Итак, вновь назначенный о. настоятель прибыл немедля в свою новую обитель. Братия с охотою встретила по слухам уже известного ей настоятеля, который сразу располагал к себе всех своею приветливостью и вместе внушал невольное уважение серьезно сосредоточенным, чисто иноческим видом. Несомненно было, что это человек не слова только, а и дела. И действительно, новый настоятель стал тотчас же трудиться неустанно на пользу обители. Посетив храм, он убедился, что храм недостаточно благолепен внутри, и тотчас приступил к работам по возобновлению старой и украшению его новой живописью. Владыка архиерей ранее еще предлагал ему сначала приспособить хотя бы к сносному помещению настоятельские кельи, пришедшие в ветхость, но настоятель справедливо избрал поначалу благоустроить по возможности дом Божий; затем уже после приступил к переустройству келий братских и настоятельских. Нужда заставила настоятеля взяться прямо за эти работы, ибо дело не терпело отлагательства. Но не менее настоятельна была нужда во внутреннем переустроении обители, которая далеко отстала от Оптиной, хотя бы потому, что здесь не было старчества, не было откровений братии старцу, к которым так привык о. Моисей в Оптиной. На своем личном опыте он знал, как важно, особенно для новоначальных, это духовное руководствование старца: а ведь только при добром начале возможен добрый конец, да и в прохождении всего пути иночества благопотребна, а по учению многих подвижников 23 , и необходима помощь старца. Естественно, поэтому, что о. Моисей решил восстановить старчество в Тихоновой пустыни, хотя бы сперва для новоначальных. Трудность введения старчества обусловливалась в данном случае в Тихоновой пустыни не только тем, что это было новшество, ломавшее обыденную, застывшую в известных формах монастырскую жизнь, – и поэтому только уже могло старчество встретить себе препятствия; но главное затруднение было в том, что не могло быть дано от Оптиной пустыни старца руководителя обители Тихоновой, который – преемственно утвердил бы и здесь этот род жизни иноческой, как прямой наследник и носитель духа и заветов старчества. Да и кроме того, в самой Тихоновой пустыни не было подходящего опытного старца, способного к такому духовному руководствованию и словом назидания и наипаче явлением в себе духа и силы. – Тем не менее о. Моисей, посоветовавшись со старцем о. Макарием, предназначил в старцы молодого еще инока, казавшегося способным к духовному назиданию хотя бы не от личного опыта, но от слов Писания, представив его к посвящению в иеромонашество. Прибавляют к сему слышавшие рассказ от людей достоверных, что старец о. Макарий хотя и благословил о. Моисею выбрать этого монаха в старцы, но добавил при этом: „ох! много горя тебе от него будет. “ – Но что значит личное горе для монаха, когда на этом горе зиждется благо других: и о. Моисей не переменил своего решения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В прежнем жизнеописании старца о. Леонида сказано, что вследствие сидячей его жизни в Тихоновой болезни его увеличивались. Но, кажется, вернее можно полагать, что болезненность его усиливалась там, главным образом, вследствие скорбей, от душевного расстройства, а может быть, от того и другого вместе. Выезжая каждый раз из Тихоновой пустыни обратно в Оптину в сопровождении о. строителя и прочих присных своих учеников, Старец останавливался в виду монастыря на бугорке. И в это время на прощанье о. Геронтий всем провожавшим Старца подавал по стакану пива. Этот простой напиток буквально смешивался тут со слезами учеников Старцевых, так как, находясь в Тихоновой пустыни в тесных обстоятельствах, они, кроме Бога, только в нем одном, в жизни сей временной, и находили для себя утешение. Продолжая свой рассказ, о. Александр говорит: «При последнем отъезде Батюшки из Тихоновой я просил его снять с меня тяжкое бремя – напоминать о. Геронтию о полезных предметах и отменить ленивое с моей стороны откровение. – „Оставь, деточка, это назначение, – сказал он, – теперь