Тихон (Шарапов Константин Иванович) (1886–1937), епископ. С 1902 г. – послушник Белевской Введенской Макариевской пустыни Тульской епархии. В 1904 г. пострижен в рясофор с именем Тихон. С 1911 г. – инок Свято-Успенской Почаевской лавры, в том же году был пострижен в мантию и возведен в сан иеродиакона. С 1912 г. – иеромонах. В августе 1914 г. командирован в занятую русскими войсками Галицию для проведения миссионерской работы среди униатов. Затем служил священником 177-го пехотного Изборского полка, в котором организовал «Братство Христа Спасителя». В 1919 г. арестован представителями властей Украинской народной республики (сторонниками Симона Петлюры), несколько месяцев был в заключении в униатском монастыре в Бучаче. Затем служил в храме Почаевского подворья в городе Здолбунове (Польша). В январе 1922 г. советом православных епископов, не приемлющих пропольского курса на автокефалию, командирован в Москву для доклада св. Патриарху Тихону о положении Православной Церкви в Польше. В феврале 1922 г. возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Жировицкого Свято-Успенского монастыря и уполномоченным по делам Православной Церкви в Польше. Член Варшавского церковного совета. В 1924 г. – один из активных противников введения в Польской автокефальной православной церкви нового стиля, за что церковными властями Польши запрещен в служении и смещен с поста наместника Жировицкого монастыря. В октябре 1924 г. задержан польскими властями и депортирован в Германию, где жил при бывшей посольской Князь-Владимирской церкви в Берлине. В начале 1925 г. переехал в СССР. В марте 1925 г. хиротонисан во епископа Гомельского, викария Могилевской епархии. В мае 1925 г. арестован и административно выслан из Гомеля. В конце 1925 г. вновь арестован и в мае 1926 г. приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. В июне 1927 г. арестован в городе Чимбай, приговорен к трем годам лишения свободы и направлен в Соловецкий лагерь особого назначения. После окончания срока, в 1930 году, выслан натри года в Северный край. В декабре 1931 г. Особым совещанием при коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам заключения в ИТЛ с последующей ссылкой. В марте 1934 г. назначен епископом Череповецким, но не смог приступить к исполнению своих обязанностей. Епископ Рязанский (1934). Арестован в 1934 г. и выслан в Казахстан (Темиртау). В июле 1936 года назначен епископом Алма-атинским, но в управление епархией вступил только в январе 1937 года. В августе 1937 г. арестован и в октябре 1937 г. постановлением тройки УНКВД по Алма-атинской области приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 10 ноября того же года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтобы не загромождать жизнеописание Местоблюстителя, мы даем здесь краткий обзор «дела», по которому он был арестован и которое касалось не одного владыки Петра, но и всей Русской Церкви. 11 ноября 1925 года комиссия по проведению декрета об отделении церкви от государства приняла решение ускорить раскол в Церкви. Для ГПУ это означало – арест церковного управления, всех тех, кто мог возглавить Русскую Православную Церковь и кто воспротивился бы проводимой государством антицерковной политике. Список таких лиц был составлен, и ГПУ приготовилось к арестам. 19 ноября были арестованы епископы Гурий (Степанов), Прокопий (Титов) и Иоасаф (Удалов). 20 ноября арестовали епископа Никона (Дегтяренко) – его, впрочем, отпустили, выяснив, что он отрицательно относится к Местоблюстителю. Основные аресты пришлись на 30 ноября. В этот день в Даниловом монастыре были арестованы епископы Парфений (Брянских), Амвросий (Полянский), Дамаскин (Цедрик), Пахомий (Кедров), Тихон (Шарапов), Герман (Ряшенцев), Николай (Добронравов), архимандрит Сретенского монастыря Серафим (Крутень). Были арестованы священники Николай Семеняко, Николай Покровский, Василий Скворцов, Иоанн Скворцов, Константин Скворцов, Сергий Сидоров, диакон Михаил Шик, псаломщик Иоанн Попов, Александр Самарин, бывший одно время до революции обер-прокурором Святейшего Синода, Петр Истомин, бывший помощник обер-прокурора Синода и из церковной интеллигенции – Феодор Челищев, Константин Виноградов, Владимир Токаревский, князь Иоанн Мещерский. Остальных доарестовывали потом. 2 декабря был арестован член церковного совета Сретенского монастыря, человек, близкий к епископу Борису (Рукину). Он показал, будто арестованный ранее псаломщик Иоанн Попов собирался отравить епископа Бориса. ГПУ ухватилось за эту версию, усилило допросы, но все оказалось выдумкой. Епископ Борис, однако, не любивший митрополита Петра, стал подтверждать легенду ГПУ – будто Патриарх Тихон писал письмо за границу с благословением на царство Романовым и будто митрополит Петр при этом присутствовал и даже настаивал на посылке такого письма эмигрантам. Чекист Дерибас спросил епископа Бориса – откуда он все это знает, тот стал смутно ссылаться на рассказы об этом митрополита Серафима (Александрова). Митрополит Серафим, однако, этой легенды не подтвердил и при очной ставке с епископом Борисом отверг ее категорически.

