а) Чему пастырь должен учить в зависимости от возраста и состояния слушателей ( Тит.2:1–10 ) Истинный пастырь должен разумно подходить к своей пастве, преподавая свое учение не без разбора, но сообразуясь с возрастом, способностями, положением своих пасомых. От старцев следует требовать «бдительности», т. е. духовной осторожности, не допускающей увлечься обольщением; «степенности» в словах, мыслях, внешнем виде; «целомудрия», т. е. здравого состояния ума и чистой жизни, «здравы в вере, в любви, в терпении», чтобы эти добродетели были спасительными ( Тит.2:2 ). Стариц следует удерживать от клеветы и требовать, чтобы они прилично одевались, как подобает «святым», т. е. христианам ( Тит.2:3 ); молодых женщин наставлять любить своих мужей и детей и быть «целомудренными» (в душе) и «чистыми» во внешней жизни ( Тит.2:4–5 ). Юношей тоже следует наставлять быть целомудренными ( Тит.2:6 ). Во всем пастырь обязан показать «в себе образец» добрых дел: и в учении, и в жизни, «чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» ( Тит.2:7–8 ). Рабов следует увещевать «повиноваться своим господам» ( Тит.2:9–10 ) и жить по учению Спасители, дабы не было нарекания на учение Христово. Каждый христианин в крещении получает возрождающую благодать Духа Святого, как залог вечной жизни, поэтому временное состояние рабства на может воспрепятствовать достижению цели более высокой – вечной жизни ( Тит.2:11–3, 7 ). б) О явлении благодати Божией в мир (Тит.2:11–3, 7) Догматическим содержанием Послания является указание на пришествие в мир новой животворящей силы – «благодати Божией, спасительной для всех человеков» ( Тит.2:11 ), через воплощение, страдания, смерть и воскресение Господа Иисуса Христа, ниспослание Духа Святого и устройство Церкви Божией на земле. Явление этой благодати совершает наше спасение. Но она не насильно спасает нас, а только помогает развиться лучшему, святому в нас самих: «научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» ( Тит.2:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Целью послания было дать указания Титу: а) очень внимательно подбирать кандидатов во пресвитеры; б) строго обличать лжеучителей; в) учить критян в зависимости от возраста, пола, общественного положения. РАЗДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОСЛАНИЯ Послание к Титу повторяет в конспективном изложении главные мысли 1Тим.В нем ап. Павел преподает наставления относительно избрания пастырей, т. е. выражает заботу об иерархическом устройстве Церкви (1 гл.), затем научает достойному прохождению пастырского служения (2 и 3 гл.) 1. Завещание Титу утвердить Церковь на Крите (1 гл.) После приветствия ( Тит.1:1–4 ), в котором ап. Павел указывает на цель своего апостольского служения: проповедь «истины», относящейся к благочестию ( Тит.1:1 ), он напоминает о задаче, порученной им Титу: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я приказывал» ( Тит.1:5 ). Стих ярко изображает начало истинного пастырства в Церкви: ап. Павел не обществу верующих поручает избрать себе пресвитеров, как делают теперь протестанты, но одному человеку – рукоположенному им Титу. Значит, полномочия Тита можно объяснить только тем, что он сам был рукоположен Апостолом, который в свою очередь, получил дары Духа Святого для иерархического устройства Церкви ( 1Тим.4:14; 5, 22 ). Ап. Павел далее указывает, какими качествами должен обладать пресвитер (епископ) и каких пороков он должен избегать (они изложены так же, как и в первом послании к Тимофею ( Тит.3:2–7 ). Эти качества следующие: а) семейные: «муж одной жены, детей имеет верных» ( Тит.1:6 ); б) нравственные: «непорочен... не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан» ( Тит.1:7–8 ); в) умственные: «держащийся истинного слова... чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» ( Тит.1:9 ). Указание это было очень важно для Тита, потому что среди критских христиан было много лжеучителей: пустословов, обманщиков, корыстолюбцев, как из иудеев, так и из самих критян, что и подтверждает изречение о них Критского прозорливца Епименида (VI в. до Р.Х.): «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые» ( Тит.1:10–12 ). 2. Наставления к должному прохождению пастырского служения (Тит.2:1–3, 14)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

