ЗАМ. ПРЕД. КОМИССИИ: К. Попов (К. Попов) СЕКРЕТАРЬ: Е. Тучков (Тучков) РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 113. Д. 353. Л. 37. Машинописный подлинник. Подписи – автографы, ниже машинописью. СПРАВКА 87 протокола заседания Антирелигиозной комиссии по сообщению по телефону тов. Тучкова был пропущен ошибочно при нумеровании очередного протокола, который таким образом занумирован ошибочно 88. А. Фокин. РГАСПИ. Ф. П. Оп. 113. Д. 353. Л. 38. Машинопись. Подпись-автограф. Номер протокола 87 подчеркнут красным карандашом. Протокол 88 заседания комиссии по проведению декрета об отделении церкви от государства при ЦК ВКП(б) от 21/V – г. СОВ[ЕРШЕННО] СЕКРЕТНО. ХРАНИТЬ КОНСПИРАТИВНО. ПРОТОКОЛ 88 а ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЕКРЕТА ОБ ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА ПРИ ЦК ВКП(б) 21 МАЯ 1927 года ПРИСУТСТВОВАЛИ: т.т. ЯРОСЛАВСКИЙ, ПОПОВ К. А., СМИДОВИЧ, ДИМАНШТЕЙН, ПУТИНЦЕВ, ТУЧКОВ. ПОРЯДОК ДНЯ: 1) О сектантах-трезвенниках (Колосков[цы] и др.) 2) Об исполнении постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) от 10 мая с.г. по вопросу о мусульман[ском] движении. 3) О вскрытии и перемещении мощей схимонахини Марфы, находящихся в б[ывшем] Ивановском монастыре. 4) О мерах борьбы с еврейскими б религиозниками. 5) О разрешении выезда в Бельгию на конкурс канторов – кантору Меламедову. 6) О снятии с регистра устава мус[ульманского] духов[ного] управления. 7) О передаче архива из ЦДУ мусульман в ведение ЗАГСА. 8) О миссионерской противосект[антской] деятельности православных церковников. 9) О разрешении баптистам издания воззвания о сборе денег на постройку в Москве Молит[венного] дома. 10) О разрешении созыва съезла в Москве евангелистам-лютеранам на 16 июля 1927 г. 11) О сектантах-иеговистах. 12) О разрешении ЦДУ мусульман переиздания брошюры «элемент[арный] молитвенник», в количестве 2.000 экз. 13) Рассмотрение положения об антир[елигиозных] комиссиях при Окружкомах ВКП(б) Сев[еро-]Кав[казского] края. Слушали: Постановили: 1. а) Информ[ацию] принять к сведению. б) Поручить т. ТУЧКОВУ с представителем МК ВКП(б), Админотдела Моссовета и Наркомзема принять меры к переводу существующих религ[иозных] коммун «трезвенников» на советские рельсы. Для чего необходимо: 1) Дать в общую и антирел[игиозную] прессу ряд статей, в которых вскрыть религ[иозную] и эконом[ическую] эксплуат[ацию], существ[ующую] в в этих коммунах. 2) Принять меры к разложению этих г коммун как религ[иозных] организаций: путем ввода в них соответ[ствующих] лиц. 3) Т. е Путинцеву организовать посылку для ведения пропаганды в коммунах несколько комсомольцев. 4) Произвести через адм[инистративные] органы обследование (ревизию) коммун и при обнаружении несоблюдения существ[ующего] устава о коммунах потребовать его выполнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приказываю: 1 . Начальникам управлений, строек и лагерей обеспечить концентрацию капитальных вложении, централизованных фондов на материалы и оборудование и рабочей силы на ударных стройках и в первую очередь пусковых объектах, подлежащих вводу в действие в III квартале 1941 года. 2 . Начальникам главных управлений и управлений НКВД СССР с моего разрешения перебросить на ударные стройки необходимые материалы, оборудование и рабочую силу с приостановленных строек, не вошедших в прилагаемый к настоящему приказу список. 