16 Благословен Ты, что возвеселил меня, и не случилось со мною так, как я думал, но сотворил с нами по великой Твоей милости! 17 Благословен Ты, что помиловал двух единородных! Доверши, Владыка, милость над ними: дай им окончить жизнь во здравии, с весельем и милостью! 18 И приказал рабам своим зарыть могилу. 19 И сделал для них брачный пир на четырнадцать дней. 20 И сказал ему Рагуил с клятвою прежде исполнения дней брачного пира: не уходи, доколе не исполнятся эти четырнадцать дней брачного пира; 21 а тогда, взяв половину имения, благополучно отправляйся к отцу твоему: остальное же получишь, когда умру я и жена моя. 9 1 И позвал Товия Рафаила и сказал ему: 2 брат Азария, возьми с собою раба и двух верблюдов и сходи в Раги Мидийские к Гаваилу; принеси мне серебро и самого его приведи ко мне на брак; 3 ибо Рагуил обязал меня клятвою, чтоб я не уходил; 4 между тем отец мой считает дни, и если я много замедлю, он будет очень скорбеть. 5 И пошел Рафаил и остановился у Гаваила и отдал ему расписку; а тот принес мешки за печатями и передал ему. 6 И на утро рано встали они вместе и пришли на брак. И благословил Товия жену свою. 10 1 Товит, отец его, считал каждый день. И когда исполнились дни путешествия, а он не приходил, 2 Товит сказал: не задержали ли их? или не умер ли Гаваил, и некому отдать им серебра? 3 И очень печалился. 4 Жена же его сказала ему: погиб сын наш, потому и не приходит. И начала плакать по нем и говорила: 5 ничто не занимает меня, сын мой, потому что я отпустила тебя, свет очей моих! 6 Товит говорит ей: молчи, не тревожься, он здоров. 7 А она сказала ему: молчи ты, не обманывай меня; погибло детище мое. - И ежедневно ходила за город на дорогу, по которой они отправились; днем не ела хлеба, а по ночам не переставала плакать о сыне своем Товии, пока не окончились четырнадцать дней брачного пира, которые Рагуил заклял его провести там. Тогда Товия сказал Рагуилу: отпусти меня, потому что отец мой и мать моя не надеются уже видеть меня. 8 Тесть же сказал ему: побудь у меня; я пошлю к отцу твоему, и известят его о тебе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

20 Теперь я открою тебе, что я отдал десять талантов серебра на сохранение Гаваилу, сыну Гавриеву, в Рагах Мидийских. 21 Не бойся, сын мой, что мы обнищали: у тебя много, если ты будешь бояться Господа и, удаляясь от всякого греха, делать угодное пред Ним. 5 1 И сказал Товия в ответ ему: отец мой, я исполню все, что ты завещаешь мне; 2 но как я могу получить серебро, не зная того человека? 3 Тогда отец дал ему расписку и сказал: найди себе человека, который сопутствовал бы тебе; я дам ему плату, пока еще жив, и ступайте за серебром. 4 И пошел он искать человека и встретил Рафаила. Это был Ангел, но он не знал 5 и сказал ему: можешь ли ты идти со мною в Раги Мидийские и знаешь ли эти места? 6 Ангел отвечал: могу идти с тобою и дорогу знаю; я уже останавливался у Гаваила, брата нашего. 7 И сказал ему Товия: подожди меня, я скажу отцу моему. 8 Тот сказал: ступай, только не медли. 9 Он, придя, сказал отцу: вот я нашел себе спутника. Отец сказал: пригласи его ко мне; я узнаю, из какого он колена и надежный ли спутник тебе. 10 И позвал его, и он вошел, и приветствовали друг друга. 11 Товит спросил: скажи мне, брат, из какого ты колена и из какого рода? 12 Он отвечал: колена и рода ты ищешь или наемника, который пошел бы с сыном твоим? И сказал ему Товит: брат, мне хочется знать род твой и имя твое. 13 Он сказал: я Азария, из рода Анании великого, из братьев твоих. 14 Тогда Товит сказал ему: брат, иди благополучно, и не гневайся на меня за то, что я спросил о колене и роде твоем. Ты доводишься брат мне, из честного и доброго рода. Я знал Ананию и Ионафана, сыновей Семея великого; мы вместе ходили в Иерусалим на поклонение, с первородными и десятинами земных произведений, ибо не увлекались заблуждением братьев наших: ты, брат, от хорошего корня! 15 Но скажи мне: какую плату я должен буду дать тебе? Я дам тебе драхму на день и все необходимое для тебя и для сына моего, 16 и еще прибавлю тебе сверх этой платы, если благополучно возвратитесь. 