У меня в Муроме не было никого знакомых, кроме стряпчего А. А. Горицкого; но он меня не знал, и мы с ним познакомились уже впоследствии. Таким образом не с кем было мне посоветоваться. Я должен был сам решить свою судьбу. Прошло дня два, и я, ознакомившись несколько с невестой и семейством, и предав себя и свою судьбу в волю Божию, решился сделать роковой шаг в жизни. Возвратившись через несколько дней во Владимир, я подал прошение Преосвященному об определении меня на должность учителя Муромского училища и о предоставлении мне праздного священнического места при Муромском Богородицком соборе. По этому прошению последовал запрос семинарскому Правлению, могу ли я совместить учительскую должность со священнической. На этот запрос —176— 1841 г. дан был ректором о. Паликарпом от 18-го ноября следующий отзыв: „Студент Ив. Тихомиров, по окончании семинарского курса, определён был 12-го июля сего года смотрителем семинарской больницы, каковую должность проходил с отличной ревностью, при поведении примерно хорошем, исправляя иногда, по поручению Правления, должность наставника по классу греческого языка за болезнью которого-либо из гг. наставников оного. К наставнической должности он, Тихомиров, весьма способен и к совмещению должности учительской при Муромских училищах, в случае потребности, с должностью священническою никакого препятствия не имеется”. Между тем, я поспешил уведомить свою будущую тёщу о благополучном возвращении во Владимир и об обстоятельствах моего дела. И вот что получил от неё в ответ от двадцать девятого ноября: „Любезнейший Иван Михайлович! Приятное ваше письмо мы получили 22-го числа по утру в 10-ть часов. Читаем его каждый день, ибо в нём очень много нам приятного и любезного, как в отношении меня, так и в отношении моего семейства. Семейство, слава Богу, здорово, чего и вам желают, – все они вас ждут, не знают как провести скорее пост и дождаться вашего приезда; все деньки считают (как говорится) по пальчикам, и дай Бог, чтобы эта несносная зима прошла и наступила вечная весна, приехавшая с вами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—303— представляет недавно опубликованная работа Штейде. Bew. d. Glaubens. 1896. 2, 5, 6:12)? Взамен подобных книг под рубрикой пособий по религии первобытных народов князь Трубецкой рекомендует рефераты и книги о верованиях наших инородцев написанные лицами совсем не занимающимися изучением религии. Зато работы лиц занимавшихся таковым изучением князь Трубецкой упорно замалчивает. Мы не можем допустить, чтобы он не знал или не слыхал о книгах Хрисанфа „о религиях древняго мира“ и он однако упорно молчит о них, называя книги говорящие о религиях Египта, Китая, Ассиро-Вавилонии. Не служит ли молчание в данном случае знаком презрения? Чем вызвано это презрение? Книги Хрисаноа, не смотря на то, что между ними и нами лежат два десятилетия, стоят неизмеримо выше книги Мензиса, и специалист и ныне, как и двадцать лет назад, принуждён в значительной мере иметь дело с исследованиями тех же лиц, с какими имел дело и преосвященный Хрисанф. Князь Трубецкой рекомендует для самообразования Sacred Books of the East и затем ещё исследования in folio. Мы затрудняемся понять неразумие это или глумление? Без сомнения, те, которые владеют тремя иностранными языками и имеют средства выписывать такие дорогие издания, как указываемые Трубецким „священные книги“ безусловно не нуждаются в его библиографии. А тем, которые не имеют денег и знания языков, князь Трубецкой говорит: procul este profani. К счастью русские учёные не так суровы, как князь Трубецкой. Так по китайской религии на русском языке имеются работы, которыми во всяком случае не побрезговал бы и запад, как брезгует ими князь Трубецкой. Разумеем исследования Георгиевского „первый период истории Китая“, „принципы жизни Китая“. Имеются у нас и переводы капитальных сочинений (наприм., о Египте Бругша). Мы думаем, что средний русский читатель, предоставив князю Трубецкому самому знакомиться с рекомендуемыми им книгами, и обратится к этим исследованиям и переводам. С. Глаголев (Окончание следует). Савва (Тихомиров), архиеп. Тверской и Кашинский. [Хроника моей жизни: Автобиографические записки высокопреосв. Саввы [Тихомирова], архиеп. Тверского [и Кашинского († 13 октября 1896 г.): Том 1. (1819–1850 гг.) Годы: 1838–1841]//Богословский вестник 1897. Т. 2. 5. С. 129–160 (4-я пагин.). (Продолжение.