Между тем “Известия», опубликовывая документ, заявили, что получили его непосредственно от душеприказчика Патриарха, митрополита Петра Крутицкого, которому усопший завещал окормление своих верных и звание “Местоблюстителя Патриаршего Престола». И действительно, завещание было выпущено [опубликовано. – Сост.] с декларацией о подлинности его, подписанной этим митрополитом Петром и засвидетельствованной другим, находившимся в Москве, епископом Тихоном [Оболенским] Уральским. Несколько недель спустя новая нота тех же двух митрополитов опровергала сомнения, подтверждала подлинность документа. Даже среди эмигрантов несколько тихоновцев, сначала шепотом, а затем и громко стали говорить, вслед за профессором Красавиным, что текст несомненно аутентичен и что опорачивающие его улики ничего не доказывают. Суровый стиль и даты Григорианского календаря встречаются и в других актах, безусловно исходящих от Патриарха и формально принятых эмигрантами, как, например, осуждение русского митрополита в Варшаве за организацию им в Польше с благословения и формального одобрения Константинопольского Патриарха автономного православия (или автокефалии). Относительно указания монастыря, как места написания завещания, ответ был прост: Патриарх считал себя выздоровевшим, должен был выписаться из клиники накануне того дня, который окончился его внезапной смертью: составив завещание в начале поста, в клинике, он его подписал и датировал тем днем, в который рассчитывал возвратиться в свою обычную резиденцию. В виду таких фактов, митрополит Антоний стал от имени эмигрантской иерархии публиковать письма и воззвания, в которых набрасывал тень подозрения на митрополита Петра Крутицкого. “Видите, – писал он, – в какие руки попало православие и память Патриарха Тихона». Он прибавлял, что Православие перестает существовать в России и найдет себе убежище только в эмигрантской иерархии. Он возвращался к своему проекту узаконить то, что фактически уже существовало пять лет; объявить автономию (или автокефалию) русского православия заграницей с Патриархом-изгнанником, в имени которого можно было не сомневаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В письме архиепископу Тихону отец Петр писал: «...Поистине, неисповедимы судьбы Божии! Как Вы и предсказывали мне, что я буду жалеть о своем уклонении от принятия предлагаемого мне Вашим Высокопреосвященством служения, действительно, Владыко, по временам скорблю о своем поступке, видя в нем уклонение от исполнения воли Божией, столь ясно тогда для меня выраженной... Имея в виду Еванг[елие] Матф[ея] 21 гл[аву] 29 с[тих], я и решил довести до сведения Вашего Высокопреосвященства, что если Богу угодно чрез Вас вновь призвать меня к епископскому служению, то я готов принять его, хотя и с полным сознанием своего ничтожества. Прошлым летом об этом своем намерении я уже писал Вашему Высокопреосвященству, но не знаю, получено ли было Вами мое письмо, посему и повторяю его. Вашего Высокопреосвященства покорный послушник, благочинный протоиерей Петр Флеринский. Большая Глушица, Пугачевский уезд. 7/20 января 1924 г[ода]». В конце 1923 года по предложению архиепископа Уральского и Николаевского Тихона (Оболенского) отец Петр был избран кандидатом на архиерейскую степень. В заседании Святейшего Патриарха и Священного Синода 1 февраля 1924 года было определено: «Открыть в г[ороде] Дергачи, Уральской епархии, кафедру викарного архиерея, на каковую и назначить протоиерея церкви с[ела] Большая Глушица, Пугачевского уезда, Петра Флеринского, - по предварительном поступлении в монашество. Наречение и хиротонию произвести в Москве». Однако планам об открытии Дергачевской кафедры не суждено было осуществиться: в конце января вакантной стала викарная Николаевская кафедра Уральской епархии (именовавшаяся по г. Николаевску Самарской губернии, переименованному в 1918 году в г. Пугачев), и к тому же в 1924 году Дергачевский уезд был ликвидирован, а город Дергачи стал селом, и после принятия монашеского пострига с именем Павел новопостриженный был наречен епископом Николаевским (Пугачевским); а 18/31 марта 1924 года митрополитом Тихоном (Оболенским), архиепископом Тверским (впоследствии - митрополитом Саратовским) Серафимом (Александровым) и епископом Березовским Иоанном (Братолюбовым), викарием Тобольской епархии, хиротонисан во епископа Пугачевского, викария Уральской епархии.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/26/dere...

