Сергий [Страгородский], архиепископ Финляндский; Тихон [Белавин], архиепископ Литовский; Арсений [Стадницкий], архиепископ Новгородский; Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский; Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский; Василий [Богоявленский], архиепископ Черниговский. Постановление Св[ятейшего] Синода в связи с заявлением шести архиепископов Св[ятейшего] Синода от 9-13 марта 1917 г. СЛУШАЛИ: заявление, прилагаемое при сем, шести архиепископов, присутствующих в Св[ятейшем] Синоде, и на основании бывших суждений ПОСТАНОВИЛИ: присоединяясь по существу к настоящему заявлению и находя образ действий нового обер-прокурора Св[ятейшего] Синода г. Львова неканоничным и незакономерным, Св[ятейший] Синод определяет: 1) довести до сведения Временного правительства о сем, присовокупив, 2) что Св[ятейший] Синод не находит, однако, возможным оставить кормило Всероссийской Православной Церкви без кормчего и посему 3) оставляет за собой ведение дел по управлению Православной Российской Церковью до созыва нового состава Св[ятейшего] Синода на основах канонических (архиереи избираются архиереями всей Русской Церкви путем опроса (по телеграфу), а лица пресвитерского сана – духовенством). Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский; Макарий (Парвицкий-Невский), митрополит Московский; Сергий (Страгородский), архиепископ Финляндский; Тихон (Белавин), архиепископ Литовский; Арсений (Стадницкий), архиепископ Новгородский; Михаил (Ермаков), архиепископ Гродненский; Иоаким (Левицкий), архиепископ Нижегородский; Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский и протопресвитер Александр Дернов» //Цит. по: Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви. Составитель М.А. Бабкин. М., 2006. С. 29-31. 14 апреля 1917 года все члены Синода были уволены министром-председателем, как он тогда назывался, князем С. Львовым и обер-прокурором Синода В. Львовым; оставлен был только митрополит Сергий (Страгородский), а с ним вместе были вызваны на сессию Синода экзарх Грузии архиепископ Платон (Рождественский), архиепископ Ярославский Агафангел (Преображенский), епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) и епископ Самарский Михаил (Богданов).// Церковные ведомости. Петроград. 1917. 16-17. С. 83.

http://fond.ru/kalendar/467/andronik/

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси января 1865–†7 апреля 1925 Прославлен в 1989 г. Память празднуется 26 сентября/9 октября (прославление) и 25 марта/7 апреля (преставление) Святитель Тихон (Ва­си­лий Иванович Белавин) родился в деревне Клин (Псков­ская губерния) в семье священника. Он учился в Торопецком духовном училище, затем — в Псковской семинарии и в Петербургской Духовной академии. В 1891 г. он принял монашеский постриг с именем Тихон. С 1892 г. отец Тихон, уже архимандрит, занимал должность инспектора Холм­ской семинарии, затем — ректора Казанской семинарии. 4 ок­тяб­ря 1897 г. в Петербурге была совершена его хиротония во епископа Люблинского, викария Холм­ской епархии. В декабре 1898 г. Святитель был назначен пред­стоятелем Алеутско-Аме­риканской кафедры. В Америке он успешно трудился над распространением Православия. По его благословению был сделан первый перевод Божественной Литургии на английский язык. В 1905 г. Святитель возведен в сан архиепископа. Через два года его переводят на Ярославскую кафедру. В 1913 г. Святителя назначили на служение в Вильно. Здесь его застает Первая мировая война. Святитель объезжает линию фронта, служит Литургии и молебны, исповедует и причащает раненых и умирающих солдат. После Февральской революции святитель Тихон был незаконно уволен из Синода, но 21 июня 1917 г. он избран на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита. После возрождения Поместным собором 1917–18 гг. патриаршества, 5 (18) ноября 1917 г. святитель Тихон был избран на всероссийский патриарший престол. Старец Зосимовой пустыни Алексий вынул жребий с именем Митрополита Московского Тихона. Интронизация Патриарха состоялась 21 ноября (4 декабря), в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе московского Кремля. Начинался долгий крестный путь Святителя, путь противостояния безбожной власти. Патриарх Тихон написал ряд обращений, призывающих остановить растущее беззаконие, стремился защитить права Церкви, церковные святыни и жизнь верующих.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