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—165— после смерти тела, то разве и этот пункт далёк от христианских верований? Разве мы не признаём, что по воскресении мёртвых мы будем иметь не один дух, а и тело, и что это тело будет тонкое, эфирное, не стеснённое тяжёлыми условиями материи, подобно нашему телу. Мы верим, что всё земное развитие в час, определённый Промыслом Божиим, закончится обновлением всей земной жизни и нашего тела, когда воцарится на земле царствие Божие и мы и по духу, и по телу будем сподоблены этого царствия, если только не отвратим сами себя от этой жизни будущей. Сергей Кулюкин Холм, Люблинской губ. 1897 г. Савва (Тихомиров), архиеп. Тверской и Кашинский. [Хроника моей жизни:] Автобиографические записки высокопреосв. Саввы [Тихомирова], архиеп. Тверского [и Кашинского († 13 октября 1896 г.): том 1. (1819–1850 гг.) Годы: 1834–1838]//Богословский вестник 1897. Т. 2. 4. С. 97–128 (3-я пагин.). (Продолжение.) —97— 1834 г. Козлова, Ф. Глинки. Байрона (в русском переводе) и др. У меня и теперь сохраняется несколько рукописных сборников разных стихотворений. Не мало также прочитано и сделано было мною выписок из сочинений прозаических разных авторов. Хранятся у меня и эти выписки. Не долго пришлось мне жить на квартире: в конце сентября (1834 г.) я принят был в бурсу на казённое содержание и помещён в 4-м номере. Инспектор о. Израиль поручил меня особому попечению комнатного старшего. Бурса помещалась за речкой Лыбедью, в довольно большом деревянном, с антресолями, доме. При нём был ещё один небольшой деревянный флигель. При доме довольно обширный сад с липовой тенистой аллеей и несколькими фруктовыми деревьями. В бурсе нас было около 120 человек. Содержание пищей было довольно удовлетворительно. Одежда летняя: нанковый серенький сюртучок с такими же брюками и жилетом и нанковый же голубой халат; зимняя: овчинный тулуп, покрытый такой же, как на халате, нанкой; сапог выдавалось пары две с половиной; о калошах не было тогда и в помине. Белья носильного и постельного выдавалось довольно достаточно. На полное годовое содержание каждого воспитанника отпускалось из казны, как я слышал, не более 30 р. серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

тексте. Надеемся, что кого подобный вопрос задевает за живое, тот не поскучает за чтением нашего разбора и не отнесёт его к числу „ненужных и праздных“.... В. Мышцын Савва (Тихомиров), архиеп. Тверской и Кашинский. [Хроника моей жизни:] Автобиографические записки высокопреосв. Саввы [Тихомирова], архиеп. Тверского [и Кашинского († 13 октября 1896 г.): Том 1. (1819–1850 гг.) Год: 1848]//Богословский вестник 1897. Т. 4. 12. С. 369–390 (3-я пагин.). (Продолжение.) —369— 1848 г. Юный друг мой Г.П. Быстрицкий в письме своём от 24-го июня к своему Киевскому другу Флоринскому так характеризовал митрополита Филарета, бывшего у нас на частных экзаменах в качестве ревизора: „Митрополит был у нас на частных экзаменах как ревизор и ждём его приезда на публичное испытание. Впрочем, этот ревизор не так часто посещает и не так строг, как обыкновенные ревизоры. Ревизия его обыкновенно и по преимуществу касается оканчивающих академический курс, но ныне он был и у нас, даже в продолжение двух дней, на обоих философских экзаменах, – чему примеров не помнят. Что заставило его послушать нашей философии? Думают, состояние философии современной, – опасение, чтобы в нашем месте западные идеи не нашли своих проповедников и защитников. Это опасение высказалось в нём во время экзамена. Он критически смотрел на наши лекции и рассматривал их по отношению к современной науке. „Философия, по его понятию, не должна гоняться за современностью, иначе она сделается ложной и пустой. Философия на западе сделалась пустой; от того философские кафедры остались без слушателей, которые ушли или воевать, или обратились к наукам политико-экономическим“. Ему не поправилось понятие о темпераменте, который у нас выводится из природных свойств духа и устройства телесного и есть взаимное отношение и степень восприемлемости и самодеятельности. На его взгляд, темперамент состоит в таком или ином устроении телесного организма и влиянии этого устройства на психическую жизнь. Вообще Психология наша особенно подвергалась его нападениям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Обитателям нашей земли Бог явил такие свидетельства Своей благости и любви, о возможности или вероятности которых наш слабый разум не осмеливался и помыслить. Если другие небесные шары точно также