http://fond.ru/kalendar/954/petr/

В другом месте сообщалось: «У митрополита Петра был произведен ночью обыск, сам же он был сперва арестован на дому, а через два дня переведен во внутренюю тюрьму на Лубянку при ГПУ. Одновременно с ним была арестована группа проживающих в Москве иерархов, близких митрополиту Петру и, очевидно, по мнению ГПУ одинакового с ним настроения. Это были: архиепископы Николай [Добронравов] Владимирский, Пахомий [Кедров] Черниговский, Прокопий [Титов] Херсонский, Гурий [Степанов] Иркутский, епископы Парфений [Брянских] Ананьевский, Дамаскин [Цедрик] Глуховский, Тихон [Шарапов] Гомельский, Варсонофий [Вихвелин] Каргопольский и др.» 250 . Затем, позже «арестованный [...] митрополит Петр переведен из дома заключения московского ОГПУ в Бутырскую тюрьму, где пребывает в одной камере с тридцатью заключенными бандитами и уголовными преступниками, в грязной и смрадной обстановке, особенно тяжелой для изнуренного болезнью и пережитыми волнениями Святителя. Надежд на скорое освобождение митрополита нет, так как арестом этим “религиозный отдел» ОГПУ надеется внести окончательное расстройство в жизнь и организацию Русской Церкви. Большевики и их приспешники [обновленцы и другие церковные раздорники. – Сост.] не только обвиняют митрополита Петра в контрреволюции, но и распускают провокационные слухи о том, что покойный Патриарх Тихон был, якобы, отравлен с ведома митрополита Петра, стремившегося завладеть церковной властью. Вздорность и ложность этих слухов очевидна, но они нужны большевикам для того, чтобы парализовать существующее в русском народе уважение к памяти покойного Патриарха и совершить осквернение его праха под видом медицинского вскрытия – народная молва окружила в России память покойного Патриарха ореолом святости, и большевики хотят воспрепятствовать дальнейшему распространению [этого. – Сост.] чувства» 251 . И, так как известно, что ближайшим формальным поводом к аресту Патриаршего Местоблюстителя послужили грязные сообщения, сфабрикованные гражданской прессой о его, якобы, неблагонадежности политической, построенные, – в свою очередь, – на провокационном выступлении А. И. Введенского на пресловутом «Помсоборе-25», то справедливо и последовавшее значительно более позднее сообщение церковной печати о том, что «в период управления Русской Церковью митрополитом Петром Крутицким активизировался обновленческий раскол, со стороны которого усилились нападки на Православие и, прежде всего, на личность Митрополита Петра» 252 . Но это, добавим от себя, разумеется, только одна, – причем не решающая, – сторона дела...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

915. 75 ЛЕТ декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей. – 1997, 2, 67. 916. МАНУИЛ (ЛЕМЕШЕВСКИЙ) , митр. Патриарх Сергий и обновленческий раскол. – 1994, 5, 103. 917. ПИТИРИМ, митр. Патриарх и его время. – 1990, 7, 27. 918. ПОЛИЩУК Е. Капитуляция или компромисс? . – 1992, 11–12, 63. 919. ПОСЛАНИЕ Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) . – 1997, 4, 59. 920. ПОСЛАНИЕ Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Российской Церкви от 28 июня 1925 года. – 1993, 1, 31. 921. ПРИВЕТСТВЕННОЕ слово Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Тихону архиепископа Харьковского и Ахтырского Антония (Храповицкого) . (Было произнесено в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября 1917 года, в Московском Кремле после церемонии настолования Патриарха Тихона). – 1996, 9, 78. 922. РУНКЕВИЧ С. Освященный Собор Православной Российской Церкви в Москве 1917–1918 годов. – 1993, 9, 35. 923. СВЕНЦИЦКИЙ А. Воспоминания московского прихожанина. – 1994, 3, 129; 4, 110. 924. СЕРГЕЕВ С. Голоса истории. – 1993, 9, 44. 