3 . Разрешить начальникам главных управлений и управлений НКВД СССР по согласованию с ЦФПО НКВД увеличивать лимиты капитальных работ по ударным стройкам за счет неиспользованных капиталовложений в 1-м полугодии по стройкам, не включенным в список III квартала 1941 года. 4 . Разрешить начальникам главных управлений, управлений и стройорганизаций НКВД осуществить в III квартале 1941 года необходимые мероприятия по МПВО за счет перераспределения годового плана капитальных работ с последующим оформлением в IV квартале 1941 года. 5 . Начальнику ЦФПО тов. Берензону при финансировании капитального строительства в III квартале 1941 года зачесть в источниках финансирования оплаченные и перераспределяемые материалы и оборудование. Приложение. Список Заместитель народного комиссара внутренних дел СССР комиссар государственной безопасности 3 ранга ЧЕРНЫШОВ Приложение к приказу НКВД СССР 00911–1941 г. Список ударных сверхлимитных строек НКВД СССР на 1941 год 80 1 . Строительство 203. 2 . Актюбинский комбинат. 3 . Норильскстрой. 4 . Джезказганский медеплавильный комбинат. 5 . Богословский алюминиевый завод. 6 . Тырны-Аузский молибденовый-вольфрамовый комбинат. 7 . Умальтинский молибденовый рудник. 8 . Джидинский вольфрамовый-молибденовый комбинат. 9 . УИТК (объекты, вырабатывающие оборонную продукцию). 10 . Воркутстрой. 11 . Ухтижемкаг. 12 Райчихлаг. 13 . Букачачлаг. 14 . Шахта «Гусиное озеро». 15 . Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат. 16 . Соликамский целлюлозно-бумажный комбинат.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(20:27–40) Единственный раз во всем Евангелии от Луки действующими лицами указаны представители саддукейской партии, выступающие против учения о воскресении мертвых, которое защищают их противники — фарисеи. Зная, что Иисус также учит о воскресении (14:14), они предлагают Ему разрешить вопрос, который, как они убеждены, вскрывает несостоятельность этой доктрины: что станет при воскресении мертвых с женщиной, у которой последовательно было семь мужей? Единственный возможный ответ, который они предвидят, состоит в том, что женщине придется стать женой одновременно семи человек, — таким образом, вера в воскресение, логическим следствием которой оказывается такая безнравственность, не может не быть абсурдной. Ответ Иисуса состоит из двух частей. Он начинает с того, что отвергает скрытую предпосылку саддукеев — их убеждение в незыблемости существующих в мире отношений между людьми. В вечной жизни нет брака и физического родства — вместо них выступает единое для всех отношение Богосыновства. Далее Он защищает учение о воскресении, указывая на свидетельство Писания о том, что завет Бога с патриархами остается в силе и после смерти Авраама, то есть смерть бессильна упразднить этот союз. Следовательно, Авраам, в свое время умерший и похороненный, в некоем таинственном смысле жив и поныне (ст. 38) и, во всяком случае, будет воскрешен Богом из мертвых. В НЗ сравнительно мало говорится о саддукеях (см. параллели в Мк 12:18; Мф 22:23,34 и еще Мф 3:7; 16:1,6,11–12; Деян 4:1; 5:17; 23:6–8). Эта партия, которая обычно ассоциировалась с верхушкой священства, выступала за буквальное понимание Торы и противостояла фарисейским “нововведени­ям” — таким, как ангелология, демонология и учение о воскресении из мертвых. Свидетельства НЗ об учении саддукеев согласуются с тем, что мы знаем о них из раввинистических трактатов и от Иосифа Флавия. Как и в предыдущем отрывке, к Иисусу обращаются внешне почтительно (Учитель!) как к авторитетному знатоку Писания с просьбой высказать мнение по сложной проблеме, связанной с законом; однако в этот раз спрашивающие не скрывают глумления и издевки. Вопрос касается того, что написано в моисеевом законе относительно брака по левирату (Втор 25:5–10 и также Быт 38:8; Руфь 3:9–4:12). Закон защищал интересы братьев, живущих вместе и обладавших общей собственностью; потомство было нужно семье для того, чтобы эта собственность не была унаследована чужими. Также и все семеро — тема семикратного брака имеет фольклорные черты, см. Тов 3:7–8; 7:12–13. И умерли, не оставив детей — это означает, что никто из братьев не может иметь преимущества перед остальными на том основании, что он является отцом наследника.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

