Тихонмиру Василий Иванович Белавин) (1865–1925), церковный деятель. Епископ Люблинский (с 1897), епископ (1900) и архиепископ (1905) Алеутский и Североамериканский, архиепископ Ярославский и Ростовский (с 1907), Виленский и Литовский (с 1913). Архиепископ (23.06.1917) и митрополит (с 14.08.1917) Московский и Коломенский. 5 ноября 1917 избран патриархом Московским и всея Руси. С 16 мая 1922 до июня 1923 находился в заключении. Канонизирован РПЦ (1989); Товия (в миру Трофим Тихонович Цынбалов) (1836–1916), церковный деятель. Пострижен в монашество в 1860, с 1862 проживал в Троице-Сергиевой лавре, архимандрит (1892), наместник московского Чудова м-ря (с 1893), благочинный московских мужских монастырей (с 1901), наместник Троице-Сергиевой лавры (1904–1914), почетный член МДА (1914); Товстуха Михаил Павлович, в 1915–1916 студент МДА; Тойнби Арнольд (1852–1883), английский историк–экономист; Толстой Алексей Константинович (1817–1875), граф, писатель, поэт, член-корр. Петербургской АН (1873); Толстой Лев Николаевич (1828–1910), граф, писатель, член-корр. (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН; Томский Михаил Павлович (1880–1936), деятель революционного движения, советский государственный деятель. В 1906–1917, с перерывами, под арестом и в ссылках, после Февральской революции член Исполнительной комиссии Петроградского к-та (с апреля 1917), председатель Московского совета профсоюзов (с декабря 1917), член Президиума ВЦСПС (с 1918), председатель ВЦСПС (1919–1929), зам. председателя Президиума ВСНХ СССР (1929–1930), зав. Объединением государственных книжно-журнальных издательств (1932–1936). До 1930 член Политбюро ЦК, с 1934 кандидат в члены ЦК ВКП(б). Покончил жизнь самоубийством; Трепов Александр Федорович (1862–1928), государственный деятель. Предводитель дворянства Переяславского уезда Полтавской губ. (1892–1898), помощник статс-секретаря (1898), член комиссии по подготовке проекта булыгинской Думы, сенатор (1906), член Государственного совета (1914), член Особого совещания по обороне государства (с августа 1915). Управляющий Мин-вом (с октября 1915), министр (1916) путей сообщения, председатель Совета министров (10.11–27.12.1916). После Октябрьской революции в эмиграции в Финляндии, затем во Франции;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Проза Авиловой не выше «Вестника Европы» и «Русской мысли». Но воспоминания о Чехове она написала хорошо – как будто сказались его уроки. Когда Чехов продал Марксу сочинения, Авилова очень ему помогла, разыскивая старые рассказики в газетах, переписывая, отсылая в Ялту. Проявляла в этом скромное женское поклонение – служение. К главе «Архиерей» Кто именно послужил Чехову прототипом преосв. Петра в рассказе «Архиерей», не совсем ясно. М. П. Чехов (брат писателя) указывает на епископа Сергия (в миру С. А. Петров. Студентом Московского университета жил в доме Корнеева на Кудринской-Садовой, давний знакомый семьи Чехова. Антон Павлович относился к нему с уважением и любовью – это видно из переписки их, не особенно интересной, но продолжавшейся всю жизнь). Епископ Сергий родился в 1864 г., университет окончил в 1891 г., через год принял монашество. В 1899 г. он уже еп. Бийский, далее Омский, Ковенский, в 1913 г. еп. Сухумский. М. П. Чехов подчеркивает, что еп. Сергий «наткнулся на темные стороны архиерейской жизни», «попал в немилость» и «сослан на покой в один из глухих монастырей на Кавказе». Все это отзывает советской стилизацией (книга М. П. Чехова о брате вышла в 1923 г.): еп. Сухумский ничем не хуже, чем викарий Херсонский епархии. На «немилость» не похоже. Еп. Сергий благополучно закончил свою духовную карьеру в России – «после революции переименован во еп. Черноморского, в этом звании эвакуировался с Белой армией в Сербию». По словам проф. архим. Киприана, лично знавшего его в Сербии, никогда он о Чехове не упоминал в рассказах о России и деятельности своей там. Ничего выдающегося в нем самом не было. Гораздо более отвечает облику преосв. Петра другой святитель, епископ Михаил Таврический – в миру Михаил Грибановский . Родился он в 1856 г., СПб Духовную академию окончил в 1884 г. Оставлен доцентом по Основному богословию. Монашество принял еще студентом (что тогда было редкостью). В академии был душой того кружка молодых ревнителеи монашества, в котором видное место занимали Алексий Храповицкий, будущий митрополит Киевский Антоний, и Василий Велавин, будущий патриарх Тихон. «Болезнь Михаила (чахотка) заставила его покинуть академию, и он был назначен настоятелем нашей посольской церкви в Афинах (1890–1894)». Был вызван в С.-Петербург и хиротонисан во епископа Таврического. На этом посту и скончался в 1898 г. Был автором ученых богословских трудов.