925. СИМОН, архиеп. Святейший Патриарх Тихон и его служение Русской Церкви. – 1990, 4, 63. 926. СЛОВО Святейшего Патриарха Тихона, сказанное 8/21.07 1918 года в Казанском соборе г. Москвы во время торжественного патриаршего служения литургии по случаю храмового праздника (с комментариями к нему прот. П.Н. Лахостского). – 1996, 10, 71. 927. ТАРАСОВ К. Деяния Священного Синода 1917–1918 годов как исторический первоисточник. – 1993, 1, 7. 928. ТИХОН (ШАРАПОВ), еп. Отрывок из воспоминаний о его поездке в СССР в 1922 году. – 1998, 4, 82. 929. ЦЫПИН В. , прот. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. (Актовая речь). – 1994, 1, 19. 930. ЕГО ЖЕ. “Декларация” 1927 года. – 1994, 5, 107. 23.41. Организация и внутренняя жизнь РПЦ 23.411 Поместные Соборы (1945, 1988, 1990гг.) 931. ПРОКОФЬЕВА И., НИКИТИН В. К 40летию Поместного Собора Русской Православной Церкви 1945 года. – 1985, 2, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

86 Помещённый в сборнике акт от 26 января (8 февраля) 1922 г,, за 185, о назначении архимандрита Тихона [Шарапова] настоятелем Успенского Жировицкого монастыря (в Польше) последовал в ответ на представление управляющего тогда Гродненской епархией архиепископа (бывшего Белостокского) Владимира [Тихоницкого], – одного из немногих русских архиереев в Польше, сохранивших верность Московскому Патриаршему Престолу и не примкнувших к изменнической прокатолической деятельности митрополита Георгия [Ярошевского] и иже с ним. Этим патриаршим постановлением в немалой степени утверждалась позиция патриархистов в Польше и деятельность их как бы санкционировалась и даже руководилась (в потребных случаях) Москвой; в одном этом заключалось уже его большое значение для дела борьбы с польскими сепаратистами. С назначением архимандрита Тихона [Шарапова] руководителем Жировицкого монастыря обитель эта приобретала значение форпоста русского Православия на его западных рубежах. (По позднейшему сообщению, о. архимандрита, им, в бытность настоятелем Жировиц, неукоснительно велись дневниковые записи, отражавшие изо дня в день скрытые от широкого церковного общества стороны деятельности польских «автокефалистов», а также и контрмеры их противников – приверженцев Святейшего Патриарха и единства Русской Церкви. К сожалению, при отъезде о. архимандрита из монастыря, происшедшем несколько необычным образом, дневник пришлось оставить в надёжных руках и дальнейшая судьба его неизвестна. Позднейшие попытки к его отысканию к благоприятным результатам до сего времени не привели...) 87 Этот и два следующих акта Святейшего Патриарха Тихона были вывезены за границу о. архимандритом Тихоном [Шараповым], приезжавшим тогда в СССР для неофициального доклада Патриарху о сложившемся тяжёлом положении церковных дел в Польше и подробностях изменнической деятельности митрополита Георгия [Ярошевского]. Архимандрит Тихон [Шарапов] прибыл в нашу страну в качестве дипломатического курьера одной из дружественных европейских стран. Как дипкурьер был представлен народному комиссару иностранных дел Чичерину и прожил некоторое время в Москве в здании посольства той страны, которая его сюда направила. Все своё свободное время о. архимандрит проводил на Троицком подворье, часто в обществе Святейшего Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