172, 65 килогр. 1895–96 в Англии (пшеница) в 1852–5 гг. 138, 3 килогр. 1868–15, 1886–90 во Франции в 1820–29 гг. 117 килогр. 1850–59 1890–94 Мяса съедал человек: в Англии в 1868 г. 100, 51 фунтов (англ.) 1891–95 г. во Франции в 1812 г. 17,16 килогр. в Саксонии в 1835–44 гг. 15,8 килогр. 1897 г. (Современный капитализм. Перев. под редакцией Иванюкова 1905 г. Стр. 30–31). 640 Ш. Сеньобос. Политическая история современной Европы. Изд. тов. „Знание“. 1903. II. Стр. 440. 643 Для обстоятельного знакомства с аграрным вопросом можно рекомендовать превосходный сборник „Аграрный вопрос“, изд. кн. Долгорукова и Петрункевича. В нем помещены статьи Герценштейна. Долгорукова, Мануилова, Петрункевича, Чупрова и др. 651 В 1875 г. из 36 милл. народонаселения лишь 1 милл. владе11, землей, причем у 852 тысяч владельцев было менее одного акра земли. См. Социализм в Англии. Стр. 155. 656 Обстоятельное знакомство с сущностью рабочего вопроса дает книга В. Зомбарта „Рабочий вопрос в промышленности». Перев. Высоцко-Ермоловой. 1905. 658 Об отношении нашего правительства к стачкам см. в книге Прокоповича: К рабочему вопросу в России. 1905, стр. 45–76. 659 Доказательством непрочности побед, достигаемых путем стачек, может служить, напр., тот факт, что в январе на некоторых московских фабриках рабочий день с 10 часов увеличится опять до 11 ч. (Русск. Вед. 17 янв.). 660 Необходимость международных соглашений для охраны труда вызвало учреждение в 1900 г. „Международного общества законодательной охраны труда“, имеющее свой секции во всех промышленных странах. 661 В Клинском уездном комитете о нуждах сельскохозяйственной промышленности было высчитано, что самая бедная крестьянская семья с годовым доходом в 200–240 р. уплачивает косвенных налогов 29 р. 50 к. В балашовском уезде Саратовской губернии на каждый крестьянский двор приходится доходу в среднем 114 р. 35 к., а всех налогов 58 р. 21 к. 662 О тактике социал-демократии см. в книге Сеньобоса: Политическая история современной Европы. Т. II. Стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кумранские находки показали, что в Иудее рубежа эр имели распространение 3 версии текста: протомасоретская, по-видимому сформировавшаяся в Вавилонии; прототип Септуагинты, родиной к-рого считается Египет; прасамаритянская, сложившаяся в Палестине. По мнению Ф. М. Кросса ( Cross. 1998), все 3 версии восходят к некоему общему тексту, но развивались в разных регионах, а затем в хасмонейский и раннеримский периоды получили распространение в Иудее, где произошло их нек-рое сближение. Теория Кросса была частично оспорена, частично модифицирована др. исследователями, показавшими, что в Кумране сохранилось гораздо больше текстовых семей (напр., большая группа текстов, написанных в соответствии с «кумранской практикой», или «своеобразные тексты», не обнаруживающие явного сходства ни с одной из известных семей - Тов. 2001. С. 108-111); что происхождение версий определялось скорее не географическим, а социальным фактором: каждая из групп предпочитала сохранять и передавать свою версию. Были группы, среди них кумраниты, для к-рых следование одной конкретной версии текста, видимо, не имело особого значения, именно поэтому версии, обнаруженные в пещерах, столь разнообразны ( Talmon. 2000; Tov. 2008). В процентном соотношении наибольшую группу представляют протомасоретские (60%), наименьшую - пра-Септуагинта и прасамаритянская версии (по 5%), традиция части текстов неясна (10%). (О роли кумран. находок для исследования истории библейского текста см. в ст. Мёртвого моря рукописи .) Помимо библейских евр. рукописей среди текстов Кумрана были обнаружены неск. таргумов - переводов Библии на арам. язык, получивших распространение на рубеже эр (см. также в ст. Библия. Переводы , разд. «Арамейские переводы»), когда библейский древнееврейский язык перестал быть разговорным (напр., 11Q10 - «Таргум на Книгу Иова»), а также фрагменты книг Исход (12. 43 - 13. 16) и Второзаконие (5. 1 - 6. 9; 10. 12 - 11. 21), хранившихся в тефиллин (ритуальных коробочках, помещаемых во время молитвы на лоб и левую руку) и мезузот (ритуальных ящичках, крепящихся к косякам дверей). Апокрифы и псевдоэпиграфы, известные до открытия кумранской библиотеки

