1Кор.12:28 . «И иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки». Объяснение. Апостолами состояли лишь те лица, которые непосредственно Самим Господом призваны были к проповеди евангельской: Лк.6:13 ; Рим.1:1–2 ; 2Кор.12:12 . Как высшие устроители и распорядители Церкви, апостолы в себе совмещали и высшую иерархическую степень – епископа: Деян.1:20 . Пророками были святые вдохновенные наставники, которые поучали людей и при этом предсказывали будущее: Деян.11:27–28:13:1 . Евангелистами были особые провозвестники Евангелия: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. В настоящее время благовествованием занимаются лица иерархические и миссионеры. Именем пастырей называются пресвитеры: Деян.20:17:28 , и епископы в лице апостолов: 1Пет.5:1 ; 1Кор.4:1 . Пастыри именно составляют собою иерархию или священноначалие в Церкви, которым поручено всё наставление и руководство христианами, обязанными повиноваться им: 1Пет.5:1–5 . Флп.1:1 . «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами». Объяснение. Здесь находим ясное свидетельство о существовании в апостольской Церкви иерархии с различными степенями. Хотя здесь поименовано только две степени: епископы и диаконы, но нетрудно понять, почему апостол после епископов назвал прямо диаконов. Диаконы ведали совершенно отдельное дело, хозяйство церковное: Деян.6:1–3 ; Флп.4:15–18 , и не были совершителями таинств. Пресвитеры же совершали таинства вместе с епископами. Посему они и разумеются здесь под именем епископов вместе с теми, кому это наименование усвоено в собственном смысле. Вообще вначале наименования епископа и пресвитера употреблялись смешанно, т.е. епископы назывались пресвитерами: Деян.20:17:28 , и наоборот: Тит.1:5–7 , но между ними была та глубокая разница, что епископы (как, например, Тит) поставляли пресвитеров: Тит.1:5 . 1Тим.3:1–15 . «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Служение апостолов По получении Святого Духа в день Пятидесятницы ( Деян.2:1–4 ) апостолы приступили к совершению своего служения с сознанием своих полномочий на то от Самого Господа Иисуса Христа, а не от какой-либо общины христианской, и ответственности не перед нею, но перед Богом. «Петр, апостол Иисуса Христа» ( 1Пет.1:1 ). «Павел – апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» ( Гал.1:1 ; ср. Рим.1:1 ). «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых» ( 1Кор.4:1 ). «Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5:20 ; ср. Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 ). «Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде» ( 2Кор.10:8 ). «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди... судия же мне Господь» ( 1Кор.4:3–4 ; ср. Деян.4:19 ). Апостолы, облеченные Господом иерархическою властью, вначале одни учили, совершали богослужение и управляли ( Деян.2:14–47, 5:1–12; 6:2–3, 8 ); с возрастанием же Церкви они (по божественному повелению) поставляли лиц, избранных из среды верующих, сами, а не община ; поставляли через особое священнодействие – возложение рук, соединенное с молитвой, на то или другое служение Церкви. Апостолы через возложение рук поставили а) диаконов (δικονος – слуга) поставили семь мужей на службу: «пещись о столах» (διακονεν τραπζαις) и на служение при священнодействиях. Их поставили (верующие) пред апостолами, и сии ( а не община ), помолившись, возложили руки» ( Деян.6:2–6 ; ср. Деян.21:8 ). б) Пресвитеров (πρεσβτερος – старший, сравн. степ. от πρσβυς – старый). «Послав собранное к пресвитерам» ( Деян.11:30; 15:2–6, 22–23, 16:4 ). «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). Апостол предписывает Титу ставить пресвитеров с известными качествами ( Тит.1:6 ) так, чтобы они могли стать с течением времени епископами ( Тит.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

