11 сент. 1823 г. Мещерская поселилась в келье московского в честь Вознесения Господня монастыряря , 13 сент. в ц. во имя вмц. Екатерины на Царицыных сенях свт. Филаретом была пострижена в монашество с именем Евгения, на следующий день в Чудовом мон-ре возведена в сан игумении. Митр. Серафим благословил Е. Казанской иконой Божией Матери, митр. Филарет - четками. 18 сент. 1823 г. состоялось открытие Аносина мон-ря с введением архим. Иннокентием (Платоновым) Е. в управление этой обителью. В мон-ре Е. вела аскетичный образ жизни, носила власяницу, спала на доске, покрытой войлоком. Прп. Пимен (Мясников) свидетельствовал, что «все предметы роскоши были изгнаны из деревянной небольшой кельи старицы Евгении, ложе ее было жесткое, пища простая, скудная, а сравнительно с прежними брашнами ее княжеской трапезы, даже весьма грубая, одежда из толстого мухояра». Е. ввела в обители общежитие по Уставу прп. Феодора Студийского, но строгость жизни, к к-рой игумения призывала сестер, возмутила их. «Не прошло шести недель после моего пострига,- вспоминала Е.,- как казначея с ее присными объявила мне, что выходит вон из обители». Вскоре смута прекратилась. По инициативе Е. в мон-ре были построены ц. во имя свт. Димитрия Ростовского (1824), больничный корпус с приютом и ц. во имя вмц. Анастасии Узорешительницы (1828-1829), покровительницы дочери - Анастасии Озеровой, кельи, трапезная, мастерская, хлебные амбары и др. жилые и хозяйственные постройки, вырыто 2 пруда для разведения рыбы. В строительной и наставнической деятельности Е. руководствовалась советами свт. Филарета, вела с ним регулярную переписку. В янв. 1832 г. из-за болезни и конфликтов с казначеей мон. Серафимой (Заварзиной) Е. передала ей управление мон-рем и по благословению свт. Филарета отправилась в паломничество: посетила Воронеж, где познакомилась со свт. Антонием (Смирницким) , Киев, Чернигов, неск. жен. обителей, в т. ч. елецкий в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастырь, Борисовский в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастырь , заехала к родственникам, побывала на могилах родных. Вернувшись в Москву, 19 сент. 1832 г. Е. получила письмо от свт. Филарета с предложением принять управление мон-рем «к утешению всех там пребывающих». Ответив согласием, 24 сент. 1832 г. Е. вернулась в Борисоглебский мон-рь. За неск. лет до смерти ископала себе могилу, к-рую часто посещала. В авг. 1836 г., предчувствуя скорую кончину, Е. вновь посетила Воронеж, поклонилась мощам свт. Митрофана , еп. Воронежского, общалась с архиеп. Антонием (Смирницким).

http://pravenc.ru/text/187027.html

Б. м. явил сонм подвижниц, среди к-рых известны стяжавшая дар непрестанной молитвы мон. Тарсилия (Гезева; † 26 июня 1817), ее сокелейница мон. Евпраксия (Логинова; † 1835), мон. Маргарита (Симонова; 1-я пол. XIX в.), схим. Агриппина (Шеншина; † 8 июля 1831). После панихиды по схим. Агриппине получали исцеления больные туберкулезом. Более 40 лет подвизалась в Б. м. мон. Ираида (схиигум. Юлия; † 1844), каждые сутки прочитывавшая Псалтирь. Мн. сестры Б. м.- схим. Леонида (Литовкина) (сестра прп. Иосифа (Литовкина) , схим. Лаврентия - окормлялись у Оптинских старцев прп. Амвросия , прп. Льва (Наголкина) . Особым уважением и авторитетом у насельниц пользовался духовник обители свящ. Феодор Турьянский († 1859), находившийся в духовном общении с прп. Львом (Наголкиным). В обители особо почитались 2 списка Тихвинской иконы Божией Матери. Подаренный Б. П. Шереметевым образ, согласно описанию 1799 г., хранился в Тихвинской ц., «подле иконостаса по правую сторону», от него происходили многочисленные исцеления. На аналое в Тихвинском храме находилась др. почитаемая святыня - точная копия с явленной близ Тихвина иконы, к-рую в 1838 г. привез из тихвинского Большого мон-ря прп. Леонид (Наголкин). В мон-ре почитались также древняя икона свт. Николая Чудотворца, напрестольный крест с частицами Животворящего Креста Господня и святых, особо берегли напрестольное Евангелие (М., 1698), подаренное Б. П. Шереметевым. В авг. 1923 г. в Борисовке было организовано Временное управление монастырского поселка, началась опись монастырского имущества. 25 авг. комендант поселка Н. Шевченко рапортовал о ликвидации Б. м., имущество к-рого было частично передано в детдома и больницы, частично распродано. В окт. 1923 г. насельниц выдворили из мон-ря, нек-рых направили в дом престарелых, др. поселились в окрестностях Борисовки, неск. инокинь перешли в жен. Корсунский скит упраздненного белгородского Рождество-Богородицкого мон-ря. В монастырских зданиях разместили детский дом «Новый свет» им. К. Либкнехта, на месте монастырского кладбища в кон. 40-х гг. XX в. был разбит фруктовый сад. В наст. время из монастырских построек сохранился двухэтажный корпус, принадлежащий школе-интернату. В храме арх. Михаила пос. Борисовка находится перенесенная в него после закрытия Б. м. Тихвинская икона Божией Матери, в Борисовском краеведческом музее хранятся личные вещи нек-рых сестер. 11 дек. 1999 г. Белгородский архиеп. Иоанн (Попов) освятил поклонный крест и камень на месте Б. м.