26 июня АРК на своем заседании приняло решение Патриарха освободить 27 июня . Кроме того, ГПУ поручалось «производить постепенную ликвидацию дел, связанных с изъятием ценностей, воззваниями Тихона, освобождая от наказания тех тихоновцев, которые публично заявят о своем раскаянии», а также «в течение ближайших трех месяцев пересмотреть все дела высланных церковников на предмет амнистирования наименее из них вредных» . С этим и было связано освобождение епископа Илариона, который как было показано выше, как и Патриарх Тихон, засвидетельствовал письменно свою лояльность советской власти. В Москву епископ Иларион прибыл, по всей видимости, 5 июля 1923 г. и сразу же направился в Донской монастырь к Патриарху Тихону. Отныне и вплоть до своего последнего ареста в ноябре 1923 г. епископ Иларион стал ближайшим помощником Святейшего Патриарха и был включен в состав организованного при Патриархе Священного Синода, наряду с архиепископами Серафимом (Александровым) и Тихоном (Оболенским) и стал управляющим Московской епархией. Именно ему Патриарх поручает главную задачу - искоренение обновленческого раскола. Первым шагом на этом пути стало переосвящение собора Сретенского монастыря, где с 1922 г. находились последователи одного из лидеров обновленчества " митрополита " Антонина (Грановского). Накануне праздника в честь иконы Владимирской Божией Матери епископ Иларион освятил великим чином собор Сретенского монастыря. После этого сотнями потянулись в Донской монастырь к Патриарху Тихону и архиепископу Илариону обновленческие епископы и священники приносить покаяние, чтобы вернуться в Церковь Христову. Уже к осени 1923 г. огромное число бывших обновленческих епископов и священников принесли покаяние и вернулись в Церковь, а влияние обновленческих центров было существенно ослаблено. Чекисты в своих докладах так характеризовали епископа Илариона: " известнейший проповедник, по своим способностям превосходящий известного проповедника Храповицкого. Иларион пользуется громаднейшей популярностью среди верующих и любим за свои проповеди, проникнутые чистейшей тихоновщиной " .

