10 сар.). Также и Ориген эти добродетели восхваляет. Особенно часто в отеческой и вообще моральной христианской письменности цитируется изречение кн. Товита: милостыня избавляет от смерти и ею очищается всяк грех (Тов.4:10; 12:9). Это изречение цитируют: св. Поликарп Смирнский (Посл. к Филиип.10), Климент Римский (2Кор.16 гл.), Климент Александрийский (Strom. VI, 12), Киприан (De eleimos. 5, 20) и многие другие. Изречение: благословляй Господа во всякое время и проси у Него (Тов.12­­ Афанасий. Апол.), и: тайну цареву добро хранити, дела же Божия открывати славно (Тов.12:7), также очень часто цитировались и ныне всюду цитируются (св. Афанасий. Прот. ариан. II). Но и помимо этих частностей, в содержании книги очень много полезных примеров добродетельной жизни, непоколебимой веры в Бога, например Товита (3:1—6), Сарры (3:11—15), любви к ближним и заботы о них (2:1—8. Киприан. Testim. 3, 1). Совет «что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (Тов.4:15), цитирует Киприан (De orat. Dom. 33 сар.); совет: «давай алчугщему от хлеба твоего и нагим от одежд твоих, от всего, в чем у тебя избыток, твори милостыню» (Тов.4:16—17) цитирует Климент Александрийский (Strom. 1, 2). Так же ценна вся речь ангела Рафаила в 12 главе и часто цитируется в отеческих писаниях. Например, «блага милостыня с постом и правдою» (Тов.12­­ Strom. VI, 12. Киприан. De Dom. orat. 32 с.). И вообще вся книга дышит помазанностью и любовью, насаждает и воспитывает в читателе высокие чувства и ободряет к благородным поступкам. Посему Амвросий Медиоланский написал особое творение De Tobia, в коем восхваляет всю книгу и называет даже «пророком» Товита.    Как библейско-исторический памятник, книга Товита очень ценна, потому что в ней лишь одной излагаются сведения о политическом и религиозно-нравственном состоянии израильтян в ассирийском плену. Если в именах и есть погрешности, то в общих сведениях о жизни израильтян должно видеть истину. А жизнь израильтян с разрушения Самарии покрыта совершенным мраком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

(Гл. I). Благочестивый обычай молитвенного призывания Ангелов существовал еще Ветхозаветных Евреев ( Быт.48:17 ; Иов.5:1 ). В священных книгах Ветхого и Нового Заветов находятся многочисленные свидетельства о том, что св. Ангелы принимают самое близкое участие в жизни людей и различным образом проявляют свою заботу о благе и спасении человека. Так, они молятся за людей пред Богом ( Тов.12:12–13 ; Зах.1:12–13 ; Дан.10:12–13 ; Апок.8:3–4 ); охраняют и укрепляют их в опасностях ( Пс.90:11, 33:8 ; Евр.1:14 ; Исх.14:19–20, 23:20, 32:34 ; Суд.6:14 ; 3Цар.19:5 ; Дан.6:22 ; Тов.5:22, 5:4–9 ); дают благие советы и наставления ( Тов.6:11–18 ; Деян.8:26, 10:3–6 ; Мф.28:5–7 ); помогают благочестивым людям в борьбе со врагами ( Исх.14:19–20 ; Нав.5:14 ; Чис.22:22–35 ; 4Цар.6:17, 19:35 ; 2Мак.10:29–30, 11:8 ); избавляют их от несчастий и бедствий ( Быт.19:1–23 ; Тов.6:4–6, 8:3 ; Дан.3:49–50, 6:22 ; Мф.2:13 ; Деян.5:19, 12:7–11 ); утешают в скорбях ( Быт.16:7–12, 21:17–18 ; Суд.6:12–14 ; Тов.11:1–12 ; Лк.22 : 43; Деян.27:23–24 ) и оказывают многие другие благодеяния людям ( Быт.18:1–15, 22:11–12, 28:12 ; Дан.10:11 ; Лк.1:11–20, 26–38, 2:9–14 ; Мф.4:11 ; Лк.24:4–7 ; Деян.1:10–11 ; Мф.18:10 ; Лк.16:22 ; Апок.12:7; 7:2–3; 20:1–2 ) (475 а –480 б ). Вследствие этого вполне справедливо молитвенное призывание св. Ангелов и почитание их со стороны людей (480 б –481 а ). (Гл. II). Православный догмат о призывании святых угодников Божиих имет за себя следующие основания. Во-первых, св. Писание свидетельствует о добрых делах или заслугах святых ( Быт.26:3–5, 24 ; Исх.3:6 ; Исх.32:12–13 ; 3Цар.11:11–13 ; 4Цар.20:6 ; Дан.3:34–35 ; Пс.131:1–10 ; 3Цар.15:4–5 ) и их молитвах пред Богом ( Иер.15:1 ; 2Мак.15:12–16 ; Вар.3:4 ; 2Пет.1:13–15 ; Апок.5:8; 6:10 ; Лк.16:27–28 ), как о великих посредствах, чрез которые Бог оказывал бесчисленные благодеяния людям (481 б –486 а ). (Гл. III). Во-вторых, соборы православной церкви – вселенские и поместные – ясно утвердили православное учение о почитании святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

