Архив Успенского Жировичского монастыря. Папка «Дело об архимандрите Тихоне (Шарапове), быв. Настоятеле Жировицкого монастыря». Л. 28. Рукопись. Черные чернила. Текст не завершен.   16 Извещение Гродненской духовной консистории наместнику Жировичского монастыря об исключении архимандрита Тихона (Шарапова) из числа братии обители. 29 октября 1924 г.   Гродненская духовная консистория 29/Х 1924 г. 3638 Гродно   Наместнику Жировицкого монастыря.   Г-н воевода Новогрудский отношение на имя Его Преосвященства от 20/Х-24 за 2962/Х сообщил, что архимандрит Тихон Шарапов оставил пределы Польши 17 сего октября. Резолюцией Его Преосвященства от 25/Х–24 за 3496 архимандрит Тихон исключается из числа братии Жировицкого монастыря, о чем Консистория ставит Вас в известность. Член Консистории протоиерей В. Козловский Секретарь протоиерей [подпись неразб.]   Архив Успенского Жировичского монастыря. Папка «Дело об архимандрите Тихоне (Шарапове), быв. Настоятеле Жировицкого монастыря». Л. 33. Рукопись. Чернила черного цвета. На верхнем левом поле первого листа пометка чернилами: «Вх. 16 5/ХI 1924 г.» (дата и номер исходящей документации).   Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943/Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 75; Архив Успенского Жировичского монастыря (АУЖМ). Дело «Список монашествующей братии Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря с краткими сведениями об их службе к 1 января 1923 г.». Л. 1. АУЖМ. Дело «Список монашествующей братии Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря с краткими сведениями об их службе к 1 января 1923 г.». Л. 1 об.; Власовський Нарис Церкви. Т. IV. 3. Нью-Йорк, 1966. С. 16; Евлогий (Георгиевский), митр . Путь моей жизни: Воспоминания. М., 1994. С. 297, 299. Антоний (Мельников), архимандрит. Жировицкий монастырь в истории Западно-Русских епархий: дисс. магистра богосл.: в 3 ч. Одесса, 1964. Ч. II. С. 167, 214–217; Беляев С. О воспоминаниях епископа Тихона (Шарапова) и их авторе//Журнал Московской Патриархии. 1998. 4. С. 80–82; Косик О.В. Голоса из России: Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР (1920-е – начало 1930-х годов). М., 2011. С. 53–60; Отрывок из воспоминаний иеромонаха Тихона (Шарапова) о его поездке в СССР в 1922 году//Журнал Московской Патриархии. 1998. 4. С. 82–88; Свитич Л. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия/Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917–1950 гг. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1997. С. 102–103.

http://bogoslov.ru/article/6192400

Архиереи: еп. Лев (Черепанов; 1927 - 29.08.1929), сщмч. еп. Августин (Беляев, назначен 1.10.1929, власти отказали в регистрации), еп. Герман (Вейнберг; 3.04.1930-1933), еп. Александр (Толстопятов; 21.08.1933 - 15.07.1936), еп. Тихон (Шарапов; 17.07.1936 - 19.08.1937), в 1937-1944 гг. кафедра не замещалась, исп. митр. Николай (Могилевский; 5.07.1945 - 25.10.1955), архиеп. Иоанн (Лавриненко ; 31.05.1956 - 14.04.1957), архиеп. Алексий (Сергеев ; 14.03.1957 - 20.02.1958), архиеп. Иннокентий (Леоферов; 28.08.1958 - авг. 1960), митр. Иосиф (Чернов; 15.09.1960 - 4.09.1975), еп. Серафим (Гачковский; 13.12.1975 - 14.04.1982), архиеп. Ириней (Середний ; 16.07.1982 - 28.03.1984), еп. Евсевий (Саввин ; 1.04.1984 - 20.07.1990), архиеп. Алексий (Кутепов; 20.07.1990 - 7.10. 2002), митр. Мефодий (Немцов; 7.05.2003 - 5.03.2010); митр. Александр (Могилёв; с 5.03.2010) Арх.: ЦГА Казахстана. Ф. 1709. Оп. 1. Д. 7; Архив С.