http://pravenc.ru/text/2462245.html

В этой фразе Яхве, обращаясь к израильтянам, решительно заявляет о Своей уникальности и могуществе. Дублирование личного местоимения «Я» подчеркивает эмоциональность слов Бога; подобное явление встречается в про­роческих книгах ( Ос.5:14 ; Ис.43:11,25; 51:12 ) 175 . Только Яхве – Бог , никаких других богов не существует (таким образом, повторяется идея монотеизма, вы­раженная во Втор.4:35:39 ) 176 . На основании своего личного скорбного опыта израильский народ должен осознать бессилие ложных богов и понять, что толь­ко Господь имеет власть над миром и над всем ходом истории, только Он может «умертвить и оживить», «поразить болезнью и исцелить от нее». Если Израиль обратится к своему Богу, то Господь сможет восстановить народ так же, как и подверг его наказанию. Отдельное внимание стоит обратить на слова «Я умерщвляю и оживляю». Ясно, что в них выражается мысль об абсолютной власти Яхве над жизнью и смертью , но их более конкретное понимание различно, особенно это относится к слову «оживляю». Перечислим толкования, наиболее достойные внимания: 1) С. Драйвер на основании других мест Ветхого Завета, где используется аналогичное выражение ( 4Цар.5:7 ; Прем.16:13 ; Тов.13:2 ), считает, что здесь речь идет не о воскрешении мертвых, а том, что Господь может спасти от смертной опасности человека, находящегося на краю гибели 177 . 2) В некоторых переводах предлагается прочтение «Я даю жизнь» («I give life») 178 ; такую формулировку можно воспринимать как указание на то, что Гос­подь – источник жизни для каждого человека. 3) В контексте истории Израиля этот фрагмент можно рассматривать как пророчество о возвращении из плена и возрождении народа 179 , тем более что восстановление Израиля в Библии иногда изображается как воскрешение умер­шего человека (самое известное место – видение пророка Иезекииля, см. Иез.37:1–14 ). 4) Наконец, возможно мессианское понимание этих слов в смысле кос­венного указания на воскресение Иисуса Христа и воскресение во Христе всех верных, которых Он искупил от смерти и тления 180 . Хотя в Ветхом Завете мысль о воскресении умерших явно почти не выражается 181 , все же, имея в виду мно­жественность смысла библейских текстов, мессианское понимание анализируе­мого выражения заслуживает признания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

218 . Мытарства за грехи: 1) мытарство словом: празднословие, сквернословие, насмешки, кощунство, песни, хохот: Всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный ( Мф.12:36 ); 2) мытарство лжи: призывание имени Божия всуе, неисполнение обетов, утаение грехов; 3) мытарство клеветы: осуждение, уничижение, ругательства, насмешки; 4) мытарство чревоугодия: объедение, пьянство, вкушение пищи без молитвы, нарушение постов, рано- и тайноядение, пресыщение, пирование. Горе вам насыщеннии ныне: яко взалчете ( Лк.6:25 ), и только милостыня от смерти избавляет ( Тов.12:9 ); 5) мытарство лености, на котором сочтены все дни и часы, проведенные в лености, в нерадении о службах, унынии, оставлении церковных и домашних молитв, тунеядство, судятся снедающие чужие труды и нехотящие трудиться; 6) мытарство воровства, на котором рассматривают всякого рода похищения и воровства – явные и тайные, грубые и благовидные; 7) мытарство сребролюбия и скупости; 8) мытарство лихвы, где обвиняются ростовщики, лихоимцы и присвоители чужого; 9) мытарство неправды, где уличаются неправедные судии, оправдывающие виновных и осуждающие невинных, ложные весы и меры; 10) мытарство зависти; 11) мытарство гордости, где надменные духи истязывают