Как писал в дневнике прот.Н.К.Чуков, отнестись снисходительно к о.о. Боярскому и Красницкому просил Патриарха и его старый друг Л.Д. Аксенов [v] . При всей одиозности личности Красницкого, Патриарх отнесся к нему «более снисходительно, чем к Евдокиму, который, не будучи архиереем, представлялся ему менее опасным, чем Евдоким», - писал епископ Григорий (Граббе) [vi] . «В порядке Патриаршей милости», то есть до Собора, 19 мая 1924 г. Патриарх согласился принять в общение протопресвитера В.Д.Красницкого и предложил Синоду рассмотреть вопрос о включении его и членов его группы, но не в состав Синода, а в состав Высшего Церковного Совета [vii] . 21 мая Патриархом Тихоном и митрополитами Тихоном (Оболенским), Серафимом (Александровым) и Петром (Полянским) был подписан протокол деяний Св. Синода об организации полного присутствия ВЦУ в составе Священного Синода и ВЦС: «В состав Священного Синода впредь до созыва очередного Поместного Собора включить следующих лиц, под председательством Его Святейшества, Святейшего Патриарха: митрополита Сергия (Страгородского) Нижегородского, Кирилла (Смирнова) Казанского, Тихона (Оболенского) Уральского, Серафима (Александрова) Тверского, Петра (Полянского) Крутицкого, архиепископа Нафанаила (Троицкого) Харьковского, архиепископа Димитрия (Беликова) Томского, архиепископа Павла (Борисовского) Вятского, архиепископа Григория (Яцковского) Екатеринбургского, архиепископа Евгения (Зернова) Благовещенского, архиепископа Иосифа (Петровых) Одесского, епископа Серафима (Остроумова) Орловского. В состав Высшего Церковного Совета, на тот же срок, имея в виду резолюцию Его Святейшества на заявлении протопресвитера В.Красницкого, под председательством Его Святейшества, ввести нижеследующих членов: митрополитов Тихона (Оболенского) Уральского, Серафима (Александрова) Тверского, Петра (Полянского) протопресвитера В. Красницкого, протоиереев А.Смирнова, И.Артоболевского, В.Виноградова, Д.Боголюбова, Анемподиста (Алексеева), мирян А.Рахманова и В.Белоликова; заместителями гр. Грачева и И.П.Опарникова» [viii] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Для противодействия новым формам обновленчества по ходатайствам приходов, выступавших против политики еп. Иоанна, еп. Андрей совместно со ссыльным Нижнетагильским еп. Львом (Черепановым) совершил в г. Теджен (ныне в Туркменистане) 3 архиерейские хиротонии. В частности, 21 июня 1925 г. во епископа Нижегородской слободы был рукоположен архим. Питирим (Ладыгин; см. ст. Петр (Ладыгин) , схиепископ). Совершение хиротоний еп. Андрей канонически обосновывал отсутствием законного правосл. церковного центра и документами высшей церковной власти, которые позволили в 1922 г. объявить автокефалию Уфимской епархии и совершить в ней ряд епископских хиротоний, впосл. признанных свт. Тихоном. Как и еп. Андрей, еп. Питирим в этот период не признавал прав Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) на управление Русской Церковью, поскольку последний являлся лишь 3-м кандидатом из названных в завещательном распоряжении патриарха архиереев, а указанные первыми Казанский митр. сщмч. Кирилл (Смирнов) и Ярославский митр. священноисп. Агафангел (Преображенский) не смогли вступить в управление Церковью из-за репрессий со стороны властей. Кроме того, еп. Питирим считал подложным предсмертное завещание патриарха свт. Тихона, подлинность которого удостоверили митрополиты Крутицкий сщмч. Петр и Уральский Тихон (Оболенский) . Тем не менее имя еп. Нижегородской слободы Питирима значилось в офиц. списках иерархов Российской Церкви на 1926 г., подписанных митр. сщмч. Петром, к-рый стремился сглаживать внутрицерковные противоречия, возникавшие после кончины патриарха. В церквах Н. с. в. за богослужением перед именем еп. Андрея (как управляющего Уфимской епархией) поминалось имя митр. Агафангела. Вступивший в управление Церковью после ареста 10 дек. 1925 г. патриаршего местоблюстителя митр. сщмч. Петра его заместитель митр. Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) придерживался жесткой линии в отношении не признавших его прав на управление Церковью еп. Андрея (Ухтомского) и его ставленников.