7. Поручить тов. ТУЧКОВУ составить обзор деятельности (по губерниям) церковников и сектантов и передать таковой тов. ПОПОВУ. ЗА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИССИИ: Н. Попов (Попов) СЕКРЕТАРЬ: Е. Тучков (Тучков) 24 апреля 24 г. РГАСПИ. Ф. 1. Оп. 12. Д. 565-а. Л. 60–60 об. Машинописный подлинник. Подписи – автографы, рядом машинописью. На л. 60 в леном верхнем углу красными чернилами помета Е. А. Тучкова: «С[овершенно] Секр[етно]. Тов. Попову. Прошу подписать и вернуть обратно мне. 25/4. Е. Тучков». Правее простым карандашом еще одна помета Е. А. Тучкова: «С[овершенно] Секр[етно], тов. Низовскому. Срочно отпечатайте [...] г экземпляров, сверьте, дайте мне на подпись и разошлите. 26/4. Е. Тучков». Примечания а Номер протокола вписан рукой Е. А. Тучкова. б Далее зачеркнуто о таковом допущении преподавания мусульманам не сообщать. в Со слов от рассылки дописано от руки. г Неразборчиво. Протокол 51 заседания комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП от 22/V – г. Сов[ершенно] Секретно. Хранить Конспиративно. ПРОТОКОЛ 51 а ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА ПРИ ЦК РКП(б) 22 МАЯ 1924 ГОДА ПРИСУТСТВОВАЛИ: т.т. ЯРОСЛАВСКИЙ, ПОПОВ, КРАСИКОВ, МЕНЖИНСКИЙ, ТУЧКОВ и приглашенные по вопросам о Халифате, католиках и украинскому т.т. ЧИЧЕРИН б , ПЕТЕРС и БАЛИЦКИЙ. ПОРЯДОК ДНЯ: 1) Об антирелигиозной политике на Украине. 2) О Халифате. 3) О Католиках. 4) О Тихоне, Красницком и Евдокимовском Синоде. 5) О разрешении съезда союзу «церковного возрождения» на 30-го Июня с/г. 6) О разрешении менонитам в Всероссийского съезда. 7) О разрешении админ[истративно] ссыльным попам и архиеереям г совершать церковные службы. 8) О разрешении регистрации Евдокимовского синода. Слушали: Постановили: 1) Об антирелигиозной политике на Украине (доклад т. Балицкого) 1) Поручить тов. Попову и ОГПУ дать указание Украине о проведении более мягкой антирелигиозной политики и д прекратить закрытие церквей и молитвенных домов административными мерами. 2) О Халифате. 2) а) е Поручить тов. Петерсу провести через мусульманские духовные ж управления з кампанию против халифата. 6) и Признать необходимым осветить вопрос в партийной прессе к .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Тов. XII:9.    Ис. I:18.    Дан. IV:24.    Притч. XVI:6.    Сир. III:30.    VII, 31—36.    Например, Тов. IV:7—10; Притч. XI:24—28; XIX, 17; XXII, 7—9; Сир. XII:2—7; XXIX, 14—16 и мн. др.    Притч. III:27—28; Сир. IV:4—5.    Тов. IV:7—11.    Притч. XI:24—28.    Притч. XIX:22.    Втор. XV:10.    Притч. XXII:8.    Тов. IV:15.    Сир. IV:1—3, 8.    XVIII, 15—18.    XXIX, 11.    XXIX, 31.    Например, Иов. XXIX:16; Лев. XXV:35—36; Втор. XV:7—11; Тов. IV, 7 и др.    Например, Тов. I:17; Ис. LVIII, 7 и др.    Например, Притч. XXV:21 и др.    Например, Иов. XXIX:15; 2 Мак. VIII:28 и др.    Например, Ис. LVIII:6; LXI, ? и др.    Например, Иов. XXIX:12—13; XXXI, 16—17; Притч. XXXI:8—9; Сир. IV:10 и др.    Например, 2 Цар. XVII:27—29; Ис. LVIII, 7 и др.    Например, Иов. XXXI:19—20; Тов. I:17 и др.    Например, Суд. XIX:14—24 и мн. др.    