – Полна – Середка – Псков. 5– ю партизанскую бригаду (командир тов. Алексеев, комиссар тов. Майоров), численностью 1464 человека, объединить для совместных действий со 2-й партизанской бригадой и передислоцировать из района Сапирино – Кашино в район базирования и действий 2-й бригады.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010