17 Так и условились. Тогда он сказал Товии: будь готов в путь, и отправляйтесь благополучно. И приготовил сын его нужное для пути. И сказал ему отец: иди с этим человеком; живущий же на небесах Бог да благоустроит путь ваш, и Ангел Его да сопутствует вам! - И отправились оба, и собака юноши с ними.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Тов.1:9 Достигнув мужеского возраста, я взял жену Анну из отеческого нашего рода и родил от нее Товию. Тов.1:10 Когда я отведен был в плен в Ниневию, все братья мои и одноплеменники мои ели от снедей языческих, Тов.1:11 а я соблюдал душу мою и не ел, Тов.1:12 ибо я помнил Бога всею душею моею. 9–12 . Брак Товита с Анною и рождение сына произошли, по-видимому, уже в ассирийском плену (по Вульгате, напротив, Товит уведен был в плен уже с женою и сыном: igitur, cum per captivitatem devenisset cum uxore sua et filio in civitatem Niniven cum omni tribu sua), так как на родине Товит был лишь в отроческие годы (ст. 4). Vulg. в ст. 9 есть прибавка, что Товит, по Vulg. – Tobias – свое собственное имя дал и сыну своему Товии: nomen suum imponens ei, – и другое добавление о религиозно-нравственном воспитании сына отцом: quem ab infantia timere Deum docuit et abstinere ab omni peccato. Благочестие Товита в плену, как позже Даниила ( Дah. I:8 ), Иудифи ( Иудиф. Х:5 ), Елеазара и Маккавеев ( 2Mak. VII , гл.), выразилось (ст. 10–12) первее всего в воздержании от языческих снедей, κ των ρτων των εθνν, – соответственно важному значению законов о пище в законодательстве Моисеевом ( Лeb. XI , Bmop. XIV гл.; ср. Лeb. VII:23, 25, XVII:10 ; Bmop. XV и др.). Ниневия ( Uoh. III гл. Onomast. 748) – столица Ассирии, лежала на левом, восточном берегу Тигра, против Мосула: теперь на развалинах ее лежат селения Куюнджик и Неби-Юнус. Тов.1:13 И даровал мне Всевышний милость и благоволение у Енемессара, и я был у него поставщиком; Тов.1:14 и ходил в Мидию, и отдал на сохранение Гаваилу, брату Гаврия, в Рагах Мидийских, десять талантов серебра. Тов.1:15 Когда же умер Енемессар, вместо него воцарился сын его Сеннахирим, которого пути не были постоянны, и я уже не мог ходить в Мидию. Тов.1:16 Во дни Енемессара я делал много благодеяний братьям моим: Тов.1:17 алчущим давал хлеб мой, нагим одежды мои и, если кого из племени моего видел умершим и выброшенным за стену Ниневии, погребал его. Тов.1:18 Тайно погребал я и тех, которых убивал царь Сеннахирим, когда, обращенный в бегство, возвратился из Иудеи. А он многих умертвил в ярости своей. И отыскивал царь трупы, но их не находили.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дроздовым доказательными. Он не находит следов фарисейского отчуждения, самооправдания и внешнего благочестия в словах Товита: «Я, Товит, во все дни жизни моей ходил путями истины и правды и делал много благодеяний братьям моим... Тогда все колено Неффалимово находилось в отпадении от дома Иерусалима, избранного от всех колен израиля, чтобы всем им приносить жертвы... Я же один часто ходил в Иерусалим на праздники, как предписано... с начатками и десятинами произведений земли, и начатками шерсти овец (1:2–6). Все братья мои и одноплеменники мои ели от снедей языческих, а я соблюдал душу свою и не ел (1:10. 11). Я делал много благодеяний братьям моим: алчущим давал хлеб мой, нагим одежды мои» (1:16–17). «Раздавай хлебы твои при гробе праведников, но не давай грешникам» (4:17). Подобного рода мысли и чувства можно находить, по мнению автора, и в допленных книгах В. З. (напр. Чис.12:3 ; Пс.17:21–25 ; 2Цар.22:21–25 ). Признаки позднейшего происхождения изложенных в книге Товита воззрений на добрых и злых духов автор отрицает, как мы уже видели, находя их вполне согласными с учением канонических книг. На возражение, что книга Товита была бы включена в канон палестинский, если бы была написана до плена вавилонского, автор отвечает тем, что предполагает причину невнесения ее в канон или в внепалестинском происхождении книги, или в арамейском языке ее. Но автор почему-то не придает важности тому, что в канонических книгах есть отделы, написанные на арамейском языке и не исключенные из канона, и что книга пр. Даниила написана вне Палестины. нем будет сожжен и до времени останется пуст. Но опять Бог помилует их и возвратит их в землю; и воздвигнут дом Божий, не такой, как прежний, доколе не исполнятся времена века. И после того возвратятся из плена и построят Иерусалим великолепно (ντμως), и дом Божий восстановлен в нем на все роды века – здание величественное (νδξως), как говорили о нем пророки». Так как Товит не был пророком, и книга его имени не богодухновенная, то пророчество Товита всего естественнее понимать, как vaticinium ex eventu, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9 Что нас бить за них? Они умерли: иди и ты за ними, чтобы нам не видеть твоего сына или дочери вовек! 