О восстановлении во всех правах Святейшего Патриарха Тихона, после незаконного Собора 1923 года, епископ Антонин на съезде говорил следующее: «Когда Собор 1923 года сделал постановление о лишении патриарха Тихона сана, была выделена комиссия из 10 человек и протокол этого постановления был предъявлен Тихону в месте заключения в присутствии представителя гражданской власти. Тихон взял перо и на этом протоколе написал: “8 мая 1923 года. Считаю приговор неправильным как по форме, так и по существу. Я не был вызван на Собор, как того требует 74-е Апостольское правило, и мне не дано было возможности оправдаться и дать объяснение, которое могло изменить постановление”. Подписался Патр. Тихон (В. Белавин)». «Этот протокол был возвращён Собору и должен храниться в делах Троицкого подворья. Таким образом, в этот момент Тихон Собор признавал и с ним считался. Мы говорим, что Тихон сам себя восстановил. Не очень давно тихоновский епископ Трифон, говорил одному лицу, что Тихон не сам себя восстановил, а его восстановили четырнадцать епископов тихоновского толка. Они протоколировали своё постановление, и все дальнейшие епископы, присоединяющиеся к Тихону, подписывают этот протокол, и теперь под этим протоколом имеется больше ста подписей. По словам епископа Трифона, этот протокол имеется в четырёх экземплярах, хранящихся в разных местах». Далее епископ Антонин, упрекая Святейшего Тихона в том, что он, не будучи ещё восстановлен, совершал богослужения, говорил: «Но для меня несомненны два факта: Тихон в день освобождения из-под стражи с места в карьер отправился служить панихиду по священнике Мечеве, которого в это время хоронили на Лазаревском кладбище, так что никакого, реставрационного епископского собрания ещё не могло быть, а во-вторых, в своём послании о вступлении в Управление церковью Тихон не ссылается ни на какое епископское восстановление себя, а мыслит себя непрерывным патриархом, по обстоятельствам, всем известным, более года не имевшим общения с верующими». Рассказ епископа Антонина о подписании Святейшим Патриархом протокола Собора несколько разнится с рассказом Преосвященного Виталия, который говорил, что Патриарх, взяв протокол, положил его на стол, сказав на словах, что он не согласен с приговором Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Как ни старались советские борзописцы чернить патриарха, на них явно произвело впечатление «патриаршее достоинство». «Голос у гр. Белавина в меру пристойный и в меру исполненный чувства собственного достоинства...» «В. И. Белавин ведет себя достаточно открыто...» «Гражданин Белавин, простившись с аудиторией, в меру смиренно и в меру с достоинством покидает зал суда...» Нет, не гражданин Беллавин предстал перед судом, а Божий избранник – патриарх Московский и всея России. Председатель. Ваша фамилия? Патриарх. Беллавин. Председатель. Имя, отчество? Патриарх. Василий Иванович, в монашестве патриарх Тихон. Председатель. Вы являетесь главным руководителем церковной иерархии? Патриарх. Да. Председатель. Вы вызваны в Трибунал в качестве свидетеля по делу о привлечении разных лиц за сопротивление изъятию церковных ценностей в пользу голодающих. За ложные показания вы отвечаете. Расскажите историю происхождения вашего послания – того воззвания, в котором вы высказались против выдачи церковных ценностей, сосудов и