Затем митрополит схимонах Феодор с сотрудниками отправился в обратный путь сам в Тюмень, а сотрудники прямо в Тобольск. Путь преосвященного был благополучен; во время его он окрестил еще немало Табаринских вогулов, которые стекались к нему с усердием, в особенности после двух совершившихся исцелений: 1) крестилась одна двенадцатилетняя девочка; перед крещением она так была слаба, что во время заклинания нужно было поддерживать ее, а для погружения – нести на руках, но лишь вышла из воды, как почувствовала себя столь хорошо, что сама пошла в юрту и там тотчас принялась за тяжелую работу; 2) крестился еще десятилетний мальчик; до крещения у него сильно болела нога, но едва вышел он из купели, как тотчас сделался здоров, так что домой он уже не шел, а бежал. Не так благополучен был путь сотрудников Филофеевых. Князек Кошутских юрт, чрез которые нужно было проезжать им, недавно принявший с подчиненными своими магометанство, опасаясь, чтобы митрополит и к нему не прибыл с евангельской проповедью, умыслил умертвить его. Предполагая, что между проезжающими чрез юрты находился и он, злоумышленники с целой толпой вогулов напал на них. Вреда он не мог сделать не только схимонаху Феодору, которого, как сказано, там и не было, но и никому; потому что крещеные вогулы других мест вступились за своих просветителей. Но за злой умысел князек взят был гражданским начальством в Тобольск. По всей вероятности, его подвергли бы строгому наказанию, но преосвященный Феодор, ища единственно спасения душ инородцев, летом 1714 г., когда в третий раз отправился к остякам, врага своего взял с собой, наставил его в понятиях христианских, окрестил и препроводил обратно в Тобольск. Здесь правивший тогда Сибирской епархией, благочестивый митрополит Иоанн Максимович принял новопросвещенного князька ласково, щедро одарил и, отпуская в Кошутские юрты, отправил с ним священника, который, при его содействии, окрестил в его волостях, уже из магометанства, более 300 душ. Сочтем вогулов, обращенных преосвященным Феодором с сотрудниками в марте 1714 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Из этих сведений нельзя не видеть, что одобрительных рекомендаций со стороны Преосв. Амвросия Тобольского было немало, и что эта, сейчас приведённая, была вероятно самая последняя. Иначе Митрополит, как сильно предубеждённый против Филарета, не мог бы с первого разу и поверить такому, можно сказать, необычайному отзыву о нём, сколько ни был уверен по его же словам, что новый Архиерей не обманет его: особливо же не мог он принять этот первый отзыв с такой решительной достоверностью, чтобы объявлять о нём Турчанинову. Да и сам Преосв. Тобольский не мог дать на самых же первых порах такого отзыва о Филарете. Положим, он знал Филарета ещё прежде по службе в Уфе, но всё-таки видел, что теперь он перемещён был к нему сколько на службу, столько под надзор и испытание, и потому должен был выждать, и по крайней мере время, чтобы дать сгладиться прежним впечатлениям там в Петербурге, и тем вернее постепенно провести другие. Чем же руководился Тобольский Архипастырь, что так вообще похвально рекомендовал ново-определённого к нему Архимандрита, несмотря на то, что последний был понимаем высшим Начальством совсем совершенно иначе?! Одних чувств сострадания, само собой, было здесь недостаточно, сколько бы ни был христиански любвеобилен Начальник. Искомый ответ, очевидно, должен заключаться в действительных достоинствах лица подчинённого. Но эти последние, как оказывается из хода и положения дела, так сказать, раздваивались. Сам, преследовавший Филарета Августин, как известно, отзывался о нём двойственно – именно, что «у него на службе в Уфе был человек ретивый и толковый», но что «он прогнал его из Уфы за дурную жизнь». Таким образом, первая – служебная сторона жизни Филарета в Тобольске едва ли и должна была подлежать особенному испытанию и контролю, тем паче, что и сам Амвросий быв в Уфе, мог это видеть и ведать. Ясно что Амвросий, если должен был строго проследить и проверить Филарета, то собственно по части его нравственности и образа жизни. И действительно, тот самый отзыв Преосв. Амвросия, где он выразился о Филарете так, что недоумевал как бы, – кого ему прислали под надзор и на испытание, – человека ли или ангела во плоти, – ясно характеризует именно эту нравственную сторону лица, так им аттестованного, – хотя эта последняя, естественно могла и должна была отражаться и на стороне служебной и по званию его как начальника и воспитателя духовного юношества, и как Настоятеля монастыря и даже благочинного над монастырями... Правда, здесь как бы невольно встречается вопрос: – чем и как мог особенно зарекомендовать себя Филарет по самой недолговременности его службы в Тобольске?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Осенью 1929 года епископ получил разрешение покинуть место ссылки и бесконвойно следовать в Тобольск. На пути в Тобольск в селе Уват он был арестован, но вскоре освобожден и в ноябре 1929 года прибыл в Тобольск. Между тем 12 октября закончилась его трехлетняя ссылка, и 14 октября Особое Совещание при Коллегии ОГПУ вынесло постановление: «По отбытии срока наказания Гагалюка... лишить права проживания в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону, означенных округах и УССР с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года». Епископ был вызван в ОГПУ, где ему предложили выбрать место для жительства. Владыка выбрал город Старый Оскол в Курской области. В соответствии с этим выбором в ноябре 1929 года митрополит Сергий назначил его епископом Старооскольским, образовав ради него по тесным обстоятельствам времени новую кафедру. В декабре 1929 года епископ Онуфрий прибыл в Старый Оскол и вступил в управление епархией. В Старом Осколе к тому времени у православных оставалось шесть городских и семь слободских церквей вблизи города, но власти разрешили служить епископу только в одном храме. Обновленцы к этому времени захватили большинство храмов, и приезд в город православного епископа оказался тяжелым для них ударом. Все православные устремились к владыке, первая же его служба в храме привлекла сердца многих. Хотя выезд из города епископу был запрещен, это не помешало ему успешно управлять епархией. Епархиальной канцелярии у него не было, и всех посетителей – священнослужителей и мирян – он принимал в небольшой комнатке, где жил. У него всегда были посетители, желавшие поговорить с ним лично, приезжали люди и из других областей – он всех принимал с охотою и любовью, в меру своих сил стараясь разрешить их вопросы и удовлетворить просьбы. Результатом его деятельности явилось почти полное исчезновение обновленчества в пределах епархии и увеличение числа действующих православных храмов. Только за три первых месяца пребывания его на кафедре – с декабря 1929-го по март 1930 года – количество православных храмов в епархии возросло с двадцати до ста шестидесяти одного. Однако гонения и притеснения в это время не прекращались.