http://pravenc.ru/text/153179.html

Следующие 8 лет Д. жила в г. Тамбове с духовной сестрой Агафией Ивановой, посвятившей себя безмолвию и молитве. Паломничала в Ростов, Муром, Киев и др. города. Отец выстроил для Д. келью близ храма с. Головинщино Раненбургского у., где Д. по благословению Илариона Троекуровского, проживавшего в с. Колычеве, пекла просфоры для окрестных храмов. Во время посещения в дек. 1817 г. задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря и иеросхим. Агапита (Болховитинова) познакомилась с юродивым Иоанном Лукичом Быковым. Они вместе отправились в с. Сезёново Лебедянского у., где прп. Иоанн нашел место для затвора. Прп. Иларион (Фокин) поручил Д. заботиться о блж. Иоанне, в 1828 г. Д. построила келью в этом селе и до 1839 г. служила ему в качестве послушницы. По инициативе Д. была основана Сезёновская жен. обитель, в 1838 г. началось строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Но в 1846 г. преследуемая завистниками подвижница удалилась из Сезёнова в Борисовский в честь Тихвинской иконы Божией Матери женский монастырь . У гонителей начались нестроения, и вскоре они вынуждены были просить Д. вернуться. Через 3 года Казанский храм был достроен, украшен присланными из С.-Петербурга 70 иконами, а в окт. 1849 г. полностью освящен еп. Тамбовским Николаем (Доброхотовым). Позже Д. руководила возведением храма в честь Рождества Христова, а келью затворника Иоанна преобразовала в храм Преображения Господня. По инициативе Д. были построены гостиница, каменная ограда, приобретено более 50 дес. земли «для обеспечения быта монашествующих». Своими руками Д. выкопала колодец, воду из к-рого местные жители считали целительной. 1 окт. 1849 г. Д. была официально утверждена начальницей Сезёновской Иоанновской жен. общины, которая 12 июня 1853 г. была преобразована в нештатный общежительный монастырь. Начальницей обители из-за преклонного возраста Д. была избрана ее помощница игум. Серафима (Моргачёва), в схиме Евфимия. Д. имела твердый и решительный характер, но с сестрами и богомольцами была заботлива и гостеприимна. Подвижница стяжала благодатные дары любви к людям и прозрения, для беседы с ней приходили паломники из различных епархий, доступ к старице был открыт всем и всегда, кроме часов келейной молитвы. За 3 года до смерти Д. велела срубить яблоню близ Преображенского храма обители, предсказав, что на этом месте выкопают для нее могилу. По смерти насельницы хотели похоронить Д. под церковью, но не получили на это разрешения. В 1864 г. над Преображенским храмом, ставшим пещерным, был возведен собор во имя Св. Троицы, превышающий по площади Преображенский. Под собором оказалось и захоронение Д. По завещанию преподобной после ее кончины в мон-ре были открыты приют для детей и жен. уч-ще с прогимназическим курсом.