4. Найти в Посланиях требования к священнослужителям. План семинара Введение. Общие сведения о Пастырских посланиях ап. Павла 1. Какие послания называются Пастырскими и почему? 2. Место Пастырских посланий в Каноне Нового Завета 3. Вопрос об авторстве Посланий: версии критической точки зрения о Пастырских посланиях, их аргументы; традиционная церковная версия, ее основные аргументы. 4. Судьба ап. Павла после освобождения из первых уз. Сведения свящ. Предания: топография, хронология, историография. Вторые узы: правление Нерона, нарастание политической напряженности, начало гонений на христиан 5. Оформление организационной структуры Церкви. Смена поколений в руководстве Церковью, наследники апостолов П. Авторство, адресаты послания, обстоятельства его написания 1. Ап. Павел как автор 1 Тим. и Тит. Освобождение из уз, дальнейшие события 2. Возможные место и время написания Посланий 3. Цели и задачи Посланий 4. Сведения об адресатах Посланий. Тимофей и Тит., их знакомство с ап. Павлом, все места в НЗ, упоминающие о Тимофее и Тите. Эфесская община, ее связь с ап. Павлом; Критская община Учение посланий III. Изложение учения о церковной иерархии, о пастырстве 1. Применение ап. Павлом названий иерархических степеней и их соответствие нынешней терминологии 2. Наставления о епископах (пресвитерах): качества, необходимые для священства. ( 1Тим. 3:1 – 7 , Тит. 1:5 – 9 ). Задачи пастыря: чтение, наставление, учение ( 1Тим. 4:13 ), ( Тит. 1:13 – 14, 2:1 – 10, 2:15 – 3:2 ) 3. Условия диаконского служения ( 1Тим. 3:8 – 15 ), их общие черты с требованиями для епископов (пресвитеров) 4. Об обвинениях на священнослужителей ( 1Тим. 5:19 ) и проверке кандидатов: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим. 5:22 ) 5. Соответствие требований к церковным пастырям в сравнении с современными требованиями к рукоположению IV. Полемика с гностическим богословствованием 1. Искажения учения: басни и бесконечные родословия» ( 1Тим. 1:3 – 7 ), «Пустые споры и словопрения» ( 1Тим. 6:3 – 5 ), «негодное пустословие и прекословие лжеименного знания» ( 1Тим. 6:20 ). Ложная христология. Возможные предположения о богохульстве Именея и Александра ( 1Тим. 1:20 ). «Пустословы и обманщики из обрезанных» ( Тит. 1:10 ), «Иудейские басни и постановления людей, отвращающихся от истины» ( Тит. 1:14 ), «Глупые состязания и родословия, споры и распри о законе» ( Тит. 3:9 )

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тит также был ценным для Павла помощником, однако его имя упоминается не столь часто. В адресованном ему Послании он именуется «истинным сыном» апостола (Тит.1:4). Возможно, Тит был обращен непосредственно апостолом Павлом; во всяком случае, мы находим его в окружении апостола во время Апостольского Собора, который состоялся в Иерусалиме после первого миссионерского путешествия (Гал.2:1). Как и Тимофею, апостол Павел доверял Титу; когда последний был отправлен в Коринф, ему удалось урезонить коринфян (2Кор.7:6). В Послании, адресованном Титу, ему поручается «довершить недоконченное» и «поставить по всем городам пресвитеров», как ранее приказал апостол (Тит.1:5). Согласно христианскому преданию, Тимофей и Тит почитаются как епископы Ефеса и Крита; однако, представляется более вероятным, что они были лишь верными продолжателями дела апостола Павла (подобными апостолам). Обстоятельства написания Пастырских посланий Нам неизвестно, откуда были отправлены 1Тим. и Тит., однако не представляет труда понять, что они были написаны, когда апостол Павел находился на свободе. В момент написания 1Тим. он собирался, как читаем мы, отправится «в Македонию» (1Тим.1:3); будучи на