http://pravoslavie.ru/5821.html

Епископа Серафим обладал живым умом, мог аргументировано выразить свои взгляды, обладал даром красноречия, как отмечалось в одной из статей, опубликованных в 1917 году, “народ с большим вниманием слушает поучения Челябинского епископа Серафима, который по справедливости может считаться одним из выдающихся церковных проповедников”. В 1917 году был назначен временным управляющим Екатеринбургской епархией, на смену уволенному на покой епископу Серафиму (Голубятникову). Принял участие в работе Поместного Собора Русской Церкви 1917–1918 гг. как управляющий Екатеринбургской епархией и по особому постановлению Собора. Был секретарём епископского совещания Собора. 1 апреля 1918 года назначен епископом Полоцким и Витебским. В связи с условиями гражданской войны, добраться до отведенной ему кафедры он не смог. 5 мая того же 1918 года был переведен на викарную кафедру епископа Старицкого в Тверскую епархию. 29 ноября 1919 года назначен епископом Тверским и Кашинским. С 1920 по 1921 год был членом Священного Синода. В 1920 году был арестован Тверской ГубЧК по обвинению в «контрреволюционной деятельности». Отпущен без суда. 4 апреля 1921 года арестован в Москве, но вскоре освобожден. Совместно с архиепископами Иларионом (Троицким) и Тихоном (Оболенским) вел переговоры с обновленцами о возможности объединения. В конце сентября 1923 года архиепископ Серафим на собрании двадцати семи епископов в Донском монастыре делал доклад о результатах переговоров. Результаты оказались неутешительными, – митрополит Евдоким требовал отказа патриарха Тихона от управления, – и епископы большинством голосов (при закрытой баллотировке) провалили проект объединения с обновленцами. Во время прений епископ Амвросий (Полянский), с недоверием отметил, что докладчик называл вождя обновленцев – высокопреосвященнейшим митрополитом. «Для меня и, наверное, для других здесь присутствующих Евдоким не митрополит, бывший архиепископ» – подчеркнул он. Едва ли эта обмолвка архиепископа Серафима и его участие в переговорах о соединении означали его симпатии к обновленцам. По крайней мере, в конце доклада он выразил сожаление, что тут не присутствует уважаемый многими епископ Феодор (Поздеевский) , глава правых оппозиционеров – «Даниловцев», которому было послано приглашение. Значит, это была попытка примерить все и всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Храм Казанской иконы Божией Матери в Узком (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Казанской иконы Божией Матери в Узком — православный храм в Юго-Западной части Москвы, построенный в 1697 году в стиле «нарышкинского» (московского) барокко. Находится на территории усадьбы Узкое. Памятник архитектуры. Содержание История [ править править код ] Церковь в честь Казанской Иконы Божьей Матери, что в усадьбе " Узкое " города Москвы, построена в 1698 году боярином Тихоном Никитичем Стрешневым. Этот храм является прекрасным образцом усадебной архитектуры в стиле московского " нарышкинского " барокко. Пятиглавая церковь в плане представляет собой крест. Четыре купола, ориентированные по сторонам света, возвышаются над плавными полукружиями кирпичных побеленных стен. Центральный золоченый купол придает особую стройность силуэту церкви. Необычно используется в качестве звонницы западный барабан, купол которого является резонатором звука. По преданию, с этой звонницы император Наполеон наблюдал за отступающей французской армией в 1812 году. Внутренние интерьеры храма, несмотря на разрушения, которым подвергся храм, поражает своим изяществом. Высокое пространство под центральным куполом и в боковых приделах, освященных в честь Обретения главы Иоанна Предтечи и Святителя Николая, удивительных по своей красоте, обеспечивают уникальную акустику. На протяжении двух столетий храм в честь Казанской иконы Божьей Матери был центром духовной жизни усадьбы " Узкое " , владельцами которой в разные годы являлись древние фамилии русских князей Голициных, Гагариных, Стрешневых, Оболенских, Нееловых, Толстых. Последним владельцем усадьбы " Узкое " был Петр Николалевич Трубецкой, получивший имение в 1890 году в наследство от своей тетки Софии Васильевны Толстой. Название усадьбы навсегда останется связанным с именем гениального русского религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьева. Он был частым гостем в имении " Узкое " , где жили его друзья, известные московские профессора Сергей Николаевич и Евгений Николаевич Трубецкие. В этой подмосковной усадьбе 31 июля 1900 года в возрасте 47 лет Владимир Соловьев скончался. Имеются воспоминания С.А. Беляева, священника Казанской церкви в " Узком " , о несомненно православном настроении Владимира Соловьева перед смертью.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Казанской...

Церковь в честь Казанской Иконы Божией Матери, что в усадьбе «Узкое», города Москвы построена в 1698 году боярином Тихоном Никитичем Стрешневым. Этот храм является прекрасным образцом усадебной архитектуры в стиле московского «нарышкинского» барокко. По преданию, со звонницы храма император Наполеон наблюдал за отступающей французской армией в 1812 году. На протяжении двух столетий храм в честь Казанской иконы Божией Матери был центром духовной жизни усадьбы «Узкое», владельцами которой в разные годы являлись князья Голицыны, Гагарины, Стрешневы, Оболенские, Нееловы, Толстые. Последним владельцем усадьбы «Узкое» был Петр Николаевич Трубецкой, получивший имение в 1890 году в наследство от своей тетки Софии Васильевны Толстой. Храм был закрыт в 1928 году. В советское время в здании храма размещались книги, которые числились на балансе Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Академии наук, изъятые в разные годы из научного и культурного обращения. Среди них русский антиквариат, архивы и книги репрессированных писателей, редчайшие памятники церковно-богослужебной литературы, трофейные немецкие библиотеки и архивы, вывезенные из Германии в конце войны. В 1990 году группа православных христиан, испросив благословение Священноначалия Русской Православной Церкви, стала ходатайствовать о передаче храма православной общине; на тот момент храм находился на территории академического санатория «Узкое». 25 ноября 1990 года было проведено учредительное приходское собрание и избран приходской совет. С этого дня приход получил права юридического лица. В течение полутора лет, с августа 1990 по февраль 1992 года, прихожане не имели возможности войти в храм, по всем законам принадлежащий общине. По праздникам община собирались для молитвы у запертых церковных дверей. На улице перед Казанской иконой Божией Матери стали регулярно служить молебны, в арендованном помещении бывшего клуба проводили водосвятия, крестили. Постепенно стала налаживаться приходская жизнь. На первом же приходском собрании было решено создать детский церковный хор.

http://foto.patriarchia.ru/news/patriars...

