В Греческой Церкви с самых древних времен, мы видим, сверх нотных богослужебных книг, целый ряд теоретических и методических руководств, частью напечатанных или же сохраняющихся в рукописях, только на языке греческом, частью переведенных на европейские языки (особенно на латинский) 1 , каковые руководства касаются не чтения только нотных знаков, но и музыкальных оснований пения, и состава мелодий, и способов выразительности, и ритма, и украшений. Начало таких руководств восходит еще ко временам св. Иоанна Златоустог о (IV в.), св. Иоанна Дамаскина (VIII в.), Иоанна Кукузеля (XIV в.). Затем все европейские наши соседи, наприм., немцы, французы, голландцы, испанцы, итальянцы и др., имеют развитые теории своего храмового пения, которыми пользовались иногда и наши церковные композиторы 2 . Далее, не довольствуясь этим, западные наши соседи исследуют, перерабатывают древние и новые теории, а равно и напевы греков, как первотипы христианского пения. Таковы, наприм., г. Рандхартингер в Вене, Бурго-Дюкудрэ в Париже и др. Они делают опыты приведения в известность и разработки даже нашего греко-славянского церковного пения (Корнелио Станкович в Вене, Де-Кастро в Риме). Мы же, получившее свое пение, частью от южных славян, частью непосредственно от греков, не только не разработали его теоретически, но даже не имеем понятия ни о их подлинных напевах, ни о их теории и музыкальных знаках… В самом отечестве нашем, в XVII веке, еще были некоторые руководства к изучению церковно-русского пения, которые, в виде объяснений крюковых знаков (наприм. азбука А. Мезенца) или элементарной теории гармонии (грамматика Тихона Макарьевского), знакомили наших певцов с первоначальными теоретическими основаниями и церковно-мелодического пения. Но затем, с XVIII века и эти руководства преданы забвению; новыми же они не заменены, а лишь дополнены разными руководствами по гармонии и музыкальной композиции западно-европейского стиля, вовсе не касающимися мелодии (таковы ныне руководства: Арнольда, Кашкина, Чайковского и др.). Так. обр., теория нашего собственно мелодического церковного пения засохла при пускании первого ростка и не возрождалась доныне. «Пение Русской Церкви, – по словам глубокого знатока его, о. прот. Д. В. Разумовского, – досель еще не имеет своей грамматики» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Сляднево. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирпичная одноглавая церковь в псевдорусском стиле, с трапезной и колокольней, построена при помощи купцов Зайцевых. В трапезной были приделы Никольский и Симеона Персидского. Закрыта в кон. 1930-х. В настоящее время уцелели только четверик церкви и основание колокольни. Заброшена. Существовавшая ранее церковь Преображения Господня в селе Слядневе, Спасское тож. Село Спасское было некогда сельцом Слядневым и принадлежало вдове Анне, жене Сапогова, с сыном Григорием, а в 1625-26 гг. сельцо Сляднево было пустошью и находилось Рузского уезда волости Юрьевой слободы «в порозжих землях». Оно населено вновь после 1678 г., было опять сельцом и находилось во владении стольника Ивана Афанасьевича Костюрина, при котором в этом сельце построена была церковь во имя Преображения Господня. Первое сообщение о существовании сей церкви находим в приходных окладных книгах Патриаршего Приказа за 1703 г.: «В нынешнем 1703 году по указу Великого Государя и по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского велено новопостроенную церковь Преображения Спасова, которую построил стольник Иван Афанасьев сын Костюрин в Рузском уезде в поместном своем сельце Слядневе, на попа с причетниками дани положить; по сказке новопостроенной Спасской церкви дьячка Тимофея Васильева с приходских дворов: с попова, с дьячкова, с пономарева, с просвирницына, с одного помещикова, с 5 крестьянских, да с церковной земли по памяти из Поместного Приказа с 10 четвертей в поле, сена с 10 копен, по указной статье 13 алтын, заезда гривна, и те деньги велено взимать с 1793 году. Августа 21 дня те деньги платил дьячок той церкви Тимофей». С 1704 по 1739 гг. Спасская церковь в тех же приходных книгах писалась в Рузской десятине: «Церковь Преображения Спасова в селе Слядневе, в поместье Ивана Костюрина, дани 13 алтын, заезда гривна». А в 1720-36 гг. означено дани «26 алтын 2 деньги». В декабре 1722 г. по указу Синодального Казенного Приказа и по памяти Саввина Сторожевского монастыря архимандрита Сильвестра перед старостою поповским Успенским попом Филиппом Борисовым Рузского уезда вотчины стольника Ивана Костюрина села Сляднева приказчик Семион Иванов сказал, что в том селе Слядневе построена церковь Преображения Спасова после последнего российского патриарха Адриана, а в котором году и по чьему прошению – того он не знает, дани с той церкви платится по 26 алтын 2 деньги в год, да казенных пошлин по 5 алтын 4 деньги, ямских и полоняничных с одного двора; священника и церковников у той церкви нет, отошли неведомо куда в 1722 году в июне месяце, а церковь с того числа стоит без пения, а в приходе у той церкви только три двора, которые в том селе Слядневе.