http://fond.ru/kalendar/427/ippolit/

По сему заключению перемещение преосвященного Гавриила, как по его качествам, так и по недальнему расстоянию от Калуги, может быть удобнее совершено. Он жалуется с некоторого времени на упадок здоровья, но по епархиальному управлению сего не заметно. В Могилеве, вероятно, ему будет вдвое менее трудов, по небольшому числу православного духовенства. На его же место, кажется, всего лучше перевести из Вятки пр. Кирилла, чтоб иметь его ближе от Петербурга, для вызова в нужном случае к присутствованию в синоде, чего нельзя б было уже предполагать, если б еп. вятский избран был в могилевского, по необходимости иметь пребывание епархиальным начальникам в тех местах. Впрочем, если всегда было нужно, то ныне еще необходимее поберечь отличнейших людей для епархий русских, как и для главного управления духовных дел». 443 После могилевского Павла, очередь дошла до подольского Ксенофонта. С ним не церемонились. Следуя прежним примерами, синод поручил митрополиту Серафиму написать к Ксенофонту частное письмо с советом прислать в синод прошение об увольнении его от управления подольской епархией. Впрочем, в этом письме Серафим должен был объяснить ему истинную причину такого совета, не скрывая от него, что Государь, обращая особенное внимание на нынешнее положение духовной части в том крае, требует от начальника епархии деятельности в такой степени, какой он, при 70-ти летнем возрасте, иметь не может. 444 Ксенофонт прислал прошение и был уволен. Синод уже приступил к избранию кандидата на его место, как получено было известие о смерти Павла, незадолго перед тем переведенного из Могилева в Подольск. «Эта кончина Павла и увольнение Ксенофонта, по выражению Мещерского, представили сугубую удобность к исполнению Высочайших видов в отношении к Западным губерниям вдруг по двум епархиям, если Государь назначит в Подольск одного из представленных кандидатов, а в Тобольск переведет Анатолия минского». Митрополит Филарет также согласен был на перевод Анатолия из Минска в Тобольск и писал, что «лучшего случая для перемещения Анатолия из Минска представиться не может; ибо он, по степени своей епархии, не будучи из младших архиереев, мог бы поступить, с переводом в Тобольск, на старейшую и почетнейшую кафедру, а что касается до вакансии подольского архиерея, то хотя и все избранные кандидаты почитаются надежными к занятию важного сего места, но предпочтительнее он мог бы рекомендовать преосвященного вятского, который, кроме отличных качеств ума и сердца, достоин и по долговременному служению в епископском сане лестного повышения и особенной доверенности».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и о сломании у них татарских мечетей. Св. синод был вполне согласен с представлением митрополита Антония, что „ради Церкви Христовы и общей государственной и всех тобольских благочестивых граждан прописанной в его преосвященства представлениях пользы, и для пресечения всех происходящих от общего с ними татары жития христианам соблазнов и в юртах их чинящихся скверных беззаконий и свад, помянутых татар и бухарцов, яко в самом малом юрте числе, т. е. точно в 62 находящихся, из города Тобольска на показанное, что под чювашами, отстоящее от Тобольска токмо в 2 верстах место, или в ближние к Тобольску, а именно в 6 точно верстах находящиеся медянские юрты, в коих к поселению их места имеется весьма довольное число, или кто куда из них пожелает, переселить весьма надлежит. А сибирская губернская канцелярия на посланный из правител. сената указ рапортом объявляет: тобольского де уезда и о городских и дяревенских мечетях в сибирской губерн. канцелярии, где татарские мечети