В сентябре 1923 г. архиепископ Иларион вместе с архиепископом Серафимом (Александровым) Тверским и архиепископом Тихоном (Оболенским) Уральским, участвовал в переговорах с председателем ВЦУ митрополитом Евдокимом о возможности соединения. Если даже в 1925 году многие не понимали, что соединение с обновленцами невозможно без канонических уступок им, то в 1923 году такое недопонимание замечалось даже среди лиц, близких к патриарху. Недопонимал этого и архиепископ Иларион. Но среди архипастырей, собравшихся в количестве 28 человек, на совещание по этому вопросу 29 сентября 1923 г. в Донском монастыре, - нашлись такие, которые ясно видели опасность. Они дружно высказались против соединения. Выслушав их соображения и архиепископ Иларион отказался от своей мысли о возможности соединения, как от неправильной. С конца 1923 года архиепископ Иларион епархией не управлял. В 1924 году он выехал в Ярославль, а в 1925 году - на Соловецкие острова. Авторитет его в церковном мире в это время был так велик, что летом 1926 года архиепископ Григорий Екатеринбургский сделал несколько попыток использовать его для укрепления клонившегося к упадку григорианства. В начале июня 1927 года, едва началась навигация на Белом море, архп. Иларион был привезен в Москву для переговоров с архиепископом Григорием. Последний, в присутствии светских лиц, настойчиво упрашивал архиепископа Илариона “набраться мужества” и возглавить все более терявший значение григорианский ВВЦ Совет. Архиепископ Иларион категорически отказался, объяснив, что дело ВВЦС несправедливое и пропащее, задуманное людьми, не сведущими ни в церковной жизни, ни в церковных канонах, и что это дело обречено на провал. При этом архиепископ Иларион братски увещевал архиепископа Григория оставить ненужные и вредные для Церкви замыслы. Подобные встречи повторялись несколько раз. Владыку Илариона и умоляли, и обещали ему полную свободу действий и белый клобук, но он твердо держался своих убеждений. Был слух, что однажды он сказал своему собеседнику: “Хотя я и архипастырь, но вспыльчивый человек, очень прошу Вас уйти, ведь я могу потерять власть над собой”.

http://pravicon.com/info-2420

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (24.02.1901, Москва - 4.11.1937, Сиблаг, г. Мариинск Кемеровской обл.), сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых), прот. Окончил Московское мещанское уч-ще, получил профессию бухгалтера. С 1918 по 1919 гг. служил писарем в 684-м сводном эвакуационном госпитале. В 1919 г., по окончании воинской службы, был определен послушником Московского Вознесенского монастыря, где обычно по приезде в Москву останавливался архиеп. Уральский и Николаевский Тихон (Оболенский). Владыка предложил ему быть своим иподиаконом, а затем забрал его к себе в епархию. В 1921 г. в г. Уральске был рукоположен в сан диакона, затем во священника. В сент. 1922 г. вместе с архиеп. Тихоном приехал в Москву, где стал вторым священником в храме Воскресения Христова в Кадашах. С 1924 г., патриарх Тихон (Беллавин) назначил А. настоятелем храма Софии, Премудрости Божией, в Ср. Садовниках. В 1929 г. арестован. В 1929 г. арестован, обвинен в антисоветской агитации, осужден на 3 года ссылки в Казахстан. Отбыв наказание, поселился в Рязани, где служил настоятелем ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; здесь же нес послушание диакона младший брат А.- Борис, служивший ранее иподиаконом архиеп. Иувеналия (Масловского). 14 янв. 1936 г. А. был арестован, обвинен в участии в «контрреволюционной группе церковников» и приговорен к 5 годам ИТЛ. Отбывал наказание в Сиблаге, вскоре был вновь арестован и проходил по делу сщмч. Серафима (Самойловича), архиеп. Угличского. 28 окт. 1937 г. тройкой при УНКВД по Новосибирской области приговорен к расстрелу. Приговорен к расстрелу. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Кемеровской обл. Арх. П-9211; Архив УФСБ по Рязанской обл. Д. 9611. Т. 1. Л. 69, Т. 5. Л. 275. Лит.: Мария, сестра. Православное сестричество при московском храме Святой Софии//Вестник РХД. 1983. 138. С. 195-214; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 80-81.