http://pravenc.ru/text/171378.html

В нояб. 1868 г. при Б. м. открылось духовное уч-ще, в мае 1877 г. обращенное в церковноприходскую школу, в к-рой к нач. XX в. обучалось ок. 100 чел. В кон. XIX в. игум. Валентина (Андреева) организовала в обители иконописную мастерскую, в к-рой обучались насельницы Б. м. и др. мон-рей Самарской губ. К 1917 г. в обители жили ок. 350 сестер; помимо земельных владений Б. м. имел 2 мельницы, 2 озера, пчельник. В 1922 г. уездная комиссия по изъятию церковных ценностей конфисковала в Б. м. часть богослужебной утвари; к тому времени в обители жили ок. 170 сестер. В янв. 1929 г. постановлением Бузулукского окрисполкома мон-рь был закрыт, нек-рые сестры остались в Бузулуке, работали санитарками в больнице. Никольская ц. и колокольня были уничтожены, с Тихвинского и Троицкого храмов снесли купола. С 1929 г. в помещениях мон-ря находилась пересылочная тюрьма, затем учреждения энергоснабжения, в храмах - гаражи и авторемонтные мастерские, нек-рые постройки были заняты под жилье. Определением Свящ. Синода РПЦ 11 авг. 2000 г. Б. м. был открыт при кладбищенской ц. Всех святых, в 300 метрах от старых построек обители, к-рые к наст. времени не переданы Церкви. К апр. 2003 г. в мон-ре жили ок. 10 насельниц, настоятельница - мон. Феофилакта (Левенкова). При Б. м. устроен скит в с. Сухоречка Бузулукского р-на. В обители почитается Тихвинская икона Божией Матери, переданная в 2001 г. из ТСЛ. На кладбище, рядом с мон-рем, похоронены мн. насельницы обители, почитается могила схим. Максима (Пелепцова), духовно окормлявшего жителей города и скончавшегося в сент. 1937 г. в пересылочной тюрьме, к-рая размещалась в постройках Б. м. Арх.: ГА Самарской обл. Ф. 32. Оп. 6. Д. 2331, 4822, 7286; Оп. 7. Д. 5023, 5036, 5571; Оп. 8. Д. 528, 638, 639, 1758; Оп. 11. Д. 567; Архив ЦНЦ. Лит.: Дуров В. У Тихвинской обители: Из истории церквей и Тихвинского жен. мон-ря Бузулука//Благовест. 1994. 17 (Сент.); Мученики, исповедники и храмы Оренбургской епархии XX в. Саракташ, 1998. Кн. 1. С. 92-103; Саракташ, 1999. Кн. 2. С. 37-53; [Определение Свящ. Синода РПЦ об открытии Б. м.]//ЖМП. 2000. 9. С. 4; Мон-ри Самарского края. Самара, 2002. С. 50-53.

http://pravenc.ru/text/153593.html

Списки И. и., известные с сер. XX в., в основном находятся в мон-рях и скитах (напр., в Тихвинской иконы Божией Матери жен. мон-ре в с. Вадинск Пензенской обл.), реже встречаются в городских храмах (в ц. праведных Иоакима и Анны в С.-Петербурге). На списках Пресв. Богородица может быть представлена со свернутым свитком в правой руке, без посоха, с молитвенно воздетыми руками (оранта); в верхней части иконы, по сторонам Ее, на воздушных ладьях изображают предстоятелей. Так, на греч. иконе сер. XX в. Божия Матерь, стопы Которой касаются скалистой поверхности полуострова со схематично изображенными мон-рями, указывает правой рукой (в левой - посох) на сонм святых в левом верхнем углу иконы. Четверо из них изображены погрудно, трое - оплечно; в правом верхнем углу - группа небесных заступников 20 обителей Афона. Святые, представленные в 1-м ряду справа и слева, поддерживают развернутые свитки с текстом на греч. языке: «Это из всей земли избрав подобающее монахов пристанище и взяв его в удел, за тех, кто вступил в борьбу с врагом, я буду воевать всю жизнь», «...вечно буду для них непобедим(а)... испросившая совершенное прощение их грехам». По нижнему полю иконы также идет текст: «Дева всепетая, прославленная смотрительница Афона и предстательница, древле предвозвестила божественному Петру, божественные предвозвещения не преставай исполнять как источник благости, Богородительнице... прибегающий чин юношеский к божественному Твоему уделу присно благословляй, чтобы они стяжали богатства божественных деяний» (везде перевод Д. Е. Афиногенова). В храме вмч. Никиты Московского подворья мон-ря вмч. Пантелеимона на Афоне находится написанная в 2003-2004 гг. в мастерской подворья икона того же извода. На ней Пресв. Богородица опирается на скалы с проросшими в расселинах пальмами рядом с 2 условно обозначенными афонскими обителями, справа и слева от стоп Богоматери. В левой руке Она держит посох, в правой - раскрытый свиток со словами: «Сие место да будет Мне в жребий от Сына Моего». На воздушных ладьях Ей предстоят покровители мон-ря: апостолы Андрей Первозванный и Лука, великомученики Пантелеимон и Никита, преподобные Силуан Афонский и Аристоклий (все написаны в рост).