надлежало сломать, и для их неминуемой законной татарской нужды без разломки по числу мужеска пола душ от 200 до 300 душ оставить надлежало, росписание учинено, и к преосвященному Антонио, митрополиту тобольскому и сибирскому, при промемории сообщено с требованием на то общего, в силу онаго указа, согласного определения, ибо по тому сибирской губернской канцелярии росписанию определено разломать в тобольском во всем уезде 66 мечетей, да оставить и вновь построить всего при числе мужеска пола 5.843 душах 23 мечети“. Преосвященный Антоний отвечал, что по силе состоявшихся указов „надлежит определение учинить не токмо об одном том , что татарские мечети сломать и сколько где оных без разломки оставить и татар к ним по числу душ распределить, но их татар самих из всех таких мест, где русские и новокрещеные жительство имеют, выслать в их иноверческая татарские жилища, где такие ж иноверцы живут, как в состоявшемся ея императорского величества сентября 28 дня 1743 г. указе изображено, и для того о переселении обретающихся в сибирской губернии магометанского закона татар, как из прочих русских и новокрещеных жилищ, так и из Тобольска в их татарские жилища, где они сами пожелают жить, надлежало определить, и потому учинить высылку неотменно, почему б удобнее возможно было его преосвященству знать, где и при какой именно мечети сколько душ обретаться будет ...

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Какая тому была причина, ни в письме не объяснил и никому не открыла. Не было, впрочем, ни бед, которые все уже отвращены, не имел ни с кем и вражды или от кого-либо обиды, будучи со всеми всегда откровенным и искренним; и в последней своей проповеди пред Богом свидетельствовал, что он всем и всеми был доволен. Но бывают в жизни случаи и намерения, коих основание одному Богу известно. А что оно было достаточно и пристойно, этому тем более можно верить, что Евгений во всю свою долголетнюю жизнь никогда и не о чем не просил, всегда Богу поручая свою участь.Смерть преосвященного Евгения дает возможность снять печать тайны, поведать которую преосвященный Евгений не заблагорассудил в своем дневнике. Из письма его к одному иерарху, давно уже умершему, открывается, что причиною просьбы его о перемещении в Тобольск было таинственное видение. Вследствие этого видения преосвященный поспешил обратиться к первенствующему члену св. синода, митрополиту Серафиму, с письмом, прося представить его к замещению тобольской кафедры, но не открывая причины своей просьбы. Такое же письмо он писал к другому члену синода, архиепископу ярославскому Аврааму. Оба члена синода были изумлены тем, что Евгений, неизвестно почему, просится из лучшей епархии в худшую и отдаленную, и отвечали ему отказом. Евгений снова обратился к ним с просьбою о ходатайстве пред Государем Императором о перемещении его в Тобольск, присовокупляя, что если и на сей раз получит от них отказ, сам будет просить Государя о перемещении в Тобольск. На сей раз Евгению удалось расположить помянутых членов синода в свою пользу, но один из них, архиепископ Варлаам, просил Евгения объяснить ему конфиденциально причину настойчивого желания променять одну кафедру на другую. Евгений не скрыл от него этой причины в ответном письме. Вот что он сообщил: «Весь просвещенный свет смеется снам. Духовный регламент не велит производить в священники тех, кои верят снам. А я должен открыть В. В., что не иная причина моего перемещения. Это, без сомнения, изумит Вас: но прошу выслушать, какого сорта мой сон.Их было три -- первый и второй через два дни, один после другого, третий после второго спустя три дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