свободе, он хотел присоединиться к Тимофею в Ефесе (1Тим.3:14). Маршруты апостола Павла, упоминаемые в трех пастырских посланиях, не вписываются в повествование Книги Деяний: Послание к Титу позволяет предположить, что апостол проповедовал еще раньше на Крите (Тит.1:5). Новозаветная критика использует этот факт в качестве аргумента против подлинности трех посланий. Сторонники же подлинности выдвигают гипотезу, которая нам кажется вполне разумной: они считают, что ап. Павел был освобожден после двух лет римских уз, рассказом о котором заканчивается Книга Деяний (Деян.28:23–31). На свободе он, вероятно, совершил четвертое миссионерское путешествие, о котором в Книге Деяний уже не рассказывается, и отдельные этапы которого мы можем уловить в Пастырских посланиях. Вполне правомочно задать вопрос, не удалось ли ап. Павлу во время четвертого путешествия осуществить проповедь в Испании, как он собирался сделать, согласно Посланию к Римлянам (Рим.15:24; 15:28). Подобное предположение косвенно подтверждается свидетельством Климента Римского : в своем Послании к Коринфянам (кон. I века) он сообщает нам, что Павел «быв семь раз отягощен узами, изгнан, побиваем камнями, стал вестником (κρυξ) на Востоке и на Западе… проповедовал Правду (δικαιοσνην) всему миру, он достиг пределов ( ρμα) Запада»; 24 с точки зрения Климента, епископа Рима, пределами запада вполне могли быть земли Испании.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

   Когда, перезимовав у Никополя, святой Павел направился чрез Ефес на Запад, в Македонию, Ахаию, Испанию, и потом оказался во вторых узах в Риме; на всем этом пути, вероятно, с ним был неразлучно святой Тит; ибо видим его при святом Павле в Риме,— и он, пиша Второе Послание к Тимофею из Рима, поминает, что святой Тит послан им в Далматию по потребностям тамошних Церквей.    Этим кончаются сведения о святом Тите из Писания. До конца жизнь его доводит предание, по которому он епископствовал в Крите (Евсевий Кесарийский. Церковная история. 3, 4) и, весь остров верою просветив, в старости глубокой, на 94-м году от рождения своего, преставился ко Господу. Память его августа 25-го дня.    Святой Златоуст говорит о нем: «из спутников Павла Тит был муж опытнейший. Ибо если бы он не был опытным, то Апостол не вверил бы ему целого острова, не повелел бы ему дополнить недостающее или, как говорит он, «да недоконченная исправиши» (Тит.1:5). И то, что Апостол пишет краткое Послание, служит также доказательством добродетели Тита, — что он не нуждался в длинных речах, а только в некотором напоминании». Блаженный Феодорит прибавляет: «Тита святой Павел в Послании к Коринфянам увенчал многими похвалами». А там он говорит: «общник мне, и к вам споспешник», деятель «тщаливейший», которому достаточно указать дело,— и он тотчас без особых понуждений исполнит его (2 Кор.8:23, 17). О Критских христианах     Послание все обращено к святому Титу. Но как оно пишется по потребностям критских христиан, то при писании его, конечно, имелись в виду и они. Почему не излишне предложить и о них — что можно и что сколько-нибудь может способствовать к точнейшему пониманию Послания.    Как зашло христианство в Крит?    По предложенному уже сказанию о святом Тите, оно взыскано самими критянами и принесено к ним святым Титом, посланным для взыскания его. Святой Тит, искренно уверовав, и в критянах, конечно, засеменил такую же веру. Она могла подтверждена и умножена быть бывавшими в Иерусалиме иудеями — и уверовавшими там в Господа под действием Апостольского слова. Чтобы внесть к ним и крещение, допустим, что святой Тит,— или из Коринфа, во второе Апостольское путешествие святого Павла, или из Ефеса — в третье, или в то и другое,— был посылан в Крит, и по собственной ревности, и по желанию Апостола, и установил там крещение, распространив вместе с тем и святую веру по всему острову. Можно предположить его там действующим и во время уз святого Павла, в Кесарии, а отчасти и в Риме. Распространение веры там усилено действием Зины и Аполлоса, если слова о них святого Павла: «Зину и Аполлоса скоро предпосли» (Тит. 3:13) поймем так, что святой Павел, заезжая в Крит, застал их там и там их оставил вместе с Титом, потом с дороги уже велел поскорее прислать их к себе. Из сего будет следовать, что они действовали благовестнически пред заездом туда святого Павла, и, конечно, не бесплодно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