3) осуждения заграничных епископов и 4) в дальнейшем определенного контакта в деятельности с правительством в лице Тучкова. За это обещалось официальное оформление управления и неприкосновенность тех епископов, кои будут назначены на епархии по соглашению с властью. Митрополит Пётр решительно отказался от предложенных ему условий и, в частности. от подписания предложенного Тучковым текста декларации. Тогда 27 ноября (10 декабря) 1925 г. у митрополита Петра был произведён ночью обыск, сам же он сперва был арестован на дому, а через два дня переведён во внутреннюю тюрьму на Лубянке при ГПУ. Одновременно с ним была арестована группа проживавших в Москве иерархов, близких митрополиту Петру и, очевидно, по мнению ГПУ, одинакового с ним настроения. Это были: архиепископы Николай [Добронравов] Владимирский, Пахомий [Кедров] Черниговский, Прокопий [Титов] Херсонский, Гурий [Степанов] Иркутский, епископы Парфений [Брянских] Ананьевский, Дамаскин [Цедрик] Глуховский, Тихон [Шарапов] Гомельский, Варсонофий Каргопольский и др. Согласно завещанию, оставленному Петром [Полянским], в случае его ареста в управление Церковью должен вступить в качестве Заместителя Местоблюстителя сперва митрополит Сергий [Страгородский] Нижегородский, затем митрополит Михаил [Ермаков], экзарх Украины и, наконец, архиепископ Иосиф [Петровых] Ростовский. К моменту ареста митрополита Петра [Полянского] ГПУ уже подготовило самочинную группу епископов, во главе с архиепископом Григорием [Яцковским] Екатеринбургским и епископом Борисом [Рукиным] Можайским, каковая – по примеру Живой Церкви при аресте Патриарха – немедленно же, как только был арестован митрополит Пётр, созвала совещание своих заранее сговорившихся участников – 9-ти епископов, живших в Москве. Совещание это объявило, что деятельность митрополита Петра была контрреволюционной и неканоничной и что, ввиду его ареста и отсутствия, таким образом, управления Церковью, – они, т. е. собравшиеся 9 епископов, организуют из себя Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС) и берут в свои руки управление Церковью. Советская власть, подготовившая через ГПУ выступление этих епископов ещё, очевидно, когда митрополит Пётр был на свободе, ныне широко пошла им навстречу: организованный ими ВВЦС получил немедленное официальное признание, разрешение на печать, канцелярию и, наконец, возможность печатать в типографии свои послания и широко распространять их. Вместе с тем истинный Заместитель митрополита Петра – митрополит Сергий лишён был права выезда из Нижнего Новгорода в Москву и, таким образом, не мог вступить в управление Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   Православные, мало осведомленные в делах иерархических, были недовольны готовностью епископата перейти на новый календарь. Еще в июле 1923 г. Священный Синод просил Министерство религиозных исповеданий разрешить православным военнослужащим и государственным служащим иметь выходные дни в великие праздники по юлианскому календарю, в ответ было рекомендовано перейти на григорианский календарь, тогда Священный Синод обратился в Константинополь. В марте 1924 г. оттуда пришел ответ, что Патриарх Григорий VII ввел новый календарный стиль в великой Константинопольской Церкви и благословил введение его в Польше. На совещании православных епископов в Варшаве 12 апреля 1924 г. объявили о введении нового календаря в православной Церкви в Польше. Польские чиновники подвергали жестким репрессиям тех приходских священников, которые отказывались совершать богослужения по новому календарю. Противники календарной реформы получили энергичную поддержку со стороны польских парламентариев православного исповедания, распространивших меморандум с резким протестом против насилия над совестью православных граждан Польского государства. У крестьян Волыни и Западной Белоруссии меморандум вызвал сочувственный отклик. Настоятель Жировицкого монастыря в Гродненской епархии, выходец из Почаевской лавры архимандрит Тихон (Шарапов) начал кампанию сбора подписей среди благочестивых прихожан под обращением, содержавшим острую критику нового стиля. 