http://pravenc.ru/text/2565216.html

Интересен рассказ, как возникла идея строительства храма в Архиерейском посёлке. Известный церковный благотворитель астраханский купец Степан Васильевич Носков и староста Спасо-Преображенской церкви Иосиф Евфимович Рябицев как-то встретились у архитектора Карягина. Здесь они рассматривали планы церквей, и Рябицев посетовал, что есть великая нужда в строительстве храма на Архиерейском посёлке, а жертвователей, с которыми можно было бы начать дело, не находится. Носков тотчас же высказался помочь в этом деле и пожертвовать на строительство храма крупную сумму. Рябицев приложил к этому и свой взнос на благое дело, и тогда они, помолившись Богу, пожали друг другу руки, обменялись троекратным лобызанием и начали приглашать других. Это было в ноябре 1901 года, а 13 декабря Астраханский епископ Сергий (Серафимов) уже благословил сбор пожертвований. Составлена была и строительная комиссия, которую возглавил известный форпостинский предприниматель Михаил Фёдорович Фёдоров. В состав комиссии вошли многие почётные лица и известные благотворители г. Астрахани, такие как купцы С. Носков, И. Губин, Г. Куликов, С. Захаров, И. Скрепинский, М. Заворуев, А. Губин, И. Гулин, а также священнослужители Спасо-Преображенской церкви: протоиерей Иоанн Нигровский, иерей Иоанн Кортнев, Павел Проскуряков и староста храма И. Рябицев. 28 апреля 1902 года был совершён крестный ход, возглавляемый управляющим Астраханской епархией епископом Тихоном (Оболенским), из Спасо-Преображенской церкви на место предполагаемого строительства храма. Это место и было освящёно под будущий храм. 6 августа 1902 года, в день Преображения Господня, состоялась закладка нового храма. Астраханский епископ Георгий (Орлов), прибывший в Спасо-Преображенский храм по случаю храмового престольного праздника, после окончания Божественной литургии возглавил крестный ход к месту закладки храма. Само место было огорожено и украшено флагами. Для совершения чина была устроена особая палатка в виде часовни. После «чина при основании каменной церкви» в основание храма была вложена медная доска с памятной надписью. Проект храма был составлен архитектором Сергеем Карягиным, которому был поручен и технический надзор за постройкой. Строительные работы начались сразу же после закладки храма. Подряд по строительству принял на себя известный астраханский строитель – подрядчик И.А. Храмов. Посетивший 6 августа 1905 года место строительства епископ Георгий высказал свою признательность Храмову, положившему всё своё знание и искусство на создание такого величественного храма.

http://sobory.ru/article/?object=39253

Один доктор, замечает преосвящ. Феофан Затворник , по своим наблюдениям свидетельствовал, что в большей части детских болезней советовал носить детей в храм к св. Таинству причащения, и очень редко имел нужду употреблять после медицинские пособия 20 . Между прочим, такая чудодейственность Таинства св. причащения, неоднократно наблюдаемая над больными детьми врачом И. И. Оболенским, впоследствии преосвящ. Тихоном, побудила его даже принять монашество 21 . Таким образом, возможно частое ношение ребенка в храм, в соединение с таким же частым причащением его Таин Христовых, вот что является самым важным из чисто благодатных средств христианского воспитания детей, составляющих, в своей совокупности, как бы какую-то спасительную вокруг них таинственную атмосферу. По слову Спасителя: «оставьте детей идти ко Мне, и не возбраняйте им» ( Лк.18:16 ), по воспоминанию о том, что Он Сам возлагал руки на них, обнимал и благословлял их ( Мк.10:16 ), христианские родители верят, что в храме дети получают Божие благословение, что здесь главным образом возгревается и питается в их душах религиозно-благодатная жизнь, наставшая для них со времени крещения. Необходимым и самым полным выражением религиозного чувства человека-христианина является молитва , она же есть первое дело, в котором выражается религиозная жизнь и христианского ребенка. К ней, поэтому, раньше всего, должно приучать детей. Как только начнет язык ребенка намекать первые слова, мать должна учить его благоговейно беседовать с Богом, к Которому, как любвеобильному Отцу небесному, уже возбуждено его благоговение. Пусть дитя видит, возможно чаще, мать свою на молитве, один образ благоговейно молящейся матери есть для него живое изображение самой молитвы, возбуждающее молитвенное настроение в его сердце прежде всякого наставления. Мать, предмет всей любви и нежности ребенка, стоит с благоговейным выражением лица и молится пред иконой Спасителя, дитя посмотрит то на нее, то на образ и не нуждается в объяснениях того, что это значит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