Открытие славяно-русских духовных школ в Тобольске, по всей вероятности, последовало вскоре по получении царского ответа, а именно в 1703 г. и никак не позже 1704 г., потому, во-первых, что в 1705 г. ученики тобольских школ между кафедральным собором и Сергиевской церковью (ныне уже несуществующей), при помощи ссыльных малороссиян, уже представляли духовного содержания драмы и комедии, как по обычаю издавна существовавшему в Малороссии, и для увеселения и назидания граждан тобольских, так в особенности для приучения самих учеников к свободному произношению проповедей и речей. Во-вторых, в 1707 г. при миссии в Монголию митрополитом Филофеем было отправлено двое остроумных юношей, и они миссией были оставлены при дворе кутухты (первосвященника) для изучения монгольского языка и для разведывания о буддийской вере; трудно поверить, чтобы для таких важных целей можно было употребить молодых людей, не приготовленных в училище. Лет через десять в тобольских духовных школах, сверх священно- и церковно- служительских детей стали обучаться, как увидим ниже, дети новокрещеных остяков, вогулов, тунгусов и др. Таким образом, в Тобольске основание духовным училищам и просвещению духовному положено было ранее, нежели в прочих епархиальных российских городах, исключая Киева, Москвы, Чернигова и еще, быть может, Ростова. Тобольске школы впоследствии никогда не были закрываемы. К мерам, какими просвещенный архипастырь положил начало духовному образованию в Сибири, должно отнести и то, что он привез с собой, да и после вызывал из Киева ученых монахов. Одних из них он отправлял в миссию для обращения язычников, как, например, архимандрита Мартиниана в Камчатку, и каких-то учителей богословия, по выражению летописца, к монгольскому кутухте; других употреблял для обучения детей в школах и для проповедывания слова Божия в храмах, как, например, архимандрита Варлаама Коссовского, бывшего после епископом в Иркутске. К ним придава­лись в помощь обыкновенно из местного духовен­ства, а сии чрез обращение с людьми образованными и сами мало-помалу делались образованнее, да и другим передавали, по крайней мере, охоту к занятиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Специалисты Синодального отдела по благотворительности ознакомились с церковными социальными проектами в Кургане, Тюмени и Тобольске 13 февраля 2022 г. 18:24 7-9 февраля 2022 года специалисты Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению посетили Курганскую и Тобольскую епархии. В поездке участвовали руководитель сектора по взаимодействию с регионами диакон Игорь Куликов, руководитель направления больничного служения Наталья Шакуро и пресс-секретарь Отдела Василий Рулинский. Они ознакомились с работой церковных проектов помощи бездомным и людям, освободившимся из мест лишения свободы, женщинам в кризисной ситуации и нуждающимся людям. Представители Синодального отдела по благотворительности приняли участие в совещании Департамента здравоохранения Тюменской области по организации допуска священников в стационары и провели семинары по социальному служению в Тюмени и Тобольске. Также в ходе поездки состоялись встречи с митрополитом Тобольским и Тюменским Димитрием и с председателем отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Курганской епархии Михаилом Насоновым. В первый день поездки представители Синодального отдела по благотворительности посетили епархиальный центр гуманитарной помощи «Милосердие» при Порт-Артурском храме Кургана. Свою работу он начал в 2013 году, а благодаря гранту Синодального отдела по благотворительности в 2017 году центр получил новые стеллажи и оборудование. Площадь центра — более 300 квадратных метров. Сотрудники центра помогают многодетным и малоимущим семьям, одиноким пожилым, людям с инвалидностью и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Регулярную помощь здесь получают более 600 семей. В месяц поступает более 150 обращений и более 1000 человек получают помощь. Нуждающимся людям выдают продукты, вещи, средства гигиены. При центре гуманитарной помощи находится центр защиты семьи, материнства и детства «Обитель милосердия», где одинокие мамы получают психологическую, юридическую и материальную помощь. Также круглосуточно действует телефон доверия. Штатный сотрудник в центре гуманитарной помощи один, поэтому помогают здесь добровольцы и сестры милосердия, которых в Кургане более 20 человек.

http://patriarchia.ru/db/text/5900423.ht...

