Книга Товита Глава 14 И окончил Товит славословие. Он был восьмидесяти восьми лет, когда потерял зрение, и чрез восемь лет прозрел. И творил милостыни, и продолжал быть благоговейным пред Господом Богом и прославлять Его. Наконец он очень состарился, и призвал сына своего и шесть сыновей его, и сказал ему: сын мой, возьми сыновей твоих; вот я состарился и уже на исходе жизни моей. Отправься в Мидию, сын мой, ибо я уверен, что Ниневия будет разорена, как говорил пророк Иона; а в Мидии будет спокойнее до времени. Братья наши, находящиеся в отечественной земле, будут рассеяны из сей доброй земли; Иерусалим будет пустынею, и дом Божий в нем будет сожжен и до времени останется пуст. Но опять Бог помилует их и возвратит их в землю; и воздвигнут дом Божий, не такой, как прежний, доколе не исполнятся времена века. И после того возвратятся из плена и построят Иерусалим великолепно, и дом Божий восстановлен будет в нем на все роды века,- здание величественное, как говорили о нем пророки. И все народы обратятся и будут истинно благоговеть пред Господом Богом и ниспровергнут идолов своих; и все народы будут благословлять Господа. И Его народ будет прославлять Бога, и Господь вознесет народ Свой; и все, истинно и праведно любящие Господа Бога, будут радоваться, оказывая милость братьям нашим. Итак, сын мой, выйди из Ниневии, ибо непременно исполнится то, что говорил пророк Иона. Ты же соблюдай закон и повеления и будь любомилостив и справедлив, чтобы хорошо было тебе. Похорони меня прилично, и мать твою со мною, и потом не оставайтесь в Ниневии.- Сын мой, смотри, что сделал Аман с Ахиахаром, который воспитал его: как он из света привел его в тьму, и как воздано ему. Ахиахар спасен, а тот получил достойное возмездие - сошел во тьму. Манассия творил милостыню, и спасен от смертной сети, которую расставили ему; Аман же пал в сеть и погиб. Итак, дети, знайте, что делает милостыня и как спасает справедливость. - Когда он это сказал, душа его оставила его на ложе; было же ему сто пятьдесят восемь лет, и сын с честью похоронил его. Когда умерла Анна, он похоронил и ее с отцом своим. После того Товия с женою своею и детьми своими отправился в Екбатаны к Рагуилу, тестю своему, и достиг честной старости, и похоронил прилично тестя и тещу своих, и получил в наследство имение их и Товита, отца своего. И умер ста двадцати семи лет в Екбатанах Мидийских. Но прежде нежели умер, он слышал о погибели Ниневии, которую пленил Навуходоносор и Асуир, и возрадовался пред смертью о Ниневии. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bible/tov/14/

О том же Филарета, Митроп. Московског о Господь Сам рече: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати ( Деян. ХХ, 35 ). Когда томимому голодом дают пищу, или дрожащему от холода теплую одежду: не чувствует ли он себя на то время счастливым? Но Господь уверяет нас, что в то же время блаженнее тот, кто дает. Где можно найти сие блаженство? В Боголюбивом и человеколюбивом сердце. В чем состоит сие блаженство? В чувстве делаемого и сделанного добра, в свидетельстве совести о исполнении в нас воли Божией, в радости о ближнем, нами обрадованном. Человек, сохраняя в себе, хотя не в совершенстве, образ всеблагого Бога, по которому сотворен, радуется о всем добром и тогда, когда только слышит о нем: посему естественно блаженствовать ему, когда делает оное. Сверх сего внутреннего блаженства, слово Божие усвояет человеку благотворительному еще благополучие, устрояемое особенным Провидением Божиим. В день лют избавит его Господь. Господь сохранит его. Мы не можем ясно видеть, какими средствами достигает сего Провидение, потому что не может следить за ним по всем путям Его: но что достигает верно и чудно, то видим в опытах, особенно ясных в Священной истории. Авраам сражается за бедствующих, избавляет пленников бескорыстно, человеколюбиво приемлет странников: и Провидение всегда хранит его богатым и сильным, всегда избавляет от опасностей; и он удостаивается, без сомнения, блаженного Божия посещения, по