Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Заявление Святейшего Патриарха Тихона в Верховный Суд РСФСР 03(16) июня 1923 г. В Верховный Суд РСФСР содержащегося под стражей Патриарха Тихона (Василия Ивановича Белавина) Заявление Обращаясь с настоящим в Верховный Суд РСФСР, я считаю необходимым по долгу своей пастырской совести заявить следующее: Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской власти враждебно, причем враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям, как-то: обращение по поводу Брестского мира в 1918 г., анафематствование в том же году власти и, наконец, воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922 г. Все мои антисоветские действия за немногими неточностями изложены в обвинительном заключении Верховного Суда. Признавая правильность решения Суда о привлечении меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям Уголовного Кодекса за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный Суд изменить мне меру пресечения, т. е. освободить меня из-под стражи. При этом я заявляю Верховному Суду, что я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции. 16 июня 1923 г. [н. ст. ] Патриарх Тихон (Василий Белавин). (Акты Святейшего Патриарха Тихона. М.,1994. С.280-281) 12(25) июня 1923 г. Протокол распорядительного заседания Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР Протокол распорядительного заседания Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда от 12 (25) июня 1923 года в составе председателя тов. Карклина и членов тт. Галкина и Челышева при секретаре тов. Вишняк. Слушали: Заявление гр. Белавина Василия Ивановича (бывшего Патриарха Тихона) об изменении принятой в отношении его меры пресечения. Постановили: Ходатайство гр. Белавина удовлетворить и, руководствуясь 161-й и 242-й ст. ст. Уголовно-Процессуального Кодекса, ранее принятую в отношении его меру пресечения уклонения от суда и следствия — содержание под стражей,— отменить. Председатель Карклин. Секретарь Вишняк. Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/444012.html

281 См. приложенную к протоколу АРК 33а записку председателя правления государственного страхования Д. Ефремова от 18 декабря 1923 г. о соответствующем тарифе (РГАСПИ. Ф.17. Оп. 112. Д. 565а. Л. 28–29). 284 Имеется в виду подписанный Н. В. Крыленко и П. А. Красиковым циркуляр НКЮ от 8 декабря 1923 г. о запрещении поминания в публичных молитвах лиц, находящихся под судом за совершение тяжких государственных преступлений: «В связи с поступающими с мест запросами о том, представляет ли собой уголовно наказуемое деяние публичное чествование лиц, осужденных или находящихся под судом за совершение тяжких государственных преступлений (разд. 1, гл. 1 особ. части УК); в частности, в отношении гр. Белавина (Тихона) предлагаю руководствоваться нижеследующим: Поскольку такое чествование, выражающееся в упоминании имени данного лица в молитвах, проповедях и т.п. с присоединением к этому звания, по состоянию, в коем это лицо совершило вменяемое ему преступное деяние, носит характер явной политической демонстрации против рабоче-крестьянской власти или направляется с явным намерением возбудить в населении недовольство или дискредитировать власть, оно является деянием уголовно наказуемым. Если же эти действия не представляют собой указанного выше демонстративного характера, они, во всяком случае, могут явиться основанием для постановки вопроса в исполкоме о возможности оставления в силе договора с группой верующих, взявших в пользование храм, ввиду ее нелояльного отношения к постановлениям судебной власти Республики» (Акты Святейшего Тихона. С. 305). 285 Видимо, имеется в виду обращение Патриарха Тихона к народному комиссару юстиции Д. И. Курскому с просьбой не настаивать на введении нового стиля в церковное употребление, на что было получено словесное заверение, что гражданская власть в этом не заинтересована (см.: Акты Святейшего Тихона. С. 336). 286 Отсюда можно заключить, что решение Политбюро от 13 марта 1924 г. и Президиума ВЦИК от 21 марта о прекращении следственного дела Патриарха Тихона стало неожиданностью как для АРК, так и для ОГПУ. Это подтверждает и отсутствие упоминания о данном факте в протоколах Комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постановление следователя Верховного суда РСФСР П. С. Кузнецова о приобщении к делу патриарха Тихона дела Московского ревтрибунала 1206–1921 г. 27 февраля 1923 г. «Копия. 