-Петербургской митрополии. Личный фонд митр. Антония (Мельникова). Д. 101; [ Тихон (Шарапов), еп. Алма-Атинская епархия в 1937 г. Ркп.]. Лит.: Кратенко А. Как разрушали Покровский собор//Почему вернулся атаман?: Очерки по истории Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск, 1991; Колотуша В. Открытие православного Семипалатинска//Свет Православия в Казахстане. 1994. 4/6 (13/15); Т. В. Воспоминания о старце Севастиане Карагандинском. М., 1994; Очерки по истории Русской Православной Церкви в Караганде//Свет Православия в Казахстане. 1995. 8, 10; Крест над красным обрывом. М., 1996; Карагандинский старец Севастиан. М., 1998; Материалы, связанные с вопросом о канонизации священномученика архиепископа Семипалатинского Александра (Щукина, 1891-1937)/Синодальная комиссия РПЦ по канонизации святых. М., 1999; Александр (Толстопятов), архиеп. Путь к спасению: Мысли и думы. Пермь, 2000; Проскурин Ф., прот. Быть ли монастырю под Семипалатинском?//Свет Православия в Казахстане. 2000. 2 (69); Святитель Николай, митр. Алма-Атинский и Казахстанский/Сост. В. Королёва. М., 2000; Смагуловы Т. и О. Об одном из старейших приходов Павлодарского Прииртышья//Свет Православия в Казахстане. 2000. 5 (72); Ходаковская О. Епископ Семиреченский и Верненский Пимен. Серг. П., 2000.

http://pravenc.ru/text/76700.html

Еп. Аверкий наряду с Владимир-Волынским еп. сщмч. Фаддеем (Успенским) являлся заместителем архиеп. Волынского и Житомирского Евлогия (Георгиевского) после ареста последнего в 1918 г. Кременецкий еп. Дионисий, единственный в 1919-1921 гг. на польск. территории правосл. архиерей, наладивший хорошие отношения и с польск. властями, и с укр. Директорией, не признавал юрисдикцию архиеп. Евлогия. Последний в 1922 г. указом патриарха св. Тихона (Беллавина) был назначен митрополитом Западноевропейским. Отдельные скиты в Острожском и Дубенском уездах, признававшие архиеп. Евлогия, не подчинялись ни управлявшему Варшавской епархией в 1921-1923 гг. архиеп. Георгию (Ярошевскому; с 1922 митрополит), ни Кременецкому еп. Дионисию. В 1919-1920 гг. адм. подчинение архиеп. Евлогию и его викарию по Ровенскому, Острожскому и Дубенскому уездам Острожскому еп. Аверкию сохраняли 4 скита, основанные Типографским Иовским братством (см. в ст. Иова Почаевского преподобного мужской монастырь ) под рук. архим. Виталия (Максименко) : Пляшевский Георгиевский, Иовский, Почаево-Богородичный и скит св. Гавриила Заблудовского. Общую координацию деятельности обителей с 1919 г. осуществлял иером. Тихон (Шарапов) , ставший настоятелем Здолбуновского Почаево-Богородичного подворья Пляшевского мон-ря и возглавлявший созданное при подворье в 1918 г. по благословению патриарха Тихона (грамота от 10 февр. 1918) Почаево-Богородичное братство. В Здолбунове располагалась типография Почаевской лавры, в марте 1919 г. печатня была конфискована правительством С. В. Петлюры (ГА Тернопольской обл. Ф. 148. Оп. 5. Д. 222. Л. 22). Архим. Тихон рассматривался Московской Патриархией в качестве возможного епископа для тех приходов, к-рые были не согласны с позицией Георгия (Ярошевского) и Дионисия (Валединского) и пребывали в оппозиции к навязываемой польск. правительством автокефалии правосл. Церкви в Польше. В июле 1920 г. Кременецкий еп. Дионисий при поддержке польск. властей вернул Пляшевский монастырь в подчинение Почаевской лавре и назначил туда наместником иером. Ипатия (Беседина).