http://sobory.ru/article/?object=11679

Кармолино. Церковь Анатолия Никомедийского. Церковь. Действует.   Престолы: Анатолия мученика Год постройки:Между 1999 и 2004. Адрес: Московская обл, Щелковский р-н, с. Кармолино Координаты: 55.98051, 38.209985 Проезд:По дороге на Черноголовку, через 1 км после с.Улиткина поворот на север, 7км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Анатолия Никомедийского в Кармолино Щелковского района Московской области Небольшая кирпичная церковь. Одноглавый четверик с алтарем и притвором, в декоре заметно влияние псковско-новгородского зодчества. Сооружена на сельском кладбище в 1999-2004 гг. попечением семьи Шмараевых. Ровенский Г.В. Храм св. Анатолия в Кармолине.//ФГУСП Орловское. К 40-летию военного совхоза. Щелково, 2007, с. 38-42 Существовавшая ранее церковь Всемилостивого Спаса в селе Кармолине. Спасская церковь построена была в селе Кармолине в 1696 г., деревянная. В приходной книге Патриаршего казенного приказа «жилых данных церквей» написано: «в 1696 г. июля в 27 день, по указу патриарха и по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского, а по челобитью стольника Василия Ивановича Воейкова, велено: из Переславского уезда Залесского с погоста Андреевского старую Николаевскую церковь, разобрав, перевесть в Московский уезд, в Радонежскую десятину, в вотчину его, в сельцо Кармолино и построить на удобном месте во имя Всемилостивого Спаса, а у той церкви, по сказке человека его Ивашки Филатова, дворы: попов, дьячков, просвирницы, да в приходе 3 двора вотчинниковых, 15 дворов крестьянских, церковной земли по памяти из Поместного приказа, за приписью дьяка Анисима Невежина, пашни 10 четьи в поле, сена 10 копен; дани положено 19 алтын 5 денег, заезда гривна, и по тому окладу данные деньги велено принимать с 1697 года». Спасская церковь в тех приходных книгах за 1695 – 1739 гг. писалась: «в селе Кармолине, в вотчине стольника Василия Ивановича Воейкова». Церковь Всемилостивого Спаса деревянная в 1712 г. была построена новая и 13 августа того же года «запечатан великого государя указ из Синодального казенного приказа по челобитью В. И. Воейкова вдовы Анны Максимовны, велено: Большого Успенского собора протопопу Федору с братьею в Московском уезде, в вотчине ее, в селе Кармолине, новопостроенную церковь Всемилостивого Спаса освятить и выдать в тое церковь антиминс». Того же числа ко дню освящения новопостроенной церкви во имя Всемилостивого Спаса происхождения честных древ, «по благословенной грамоте, выдан антиминс под росписку тоя же церкви попа Василия Герасимова».