замечанию апостола, именно за свое страннолюбие ( Ebp. XIII, 2 ). Иов, по благотворительности, был око слепым, нога хромым, отец немощным ( Uob. XXIX. 15, 16 ). И хотя на него самого, после богатства и славы, попущен был лютый день нищеты, лишения детей, болезни, оскорбления, уничижения, но Господь, избавив его, благослови последняя Иовля паче, неже первая (XLII, 12); и даде Господь сугубая, елика бяху прежде Иову во усугубление (10). Товит милостыни многи творит братии своей ( Тов. 1, 3 ), хлебы дает алчущим и одеяние нагим, погребает бедственно умерших (17); и за сие от врагов своего народа подвергается разграблению имения и опасности жизни. Освободясь от опасности, дерзает на прежний подвиг и, по нечаянному случаю, бывшему следствием сего подвига, лишается зрения и впадает в нищету. Где же обещанное благотворящему словом Божиим избавление в день лют? – Оно несколько медлит, для того, чтобы явиться тем более чудным. Ангел Рафаил руководствует сына Товитова, доставляет ему счастливое супружество, богатство, средство для возвращения отцу зрения и событиями больше, нежели словами, учит Товита, Едну, Товию – и нас, что благо молитва с постом и милостынею и правдою; что добро творити милостыню, нежели сокровищес-твовати злато (XII, 8), (T. IV, стр. 524). Читать далее Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых Апостолов/Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006. - 720 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Товита книга Книга Товита состоит из 14 глав. В ней находится, между прочим, такое завещание Товита своему сыну: Когда я умру, похорони меня и не покидай матери своей, всю жизнь почитай ее и не делай ей огорчения. Когда она умрет, похорони ее возле меня. Помни Господа Бога нашего и не желай грешить и преступать заповеди Его. Из того, что имеешь, твори милостыню. Берегись всякого рода распутства. Во всем веди себя осторожно. Что сам ненавидишь, того не делай другому. Вина до опьянения не пей. Не пренебрегай советов мудрого. Во всякое время благословляй Господа и проси у Него, чтобы пути твои были правы и все дела и намерения твои благоуспешны. Книга эта, хотя и не каноническая, отличается особенной назидательностью. Здесь ясно открываются премудрые и благие пути промысла Божия в нашей жизни, которых часто мы не примечаем или видим в них одно стечение случайных обстоятельств. Здесь мы видим невидимое для нас благодетельное служение нам ангелов Божиих. Здесь мы видим поучительнейшие примеры добродетелей. Где, в самом деле, найдем мы такое изображение добродетелей семейных, такие картины нравов патриархальных, как в истории Товитов? Какая безграничная любовь к несчастным и угнетенным братьям! Какая преданность Провидению среди жесточайших испытаний! Ничто в этом человеке не может поколебать его веры в Бога. Столь же удивительна и покорность сына отцу. Товия может служить образцом покорности и уважения, какое дети должны иметь к своим родителям. Но назидательное это жизнеописание, – пишет митрополит Филарет, – неудовлетворительно для ищущего чистой исторической истины. Греческий и латинский тексты сей книги далеко отстоят один от другого. Иосиф Флавий не говорит ни слова о Товите» (Библ. Ист. в конце 7-го периода). Когда и кем написана эта книга, неизвестно. В еврейском тексте ее нет. Происхождение ее относят к временам маккавейским, или к двум последним векам до Р. Х. Она известна на разных языках; но первоначальным текстом ее признается греческий LXX. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Список принятых сокращений книг Ветхого и Нового Завета Бытие – Быт. Исход – Исх. Левит – Лев. Числа – Чис. Второзаконие – Втор. Книга Иисуса Навина – Нав. Книга Судей Израилевых – Суд. Книга Руфь – Руфь Первая книга Царств – 1 Цар. Вторая книга Царств – 2 Цар. Третья книга Царств – З Цар. Четвертая книга Царств – 4 Цар. Первая книга Паралипоменон – 1 Пар. Вторая книга Паралипоменон – 2 Пар. Первая книга Ездры – 1 Езд. Книга Неемии – Неем. Вторая книга Ездры – 2 Езд. Книга Товита – Тов. Книга Иудифь – Иудифь Книга Есфири – Есф. Книга Иова – Иов Псалтирь – Пс. Притчи Соломона – Притч. Книга Екклезиаста, или Проповедника – Еккл. Книга премудрости Соломона – Прем. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова – Сир. Книга пророка Исаии – Ис. Книга пророка Иеремии – Иер. Плач Иеремии – Плач Послание Иеремии – Посл. Иер. Книга пророка Варуха – Вар. Книга пророка Иезекииля – Иез. Книга пророка Даниила – Дан. Книга пророка Осии – Ос. Книга пророка Иоиля – Иоил. Книга пророка Амоса – Ам. Книга пророка Авдия – Авд. Книга пророка Ионы – Иона Книга пророка Михея – Мих. Книга пророка Наума – Наум. Книга пророка Аввакума – Авв. Книга пророка Софонии – Соф. Книга пророка Аггея – Агг. Книга пророка Захарии – Зах. Книга пророка Малахии – Мал. Первая книга Маккавейская – 1 Мак. Вторая книга Маккавейская – 2 Мак. Третья книга Маккавейская – З Мак. Третья книга Ездры – З Езд. Евангелие от Матфея – Мф. Евангелие от Марка – Мк. Евангелие от Луки – Лк. Евангелие от Иоанна – Ин. Деяния апостолов – Деян. Послание Иакова – Иак. Первое послание Петра – 1 Пет. Второе послание Петра – 2 Пет. Первое послание Иоанна – 1 Ин. Второе послание Иоанна – 2 Ин. Третье послание Иоанна – З Ин. Послание Иуды – Иуд. Послание к Римлянам – Рим. Первое послание к Коринфянам – 1 Кор. Второе послание к Коринфянам – 2 Кор. Послание к Галатам – Гал. Послание к Ефесянам – Еф. Послание к Филиппийцам – Флп. Послание к Колоссянам – Кол. Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам) – 1 Фес. Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам) – 2 Фес. Первое послание к Тимофею – 1 Тим. Второе послание к Тимофею – 2 Тим. Послание к Титу – Тит. Послание к Филимону – Флм. Послание к Евреям – Евр. Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис) – Откр. Читать далее Источник: Перевод на русский язык Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков. Комментарии Т. А. Миллер Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сокращенные обозначения книг Писания Ветхий Завет Быт – Бытие Исх – Исход Лев – Левит Чис – Числа Вт – Второзаконие Нав – Книга Иисуса Навина Суд – Книга Судей израилевых Руф – Книга Руфи 1Цар – Первая книга Царств 2Цар – Вторая книга Царств 3Цар – Третья книга Царств 4Цар – Четвертая книга Царств 1Пар – Первая книга Паралипоменон 2Пар – Вторая книга Паралипоменон 1Езд – Первая книга Ездры Неем – Книга Неемии 2Езд – Вторая книга Ездры Тов – Книга Товита Иудиф – Книга Иудифи Есф – Книга Есфири Иов – Книга Иова Пс – Псалтирь Пр, Притч – Притчи Соломона Ек, Еккл – Книга Екклезиаста, или Проповедника Песн – Песнь песней Соломона Прем – Книга Премудрости Соломона Сир – Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова Ис – Книга пророка Исаии Иер – Книга пророка Иеремии Плач – Плач Иеремии Посл Иер – Послание Иеремии Вар – Книга пророка Варуха Иез – Книга пророка Иезекииля Дан – Книга пророка Даниила Ос – Книга пророка Осии Иол, Иоил – Книга пророка Иоиля Ам – Книга пророка Амоса Авд – Книга пророка Авдия Ион – Книга пророка Ионы Мих – Книга пророка Михея Наум – Книга пророка Наума Авв – Книга пророка Аввакума Соф – Книга пророка Софонии Агг – Книга пророка Аггея Зах – Книга пророка Захарии Мал – Книга пророка Малахии 1Мак – Первая книга Маккавейская 2Мак – Вторая книга Маккавейская 3Мак – Третья книга Маккавейская 3Езд – Третья книга Ездры Новый Завет Господа Иисуса Христа Святое Евангелие Мф – От Матфея святое благовествование Мк – От Марка святое благовествование Лк – От Луки святое благовествование Ин – От Иоанна святое благовествование Деян – Деяния святых апостолов Соборные послания апостолов Иак – Послание апостола Иакова 1Пет – Первое послание апостола Петра 2Пет – Второе послание апостола Петра 1Ин – Первое послание апостола Иоанна 2Ин – Второе послание апостола Иоанна 3Ин – Третье послание апостола Иоанна Иуд – Послание апостола Иуды Послания апостола Павла Рим – Послание к Римлянам 1Кор – Первое послание к Коринфянам 2Кор – Второе послание к Коринфянам Гал – Послание к Галатам Еф – Послание к Ефсянам Флп – Послание к Филиппийцам Кол – Послание к Колоссянам 1Фес, 1Сол – Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам) 2Фес, 2Сол – Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам) 1Тим – Перове послание к Тимофею 2Тим – Второе послание к Тимофею Тит – Послание к Титу Флм – Послание к Филимону Евр – Послание к Евреям От, Откр, Апок – Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