http://azbyka.ru/fiction/chehov-zajcev/

Но прежде чем писать о них, зайдем в обновленческий храм. 6 часов вечера. Суббота или канун праздника. Так же, как и во всех церквах, раздается колокольный звон. На паперти, однако, почти не видно нищих: нет смысла сюда идти, здесь народа мало. Входим в храм. Охватывает тягостное чувство. Огромное, холодное помещение. И пустое. Десятка два прихожан сиротливо жмутся к алтарю. На паникадилах всего несколько свечей. И на этом унылом фоне странно выглядят яркие облачения, митра на голове священника, протодиакон в камилавке. Уж очень щедро было обновленческое начальство на награды. Другая картина там, где служили корифеи, знаменитые проповедники: Введенский, Боярский, Платонов. Здесь храм переполнен народом, и в основном дамы в шляпах, девушки, интеллигенты профессорского вида, студенческая молодежь… Присмотримся и мы к корифеям. В противоположность православной (староцерковной) епархии, находившейся до весны 1928 г. в состоянии разброда, обновленческая ленинградская епархия имела строго централизованное управление. Во главе епархии с 1925 г. стоял высокопреосвященный Вениамин, митрополит Ленинградской и Северо-Западной области. (В миру Василий Антонович Муратовский). Старый архиерей, он был рукоположен 25 октября 1897 г. в соборе Александро-Невской лавры, ровно через шесть дней после того, как в том же самом храме был рукоположен во епископа тридцатидвухлетний архимандрит Тихон (будущий Патриарх). Отличительной чертой митрополита Вениамина (Муратовского), которому в 1925 г. было 72 года, являлась (на всех этапах его долгой жизни) почти детская безмятежность, а между тем жизнь его отнюдь не была тихой и спокойной. Родившись в семье священника в городе Казани, Василий Муратовский по окончании семинарии пошел по стезям своих предков и стал священником одного из казанских храмов. Однако вскоре умерла его жена, оставив у него на руках четырехлетнего сына. В судьбе несчастного вдовца принял участие архиепископ Казанский Палладий (Раев), сам незадолго перед этим овдовевший. Он порекомендовал ему поступить в Казанскую Духовную Академию, обеспечив стипендию, достаточную, чтоб прокормить сына. В это же время началась его дружба с другим (впоследствии знаменитым) земляком: Александром Васильевичем Вадковским, будущим прославленным митрополитом Петербургским Антонием, одной из самых светлых личностей в истории русской церкви, к большому для нас всех несчастью умершим в 1912 г. (до русской смуты).