1923 года, февраля 27 дня, я, Кузнецов, следователь по важ делам Верховного суда, рассмотрев дело Московского губернского ревтрибунала 1206–1921 г. по обвинению гр. Мольвера, Аксенова и Зотова в преступлениях по должности и принимая во внимание, что материалы этого дела имеют существенное значение для дела по обвинению гр. Белавина (патр Тихона) и друг в контрреволюционной деятельности, руководствуясь ст 62 Уголовного процессуального кодекса: Постановил: Дело Моск губ рев трибунала 1206–1921 г. приобщить к делу гр. Белавина в качестве доказательства. Следователь по важ делам Верхсуда РСФСР П. Кузнецов» 246 . Глава 11. Судьба мощей преподобного Сергия в 1921–1948 гг. Поскольку закрытие Троице-Сергиевой лавры и судьба мощей преподобного Сергия оказались тесно связаны с созданием государственного музея, необходимо кратко коснуться его истории после расформирования Комиссии по охране Лавры так называемого «первого созыва» 25–28 января 1920 г. 25 января 1921 г. Отдел по делам музеев принял решение о новой реорганизации комиссии (с 15 февраля) в музейную секцию при Сергиевском отделе народного образования в составе: заведующий Вл. И. Соколов , члены В. А. Феоктистов, А. Н. Свирин, В. Д. Дервиз, А. Е. Фаворский; научные сотрудники В. Ф. Мей, В. И. Хрустачев, А. А. Кеслер. Уполномоченным от центра оставался Н. М. Щекотов. Сергиевский историко-художественный музей был передан в ведение подотдела центральных музеев 247 . Состав и задачи Сергиевской музейной секции остались те же, что и Комиссии по охране Лавры, изменилось лишь название. По-прежнему подчинение музея центру, а секции – Отделу народного образования Сергиевского исполкома вносило параллельность в работу и нарушало четкость исполнения. К тому же Сергиевский исполком был уездным, а не губернским центром, при которых могли образовываться подобные секции. Поэтому 23 ноября 1921 г. по предложению Т. Г. Трапезникова, ввиду общегосударственного значения Троице-Сергиевой лавры и для непосредственной связи с центральными органами, Комиссия по охране Лавры была передана в ведение церковной секции отдела учета и охраны Главмузея 248 . Передача Комиссии по охране Лавры в ведение церковной секции предполагалась временной, но сохранилась до упразднения комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Он почти совсем ослеп, ослабел и еле жив. В точности неизвестно, находится ли он до сих пор в Бутырской тюрьме, куда его перевели из Донского монастыря, или его выпустили на свободу в качестве “гражданина Белавина”. Возможно, что этот последний слух верен. Коммунисты довели Патриарха до состояния бессознательности и заставили его подписать сочиненный ими документ, в котором он якобы признает свою вину пред советским правительством, выражает раскаяние, обещает прекратить вражду к советской власти и просит об освобождении из-под стражи. Документ этот обнародован советским правительством. Он состряпан так грубо и неумело, что никому не придет в голову приписать его самому Патриарху. Так называемый верховный трибунал постановил снять с “гражданина Белавина” вооруженную стражу, что, само собою, не обозначает действительного освобождения. Доходящие в Ригу слухи допускают возможность, что Патриарх, изнеможденный мучительством до потери сознания и почти совсем слепой, мог дать свою подпись под документом, сочиненным тов. Крыленком, не зная его подлинного содержания. Здесь полагают, что Патриарху будет предоставлено умереть “собственной смертью.” Та же газета, в от 10 июля 1923 г., в статье “Совещание о живой церкви” говорит: “В Москве под председательством коммуниста Преображенского, доверенного и ближайшего сотрудника Ленина, ездившего в Геную в качестве “очей и ушей” политбюро для наблюдения за Чичериным и К°, созвано совещание, которому поручено обсудить вопрос о дальнейшем существовании “живой церкви”. Как и следовало ожидать, создание “живой церкви” – это был лишь тактический прием для внесения раскола и разлада, а также для инсценировки “разжалования” Патриарха Тихона. Теперь большевики больше не нуждаются в продажных Антонинах, а потому на очередь поставлен вопрос о дальнейшем существовании “живцов”. Совещание созвано ввиду того, что в политбюро поступила записка группы видных коммунистов во главе с Бронштейном, в которой указывается, что “живцы” являются распространителями “суеверий”, которые должны быть изжиты в коммунистическом государстве.