16–17 . Молитва обоих страдальцев, Товита и Сарры, была услышана. В принятом греч. текст LXX и слав. в ст. 16 ошибочно читается ενπιον τς δξης το μεγλου Ραφαλ κα απεστλη – «и услыша Господь молитву обоих, пред славою великаго Рафаила, и послан бе…». Но в код 64, 243, 248, в Комплют. и Альд. изд., равно как и в Синайском списке, после μεγλου стоит Θεο, и союз και стоит пред Ραφαλ или пред απεστλη. Русск. синод, перевод правильно передает мысль подлинного текста. Имя ангела Рафаила, как одного из высших семи ангелов, предстоящих пред Богом ( Тов. 12:15 ), встречается только в книге Товита и позднее – в так называемой книге Еноха (гл. IX:1; X:4; XX:3; XL:9) (см. Das Buch Henoch, ubers und erklart von A. Dillmann и – «Книга Еноха Историко-критическое исследование, русский пер. и объяснение апокрифической книги Еноха» (Казань, 1886) проф. прот. А.В. Смирнова). Допленная библейская письменность не знает имен ангелов. Только в книге пророка Даниила (гл. VIII, IX, X, XII) впервые упоминается два имени ангелов – Гавриил и Михаил. Как эти два имени, будучи собственными именами, имеют, однако, по смыслу своему, нарицательное значение – выражают разные стороны отношения ангелов к Богу, миру и людям (см. у А. Глаголева . Ветхозаветное библейское учение об ангелах, с. 361–377), так и имя Рафаила, происходя от евр. «рафа», «исцелять, врачевать», и «эл», «Бог», указывает на ту миссию, для выполнения которой Рафаил был послан Богом на землю (III:17; XII:14), именно на исцеление ( ασασθαι) (ст. 17) или избавление Товита от слепоты, Сарры от тех душевных недугов или страданий, которые причинял ей демон. И в книге Еноха (гл. XL:9) Рафаилу приписывается врачевание, как поставленному над всеми болезнями и над всеми ранами сынов человеческих. Но в кн. Еноха представление об ангеле Рафаиле смешивается с позднейшими ангелологическими воззрениями иудейства, в книге же Товита сохранено чистое библейское учение об ангелах, с присоединением некоторых подробностей касательно внешнего явления их на земле (гл. V:4 сл.) и положение Рафаила в небесной иерархии (XII:15). См. у А. Глаголева . Ветхозаветное библейское учение об ангелах, с. 407–410, и у проф. Дроздова, с. 368–381.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Книги эти, однако, приняты христианскою Церковью , как книги назидательные и полезные в стяжании благочестия. В Ветхом Завете канонических книг по заглавиям существует 39, но при каноническом счислении, из уважения к традиции, идущей от ветхозаветной Церкви, некоторые книги соединяются с другими и каноническими книгами считаются 22. Книги эти следующие: 1. Бытие. 2 . Исход. 3. Левит 4 . Числа. 5 . Второзаконие. 6. Книга Иисуса Навина. 7. Книга Судей и книга Руфь. 8 . Первая и Вторая книга Царств. 9. Третья и Четвертая книга Царств. 10. Первая и Вторая книга Паралипоменон. 11. Первая книга Ездры и книга Неемии. 12. Книга Есфирь. 13. Книга Иова. 14. Псалтирь. 15. Книга Притчей Соломоновых. 16. Книга Екклезиаста. 17. Книга Песнь Песней. 18. Книга пророка Исаии. 19. Книга пророка Иеремии с книгою Плач Иеремии. 20. Книга Пророка Иезекииля. 21. Книга пророка Даниила. 22. Книга двенадцати малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Неканонических книг Ветхого Завета, принятых христианской Церковью и помещаемых в полной православной Библии, одиннадцать: 1. Вторая книга Ездры. 2. Книга Товита. 3. Книга Иудифь. 4 . Книга Премудрости Соломона. 5. Книга премудрости Иисуса сына Сирахова. 6. Послание Иеремии. 7. Книга пророка Варуха. 8. Первая книга Маккавейская. 9. Вторая книга Маккавейская. 10. Третья книга Маккавейская. 