8:6, 16-17). При этом св. апостол рекомендовал Тита коринфянам как надежнейшего и вернейшего человека (2 Кор, 8:20-23). Далее из послания св. апостола Павла к Титу мы видим, что Тит сопровождал св. апостола Павла после освобождения его от первых уз, во время четвертого его путешествия и был оставлен им на острове Крите, чтобы недоконченное довершить и поставить по всем городам пресвитеров (Тит. 1:5). Но затем, как видно из Тит. 3:12, Тит снова был вызван апостолом и разделял с ним дальнейшие труды четвертого благовестнического путешествия от Никополя Киликийского в Македонию, Ахаию, Испанию и Рим, где апостол оказался во вторых узах, закончившихся мученическою смертью. Во всяком случае из 2 Тим. 4:9-10 ясно видно, что Тит находился при апостоле в Риме и был послан им оттуда в Далматию с каким-то поручением. Из предания известно, что Тит епископствовал затем на Крите до глубокой старости, просветив весь остров св. Христовою верою, и скончался 94 лет от роду, будучи девственником до смерти, подобно своему учителю, в 110 году по Р. X. Память его празднуется 25 августа. О критских христианах. Основание церкви Критской Послание к Титу, конечно, имеет в виду и критских христиан, для которых он был поставлен епископом. Остров Крит, или Кандия, по своей обширности и плодородию названный " царицей островов " Средиземного моря, в древности отличался многолюдством и славился своими торговыми сношениями и образцовым законодательством. С упадком греческих республик и Крит начал приходить в упадок. В 69 году до Р. X. римский консул Метелл сделал его римской провинцией. Оживленные торговые сношения привлекли на Крит множество людей низкого нравственного уровня, жаждавших наживы. В результате явилась нравственная порча, которая проявлялась в разврате и в склонности к обману, так что у греков " говорить по-критски " сделалось синонимом слову " лгать " . Еще древний поэт Эпименид, уроженец Крита, отметил это свойство своих соплеменников, а св. апостол Павел утвердил истину его слов в своем послании к Титу (1:12-13).

http://sedmitza.ru/lib/text/430652/

II. Особенно нужно для пастырей православных. Каждый таковой пастырь, как блюститель свыше вверенных ему христиан, обязан бдеть на страже спасения их, а для сего – не только сам держаться верного словесе по учению ( Тит. 1:9 ), но и всемерно заботиться и блюстись, чтобы пасомые его свято соблюдали учение, еже по благоверию ( 1Тим. 6:3 ), и чтобы не распудил их ни один волк и ни один лжехристос, свое общество неправославное считающий Церковию Христовою. А Богословие обличительное самым делом указывает ему, по чему испытывать духов, от Бога ли они ( 1Ин. 4:1 ), чем соблюдать стадо Христово от хищных волков и злых делателей ( Мф. 7:15 ), чем обличать противящихся здравому учению, иногда нещадно ( 2Тим. 4:2 . Тит. 1:9,13 ), заграждая непокоривости, суесловию и прельщению ума самые уста ( Тит. 1:10,11 ), если нужно, и чем обратить их, когда представится случай, к образу здравых словес ( Тит. 1:13 ; 2Тим. 1:13 ), заповеданному св. апостолом и сохранившемуся неповрежденным только в Церкви православной. III. Полезно и для членов тех обществ, которые исповедуют христианскую Веру неправославно. Соединенное с искренним желанием познать святую истину Божию, чтение Богословие обличительного принесет сим членам ту существенную пользу, что даст им возможность как сознать неправоту учения о христианской Вере, предлагаемого в их обществах, и вполне оценить единство, святость, соборность и апостольское достоинство