30 июня 1924 г. его вызвали в Министерство религиозных исповеданий, лишили должности и запретили в священнослужении. Тогда он перебрался в Волынскую епархию, посетил затворившегося в Дерманском монастыре епископа Владимира и получил одобрение своих действий. Его борьбу за юлианский стиль поддерживал также уволенный на покой епископ Пантелеимон (Рожновский). Архимандрит Тихон вернулся в Жировицы и совершал богослужения в кладбищенской церкви при большом стечении благочестивых прихожан. Свои действия он оправдывал тем, что настоятелем Жировицкого монастыря он поставлен самим Патриархом Тихоном. В Дерманском монастыре совершал богослужения епископ Владимир, несмотря на протесты и жалобы митрополиту Дионисию со стороны настоятеля обители. Подобным образом поступал и епископ Пантелеимон в монастыре в Мельцах. Владыка Владимир состоял также в переписке с Московской Патриархией, и можно предполагать, что в Патриархии решался вопрос о его поставлении митрополитом на Варшавскую кафедру.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В Донском монастыре, – отныне историческом для Русской Церкви, – у гробницы Святейшего Патриарха в старом соборе, воздвигнутом еще блаженным царем Феодором Иоанновичем, в те дни сложилась добрая традиция: каждый четверг, в 6 часов вечера совершать соборные панихиды по почившем силами «прилучившихся» архиереев, которых иногда помногу проживало в Москве (с подписками о невыезде из нее, чтобы пустить на произвол окормляемые ими епархии!..). Панихиды эти неизменно возглавлялись Патриаршим Местоблюстителем и привлекали огромное количество молящихся, в значительной своей части остававшимися за пределами мало вместительного храма, набитого доотказа. Из таких традиционных заупокойных богослужений, возглавленных Местоблюстителем митрополитом Петром отметим здесь следующие: 3(16).07; 10(23).07. 17(30).07; 24.07(6.08); 12(25) и 13(26).08 – в связи с днем Ангела почившего Святейшего Патриарха; 21.08(3.09); 4(17).09; 11(24).09; 18.9(01.10). Полугодовой день кончины Патриарха отмечался торжественной заупокойной литургией в храме св. Василия Кессарийского на Тверской (Горького) улице, совершенной собором многих архипастырей во главе с Патриаршим Местоблюстителем; колоссальный храм (позже разрушенный, разумеется) и церковный двор были заполнены верующими москвичами. Затем четверговые панихиды у гробницы были совершены: 30.10(12.11); 6(19). 11; 13(26). 11.1925. Кстати, приведем здесь один любопытный и тягостный эпизод, происшедший в старом соборе Донского монастыря в четверг 4( 17).09.1925. В этот вечер панихиду возглавлял, как обычно, митрополит Петр; сослужили ему следующие архипастыри: архиепископ Николай (Добронравов) , архиепископ Прокопий (Титов), епископ Иоасаф (Удалов), епископ Тихон (Русинов), епископ Амвросий (Смирнов) и епископ Тихон (Шарапов) при участии немногочисленной оставшейся братии монастыря и некоторых батюшек из московских приходских храмов. Кроме перечисленных архипастырей в алтаре молились, не принимая участия в совершении панихиды, Преосвященные: Подольский Амвросий (Полянский, однофамилец Местоблюстителя), Мелитопольский Сергий (Зверев) и Пятигорский Иов (Рогожин).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

[Преображенскому], по вопросу о передаче местоблюстительских прав и обязанностей, от 9 (22).05.1926 г.). Встречаются и явные апокрифы. Таким образом, при всем стремлении сохранить первоначальный, действительный, не искажённый переписками текст того или иного документа, полной уверенности в этом быть, конечно, не может, и, если в будущем выявятся какие-либо погрешности в собранных у нас текстах и возможность исправления их по более достоверным, – это вызовет лишь чувство благодарности. За возможные опечатки в тексте заранее просим у благосклонного читателя извинения. И наконец: по установившейся доброй традиции, а