Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЕТИЙ Мелетий (Заборовский), еп. Якутский и Вилюйский. Фотография. Ок. 1912 г. Мелетий (Заборовский), еп. Якутский и Вилюйский. Фотография. Ок. 1912 г. (Заборовский Михаил Васильевич; 7.07.1868, с. Гилевское Тюменского у. Тобольской губ.- 6.04.1946, Харбин, Китай), митр. Харбинский и Маньчжурский. Из семьи священника. В 1889 г. окончил Тобольскую ДС по 2-му разряду. 8 окт. того же года рукоположен во иерея к Петропавловской ц. с. Битюковского Ялуторовского у. Тобольской губ. 9 апр. 1891 г. переведен священником к Троицкому храму Тавдинской слободы Тюменского у. (ныне с. Н. Тавда Тюменской обл.). В том же году овдовел. В 1894 г. сдал экзамены в Тобольской ДС на звание студента и в 1895 г. поступил в КазДА. Во время учебы, в 1898 г., был пострижен ректором академии Чебоксарским еп. Антонием (Храповицким ; впосл. митрополит) в монашество с именем Мелетий. Согласно нек-рым сведениям, студентом во время проводимых у родных каникул случайно встретился с Г. Е. Распутиным, по словам к-рого беседа с ним М. серьезно повлияла на его духовное состояние. Впосл. Распутин ссылался на давнее знакомство и землячество с М., чтобы поднять свой авторитет среди сибир. духовенства. В 1899 г. М. окончил КазДА, был удостоен звания кандидата богословских наук за соч. «О подвижничестве: по произведениям еп. Игнатия (Брянчанинова)». Получил назначение помощником смотрителя Сарапульского ДУ. В 1900 г. переведен заведующим Бийским катехизаторским уч-щем Алтайской духовной миссии . В 1904 г. возведен в сан архимандрита. В 1906 г. назначен ректором Томской ДС. В связи с учреждением 17 окт. 1908 г. Барнаульской викарной кафедры М. был назначен епископом Барнаульским, викарием Томской епархии. Архиерейскую хиротонию М. 21 нояб. 1908 г. в Томске возглавил Томский архиеп. свт. Макарий ( Невский ; впосл. митрополит). Пребывал в томском во имя Алексия, человека Божия, мужском монастыре . 23 февр. 1912 г. назначен правящим епископом Якутской и Вилюйской епархии.