На свой лад протестанты толкуют и следующие слова апостола Павла: «Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию» ( 1Кор.14:26 ); «наставляйте друг друга каждый день» ( Евр.3:13 ); «научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями» ( Кол.3:16 ). Отсюда они делают вывод, что право учительства, как и право священства, принадлежит в Церкви каждому. Каков же истинный смысл этих слов? В Послании к коринфянам апостол говорит не о церковном учительстве, а об особых, чрезвычайных дарах – даре языков, даре пророчества и других, излитых Богом на первых христиан. Особенно обильно эти дары проявились среди коринфских христиан, которые даже стали злоупотреблять ими: говорить народу на разных языках, пророчествовать по нескольку человек сразу и т.п., чем вызывали беспорядок. Поэтому апостол Павел говорит, что получившие какой-то дар должны пользоваться им к общему назиданию, а не расстройству слушающих, потому что в Церкви «все должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор.14:40 ). В Посланиях к евреям и колоссянам также говорится не о церковном учительстве, а о домашних или частных душеспасительных беседах, вести которые могут, с благословения пастырей Церкви, все христиане, желающие учить, вразумлять друг друга. Но эти беседы никак не могут заменить пастырского научения в церкви, которое могут осуществлять только призванные на это Богом люди, о чем ясно говорит тот же апостол Павел: «И иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями...» ( 1Кор.12:28 ). И апостол Иаков прямо указывает: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» ( Иак.3:1 ). Протестанты отрицают епископский чин как самостоятельный, считают, что епископ и пресвитер – это одно и то же. Священное Писание учит: «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» ( Евр.7:7 ). Так и в пресвитера должен рукополагать некто, стоящий выше его, а именно, епископ. Таковыми, еще при жизни апостола Павла, были Тит и Тимофей. «Для того я оставил тебя в Крите, – пишет Апостол Титу, – чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). Из этих слов ясно, Что Тит был епископом, ибо равный равного возводить в сан не может.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Первая казнь Египетская за то, что не допустил народ на 3 дня, т. е. на трёхдневное расстояние от нечестивых египтян помолиться и принести жертву Богу, Богу нашему. Казни Египетские: 1-я казнь – вода превратилась в кровь; 2-я казнь – жабы вышли из воды; 3-я казнь – мошки наполнили воздух; 4-я казнь – песьи мухи; 5-я казнь – моровая язва на людях и скотах; 6-я казнь – град; 7-я казнь – саранча; 8-я казнь – три дня тьмы; 9-я казнь – гибель первенцев. Сказал Господь Моисею: завтра встань рано, явись пред лице фараона и скажи ему: так говорит Господь Бог Евреев... так как Я простёр руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою и ты истреблён был бы из Земли: но для того я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было Имя Моё по всей Земли. Ты ещё противостоишь народу Моему, чтобы не отпускать его. Вот Я пошлю завтра в это самое время град очень сильный ( Исх. 9:15–18 )». Св Ефрем Сирин . «Несообщение есть красота Церкви и выражение ея жизненности». Вавилон – означает смешение ( Быт. 11:7–9 ). О несообщении с еретиками Соборные постановления : Не молиться вместе с еретиками: Апостольск. Прав. 45 и 46; Лаодикийского Собора правила 33 и 6. Не позволять им присутствовать на молитве: Тимоф. Прав. 9. Не праздновать вместе: Лаодикийск. Соб. Прав. 37. Ереси послал Бог, да явятся искусные в вере ( 1Кор. 11:19 ). Ересь – это упорное противление истине, искажение догматов веры. О еретической иерархии: Деян. 20:30 ; 2Пет. 2:1–3; 3:3 . Ереси все – от гордости и чрева (св. Иоанн Златоуст ). С еретиками должно обращаться кротко, дабы тем привлечь их к покаянию (Карфагенского Собора 77 прав.). Еретики – хулители Духа Святаго: «Если злословят вас за Имя Христово, то вы блаженны; ибо Дух славы. Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется». Еретики – псы: Мф. 6:7 ; Флп. 3:2 ; Пс. 21:17 : «пустословы и обманщики» ( Тит. 1:10 ): «лютые волки» ( Деян. 28:31 ): «У осквернённых и неверных – всё нечисто» Тит. 1:15 . «Еретика человека по 1 и 2 увещании отрекайтесь» ( Тит. 3:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

