Смерть преосвященного Николая, последовавшая в 1851 году, положила конец гонению, и с кончиной тогдашнего Калужского архипастыря темный горизонт Оптиной пустыни прояснился, на нем взошла звезда радости, – приезд на епархию преосвященного Григория II. По примеру Григория I, новый Калужский владыка оценил заслуги о. Моисея и благосклонно сочувствовал, и содействовал его трудам. Не только милостивым отеческим обращением, но и видимыми знаками своего благоволения почтил преосвященный Григорий многолетние труды о. Моисея. По представлению преосвященного, в 1853 году, о. игумен Моисей был возведен в сан архимандрита, а в 1859 году награжден орденом св. Анны 2-й степени, и мирно провел последнее десятилетие своих настоятельских трудов под покровом благочестивого святителя, понимавшего и ценившего его духовные заслуги, не только для Оптиной пустыни, но и для других обителей Калужской епархии. В течение этих последних десяти лет жизни о. архимандрита Моисея , Оптина пустынь снова делилась своей братией и с Тихоновой пустынью, куда назначен был в настоятели, по смерти о. Геронтия, сначала духовник Оптиной пустыни иеромонах Паисий, а вскоре после него – бывший уставщик Оптиной пустыни иеромонах Моисей. В 1857 году два иеромонаха Оптиной пустыни: Ювеналий Половцев и Леонид Кавелин , и один монах Александр Яновский были назначены членами духовной Иерусалимской миссии. Но все это совершилось мирно, без оскорблений для о. Моисея, и, по нравственному состоянию братии, равно как и по числу их, не было уже прежним ущербом для обители. Лишь напоследок дней отца архимандрита набежало небольшое туманное облачко, и то не от распоряжений владыки, с большим вниманием к старцу разрешившего недоразумение, но от некоторых нетерпеливых из братии. В течение его управления число всех братий увеличилось вчетверо; изменился состав их, изменилось и направление их к несомненно лучшему в духовном смысле. О. Моисей, имея в виду слова Спасителя: грядущаго ко Мне не изжену вон ( Ин.6:37 ), принимал в обитель всех вновь приходивших из мира с истинным желанием спастись. Не отказывался принимать в братство и успокаивать и старцев, почтенных священным саном, и довольно потрудившихся в других обителях. Так, при нем кончал дни свои в Оптиной пустыне о. архимандрит Мельхиседек, бывший наместник Александро-Невской лавры, а потом настоятелем монастырей: Ростовского Яковлевского, Спасского в Арзамасе, и Спасо-Евфимиевского Суздальского. Скончался он в 1841 году, 80 лет от роду, проведя в Оптиной пустыни 17 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Игум. Герасим , 1624, 26, 30, 31, 35. – Феодосий , 1650–53. Два – Иона , 1655, 1662, 64, 66, 67, 71 (умерший), 76, 83. Строит. Антоний , 1701. – Игнатий , 1726. – Тихон , 1755. – Ипатий , 1761–64. Игум. Мануил в 1765 перев. из Черноостровского монастыря; упом. в мар. 1781. – Мефодий 1806 перев. из Черноостровского монастыря; до 1812; перешёл в Рязанский Олегов мнтрь. – Геронтий определён 5 сент. 1837; упом. в 1841. – Моисей , 1864–69. 18 Черноостровский Николаевский, на краю города Мало-Ярославца; когда основан, неизвестно; в 1610 опустошён поляками; возобновлён в 1659 г.; с 1725, до штатов, был приписным к Донскому мнтрю; в 1775 упразднён. 13 дек. 1800 восстановлен. [VI, 701.] С 1817 третьеклассный. Строители Ипатий , возобновитель, в 1659–1671; † ... Антоний , в 1672–77. Иерофей , 1678 и 79. Серапион , 1680. Нифонт , 1681 и 82. Вассиан , 1685 и 86. Исаия , 1687 и 88. Антоний , 1695 и 96. Лазарь , 1703–6. Арсений , 1706–10. Игумены Геронтий , 1711–14. Вассиан , 1719–50. Ириней , 1755–62; † ... Мануил определён 3 апр. 1762, а в конце 1765 перев. в Тихонову пустынь. Макарий , строит., в 1765–76, 9 февр., до упразднения монастыря, уволен в братство Оптиной пустыни. Мефодий , строит., по восстановлении монастыря, с 20 февр. 1802 по 1806; перев. в Тихонову пустынь. Парфений , строит., в 1806–9, уволен в братство Оптиной пустыни. Макарий Фомин , строит., 26 окт. 1809 перев. из Мещовского Георгиевского монастыря; с 1818 игум.; 11 мар. 1827 произведён в архим-та; † 27 авг. 1839. Антоний Путилов 3 дек. 1839 произведён из скитоначальников Оптиной пустыни; в 1853 уволен, по прошению. Никодим Демутье в 1853 перев. из Мещовского Георгиевского; архим. в 1857–62; в окт. уволен на покой. Пафнутий Осмоловский 21 нояб. 1862 произведён из скитоначальников Оптиной пустыни; до ныне (1869). 19 Воротынский Спасский, на устье Угры; 15 июля 1665 был приписан к Крутицкому архиерейскому дому; с 1725 запустел. [В Ист. Иер. нет.] Игумены Антоний , 7 дек. 1630. Гедеон , в мае 1653. Корнилий , в мае, сент. 1660.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Икона Торопецкая - описание Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Торопецкая - описание Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Торопецкая Название происходит от города Торопец в Тверской области, где расположен Свято-Тихоновский женский монастырь. По преданию, это именно та КОРСУНСКАЯ, которую в конце XII века в Россию перенесла полоцкая княжна Предислава, в иночестве Евфросиния, получив её в подарок от греческого императора. В 1239 году князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава в городе Торопце. Княжна взяла с собой из Полоцка икону Богородицы и поставила её в Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ находился под именем Корсунского много веков. Летописи сохранили описание помощи Божией Матери защитникам города через Её Корсунскую икону в 1611 году во время нашествия польского войска под предводительством Льва Сапеги. Чудотворный образ не раз спасал город и во время войны с Наполеоном, и от эпидемий 1831, 1853 и 1898 годов. После революции древний образ был изъят в Государственный Русский музей. Празднование Торопецкому образу установлено в тот же день, что и Корсунской иконе Пресвятой Богородицы – 22 октября (9 октября по старому стилю). Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Торопецкая " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-504