http://sobory.ru/article/?object=24178

Иеромонах отец Исидор (в миру Иоанн Козин, или Грузинский, как он сам себя называл), согласно сведениям, представленным о. Павлом Флоренским в его книге родился предположительно в 1814 году в селе Лыскове Макарьевского уезда Нижегородской губернии. После поразившего его необыкновенного случая (на его глазах в храм ударила молния, прошла вдоль иконостаса и разорвалась с грохотом; иконостас почернел, но никто из бывших в церкви не пострадал) укрепился в желании оставить мир. Юношей поступил в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры. Некоторое время был келейником у своего земляка архимандрита Антония (Медведева). В 1860 году пострижен в мантию. После создания пустыни Параклит о. Исидор перешел на жительство в это уединенное место. В 1863 году рукоположен во иеродиакона, в 1865-м - во иеромонаха. Отец Исидор из смирения схимы не принимал. Прожил год на Афоне. Там он принял участие в воздвижении Креста Господня на самой высокой точке Св. Горы. Вернувшись на родину, вновь поселился в Параклите, где претерпел немало скорбей и гонений. Переселился в Гефсиманский скит, где прожил до самой кончины. Почил о Господе 3 февраля 1908 года, в канун дня своего ангела. Соль земли, то есть Сказание о жизни Старца Гефсиманского скита иеромонаха Аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским//Оттиск из 10,11,12 журнала “Христианин” за 1908 год и 1 и 5 за 1909 год. Епископ (впоследствии обновленческий митрополит) Евдоким (в миру Василий Мещерский) родился 1 апреля 1869 года в семье псаломщика Владимирской епархии. В 1894 году окончил (со степенью кандидата богословия) Московскую Духовную академию и был пострижен в монашество архимандритом Антонием (Храповицким). В том же году рукоположен во иеромонаха. Назначен преподавателем в Нижегородскую духовную семинарию. С 1896 по 1898 год был инспектором в той же семинарии. С 1898 - инспектор, а с 1903 - ректор Московской Духовной академии. 4 января 1904 года хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. С 1907 года издавал журнал “Христианин”. С 1909 по 1914 год - епископ Каширский, викарий Тульской епархии. В 1914 году возведен в сан архиепископа и назначен на кафедру Алеутскую и Северо-Американскую. Участник Поместного Собора 1917-1918 гг. С 1919 года - архиепископ Нижегородский. После ареста патриарха Тихона признал Высшее Церковное управление (ВЦУ) единственной канонически законной властью. В дальнейшем пребывал в обновленческом расколе. С ноября 1922 года - митрополит Одесский. Сменил митрополита Антонина (Грановского) на посту председателя Высшего Церковного Совета. Участник 2-го Всероссийского Поместного Собора (обновленческого), проходившего в Москве в мае 1923 года. С августа 1923 года - председатель Священного Синода. С сентября 1924 года - на покое. Проживал в Гаграх. С 1929-го постоянный член Президиума Священного Синода. Скончался в 1936 году вне общения с Православной Церковью. Оставил богатое литературное наследие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1035...

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г. Красивая барочная церковь Преображения Господня второй половины XVIII века находится неподалеку от железнодорожной станции Коренево в городском округе Люберцы. Храм был сооружен на средства помещика Александра Владимировича Нарбекова, и, по преданию, церковь строили мастера неоконченного дворца императора Петра III в Люберцах. С середины XIX столетия Коренево перешло во владение семьи Долгоруковых и Оболенских – потомков фаворита царя Петра II Алексея Григорьевича Долгорукова. Последний владелец Коренево князь Василий Васильевич Оболенский погребен у алтаря Преображенской церкви. Местность, где стоит храм Преображения Господня, в разные времена называлась Кореневым, Креневым, Крыневым или Спасским. Последний вариант указывал на деревянный храм Преображения Господня, который был построен здесь еще в 1691 году. На пометке выписки 1703 года казначея монаха Тихона Макарьевского упоминалась «новопостроенная» церковь Преображения Господня, возведенная окольничим Василием Савичем Нарбековым «в своей вотчине сельце Креневе». В.С. Нарбеков владел Кореневым, по меньшей мере, с 1687 года, а после его смерти в 1705 году владелицей имения «у речки Малушки» стала его вдова Аграфена Павловна. В 1715-1722 годах Коренево перешло брату, Степану Саввичу Нарбекову. Нарбековы были родственниками царской фамилии – к их роду принадлежала первая супруга царя Алексея Михайловича Тишайшего Мария Милославская. Нынешний каменный храм Преображения Господня возвел в Коренево один из представителей той же старинной дворянской фамилии Александр Владимирович Нарбеков. Строительство велось в первой половине 1760-х годов, а освятили новую Преображенскую церковь в 1777 году. Как раз в это время в 1762 году был свергнут с престола, а затем и убит заговорщиками император Петр III, сооружавший неподалеку в Люберцах загородный дворец. Восшедшая на престол Екатерина II не стала продолжать строительство дворца в подмосковных Люберцах, которое начал ее супруг, и множество нанятых мастеров и поставщиков материалов остались без работы. Этим обстоятельством немедленно воспользовались владельцы имений, располагавшихся недалеко от Люберец.