преподобный Ефрем Сирин Содержание Глава I Павел оставил Тита в Крите (Тит.1:5), как предстоятеля и епископа, чтобы он, обходя города, в каждом из них поставлял пресвитеров и в разных местах исправлял другие недостатки. Когда же Павел услыхал, что некоторые из обрезанных стали смущать умы язычников учением о соблюдении заповедей закона, - тогда он поспешил написать о том, по какой причине оставил его в Крите, дав при этом и наставление относительно обрезанных, коих надлежало остановить. Эти обрезанные, по причине корыстолюбия своего, развращали все дома и ради гнусного прибытка учили, чему не должно. А как и о Тите некоторые из возмутителей говорили, что он не был послан Павлом, то Павел и пишет ему и в послании показывает то полномочие, какое имел Тит уже и без послания. Также повелевает ему в послании - поставлять пресвитеров, назначать диаконов, заграждать уста обрезанных и все приводить в должный порядок, - и чтобы после, когда Апостол пришлет к нему послов (Артему и Тихика), он пришел к нему в Никополь, где находился Апостол (Тит.3:12). Вот об этом и тому подобном и пишет Апостол к Титу, говоря так: 1-2. Павел, раб Божий, и Апостол Иисуса Христа, по вере избранных Божиих, то есть по вере, ради которой избраны были Апостолы, и по познанию не греха и лжи, но по познанию правды и истины, - и надежде жизни, не преходящей, но вечной, которую обетовал праведный Бог прежде времен вечных, то есть от дней Авраама, возлюбленного Своего. 3. Явил же нам слово проповеди во времена свои, по домостроительству обетования, которое во всех (прежних) родах было сокровенно и никому не открывалось, нам же, Апостолам, открыто в пришествии Его, чтобы мы были проповедниками его. Итак, это Евангелие вверено мне было не от людей, но по повелению Бога Спасителя мира. 4. Титу возлюбленному сыну, не по плотскому рождению, ибо он язычник, а я еврей, - но по общению веры Божией, посредством коей я родил тебя от заблуждения к познанию истины. Благодать с тобою и мир от Бога Отца нашего за все, что ты совершаешь, - и от Господа Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/894/...

Об этом поручении, возложенном на Петра и апостолов, а также на их преемников – пастырей и учителей, рассуждает апостол Павел. Апостол народов пишет христианам Ефеса, что Христос – …поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями (poimnaς) и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова ( Еф.4:11-12 ). Лука передает слова, которыми Павел обратился к ефесским пастырям при прощании с ними: Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (piskópouς), паст и Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте ( Деян.20:28-31 ). Эти епископы чуть выше названы пресвитерами, что опять же свидетельствует о неустоявшейся еще в апостольский век иерархической терминологии: епископы в то время могли называться пресвитерами. Эта терминологическая путаница исчезнет уже в начале II века. Так, в посланиях священномученика Игнатия Антиохийского († 107 г.) за каждой из иерархических степеней четко закреплено одно название. 2.3. Пастырские послания апостола Павла Обратимся теперь к новозаветным посланиям, которые в церковной традиции получили название «пастырских» (1Тим., 2Тим., Тит.). Их авторство и датировка дискутируются, но на этих проблемах мы не будем сейчас останавливаться. Послания вошли в корпус Нового Завета и издревле были единодушно приняты всеми поместными Церквами как части новозаветного канона. В этих посланиях «епископ» и «пресвитер» – синонимы (ср., напр., Тит.1:5-7 ): как отмечалось выше, в ту пору еще не выкристаллизовалась четкая иерархическая терминология. Но и Тимофей, и Тит, и поставляемые ими «пресвитеры» – это епископы уже в нашем понимании этого термина, они – представители и преемники апостольской власти. Эта власть, переходившая к ним как к преемникам апостолов, в дальнейшем будет принадлежать председателю совета пресвитеров, ставшему епископом в нашем понимании этого слова.

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovy-episk...

