Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАТИКАНСКИЙ КОДЕКС [лат. Codex Vaticanus], одна из самых ранних греч. пергаменных рукописей (IV в.), содержащая книги Ветхого и Нового Заветов (принятое в текстологии обозначение В. к.- лат. сигла В, для новозаветной части - B или 03). Текст написан изящным унциальным письмом в 3 колонки на странице, по 40-44 строки в каждой. Исключение составляют поэтические книги, где текст разделен на 2 колонки. Формат 27 ´ 27 см, сохранилось 759 л. Рукопись находится в Ватиканской библиотеке (Vat. gr. 1209) по крайней мере с 1475 г., когда она впервые была упомянута в ее каталоге ( Ropes. P. XXXI). В X-XI вв. оригинальный текст был обновлен: переписчик навел стершиеся буквы, расставил диакритические знаки и внес нек-рые исправления. Эти поновления не только лишили рукопись ее первоначальной красоты, но и в значительной степени затруднили ее палеографический анализ, определение датировки и локализацию В. к. В XV в. в тексте были восполнены лакуны: Быт 1. 1-46. 26; Пс 105. 27-137. 6; Евр 9. 14-13. 25; 1 и 2 Тим, Тит, Флм и Откр (в текстологии известен как минускул 1957). В рукописи IV в. была утрачена часть листа, содержащая 4 Цар 2. 5-7, 10-13. На основании анализа почерков К. Тишендорф выделил в рукописи работу неск. переписчиков. Первому (B1) принадлежит часть ВЗ (он же переписывал нек-рые листы НЗ в Синайском кодексе ), этот текст был вскоре отредактирован вторым писцом на основании др. рукописи (В2; принятое в издании Г. Б. Суита обозначение этого переписчика для ВЗ-Ва). Третьим считается писец, работавший в X-XI вв. (Вв). ВЗ занимает 617 л. рукописи. Порядок книг ВЗ: Быт - 2 Пар, 1 и 2 Ездр, Пс, Притч, Еккл, Песн, Иов, Прем, Сир, Есф, Иф, Тов, Ос-Мал, Ис, Иер, Вар, Плач и Посл Иер, Иез, Дан; отсутствуют молитва Манассии и Маккавейские книги. НЗ начинается с л. 618. Возможно, вместе с указанными каноническими частями в рукописи были утрачены др. раннехрист. тексты, к-рые, как напр. в Синайском кодексе, изначально включались в рукопись. Порядок книг НЗ: Мф, Мк, Лк, Ин, Деян, Соборные послания, Рим, 1, 2 Кор, Гал, Еф, Фил, 1, 2 Фес, Евр; отсутствуют Аммониевы главы и Евсевиевы каноны (см. ст. Гармония евангельская ). Система деления новозаветного текста на главы является более древней, чем та, к-рая характерна для большинства пергаменных рукописей НЗ. Напр., Второе послание Петра не выделено среди др., возможно потому, что система деления появилась ранее того времени, когда оно стало считаться каноническим. Кроме того, в Посланиях ап. Павла нумерация глав единая, начиная от Послания к Римлянам и далее. послание к евреям следует за Посланиями к Фессалоникийцам; однако порядок нумерации показывает, что в рукописи, с к-рой переписывался В. к., Послание к Евреям находилось сразу после Послания к Галатам. Деление текста Деяний св. апостолов на 36 глав также отличается от принятого в большинстве рукописей.

http://pravenc.ru/text/Ватиканский ...