т. д. Патриарх. Простите, это от какого числа? Председатель. От 13 февраля. Историю происхождения вот этого воззвания и расскажите Трибуналу. Патриарх. Видите ли, по поводу голодающих мы не раз обращались к властям, мы просили, чтобы нам разрешили образовать Церковный Всероссийский комитет и комитеты на местах, епархиальные, для того, чтобы Церковь могла сама оказывать помощь голодающим; с этим мы обратились, кажется, еще в августе прошлого года. В августе и сентябре мы ответа не получили. Ответ я получил от ПОМГОЛа в декабре месяце. Мною был командирован в ПОМГОЛ, как сведущий в этом деле, протоиерей Цветков, он не раз работал в этой области в 1911 – 1912 гг. В ПОМГОЛе вели переговоры с тов. Винокуровым, который этим делом заведует. Тов. Винокуров высказал пожелание о том, чтобы Церковь наша пошла навстречу помощи голодающим и пожертвовала из своих ценностей. Протоиерей Цветков сказал, что в Церкви имеются вещи, которые мы не можем, по нашим канонам, жертвовать. Тов. Винокуров на это заявил, что мы этого и не требуем, но хорошо, если бы вы пожертвовали подвески, камни, потом украшения. Цветков сообщил об этом мне. Я тогда согласился на это. Так как знал, что воззвания должны выпускаться с ведома властей, я представил в ПОМГОЛ проект своего воззвания о том, что можно жертвовать. При этом я имел в виду, что собственно церковное имущество было передано общине верующих, и я выразился так, что, со своей стороны, разрешаю жертвовать вот такие вещи. Это воззвание после было одобрено.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Свт. Тихон (Белавин), сщмч. Иоанн Кочуров (стоят 1-й и 2-й справа) и еп. Фон-дю-Лакский Чарльз Графтон (сидит в центре) среди гостей и участников епископской ординации. Фон-дю-Лак (Висконсин. США). 8 нояб. 1900 г. Свт. Тихон (Белавин), сщмч. Иоанн Кочуров (стоят 1-й и 2-й справа) и еп. Фон-дю-Лакский Чарльз Графтон (сидит в центре) среди гостей и участников епископской ординации. Фон-дю-Лак (Висконсин. США). 8 нояб. 1900 г. В 1903 г. в ответ на обращение К-польского Патриарха Иоакима III ко всем правосл. Церквам с просьбой сообщить об их отношении к др. христ. конфессиям Святейший Синод РПЦ одобрил существовавшие дружественные связи с англиканами. В послании подчеркивалось, что единство Церквей может быть достигнуто, если желание объединиться с правосл. Церковью будет высказано не только представителями «Высокой Церкви», но и всем англикан. сообществом, в к-ром пока решающее влияние принадлежит кальвинистам. «С нашей стороны в отношении к англиканам должны быть братская готовность помочь им разъяснениями, обычная внимательность к их лучшим желаниям, возможная снисходительность к естественным, при вековом разделении, недоумениям, но в то же время твердое исповедание истины нашей Вселенской Церкви» (Ответное послание Святейшего Правительствующего Синода ко Вселенской Патриархии//ЦВ. 1903. 25. С. 782). В 1906 г. для развития двусторонних отношений был учрежден Англикано-Восточно-Православный союз (Anglican and Eastern-Orthodox Church Union, см. Ассоциация англикан. и восточно-правосл. Церквей ), в состав к-рого вошли представители обеих Церквей. В 1912 г. Святейший Синод утвердил устав Об-ва ревнителей единения восточно-правосл. и англикан. Церквей - российского филиала союза, ставшего 1-й офиц. орг-цией в России, занимавшейся установлением контактов с англикан. Церковью. Его председателем стал архиеп. Холмский и Люблинский Евлогий (Георгиевский) , в 1913 г. на этом посту его сменил архиеп. Финляндский и Выборгский (впосл. Патриарх) Сергий (Страгородский) . Почетными членами об-ва были избраны Архиепископы Кентерберийский Рэнделл Дэвидсон и Йоркский Косма Лэнг. В Москве, С.-Петербурге, Риге читались доклады об учении и церковной жизни англикан. В 1914 г. была образована специальная Синодальная комиссия для изучения вопроса о взаимоотношениях с англикан. Церковью.