Лит.: Шильдер Н. К. Имп. Николай Первый: Его жизнь и царствование. СПб., 1903. М., 1997. 2 т.; Полиевктов М. А. Николай I: Биография и обзор царствования. М., 1918; Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия: Полит. история России 1-й пол. XIX ст. М., 1990; 14 дек. 1825 г. и его истолкователи: Герцен и Огарёв против барона Корфа. М., 1994; Киянская О. И. Южный бунт: Восстание Черниговского пехотного полка, 29 дек. 1825 - 3 янв. 1826. М., 1997; Николай Первый и его время/Сост., вступ. ст., коммент.: Б. Н. Тарасов. М., 2000. 2 т.; Выскочков Л. В. Имп. Николай I: Человек и государь. СПб., 2001; он же. Николай I. М., 2003, 20062. (ЖЗЛ); он же. Magistra vitae имп. Николая I//Др. Русь во времени, в личностях, в идеях. СПб., 2017. Вып. 7. С. 317-333; он же. Николай I и его эпоха: Очерки истории России 2-й четв. XIX в. М., 2018; Кондаков Ю. Е. Гос-во и правосл. церковь в России: Эволюция отношений в 1-й пол. XIX в. СПб., 2003; Российская имп. фамилия, 1797-1917: Биобиблиогр. справ. СПб., 2005. С. 283-287; Ружицкая И. В. Законодательная деятельность в царствование имп. Николая I. М., 2005; Гос. власть дореволюционной России в биографиях ее представителей (XIX - нач. ХХ в.): Указ. трудов, лит-ры о жизни и деятельности/Науч. рук-во, ред. и введ.: А. А. Либерман. М., 2006. Ч. 1: (1801-1855). С. 320-413; Долгих А. Н. Крестьянский вопрос во внутренней политике рос. самодержавия в кон. XVIII - 1-й четв. XIX в. Липецк, 2006. 2 т.; Боханов А. Н. Николай I. М., 2008; Лапин В. В. Армия России в Кавказской войне XVIII-XIX вв. СПб., 2008; Медицина и имп. власть в России: Здоровье имп. семьи и мед. обеспечение первых лиц России в XIX - нач. ХХ в.: По мат-лам деятельности Придворной мед. части Мин-ва имп. двора Его Имп. Величества, 1 янв. 1843 - 15 июня 1918 г./Ред.: Г. Г. Онищенко. М., 2008. С. 41-63; Тихонов А. К. Католики, мусульмане и иудеи Рос. империи в посл. четв. XVIII - нач. ХХ в. СПб., 20082; Андреева Т. В. Тайные об-ва в России в 1-й трети XIX в.: Правительственная политика и обществ. мнение. СПб., 2009; Наумова Ю. А. Ранение, болезнь и смерть: Рус. мед. служба в Крымскую войну 1853-1856 гг. М., 2010; Трубецкой А. Крымская война. М., 2010; Тюрин А. В. Правда о Николае I: Оболганный император. М., 2010; Олейников Д. И. Николай I. М., 2012. (ЖЗЛ. Малая сер.); Ляшенко Л. М. Николай I: Случайный император. М., 2013; Миронов Б. Н. Рос. империя: От традиции к модерну. СПб., 2014-2015. 3 т.; Пашкова Т. Л. Имп. Николай I и его семья в Зимнем дворце. СПб., 2014. 2 ч.