http://pravenc.ru/text/293529.html

В Е. м. также были выстроены 2 трехэтажных каменных сестринских корпуса - северный и восточный. В сев. корпусе размещалась больница с домовой ц. во имя вмц. Варвары (1872). К западу от собора находился 2-этажный дом игумении; на одной линии с этим домом, к югу от вост. корпуса, стоял полутораэтажный дом монастырских служителей. Имелись также каменные просфорная и гостиница, 3 деревянных флигеля. Территория мон-ря была обнесена каменной стеной, при вратах к-рой 18 авг. 1869 г. освящена часовня. На территории Е. м. имелись также хозяйственный двор, огород, плодово-фруктовый сад. Рядом с садом - кладбище для монахинь и благотворителей мон-ря (предположительно за алтарем собора уже в 1926 была похоронена почетная гражданка Елабуги благотворительница Глафира Стахеева, построившая Елабужское епархиальное жен. уч-ще). Среди святынь Е. м. почиталась принесенная в 1869 г. икона Божией Матери «Достойно есть» - копия с чудотворной иконы, хранящейся на Св. Горе Афон. Насельницы К нач. ХХ в. обитель была крупнейшей в Вятской епархии. С 18 апр. 1868 г. Е. м. возглавляла постриженица кирсановского Тихвинского мон-ря Тамбовской губ. игум. Анфия, с 1889 г.- игум. Елисавета (Симонова), затем игум. Ангелина (Багаева). Первый монашеский постриг 6 сестер состоялся 27 и 28 июля 1869 г. В 1869 г. в мон-ре проживало 106 насельниц, в 1877 г.- 130, в 1884 г.- 159, 1893 г.- 255, в 1900 г.- 273 насельницы; в основном это были крестьянки (от 50 до 70%). За всю историю Е. м. лишь 2 дворянки приняли монашеский постриг - Евпраксия (Софонеева) и Мареопила (Анфёрова). Для обучения послушниц, не знавших грамоты, уже в сент. 1869 г. в Е. м. была открыта школа. В 1870 г. в ней обучалась 31 насельница. Сестры трудились на пасеке, в саду, в иконописной и золотошвейной мастерских. 1917-2008 гг. В 1918 г. Е. м. был закрыт, в 1922 г. сестры зарегистрировались как «Казанско-Богородицкое православно-христианское религиозное общество», в к-ром состояло 243 чел., в т. ч. 173 монахини и послушницы во главе с игум. Ангелиной (Багаевой). Решением президиума Елабужского горсовета от 20 нояб. 1928 г. об-во было ликвидировано. Насельницы переселились к родным, нек-рые были репрессированы. 17 дек. того же года в Елабужский горсовет безуспешно обращалась община Казанской ц. с просьбой вернуть помещение храма. Последний клирик, служивший в монастыре в 20-х гг., свящ. Василий Головин, решением Кировского обл. суда от 9 мая 1939 г. был приговорен к 8 годам лишения свободы (по ст. 58-10).