Например, Иов. XXXI:20 и др.    Например, Тов. I:18; II, 7.    Например, Мф. ХХШ, 23; Лк. XI:41—42; Мф. XV:4—6; Мк. VII:10 и др.    Гал. III:28.    Лк. VI:30.    Лк. X:30—37.    Гал. VI:10.    Иак. II:14—16.    Деян. X:4.    Мф. XXIII:8—9.    Сир. XII:4—7.    1 Кор. IV:5.    Мф. V:45.    Мф. V:44.    Тов. IV:8.    2 Кор. VIII:12.    Мк. XII:41—44.    Лк. III:11.    Мф. X:42.    Мф. XXV:40.    Мф. XXV:34.    Мф. VI:I.    Мф. XIX:21.    Лк. XIV:12—14.    Лк. XVI:9—13.    Например, 2 Кор. IX, 6 и др.    Иак. I:27.    Ин. XIII:35.    1 Кор. XIII:3.    Иак. II:14—16.    2 Кор. IX:6.    2 Кор. VIII:13—14.    1 Тим. VI:7.    2 Кор. VIII:3.    Деян. XX:35.    2 Кор. VIII:2.    2 Кор. IX:5—8.    Фил. IV:10—18.    Рим. XV:26—27; сравни: Евр. X:34.    Деян. IV:32.    Деян. V:4.    Деян. V:4.    Мф. VI:1—4.    Мф. VI:1—4; V, 44; Лк. VI:35; XIV, 12—14; Рим. XII:20 и др.    Евр. XIII:3.    Например, Мф. IX:36; Мк. VI:34; Мф. XIV:14; Лк. VII:13 и мн. др.    Деян., главы II, IV, VI.    Например, XI, 29—30.    Рим. XV:25—27; 1 Кор. XVI:1—4; 2 Кор. VIII:2—4, 12—15; IX, 5—7; Фил. IV:15—16; 1 Тим. V:16.    Послание Иуды I, 12; 1 Кор. XI:21 и дальше.    Об этом долге говорит св. Климент Римский в своем первом послании к Коринфянам (гл. 38, стр. 139, рус. перевод прот. Преображенского, изд, 1862) и св. Поликарп в послании к Филиппийцам, причем последний дает практический совет не откладывать благотворения при возможности оказать его и указывает словами книги Товита на высокое значение милостыни: «милостыня избавляет от смерти» (гл 10, стр. 447—448 рус. перевода).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Думается, что и после Зоровавелева храма и Неемиина Иерусалима мог редактор высказывать подобные ожидания. В 3 книге Ездры, несомненно, даже если считать ее за «записи» Ездры, составленной по построении 2-го храма и восстановлении Иерусалима Неемией, мы читаем: «святилище наше опустошено, алтарь наш ниспровергнут, храм наш разрушен, святое наше осквернено» (3Езд.10:20—22). Сам Ездра молится «о разоренном Сионе и уничтоженной святыне Израиля» (3Езд.12:48), хотя и 2-й храм и Иерусалим при нем существовали. Подобным же образом звучит молитва Маттафии-Асмонея: «храм (Иерусалимский) сделался как муж бесславный, драгоценные сосуды его унесены в плен, все украшение его отнято, святыни наши и благолепие наше, и слава наша опустели и язычники осквернили их» (1Мак.2:6—13). Можно бы привести много и других подобных примеров. Во всяком случае, на всем протяжении пленной и послепленной эпохи можно указать постоянные параллели сетованиям и ожиданиям книги Товита. Только до разрушения Иерусалима их нет кроме известного пророчества Исайи (64:9—10).    Общий вывод может быть лишь тот, что писатель книги, оставшийся вполне неизвестным, переживший падение Ниневии (Тов.14:15), пережил и падение Иерусалима, а может быть и возвращение иудеев из вавилонского плена при Зоровавеле, Ездре и Неемии. Но его оригинал не сохранился. Существующий же в разных редакциях греческий перевод, более позднего происхождения, конечно принадлежит эпохе общего распространения греческого языка, не ранее 3-го века до Р.Х. Замечательно, что в Новом Завете и католические и протестантские защитники книги Товита находят очень скудные (всего лишь две цитаты: Тов.4­­ Мф.6:19—20; Тов.12­­ Апок.8:2—4) следы знакомства с этой книгой. Но и эти следы не содержат ни имени Товита, ни каких-либо очень точных указаний. Не упоминается эта книга и у Иосифа Флавия. Впервые следы ясного знакомства с этой книгой находятся уже в христианской литературе и то не ранней: у Поликарпа Смирнского (Посл. к Филпп.10 гл. ­­ Тов.12:9) и Климента Римского (2Кор.16 ­­ Тов.12:8—9.