представляют собой жилища для интеллектуальной жизни, в бы хотело убедить нас наше сердце, то Бог мог проявить на них Своё милосердие, Свою благость, Свою любовь бесконечно разнообразными способами, которых наше воображение не может представить. Если деятельность Его в мире физическом превосходит все наши вычисления, то бездны Его сердца не менее неизмеримы, они заключают в себе глубочайшие тайны и неистощимые богатства непостижимой любви. Бесконечно великое может проявиться в бесконечно малом. Бесконечные милосердие, правосудие и любовь Божии проявились в воплощении на земле Сына Божия. Кто знает – может быть жители других миров имеют откровение об этой тайне воплощения, и наша маленькая земля вследствие этого не кажется уже им ничтожной. Может быть голгофская жертва принесла богатые плоды и для них? Нет ничего неразумного в таком предположении. Мы видим, что между всеми мирами существует физическая связь. Они связаны взаимным притяжением. Но может быть между обитателями миров есть ещё связь нравственная. Тогда всякий нравственный факт, где бы он ни совершился, имеет значение для всех разумно-нравственных существ вселенной, и плоды голгофской жертвы могут быть бесконечно велики не для одних ничтожных обитателей ничтожной планеты, но и для высоко-разумных жителей каких-либо великих миров. (Окончание следует). С. Глаголев Савва (Тихомиров), архиеп. Тверской и Кашинский. [Хроника моей жизни: Автобиографические записки высокопреосв. Саввы [Тихомирова], архиеп. Тверского [и Кашинского (†13 октября 1896 г.): Том 1. (1819–1850 гг.) Годы: 1845–1846]//Богословский вестник 1897. Т. 3. 9. С. 273–320 (3-я пагин.). (Продолжение.) —273— 1845 г. совет полезнее. Академия может принести ещё более забот и беспокойств, расстроить совершенно ваше слабое здоровье, а польза за горами: – там учёности много и премного и без нас грешных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

византийской и подробный перечень пособий к изучению первой являются у автора как бы переходом к самому обозрению лицевых академических рукописей, именно: Книг 16-ти пророков (1489 г.), Годуновской Псалтири (1594–1600 гг.), трёх Евангелий XV–XVI вв., двух толковых Апокалипсисов XVI–XVII вв. и двух списков Христианской Топографии Косьмы Индикоплова XV века. За исключением Евангелий, соединённых в одну рубрику, для каждой из названных рукописей отведён в сочинении особый отдел, в котором автор сначала готовит читателя с внешним видом самой рукописи, с количеством, качеством и общим характером содержащихся в ней иллюстраций, и затем уже последовательно, одну вслед за другой, описывает сами миниатюры, останавливаясь с большим вниманием на тех из них, которые почему-либо казались ему наиболее замечательными или любопытными. В частности, говоря о миниатюрных изображениях пророков, он сопоставляет их с предписаниями на этот счёт иконописного подлинника; приступая к описанию Годуновской Псалтири, представляет характеристику иллюстрации псалтири вообще; пред описанием миниатюр Топографии Индикоплова говорит о сравнительном достоинстве двух академических списков её и об отношении их к третьему – к экземпляру Московского Главного Архива Министерства Иностранных дел, изданному Обществом древней письменности и искусства. Быть может, благодаря такой, относительно широкой постановке темы, а главное вследствие недостатка времени, автор не успел довести своего обозрения лицевых академических рукописей до конца: некоторые из них и притом очень важные и по древности и по достоинству своих миниатюр остались неописанными; но нельзя ставить в вину этого нашему автору. Труд описания миниатюр, при кажущейся его лёгкости, в действительности почти столь же тяжёл и утомителен, сколь трудна и кропотлива работа самого миниатюриста мастера. Для успешного выполнения его, помимо незаурядного терпения и уменья сжато, верно и полно передавать на бумаге содержание и характер иллюстраций, необходимо нужны ещё специальные познания в том, что принято