11. Третья книга Ездры. Новозаветных канонических книг – 27: Четыре Евангелия, Деяния Святых Апостолов, 7 Соборных Посланий, 14 Посланий апостола Павла и Апокалипсис. Неканонических книг в Новом Завете нет. 8. Первоначальный текст Священного Писания Ветхого и Нового Заветов Канонические книги Ветхого Завета первоначально были написаны для избранного Богом народа еврейского и на еврейском языке, за исключением немногих глав, написанных на арамейском (халдейском) языке ( Дан. 2, 4–7, 28 ; 1Ездр. 4, 8–6, 18; 7, 12–26 ; Иер. 10, 11 ). Древнейшие рукописи неканонических книг сохранились лишь на греческом языке, но предполагают, что и их оригиналы были написаны на еврейском языке, за исключением книги Премудрости Соломона и Второй книги Маккавейской, которые и сначала были написаны на греческом языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

13–14. Первая и Вторая книги Паралипоменон являются дополнением к Книгам Царств. В конце Второй книги Паралипоменон помещен указ Кира, царя Персидского, о восстановлении храма в Иерусалиме. 15–16. Первая и Вторая книги Ездры 4 описывают возвращение иудеев из вавилонского плена и восстановление Иерусалимского храма. Вторая книга Ездры – неканоническая. 17. Книга Неемии описывает деятельность Неемии по восстановлению иерусалимских стен и устройству гражданского быта иудеев. 18. Книга Товита повествует о добродетелях благочестивого Товита и о том, как Ангел-хранитель помогал его сыну Товии. Книга неканоническая. 19. Книга Иудифь рассказывает, как иудеянка Иудифь хитростью спасла израильтян от нападения ассириян под предводительством Олоферна. Книга неканоническая. 20. Книга Есфирь описывает историю иудеянки Есфири, которая стала женой персидского царя Ксеркса и спасла своих соплеменников, живших в Персии, от гибели, которую готовил им персидский вельможа Аман. 21. Книга Иова посвящена праведному Иову, который перенес страшные бедствия, но не возроптал на Бога. 22. Книга Псалтирь заключает в себе 150 священных песнопений, или псалмов, большая часть которых написана царем Давидом. Пение псалмов сопровождалось у евреев игрой на музыкальном инструменте, подобном арфе и называвшемся псалтирью, откуда и произошло название книги. В псалмах содержится выражение чувств благодарности к Богу и молитвы Ему о помощи, о прощении грехов, поэтому псалмы как в ветхозаветной, так и в нашей, христианской, Церкви звучат за богослужением. 23. Притчи Соломона – краткие поучительные изречения мудрого Соломона. 24. Книга Екклезиаста (книга плача) – размышления царя Соломона о суетности жизни и раскаяние в грехах.       25. Песнь Песней царя Соломона в таинственных образах пророчески воспевает любовь Господа Иисуса Христа к Церкви. 26–27. Книга Премудрости Соломона и Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, излагают множество мудрых житейских правил. Обе Книги неканонические. 28–34. Книги пророков Исаии, Иеремии, Плач Иеремии (о грехах Израиля и разрушении Иудейского царства), Послание Иеремии (неканоническое), Книги пророка Варуха (неканоническая), пророка Иезекииля, пророка Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

В приведенных рассуждениях автора, изложенных по возможности его же словами, нельзя не заметить стремления ставить в связь истинную православную точку зрения с признанием исторической достоверности книги Товита и отрицание ее с рационализмом, с неверием в откровение и чудо. Поэтому я в своем отзыве писал: приведенные нами суждения автора страдают, по нашему мнению, некоторою неопределенностью, шаткостью и предвзятостью. Автор, конечно, прекрасно знает, что помещать неканонические книги рядом с каноническими и пользоваться цитатами из них наряду с цитатами из канонических писаний не значит еще ставить те и другие более или менее на один уровень... Если у некоторых немногих церковных писателей, не имевших возможности точнее ознакомиться с составом еврейского канона, и были попытки приравнивать книгу Товита к книгам каноническим, то древняя восточная церковь в лице лучших своих представителей