http://pravenc.ru/text/189663.html

Во имя М. освящены домовая церковь в сестринском корпусе Мамонтова во имя святителя Николая Чудотворца монастыря и кирпичный храм в дер. Лавровке Мордовского р-на Тамбовской обл. Частицы мощей М. хранятся в одесском в честь Иверской иконы Божией Матери монастыре , в храмах вмч. Димитрия Солунского в пос. Восточном г. Москвы, Владимирской иконы Божией Матери в г. Твери, Воскресения Христова в пос. Алексеевское Республики Татарстан и др. Лит.: Сладкопевцев И. М., свящ. Сказание о жизни и кончине Марфы Петровны Апариной, первоначальницы жен. мон-ря в г. Кирсанове//Странник. 1861. Дек. Отд. 1. С. 199-209; Архангельский В., свящ. Тихвино-Богородицкий общежительный жен. мон-рь в г. Кирсанове: Ист. очерк. Тамбов, 1907; Жизнеописание прп. Марфы Тамбовской/Сост.: А. Л. Гирич. Тамбов, 2007; Прп. Марфа Тамбовская: Акафист, молитва, служба, жизнеописание. Тамбов, 2007; Обретение св. мощей прп. Марфы Тамбовской//ЖМП. 2007. 3. С. 61-65; Позднякова И. Обитель прп. Марфы Тамбовской: Кирсановский ТихвиноБогородицкий мон-рь//Тамбовские ЕВ. 2011. 3. С. 28-33; Левин О. Ю., Просветов Р. Ю. Кирсанов православный. Тамбов, 20122. Д. Б. Кочетов Иконография Патриарх Московский и всея Руси Кирилл у раки с мощами прп. Марфы (Апариной). Фотография. 2014 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл у раки с мощами прп. Марфы (Апариной). Фотография. 2014 г. Сохранилась фотография с портрета XIX в. ( Левин О. Ю., Просветов Р. Ю. Кирсанов православный. Тамбов, 20122. С. 118), который находился в кирсановском Тихвинском мон-ре и, согласно монастырскому преданию, изображал основательницу обители «монахиню Палладию». На нем монахиня преклонных лет в рясе и остроконечном клобуке, в руках держит четки. У нее правильные и строгие черты лица: прямой нос, дугообразные брови, глубоко посаженные выразительные глаза. Несмотря на то, что основательницей Тихвинского монастыря считается М., на портрете, что более вероятно, представлена не она, а ее младшая сестра П. П. Апарина, управлявшая после М. кирсановской общиной и, возможно, принявшая постриг с именем Палладия. Тем не менее изображение может иметь черты портретного сходства с реальным обликом святой.

http://pravenc.ru/text/2562490.html

Мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы близ г. Калофер Мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы близ г. Калофер Ок. 1860 г., когда число насельниц достигло 90, было принято решение о строительстве каменного храма вместо деревянного. При поддержке рус. консулов в Пловдиве Н. Герова и в К-поле кн. А. Б. Лобанова-Ростовского игум. Евпраксия (Гешова) в нач. 1861 г. направила монахинь Харитину и Евдокию в Россию для сбора пожертвований. Сестры посетили Кишинёв, Херсон, Киев и Москву и помимо денежных пожертвований привезли 6 сундуков с церковной утварью и облачениями. Среди российских благотворителей были российская имп. Мария Александровна, архиеп. Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов), переселившиеся в Россию болгары, напр. С. Н. Палаузов. Мраморная плита над зап. входом в храм сообщает дату окончания его строительства - 26 июля 1862 г. (вероятно, день освящения). В 1870 г. калоферские монахини посетили жен. обители Киева. 26 июля 1877 г., во время русско-тур. войны, мон-рь был разграблен и подожжен турками, а укрывшиеся в нем монахини и местные жители убиты. После окончания войны обитель восстановили на пожертвования из России, записи о поступлениях к-рых сохранились в специальной книге за 1879-1900 гг. В 1881 г. были завершены основные работы, в 1886 г. пристроены нартекс и колокольня. Храм возведен по проекту болг. архит. И. Боянина, построившего церковь в Этропольском монастыре (1858), католич. собор св. Людовика в Пловдиве (1864) и др. ( Бербенлиев, Партъчев. 1963. С. 75-79, 146-148). Храм является 3-нефной псевдобазиликой, сложенной из ломаного камня (15×8 м), с 5-гранной апсидой, над двускатной крышей возвышается купол. В храме было 2 входа, с запада и севера (позднее последний был замурован). Перед западным входом устроен нартекс с небольшой колокольней. Две пары каменных колонн разделяют наос на 3 части, перекрытые полуцилиндрическими сводами. Под алтарем устроен колодец, вода в к-ром считается целебной ( Валентина (Друмева). 1998. С. 47-49). Местный худож. Кирилл Канчев в 1949 г. написал иконы для иконостаса, а в 1960 г. расписал храм. В храме почитаются 3 рус. иконы Божией Матери: Казанская, Тихвинская и Смоленская. В мон-ре есть небольшая часовня во имя вмч. Мины.