В 1923 году епископ Амвросий был выслан за пределы Украины и поселился в Москве. После высылки православного архиерея Каменец-Подоль­­ская епархия, при поддержке советских властей, была совершенно раз­громлена обновленцами: в Виннице, например, не осталось ни одного православного храма. В 1923 году обновленцы вступили в переговоры с Русской Православной Церковью об условиях объединения. Их основным условием было отстранение Патриарха Тихона от управления Церковью и удаление его на покой. В конце сентября 1923 года в Донском монастыре состоялось собрание двадцати семи архиереев, на котором обсуждались вопросы, связанные с примирением с обновленцами. Доклады делали архиепископы Серафим (Александров), Иларион (Троицкий) и Тихон (Оболенский). Первым докладывал архиепископ Серафим: «Богомудрые архипастыри, мы только что сейчас в качестве трех уполномоченных Святейшим Патриархом Тихоном лиц были у высокопреосвященнейшего митрополита Евдо­ки­ма, где около двух часов беседовали с ним обстоятельно по вопросу о лик­видации нашего церковного разделения. Высокопреосвященнейший митрополит Евдоким предложил нам обсудить три вопроса по этому делу безотлагательно... Это – согласны ли мы на примирение с ним. Если мы согласны, то надо завести сношения и начать совместную подготовительную работу к предстоящему Поместному Собору. В этом случае Поместный Со­бор открывает Святейший Патриарх Тихон. На этом Соборе Патриарх Тихон должен отказаться от управления Церковью и уйти на покой. Если мы согласны будем провести это в жизнь, то высокопреосвященнейший Евдоким дал нам обещание, что Патриарх Тихон будет на Соборе восстановлен в сущем сане». По существу доклада архиепископа Серафима выступил епископ Ам­вро­сий. «Меня удивляет, почему вы, ваше высокопреосвященство, называете Евдокима высокопреосвященным митрополитом, – сказал он. – При­зна­ете ли вы его за законного архиерея?» Архиепископ Серафим ответил, что при­знает, но он согласен, что решение этого вопроса неоднозначно. «А для меня и, наверное, для других здесь присутствующих Евдоким вовсе не высокопреосвященнейший митрополит, а бывший архиепископ, потому что он присоединился к отщепенцам (самозваному духовенству, отколовше­муся от Святейшего Патриарха Тихона и, по его идеологии, от Церкви Христовой).