смотрела на них, как на отступления от истины, считая каноническими лишь книги, входившие в состав еврейского канона. Но отрицание канонического достоинства книги есть отрицание ее боговдохновенности. Отсюда, как бы ни было велико уважение церкви к неканоническим книгам, между ними и писаниями каноническими всегда останется целая пропасть, как между писаниями боговдохновенными и человеческими, хотя полезными, произведениями. Как небоговдохновенная, неканоническая книга может быть не чужда ошибок и заблуждений, обязанных своим происхождением автору. Отсюда, церковь , признавая нравственно-практическую пользу употребления и чтения неканонической книги, предоставляет оценку ее с исторической стороны всецело науке; она не берет, так сказать, под свою ответственность автора ее, как это делает она с боговдохновенными писателями. Если в изучении канонических книг научный критицизм должен ограничиваться признанием боговдохновенности их, то в исследовании неканонической письменности этих границ церковь не налагает. Этими строками я хотел сказать, что православный ученый имеет право применять к неканоническим книгам все приемы научного критицизма – с одной стороны, и что мнения некоторых отцев и учителей церкви относительно исторического характера книги Товита, как принадлежащие к сфере чисто научной, не вытекающие из обязательных начал христианской веры, не должны стеснять научной критики, как не стесняют они научных исследований в области естествознания, астрономии, физики и т.д. Следовательно нет ни малейшего основания видеть влияние рационализма и в отказе Яна дать объяснение затруднениям, находимым в книге Товит, и в сомнении относительно полной достоверности ее в лекциях мм. Филарета и Арсения, а за ними и в моем отзыве.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

" Впрочем эти три вида содержания священных книг не строго отделены один от другого. Ибо и в исторических сказаниях можно находить пророчество, и от пророков можно услышать много исторических рассказов, равно и нравоучительный и увещевательный вид можно встретить и в пророчествах и в истории. Все это имеет в виду обращение человека, и от повествования о прежде бывшем, и от нравоучения и увещания мы равно направляемся к должному " (Златоуст. Синопсис книг Ветхого Завета). 6. Еще частнее указанные отделы Ветхого и нового завета подразделяются на группы книг и отдельные книги, носящие особенные имена. Именно: 1) Исторические книги Ветхого завета разделяются на три осьмикнижия: первое историческое осьмикнижие (по Синопсису Иоанна Златоуста) или первая группа исторических книг есть сия: пять книг Моисеевых (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), книга Иисуса Навина, книга Судей Израилевых, книга Руфь. Второе историческое осьмикнижие или вторая историческая группа ветхозаветных книг: четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, книга Ездры, книга Неемии. Третье историческое осьмикнижие или третья группа исторических книг: вторая книга Ездры, книга Товита, Иудифь Есфирь, три книги Маккавейские и третья книга Ездры. 2) Учительные книги Ветхого Завета суть сии: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, книга Екклесиаста, книга Песнь Песней, книга Премудрости Соломона, книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. 3) пророческие книги Ветхого Завета: книга пророка Исаии, книга пророка Иеремии, Плач Иеремиев, книга пророка Варуха, книга пророка Иезекииля, книга пророка Даниила, книги Двенадцати пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Всего 49 книг Ветхого завета. Книги Нового Завета: 1) Исторические: четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, и книга Деяний Апостольских. 2) Учительные: семь соборных посланий - одно Иудино и четырнадцать посланий апостола Павла: одно к Римлянам, два к Коринфянам, одно к Галатам, одно к Колоссянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, одно к Титу, одно к Филимону, и одно к Евреям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010