http://pravenc.ru/text/Николай I ...

«Он и тогда хотел сказать мне то, что он сказал мне в день своей смерти, — думала она. — Он всегда думал то, что он сказал мне». И вот ей со всеми подробностями вспомнилась та ночь в Лысых Горах накануне сделавшегося с ним удара, когда княжна Марья, предчувствуя беду, против его воли осталась с ним. Она не спала и ночью на цыпочках сошла вниз и, подойдя к двери в цветочную, в которой в эту ночь ночевал ее отец, прислушалась к его голосу. Он измученным, усталым голосом говорил что-то с Тихоном. Ему, видно, хотелось поговорить. «И отчего он не позвал меня? Отчего он не позволил быть мне тут на месте Тихона? — думала тогда и теперь княжна Марья. — Уж он не выскажет никогда никому теперь всего того, что было в его душе. Уж никогда не вернется для него и для меня эта минута, когда бы он говорил все, что ему хотелось высказать, а я, а не Тихон, слушала бы и понимала его. Отчего я не вошла тогда в комнату? — думала она. — Может быть, он тогда же бы сказал мне то, что он сказал в день смерти. Он и тогда в разговоре с Тихоном два раза спросил про меня. Ему хотелось меня видеть, а я стояла тут, за дверью. Ему было грустно, тяжело говорить с Тихоном, который не понимал его. Помню, как он заговорил с ним про Лизу, как живую, — он забыл, что она умерла, и Тихон напомнил ему, что ее уже нет, и он закричал: „Дурак“. Ему тяжело было. Я слышала из-за двери, как он, кряхтя, лег на кровать и громко прокричал: „Бог мой! Отчего я не взошла тогда? Что ж бы он сделал мне? Что бы я потеряла? А может быть, тогда же он утешился бы, он сказал бы мне это слово“. И княжна Марья вслух произнесла то ласковое слово, которое он сказал ей в день смерти. «Ду-ше-нь-ка! — повторила княжна Марья это слово и зарыдала облегчающими душу слезами. Она видела теперь перед собою его лицо. И не то лицо, которое она знала с тех пор, как себя помнила, и которое она всегда видела издалека; а то лицо — робкое и слабое, которое она в последний день, пригибаясь к его рту, чтобы слышать то, что он говорил, в первый раз рассмотрела вблизи со всеми его морщинами и подробностями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