о. строитель сам стал умнее нас с тобой; а помыслы – видно пришло время – самому управлять; а от его духовничества хоть и имеешь право себя избавить, но это потребует твоего терпения, – значит, не дешево для тебя достанется“. – После сего, как получивший старческое разрешение, я уже свободнее уклонялся от предложений со своей стороны; а приказания настоятельские, имеющие смысл общежительной необходимости, я исполнял как святое послушание». «В этот последний раз мне по обстоятельствам не пришлось сопутствовать Батюшке в Оптину: но вскоре после его отъезда я послан был туда нарочно о. строителем. Вошел к нему в келлию, когда некоторые из братий находились у него по своим нуждам. Я прижался в уголок, чтобы переждать всех. Увидев меня, один простодушный брат проговорил: „Вот, Батюшка, приехал о. Александр с каторжной работы“. – Батюшка тотчас приказал всем братиям остановиться и в присутствии всех объявил, что эта работа вовсе не каторжная, для которой у каждого достанет силы. – „Например, – говорил он, обратившись к брату, сказавшему помянутые слова, – ты можешь поднять десять фунтов?» – „Могу“, – ответил тот. – „Также и перенести на другое место можешь?» – „Могу“. – „Вот и вся работа, которую ты называешь каторжной», – заключил Старец. – Здесь Батюшка так ясно доказал нелепость такого мнения, что все воспользовались, сознавая в себе все те недостатки, на которые им Батюшка указал».

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

«Начну говорить о том, как Батюшка в первый раз посетил нашу обитель. – Незначительна была убыль для Оптиной Пустыни, из которой перешло нас в Тихонову, считая с настоятелем, только семь человек. Время от 15 ноября 1837 г. до следующего лета проведено было нами вообще пополам с горем. Одна была в виду отрада, что преосвященный Николай благоволил к о. Геронтию более, нежели к оптинскому настоятелю, – на что были особые причины. Потому общее наше желание было попросить Владыку, чтобы дозволил старцу о. Леониду, если конечно он сам не откажется, погостить в Тихоновой пустыни. Просьба эта имела успех. Владыка с удовольствием согласился исполнить желание тихоновцев, но в сущности, по рассказам г. Брюзгина, с насмешкой сказав: „Ну, пусть-пусть ваш святой освятит вашу голую обитель. Посмотрим на его святость. Пусть сначала и у меня побывает“. – С своей стороны и Старец преклонился на наши вопиющие нужды. Когда же о. Геронтий с Батюшкой явились к преосвященному, Владыка, обращаясь к Старцу, сказал: „Вот, о. Леонид, тихоновцы-то без тебя соскучились; поезжай, утешь их“. – „Благословите, ваше преосвященство, постараюсь», – ответил Старец. – „Да, кстати, постарайся обращать раскольников в Скаковском и Дворце“, – прибавил Владыка. (Скаковское и Дворец – это две большие деревни, наполненные одними раскольниками, неподалеку от Тихоновой пустыни.) Старец не был подготовлен к состязаниям с раскольниками и потому сказал: „Ваше преосвященство! Готов беспрекословно принять ваше архипастырское приказание; но благословите объяснить вам ощутительное к тому неудобство». – Владыка: „Какое может быть неудобство для святого?» – Старец: „И святые не всеми удобствами владели, а я к этому делу вовсе не подготовлен». – Владыка: „А благодать-то! А святость-то! Вот тебе и приготовление!“ – Старец: „Но как же благословите, ваше преосвященство, мне приступить-то к сему? Извольте письменно преподать мне на это право». – Владыка: „Нет, не нужно. А ты просто явись в их моленную и от моего имени скажи, чтобы собрались их передовые начетчики. Тогда ты им и передай ораторски, что нужно для их обращения. А на обратном пути передашь мне свой успех“. – Приняв от Владыки на словах такое поручение, Старец, наконец, прибыл в Тихонову пустынь к нашей общей неописанной радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Отпуская своего питомца на новое поприще духовного делания, старец о. Макарий и настоятель архим. Моисей, одинаково любившие о. Моисея, утешали и ободряли смиренно принявшего новое служение инока, говоря „что Господь за послушание его поможет ему“ 21 . При этом, всегда сдержанный в проявлении своих чувств, архим. Моисей оказал самую отеческую нежность к отпускаемому из обители её питомцу. Прощаясь, он сказал о. Моисею: „был у меня во все время правления один уставщик такой, каких не было прежде и не будет; я им много был успокоен и доволен» 22 , Великое было это ободрение о. Моисею, покидавшему родную, с юности дорогую ему обитель. Сам он и помыслить не мог, как будет жить отныне один, без руководства своих досточтимых учителей, и просил старцев не оставлять его своею духовною помощью, советами и указаниями по управлению вверяемой ему обители. Получив успокоение от старцев, что он не будет в потребное время оставлен без руководства, о. Моисей покинул родную обитель, в которой прожил 20 лет, совершая свое духовное устроение, для того, чтобы послужить своею духовною крепостью братии Тихоновой обители. Это служение он и нес до самой своей кончины, трудясь неустанно сначала как настоятель только этой обители, а после как благочинный всех монастырей Калужской епархии и духовный отец многих иночествующих. К рассмотрению этого многоплодного служения мы и перейдем теперь, закончив обозрение времени духовного созидания, работы над собою лично, будущего труженика, на поприще руководствовали других к такому же духовному устроению. III. Настоятельство о. Моисея в Тихоновой пустыни до назначения благочинным монастырей Кал. Еп. и возведения в сан Архимандрита (1858–1866) Все время настоятельства о. Архимандрита Моисея в Тихоновой пустыни, отдававшего на служение ей все свои силы душевные и телесные, можно разделить на два периода. Первый период был преимущественно временем усиленных трудов о. настоятеля по духовному переустройству обители, временем скорбей и туги душевной, пока Господь не дал ему овладеть кормилом правления так, чтобы уже крепкою рукою покойно править ее среди волнующегося вокруг моря житейского, без боязни, чтобы волны его не захлестнули в сей корабль хотящих спастися.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Говорила она с должным благоговением исповедницы, предстоящей св. Кресту и Евангелию и готовящейся приступить со страхом к св. Христовым Тайнам, которыми и по причащении свидетельствовала самому о. архимандриту Моисею , настоятелю Калужской Тихоновой пустыни (тоже прибывшему к празднику в общину) всю непреложную истину того, что ей виделось. Выслушав ее о. архимандрит приказал все записать и заручить. Что, исполняя, я отобрал с возможным тщанием от диаконицы Азбукиной ее показание и изложил в говоренном ею порядке, и как за себя, так и за неграмотную подписался духовник ее, Казанской Боголюбской женской общины, священник Андрей Щеголев, 1878 года, июля 9-го дня. Коллежская асессорша, Прасковья Афанасьевна. Петровская, Из Орловской губернии приехала я с дочерью моею Варварою в Калугу к дочери моей, которая замужем в Калуге; у нее 23 июля заболевает сын, по третьему году, ужасной смертельной болезнью, называемою дифтеритная жаба. Все были употреблены медицинские средства, но, ни что не помогло; он умер 4– го числа августа. Только что его похоронили; заболевает у нее еще дочь, по пятому году – и эта умирает 13-го августа. В это время дочь моя Варвара заболела той же болезнью. Я была в ужасном страхе. Доктора велели оставить дом, говоря, что эта зараза всех может постичь. Но, благодаря Господу Богу, Кресту и угоднику Божию Тихону, я ждала, потому что обещалась, как только можно будет ее везти к Преподобному Тихону, даже и не совсем выздоровевшую, ехать с нею в Тихонову пустынь. И когда у нее струпы спали, остались только раны, я повезла ее к угоднику Преподобному Тихону. Но по приезде в пустынь у дочери моей началась та же болезнь, – обнаружился жар в горле, открылись те же язвы, она чувствовала сильную слабость, так что едва могла приобщиться св. Таин в церкви. Но оставаясь без всяких лекарств и пользуясь только маслом от мощей Преподобного Тихона, которое давал ей о. Ефрем и водою из