http://pravenc.ru/text/2562836.html

Афанасий, архиепископ Тобольский и Сибирский (Протопопов Александр Федорович) Родился в апреле 1783 года в г. Любиме Ярославской губернии в семье священника. В 1805 году окончил курс Ярославской духовной семинарии и оставлен в ней учителем. В 1809 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1814 году со степенью магистра. В этом же году пострижен в монашество и назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. С 18 марта 1816 года – ректор Казанской духовной академии и архимандрит Казанского Спасо-Преображенского монастыря. 28 июля 1817 года переведен ректором Тверской духовной семинарии и настоятелем Калязинского монастыря. 29 июля 1823 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 13 октября 1826 года – епископ Нижегородский. С 24 января 1832 года – архиепископ Тобольский и Сибирский. Скончался 21 сентября 1842 года (по РБС. – С. 373 – 21 сентября 1841 года). Погребен в Тобольском Софийском соборе, рядом с архиепископом Aмbpocueм II. С юных лет преосвященный Афанасий отличался необыкновенной любознательностью и любовью к уединению. Жажда знаний росла у него с годами, и он решил посвятить свою жизнь науке. Сознание того, что приобретенные богословские знания он не сможет в миру приложить к делу, а также любовь к уединению побудили его принять монашество. Имея прекрасное образование, преосвященный Афанасий обладал особым даром преподавания, он увлекал слушателей своим предметом, умел открывать дарования у воспитанников и возбуждать у них ревность к занятиям. Афанасий настолько увлекался наукой, что даже назначение его на епископскую кафедру было для него не совсем по сердцу. Но и в сане архиерея преосвященный не оставил научных занятий. За два года до смерти он изучил итальянский язык и намеревался заняться английским. Его познания в области Священого Писания, богословских и исторических наук, а также археологии, географии, литературы, естественных наук, особенно зоологии, минералогии и геологии были весьма обширны. Много занимался преосвященный Афанасий философией. Но, к несчастью, философские идеи на время в какой-то мере затемнили у него ясность Евангельского учения. Его стали мучить даже сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть Какой должна быть власть Публицист Игорь Евсин о поучениях святителя Иоанна Тобольского в книге «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам» в связи с нынешними выборами Игорь Евсин   10:46 13.01.2018 1237 Время на чтение 4 минуты У нас в стране грядут выборы Президента. Как правило, православные не ходят на выборы разного уровня, полагая, что политика — «дело грязное», а власть дается только от Бога. Если же власть достается в результате политических манипуляций, то такая власть многими (и порой оправданно) считается сомнительна, хотя в «Основах социальной концепции РПЦ» в целом выборная власть признается вполне легитимной. А как относились к власти наши церковные иерархи в старину? Небольшой драмтеатр. Первым официальным трактатом на эту тему была книга «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам». Создал его известный духовный писатель, миссионер, просветитель Сибири, святитель Иоанн Тобольский. Но почему — Феатрон? Коль уж это книга высокого духового содержания, то и содержание слова, выведенного в заголовок должно быть соответствующим. Ан — нет. Феатрон с греческого означает небольшой драмтеатр. Отчего же тогда таким словом названа книга одного из самых почитаемых на Руси святителей? Дело в том, что книга святителя с таким названием посвящена политическим выборам. Да, да, выборам, происходившим в 1703 году при Царе Петре I. Выборы тогда делились на три вида: 1). Органов управления городами и посадами 2). Органов сословного дворянского управления 3). Депутатов законосовещательных ассамблей Увы, все эти демократические принципы при абсолютном самодержавном правлении превращались в малый драмтеатр, поскольку кандидаты выдвигались при помощи политических манипуляций, изменяющих симпатию народа в сторону того или иного кандидата. Вот почему такие выборы святой Иоанн (Максимович), Тобольский митрополит, и назвал Феатрон. О «Симфонии власти и Церкви». Но не потому написал Иоанн Тобольский свою книгу, чтобы обличить саму выборную систему. В своей книге святитель напрямую обращался к власти. Как бы там ни было, но во времена правления Императора Петра Великого к государственному управлению относились внимательно и серьезно, а то ведь можно было в прямом смысле и под топор попасть. И чем более развивалась при Петре I государство, тем все больше светлые умы Отечества считали необходимым поразмышлять над достойным образом праведного православного правителя.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/13/ka...

Решения Общецерковного суда Русской Православной Церкви от 17 ноября 2010 года 1 декабря 2010 г. 16:45 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл своей резолюцией утвердил решения , принятые на заседании Общецерковного суда 17 ноября 2010 года.   Решение Общецерковного суда по делу 02-01-2010   Общецерковный суд Русской Православной Церкви, в составе председателя митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, судей архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия и архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия, секретаря епископа Дмитровского Александра, заседая в Москве, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, 17 ноября 2010 года с 10.00 по 11.30, в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви и на основании резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 12.10.2010 года, рассмотрев дело о решении епархиального суда Тобольской епархии о запрещении клирика Тобольско-Тюменской епархии священника Александра Геннадьевича Павловича от 16.06.2010 года, а также материалы дела, заслушав участников дела, РЕШИЛ 1. Констатировать, что епархиальный церковный суд Тобольско-Тюменской епархии, рассматривая дело по обвинению священника Александра Павловича в поступках, подпадающих под действие правил Карфагенского Собора 42-го, Антиохийского Собора 24-го и 25-го, Феофила архиепископа Александрийского 10-го, не заслушал ряд свидетелей, могущих высказаться в пользу обвиняемого лица, и не дал оценки ряду документов, могущих послужить к его оправданию. 2. Констатировать, что при вынесении решения о виновности священника Александра Павловича в совершении действий, повлекших за собой банкротство ООО «Сибирский зодчий», и таким образом нанесения ущерба церковному имуществу, епархиальный суд Тобольско-Тюменской епархии не рассматривал деятельность священника Анатолия Войнова, находившегося на посту директора предприятия с 23 января 2006 года и до решения светского суда о банкротстве ООО «Сибирский зодчий» 1 октября 2008 года. Отметить, что таким образом не поставлен вопрос о возможной ответственности священника Анатолия Войнова, и что данное обстоятельство не позволяет вынести суждение о том, насколько действия священника Александра Павловича на посту директора ООО «Сибирский зодчий» неизбежно влекли за собой банкротство предприятия.

http://patriarchia.ru/db/text/1331729.ht...