http://pravenc.ru/text/115118.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Святитель Тихон (Белавин), патр. Московский и всея Руси (см. также ИУ) Наследие: письма, дневники, воззвания 812. Переписка свт. Тихона (Белавина) , патриарха Всероссийского, и митр. Евлогия (Георгиевского), 1921–1922 гг./Публ., предисл., примеч.: Н. Ю. Лазарев//УЗ РПУ. 2000. 6. С. 93–111. 813. Письма священномучеников – архиереев Русской Православной Церкви к свт. Тихону, патриарху Московскому и всея России/Публ.: прот. В. Воробьев//БСб. 2000. 6. С. 5–17. Письма сщмчч. Андроника (Никольского) , архиеп. Пермского; Кирилла (Смирнова), митр. Казанского; Вениамина (Казанского), митр. Петроградского (1918–1921 гг.). 814. Рёсслер Р. Послание Святейшего патриарха Тихона [Белавина] к духовенству от 25 сент. ст[арого] ст[иля] 1919 г.//ВРЗЕПЭ. 1974. 85/88. С. 23–29. Полный текст Послания: с. 25–27. 815. Тихон (Белавин) , патр. Московский и всея Руси, свт. Переписка свт. Тихона со Святейшим Димитрием [Павловичем], патриархом Сербским и архиепископом Белградским/Публ.: прот. В. Воробьев, О. Ефремова, В. И. Косик, О. В. Косик//БСб. 2000. 6. С. 251–267. См. также 2248, 2318. Документы 816. Анонс книги «Следственное дело патриарха Тихона»/Публ.: Ю. Л. Ореханов, Т. Х. Терентьева, А. В. Постернак//БСб. 1997. 1. С. 193–195. 817. Ефремова О., Кривошеева Н. А. Новые архивные документы о преследовании властями свт. Тихона в 1918– 1923 гг.//БСб. 2000. 6. С. 160–175. 818. Кто же является распространителем «ложных слухов»?/Публ.: Н. А. Кривошеева//УЗ РПУ. 2000. 6. С. 112–119. Письма архиереев и частных лиц по поводу интриг, затеянных в 1923 г. обновленческим духовенством и советской властью для устранения от управления Церковью патр. Тихона и компрометации преданных ему людей. 819. «От всякаго обстояния избавляя верных рабов своих...»/Публ.: Н. А. Кривошеева//БСб. 2000. 6. С. 154–159. Благодарственный молебен 27 июля 1919 г. по случаю избавления от смертельной опасности патр. Тихона: Речь митр. Арсения (Стадницкого) и ответное слово патр. Тихона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 января Святитель Тихон (Белавин) 1914 год – Архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон (Белавин) переведен на Литовскую и Виленскую кафедру. (В Книге «Русская Православная Церковь ХХ век» авторы отдельно выделяют этапы жизни и деятельности русских патриархов свт. Тихона, Сергия, Алексия I, Пимена и Алексия II). 1952 год – В Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия и немецкого пастора и богослова, президента Евангелической Церкви земли Гессен доктора Мартина Нимеллера. Давая разрешение на подобные контакты, советское руководство стремилось создать у церковной общественности Запада впечатление о благополучном положении Русской Православной Церкви и тем самым расширить круг участников движения сторонников мира. Представителям же западных Церквей контакты с иерархами Русской Православной Церкви давали возможность в какой-то степени благотворно влиять на политику руководства СССР в отношении католических и протестантских религиозных общин в нашей стране. Но и сама Русская Православная Церковь нуждалась в контактах с западным христианским миром, видя в них одно из средств защиты от давления на нее безбожной власти. 1996 год – Константинопольская Патриархия направила послание «Православным общинам Эстонии». В послании отмечен антиканонический путь решения сложившейся ситуации в Эстонии – подчинение Константинопольской юрисдикции Эстонской Апостольской Православной Церкви с включением в нее всех православных общин на территории Эстонии с отдельной епархией для русскоязычных приходов. 