св. колодца, она в ту же ночь получила, по милости Преподобного Тихона, облегчение: струпы сваливаются и горло делается чистым, глотать стало совсем не больно, – осталась только слабость. Отец Ефрем советует искупаться... Но я, после такой страшной болезни, которая еще не совсем прошла, и в которой к окну запрещают подходить, и дочь моя постоянно была укрыта, боялась принять этот совет. Наконец, по желанию моей дочери, я решалась ее везти и искупать. Мы ехали, – она не могла идти на колодезь. Когда служили молебен на колодезь, я со слезами поручала мою дочь Преподобному Тихону, прося его исцелить ее от этой тяжкой болезни, и она сама молилась угоднику со слезами и просила его исцелить ее. И я не могу описать мою радость! Дочь моя Варвара, окунувшись три раза, вышла и говорит: «мне так теперь хорошо, что я еще пойду», – и пошла, окунулась еще три раза; потом сама пришла в гостиницу, и благодаря Господа и великого Его угодника Преподобного Тихона, совершенно выздоровела.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Жилые строения на Св. кладезе Корпус первый находится в 12 саженях от церкви, на юго- восточной стороне, деревянный, одноэтажный, на каменном фундаменте, без подвала, разделенный двумя капитальными стенами на две половины, образующими между собою довольно обширный коридор, с двумя чуланами в нем. К западу в первой половине с одною изразцовою печкою, помещение для заведующего св. кладезем, во второй половине две братские кельи, с одною русскою печкою. Кругом всего корпуса 12 окон. Крыт корпус железом, окрашенным масляной зеленой краскою. По наружному обмеру, корпус занимает в длину 18 аршин, в ширину 9 аршин. Второй корпус к западу, против церкви, деревянный, одноэтажный, на каменном фундаменте, без подвала. Крыт железом, окрашенным масляной красной краскою. Внутри корпус разделяется продольной капитальной стеною на две половины; в первой половине, при входе пустопорожнее помещение, затем прихожая и келья, вторая половина с отдельным входом, при входе чулан, затем прихожая и келья. Окон кругом корпуса 8. По длине 16 аршин, ширина корпуса 9 аршин. Корпус третий, в пяти саженях от церкви, к северо-западу, длиною 9 аршин, а шириною 7 аршин. Крыт железом, окрашенным красной краской. Корпус этот соединен с женской купальней крытым навесом. Как корпус, так и навес устроены для женского отделения. Вновь строящийся корпус, деревянный, на каменном фундаменте, без подвала, разделен на две половины, вход в корпус с западной стороны, через парадное крыльцо. Крыт железом, окрашенным красною краскою. Окон кругом корпуса 12. Длина корпуса 18 аршин, ширина 9 аршин, к южной стороне этого корпуса примыкает сарай для дров и экипажей. Все вышеописанные на св. кладезе строения обнесены деревянною довольно прочною оградою. Читать далее Источник: Историческое описание Тихоновой Калужской пустыни/Сост. И.Л. - Изд. значит. испр. и доп. по первоисточникам и главнейшим пособиям под ред. [и с предисл.] И. Токмакова. - Москва : «Русская» типо-лит., 1892. - 344 с., 8 л. ил. (Авт. установлен по изд.: Масанов, И.Ф. Словарь псевдонимов. М., 1957. Т. 2). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

На основании личного опыта, я могу утверждать, как факт, что чудный воздух калужских холмов, святая тишина берегов Оки, ласкающая взор и душу местность, – я это лето жил в указанном выше имении И.М.Моргунова, расположенном вблизи монастыря «Отрада и Утешение», с его тихими, благоухающими, как вечерний аромат полевых цветов, богослужениями, – воскресили мою душу и восстановили мое здоровье в какие-нибудь 2–3 месяца. И я, вырвавшийся из омута спиритических и оккультных радений, совершенно забыл окружавший меня лабиринт жизненной неразберихи и зажил настолько обновленною, спокойною, уравновешенною жизнью, что мне казалось, что я только что родился. Когда же, желая убедиться в реальности, правдивости своих наблюдений, я делился впечатлениями с калужскими обывателями, которые, как привыкшие уже к этой местности, не улавливали тех