Святителя Иоанна, митрополита Тобольскаго НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: поставим стихов 8 и поем стихиры, глас 4: Да возвеселится днесь земля Сибирская,/наста бо пресветлый день памяти/великаго святителя и чудотворца Иоанна,/да радуются насельницы сея страны,/имеюще святыя и многоцелебныя мощи славнаго угодника Божия,/да возрадуются горы, и холми, и пустыни, и долины Сибирския,/восхваляюще Господа,/давшаго всем нам добраго пастыря,/непрестанно молящагося о спасении душ наших. О великий святителю и чудотворче Иоанне,/призри милостивно в день торжества твоего/на собранная для молитвы твоя духовная чада,/даруй нам молитвами твоими телесное здравие и душ спасение,/да, подкрепляемы твоим предстательством пред Богом,/дерзновенно прославим Господа,/давшаго нам таковаго святителя и чудотворца,/выну молящагося о спасении душ наших. К тебе, честный отче,/мы в день торжества твоего прибегаем/и, припадающе, молимся тебе:/помози нам крест земнаго нашего жития благодушно носити/ и за Божия посещения хвалу Господу воздавати,/в мире и покаянии добре жительствовати/ и тебе, угодниче Божий, восхваляти,/яко непрестанно молящагося о спасении душ наших. Днесь, благовернии людие,/вси мы, предстояще раце мощей святителя Тобольскаго Иоанна,/со умилением да взываем ему:/о великий сибирский подвижниче,/не забуди чад твоих, в болезнех и скорбех к тебе прибегающих,/с верою твоея помощи просящих,/яко выну молящагося о спасении душ наших. Много может молитва праведника поспешествуема:/взирающе на честную раку мощей святителя Иоанна,/станем со дерзновением и упованием взывати ко Господу,/да молитву великаго святителя за нас, грешных, приимет Господь/ и даст спасение душам нашим. Слава, глас 7: Святителей украшение и монашествующих доброту,/восхвалим вси святителя Тобольскаго,/истиннаго любителя слова Божия,/мудраго наставника и подвижника,/архипастыря нищелюбиваго и благостнаго,/в земли Сибирстей подвиг святительский скончавшаго/ и блаженною кончиною своею святость свою явившаго,/егоже днесь восхваляюще, тако рцем:/о великий молитвенниче,/не престай взывати о нас ко Господу,/да сохранит страну нашу в мире и тишине/ и на пути к вечному спасению да утвердит нас,/по велицей Своей милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тобольск. Знаменский мужской монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1623. Адрес: Тюменская область, г. Тобольск, улица Декабристов, 21 Координаты: 58.190675, 68.238257 Проезд:Тюменская Государственная Сельскохозяйственная академия Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Тобольский Знаменский монастырь. Самый древний сибирский монастырь был основан одновременно с постройкой Тобольского острога (в 1586 или 1587 г.) на левом берегу Иртыша, близ устья реки Тобол. Первые настоятели обители - строитель Логвин и игумен Дионис. В 1610 году монастырь был переведен к верхнему посаду города, но за острогом. По воздвигнутой в нем церкви стал именоваться Успенским. До постройки архиерейского двора монастырь служил пристанищем для прибывающих в столицу Сибири митрополитов и архиепископов. В 1623 году по воле архиепископа Киприана обитель перевели в подгорную часть города (в нагорных постройках разместилась женская обитель). А когда на территории монастыря появились Преображенский собор, Казанская и Знаменская церкви, он стал именоваться Знаменским. Постепенно с ростом посада в нем воздвигались приходские церкви. В 1621 году братия состояла из десяти монахов, да и впоследствии она не была многочисленной, хотя владел монастырь обширными землями, на которых, оказывая помощь инвентарем, скотиной, семенами, селили гулящих и прихожих людей. " Собирание " земель вели все настоятели монастыря, особо количество их приумножилось при архимандрите Варлааме в 1641 году. К 1757 году монастырь владел двумя вотчинами - Вагайской (31 деревня) и Николаевской (4 деревни), пятью подгородными деревнями, а также сельцом Иакимовское и Серебрянской заимкой, которые населяли более 2140 душ мужского пола. Основу хозяйственной деятельности составляло земледелие. По официальным данным, в 1761 году на землях Тобольского Знаменского монастыря засевалось без учета пара 2000 десятин, из которых 43 процента отводилось под рожь озимую, 27 - под овес, 14 - под ячмень. Кроме этих культур, выращивалась пшеница, рожь яровая, горох, лен и конопля, просо, репа, огородная мелочь. Излишки продуктов продавались, на вырученные средства содержалась богадельня - со времен Петра I при обители жили отставные солдаты и офицеры (около 20 человек), страннопримный дом, поддерживалась миссионерская деятельность, сооружались храмы.