http://sobory.ru/article/?object=01146

354 Послушница Макарьевского монастыря, умершая за 20 лет до рассказываемого события. – Здесь и далее примечания принадлежат еп. Варнаве. 355 Старая монахиня на подворье-общинке в Лыскове. Старица высокой жизни, имевшая дар прозорливости. 357 Этому моменту соответствовало вовсе телесное расслабление, впадение в бессознательное состояние. Благоухание небесного ладана Дуняша ощущала даже и после того, как пришла уже в себя. 359 О. Тихон, блаженный старец, духовный отец Дуняши, дал правильце через нее игумении, а Дуняша, как видите, видоизменила его. 360 Сейчас я посмотрел в календарь за прошлый год: 3 ноября, вторник, Обновление храма великомученика Георгия (ее небесный покровитель и ангел) в Лидде, у меня подчеркнут, что сделал я для своей памятки, высчитывая после смерти м. Георгии дни поминовения (также 20-й). 361 М. Георгия ходила всегда в апостольнике, но однажды захотелось ей надеть платок на голову и посидеть в нем. Игумения взяла из ризницы шелковый платок для исполнения этой прихоти больной, которая побыла в нем не более получаса и положила в ящик. Так его и забыли унести обратно. Теперь она просила это сделать и вернуть его в храм как церковную вещь 363 В самый день Рождества Христова умерла у Дуняши родная мать. Подавать ей пришлось частицы об упокоении ее души.). 364 Икона эта – одна из церковных, выносимая на величание в праздники. В день пострига пред ней пели величание, потом без моего благословения принесли к м. Георгии в келью; она стояла у нее в головах, прикладывалась ежедневно к ней она, а по смерти так и забыли отнести в церковь . Просто не сочли важным.). 371 Так называемое Послание Патриарха Тихона от 25 сентября (8 октября) 1919 г. «О прекращении духовенством борьбы с большевиками». (PЦXIДHU. Ф. 5. Оп. 1. Д. 120. Л. 8.)//Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. М., 1996. С. 44. 373 Правда. 18.12.1955. 352. Беседа (с корреспондентами газеты «Правда») государственного министра Мирзы Мухаммед хана Яфтали. – Прим. еп. Варнавы. 376