Глава II Тит как проповедник здравого учения о христианской нравственности (1–15). Тит.2:1 .  Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: Тит.2:2 .  чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; Тит.2:3 .  чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; Тит.2:4 .  чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, Тит.2:5 .  быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Тит.2:6 .  Юношей также увещевай быть целомудренными. Проповедуя здравое учение христианское, Тит должен обращаться с особого рода наставлениями к разным возрастам, лицам разного пола и состояния. «Старцы» – это обозначение старческого возраста ( πρεσβτης), а не сана иерархического или священнического ( πρεσβτερος). «Одевались прилично» – точнее: чтобы они держали себя, как прилично святым, т. е. христианам. «Да не порицается слово Божие» (Ср. 1Тим 6:1 ). Тит.2:7 .  Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, Тит.2:8 .  слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого. Тит должен сам подавать пример нравственно доброй жизни. Тит.2:9 .  Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, Тит.2:10 .  не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога. О рабах с точки зрения апостола Павла см. в толковании на 1Кор 7:21–22 и Еф.6:5 и сл. Тит.2:11 .  Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, Тит.2:12 .  научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, Тит.2:13 .  ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Тит.2:14 .  Который дал Себя за нас, чтоб избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 Тит.1:1 . Павел, раб Божий, и Апостол... Иисуса Христа, по вере избранных Божиих, то есть по вере, ради которой избраны были Апостолы, и по познанию не греха и лжи, но по познанию правды и истины, и Тит.1:2 . надежде жизни, не преходящей, но вечной,.. которую обетовал праведный Бог прежде... времен вечных, то есть от дней Авраама, возлюбленного Своего. Тит.1:3 . Явил же нам слово... проповеди ... во времена свои, по домостроительству обетования, которое во всех (прежних) родах было сокровенно и никому не открывалось, нам же, Апостолам, открыто в пришествии Его, чтобы мы были проповедниками его. Итак, это Евангелие вверено мне было не от людей, но по повелению... Бога... Спасителя мира. Тит.1:4 . Титу возлюбленному сыну, не по плотскому рождению, ибо он язычник, а я еврей, – но по общению веры Божией, посредством коей я родил тебя от заблуждения к познанию истины. Благодать с тобою и мир от Бога Отца нашего за все, что ты совершаешь, – и от Господа Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа. Тит.1:5 . Для того я оставил тебя в Крите, чтобы недостающее, во всех церквах, ты исправлял и поставлял пресвитеров не в одном каком-либо городе, но по разным городам, как я и заповедал тебе. Итак, то самое, что я заповедал тебе на словах в присутствии своем, вот теперь я написал тебе в послании, в отсутствии своем. Тит.1:6 . Если кто невинен, по человечески судя, одной... жены... муж, имеет... детей... верных, так что не подвергнется богохульству и посмеянию то таинство, которое полагается в доме его. Поступает не по произволу души своей, но по совету тех, кои с ним находятся. И любит он не из-за благ (временных), но все благое. И сохраняешь святость, коей сподобился в крещении ( Тит.1:7–8 ). Кроме того, он должен держаться верного слова учения (согласного учению), Тит.1:9 . чтобы он... силен... был... и увещать, то есть чтобы при утешении слушателей наставлял их в учении истины, – и тех, кои противоречат сей истине, обличать. Тит.1:10 . Ибо есть много таких, кои

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава XXIV. О Послании к Титу § 138. Краткое сведение о Тите и время написания послания Св. Тит, коему написано одно из посланий Павловых, был родом язычник ( Гал. 2:3 ), по свидетельству предания, 210 от племени Муроа, царя критского, а св. Златоуст называет его уроженцем коринфским. 