http://sobory.ru/article/?object=35582

Тобольск. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты Петропавловская церковь каменная, одноэтажная, построена в 1768 г.; в ней три престола: св. апостолов Петра и Павла, святителя Алексия, препод. Нила Столбенского. В приходе 9 деревень: Ивановская (11 в.), Алемасова (7 в.), Анисимова (3 в.), Серебрянка (12 в.), Клюсова (16 в.), Токарева (14 вер.), Утемова (13 в.), Денисова (12 в.), Соколова (8 в.). Всего 286 дворов, прихожан 806 муж. пола, 797 жен. пола. В приходе одна часовня в дер. Анисимовой, деревянная, во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста. Причтовый капитал 535 руб. Жалованье священнику 294 руб., псаломщику 98 руб. Дом церковный имеется только для одного священника. Штат: священник и псаломщик. В дер. Соколовой сельскохозяйственная школа, построена в 1900 г. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского./Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. Первоначально на этом месте была построена деревянная церковь, освященная во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Дату постройки этого храма история не сохранила, однако можно утверждать, что храм сей заложен не позже 1652 года. Судьба этой церкви, как и многих российских деревянных церквей, непростая. Она сгорала дотла и вновь восставала из пепла. Храм был дважды уничтожен пожаром – в 1701 и 1765 годах. В последнем случае вместо сгоревшего храма из Иоанновского Междугорского монастыря был перевезен и освящен 18 июня 1765 года деревянный Предтеченский храм. Этот храм был старый и использовался как временный до постройки постоянной каменной церкви во имя святых апостолов Петра и Павла. 13 сентября 1768 года был заложен каменный храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, с приделами во имя Алексия, Митрополита Московского, Чудотворца и преподобного Нила Столобенского. Храм строился около пяти лет, по всей видимости, строили всем приходом, больших пожертвований не было. Архитектура церкви не претендовала на исключительность и представляла пример рядового посадского храма с типичным для Тобольска трехчастным делением. Главный придел церкви был освящен Преосвященным Варлаамом I 10 августа 1774 года, придел во имя преподобного Нила – 7 декабря того же года. В 1807 году к храму была пристроена колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=00971

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журнал заседания Священного Синода 3 апреля 2001 г. В заседании Священного Синода 3 апреля 2001 года под председательством Патриарха ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: Об учреждении новых орденов и медалей Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Учредить орден святителя Макария, митрополита Московского, и медаль святителя Макария за духовное просвещение. 2. Учредить орден преподобного Андрея Рублева трех степеней и медаль преподобного Андрея Рублева двух степеней за возрождение церковного искусства и иконописи. 3. Разработать Положение об учрежденных орденах и медалях, которое утвердить на следующем заседании Священного Синода. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: По поводу террористических актов в Македонии, а также в связи со второй годовщиной бомбардировок Югославии. ПОСТАНОВИЛИ : Принять соответствующее синодальное заявление. СЛУШАЛИ : Рапорт Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, об установлении во Львовской епархии дня празднования в честь Собора Галицких святых. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Установить во Львовской епархии день празднования в честь Собора Галицких святых: святителя Петра, митрополита Киевского (и Московского); святителя Иоанна, митрополита Тобольского; святителя Иннокентия, епископа Иркутского; святителя Павла, епископа Тобольского; священномученика Максима (Сандовича); преподобного Иова Почаевского; священномученика Алексия (Товта). 2. Празднование в честь Собора Галицких святых совершать в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о его визите на Мальту для участия в международном симпозиуме «Чтимая Филермская икона Божией Матери и ее место в искусстве, истории и религии», проходившем с 23 по 27 января 2001 года. ПОСТАНОВИЛИ:

http://sedmitza.ru/lib/text/429448/

Павел, святитель, митрополит Тобольский и Сибирский (Конюскевич или Конюшкевич Петр) († 1770; память 4/17 ноября, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился в 1705 году в городе Самборе в Галиции в семье богатого мещанина. Начальное образование получил в Самборском училище, затем в Киевской духовной академии. По окончании академии оставлен в ней учителем пиитики. В 1733 году пострижен в монашество. В 1740 году в сане иеромонаха назначен проповедником Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1744 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря. 23 мая 1758 года хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского с возведением в сан митрополита. 11 января 1768 года уволен на покой в Киево-Печерскую лавру. Скончался 4 ноября 1770 года в Киево-Печерской лавре. Погребен в Великой Церкви в усыпальнице под Стефановым приделом лаврского собора, где тело его сохранилось нетленным. Митрополит Павел – великий архипастырь, неуклонно шествовавший к высшему духовному совершенству, явивший собой высокий пример истинного подвижничества. Он имел глубокие знания высших истин христианского вероучения. Обладал замечательным даром поучения, редкими администраторскими способностями, глубоким умом, всесторонней ученостью и крепостью воли. Отличался, сверх того, необыкновенной кротостью нрава и высокохристианским смирением. Был утешителем вдов и сирот. Но при всех положительных качествах святитель был очень строг и взыскателен к проступкам духовенства: для вразумления виновных он не пренебрегал ни черными работами по монастырям и в архиерейском доме, ни телесными наказаниями, ни даже отлучением от Церкви. Высказывается и такое мнение, что он «был ожесточенным фанатиком по своим религиозным убеждениям», но в то же время «человеком высокого ума» и что «в борьбе с расколом высказал себя неугомонным пастырем». Принимая во внимание предыдущие характеристики его как человека кроткого и в то же время с крепкой волей и редкого администратора, можно думать, что его «негуманные» поступки были продиктованы необходимостью, а может быть, в высшем смысле, были очень гуманными. А фанатизмом наши либералы обыкновенно называли несгибаемую убежденность.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Апостольская миссия Русской Православной Церкви К оглавлению Период XVIII — начало XX в. ознаменовался активизацией миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Господь призывал Своих деятелей на новые, невозделанные нивы. Нивы эти простирались от Урала до берегов Тихого океана. С возделыванием их связана новая страница в истории Русской Церкви. В XVIII в. духовным и административным центром Сибири был г. Тобольск. С 1702 по 1710 г. и с 1715 по 1721 г. на Тобольской кафедре был митрополит Филофей (Лещинский). «Если справедливо святую равноапостольную Нину называть просветительницей Грузии, святого Григория — просветителем Армении, Патрикия — Ирландии, Виллиброрда — Голландии и Ансгария — Швеции и Дании, то с неменьшею справедливостью митрополита Филофея можно назвать просветителем Сибири». Петр I хотел иметь в Тобольске митрополитом мужа не только благочестивого, но и ученого, способного пребывавших в Китае и Сибири «в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить к познанию Истинного Бога». И когда первый кандидат — будущий святитель Ростовский Димитрий (Туптало) — не смог по состоянию здоровья поехать в Сибирь, выбор пал на эконома Киево-Печерской Лавры иеромонаха Филофея (Лещинского). 4 апреля 1702 г. в сопровождении нескольких ученых монахов из Киева митрополит Филофей прибыл в столицу Сибири — Тобольск. В декабре 1702 г. в Тобольске состоялся Собор по вопросам нестроений в Сибирской епархии и нужд ее. В конце 1702 — начале 1703 г. при архиерейском доме была открыта первая в Сибири и вторая в России провинциальная школа для обучения детей священнослужителей. В школе обучались также и дети новокрещенных хантов и ненцев. Впоследствии эта школа была преобразована в семинарию. В 1705 г. митрополит Филофей отправил группу миссионеров во главе с архимандритом Мартинианом на Камчатку, где была устроена Успенская пустынь.

http://sedmitza.ru/lib/text/436402/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010