2000 год — Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении сопутствовавших ему архипастырей и клириков совершил Божественную литургию в базилике Рождества Христова в Вифлееме. В преддверии великого праздника в этом святом для каждого христианина месте Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вознес молитву за свою многомиллионную паству, за наше дорогое Отечество, за всех, «иже во власти суть», прося о ниспослании им мира и благословения Божия, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Из Вифлеема Святейший владыка направился в русский Свято-Троицкий монастырь в Хевроне. Побывал Святейший владыка и в русском Горненском женском монастыре, расположенном в местечке Айн-Карем, неподалеку от Иерусалима. Согласно церковному Преданию, именно здесь родился св. Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Святейший Патриарх освятил установленные возле Казанского храма скульптурные изображения начальников Русской Духовной Миссии, чей вклад в расширение русского православного присутствия в Святой Земле особенно значителен: архимандритов Порфирия (Успенского), Антонина (Капустина), Леонида (Сенцова). 3 января 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5316.html

На родине патриарха Тихона пройдет Свято-Тихоновская я конференция Тверь, 24 января 2006 г . Патриарх Московский и всея Руси Тихон. Нач. 1920­х гг. 1 февраля 2006 года в самом древнем городе Тверской области Торопце начнет работу III православная Свято-Тихоновская межрегиональная конференция «Пастырь добрый», посвященная великому русскому святителю ХХ века патриарху Тихону, сообщает служба коммуникации ОВЦС МП . Расположенный на дальнем северо-западе, Торопец выгодно отличается от многих других городов области трепетным отношением к собственной истории. Там издавна существует сильная историко-краеведческая школа, сохранилось очень много памятников истории и архитектуры. На улице Никитина сохранилась построенная в 1706 году Спасо-Преображенская церковь. В конце XIX века в ней служил иерей Иоанн Белавин. Напротив храма стоит небольшой деревянный дом, в котором жила семья священника. Здесь провел детство будущий XI патриарх Московский и всея Руси Тихон, в миру Василий Иванович Белавин. В Торопце традиция почитания патриарха Тихона не прерывалась даже в самые суровые годы гонений на Церковь – здание на улице Никитина торопчане всегда называли «домом Патриарха». На днях в Твери под председательством заместителя губернатора Тверской области Михаила Куржиямского состоялось совещание, которое было посвящено подготовке к проведению конференции. Участники заседания отметили, что торопецкими и российскими краеведами накоплен опыт, позволяющий включить проект «Пастырь добрый» в общероссийский контекст масштабных социальных акций. Как особо подчеркнул Михаил Куржиямский, структурно проект выстроен на двух взаимодополняющих составляющих – туристической и православно-религиозной. Каждая из них имеет стратегическое значение для региона. Поэтому администрация Тверской области намерена оказать необходимую поддержку участникам и организаторам конференции. Участникам конференции «Пастырь добрый» предстоит обобщить опыт православного просвещения в районе, уже сложившиеся традиции взаимодействия Русской Православной Церкви с государственными, муниципальными и общественными организациями. Кроме того, планируется разработать предложения по развитию в районе историко-культурного, эколого-ландшафтного и религиозного туризма – в этом смысле Торопецкий район обладает уникальными ресурсами и объектами. 24 января 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/15998.html

Скачать epub pdf Жизнеописание святейшего патриарха Московского и всея Руси Тихона 599 Будущий патриарх, Василий Иванович Белавин, родился 19 января 1865 года в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской епархии. Детские и юношеские годы прошли в русской деревне. После окончания церковноприходской школы в 1878 году он поступил в Псковскую семинарию. Среди товарищей пользовался уважением и любовью. Высокого роста, белокурый, всегда спокойный, уравновешенный, среди товарищей он выделялся своими успехами в учебе и полным отсутствием юношеского тщеславия. Обычно отличники держатся