Высший Церковный Совет в своем заседании от 26 декабря 2018 года, ознакомившись с результатами рейтингования духовных учебных заведений по итогам 2018 года и заслушав сообщение председателя Учебного комитета протоиерея Максима Козлова, а также информацию митрополита Варсонофия о деятельности рабочей группы, констатировал, что принятые меры не позволили скорректировать сложившееся в Тульской духовной семинарии положение дел. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Поставить епархиальному архиерею на вид неудовлетворительное состояние Тульской духовной семинарии. 2. Иметь суждение о будущем указанной семинарии на летнем заседании Священного Синода. ЖУРНАЛ 136 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о положении дел в Тобольской и Самарской духовных семинариях. Справка: По результатам оценки деятельности Тобольской и Самарской духовных семинарий в 2018 году, эти духовные учебные заведения находятся, соответственно, на 34 и 36 местах рейтинга духовных учебных заведений, формируемого Учебным комитетом, показывая, при этом, неуклонное снижение рейтинга на протяжении последних трех лет. Указанные семинарии имеют существенные недостатки в обеспечении учебного процесса и реализации программ подготовки священнослужителей. ПОСТАНОВИЛИ: Приостановить набор студентов на магистерские программы в Тобольской и Самарской духовных семинариях с 2019/20 учебного года до исправления ситуации и ходатайства Учебного комитета Русской Православной Церкви о возобновлении набора. ЖУРНАЛ 137 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о работе Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II. ПОСТАНОВИЛИ: 1. С целью повышения эффективности деятельности Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II и использования ее потенциала в сфере духовного образования приписать указанную библиотеку к Учебному комитету Русской Православной Церкви с сохранением названия. 2. Назначить председателя Учебного комитета протоиерея Максима Козлова на должности директора и исполнительного директора Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II. 3. Правовому управлению Московской Патриархии представить на рассмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла предложения по изменению устава Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II.

http://pravoslavie.ru/118297.html

Митрополит Павел выступил с протестом по поводу секвестра монастырских имений , что, возможно, и явилось причиной увольнения его на покой. По мнению некоторых историков , причиной увольнения стали вышеуказанные жалобы. Увольнение на покой Синодский указ сначала один, затем другой потребовал немедленного прибытия митрополита Павла в Петербург, но митрополит даже не отвечал на призывные указы. На заседании Синода 22 июня 1767 года Новгородский митрополит Димитрий (Сеченов) уже объявлял: " митрополит Павел ни по первому, ни по второму указу о вызове в Петербург не едет, а продолжает жить в Тобольске и управлять своею епархиею " . По сведениям А.К. Недосекова , в этом же году был присужден Синодом к снятию архиерейского сана . На заседании 22 марта 1768 года Св. Синод, исполняя волю императрицы Екатерины II , выраженную синодальным обер-прокурором И.И. Мелиссино , постановил: " преосвященному Павлу, митрополиту Тобольскому, подтвердить указом, буде его преосвященство, в исполнение Ее Императорского Величества повеления по посланным двум указам, из Тобольска по ныне еще не выехал, то Св. Синод ныне последний уже термин полагает, чтоб непременно в путь отправился с получения того указа в неделю; а буде и за сим отправкою своею в путь медлить будет, то находящемуся в Тобольске господину губернатору оного преосвященного выслать из Тобольска без всяких отговорок. О чем и к нему, господину губернатору, послать указ " . Преосвященный Павел, не дождавшись указа, 2 апреля 1768 года прибыл в Москву . На шестой день своего приезда он отправил в Синод следующее донесение: " По присланным мне из Св. Синода, прошлого 1767 года июня от 26 и октября 10 чисел, Ее Императорского Величества указом велено мне быть в Москве. Почему я, учиня по долгу распоряжения и здравием, коим весьма слаб, поправясь, имел непременное намерение отправиться декабря в последних числах тогож года в путь, только за продолжающеюся болезнию, до 11 января нынешнего 1768 года, выехать никак было не возможно; а со оного отправившись, с возможною поспешностию старался прибыть в Москву и явиться к Вашему Святейшеству, только от умножившихся в дорожнем беспокойствии во мне болезней, по коим в Екатеринбурге принужден был жить три недели и пять дней и, еще не совсем выпользовавшись, по выезде в дороге различные имел припадки: а ныне 2 апреля прибыл в Москву и по учиненной мне от конторы Св. Синода повестке апреля же 7 дня явился во оной конторе, где о ожидании мне в Москве от Вашего Святейшества указ объявлен. А как я ныне, наивящщую по усилившимся во мне болезням слабость моего здравия ежедневно чувствую, и по старости лет моих к выпользованию оных мало надежд заключаю, почему к правлению епарших дел нахожу себя не в состоянии. - Того ради Ваше Святейшество всепокорнейше прошу за старостью и слабостью моего здравия от епархии и от правления епарших дел в Киево-Печерскую лавру на обещание увольнении, и о сем моем прошении учинить милостивое рассмотрение " .

http://drevo-info.ru/articles/16355.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010