10 Услышав это, она весьма опечалилась, так что решилась было лишить себя жизни, но подумала: я одна у отца моего; если сделаю это, бесчестие ему будет, и я сведу старость его с печалью в преисподнюю. 11 И стала она молиться у окна и говорила: благословен Ты, Господи Боже мой, и благословенно имя Твое святое и славное вовеки: да благословляют Тебя все творения Твои вовек! 12 И ныне к Тебе, Господи, обращаю очи мои и лице мое; 13 молю, возьми меня от земли сей и не дай мне слышать еще укоризны! 14 Ты знаешь, Господи, что я чиста от всякого греха с мужем 15 и не обесчестила имени моего, ни имени отца моего в земле плена моего; я единородная у отца моего, и нет у него сына, который мог бы наследовать ему, ни брата близкого, ни сына братнего, которому я могла бы сберечь себя в жену: уже семеро погибли у меня. Для чего же мне жить? А если не угодно Тебе умертвить меня, то благоволи призреть на меня и помиловать меня, чтобы мне не слышать более укоризны! 16 И услышана была молитва обоих пред славою великого Бога, и послан был Рафаил исцелить обоих: 17 снять бельма у Товита и Сарру, дочь Рагуилову, дать в жену Товии, сыну Товитову, связав Асмодея, злого духа; ибо Товии предназначено наследовать ее. - И в одно и то же время Товит, по возвращении, вошел в дом свой, а Сарра, дочь Рагуилова, сошла с горницы своей. 4 1 В тот день вспомнил Товит о серебре, которое отдал на сохранение Гаваилу в Рагах Мидийских, 2 и сказал сам себе: я просил смерти; что же не позову сына моего Товии, чтобы объявить ему об этом, пока я не умер? 3 И, призвав его, сказал: сын мой! когда я умру, похорони меня и не покидай матери своей; почитай ее во все дни жизни твоей, делай угодное ей и не причиняй ей огорчения. 4 Помни, сын мой, что она много имела скорбей из-за тебя еще во время чревоношения. Когда она умрет, похорони ее подле меня в одном гробе. 5 Во все дни помни, сын мой, Господа Бога нашего и не желай грешить и преступать заповеди Его. Во все дни жизни твоей делай правду и не ходи путями беззакония,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Дальнейшая его судьба доподлинно неизвестна, однако есть версия: после странной истории с распятым Галилеянином Пилат стал особенно жесток к иудеям, и по их слезной жалобе его сняли, наконец, с должности и отправили в ссылку. Там он окончил свою жизнь тем же образом, что и Иуда Искариот. Иосиф и Никодим Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который тоже учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился (Мф. 27, 57–60).      За семь веков до евангельских событий Иосифа из Аримафеи предвидел пророк Исаия:Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53, 9). Иосиф и есть тот самый богатый, похоронивший у себя, в своем собственном гробу, Того, Кто взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис. 53, 4). Чтобы лучше увидеть духовный облик Иосифа, вспомним еще одну книгу Ветхого Завета — неканоническую книгу Товита. Праведный Товит жил за восемь веков до Рождества Христова. Вместе с другими израильтянами его увели в плен в Ниневию. В книге он рассказывает, как жил в плену: алчущим давал хлеб мой, нагим одежды мои, а если кого из племени моего видел умершим, и выброшенным за стену Ниневии (так относились ниневитяне к телам пленников! — М.