http://pravenc.ru/text/1320145.html

Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в мастерских русских обителей на Афоне писали списки чудотворного образа в основном для мон-рей (особенно женских) и храмов в России. Одна из привезенных с Афона местночтимых икон (1879, написана в Благовещенской келлии иером. Серафимом (Титовым)) находилась в Таволжанском Казанском жен. мон-ре (Новохопёрский у. Воронежской губ.); после его закрытия образ передан монахинями в ц. иконы Божией Матери «Знамение» Борисоглебска Воронежской обл. Др. чтимый список иконы был прислан в 1852 г. по инициативе иеросхим. Сергия (Веснина) в Новодевичий Воскресенский мон-рь в С.-Петербурге, где в честь ватопедского образа в 1850-1854 гг. была устроена домовая церковь (в юж. главном корпусе при игуменских покоях). В XX в. икона была сохранена верующими в Тамбове и передана в дар Вышенской Успенской обители, в 2014 г. возвращена в Новодевичий мон-рь. На ее обороте - дарственная надпись с благословением от старцев Русского Пантелеимонова мон-ря месту, «идеже волею Августейшаго Монарха Николая Iro по благоволению Свыше воздвигается тихое пристанище Невест Христовых». Аналогичная икона того же автора сер. XIX в. (частное собрание) дополнена фигурами великомучеников Димитрия Солунского и Феодора Стратилата. Сохранились упоминания о том, что списки «О. или У.» и. были отправлены российскому послу в К-поле И. А. Зиновьеву (к 50-летию службы, 17 дек. 1901), настоятельнице мон-ря Тихвинской иконы Божией Матери в слободе Борисовка Курской губ. игум. Маргарите (Соломенцевой) (сент. 1881; см.: История Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1735 до 1912 г. Св. Гора Афон, 2015. С. 683, 757. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 5); Старцы-возобновители Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон, 2014. Ч. 1: Духовник Иероним. С. 498-505, 511, 517. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 9)). Список образа находился в Краснослободском жен. монастыре (Республика Мордовия), в храме общины в честь «О. или У.» и. в с. Добрыниха (в имении гр. М. В. Орловой-Давыдовой, ныне городской окр. Домодедово Московской обл.) и в др. церквах.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

1879 г. (РГБИ) Самарский Пустынный во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. 1879 г. (РГБИ) Важную роль в епархиальной жизни играл Самарский Пустынно-Николаевский мон-рь, расположенный на острове, к-рый образуют реки Ст. и Нов. Самара, близ Новомосковска. В 1787 г. в обители вместо обветшавшего деревянного храма был возведен новый. В 1791 г. мон-рь был приписан к архиерейскому дому. Широко почитался, в т. ч. старообрядцами Стародубья , в то время входившего в Екатеринославскую епархию, инок Самарского Пустынного монастыря Лаврентий († 1799), погребенный в мон-ре. В 1807 г. Самарской обители был передан из Екатеринослава список чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери, названный Самарской иконой Пресв. Богородицы. Ежегодно образ крестным ходом носили по епархии (после 1917 местонахождение иконы неизв., сохр. 3 списка: в Новомосковске, в днепропетровском Свято-Троицком соборе и в собрании Художественного музея Днепропетровска). Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в епархии было основано неск. монашеских общин, преимущественно жен., со временем преобразованных в мон-ри. В 1877 г. из общины был преобразован днепропетровский в честь Тихвинской иконы Божией Матери жен. мон-рь , в 1886 г. статус монастыря получила основанная в 1873 г. в Новомосковском у. Иосифовская жен. община (см. марьевский во имя св. Иосифа Обручника жен. мон-рь ), при обители действовал общежительный скит. В 1897 г. в с. Ивановка на средства помещика М. И. Фадеева была устроена Трехсвятительская Светловская жен. община. В 1903 г. учреждена жен. община в честь иконы Божией Матери «Знамение», в 1906 г. преобразованная в мон-рь (см. «Знамения», иконы Божией Матери, жен. мон-рь в с. Вербовском). В 1885 г. помещик Р. Н. Вербовский в с. Кохановка Павлоградского у. основал Самарский Свято-Троицкий муж. мон-рь. В 1814 г. был учрежден таганрогский Иерусалимский во имя Св. Троицы, св. кн. Александра Невского и свт. Иоанна Златоуста греч. муж. мон-рь , подворье Иерусалимской Церкви (закрыт в 1923). К 1902 г. в епархии действовали ок.

http://pravenc.ru/text/178625.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010