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—168— увеличенное значение некоторым гипотезам и преувеличивает познания древних в области точных наук. Но эти недостатки его книги не могут быть признаны имеющими важное значение. Гипотезы, которым он следует, не заключают в себе ничего враждебного религии, а его преувеличенная оценка знаний древних во всяком случае лучше и благороднее допускаемого многими глумления над представлениями древних. Это глумление более позорно, чем глумление Хама над отцом, и оно даёт основание и повод детям глумящихся смеяться над убеждениями и теориями своих отцов. Вот, почему мы не расположены ставить Ортолану в серьёзную вину указанные недостатки его книги. В его исследовании есть недостатки более серьёзные и есть промахи, неверные утверждения и ошибочные воззрения, имеющие, по нашему мнению, гораздо более важное значение. К разбору их мы теперь и обратимся. С. Глаголев (Окончание следует). Савва (Тихомиров), архиеп. Тверской и Кашинский. [Хроника моей жизни: Автобиографические записки высокопреосв. Саввы [Тихомирова], архиеп. Тверского [и Кашинского († 13 октября 1896 г.): Том 1. (1819–1850 гг.) Годы: 1846–1847]//Богословский вестник 1897. Т. 4. 10. С. 321–336 (3-я пагин.). (Продолжение.) —321— 1846 г. сюда решительное распоряжение об уничтожении штатов и преосвященный никого уже из студентов на вольные места не поставляет во священники или диаконы, а переводит старых, лишившихся своих мест. Удивительно ли после сего и соборному месту отойти от нас: оно не по прямой потомственной линии принадлежит нам; просить же теперь нельзя“. 14-го ноября даны были нам по классу словесности, для месячного, сочинения следующие темы: 1) „Необходимо ли для успехов русского просвещения отрицание западной образованности?“ 2) „О дружбе“. Я писал сочинение на вторую тему и мысли свои изложил в форме письма отца к сыну. Читавший моё сочинение профессор E. В. Амфитеатров подписал на нём: „Письмо исполнено чувств и разрешает вопрос основательно. Очень хорошо“. В декабре производились у нас, по старинному обычаю, частные испытания по всем предметам. К экзамену готовились мы, большей частью, по запискам, сдаваемым за несколько дней, а иногда и накануне экзамена, наставниками. Труднее всего было для меня и слушать с кафедры и за тем повторять по запискам лекции профессора Амфитеатрова по предмету эстетики, так как наука эта для меня была совершенно новой, о которой в семинарии мы не имели и понятия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Саввы [Тихомирова], архиеп. Тверского [и Кашинского († 13 октября 1896 г.): Том 1. (1819–1850 гг.) Годы: 1819, 1822, 1825–1827]//Богословский вестник 1897. Т. 1. 1. С. 1–32 (3-я пагин.). (Начало.) 1819 г. От чрева матере моея Ты еси мой покровитель... Не отвержи мене и во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене. ( Пс.70:6:9 ). 1819 г. Я родился 15-го марта 1819 года. Родители мои были Михаил Сергеевич и Стефанида Ивановна. Отец мой был сын диакона Крестовоздвиженской церкви села Палеха, Вязниковского уезда, Владимирской епархии, Сергия Никитича; родился 20-го сентября 1783 года. Оставшись в малолетстве круглым сиротой, он воспитывался в доме священника и благочинного того же села Палеха Ивана Ефимовича Дмитревского (уроженца Вологодской епархии), женатого на сестре деда его, Никиты Феодоровича, Ирине Феодоровне. 11-ти или 12-ти лет он, обучившись грамоте, определён был к той же Крестовоздвиженской церкви, при которой был его отец, на должность пономаря и вскоре посвящён был в стихарь. Мать моя, Стефанида Ивановна, родилась в 1788 году, была дочь также диакона села Гориц, Шуйского уезда, Суздальской (ныне Владимирской) епархии, Ивана Ивановича. Дед её, также Иван Иванович, был дьячком в селе Горицах, а прадед о. Иоанн в том же селе был священником. Овдовевши, он поступил в число братии в Николо-Шартомский монастырь, находящийся от Гориц в 4-х верстах. Здесь, принявши монашество с именем Иоасафа, он возведён был в 1780 году в сан игумена, но в ночь на 29 число августа 1786 года, неиз- —2— 1819 г. вестно кем, был убит в монастыре, как замечено в старинном монастырском синодике 173 . Как у моего родителя была только одна сестра Аграфена Сергеевна, бывшая в замужестве за священником в селе Богородском, Шуйского уезда, о. Александром: так и у матери моей был только один брат Пётр Иванович, который был сначала дьячком при Горицкой Богородицкой церкви, а потом при той же церкви диаконом. Отец мой, как мне его описывали, был невысокого роста, с русыми волосами и красивым лицом; при живом и весёлом характере, отличался любознательностью и пользовался добрым расположением прихожан и родных, коих как в Палехе, так и в Горицах было очень много.