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Кульбаки. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2021 и 2023. Адрес: Курская область, Глушковский район, с. Кульбаки. Координаты: 51.253737, 34.777055 Проезд:От поселка Глушково в сторону станции Глушково, затем через переезд и по левой дороги в Кульбаки. Пограничная зона (граница с Украиной) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм во имя Введения Пресвятой Богородицы в с.Кульбаки относится к первому поколению деревянных храмов. История его начинается с февраля 1705 года, когда « по указу… преосвященного Стефана, митрополита Рязанского и Муромского, и казначея старца Тихона Макарьевского» на основании челобитной «черкас деревни Кульбак атамана Матвея Мерленка со товарищи велено им в той деревне Кульбак построить вновь церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы». 5 февраля 1705 года «выдан антиминс в новопостроенную церковь Введения Пресвятой Богородицы в Белопольский уезд Харьковской губернии с .Кульбаки, той же церкви поп Еромолай Иванов взял антиминс и расписался». Известно, что к 1734 году здание церкви обветшало и было перестроено. В ревизской сказке за 1811 год Введенский храм также упоминается. В «Справочной книге о церквях за 1908 год», в клировой ведомости за 1915 год указано, что Введенская церковь построена в 1890 году тщанием прихожан. Здание было деревянное на каменном фундаменте, крыто железом. Рядом была выстроена колокольня. Церковь была трёхпрестольная: главный престол — во мя Введения Богородицы во храм, второй северный — во имя Сретения Господня, третий южный — во имя святого Благоверного князя Александра Невского. К приходу Введенского храма относились село Кульбаки, деревни Мужица, Елизоветовка, Новоивановка, Сергеевка. В приходе к 1915 году действовали две земские школы: Кульбакинская (с 1869г.) и Елизаветовская (с 1880г.) и три церковно-приходские: мужская и женская в с.Кульбаки, в д.Сергеевка. В церковной библиотеке находилось семьдесят томов книг для чтения. С 1900 по 1902гг. законоучителем Кульбакинской шолы состоял священник Георгий Владимирович Петровский, с 1906 года он был заведующим Кульбакинской и Сергеевской церковно-приходскими школами. Георгий Владимирович послужил в Введенском храме с 1900 по 1917гг. Известны также и имена других священников: Алексей Грушинский, Симеон Букасов, Стефан Никольский (1821-1879гг.), Александр Иванов (1890г.), Алексей Васильевич Титов, с 1897 года по 1902 год служил законоучителем Елизаветовского начального училища, с 1904 по 1917гг. — заведующим Мужицкой церковно-приходской школы.

http://sobory.ru/article/?object=61397

В Новосибирске отметили пятнадцатилетие школы звонарей Новосибирск, 8 ноября 2012 г. В Новосибирске отметили пятнадцатилетие школы звонарей По благословению Владыки Тихона, Митрополита Новосибирского и Бердского, 7 ноября 2012 года состоялось празднование 15-летия Школы звонарей, действующей при Новосибирском Свято-Макарьевском Православном Богословском институте, пишут на сайте Всемирного русского народного собора . По окончании Божественной Литургии в Вознесенском Кафедральном соборе Новосибирской Епархии Русской Православной Церкви в помещении Воскресной Школы собора прошло торжественное собрание, посвященное 15-летию Школы звонарей. Новосибирская Школа звонарей была основана в 1997 году по инициативе музыковеда-кампанолога, кандидата искусствоведения Ларисы Дмитриевны Благовещенской и по благословению епископа Новосибирского и Бердского Сергия (Соколова). Идея нашла поддержку у настоятеля прихода во имя Михаила Архангела игумена Владимира (Соколова) в то время ректора Новосибирского Свято-Макарьевского Православного Богословского института протоиерея Александра Реморова. Первоначально в задачи Школы входила только подготовка звонарей, на сегодня деятельность Школы вышла за пределы узко специализированной образовательной и широко развернулась в сфере культуры и социальной работы. Основными задачами работников Новосибирской Школы звонарей являются: возрождение интереса к колокольному звону, приобщение к его основам и к культурным традициям Отечества, укрепление форм и методов работы по духовному воспитанию молодого поколения, содействие образованию культурных связей между регионами, приобщение людей к русским православным традициям и русской культуре. Ежегодно специалисты Школы организуют «Пасхальный фестиваль звонарского искусства Сибири», на который съезжаются звонари Сибири и Центральной России, организуя концерты колокольного звона для жителей города и создавая настоящий душевный праздник, который посещают целыми семьями. В сотрудничестве с Камерным хором Новосибирской государственной филармонии уже более десяти лет подряд реализует уникальный проект «Звоны России», собирая на сценах города творческие коллективы города, такие как Камерный хор Новосибирской государственной филармонии под управлением народного артиста Игоря Юдина, академический симфонический оркестр, ансамбль «Рождество».