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Одновременно Секретариат ЦК сообщает Вам, что в постановлении Секретариата от 13/Х действительно вкралась ошибка: тов. Попов включен в Комиссию по церковным делам постановлением Секретариата от 6/IX 232 и это решение не было отменено [ 9 ]. Секретарь Цека: (Молотов). – Л. 27. Машинописный оттиск, подпись – автограф (первый лист этой машинописной закладки был на бланке ЦК РКП(б)). 12–13 Телефонограмма Л. Б. Каменева в ЦК РКП(б) о введении М. И. Калинина в состав Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) 17 октября 1922 г. Весьма срочно. 17/Х 12 ч. 20 мин. Телеф[онограмма] 5 на 13097/с. Ознакомившись с постановлением секретариата по вопросу о составе комиссии по церковным делам, предлагаю дополнить состав данной комиссии обязательно, введя тов. Калинина Мих[аила] Ив[ановича]. Прошу сообщить мне немедленно будет ли принято мое предложение или нет. чл[ен] Политбюро Л. Каменев. – Л. 26. Рукописный писарский подлинник на бланке ЦК РКП(б), автограф помощника заведующего приемной Бюро Секретариата ЦК РКП(б) Е. В. Легран. 12–14 [ 10 ] Протокол 1 организационного заседания Комиссии по проведению отделения церкви от государства (Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б)) 17 октября 1922 г. Строго Секретно ПРОТОКОЛ 1. Присутствуют т.т. КРАСИКОВ, МЕНЖИНСКИЙ, ПОПОВ, Зам[естителем] ФЛЕРОВСКИЙ, СКВОРЦОВ и СМИДОВИЧ. В силу постановления Орг. Бюро Цека Комиссия в составе т.т. КРАСИКОВА, МЕНЖИНСКОГО, ПОПОВА, Зам[естителем] ФЛЕРОВСКОГО, СКВОРЦОВА и СМИДОВИЧА. Собралось 17/Х-22 года и присвоила себе название: Комиссия по проведению отделения Церкви от Государства (КОМОТЦЕР-ГОР.) Врем[енным] 233 Председателем избран тов. КРАСИКОВ. ПОСТАНОВИЛИ: (Единогласно) 234 1 . Обратиться в Полит. Бюро Ц. К. с просьбой: Утвердить Комиссию в качестве единственной руководящей в делах Церковной политики и анти-религиозной агитации и пропоганды и Обратиться в Учраспред Секретариата ЦЕКА РКП об откомандировании тов. ГАЛКИНА в распоряжение Комиссии для исполнения обязанностей Секретаря Комиссии. Заседания Комисси[и] происходят по понедельникам в 8 часов вечера в кабинете тов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слушали: Постановили: 1. О церковных группах. (Информация тов. Тучкова.) 1) а) Доклад принять к сведению. 6) Поручить тов. Тучкову принять меры к усилению Правого б течения в , идущего против Тихона, и постараться выделить г его в самостоятельную противотихоновскую иерархию 322 . в) Поручить ему же начать подготовительную работу по соединению Тихона с Синодом (Евлокимом) 323 . Окончательное же решение этого вопроса обсудить на след[ующем] заседании Комиссии. г) Поручить ГПУ дать местам директиву применитель- но к инструкции ВЦИК от 21 Августа 1924 г д . 324 о том, чтобы последние в работе по усилению обновленческого течения действовали наиболее тактично и совершенно конспиративно, дабы у противной этому течению е стороны Тихоновцев не могло создаваться мнение, что Соввласть покровительствует обновленцам и по ж их указанию преследует з Тихоновцев. 2) О разрешении въезда в СССР 3-м адвентистам из Америки. 2) и В разрешении отказать. 3) Разрешить и поручить тов. Тучкову обработать делегацию в желательном для нас направлении. 4) О разрешении союзу адвентистов открыть свои лечебные заведения и фабрики питательных веществ 326 . 4) Перенести на следующее заседание Комиссии, поставив вопрос о филантропической деятельности сектантов вообще. 5) Разрешить и поручить тов. Тучкову обработать делегацию в желательном для нас направлении. 