И, в-третьих, не теряют актуальности слова апостола Иоанна: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин 1:18). Видение Бога в человеческом облике всегда нас отсылает к Сыну Божию воплотившемуся, напоминает проректор по учебной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Геннадий Егоров, недаром Христос говорит: Видевший Меня видел Отца (Ин 14:9). Чем важно это пророчество: Здесь впервые в Библии возникает образ Сына человеческого, вновь ясно говорится о будущем воплощении Бога. Кроме того, это одна из первых попыток выразить мысль о том, что Бог больше, чем единичная Личность, что в Боге мы встречаемся с несколькими Лицами. Впоследствии эта мысль будет отлита в чеканной формулировке важнейшего догмата христианской Церкви: «Бог един в Трех Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Он есть Троица единосущная и нераздельная». Где еще можно встретить образы из пророчества? Очень похожие образы мы встречаем в Откровении святого апостола Иоанна Богослова — книге, завершающей Новый Завет (и всю Библию в целом). Например, Господа Иисуса Христа автор книги Откровения описывает как подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая вóлна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих (Откр 1:13–15). Есть в этих двух книгах, созданных с разницей в многие сотни лет, и много других перекличек, что можно объяснить схожестью их содержания: обе они говорят о последних судьбах мира. Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева . Иллюстрации: фреска  " Ветхий деньми " из храма святых апостолов Патриархия г. Печ (XIV в., Сербия). Источник: http://users.livejournal.com/strochka- и ruicon.ru Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома»

http://foma.ru/samye-zagadochnye-proroch...

1700 Желудков и Любарский. Материалы переписки по литургическим вопросам см.: Желудков. Литургические. 1703 Антоний (Блум; 19.6.191404.08.2003). Родился в Лозанне в семье российского дипломата. Окончил биологич. и мед. ф-ты Сорбонны, был практикующим врачом. В 1939 тайно принял монашество. Участвовал во II мировой войне и франц. Сопротивлении. 1948 – священник в Лондоне. 1957 – еп. Сергиевский, с 1962 архиеп. Сурожский (с 1966 – митр.). В 19661974 экзарх патриарха Московского в Западной Европе. Активный проповедник. (БРЭ II. 71). 1706 1). Согласно определению Святейшего Синода от 23-го февраля9-го апреля 1909 г. за 1377, п. 1-ый литера. б. раздел. III дополнен следующим примечанием: «Епархиальный преосвященный может представить к утверждению в должности епархиального миссионера лицо и не имеющее высшего или среднего богословского образования, но известное своими обширными знаниями в миссионерской области и отличающееся в сем деле исключительными выдающимися дарованиями». 2). Синодальным определением от 2-го22-го декабря 1908 г. за 8713 разъяснено, что в случае необходимости в епархиях могут быть назначены несколько епархиальных миссионеров-проповедников с утверждения Святейшего Синода, по представлениям епархиальных архиереев (примечание в документе). 1710 «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». 1711 Имеется в виду «Московское братство – Союз ревнителей и проповедников православия», созданное в октябре 1917 при активном участии наст. храма Василия Блаженного прот. Романа Медведя и ред. ж-ла «Благовестник» И. Борисова. Согласно уставу, братство должно было объединять православных христиан, ревнующих об освобождении и обновлении жизни церковной. К февралю 1918 при многих московских церквях были созданы отделения Братства, а его устав одобрен патриархом Тихоном. Братство организовывало лекции, которые проходили в аудиториях Московского университета (Осипова. 197198).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

199 Прения по докладу митрополита Александра «О современном положении Православия»: Заседания вечером 2-го октября//Вестник Священного Синода... 1926. 6 (2). С. 13. 200 Постановление Св. Собора по докладу митрополита Александра//Вестник Священного Синода... 1926. 6 (2). С. 13–14. 201 Приводим текст Евангелия от Матфея 27, 21–26 : «21. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят! Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят! Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды, и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие». 203 На съездах: Среди церковников: III Всероссийский поместный собор//Известия. 1925. 226 (2559). 3 октября. С. 5. 204 Среди церковников: III Всероссийский поместный собор: Тихон обманывал//Известия. 1925. 227(2560). 4 октября. С. 5. 206 По свидетельству М. Е. Губонина, епископ Сергий (Ларин) писал: «Получив от обновленческого руководства ( А. И. Введенского и К°) командировку в Южную Америку с целью развала Православия среди эмиграции, Николай Соловей по прибытии заграницу стал давать корреспондентам иностранной прессы интервью антисоветского характера, а по прибытии в Америку пытался войти в контакт с американскими “автокефалистами», возглавленными митрополитом Феофилом Пашковским. Вскоре Николай (Соловей) разразился обширным громовым посланием в адрес своих бывших московских единомышленников – обновленцев – всячески обличая их во всевозможных неблаговидных деяниях и призывая “митрополита» Евдокима Мещерского и иже с ним к покаянию перед только что почившим Святейшим Патриархом Тихоном, – в самочиниях и преступлениях, совершенных ими против Церкви, Ее Главы и православного народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