гордость, тщеславие, самомнение, презорство, величание, непочитание родителей, духовенства; 12) мытарство гнева и ярости; 13) мытарство памятозлобия; 14) мытарство убийства; 15) мытарство волхования, где истязуются чародейства, обаяние, составление отрав, наговоры, призывание бесов; 16) мытарство блуда, где истязуется мечтание помысла, соизволение на грех, услаждение грехом, сладострастные воззрения, скверные осязания и прикосновения; 17) прелюбодейное мытарство – истязуются блудные грехи лиц, живущих в супружестве, несохранение супружеской верности и брачного ложа неоскверненным, похищения и насилия, падения посвященных Богу; 18) мытарство содомское – истязуются противоестественные грехи и кровосмешения; 19) мытарство ересей – истязуются грехи против единого истинного исповедания веры;

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

В радости Товит написал хвалебную песнь Богу, с пророчеством о небесном Иерусалиме ( Тов.13 ). В заключение книги рассказывается, что Товит достиг преклонных лет и незадолго до смерти завещал сыну оставить Ниневию, разрушения которой нужно было ожидать по пророчеству Ионы. Похоронив родителей, Товия отправился с женою и детьми в Екбатаны к тестю и тёще и поселился у них, оставаясь и здесь верным сыном. Он дожил до старости и перед смертью услышал о падении Ниневии, радуясь, что Бог избавил его от несчастия ( Тов.14 ). В книге обсуждается несколько богословских тем. Во-первых, это учение о Боге. Он одновременно Бог Израиля ( Тов.13:18 ), Бог-творец ( Тов.8:6 ) и судья всего мира ( Тов.3:2 ; ср.13:2). Он праведен ( Тов.3:2, 13:6 ), славен ( Тов.13:6 ) и милосерден ( Тов.6:18, 8:16, 11:17, 13:2, 5 ). Как Бог , помогающий «заключать браки на небесах» ( Тов.6:18, 7:11, 8:21 ), он заботится о существовании Своего народа. Во-вторых, Бог действует через архангела Рафаила, который возносит молитву перед Святым Богом ( Тов.12:12, 15 ). Как Посланник Божий, он исполняет его волю. Он с праведниками в их добрых делах ( Тов.12:12–13 ) и защищает их. В целом, книга Товита говорит о том, что люди охраняются ангелами-защитниками ( Тов.12:22 ). Злые ангелы, как и добрые – это тоже Божьи инструменты. Они являются средством, которое Создатель использует, чтобы позволить человеку проявить свою свободу. В-третьих, на протяжении всей книги регулярно напоминается о «законе Моисеевом». Как правило, не подразумевается конкретный текст, скорее говорится о нормах благочестивой жизни, таких, как пищевые ограничения ( Тов.1:11 ) или помощь бедным ( Тов.4:7– 11,16 ). Вершиной этических наставлений книги Товита, безусловно, является отрицательно сформулированное «золотое правило»: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» ( Тов.4:15 ) 27 . Особенно важным в книге считается погребение погибших ( Тов.1:17–20, 2:38 ), которое является, одновременно, и актом милосердия, и исповеданием веры, потому что связано как с уважением к умершим, так и с заповедью почитания родителей. Это подтверждает описание того, что Товия похоронил не только своего отца, но и свою мать, и своих родственников ( Тов.14:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Наиболее характерные черты ангелологии кн. Даниила составляют а) упоминание имен индивидуальных ангелов, именно ангелов высшей степени, и б) представление об ангелах-народоправителях. В первом отношении к книге Даниила примыкает книга Товита, во втором – книга Иисуса, сына Сирахова. Книга Товита, изображающая добродетель в страданиях и радости, живущего в ассирийском плену, мужа этого имени, рассказывает о явлении и путешествии с его сыном ангела в образе юноши. Ангел этот в конце истории открываете Товиту, что он – Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго (Р αφαηλ ε ς κ τν πτ γ ων γγλων ο προσαναφρουσιν τς προσευχς τν γ ων κα πορεονται ν πιον τς δ ξης το γ ου), Тов. 12:15. В частности, по словам ангела, именно он