http://pravoslavie.ru/57287.html

Во второй половине того же столетия церковь вновь постро­ена «205 г. (1697) марта 17 по указу святейшего патриарха и по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского новопостроенной церкви святого великомученика Георгия, ко­торую построил Иван Селиверстов сын Дурново в Лисинском стану в вотчине своей в селе Желовижи на старом церковном Георгиевском погосте». (Жилыя данные церкви Калужской деся­тины. - М., 1903. С. 69). В начале 20-го столетия клировые ведомости церковь Геор­гия Победоносца не упоминают. И что самое интересное, мест­ные жители, с которыми приходилось встречаться и беседовать, все до единого на вопрос о престоле назвали дату празднования Егория летнего 6 мая и зимнего 9 декабря. Никто не вспомнил про престол Иоанна Милостивого. Из этого видно, как тяжело приживаются новые названия. Прошло столько лет, а жители по прежнему чтят великомученика Георгия, как память о своих предках. Каменное здание церкви Иоанновской церкви с колокольнею было выстроено в 1764 г. тщанием графа Ивана Ивановича Шу­валова. Престол один во имя Иоанна Милостивого, пат­риарха Александрийского, память отмечается 12/25 ноября. Церковной ограды не было. Кладбищ три. Одно при церкви, другое в черте села, окопанное кругом канавой, упраздненное, и третье вне села, на котором производят погребения в настоящее время. При селе действовала церковно-приходская школа, учрежденная в 1887/1885/году, одноклассная. Помещалась в особом училищ­ном здании, построенном на средство прихожан в 1896 г. Заведую­щим и законоучителем в 1903 г. состоял приходской священник Дмитрий Виноградов, учительницей Мария Благовещенская, дочь умершего священника Николаевской церкви села Борщевка Ближняя, имевшая свидетельство на звание сельской учи­тельницы. Учащихся на 1 января 1904 г. значилось 22 мальчика и 18 девочек, в 1914 г. 39 мальчиков и 14 девочек. В Русиново в 1911 г. открылась земская школа грамоты. В 1904 г. прихожане приобрели для священника деревянный дом, крытый под солому, на церковной земле. Псаломщик про­живал в свойственном деревянном доме, выстроенном на цер­ковные суммы, взятые заимообразно. Кроме того, при церкви находилась сторожка.

http://sobory.ru/article/?object=49015

Все эти самовозглашённые автокефалии основывались на послании Патриарха Тихона от 20 Ноября 1920 г.» 711 Возникновение весной 1922 г. обновленчества, как господствующего течения, стало основной причиной появления тайных церквей, где службы проходили тайно, уже в значительной части районов страны. Ушли в «катакомбы» также выступавшие против изъятия церковных ценностей и ревнители Православия, вошедшие в конфликт с Патриархом Тихоном и митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским), которые соглашались на заключение явных компромиссов с безбожной властью. Переход на тайное служение благословил известный Оптинский старец монах Нектарий (Тихонов) . А практическим создателем сети тайных приходов и монастырей выступила влиятельная даниловская группа архиереев (наименование по нахождению в Свято-Даниловом московском монастыре), возглавляемая архиепископом Волоколамским Феодором (Поздеевским) . Эта группа стала оппозицией не только обновленцам, но и пошедшему на компромиссы Патриарху и создала в 1923 году так называемый «параллельный» Синод ввиду «недостаточной эффективности Патриаршего Синода». 712 С даниловцами был связан и сыгравший чрезвычайно важную роль в создании Катакомбной Церкви архиепископ Уфимский Андрей (князь Ухтомский), который совершил в 1920-е годы хиротонии (вместе с другими архиереями) более 10 тайных епископов. 713 На Северо-Западе России Катакомбную Церковь возглавил епископ Стефан (Бех) и схиепископ Макарий (Васильев), поставленный в 1923 году архиепископом Андреем (Ухтомским). Владыка Макарий являлся настоятелем Воскресенского монастыря (Макарьевской пустыни) в Новгородской губернии, в определённой степени игравшего роль и авторитетного общероссийского центра Истинно-Православных христиан. В 1925 году указанные архиереи не признали избрание Патриаршим Местоблюстителем митрополита Петра (Полянского) , продолжая своё основное служение тайно. И всё же до 1927 года катакомбных общин было неизмеримо меньше, чем законно действующих приходов Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010