278 «… Наш современник, протоиерей Михаил Овчинников, попавший в жестокую автокатастрофу, не оставляющих ему никаких шансов на жизнь, выжил вопреки прогнозам врачей. Пережив в это труднейшее время несколько клинических смертей, пройдя через нестерпимые муки, чудом Божиим возвращенный из небытия, отец Михаил нашел в себе в себе силы написать обо всем происшедшим с ним, детально проанализировать свои ощущения на грани между жизнью и смертью… Из истории Православия известно немало подобных случаев. Но эта книга уникальна тем, что отец Михаил, лично переживший умирание и возвращение к жизни, свидетельствует о своем посмертном опыте не только как пациент, но и как пастырь» (протоиерей Овчинников М.) (234: 2) 279 В общем виде методы реаниматологии можно представить как контроль и приведение существенных (жизненно важных) параметров тела в область определенных (жизненных) значений. 280 «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, – только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает, – что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 2–4 ). 282 Как отмечает священник Вадим Леонов в докладе «Вселенские Соборы православной Церкви о человеческой природе Спасителя» на богословской конференции в Православном Свято – Тихоновском богословском институте: «…ни один Вселенский собор Православной Церкви не ставил в центре своего соборного рассмотрения вопросы о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. Они освещалась в контексте иных богословских тем. Однако можно определенно утверждать, что каждый из семи Вселенских соборов приоткрыл перед нами нечто весьма важное в отношении человеческой природы Спасителя» (235). 283 «В последние годы часто спорят вокруг решения следующей проблемы: какая человеческая природа была воспринята Богом Словом – до грехопадения или после?» (иеромонах Симеон (Гаврильчик) (129: 110).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

2 июля 2010 года «Радио Ватикан» сообщило о создании Отдела по содействию новой евангелизации для оживления христианства (католицизма) в тех странах, где “уже звучало первое возвещение веры” и где тем не менее отмечается “усиливающаяся секуляризация общества и затмение чувства Бога”. Архимандрит Владимир (Гетте). Папство как причина разделения церквей, или Рим в своих сношениях с Восточной Церковью. - M., ФондИВ, 2007. Оригинал - La papauté schismatique, ou Rome dans ses rapports avec orientale, Paris, 1863. От Матфея 16:13-16: « Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого ». Протоиерей Митрофан Зноско-Боровский. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство, глава «Притязания римских епископов на главенство в Церкви. Причины, вызвавшие возвышение римской кафедры». Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т.4: Лекции по истории древней церкви – М.: Мартис, 2002, стр.286. John Rotelle. Works of St Augustine, Sermons, Vol. 6, Sermon 229P.1 - New Rochelle: New City Press, 1993, p.327. Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т.4: Лекции по истории древней церкви – М.: Мартис, 2002, стр.285. В патрологии Миня не содержится самого письма бл.Феодорита, но лишь его описание (PG 84, col.305). Протопресвитер Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно-христианская мистика - М.: Институт ДИ-ДИК, Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. Ларше Ж.-К. Преподобный Максим исповедник – посредник между Востоком и Западом. – М.: Изд.Сретенского монастыря, 2004, стр.171. Согласно А.В.Карташеву («Вселенские Соборы». Глава: «V-й Вселенский собор»), на латинском западе титул «вселенский патриарх» (икуменический патриарх) воспринимали иначе, чем на греческом востоке. Византийцы относили его именно к патриарху икумены, Империи, Византии, в то время как латиняне воспринимали его как патриарха Вселенной, против чего и протестовали. И тем контрастнее звучат возражения папы Григория.

http://bogoslov.ru/article/1251083

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010