211 Слух о чудесах Иисуса Христа и св. апостолов привлек его в Иудею и он был крещен после обращения Корнилия, когда отверзлась дверь веры языкам. По обращении в христианство, он сделался неотлучным спутником и усердным сотрудником Апостола Павла преимущественно в собирании милостыни для церквей палестинских ( 2Кор.8:5–16 ). Получив свободу после первых уз, Апостол посетил остров Крит, распространил и утвердил здесь начатки христианства, посеянные, может быть, очевидцами сошествия Св. Духа на апостолов в день пятидесятницы ( Деян.2:11 ). Краткость времени не позволила Апостолу привести в надлежащее устройство все критские церкви, посему он оставил здесь Тита, своего ученика, дабы сей последний исправил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров ( Тит.1:5 ). По свидетельству предания, св. Тит был епископом критским (точнее гортунским на острове Крит) до самого конца своей жизни, последовавшего в глубокой старости, на девяносто четвертом году жизни, около 110 года по Р. X. Из этих обстоятельств очевидно, что послание к Титу написано в промежуток времени между первым и вторым узами, вероятно, на пути из Крита в Никополь, где, во время написания послания, Апостол располагался провести наступавшую зиму ( Тит.3:12 ). § 139. Цель, содержание и разделение послания Апостол оставил Тита в Крите для благоустройства тамошних церквей; а из содержания послания можно заключать, что оно написано с целью: наставить Тита, как должно достигать предположенного благоустройства. Посему, обозначив, после краткого вступления (1, 1–4), цель оставления Тита в Крите (1:5), Апостол: 1) показывает, кого должно удостаивать степени епископа (1:6–9) и объясняет нужду в добрых и образованных пастырях по причине размножившихся ересей и по причине разврата критян (1:10–16);

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Ревность Христос – образец ревности: Ревность по доме Твоем снедает Меня ( Пс.68:9 ). Вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников ( Мф.21:12–13 ). Увещание к ревности: В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите ( Рим.12:11 ). Будь ревностен ( Откр.3:19 ). Мы должны иметь ревность а) в искании спасения: Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут ( Лк.13:24 ); б) в делах благочестия: Упражняй себя в благочестии… О сем заботься, в сем пребывай ( 1Тим.4:7,15 ); в) делая добро: Хорошо ревновать в добром всегда ( Гал.4:18 ). Господь дал Себя за нас, чтоб избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам ( Тит.2:14 ). Напоминай быть готовыми на всякое доброе дело ( Тит.3:1 ); г) для борьбы за веру: Живите достойно благовествования Христова, чтобы мне слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников ( Флп.1:27–28 ). Подвизайтесь добрым подвигом веры ( 1Тим.6:12 ). Я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым ( Иуд.1:3 ); д) в молитве: Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством ( Еф.6:18 ); е) чтобы угодить Богу: Ревностно стараемся мы быть Ему угодными ( 2Кор.5:9 ); ж) для назидания и спасения других: Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение ( Рим.10:1 ). Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе ( Кол.4:12–13 ). Ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви ( 1Кор.14:12 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

7. Невидимые действия таинства крещения В то самое время, как оглашенный св. верою видимо погружаем бывает в водах крещения, с произнесением слов: «Крещается раб Божий... во имя Отца и Сына и Св. Духа», – благодать Божия невидимо действует на все существо крещаемого, и – 1) Возрождает его, или воссозидает, как засвидетельствовал Сам Христос Спаситель в беседе с Никодимом, почему и св. Павел называет крещение «банею пакибытия» ( Тит. 3:5 ). 2) Очищает от всякого греха, оправдывает и освящает ( Деян. 2:28 ; 1Пет. 3:21 ; Еф. 5:25–27 ; 1Кор. 6:11 ). 3) Соделывает чадом Божиим и членом тела Христова – церкви ( Гал. 3:26–28 ; 1Кор. 12:13 ). 4) Спасает от вечных наказаний за грехи и соделывает наследниками вечной жизни ( Мк. 16:16 ; Тит. 3:5–7 ; сн. 1Пет. 3:21 ). Точно также о невидимых действиях таинства крещения единогласно учили св. отцы и учители церкви. Св. Варнава: «Крещение преподается во оставление грехов. Мы входим в воду отягченными грехами и нечистотою, а выходим из воды плодоносящими в сердце страх и надежду» («Epist». n. XI). Св. Иустин: «Должно стараться, чтобы вы познали, каким путем можете достигнуть отпущения грехов и получить надежду наследия благ обетованных. Другого пути к сему нет, кроме того, чтобы, познав Христа и омывшись крещением во оставление грехов, начали потом жить безгрешно» («Dialog. сит Тгурноп.» с. 44). Св. Кирилл Иерусалимский : «Великая вещь – крещение: оно есть пленных искупление, грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая, святая, нерушимая печать, колесница на небо, утешение райское, царствия ходатайство, дар усыновления» («Поуч. предоглас.» п. 16, стр. 13). Св. Григорий Богослов : «Благодать и сила крещения не потопляет мира, как древле, но очищает грех в каждом человеке, и совершенно измывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную перворождением» («Слово на св. крещ.»). «Купель дает отпущение грехов соделанных, а несодеваемых... Крещение, изглаждая грехи, не уничтожает заслуг... Итак, будем креститься, чтобы победить: приобщимся очистительных вод, которые омывают лучше иссопа, очищают паче законной крови, которые священнее, нежели пепел юнчий, кропящий оскверненные ( Евр. 9:15 ), имевший силу только на время очищать тело, а не истреблять совершенно грех» (Там же, стр. 306, 299, 281).