http://fond.ru/kalendar/1456/amvrosiy/

В сентябре 1923 года архиепископ Иларион вместе с архп. Серафимом (Александровым) Тверским и архиепископом Тихоном (Оболенским) Уральским, участвовал в переговорах с председателем ВЦУ митрополитом Евдокимом о возможности соединения. Если даже в 1925 году многие не понимали, что соединение с обновленцами невозможно без канонических уступок им, то в 1923 году такое недопонимание замечалось даже среди лиц, близких к патриарху. Недопонимал этого и архиепископ Иларион. Но среди архипастырей, собравшихся в количестве 28 человек, на совещание по этому вопросу 29 сентября 1923 года в Донском монастыре, – нашлись такие, которые ясно видели опасность. Они дружно высказались против соединения. Выслушав их соображения и архиепископ Иларион отказался от своей мысли о возможности соединения, как от неправильной. С конца 1923 года архп. Иларион епархией не управлял. В 1924 г. он выехал в Ярославль, а в 1925 году – на Соловецкие острова. Авторитет его в церковном мире в это время был так велик, что летом 1926 года архп. Григорий Екатеринбургский сделал несколько попыток использовать его для укрепления клонившегося к упадку григорианства. В начале июня 1927 года, едва началась навигация на Белом море, архп. Иларион был привезён в Москву для переговоров с архп. Григорием. Последний, в присутствии светских лиц, настойчиво упрашивал архп. Илариона «набраться мужества» и возглавить всё более терявший значение григорианский ВВЦ Совет. Архиепископ Иларион категорически отказался, объяснив, что дело ВВЦС несправедливое и пропащее, задуманное людьми, не сведущими ни в церковной жизни, ни в церковных канонах, и что это дело обречено на провал. При этом архиепископ Иларион братски увещевал архиепископа Григория оставить ненужные и вредные для Церкви замыслы. Подобные встречи повторялись несколько раз. Владыку Илариона и умоляли, и обещали ему полную свободу действий и белый клобук, но он твёрдо держался своих убеждений. Был слух, что однажды он сказал своему собеседнику: «Хотя я и архипастырь, но вспыльчивый человек, очень прошу Вас уйти, ведь я могу потерять власть над собой».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Необходимо также указать на ошибочное мнение прот. В.П. Виноградова, который в своих воспоминаниях о патриархе Тихоне указывает на то, что Иларион был только епископом и никогда не был посвящен в архиепископа: «В момент его последнего ареста, осенью 1923 года, преосвященный Иларион был, несомненно, только епископом». Это мнение опровергается множеством источников, прежде всего материалами следственного дела архиепископа Илариона, где при допросах и аресте осенью 1923 г. он назван архиепископом в анкете арестованного, постановлении о привлечении к ответственности, ордере на арест , кроме того, он назван архиепископом в своем совместном с архиепископом Серафимом (Александровым) и архиепископом Тихоном (Оболенским) письме обновленцу Евдокиму (Мещерякову) , в докладах Тучкова , и в прошении о его освобождении, которое написал патриарх Тихон , а также в ряде других документов. Период с момента освобождения патриарха примерно до ноября 1923 г. характеризуется как период относительного ослабления давления государства на Церковь, частыми богослужениями патриарха в московских и подмосковных церквах, как период ослабления репрессий и значительным ослаблением обновленческого движения. Однако, власти не оставляли попыток дискредитировать патриарха Тихона и его окружение и поддержать обновленческое движение. Пользуясь тем, что Патриаршая Церковь не имела легализации, ГПУ пыталось с целью подрыва авторитета патриарха заставить его принимать решения и осуществлять меры, которые смогли бы скомпрометировать его в глазах верующих. Как писал очевидец событий прот. В. Виноградов «примириться с фактом возрождения и укрепления патриаршей власти патриарха Тихона Советская власть никак не хотела и потому начала в лице начальника церковного отдела центрального ГПУ – Тучкова скрытую закулисную, но беспрерывную подрывную работу, с целью взорвать патриарший авторитет и патриаршее управление изнутри. Отношение Тучкова к Патриаршему Управлению – это было нечто вроде игры кошки с мышкой». Тучков предъявлял патриарху в ультимативной форме требования, «проведение которых равносильно было актам саморазвала, самоуничтожения». Тучков обещал легализацию органов церковного управление в случае выполнения его требований и грозил репрессиями в случае отказа. Одним из требований Тучкова были переговоры и примирение с обновленцами.

http://pravoslavie.ru/28773.html

В 1867 году с правой стороны трапезной Троицкой церкви устроили новый придел во имя Печерской Божией Матери и сама трапеза была капитально переделана. Новый придел пристроен по благословению святителя Филарета Московского, на имя которого в октябре 1866 г. было подано прошение княгиней Аглаидой Петровной Оболенской: «Имею я желание на собственное мое иждивение к каменной Троицкой церкви, состоящей в моем имении… вновь пристроить с правой стороны Трапезы придел во имя Божией Матери Печерской в симметрию к существующему с левой стороны приделу во имя Св. Пророка Илии с устройством под ним вновь фамильного склепа, ассигновываю на то 5000 рублей серебром. Представляя при сем и фасад церкви в имеющем быть ея виде, равно и смету архитектора и гр. инж. Грудзина на предполагаемую перестройку». В 1877 году был переделан старый троечастный алтарь церкви в Ардынцах, Троицком, вместо которого построен со одним полукружием. В 1878 году был отреставрирован старый иконостас главного Троицкого престола. К 1877-1878 годам относится масляная живопись, которую выполнил живописец Дмитрий Алексеевич Култыгин. Свято-Троицкий храм в Ардынцах состоял в 5 благочинническом округе церквей Подольского уезда. Причт храма состоял из священника и псаломщика. С 1906 года в Троицком исправлял должность настоятеля выпускник Московской Духовной Семинарии Александр Васильевич Ильинский сын священника из Серпуховского уезда. О. Александр неоднократно награждался Епархиальным начальством за успешную преподавательскую и пастырскую деятельность, в том числе и Святейшим Патриархом Тихоном в 1920 году. В 1923 году в Троицком, Ардынцы упоминалась Троицкая церковь с приделами святого пророка Илии и Печерской иконы Божией Матери. Кроме здания церкви при храме упоминалась деревянная сторожка. В 1920-х годах в приходе церкви села Троицкого, Ардынцы числились 189 дворов с населением более 1200 человек. В 1930-е годы храм был закрыт. Кирпичная кладка постепенно разбиралась местными жителями для хозяйственных построек, так, что к концу 80-х годов от боковых приделов оставались лишь руины, алтарь был полностью разрушен.