http://pravenc.ru/text/2581685.html

Однако позже в служебной записке в Президиум ВЦИК нарком внутренних дел РСФСР А. Г. Белобородов указывал: «В конце 1924 г. в НКВД был возбужден вопрос об издании правил об открытии богословских курсов. Указанный вопрос на совещании в НКВД с представителями Президиума ВЦИК, Наркомюста, Наркомпроса и ОГПУ по получении от директивных органов соответствующих указаний был разрешен в том смысле, что изданиеˆуказанных правил не только в официальном, но и секретном порядке не вызывается действительной необходимостью и является несвоевременным. Таким образом, разработанные НКВД правила были задержаны изданием на неопределенное время» (Там же. Л. 30). Вполне очевидно, что АРК не устраивало появление официального документа, регламентировавшего открытие богословских курсов, что только ускорило бы их создание и способствовало распространению религиозного образования. 344 Имеется в виду будущий епископ Тихон (Шарапов) (1866–1937), настоятель Жировицкого монастыря в Гродненской губернии, в 1921 г. вошедшей в состав Польши. В июне 1924 г. под давлением польских властей был запрещен в служении и отстранен от настоятельства. В октябре того же года выслан в Германию, где пробыл три месяца. По ходатайству Патриарха Тихона получил визу на въезд в Советский Союз. В начале 1925 г. приехал в СССР. Неоднократно находился в заключении и ссылках. Расстрелян. 345 В августе 1924 г. были установлены дипломатические отношения между СССР и Францией. После этого советский полпред просил наложить арест на все церковное имущество в этой стране, рассчитывая передать его обновленцам. Очевидно, по указанию Е. А. Тучкова обновленческий синод 15 декабря 1924 г. назначил своим официальным представителем во Франции бывшего священника Николая Соколовского, лишенного сана в РПЦЗ. Им была создана так называемая Христианская православная культурная ассоциация, от имени которой Соколовский требовал по суду передать ему Александро-Невский собор в Париже. Однако тяжба, длившаяся до 1930 г., закончилась не в пользу обновленцев (см. Митрофан (Шкурин), игум. Русская Православная Церковь и советская внешняя политика в 1922–1929 гг. С. 170).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Центр хранения современной документации (ЦХСД). Ф. 5. Оп. 16. Д. 669. Лл. 4–5. Подлинник. 32 Ходатайство Патриарха Сергия об амнистии заключенных священнослужителей В Совет по делам православной церкви при Совете Народных Комиссаров СССР. Председателю Совета Георгию Григорьевичу Карпову. Патриарха Московского Сергия (Страгородского Ивана Николаевича). Заявление Прошу Вас возбудить пред Правительством СССР ходатайство об амнистии перечисленным в прилагаемом списке лицам, которых я бы желал привлечь к церковной работе под моим ведением. даны Г.Г. Карпову в сентябре 1943 года и были представлены в письменном виде Н.С. Хрущёву 5 Мая 1954 года. Приложение к докладной записке председателя Совета по делам русской православной церкви в ЦК КПСС. 1131 К заявлению приложен список 26 священнослужителей, в который входили: митрополиты Евгений (Зернов), Павел (Борисовский), архиепископы Ювеналий (Масловский), Алексий (Кузнецов), Павлин (Крошечкин), Мефодий (Абрамкин), Онуфрий (Гагалюк) , епископы Венедикт (Алентов) , Григорий (Козлов), Тихон (Шарапов), Ираклий (Попов), Иннокентий (Никифоров), Онисим (Пылаев), Иннокентий (Тихонов), Макарий (Звездов), Серапион (Шевалеевский), Николай (Могилевский) , Иоанн (Широков), Иннокентий (Клодецкий), Антоний (Панкеев), Вениамин (Иванов), Феодор (Смирнов), Вячеслав (Шкурко), Григорий (Козырев), архимандрит Афанасий (Егоров) и протоиерей Адаменко. Большая часть из них была уже расстреляна или погибла в лагерях ОГПУ-НКВД. Уцелевших, учтя ходатайство патриарха Сергия, освободили. 1132 Маленков Г.М. в то время занимал должность секретаря ЦК, заместителя Председателя Совета Министров. 