Б.), погребал его. Тайно погребал я и тех, кого убивал царь Сеннахирим, когда, обращенный в бегство, возвратился из Иудеи. А он многих умертвил в ярости своей. И отыскивал царь трупы, но их не находили. Один из Ниневитян пошел и донес царю, что я погребаю их; тогда я скрылся (Тов. 1, 17–19). Вот она, безусловная праведность: нельзя не похоронить человека по-человечески, чем бы это ни грозило. Товит — духовный предшественник Иосифа Аримафейского. Что мы знаем об Иосифе? Он человек знаменитый (Мк. 15, 43), то есть более чем известный среди евреев. Он член совета (синедриона), но при том человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их (Лк. 23, 50–51), то есть в расправе над Иисусом. Иосиф сам ожидал Царства Божия (см.: Мк. 15, 43), и он вовремя понял, что это Царство уже пришло — он ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, уточняет евангелист Иоанн (19, 38). Значит, Иосифа можно упрекнуть в некоей робости — ведь не боялись же апостолы?.. В том-то и дело — апостолы после казни Иисуса рассеялись каждый в свою сторону (Ин. 16, 32), а Иосиф, подчиняясь безусловной для него нравственной необходимости,осмелился (глагол, используемый только евангелистом Марком) войти к Пилату и попросить у него тело Казненного — дабы тело это не выбросили собакам.

http://pravoslavie.ru/92931.html

Самый древнейший письменный памятник, свидетельствующий действительность и употребление заупокойной молитвы в Ветхом Завете, есть вторая Маккавейская книга (12:39–46): «На другой день бывшие с Иудой пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах. И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал иудеям; и сделалась всем явно: по какой причине они пали. Итак все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен соделанный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! – посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха». Далее еще есть некоторые свидетельства в Ветхом Завете о ходатайстве пребывающих на земле за переселившихся в загробный мир. Иисус сын Сирахов, в своей книге «Премудрость», будучи совершенно убежден в жизни загробной и необходимости помогать усопшим, точно также, как и пребывающим на земле, учит благотворить и тем, и другим: «Милость даяния да будет всякому живущему, на и умершего не лишай милости» (7:36): «С упокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (38:23). Умирающий Товит заповедует сыну своему Товию: «Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам» ( Тов.4:17 ). Учителя Церкви дают такое значение этому завещанию: Товит, сознавая важность и пользу молитвы за умершего, и чтобы побудить живых к такой молитве, заповедал поставлять трапезы. Этот благочестивый и спасительный обычай устраивать поминки после погребения, или в другие дни, знаменательные для умершего (9-й, 40-й, годовой, дни рождения, именин, смерти, родительские дни), поделиться пищей со знакомыми, священниками, нищими, чтобы они молились об усопшем, – перешел и в первенствующую Церковь Христову и сохраняется в ней до настоящего времени. Златоустый, похваляя поступающих так, тоже учит поставлять такие трапезы, чтобы молились об усопшем, молитвами подвигнуть Бога на милосердие к почившему (Нравоуч. 33 на Мф.). В первенствующей Церкви эти трапезы для священников и бедных устраивались в церковных притворах. Впоследствии, на лаодикийском Соборе запрещено было поставлять трапезы в притворах, и поминки производились в домах («Камень веры», часть I, гл. 1)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Частные вопросы веры Божией, извращаемой сектантами 25. О бессмертии души (Против адвентистов) Учение Ветхого Завета Господь создал тело человека из земли, а душу от Своего дуновения: «Создал Господь Бог человека из праха земного... вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живою» ( Быт.2:7 ). И у животных есть «душа», но она не от дуновения Божия, а прямо от природы: «и сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных» ( Быт.1:20–24 ). В Писании потому и говорится, что душу (животных) есть возможно; но это законом запрещено: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу: как зелень травную даю вам все. Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» ( Быт.9:3–4 ). «Никакого тука и никакой крови не ешьте» ( Лев.3:17 ). Значит, в Писании должно отличать душу человеческую от души животной ( Лев.17:11 ; Втор.12:23 ). Душа живет в теле, как в жилище: «Жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать, подобно ткачу, жизнь мою: Он (т.