тончайших нюансов настроений, которые били мне, как новичку, в глаза на каждом шагу, – говорили мне, что я не ошибаюсь, и что только исключительностью этой природы и можно объяснить наличность в Калужской губернии таких великих обителей, как «Оптина пустынь», «Тихонова пустынь», «Сергиев скит», «Казанско-Амвросиевская Шамордина пустынь», «Отрада и Утешение», и такое изобилие в последних людей высокого духовного опыта, как оптинские старцы, за жизненным руководительством которых приходит масса людей из самых далеких окраин нашего отечества. Это последнее обстоятельство побудило меня воспользоваться и временем, и настроением, и первыми результатами благотворного отдыха и отправиться для ознакомления с местными калужскими святынями. Летом 1912 года я поехал в «Тихонову пустынь». Необходимо заметить, что, после проведения Брянского участка Московско-Киево-Воронежской дороги, путь в Тихонову пустынь значительно упростился и улучшился. Желающие проехать на Тихонову пустынь из Москвы отправляются с Брянского вокзала и через 159 верст они почти на месте. Здесь станция «Тихонова пустынь». Самая пустынь от станции находится в 9 верстах. Обыкновенно нанимается пара лошадей от 1 р. 50 к. до 2 рублей в конец, и приблизительно через час вы в самой пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Нилова Архимандрит и 30 монашествующих Калужской Мещовский Георгиевский По одному Строителю и по 6 монашествующих Малоярославецкий Николаевский Пустыни: Калужская Тихонова Козельская Введенская Оптина По Именному Указу 12 Декабря 1808 года к 7 велено прибавить 23 человека монашествующих Смоленской Рословльский Спасский По одному Строителю и по 6 монашествующих Юхновский Казанский Пустыни: Красногородищенская Ардынская Нижегородской Оранский Богородицкий По одному Строителю и по 6 монашествующих Островоезерский Троицкий Городецкий Феодоровский Арзамасская Высокогорская пустыня Курской Курский Коренной 30 человек монашествующих и больничных 10 Обоянский Богородицкий По одному Строителю и по 6 монашествующих Хотмыжский Богородицкий Знаменский Пустыни: Путивльская Молчинская Софрониева 30 человек монашествующих Глинская Богородицкая 1 Строитель и 6 монашествующих Владимирской Суздальский Васильевский По одному Строителю и по 6 монашествующих Переславский Николаевский Гороховский Николаевский Вязниковский Благовещенский Пустыни: Флорищева 1 Строитель и 30 человек монашествующих Золотниковская По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Борковская Солбинская Лукиянова Введенская Островская Вологодской Сямский Рождественский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Лопотов Знаменский Филипповский Николаев Прилуцкий Лальский Архангельский Тотемский Спасосуморин Пустыни: Успенская Семигородная Преображенская Белавинская Владимирская Заоникиевская Тульской Новосильский Святодухов По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Булевская Введенская Жабинская пустыня Вятской Орловский Спасский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Воронежской Преображенский Толшевский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Вознесенский Коротоякский Валуйский Успенский Успенский Предтечев Донецкий На войсковом содержании Успенский Кременский 1 Игумен и 55 человек монашествующих Девичий Преображенский Усть-Медведецкий, состоящий в войске Донском на войсковом содержании

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В сем состоянии она возъимела благочестивое желание отправиться на богомолье в Тихонову пустынь, что и исполнила 1863 г. июня 13-го. Возвращаясь, домой, Максимович запаслась в обители водою из св. колодезя для благоговейного употребления ее в недуге. Болезнь, по видимому, не прекращалась, но чрез месяц, именно 18 июля, больная видит во сне, что она на богомолье в Тихоновой пустыни, молится перед ракою угодника Божия о прощении грехов своих. Перед ней сам угодник Божий; подозвав к себе молящуюся, он посмотрел на нее с участием и потом сказал, чтобы недуг оставил ее. Проснувшись, больная ощутила в душе, своей невыразимое утешение. Самая болезнь с этого времени мало-помалу стала ослабевать, и наконец через месяц совершенно кончилась. 