1133 Осипов Александр Александрович (1911–1967). Родился в Таллине в семье священника. Закончил богословский факультет Тартусского университета. К 1940 г. протоиерей, магистр богословия. С 1947 по 1959 годы последовательно исполнял должности ректора Ленинградских ДА и ДС, инспектора ЛДА, а затем профессора Академии. 2.12.1959 г. написал заявление о своём уходе из Православной Церкви. Стал активным пропагандистом-антирелигиозником. С 1960 по 1967 годы работал сначала гл.6иблиотекарем отдела фондов Гос. Публичной библиотеки, а затем ст. научным сотрудником Музея религии и атеизма. В 1966 г. получил степень кандидата философских наук. Умер в Ленинграде 25.10.1967 г. Данный доклад отличается тенденциозностью, поэтому не все факты и характеристики, приводимые в нём заслуживают доверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1922–1927: 27 .10(09.11).1927–20.04(03.05).1934: Серафим Силичев 04(17).11.1931–22.11(05.12).1933: Николай Амассийский, в. у. 22 .11(05.12).1933–1935: Николай Амассийский 1935–1936: Иосиф Чернов 01 .1936–1937: Дионисий Прозоровский 1937–1942: 1942–1944: Николай Амассийский, паки, окк. 10(23).08.1943–01(14).04.1946: Елевферий Воронцов 01(14).04.1946–17(30).10.1947: Серафим Шарапов Ростовская на Дону (григ.) 1927–; Назарий Андреев Смарагд Яблоков 1927–1932: Феофан Прокопович 04(17).04.1932–1934: Иулиан Симашкевич, в. у. 1935–18(31).07.1935; Иннокентий Бусыгин Ростовская на Дону (обн.) 1922–1922: Модест Никитин 1922–23.12(05.01).1922: Феофилакт Клементьев 1923–: Митрофан Гринёв 03(16).01.1925–1927: Назарий Андреев 27 .09(10.10).1925–20.01(02.02).1927: Константин Спасский 1926–1927: Серафим Руженцев, в. у. 1927–1932: Пётр Сергеев 1932–1934: 1934–1937: Сергий Болгаров Ростовская на Дону (укр.) Феодор Рафальский, в. у. Рубцовская 1924–1927(?): Никита Прибытков(?) Рыбинская 05(18).07.1915–15(28).02.1921: Корнилий Попов 1921–07(?).1923: Борис Соколов 07(20).10.1923–14(27).07.1925: Гервасий Малинин 1925–1926: Серафим Силичев 1927–1930: Вениамин Воскресенский 03(16).04.1930–09(22).11.1932: Серафим Протопопов, паки 1931–28.05(10.06).1932: Иоанн Троянский 28 .05(10.06).1932–22.11(05.12).1933: Николай Муравьев-Уральский 22 .11(05.12).1933–1934: Сергий Зенкевич 1934–1934: Феодор Яцковский 12(25).07.1934–1935: Варлаам Пикалов 26 .02(12.03).1935–20.02(05.03).1936: Венедикт Алентов 20 .02(05.03).1936–20.12(02.01).1936: Александр Торопов 20 .12(02.01).1936–12(25).01.1937: Андрей Солнцев 21 .02(06.03).1937–1942: Иоанникий Попов Рыбинская (обн.) 06(19).01.1924–30.03(12.04). 1924: Сергий Сердобов 22 .05(04.06).1924–21.08(03.09).1924: Александр Лавров 25 .02(10.03).1925–03(16).07.1926: Арсений Покровский 01(14).11.1926–1926: Николай Русанов 1926–1929: 1929–03.1930: Пётр Добринский 1930–1933: Павел Громов 01(14).02.1932–1933: Николай Поспелов 1919–: Александр Рябцовский – 1935: 1935–14(27).05.1936: Павел Раевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

слева на право: и-м. Пимен (Никитенко), вп. – архим.; и-д. Василий; архиеп. Гавриил Вологодский, вп. – Ташкентский; м. Михей (Тимофеев); и-д. Даниил (Маланьин) – сидит; сзади – неизвестный (середина 50-х годов). внизу – Крестный ход вокруг Трапезной церкви (конец 50-х годов). Впереди: иг. Николай Самсонов (с кропилом) и и-д. Валерий (с чашей), за ними: и-м. Мина и Назарий (?), Стефан ( ) и Пимен (Никитенко), Варфоломей Гондаровский (вп. – архиеп. Ташкентск.) и (?), и-м. Федор и Корнилий, в конце и-д. Алексий Казахов. Молебен перед Успенским собором (начало 60-х годов) Слева направо: архм. Антоний Семененко, архи. Серафим Шинкарев, архм, Пимен (Хмелевской); еп. Пимен (Извеков); .митр. Нектарий (Григорьев); митр. Борис (Вик/-ке); еп. Серафим Шарапов , с 1958 г. на покое в Лавре; протод. Сергий: Туриков; архм. Феодосий, вп. – архп. Ивановсхий; прот. Константин Ружицкий; прот. Михаил Зернов (?); прот. Родион Кревский (вп. – архм. Трифон) Любомудры Лавры. (1963–1964 гг.) 1 ряд: 1. и-д. Амвросий Бородачев, вп. – иг. (на прих.); 2. а-м. Матфей Мормыль; 3. и-м. Анатолий Кузнецов, вп.