Поэтому и мы не станем пытливым умом углубляться в таинственный смысл спасительных слов Господа: «оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». И вместо этого прислушаемся внимательно к тому, о чем говорит и к чему призывает нас сегодняшнее апостольское чтение. " Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков«,– говорит, обращаясь к своему ученику Титу, св. апостол Павел. Эта благодать, то есть великий дар милости и любви Божией, научает нас, »чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке« ( Тит. 2:11–12 ). Почему же мы должны жить именно таким образом – то есть не для себя, а для Бога и для других людей? Тот же Апостол дает на это ясные и простые ответы в другом своем послании. »Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя: а живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем... Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо... ибо и Христос не Себе угождал« ( Рим.14:7–8, 15:2–3 ). Давая наставление Своим ученикам, Господь говорил: »Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу (то есть, жизнь) Свою для искупления многих» ( Мф. 20:28 ). Цель этой великой жертвы заключалась в том, «чтобы, – как говорится далее в сегодняшнем апостольском чтении, – избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» ( Тит. 2:14 ). Этим Он «спас нас... чтобы мы... соделались наследниками вечной жизни» ( Тит. 3:5–7 ). Таким именно особенным народом должны быть истинные последователи Христа, верные и преданные Ему чада Его Святой Церкви. Стать христианином можно только через таинство святого крещения, установленное Самим Господом и вводящее нас в неразрывное единение со Христом. Церковь учит нас, что, погрузившись в воды Иордана, Господь «освятил воды», то есть самое вещество или стихию воды соделал пригодным средством для совершения этого таинства. Но мы не должны, конечно, думать, что крещение есть или простой символический обряд, или такое священнодействие, которое спасает человека само по себе, без его усилий в борьбе с грехами на протяжении всей его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Тит. 1:3 . Яви же во времена своя слово свое, проповеданием, Явил слово упомянутаго обетования в проповеди Евангельской: ибо чрез нее сообщаются и возвещаются всем благодеяния Божии, касающияся жизни как настоящей, так и будущей, т. е. блага вечныя. «Во времена своя» значит: во время надлежащее, соответствующее цели, во время благопотребное, когда Он увидит, что слушающие уверуют: ибо «время Господу действовать» говорит (пророк) ( Псал. 118, 126 ). еже мне поручено быть по повелению Спасителя нашего Бога. Проповедь, эта вверена мне, чтобы я возвещал ее. Слова же: «мне поручено» и «по повелению» указывают на то, что он достоин такого доверия. Тит. 1:4 . Титу, присному чаду Моему ученику, коего я приобрел возрождением Евангельским. Можно быть «чадом» и не «присным», если кто по возрождении кем-нибудь чрез крещение сделает себя недостойным по причине несоблюдения заповедей своего духовнаго отца. В отношении к детям по плоти близость зависит от природы, и остается без изменения, а в отношении к детям по духу эта близость зависит от произволения, и может изменяться. Назвав Тита «чадом», он далее объясняет, каким образом он – чадо его. по общей вере. По причине веры, общей у меня, отца твоего, с тобою, сыном моим. По этой именно общности я и усыновил тебя. Я твой учитель, а ты – ученик мой. Благодать, Да будет к тебе благоволение и заступление милость, равным образом и милость. мир Со стороны врагов, неприятелей. Или же мир с Богом и людьми. от Бога Отца и Господа Иисуса Христа Спаса нашего. Все это да будет тебе от Отца и Сына и Святаго Духа, по Их общности и нераздельности, как я и прежде часто говорил об этом. А. Об учителях, способных к сему служению и к обличению непокорных. Тит. 1:5 . Сего ради оставих тя в Крите, Ради этого, т. е. ради чего? да недокончаная исправиши, Для довершения недоконченнаго: ибо там оставались некоторые, нуждавшиеся в более продолжительном наставлении в вере и в большем усовершенствовании в ней, или же для исправления людей, сбившихся с прямаго пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Лк.23:21–22 . «Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу». Объясн. Кричали «распни, распни Его!» не христиане, а толпа еврейского народа, возбуждённая еврейскими же первосвященниками: Мк.15:11 ; теперь и за лжеучение религиозное не только никого не распинают, а даже и не заграждают лжеучителям уста: 1Пет.2:15 , перестали и страхом их спасать: Иуд.1:23 Ин.16:2 . «Изгонят вас из синагог: даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу». Объясн. Эти слова Евангелия относятся к святым апостолам и последователям истинного Христова учения, которых действительно преследовали за имя Христа язычники и иудеи, но кого преследуют не за имя Христово, а за своеволие и преступление, к тому не может относиться это изречение, а справедливее подходит вот какое: Иуд.1:23 ; 1Тим.6:3–4 ; Тит.1:10–11 . 1Пет.3:17 . «Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые». Объясн. Заблуждающиеся в вере и вводящие других в заблуждение если бывают вразумлены: 1Фес.5:14 , и наказываемы, то не за добрые дела, а за лжеучение: Деян.5:36–37 ; 2Кор.11:13–15 . 2Тим.3:12 . «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Объясн. Лжеучителей, вводящих пагубные ереси: 2Пет.2:1–2 , преследовали за своеволие и преступления, а не за Христа: Деян.5:36–37 , следовательно, за вероучение религиозное гонимы были не одни святые апостолы, но страдали за вероучение своё ложное и разные люди негодные, всё же от этого вера сих последних, конечно, не сделалась истинной: 2Тим.2:5 . Ис.66:5 . «Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его. Ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Моё, говорят: «пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше». Но они будут постыжены». Объясн. У пророка Исаии говорится о преследовании благочестивых израильтян за имя Божие со стороны собратьев их, которые избирали собственные пути и находили удовольствие в мерзостях, т.е. предавались язычеству: ст.3–6. Евреи не пользуются расположением народа, но они – не ученики Христовы, так и еретики, если не пользуются расположением православных христиан, то потому только, что они извращают Писания: 1Пет.3:16 , противятся истине: 2Тим.3:8–9 ; 2Пет.2:1–2 . И Слово Божие повелевает остерегаться их и отвращаться: Рим.16:17 ; 2Тим.3:5 ; Тит.3:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Библейские изречения об отношениях к сектантам Когда возникает отступничество от веры, верные сыны Церкви прежде всего должны позаботиться о своём благочестии: может быть, из-за нас хулится имя Божие и этим внушается нам покаяние: Рим.4:4 . А также должны, не стыдясь, твёрдо держаться своего исповедания веры: Евр.4:14 ; 2Тим.1:8 . Господу угодно дабы мы не были более младенцами колеблющимися: Еф.4:14 . Когда отступник, будучи обличён пастырями пред Церковью, остаётся в своём заблуждении непреклонным после первого и второго увещания, то от него должно отвращаться, как от еретика: Мф.18:17 ; Тит.3:10–11 . Однако не должно считать его врагом: 2Фес.3:14–15 ; должно вразумлять его, ибо обративший грешника от ложного пути покроет множество грехов: Иак.5:19–20 ; Иуд.1:23 . Если непокорные отступники пустословят и учат, чему не должно, то им необходимо заграждать уста: Тит.1:10–11 ; 1Пет.2:15 . Их не подобает принимать в дом и не следует приветствовать: 2Ин.1:10–11 ; вообще же от таких людей и их рассуждений должно удаляться: Рим.16:17 ; 1Тим.6:3–4:6:5 ; 2Тим.3:5 ; 2Фес.3:6 , дабы, сообщаясь с сектантами, своего ума не повредить: 2Кор.11:3–4 . В несчастье еретику или сектанту отказывать в помощи не должно: после своих должно помогать и всем заблуждающимся; Гал.6:10 ; Лк.10:35–36 , и должно молиться за них: 1Ин.5:16 . Краткое объяснение мест Священного Писания, служащих к выяснению вопроса об отношении к сектантам Мф.24:9 . «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас: и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё». Объясн. Это пророчество сбылось над сонмом мучеников, святых угодников Православной Церкви, и стало быть к врагам её относиться не может. За ложное учение хотя и страдали заблуждающиеся люди, но от этого их учение не делалось истинным: Деян.5:36–37 ; 2Тим.2:5 . 1Пет.4:14:16 . «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас: теми Он хулится, а вами прославляется. А если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010