http://moral.ru/Trubetsk.htm

В 1921 г. в связи с истечением межсоборного срока утрачены были полномочия членов ВЦС, избранных на 3 года, равно как и членов Свящ. Синода, большинство к-рых выбыло уже ранее этого срока. Свт. Тихон, однако, и после этого созывал заседания Свящ. Синода и ВЦС, в к-рых участвовало лишь меньшинство членов этих органов Высшего церковного управления. После ареста свт. Тихона 9 мая 1922 г. ВЦС не созывался. Попытка возобновить деятельность ВЦС была предпринята в 1924 г. в связи с переговорами с одним из обновленческих лидеров Владимиром Красницким о преодолении раскола. Красницкий приехал в Москву из Петрограда в марте 1924 г. и в течение 6 недель вел переговоры с Патриархом свт. Тихоном и его ближайшими помощниками. 19 мая по окончании переговоров он подал заявление на имя Патриарха с просьбой о принятии его вместе с «собратьями» в молитвенно-каноническое общение и о благословении «потрудиться на восстановление церковного мира и по подготовке очередного Поместного Собора» (цит. по: Шишкин А. А. Сущность и крит. оценка «обновленческого» раскола РПЦ. Каз., 1970. С. 254). 21 мая Святейший Патриарх Тихон и Временный Патриарший Синод вынесли постановление об образовании на срок впредь до созыва очередного Поместного Собора нового, расширенного Синода и ВЦС, в к-рый наряду со священнослужителями и с мирянами, оставшимися верными Патриарху, вводятся и готовые принести покаяние деятели «Живой церкви» во главе с Красницким. Этим указом членами ВЦС были назначены митрополиты Уральский Тихон (Оболенский) , Тверской Серафим (Александров) , Крутицкий Петр (Полянский) , «протопресвитер» Владимир Красницкий, протоиереи Александр Смирнов, Иоанн Артоболевский, Василий Виноградов, Димитрий Боголюбов, Николай Братановский, Вячеслав Немов, Василий Архангельский, архим. Анемподист (Алексеев), миряне Александр Рахманов и Василий Белоликов. Достигнута была и договоренность о созыве Собора с участием обновленцев из числа сторонников Красницкого. 29 мая 1924 г. появилось воззвание о подготовке 2-го Поместного Собора и об организации епархиальных советов с участием раскаявшихся обновленцев.

http://pravenc.ru/text/161111.html

Да будут отныне заграждены уста, глаголющие неправду. Церковь решительно отмежевалась от всякой контрреволюции. Социальная революция произошла. Возврат к старому строю невозможен. Церковь не служанка тех ничтожных групп русских людей, где бы они ни жили – дома или за границей, которые о ней вспомнили только тогда, когда были обижены русской революцией и которые хотели бы ею воспользоваться для своих политических целей» . Епископа Илариона постоянно приглашали служить в московских храмах, так 7 августа община храма великомученика Георгия на Моховой просила святителя об этом . 8 августа начал свою деятельность обновленческий Синод во главе с Евдокимом. Как писал в своих отчетах Тучков, Евдокиму была оказана ГПУ всесторонняя поддержка для того, чтобы он смог привлекать на свою сторону архиереев старого поставления и видных священников. В частности, Тучков указывал: «Конечно, привлечение Евдокимом таких архиереев и попов без нашего негласного содействия было бы равно нулю, но благодаря всего того же осведомления приток оказался в весьма внушительным, так, например, к настоящему времени у синода одних только епископов насчитывается более 200 человек» . К августу 1923 года уже действовал Синод при патриархе из числа назначенных им трех архиереев: архиепископа Серафима (Александрова), архиепископа Тихона (Оболенского) и епископа Илариона (Троицкого), управляющего Московской епархией. Возведение святителя Илариона в сан архиепископа состоялось, очевидно, 26 августа, в день именин патриарха. 6 сентября 1923 года святитель уже в сане архиепископа вместе с Патриархом Тихоном подписал постановление Патриарха и Священного Синода 209. Указанную нами ранее иную дату возведения святителя Илариона в сан архиепископа – 6 июля 1923 года – следует признать ошибочной. Резкое обличение обновленчества прозвучало из уст святителя Илариона на диспутах с обновленцами . М.Е. Губонин писал: «И прежде всего необходимо отметить роль архиепископа Илариона в сокрушении “идеологического” обновленчества.

http://pravoslavie.ru/35187.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010