е. Бог) отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину» ( Ис.38:12 ). Бог «слугам Своим не доверяет; и в Ангелах Своих усматривает недостатки, тем более в обитающих в храминах из брения» ( Иов.4:18–19 ). Душа представляется самостоятельной, выходящей и входящей в тело человеческое: «Услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего (умершего) в него, и он ожил» ( 3Цар.17:22 ). Отшествие души в загробный мир называется также отшествием к Богу: «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Еккл.12:7 ). Душа после разрушения тела живет как бы в особой обители: После смерти «отходит человек в вечный дом свой» ( Еккл.12:5 ). Товит молился Богу: «Повели освободить меня в вечную обитель» ( Тов.3:6 ). Преисподняя, как жилище душ умерших людей, наполнена живыми, сознающими и говорящими душами: По поводу смерти Навуходоносора пророк Исайя пишет: «ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! И ты стал подобен нам» ( Ис.14:9–10 ; ср. Иез.31:3–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Вера в возможность облегчения участи умерших грешников посредством молитв и милостыни за них существовала еще в Ветхом Завете. Так, напр., из книги Второзакония (гл. 26:14) видно, что «для мертвых», т. е. для облегчения их участи, верующие иудеи творили милостыню, и что ее нельзя было делать только из той «десятины» доходов земли, которая отдавалась левиту, пришельцу, сироте и вдове: «я не ел от нее (от десятины, назначенной для вышеуказанных лиц) в печали моей (при поминовении умерших: ( Иер. 16:7 ), и не отделял ее в нечистоте (для очистительных жертв: ( Лев. 15:30 ; Числ. 6:11  и др.), и не отдавал из нее для мертвого» ( Иер. 16:7 ; Тов. 4:17 ). В книге Руфь читаем: «И сказала Ноеминь сестре своей: благословен от Господа Вооз, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых» (2:20). Иисус сын Сирахов учит: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» (7:36). В книге Товит читаем: «Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам» (4:17). Говорится: «не давай грешникам», ибо их молитвы об умерших Бог не примет, как людей, очевидно, не раскаянных в своих грехах. ( Притч. 15:29 . Иса. 1:15). Пророк Варух так молится об умерших израильтянах, чтобы Господь услышал их молитвы о себе: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших перед Тобой, которые не послушали гласа Господа Бога своего, за то и постигли нас бедствия. Не вспоминай неправд отцов наших, но вспомни руку Твою и имя Твое в сие время, ибо Ты – Господь Бог наш, и мы прославим Тебя, Господи!» ( Вар. 3:4–6 ). Во второй книге Маккавейской (гл. 12:39–45) говорится о том, что когда в одном сражении пало много израильтян, по причине осквернения взятыми в капищах вещами, посвященными идолам, что закон запрещал иудеям, – бывшие с Иудой Маккавеем «обратились к молитвам, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении, ибо если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Это одно из важнейших доказательств поминовения душ умерших, в Ветхом Завете, читается так: «Я отобрал от дома моего святыню и отдал ее Левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл: я не ел от нее в печали моей (см. Иер. 16:7 ) и не отделял ее в нечистоте (см. Лев. 15:30 ; Чис. 6:11 ) и не отдавал из нее для мертвого» (см. ниже: Сир. 7:36 ; Тов. 4:17 ). Так читаем о поминовении мертвых во Второзаконии (26:14). Иисус Сын Сирахов учит: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» (7:36). В книге Товит читаем: «Раздавай хлебы при гробе праведных, но не давай грешникам»! (4:17). Говорится: «не давай грешникам», ибо они не помолятся об умершем, а если и помолятся, то Бог молитвы их не примет, как людей, очевидно, не раскаявшихся в своих грехах ( Притч. 15:29 ; Исаии 1:15). Пророк Варух так молится об умерших израильтянах, чтобы Господь услышал их молитвы о себе: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобой, которые не получили гласа Господа Бога своего, за то и постигли нас бедствия. Не вспоминай неправд отцов наших, но вспомни руку Твою и имя Твое в сие время, ибо Ты – Господь Бог наш, и мы прославим Тебя, Господи» (3:4–6). Когда в одном сражении пало много воинов иудейских, вследствие осквернения взятыми из капищ вещами, что закон запрещал делать, то бывшие с Иудой Маккавеем «обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении, ибо если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и и благочестивая мысль! – посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» ( 2Мак. 12:39–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010