– еп.; 4 а-м., инсп. МДА, Филарет Вахромеев, ныне митр.; 5. Наместник а-м. Пимен Хмелевской; 6. а-м. Тихон Агриков ; 7 а-м. доц. МДА Симон Новиков; 8. иг. Платон Лобанков, пом. Наместника; 9. и-д. Марк Лозинский , вп. а-м, скончался. 2-й ряд: 1. и-д. Михей Тимофеев; 2. п. Василий Пацкан, вп. – и-м. Даниил; 3. и-д. Василий, вп. – иг.; 4. и-м. Варфоломей Калугин; 5. и-д. Макарий Васькин, канонарх; 6. и-м. Павел Максименко († в автокатастрофе); 7. и-м. Назарий Максин, вп. – настоятель Троиц. подворья, сконч.; 8. п. Иван, вп. – и-м. Меркурий. 3-й ряд: 1. п. Георгий Смирнов, (=Евлогий – архп.); 2. п. Георгий Дубов – и-д. Герман? 3. п. Анатолий Буравцев, впослед. – и-м. Антоний (на прих.); 4. и-д. Лука; 5. и-м. Виссарион (Великий Остапенко); 6. и-д. Арсений Геенко; 7. и-м. Сергий Петин; 8. и-м. Иоаниккий, вп. – иг. в ОДС; 9. и-м. Никанор Краскин; 10. гг. Евсевий Саввин, ныне – архп.; 11. п. Василий, свщ. на приходе; 12. п. Владимир Соболев, вп. – а-м. Иерофей, канонарх; 13. и-д. Анастасий Коломийченко

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следует пожалеть о том, что нигде, по-видимому, не отражены подробности и суждения о нем самих участников происшествия и, тем более, таких заинтересованных лиц, как Патриарший Местоблюститель, Заместитель или митрополит Кирилл, которым, без сомнения, рано или поздно, стали известны все самые малейшие детали этого – увы! – столь печально окончившегося героического и даже отчаянного начинания православного епископата. Что же касается Преосвященного Павлина, то, хотя он и был «в клетке» вместе с другими собратиями-иерархами, но «имиже веси путями» вполне благополучно выпорхнул из нее к немалому изумлению и великому соблазну многих... Рассказывая (в конце 1930-х годов, в Средней Азии) о «Павлине в клетке» пишущему эти строки, Преосвященный Тихон (Шарапов) присовокупил, что если бы сбор подписей под актом избрания митрополита Кирилла закончился благополучно, то затем имелось в виду направить к нему в место ссылки (конечно, тайнообразующе) двух уполномоченных епископатом архиереев, снабженных этим самым актом избрания и доверительными грамотами, также от имени избирателей, заверенными тремя старейшими иерархами. Прибывшие епископы должны были вручить документы митрополиту Кириллу и немедленно возвести его в патриаршее достоинство, после чего, не задерживаясь, покинуть новопоставленного Патриарха, захватив с собою его известительное послание о совершившемся настоловании для широкого распространения в народе. Так предполагалось, но вышло иначе... В то время, как Местоблюститель митрополит Петр продолжал пребывать в заключении, арест Заместителя, конечно, еще более отягчил положение Церкви; он продолжался с 25 ноября (8 декабря) 1926 года по 30 марта (12 апреля) 1927 года. Заместитель был освобожден из заключения в день своих мирских именин, на память преподобного Иоанна Безмолвника. (У архимандрита Иоанна Снычева в его труде: «Церковные расколы...» приведены, – по обычаю для этого автора, – неверные данные: 30 ноября 1926 года и 27 марта 1927 года, без указания календарного стиля 361 .) По целому ряду соображений можно предполагать, что история «Павлин в клетке» в аресте Заместителя явилась лишь очень удачным предлогом; Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Борис [Рукин], епископ Можайский. Симеон [Михайлов], епископ Чебоксарский, управляющий Вятской епархией. Николай [Покровский], архиепископ Псковский. Иоанн [Братолюбов], епископ Боткинский. Петр [Гасилов], епископ Осинский. Иннокентий [Летяев], епископ Ставропольский. Александр [Раевский], епископ Керченский. Виссарион [Зорнин], епископ Симбирский. Дамиан [Воскресенский], епископ Переславский. Алексий [Готовцев], епископ Серпуховской. Иринарх [Синеоков], епископ Тюменский. Григорий [Козырев], епископ Вольский. Серафим [Звездинский], епископ Дмитровский. Арсений [Соколовский], епископ Прикаспийский. Феодор [Маковецкий], епископ Мосальский. Алексий [Буй], епископ Петропавловский. Григорий [Яцковский], архиепископ Екатеринбургский. Тихон [Шарапов], епископ Гомельский. Всецело покоряясь воле Премудрого и Благого Промысла, без коего, верю, ничто в жизни не совершается, сыновне подчиняясь велению нашего Святейшего Патриарха и согласуясь с пониманием его веления Архипастырями Русской Церкви, Я, смиренный Петр, митрополит Крутицкий, выразил согласие вступить со дня оглашения завещания почившего Первосвятителя в отправление обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. Доводя о сем до сведения Архипастырей, пастырей и верных чад Православной Русской Церкви, прошу всех вознести ко Господу молитвы, чтобы Он упокоил со святыми Святейшего нашего Отца, а мне даровал силы и мудрость достойно проходить возложенное на меня служение. Божие благословение да будет со всеми нами. 30 марта (12 апреля) 1925 г. Москва. Донской монастырь. Патриарший Местоблюститель Петр, митрополит Крутицкий». (Подписи двух последних Архипастырей поставлены под актом значительно позже, так как в день погребения Святейшего Патриарха Тихона они не находились в Москве) 14 . Так, в Донском монастыре, с митрополитом Петром происходит то же самое явление, которое имело место и при избрании Святейшего Патриарха Тихона на Соборе 1917−1918 гг.; как там, так и здесь, из трех намеченных кандидатов всеобщее утверждение получает лицо, по человеческим понятиям наименее «популярное». Однако, как покажет будущее, именно оно явится наиболее стойким и преданным делу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

По всей видимости, Е. Тучков потребовал от митрополита Петра подписать известное сопроводительное письмо в редакцию «Известий» и признать подлинность послания. Необходимо отметить, что митрополит Петр назван в месте с Патриархом как член группы «правых церковников», которая «имела отношения шпионского характера с АРА и с представителями Англии» . Уже 27 марта Е.Тучков докладывал, что «группа ликвидирована». Готовился арест Патриарха, остальные члены группы были арестованы и допрашивались. Только митрополит Петр, названный вторым после Патриарха, не только не был допрошен или арестован, но и с ведома ГПУ, стал Местоблюстителе Патриаршего Престола. Фактически без видимых причин с него были сняты тяжелейшие обвинения. Естественно, пойти на это Е.Тучков мог при условии выполнения митрополитом Петром определенных требований ГПУ. Кроме того, митрополит Петр, естественно, не мог не понимать, какие репрессии обрушатся на Церковь, в случае его отказа признать подлинность послания. Кроме того, очень важно отметить, что послание не было разослано по епархиям и приходам, что обычно делалось в отношении патриарших посланий. Важным источником при изучении отношения митрополита Петра к «Завещанию патриарха Тихона» является следственное дело Н-3677, заведенное в 1925 г. в отношении митрополита Петра и целого ряда других священнослужителей. Материалы дела позволяют сделать выводы об отношении митрополита Петра к «Завещанию». Приведем краткий обзор этого следственного дела. 11. 11. 1925 г. АРК приняла решение ускорить раскол среди «тихоновцев», а также поместить в «Известиях» «ряд статей, компрометирующих Петра» и одновременно начать следствие против Патриаршего Местоблюстителя . В ОГПУ были составлены списки близких к митрополиту Петру епископов. 19 ноября были арестованы епископы Гурий (Степанов), Прокопий (Титов) и Иоасаф (Удалов) 30 ноября в Даниловском монастыре были арестованы архиереи: Парфений (Брянских), Амвросий (Полянский), Дамаскин (Цедрик), Пахомий (Кедров), Тихон (Шарапов), Герман (Ряшенцев), Николай (Добронравов), архимандрит Сретенского монастыря Серафим (Крутень), бывший обер-прокурор Синода А.Д. Самарин и другие.

http://pravoslavie.ru/57501.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010