18 Августа г-жа Максимович приезжала в обитель уже совершенно здоровая; для принесения благодарения св. угоднику Божию. Из дворян, девица Калужской губ., Малоярославецкого уезда, Марья Дмитриевна Зарубина, имела на себе странную и неприятную для девицы наружную болезнь, именно: лицо было покрыто сплошными струпами, и потому на излечение г. Зарубиной, были употребляемы всевозможные медицинские средства, но болезнь более и более усиливалась. Наконец, г. Зарубина прибегла за помощью к Преподобному Тихону и от него получила исцеление. Вот как она писала в обитель о своем исцелении к духовному отцу своему: «Будучи одержима в продолжение трех лет неизлечимою болезнью на лице, которая к концу этого времени до крайности усилилась, так что все лицо покрылось, сплошною корою, всевозможные употребляла и медицинские пособия, но ни что не помогало, и болезнь клонилась к худшему. Родители мои, слышав о многих исцелениях от угодника Божия, Преподобного Тихона, решились сводить меня в обитель. И вот, в конце Августа 1873 г., мы, приехав в обитель, немедленно отправились в храм. Где в горести души моей я молила угодника Божия исцелить меня и тут же почувствовала, что струпья спадали с лица моего. Умывшись святою водою из колодца 12 , я, по благости Божьей и по молитвам великого угодника Божия, получила совершенное исцеление…»! 15 Тульской губернии, Белевского уезда, Петрищевской волости, деревни Средней Бедринец, женщина Ульяна Семенова из двора, прозываемого Тиньдюхова, сделалась больною с 1851 года и была сильно одержима беснованием и жестокою головною болью.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1875 г., апр. 13 за отлично-усердную службу, по засвидетельствованию Св. Синода, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награжден орденом св. Анны третьей степени с выдачею грамоты о сем, от 6 мая 3490. В 1879 г. апр. 1 за отлично-усердную службу по засвидетельствованию Св. Синода ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награжден орденом св. Анны второй степени, с выдачею грамоты о сем от 25 апр., 8015. В 1880 г., января 15, согласно постановлению Главного Управления общ. попечения о раненых и больных воинах, ВЫСОЧАЙШЕ установленного 13 марта 1879 г. награжден знаком Красного Креста, с выдачею свидетельства о семь, от означенного управления от 25 Февр., 1880 г., за 20377. За отлично-усердную службу по засвидетельствованию Св. Синода ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ сопричтен в 24 день марта месяца 1885 г. к ИМПЕРАТОРСКОМУ ордену, святого равноапостольного князя Владимира, четвертой степени, с выдачею грамоты и орденского знака в 11 день апр. за 2928. В 1887 г., марта 13, за примерную жизнь и отлично- усердную службу, преподано благословение Св. Синода. В 1888 г., апреля 24, за отлично усердную службу; по засвидетельствованию Св. Синода, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира третьей степени, с выдачею грамоты о сем, от 30 апр. 1888 г. за 448. В 1890 г. по указу духовн. консистор., от 3 ноября за 8431, определен благочинным монастырей Калужской епархии. Ныне имеет от роду 77 лет. Принем казначей, иеромонах Паисий (из духовного звания, села Вознесенского, Тульской губернии, в мире Павел Дмитриевич Каменев), в Тихонову пустынь поступил в 1859 г. апр. 29. В 1861 г. указом от 25 сент. определен в число братства. В 1864 г., марта 25, пострижен в рясофор. В 1872 г., по указу от 31 июля, за 3387, пострижен в монашество 22 окт. В 1873 г., апр. 29, высокопреосвященным Григорием, архиепископом калуж. и боров., рукоположен в иеродиакона. В 1876 г. июня 16, тем же преосвящ. рукоположен в иеромонаха. В 1884 г., указом Дух. копе., от 5 окт. за 5127, утвержден в должности духовника пустыни. В 1886 г. награжден набедренником, епископом калужским и боровским Вдадимиром.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010