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Но славен Торопец иным... «Вам еще за несколько верст бросаются в глаза сияющие купола разноцветных массивных каменных церквей, слепившихся в одну кучу и отвлекающих ваш взор от всего другого». Славен город чудотворной Корсунской иконой Божией Матери, подаренной супругой благоверного великого князя Александра Невского. Славен восемнадцатью благолепными храмами и своим земляком, преподобным Исаакием, в 1061 году принявшим затвор в Киево – Печерском монастыре. Когда Беллавины переехали в Торопец, он насчитывал пять тысяч жителей, треть из них грамотные, жившие в пятидесяти каменных и тысяче деревянных домов. На мужскую душу в год приходилось по ведру вина, что считалось гораздо меньше среднестатистических данных по России. Зато гораздо больше, чем в других городах России, было престольных и местных праздников – до ста, из них тридцать один крестный ход с чудотворной Корсунской иконой Божией Матери. Быт семьи священника во многом схож с крестьянским: та же работа по хозяйству, те же заботы о хлебе, дровах, скоте. В отличие от сверстников Василий реже ходил в городские «комедчики», из которых первый «спущал комедь» куклами, второй – тенями, и чаще в церковь , да пристрастился к чтению книг духовного содержания. С девяти лет мальчик начал посещать Торопецкое духовное училище, где обучали катехизису, Священной истории, чтению по – русски и по – славянски, письму, арифметике, русской грамматике, латинскому и греческому языкам, церковному уставу и церковному пению. Однажды, зная кроткий нрав и незлобие Василия, ученики ради забавы сделали из кусочков жести кадило и, махая им перед будущим патриархом, восклицали: «Вашему Святейшеству многие лета!» Но не только в невинных шалостях детей десница Божия указывала на предстоящее великое служение сына торопецкого священника. Как – то, когда отец Иоанн спал на сеновале с детьми, ночью он разбудил их: Сейчас я видел свою покойную мать. Она предсказала мне скорую кончину, а затем, указывая на вас, добавила: этот будет горюном всю жизнь, этот умрет в молодости, а этот – будет великим». Сбылись все предсказания, и последним – о Василии. Его стали величать по всей России, да и по всему миру, куда злая судьба пораскидала православный русский народ, Великим Господином...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Будем благодарить Бога и за земные блага, но гораздо более за духовные. Этого Он желает и ради духовных благ дарует и земные, привлекая и обучая ими несовершенных, как людей, еще сильно привязанных к миру. Святитель Иоанн Златоуст (42, 287). Будем же всегда благодарить Господа, чтобы быть достойными Его вечных благ (8, 327). Посей славословие Богу, чтобы пожать венцы, почести и похвалы в Царстве Небесном. Святитель Василий Великий (4, 213). Богу не нужны благодарения твои, но тебе необходимы Божий благодеяния. Вместилище и хранилище этих благодеяний благодарное сердце. Преподобный Никодим Святогорец (64, 229). Насколько человек благодарит Бога и подвизается из любви к Нему, настолько и Бог приближается к нему дарованиями Своими и желает упокоить его. Преподобный Петр Дамаскин (62, 123). Поскольку благодарность приятна Богу, она удостаивается больших и более многочисленных благодеяний от Него. И об этом, мне кажется, говорит Христос: " Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится " (Мф. 13, 12), и еще: " Ибо всякому имеющему дастся и приумножится " (Мф. 25, 29). Преблагой Владыка наш принимает благодарность как дар Себе и за него воздаст новыми дарованиями. Святитель Тихон Задонский (104, 56). Вера... ведет к благодарению Бога и от благодарения углубляется вера (111, 287). Славословием Бога прогоняются помыслы неверия, малодушия, ропота, хулы, отчаяния вводятся помыслы святые, божественные (109, 108). Благодарением вводится в душу чудное спокойствие, вводится радость, несмотря на то, что отовсюду окружают скорби. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112,96-97). Прославление Бога жизнью Чтит и прославляет Бога тот, кто исполняет волю Его; а бесчестит Бога тот, кто преступает Его закон. Святитель Василий Великий (6, 310). Не будем считать хвалу маловажным делом, но прежде уст пусть возносит ее наша жизнь, и прежде языка наше поведение. Тогда и молча мы можем хвалить .Бога, воспевать Его самой жизнью. Святитель Иоанн Златоуст (39, 322). Бог прославляется в человеке, когда добродетель его свидетельствует, что причина благ в Божием могуществе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