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—446— Только при такой постановке дела и возможно произвести должную оценку обрядов и обрядовой стороны таинств инославных исповеданий. Неужели же наш критик думает, что Православная Церковь всем подробностям обрядов придаёт одинаково существенное значение? Если так, то он, выступая яко бы ревнителем православия, становится в прямое противоречие с Православной Церковью, ибо она допускает напр., в своём лоне „единоверие“ с обрядами, отличными от общецерковных, и признаёт действительность некоторых инославных таинств крещения, миропомазания и священства, хотя в этих таинствах инославных исповеданий имеется различие сравнительно с православными не только в обрядах, но даже и в самом способе их совершения, напр.: крещение через обливание. Какое же имеет право критик обвинять нас в забвении своих православных обычаев и обрядов, в проповеди безразличия и произвола, когда мы указываем лишь на образ действий нашей Православной Церкви? Вот и весь запас аргументов нашего критика. При первом к ним прикосновении обнаруживается их полнейшее ничтожество и, вместо кажущихся оснований для сурового обличения, получается совершенный нуль. А сколько страшных слов-то наговорено?! Какая же, спрашивается, им цена? Надеемся, что, после приведённых разъяснений, читатели станут сомневаться не „в достоинстве статей Богословского Вестника об англиканской церкви“, а в достоинстве таких критиков, которые, недостойно прикрываясь ревностью о православии, позволяют себе резкие полемические выходки, не имея для того никаких оснований. В. Соколов Савва (Тихомиров), архиеп. Тверской и Кашинский. [Хроника моей жизни:] Автобиографические записки высокопреосв. Саввы [Тихомирова], архиеп. Тверского [и Кашинского († 13 октября 1896 г.): Том 1. (1819–1850 гг.) Годы: 1841–1842]//Богословский вестник 1897. Т. 2. 6. С. 161–192 (3-я пагин.). (Продолжение.) —161— 1841 г. поводу недостатка кандидатов на священнические места. В одно время с Добровольским отправлены были туда, по распоряжению начальства, ещё девять человек наших товарищей, в том числе мой ближайший земляк, уроженец села Дунилова, Василий Былинский

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Родина Е.А. Глебова. Николай Николаевич Фетисов (1884-1938) из мещан Великого Устюга. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1904), Киевскую духовную академию (1908), профессорский стипендиат КДА (1908-1909). С 01.09.1909 преподаватель Подольской семинарии, с 22.01.1909 священник Св. Димитриевской церкви Херсоно-Одесского епархиального дома. С 17.05.1912 преподаватель Киевской духовной академии. С 25.10.1915 законоучитель Саратовского учительского института. С 01.08.1916 законоучитель Киево-Фундуклеевской женской гимназии и настоятель гимназической церкви. С 13.03.1918 экстраординарный профессор Киевской академии. В 1920-е годы уклонился в обновленческий раскол, служил в Московской области. В 1930-е принес покаяние, в 1935 г. назначен настоятелем Троицкой церкви г. Раменского. Расстрелян на Бутовском полигоне. См. Фетисов Николай Николаевич//Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Т. 3. Киев, 2019. С. 367-369. Епископ Иннокентий (Иван Иванович Сокаль; 1883-1965) – родился в г. Корхов Холмской губернии, окончил Варшавское духовное училище, Холмскую духовную семинарию (1906), Киевскую духовную академию (1910). По окончании назначен помощником инспектора Курской духовной семинарии, с 1912 г. священник, помощник смотрителя Рыльского духовного училища. См. В.И. Косик. Иннокентий (Сокаль)//Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010. С. 23-24. Архиепископ Курский и Обоянский Стефан (Архангельский; 1861-1914). Феофан (Гаврилов; 1872-1943), с 15 декабря 1913 года епископ Рыльский, викарий Курской епархии. Протоиерей Яков Андреевич Новицкий (1844-1920), окончил Киевскую духовную академию. Ректор Курской духовной академии с 1888 г. до ее закрытия. Дмитрий Иванович Тихомиров (1855-1917?) окончил Новгородскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую духовную академию (1881), состоял директором народных училищ Витебской губернии. Ревизор Учебного комитета. Иван Константинович Дементьев (11.06.1862 г.р.) – преподаватель русского и церковно-славянского языка Рыльского духовного училища с 1896 г. См. Дементьев Иван Константинович//Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Т. 1. Киев, 2019. С. 437-438; Список лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Курской епархии, за 1908 год. С. 26. (Приложение к Курским епархиальным ведомостям 1908. 39).

http://bogoslov.ru/article/6176964

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010