6) Об организации при ВЦИКе Отдела по делам культов вместо упраздненного 5-го Отд[ела] НКЮ. 6) Принять к сведению. 7) Об антирелигиозной пропаганде. 7) 1) Вопрос перенести на следующее заседание всей комиссии. 2) Поручить тов. Тучкову подготовить для доклада соответствующие материалы с мест. 8. ТЕКУЩИЕ ДЕЛА. а) Об имевших место запрещениях священнодействия органами власти. 8) Поручить ОГПУ разъяснить местам, что органы власти не имеют права делать запрещение церковнослужения тем или иным верующим к . П.П. Председатель Комиссии: Ярославский (ЯРОСЛАВСКИЙ) Секретарь: Е. Тучков (Тучков) «5» Сентября 1924 г. РГАСПИ. Ф. 1. Оп. 12. Д. 775. Л. 5–7. Машинописный подлинник (?). Формула

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6. О положении православных церквей, находящихся за границей. 6. Поручить тов. ТУЧКОВУ через обновленческий синод начать кампанию по образованию за границей обновленческих групп, которым бы наши полпреды могли передавать. церковные имущества в связи с признанием С.С.С.Р. 335 7. О разрешении печатания Адвентистам сектантской литературы. 7. Поручить тов. ТУЧКОВУ сообщить Главлиту, что на поданное адвентистами заявление от 20 и 23 октября за 233 и 240 им разрешается к печатанию ежемесячный журнал «Голос Истины» в количестве 1.500 шт. и отдельно декларации всесоюзного съезда в количестве 1.000 шт. 8. О разрешении на 1-е января 1925 года в гор. Покровске восточно-российского областного Съезда адвентистов. 8. Созыв съезда разрешить. Поручить тов. ТУЧКОВУ озаботиться его подготовкой и снять с повестки дня вопрос об организации юношеских кружков. 9. То же в Москве баптистам на 10 декабря созыва совета. 9. Разрешить. 10. Разрешить. 11. О закрытии обратного въезда из Латвии 3-м сектантам: ЛИВАРТУ, ЕГОРОВУ и КУТЕННИКОВУ, согласно – возбужденного ходатайства Новгородского Губотдела ОГПУ. 11. а) В ходатайстве Новгородск[ому] Губ[ернскому] Отделу ОГПУ – отказать и обратному въезду не препятствовать. 6) Поручить тов. ТУЧКОВУ договориться с Иностранным отделом ОГПУ, чтобы впредь все визы на выезд за границу церковникам и сектантам давались исключительно центром и с согласия Комиссии. 12. О разрешении синоду созыва в декабре мес[яце] совещания церковно-обновленческих агитаторов и посылки их губерниям с целью борьбы с Тихоновщиной. 12. Совещание и посылку агитаторов разрешить до 20 человек. 13. То же в ноябре мес[яце] созыва совещания обновленческих профес[соров]- богословов с той же целью. 13. Разрешить. 14. О разрешении созыва в поселке Березовке Уфимской губернии менонитского съезда на 1-е декабря. 14. Созыв съезда разрешить в гор. Самаре 337 . Поручить тов. ТУЧКОВУ озаботиться его подготовкой и снять с повестки дня вопрос 1 о юношеских кружках к . 15. О выделении президиума Комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кавказа. 3 . Информ[ация] тов. ПОПОВА о внесении т. КНОРИНЫМ некоторых изменений в предложенияоборьбес мусульман[ским] религиознымдвижением и одополнительн[ых] предложениях тов. РЫСКУЛОВА в . 4 . О меннонитах. 5 . О происходящем Буддийском Соборе. 6 . О мусульманском архиве. 7 . О ликвидации толстовской типографии в с. Тайнинке Моск[овской] г[убернии]. 8 . О церковном календаре, изданном КУЗНЕЦОВЫМ по разрешению Мосгублита 7974. 9 . О мощах. 10 . О разрешении концерта «Всеношной» Рахманинова и «Реквиема» Моцарта. 11 . О разрешении ввоза из-за границы меннонитам религиозной литературы (отношение Наркомвнешторга на имя Главлита от 20-го января, 86129). 12 . О разрешении Областного Съезда Лютеранских приходов в Ленинграде. 