на пространном – пиянство. На тесном – слезы; на пространном – смех неумеренный. На тесном – молитва; на пространном – танцование. На тесном – воздыхание; на пространном – веселие и лики. На тесном – чистота; на пространном – блуд (на Пс. 1 )». На тесном пути предводитель сам Христос, Сын Божий, крест понесший, и на кресте распятый. По сему пути идут верные Его, мира сего и похотей отрекшиися и крест свой вземшии, и Ему, яко вождю своему и начальнику, смирением, терпением, и послушанием последующие. На пространном миродержец, князь мира сего и тьмы предводительствует; по нему гуляют работающие миру сему, и последуют ему гордостию и величанием. Вопр. Какия причины того, что благочестивые, шествуя но пути Христову, терпят скорби? Отв. 1) Сатана, от которого благодатию Божиею освободились, брань на них восставляет, чтобы отторгнуть от Христа и опять поработить своей темной власти; и сие делает он сам, или чрез своих служителей, злых людей. 2) Сатана, будучи не в состоянии что-либо сделать Христу, Который разрушил царство его темное, устремляется на рабов его. «Диавол, говорит св. Василий Великий , чувствуя свое безсилие причинить обиды самому Богу, на образ Его, т. е. на человека ненависть свою обратил (Слово в Лакизах). 3) Благочестивые не суть от мира сего: их отечества – небо; посему мир ненавидит их и гонит ( Ин. 15:19 ). Как море умерших животных вон извергает: так мир сей, который, как море, бедами и напастьми волнуется, всякаго умершаго похоти плотской, похоти очес и гордости житейской, еже все в мире есть, – изгоняет. 4) Благочестивые напастьми и скорбьми научаются добродетели терпения, которая есть венец благочестия ( Рим. 5:3–5 ). «Смотри, говорит св. Василий Великий , к чему скорбь приводит? К упованию, еже не посрамит. Немоществуешь? Радуйся; ибо егоже любит Господь, наказует. Нищ ты? Веселися; ибо с Лазарем благая наследишь. Ради Христова имени поношения терпишь? Блажен ты; ибо сие поношение в ангельскую честь и славу обратится (на Пс. 59:5 ) . Чрез скорби делаясь сообразными Христу Сыну Божию, благочестивые собственным своим опытом познают страдание Христово и научаются почитать оное дорого и высоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Краткая предыстория. «Истоками и основанием естественнонаучной апологетики стали известные слова святого апостола Павла: " Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны " (Рим. 1:19-20). Апостол с некоторой предосудительностью пишет здесь о тех, кто, рассматривая и изучая мир, не видит в нем присутствия Бога. Отцы и учители Церкви разных эпох также были убеждены, что наблюдение явлений природного мира и привлечение данных естественных наук в апологетических целях является и правомерным, и полезным, поскольку со своей стороны открывает человеку бытие Бога и многие Его свойства» . Преп. Ефрем Сирин, например, говорил: «Моисей в книге своей описал творение природы, чтобы о Творце свидетельствовали и природа, и Писание, - природа, когда пользуемся ею, Писание, когда читаем его. Сии дви свидетеля обходят всякую страну, пребывают во все времена, они всегда перед нами, и обличают отступников, отрицающих Творца» . Святитель Григорий Палама замечает: «Итак, до того как нас создать, Творец наш составил весь этот мир ради нашего тела; произвел из ничего. Для улучшения же нравов и руководства в добродетели, чего только не сделал любящий добродетель Владыка? - Самый весь этот чувственный мир является как бы каким-то зеркалом того, что находится сверх мира, дабы через духовное созерцание сего мира, как бы по некой чудесной лествице, нам востечь к оному высшему миру» . Об этом же говорят святители Василий Великий и Григорий Нисский в своих «Шестодневах», преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» и многие другие. Один из русских святых, святитель Тихон Задонский , пишет большое сочинение «Сокровище духовное от мира собираемое» . Таким образом, естественно-научная апологетика берет свое начало из «естественного богословия», которое, в свою очередь, строится на богодухновенных библейских текстах Ветхого и Нового Заветов, творениях святых отцов. 

http://bogoslov.ru/article/319657

Каждый день, сразу после литургии, отец Иоанн начинал прием и продолжал его, с короткими перерывами на трапезу, до позднего вечера, а иногда и за полночь. По монастырю он не ходил, а почти бегал – впрочем, задерживаясь возле каждого, кто искал его внимания, и за это его с добрым юмором называли «скорый поезд со всеми остановками». Когда батюшка спешил, не имея времени расспрашивать и беседовать долго, то он иногда сразу начинал отвечать на приготовленный, но еще не заданный ему вопрос и тем самым невольно обнаруживал свою удивительную прозорливость. Когда поднялась шумиха, связанная с введением ИНН, он, 91-летний, превозмогая болезнь, выступил перед телекамерой с обращением к православным не пугаться нововведений и не поднимать панику. Незадолго до смерти отец Иоанн позвонил архимандриту Тихону и сказал: «Вот, скоро умру. Поэтому потрудись, напиши то, что ты помнишь и хочешь сказать обо мне. А то потом вы все равно будете писать и такого можете надумать, что будет, как у бедного отца Николая, который и «котиков воскрешал», и другие небылицы. А тут я сам все просмотрю и буду покоен…» И архимандрит Тихон успел написать воспоминания о духовнике 5 . Матушка Сепфора В миру Дарья Николаевна Шнякина (урожденная Сенякина), родилась в крестьянской семье, в селе Глухово Гавриловского уезда Тамбовской губернии 19 марта 1896 года по старому стилю. Отец ее, Николай Алексеевич, крестьянин-середняк, и мать, Матрона Герасимовна, были трудолюбивыми, честными, верующими людьми, но неграмотными. Из тринадцати детей, родившихся у них, выжило только трое: Дарья, ее брат Василий и Павел (первый брат был впоследствии убит на войне 1914 года, второй при раскулачивании, в начале 30х годов). Матушка в конце своей жизни (а она прожила сто один год) вспоминала: «Жили мы хорошо с родителями, ходили в храм…, икона на вратах…, монахи были в родне моего отца: один монах, а другой жил как монах, все знал…. В маминой родне были три монахини и один монах». Дед Дарьи, крестьянин Алексей, много ездил по святым местам. В 1903 году привез внучке четки. Матушка вспоминала также, как учили ее Иисусовой молитве жившие в Глухове при храме Покрова Божьей Матери монахини: обучая ее шитью и ткачеству, они говорили, что во время работы нужно произносить молитву «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную»…

http://azbyka.ru/svyatye-providcy-dar-pr...