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Закрыть itemscope itemtype="" > Я прошу Вас... 11.10.2008 354 Я, Белавина Ирина Васильевна, жительница города Тобольска, в котором проработала акушером-гинекологом 50 лет, заслуженный врач РСФСР, обращаюсь к врачам-гинекологам и женщинам страны с просьбой и мольбой не делать абортов, потому что это убийство детей. Мне 81 год. Я стою на пороге вечности. Меня гнетёт мысль: как я предстану перед Судом Божиим, если я всю жизнь убивала детей? Гинекологи при советской власти ежедневно делали по 15 абортов. В то время я думала, что всё это нормально. А теперь прошу прощения у Господа Бога, у убитых мною младенцев, у их родителей, которых лишила материнства и отцовства. Молодых специалистов-гинекологов прошу сделать всё, чтобы не повторять моих ошибок. Убитых детей не возвратить, но что-то надо делать, мы должны что-то предпринять, иначе самоуничтожимся, перестанем быть людьми. Прошу всех верующих россиян молиться обо мне, недостойной и грешной рабе Божией Ирине, чтобы Господь Бог принял мое покаяние. Ирина Васильевна Белавина († 2002), акушер-гинеколог, племянница святого Патриарха Тихона (†1925) К этому обращению-исповеди, которое поразило меня, хочу добавить несколько строк. Всю жизнь моя мама повторяла мне, что своим рождением я обязан замечательному человеку, прекрасному доктору Ирине Васильевне Белавиной. 40 лет назад Ирина Васильевна спасла мне и моей маме жизнь при крайне нелёгких родах. Благородный образ этого врача навсегда остался в нашей семье как что-то святое. Моя мама после окончания медучилища проходила практику под руководством Ирины Васильевны, которая научила её быть решительной и очень заботливо относиться к пациентам. Моя старшая сестра, по примеру Ирины Васильевны, пошла в мединститут и стала гинекологом. Тоже проходила свою первую врачебную практику под руководством Белавиной. Ирина Васильевна имела крутой нрав. Если к ней приходила беременная на высоком каблуке, то из кабинета она выходила уже в мягких тапочках, — каблуки могли повредить беременности. Сестра тогда многому научилась у Ирины Васильевны, а позже, ставверующим человеком, тоже отказалась делать аборты.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Важные изменения тогда произошли и в России. Патриарх Тихон в июне 1921 г. после заявления Верховному суду РСФСР о том, что он «отныне Советской власти не враг» 129 , был освобожден и вернулся к церковному управлению. На обновленцев его возвращение произвело ошеломляющее впечатление, раскол стал стремительно распадаться. За переменами в Русской Церкви следили и на Фанаре. Так, номер газеты «Церковная Истина» от 11 августа 1923 г. открылся статьей епископа Скопелосского Геннадия «Новое церковное положение в России», которая сообщала: «Изменившееся отношение Патриарха Тихона к Советскому правительству позволило ему выйти на свободу. Воспользовавшись своей свободой, Патриарх Тихон повел систематическую борьбу против так называемого Высшего Церковного Управления и против Живой Церкви. Патриарх публично называет сторонников В. Ц. Управления, как клириков, так и мирян, еретиками, противники же Тихона, напротив, считают его изверженным из сана, простецом и мирянином Василием Белавиным. Правительство и печать беспристрастно наблюдают за этой внутренней церковной распрей. Целью Советского правительства, как мы уже раньше писали, является искоренение вообще всех религиозных убеждений и прежде всего борьба со всеми клириками, приверженцами царского режима. Оно поддерживает любую активность, направленную непосредственно или опосредованно на ослабление религии и Церкви. Нет никаких сомнений в том, что Советы ожидают, что внутренний конфликт между двумя церковными партиями (μερδων) приведет к тому самому запустению Русской Церкви, о котором говорит Писание: «Всякое царство, разделившееся в себе, запустеет». Осуществятся ли эти надежды Советов? Полагаем, что группа (μερς) Патриарха Тихона только еще более укрепится благодаря пополнению ее рядов многими сторонниками Живой Церкви. Многие русские покинут эту группу (nepíóa) крайних реформаторских взглядов, разделяющую к тому же пресвитерианские идеи, и будет искать благословения Патриарха Тихона. Это в большей степени произойдет еще и потому, что Патриарх Тихон признан Патриархом Московским и всея России всеми Восточными Патриархами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он почти совсем ослеп, ослабел и еле жив. В точности неизвестно, находится ли он до сих пор в