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

56. Библейские тексты о церковной власти Апостолы уполномочены Господом установить церковную власть: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18:18 ). – «Угодно Святому Духу и нам (апостолам) не возлагать на вас (антиохийских христиан) никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другому того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете» ( Деян. 15:28, 29 ). – «Мы... сильны за истину» ( 2Кор. 13:8 ). «Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению» ( 2Кор. 13:10 ). Цель церковной власти состоит: а) в сохранении евангельского учения в Целости: " я (Павел) просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями... которые больше производят споры, нежели Божие назидание в вере» ( 1Тим. 1:3, 4 ). – «Епископ должен быть... держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков... каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти... По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины» ( Тит. 1:7, 9–11, 13, 14 ). б) в определении и раздаянии церковных должностей: «Павел с Варнавою проходили Листру, Иконию и Антиохию... Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» ( Деян. 14:21, 23 ). – «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит. 1:5 ). в) в установлении чина религиозных собраний: «слышу, что, когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения, чему отчасти и верю... Далее, вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? Похвалить ли вас за это? Не похвалю... Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть есть дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду» ( 1Кор. 11:18, 20–22, 33, 34 ). – " Ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви... все должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор. 14:12, 40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

иером. Филипп I. О спасении 1. Для чего приходил на землю Христос Иисус? «Он пришел взыскать и спасти погибшее» ( Мф.18:11 ). 2. От чего спасти людей приходил Христос? «От грехов их» ( Мф.1:21 ). «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал.3:13 ). «Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оныя, дабы смертию лишить силы имеющаго державу смерти, т.е. диавола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству» ( Евр.2:14 ). 3. Откуда в людях грех, смерть и проклятие? «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем (Адаме) все согрешили» ( Рим.5:12 ). 4. Что сделал Христос для нашего спасения? «Пострадал, как праведник за неправедников» ( 1Пет.3:18 ). «Претерпел крест вместо предлежавшей Ему радости» ( Евр.12:2 ). «Не ведав греха, соделался по нас грехом, дабы мы были правда Божия о Нем» ( 2Кор.5:21 ). 5. Заслужили ли мы всего этого своими делами или это была великая милость Божия? «Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего и Бога, Он спас нас не по делам праведности, которыя бы мы сотворили, а по Своей милости» ( Тит.3:4–5 ). 6. Когда пришел Христос Спаситель на землю? «Когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего (Единороднаго), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» ( Гал.4:4–5 ). 7. Для чего необходимо было плотское рождение Христа, Его страдания и смерть? «Он должен был во всем уподобиться братии, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо как Сам Он претерпел, быв послушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр.2:17–18 ). 8. Как люди становятся причастниками совершенного Христом спасения? «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ). 9. Что происходит с нами при крещении? «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть рабами греху, ибо умерший освободился от греха» ( Рим.6:3–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1 См. A. Harnack. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Lpz. 1924. 2 Климент Р. Послание к Коринфянам, XLII, 4. Термин «χ ρα» употребляется Климентом в смысле страны, а не сельской местности, прилегающей к городу и от него административно зависящей. 3 Apol. I, 67. Ср. Болотов. Лекции по истории древней церкви. СПБ. 1910, т. II, стр. 463. 4 Eus. h. е. V. XVI. Русск. перевод, СПБ. 1858, стр. 266. 5 Hefele-Leclercq. Histoire des conciles, II, II, p. 1210. 6 Eus. h. е. VII, 30. Русский перевод, стр. 412. 7 Cypr. epist. LXXI. 4; LXXIII, 3. 8 De unico baptismo, XIII, 22. 9 Cypr. epist. LIX, 10. 10 Eus. h. е. VI, 43. Русск. перевод, стр. 354. 11 Болотов. Лекции по истории древней церкви, т. II, стр. 462. 12 Eus. h. е. VIII, I. Русский перевод, СПБ., 1858 г., стр. 428. 13 13е правилο Анкирского собора. См. М. Gillmann. Das Institut der Chorbischöfe im Orient. München, 1903. 14 В этом значении «парикия» употребляется Евсевием. Так, он пишет, что Тимофей получил в управление парикию Ефеса: «Впрочем, и Лука в Деяниях исчисляет его (Павла) близких и называет их по имени, как то: повествует, что первый, получивший жребий епископства над церковью ефесскою (τ ς ν Εφ σω παροικ ας), был Тимофей, а над церквами критскими — Тит». (Eus. h. е. III, IV, 5. Русск. перевод, стр. 106). Здесь «парикия» может означать только городскую (в тесном смысле) церковь. В другом месте Евсевий называет Феофила епископом парикии Кесарии, а Нарцисса — епископом парикии Иерусалима. «Послание епископов, собравшихся тогда под председательством Феофила, епископа Кесарийского и Нарцисса Иерусалимского (Θεοφ λος τ ς ν Καισαρ παροικ ας π σκοπος κα Ν α ρκισσος τ ς ν εροσολ μοις) (Eus. h. е. V, XXIII, 3. Русск. перевод, стр. 180. См. также VI, II, 2; VII, XXVIII, 1). 15 34-е Апостольское правило по «Книге правил». 16 9-е правило Антиохийского собора. 17 Выражение «Ε κα χειροθεσ αν εεν πισκ πων ε ληφ τες» вызывает некоторые сомнения относительно его перевода. «Ε κα » с optativ " ом можно переводить через «если» или «если даже», но это условное значение совершенно не соответствует контексту всего правила, не говоря о том, что нам совершенно неизвестно существование хорепископов, не имеющих епископской хиротонии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3723...

Рассуждение пятое. О заре или деннице Кто сия проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце? ( Песн.6:10 ) § I Заря подобна есть благодати Божией; ибо 1) заря оканчивает ночь: все, вне благодати Божией находящиеся, суть в ночи. Гнев Божий на них пребывает, как говорит Иоанн: веруяй в Сына имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем ( Ин.3:36 ). Ходят они во тьме, ибо, как Павел говорит, помрачени суть смыслом ( Еф.4:18 ): но благодать Божия сии все зла прекращает, как уверяет Священное Писание : Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком ( Тит.2:11 ). 2) Заря солнце приводит; благодать Божия, и любовь к роду человеческому – даёт солнце Христа, солнце правды просвещающее всякаго человека ( Мал.4:2 ), ( Ин.1:9 ), и весь мир. Сам Христос говорит: аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в мя во тьме не пребудет ( Ин.12:46 ). 3) Заря тьму прогоняет; благодать Божия – изгоняет из мыслей наших тьму незнания, ибо просвещает; тьму печали, ибо увеселят; тьму стыдодеяния, ибо отвращает, как пишется: нощь убо прейде, а день приближися: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света, да ходим не в студодеянии ( Рим.13:12–13 ) и проч. 4) Заря больных ободряет; благодать Божия – душою болезнующих исцеляет. Сего-то исцеления и Давид просит: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: изцели мя, Господи, яко смятошася кости моя ( Пс.6:3 ). Благодать Божия ободряет человека в постоянстве, как говорит Христос расслабленному: дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои ( Мф.9:2 ). 5) Заря все вещи оживляет; так благодать Божия – всё оживляет, всех добр есть источник и струя, без неё всё иссыхает, как уверяет сам Богочеловек: без мене (т. е. без Моей благодати) не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ). § II Заре подобно есть слово Божие. 1) Просвещающее нас, как говорит Давид; заповедь Господня светла, просвещающая очи ( Пс.18:9 ). И на другом месте: светилник ногама моима закон твой, и свет стезям моим ( Пс.118:105 ). 2) 3аре подобно есть слово Божие, тьму суетных помышлений истребляющее.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010