особняком – семинарист Белавин, напротив, всегда стремился помочь своим товарищам. Он рад был объяснить и помочь в приготовлении уроков. Причем часто сопровождал свои объяснения шуткой. Уже в семинарии за ним установилось шутливое прозвище «архиерей». После окончания Псковской семинарии в 1883 году он поступает в Петербургскую духовную академию. После окончания Петербургской академии в 1888 году назначается преподавателем в Псковскую семинарию. В течение трех лет преподает в семинарии. За это время его полюбили не только семинаристы, но и жители Пскова. Жил он в мезонине деревянного дома близ храма Николы Соусохи. В этот же период принимает решение об избрании монашеского пути, а в 1891 году принимает монашеский постриг. Учитывая всегдашнюю кротость, при постриге ему дают имя Тихон, в честь святителя Тихона Задонского , также отличавшегося кротостью. Вскоре после пострига иеромонаха Тихона переводят инспектором в Холмскую духовную семинарию. Холм – скромный уездный городок бывшей Люблинской губернии, с польско-еврейским населением, с налетом польской культуры даже на русских горожанах. Основное население – украинцы. Среди постоянных жителей немало униатов. Митрополит Евлогий (Георгиевский), ставший ректором Холмской семинарии сразу после архимандрита Тихона, так описывал жизнь Холмщины: «Религиозная и народная жизнь Холмщины была сложная. В ней скрещивались и переплетались разнородные религиозные течения, воздействия разных культурных наслоений, обусловленные всем историческим прошлым этого края: Русь и православие – как исторический фундамент; Польша и католичество в виде унии – как дальнейшее наслоение...» 600 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если мы ощутим его жизнь, его личность, как ношение этого бремени – бремени всего страшного ХХ века в истории русской Церкви, я думаю, что-то мы в нем поймем, воспримем гораздо лучше, чем это бывает, когда в полагающиеся протокольно-титульные дни поминовения святых мы вспоминаем того или иного нашего святителя. Не случайно, наверное, и день кончины-то его пришелся на праздник Благовещенья, как будто именно для того, чтобы мы более всего размышляли о нем вне контекста протокольных дней поминовения. А теперь начнем разговор о нем. Я ведь прекрасно понимаю, что моя задача облегчается, с одной стороны, тем, что вы знаете о нем более, чем о других Патриархах ХХ века, а с другой стороны, осложняется тем, что уже сложились определенные стереотипы. Поэтому пойдем просто путем, как мне кажется, живого размышления о нем в контексте русской церковной истории. Итак, Василий Иванович Белавин… Я произнес его имя, отчество, и даже от этого сразу отдает чем-то таким нарочито народным. Русским, народным, почти что даже и не священническим. Итак, носивший, впрочем, распространенную среди духовенства Псковской епархии фамилию Белавин, Василий Иванович родился 19 января 1865 года в деревне Клин Торопецкого уезда Псковской губернии в семье священника. Семья не была такой уж многодетной, но у него было трое братьев, и семья несла на себе традиционную печать нелегкой жизни русского провинциального духовенства, для которого существовал один-единственный путь к иной, более одухотворенной, более обеспеченной и более яркой жизни – образование. Поэтому судьба будущего Патриарха в этом плане была предрешена – Торопецкое духовное училище, ближайшее уездное училище к месту служения его отца, тем более что и сам отец вскоре стал служить в городе Торопце. Вы знаете, это очень важный момент в его жизни. До тринадцати лет будущий Патриарх учится в Торопецком духовном училище, не отрываясь от своей семьи. Вот это поступление в духовное училище, неизбежный этап для получения образования в 8, 9, 10 лет, ознаменовало собой колоссальную духовную травму – отрыв от семьи. А семьи русского духовенства, как отмечали, например, авторы «Вех», были самыми здоровыми русскими семьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010