Бутырской тюрьме, куда его перевели из Донского монастыря, или его выпустили на свободу в качестве «гражданина Белавина». Возможно, что этот последний слух верен. Коммунисты довели Патриарха до состояния бессознательности и заставили его подписать сочиненный ими документ, в котором он якобы признает свою вину пред советским правительством, выражает раскаяние, обещает прекратить вражду к советской власти и просит об освобождении из-под стражи. Документ этот обнародован советским правительством. Он состряпан так грубо и неумело, что никому не придет в голову приписать его самому Патриарху. Так называемый верховный трибунал постановил снять с «гражданина Белавина» вооруженную стражу, что, само собою, не обозначает действительного освобождения. Доходящие в Ригу слухи допускают возможность, что Патриарх, изнеможденный мучительством до потери сознания и почти совсем слепой, мог дать свою подпись под документом, сочиненным тов. Крыленком, не зная его подлинного содержания. Здесь полагают, что Патриарху будет предоставлено умереть «собственной смертью.» Та же газета, в от 10 июля 1923 г., в статье «Совещание о живой церкви» говорит: «В Москве под председательством коммуниста Преображенского, доверенного и ближайшего сотрудника Ленина, ездившего в Геную в качестве «очей и ушей» политбюро для наблюдения за Чичериным и К°, созвано совещание, которому поручено обсудить вопрос о дальнейшем существовании «живой церкви». Как и следовало ожидать, создание «живой церкви» – это был лишь тактический прием для внесения раскола и разлада, а также для инсценировки «разжалования» Патриарха Тихона. Теперь большевики больше не нуждаются в продажных Антонинах, а потому на очередь поставлен вопрос о дальнейшем существовании «живцов». Совещание созвано ввиду того, что в политбюро поступила записка группы видных коммунистов во главе с Бронштейном, в которой указывается, что «живцы» являются распространителями «суеверий», которые должны быть изжиты в коммунистическом государстве.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Патриарх Тихон. Л. И. Меркис» 237 . Протокол допроса патриарха Тихона 10 октября 1920 г. «10 октября 1920 года допрошенный дополнительно гражданин Белавин (патриарх Тихон) показал нижеследующее: Нумеров служит в канцелярии Высшего церковного управления. Когда ко мне явился Мольвер и потребовал материал и бумаги, относящиеся к Сергиевской лавре и вопросу о мощах, то, имея в виду, что все бумаги и материалы находятся в столе делегаций по сношению с Совнаркомом в Высшем церковном совете, я попросил к себе Нумерова и на словах, в присутствии Мольвера, приказал Нумерову собрать все материалы и послать их в рабоче-крестьянскую инспекцию Мольверу. Предъявленные мне заявления на имя Совета народных комиссаров мне незнакомы. Содержание их как будто похоже на содержание так называемых докладов профессора Попова. Вместе с прочими материалами, насколько мне помнится, я просил Нумерова послать РКИ и доклады Попова как излагающие историю и суть дела. Патриарх Тихон» 238 . Заключение председателя Верховного трибунала ВЦИК Н. В. Крыленко по делу помощника управляющего Отделом летучих рабочих ревизий и Центрального бюро жалоб и заявлений РКИ П. Н. Мольвера 4 декабря 1920 г. «В заседании 27 августа с г , Совет народных комиссаров, рассмотрев доклад помощника управляющего Отделом летучих ревизий и Центрального бюро жалоб рабоче-крестьянской инспекции Мольвера, коему было поручено произвести расследование по жалобе гражданина Белавина (патриарха Тихона) на постановление Московского губисполкома о перевозе мощей Сергия Радонежского из Троице-Сергиевской лавры в один из московских музеев между прочим постановил: «предложить т. Крыленко обследовать действия Мольвера в производстве им расследования по вышеозначенной жалобе гр. Белавина (Патриарха Тихона), передав ему доклад Мольвера и заключение по делу VIII отдела Комиссариата юстиции». Произведенным расследованием установлено нижеследующее: 239 На основании всего вышеизложенного Павел Николаевич Мольвер предается суду Московского ревтрибунала по обвинению в том, что, состоя на службе Советской власти и занимая ответственный пост помощника управляющего Отделом летучих рабочих ревизий и Центрального бюро жалоб рабоче-крестьянской инспекции, и сочувствуя в то же время контрреволюционно настроенным правящим церковным кругам, получив от своего непосредственного начальства срочное поручение по обследованию по жалобе патриарха Тихона, – он, Мольвер, в прямое нарушение своего служебного долга:

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

1. Известия ЦИК, 1924. 22 марта. 67 2. Гидульянов П. В. Отделение Церкви от государства. М., 1924 Беседа Святейшего Патриарха Тихона с корреспондентом РОСТА в связи с состоявшимся постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР о прекращении производством «Дела гр. Белавина и др.» Сотрудник РОСТА посетил в Донском монастыре бывшего Патриарха Тихона. Вчера утром Тихон ещё не знал о решении Президиума ЦИК СССР. Прочтя постановление, он встал, перекрестился и сказал: «Передайте Советскому правительству и Президиуму ЦИК СССР глубокую благодарность как от меня, так и от моей паствы за такое милосердное отношение к моей прошлой деятельности. Правительство может быть вполне уверено, что оно найдёт во мне лояльнейшего гражданина Советского Союза, добросовестно выполняющего все декреты и постановления гражданской власти». В дальнейшей беседе Тихон опроверг сообщение газеты «Накануне» о том, что с ним был удар. Врачи, лечившие его, нашли у него нефрит (болезнь почек) и предписали избегать переутомления. Касаясь планов своей дальнейшей деятельности, Тихон сказал, что он займётся теперь организационной стороной своей Церкви, считая, что рамки советского законодательства дают для этого широкий простор. Что касается замешанного в контрреволюционной деятельности американского митрополита Платона [Рождественского], то Тихон заявил, что уже наметил ему заместителя, который в скором времени и будет послан в Америку для вручения Платону указа о вызове в Москву и для принятия от Платона дел. Тихон отрицает газетные сообщения, исходящие из кругов Синода, о своих сношениях с католическою церковью. – Ни у меня, ни у моих епископов, – говорит Тихон, – не только не было разговора о каком бы то ни было примирении с католичеством, но и не возникало этого в мыслях. Примирения с Ватиканом нет и быть не может. Этот план противоречил бы всему мировоззрению Православной Церкви. Относительно примирения с Синодом и той частью духовенства, которая стоит за ним, Тихон говорит, что его точка зрения на этот вопрос не изменилась: он по-прежнему ждёт покаяния от Синода и молится о том, чтобы Бог вразумил и смягчил сердца его членов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Последний текст был также положен в основу сопроводительного письма на бланке зампреда СНК и СТО РСФСР Рыкова от 11 апреля 1923 г., хотя в качестве приложения к нему в конце документа был указан весь протокол в целом. Это письмо было направлено в Политбюро генсеку ЦК партии Сталину. Ставя свою подпись-росчерк под текстом, Рыков продублировал этот адрес еще пометой вверху документа: «Пол[ит]бюро». Кстати, на протоколе от 7 апреля 1923 г. сходную помету написал заверитель Артеменко: «ЦК РКП. Политбюро». Из содержания сопроводительного письма становится более ясным, почему у Комиссии возникла потребность обсудить на Политбюро свое решение о мере пресечения для арестованного патриарха. Оказывается «среди членов Комиссии по руководству процессом гр[ажданина] Белавина» возникли разногласия «по вопросу об исполнении ранее состоявшегося постановления Комиссии (от 7-ro.IV) о заключении в тюрьму Белавина с 12/IV – момента вручения ему обвинительного акта». Поэтому Рыков и просил Сталина «завтра этот вопрос поставить на повестку Политбюро и заслушать его с участием представителя ГПУ». Однако генсек ЦК РКП(б) просьбу зампреда СНК полностью удовлетворить не смог, т. к. ко времени получения документов от Рыкова изученный выше «Порядок дня» заседания высшего партийного органа от 12 апреля 1923 г., по-видимому уже был сформирован и даже разослан. Самостоятельного вопроса «о мере пресечения» для патриарха Тихона, инициированного Рыковым для рассмотрения на Политбюро, не получилось. Пришлось включить предложение Рыкова в уже внесенный в «Порядок дня» от имени НКИД Чичериным «церковный» пункт «о Тихоне». Другие обнаруженные экземпляры протоколов Комиссии от 7 и 11 апреля 1923 г. и сопроводительного письма Рыкова от 11 апреля 1923 г. ничего нового к изложенному не добавляют. Они одной машинописной закладки с предыдущими и отложились так же, как и экземпляры АПРФ, вместе с экземпляром письма Чичерина от 10 апреля 1923 г. в тематическом деле, посвященном подготовке процесса над патриархом Тихоном, но не в АПРФ, а в ГАРФ 519 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010