13 . О разрешении чтения лекций антирелигиозн[ого] характера Покровскому – (Ленинград) и Калиновскому – (Москва). Слушали: Постановили: Считать необходимым: 1. Издание НКВД циркуляра (не инструкции), как для военного, так и для мирного времени. 2. Поручить НКВД в 2-недельный срок выработать проект, который и внести на рассмотрение Комиссии, предварительно согласовав его с ОГПУ. 3. При выработке проекта необходимо принять во внимание дополнения и поправки ОГПУ, за исключением пункта 3 г -го инструкции, который, как не входящий в компетенцию Комиссии, должен быть согласован в Советском порядке. 2. О лишении ЦДУ мусульман права вести работу в областях и округах Северного Кавказа (т. ВОЛЛЕНБЕРГ). 2. а) Поручить НКВД совместно с ОГПУ пересмотреть устав ЦДУ мусульман в направлении тех предложений, кои вносятся в Комиссии. б) Устав с внесенными изменениями представить на рассмотрение в Комиссию. 3. Информация т. ПОПОВА о внесении т. КНОРИНЫМ некоторых изменений в предложения о борьбе с мусульманским религиозным движением и о дополнительных предложениях тов. РЫСКУЛОВА. 3.а) Все внесенные т. КНОРИНЫМ изменения принять. б) Предложения тов. РЫСКУЛОВА принять к сведению. 4. О меннонитах (т. ТУЧКОВ). 3.а) Все внесенные т. КНОРИНЫМ изменения принять. б) Предложения тов. РЫСКУЛОВА принять к сведению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В радости Товит написал хвалебную песнь Богу, с пророчеством о небесном Иерусалиме ( Тов.13 ). В заключение книги рассказывается, что Товит достиг преклонных лет и незадолго до смерти завещал сыну оставить Ниневию, разрушения которой нужно было ожидать по пророчеству Ионы. Похоронив родителей, Товия отправился с женою и детьми в Екбатаны к тестю и тёще и поселился у них, оставаясь и здесь верным сыном. Он дожил до старости и перед смертью услышал о падении Ниневии, радуясь, что Бог избавил его от несчастия ( Тов.14 ). В книге обсуждается несколько богословских тем. Во-первых, это учение о Боге. Он одновременно Бог Израиля ( Тов.13:18 ), Бог-творец ( Тов.8:6 ) и судья всего мира ( Тов.3:2 ; ср.13:2). Он праведен ( Тов.3:2, 13:6 ), славен ( Тов.13:6 ) и милосерден ( Тов.6:18, 8:16, 11:17, 13:2, 5 ). Как Бог , помогающий «заключать браки на небесах» ( Тов.6:18, 7:11, 8:21 ), он заботится о существовании Своего народа. Во-вторых, Бог действует через архангела Рафаила, который возносит молитву перед Святым Богом ( Тов.12:12, 15 ). Как Посланник Божий, он исполняет его волю. Он с праведниками в их добрых делах ( Тов.12:12–13 ) и защищает их. В целом, книга Товита говорит о том, что люди охраняются ангелами-защитниками ( Тов.12:22 ). Злые ангелы, как и добрые – это тоже Божьи инструменты. Они являются средством, которое Создатель использует, чтобы позволить человеку проявить свою свободу. В-третьих, на протяжении всей книги регулярно напоминается о «законе Моисеевом». Как правило, не подразумевается конкретный текст, скорее говорится о нормах благочестивой жизни, таких, как пищевые ограничения ( Тов.1:11 ) или помощь бедным ( Тов.4:7– 11,16 ). Вершиной этических наставлений книги Товита, безусловно, является отрицательно сформулированное «золотое правило»: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» ( Тов.4:15 ) 27 . Особенно важным в книге считается погребение погибших ( Тов.1:17–20, 2:38 ), которое является, одновременно, и актом милосердия, и исповеданием веры, потому что связано как с уважением к умершим, так и с заповедью почитания родителей. Это подтверждает описание того, что Товия похоронил не только своего отца, но и свою мать, и своих родственников ( Тов.14:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010