http://pravenc.ru/text/64078.html

Несмотря на столь строгую позицию архиепископа Илариона в отношении к обновленчеству, в ней не было ничего, кроме заботы о Церкви, чему подтверждением служат его активные переговоры с уполномоченным ОГПУ по делам религии Е. А. Тучковым, а также в составе временного Священного Синода при патриархе (вместе с архиепископом Тверским Серафимом (Александровым) и архиепископом Уральским Тихоном (Оболенским)) – с обновленческим синодом, возглавляемым архиепископом (в обновленчестве – митрополитом) Евдокимом (Мещерским). При этом владыка Иларион твердо знает границы допустимого в отношениях с властью и раскольниками. Поддержав политику Святейшего, направленную на «отмежевание Церкви от контрреволюции» 352 и признание Советской власти (что дало возможность многим заблудшим вернуться в Церковь ), архиепископ Иларион в переговорах с Тучковым сумел добиться значительных уступок для Церкви, в частности, снижения налогов для приходов и духовенства, отмены требования обязательной регистрации приходов, легальное существование которых ставилось в зависимость от произвола местных органов власти. Ему удалось убедить Тучкова и в невозможности вставить в формулировку поминовения властей слова «советских». Что же касается мнения о том, что архиепископ Иларион в переговорах с лидерами обновленческого раскола соглашался обсуждать возможность удаления от церковного управления патриарха Тихона, то мнение это (достаточно распространенное и в наше время) является не более чем провокацией ОГПУ, совершенной через архиепископа Евдокима (Мещерского). В газете «Известия» от 23 сентября 1923 года было опубликовано письмо последнего к митрополиту Антонию (Храповицкому) . Письмо содержало ложную информацию об отношениях Святейшего Патриарха Тихона и его ближайших помощников-архиереев: «Смешанная комиссия, – заявлял автор письма, – устами даже его ярых защитников (епископ Иларион) вынесла ему [патриарху. – Примеч. авт.] следующую резолюцию: сложить все полномочия, удалиться в монастырь, ждать над собою суда Собора епископов» 353 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Русская Православная Церковь ХХ век11 апреля Разорение одной из величайших русских святынь — Троице-Сергиевой Лавры и похищение мощей преподобного Сергия Радонежского 1919 год – Вскрыты св. мощи Преподобного Сергия Радонежского. 1923 год – Сотрудники ГПУ начали составление сводок о настроении населения в связи с судебным процессом над святителем Тихоном. Получив решение АРК об аресте патриарха, начальник СО ГПУ Т. П. Самсонов написал служебную записку Е. А. Тучкову: «1) Тихона поместить в хорошую камеру, 2) привезти его утром, чтобы никого не было, 3) Тихон должен быть здоров». Кроме того, Самсонов отдал распоряжение о том, чтобы агенты ГПУ фиксировали разговоры среди различных слоев населения до и после процесса, а также приказал организовать охрану процесса. Видимо, руководство ГПУ всерьез опасалось, что процесс и возможная казнь патриарха могут вызвать возмущение среди населения, поэтому необходимо было знать, кто и что говорит о предстоящем процессе. Протоиерей Николай Чуков 1925 год – Обновленческий синод выступил с призывом к объединению, которое предполагалось осуществить на так называемом «Третьем Соборе». Некоторые из православных архипастырей и пастырей: митрополит Уральский Тихон (Оболенский), епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), протоиерей Николай Чуков, — склонялись к тому, чтобы прислушаться к призывам умеренных обновленцев и объединиться. Резко возражал против компромисса митрополит Казанский Кирилл (Смирнов). Митрополит Петр, не пренебрегая контактами с обновленцами, занял, однако, твердую позицию: речь должна идти не о соединении, а лишь о присоединении, в случае покаяния, к Православной Церкви отпавших от нее. 11 апреля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5414.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010