Приветствие в престольный праздник и актовый день СПбДА октября 2018 Приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия  по случаю престольного праздника и актового дня Санкт-Петербургской духовной академии (9 октября 2018 г.)     Ваше Преосвященство, дорогой владыка Серафим! Уважаемые профессора, преподаватели! Дорогие студенты! Братья и сестры!   Сердечно поздравляю вас с днем памяти небесного покровителя духовной академии - святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.   В первую очередь хочу обратиться к вам, дорогие студенты, - к тем, ради кого на берегах Невы было основано учебное заведение.   Целью духовной школы было и остается воспитание молодых людей, которые решили посвятить жизнь служению Богу и Церкви. За время своей деятельности академия явила миру немалое количество выпускников, внесших большой вклад в развитие церковной жизни. Это святой равноапостольный Николай, просветитель Японии, святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, праведный Иоанн Кронштадтский, митрополит Антоний (Вадковский), а также выдающиеся ученые - Василий Болотов, Николай Глубоковский, Александр Лопухин. Среди этих имен, конечно же, нельзя не упомянуть и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, судьба которого тесно связана с академией.   Все они когда-то были такими же студентами, как и вы: веселыми и доверчивыми, со своими мечтами и надеждами. Их жизнь и деятельность преподает урок, который каждый студент непременно должен усвоить, пока находится в этих стенах. Уже с первых дней нужно задумываться о будущем, осознавать всю ответственность и серьёзность пути, на который вы встаете, и, наконец, каждый должен ответить на вопрос: “Зачем я здесь?”   Митрополит Антоний (Вадковский), обращаясь к студентам, однажды сказал: " Все мы здесь, в этом нашем святилище науки и в этом святом храме, приготовляемся и воспитываемся к тому, чтобы быть продолжателями дела Христова на земле, … чтобы указывать людям истинный смысл жизни, чтобы " благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение и отпустить измученных на свободу " (Лк 4:18) " .

http://mitropolia.spb.ru/docs/privetstvi...

67 Граф Степан Федорович был знаком с преосвященным Тихоном, епископом Задонским ( Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельевич Соколов; 1724–1783), воронежский и елецкий епископ, с 1769 г. поселился «на спокое» в Богородицком мужском монастыре в г. Задонске Воронежской губ.; в 1861 г. был канонизирован (день его памяти – 13 августа)), находился с ним в переписке и имел много его собственноручных писем. Когда он сделался нездоров, то завещал похоронить себя в Задонске возле той церкви, где было погребено тело преосвященного Тихона, что и исполнили. 68 У Колошиных было три сына и две дочери. Сергей Павлович, литератор, родился в 1823 году, скончался в 1863 году во Флоренции (Публицист-славянофил С. П. Колошин умер во Флоренции в 1868 г.). Дмитрий Павлович родился 14 апреля 1827 года, действительный статский советник. Валентин Павлович убит в 1855 году при осаде Севастополя. Александра Павловна родилась в 1824 году, умерла в 1848 году от холеры. Софья Павловна родилась в 1828 году, 22 августа. Александра Григорьевна и Павел Иванович Колошины погребены в Москве, в Новодевичьем монастыре. 69 У Марьи Степановны Толстой дети: Николай Васильевич умер бездетным. Виталий Васильевич от брака с девицей Булыгиной имеет дочь Александру. Василий Васильевич умер бездетным. Варвара Васильевна, в первом браке за Воейковым, во втором не помню за кем. Александра Васильевна, за Сомовым; оба умерли бездетны. Екатерина Васильевна, за Николаем Осиповичем Бове; два сына и дочь. Марья Васильевна, девица, умерла в Калуге. Марья Степановна умерла в 1874 году в Калуге. 70 Марья Михайловна Римская-Корсакова родилась 9 января 1736 года, скончалась 6 августа 1786 года, была замужем за князем Михаилом Петровичем Волконским (оба схоронены в московском Новодевичьем монастыре). 71 Князь Дмитрий Михайлович родился 5 мая 1759 года, скончался 2 декабря 1814 года. Жена его, Марфа Никитична Зыбина, родилась 28 июля 1766 года, скончалась 28 июля 1816 года; оба схоронены в московском Новодевичьем монастыре. 72

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010