возносил к Богу молитвы ослепшего Товита (о чем говорится в Тов. 3:1–8 ) и Сарры – дочери Рагуила, сделавшейся после женою Товии (Ibid. ст. 9–16), и самое его посольство на землю было последствием этих молитв ( Тов. 12:12 : τε προσηξω σ κα νμφη σου Σαρρα γ προσ γαγον τ μνημ συνον τς προσευχς μν ν πιον το γ ου, ср. Тов. 3:17 ). Имя Рафаила, как уже было упомянуто, подобно имени Михаила и Гавриила, есть имя нарицательное; оно означает: Бог исцеляет, и характеризует ангела, которому оно усвояется, как целителя, – разумеется, – немощей, душевных и телесных, людей. Таким именно является Рафаил, по кн. Товита, в отношении к Товиту и Сарре 653 . Сарру он освобождаете от власти злого демона Асмодея ( Ασμοδαυν) 654 ; Товита исцеляете от слепоты его ( Тов.11, 12 ), а затем преподает наставления отцу и сыну ( Тов. 12:6  и след, ср, 3:16). При общем сходстве представления книги Товита о Рафаиле с представлением книги Даниила о Михаиле, «одном из первых князей», и о Гаврииле, нельзя не заметить и следующих особенностей первой: а) кн. Товита повествует не о выступлении ангела (Рафаила) в видении, а о действительном присутствии его на земле; Рафаил действует в историческом происшествии, хотя и сообразно своей небесной природе («все дни я видим был вами, но не ел и не пил, только взорам вашим представлялось это», говорите Рафаил ( Тов. 12:9 ), прощаясь с Товитом и Товиею); б) по кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Архив Пн О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви 4 февраля 2011 г. 14:25 Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. О принципах организации социальной работы в Русской Православной 1. Исполняя заповеди Христа Спасителя, Церковь свидетельствует о Нем и Его Царстве, осуществляя служение любви и милосердия к ближнему. Жизнь в Церкви есть непрестанное служение Богу и людям. К этому деланию призывается весь народ Божий. Каждому члену Церкви даются особые дарования для служения всем: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Члены Тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, сообразуясь со способностями, возможностями, навыками и опытом: «Служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех»  (1 Кор. 12, 5-6). Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие. В практическом исполнении заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему (Мф. 22, 37-39) заключается важнейшая задача христианина. Социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность, диакония) — это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся. Ветхий Завет неоднократно указывает на богоугодность благотворения (Втор. 16, 9-10), которое прямо связывается с почитанием Творца (Притч. 14, 31), избавляет от смерти (Тов. 4, 10; 12, 9) и очищает всякий грех (Тов. 12, 9; Дан. 4, 24). Милостыня ставится в один ряд с молитвой, жертвой и постом (Тов. 12, 8; Ис. 58, 6-7). В Священном Писании Ветхого Завета говорится о помощи бедному (Иов 29, 16; Лев. 25, 35; Втор. 15, 7-11 и др.); долге накормить голодного (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7 и др.); напоить жаждущего (Притч. 25, 21); одеть нагого (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7); помочь больному и калеке (Иов 29, 15; 2 Мак. 8, 28); поддержать вдову и сироту (Иов 29, 12-13; 31, 16-17; Притч. 31, 8 и др.); оказать гостеприимство бездомным и странникам (2 Цар. 17, 27-29; Ис. 58, 7); позаботиться об узниках (Ис. 58, 6; 61, 1) и т. д. Благочестивым людям предписывается подавать неимущим (Лев. 19, 9-10) или беспроцентно давать в долг (Лев. 25, 35-37; Втор. 15, 7-11). Однако понятие «ближнего», в отношении которого следовало осуществлять благие дела, ограничивалось рамками народа израильского (Втор. 15, 3, 7-11; Исх. 22, 25-27; Лев. 25, 35-37; Втор. 23, 20).

http://patriarchia.ru/db/text/1401894.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010