главнее того, повинуясь внутреннему побуждению, приносим нашу глубочайшую, сердечную благодарность всем многочисленным лицам из епископата, клира и мирян, в своё время с готовностью содействовавшим накоплению наших материалов, вследствие чего теперь открывается возможность и будущим православным русским людям ознакомиться по документальным данным с минувшими судьбами отечественной Церкви и многотрудной деятельностью возглавлявших её архипастырей. Отмечая с великим прискорбием, что теперь, когда пишутся эти строки, никого из них нет в живых, помянем с тёплой благодарностью хотя бы их имена: Пётр [Руднев], архиепископ Самарский; Сергий [Гришин], архиепископ Горьковский; Тихон [Шарапов], епископ Алма-Атинский; Аркадий [Остальский], епископ Лубенский; Иероним [Захаров], архиепископ Ростовский Новочеркасский; священноархимандрит Иоанн, ризничий Московского Богоявленского монастыря; священноархимандрит Сергий [Гаврилов] , секретарь Таллинского епархиального управления; схиигумен Савватий [Крутень], духовник Одесского архиерейского дома; бродяжный иеромонах Нестор [Постников], постриженик былой Ниловой пустыни [Тверская епархия]; протоиерей-композитор о. Димитрий Баянов, благочинный градских церквей Сергиева Посада; учёный археолог Григорий Афанасьевич Красноцветов, делопроизводитель Временного при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя Священного Синода; Николай Васильевич Бойцов бывший помощник инспектора Московской Духовной Семинарии; Мария Ивановна Жиго, благочестивая москвичка, и иные многие.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Однако польск. правительство, добиваясь полной независимости Польской Церкви от Русской, инспирировало автокефалистское движение в правосл. епархиях на территории Польши (см. Польская автокефальная Православная Церковь ). Ж. м. сохранял верность Московскому Патриаршему престолу. В 1922 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина) настоятелем Ж. м. был назначен архим. Тихон (Шарапов). Его стараниями чудотворная Жировицкая икона, вывезенная в Москву в 1915 г., была тайно возвращена в обитель. В 1924 г. архим. Тихон выслан польск. властями за пределы страны. 17 сент. 1925 г. Польская Церковь незаконно объявила себя автокефальной. Но, несмотря на это, монастырь во многом сохранил каноническое устроение церковной жизни, чему способствовало пребывание в Жировичах архиеп. Пантелеимона (Рожновского) , ушедшего на покой в связи с непризнанием самочинной автокефалии и со стремлением к сохранению единства с РПЦ. В 20-х гг. XX в. польск. власти предпринимали попытки передать мон-рь католикам. Массовые протесты правосл. населения Зап. Белоруссии, организовавшего многолюдные крестные ходы в Ж. м., сорвали планы закрытия мон-ря. Римо-католиками был захвачен и переоборудован под костел только Крестовоздвиженский храм. Наряду с Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лаврой , духовным центром Варшавско-Волынской митрополии, Ж. м. стал главной святыней и оплотом Православия в Польше. В 1938 г. для духовной поддержки населения Жировицкую икону на специально устроенной повозке доставляли в города и селения Зап. Белоруссии. На праздник явления иконы (7/20 мая) в Ж. м. была восстановлена традиция после поздней литургии совершать крестный ход из Успенского собора к Явленской ц. с изнесением чудотворной иконы для совершения молебна. В 1938 г. в этом торжестве участвовали ок. 15 тыс. паломников и более 100 священнослужителей. С началом второй мировой войны в 1939 г. территория Зап. Белоруссии и Зап. Украины вошла в состав СССР; епархии, ранее отошедшие к Польской автокефальной Церкви, вернулись под омофор РПЦ.

http://pravenc.ru/text/182311.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010