учения о той же Вере, содержимого Церковию православною, так следственно и узнать, куда им надобно обратиться, чтобы получить образ здравых словес ( 2Тим. 1:13 ) в Вере Христовой, заповеданный св. Апостолом, и где таким образом стяжать несомненное упование на получение спасения во славу Пресвятой Троицы. § 5. Разделение Богословия обличительного В каком же порядке обозревать в обличительном Богословии современные неправославные общества христианские в отношении к догматическим заблуждениям их, это определяется самым порядком явления сих обществ. По истории известно, что к нашему времени постепенно явились одно за другим следующие общества неправославных: несторианское, евтихианское, латинское, лютеранское, реформатское, англиканское и разные мелкие протестантские общины. Вследствие сего и разделяем Богословие обличительное на четыре части. В первой из них критически обозрим секты: несторианскую и евтихианскую, образовавшиеся в Христианстве до времени отпадения Запада от союза с Церковию православною; во второй – общество латин, явившееся на Западе по отпадении его от союза с Церковию православною; в третьей – общества лютеран, реформатов и англикан, сделавшиеся известными на Западе вследствие реформации; и в четвертой – мелкие общины неправославных, выродившиеся из самой реформации 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

«Явил Свое слово». Конечно, чрез Христа, Который в Своем лице и деятельности вполне выяснил слово Божие или решение Божие о спасении людей от греха, проклятия и смерти. «В проповеди ». Это выражение относится к словам апостол Иисуса Христа. Павел явился апостолом Иисуса Христа особенно чрез свою проповедь , которая ему доверена (ср. 1Кор 9:17 ; Гал 2:7 ). «По повелению» – это выражение относится также к слову апостола (ср. 1Тим.1:11 ). «Спасителя нашего Бога». Замечательно, что Бог Отец называется Спасителем у апостола Павла только в пастырских посланиях. Быть может, в этом наименовании проявляется у апостола благодарное воспоминание о многоразличных случаях спасения от опасностей, каким он подвергался особенно в последние годы своей жизни: Бог всегда оказывал ему Свою спасительную помощь. Тит.1:4Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. «Истинному сыну по общей вере». Именно в вере своей, которая оставалась твердою, несмотря на всяческие испытания, Тит и показал, что он был настоящим духовным сыном апостола Павла, который также отличался твердостью веры ( 2Тим 4:7 ). Тит.1:5 .  Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: «В Крите». Остров Крит, на Средиземном море, имеет 36 миль в длину и 197 миль в окружности. Остров был густо населен жителями. В 69 году пред Р. X он был обращен в Римскую провинцию. В числе жителей острова были и иудеи ( Деян 2:11 ). Вероятно, христианство насаждено было здесь пришельцами с первого христианского праздника Пятидесятницы. Апостол Павел с проповедью Евангелия прибыл на остров Крит после освобождения из первых римских уз, но недолго здесь оставался и вместо себя для приведения в порядок церковных дел оставил Тита. «Пресвитеров». См. Деян 11:30 ; 1Тим.3:2 и сл. Тит.1:6 .  если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. См. 1Тим 3и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Наставления Тимофею как блюстителю веры (1. 3–20) Противопоставление «Божьего назидания» и лжеучения (1. 3–11) Самосвидетельство ап. Павла (1. 12–17) Задачи, порученные ап. Павлом Тимофею в Эфесе (1. 18–20) Наставления Тимофею как предстоятелю Церкви (2. 1 – 4. 16) Относительно церковных собраний (2) Относительно лиц, избираемых в клир (3. 1–13) Церковь – столп и утверждение истины. Тайна Боговоплощения (3. 14–16) Правила учительства словом и жизнью (4. 1 – 16) Дисциплинарные наставления (5) Наставления о руководстве разными категориями пасомых (6.1–19) О рабах и господах (6. 1–2) О лжеучителях (гл. 6. 3–5) Об опасности сребролюбия (6. 6–10) О целях Божиих людей (6. 11 – 16) О нравственности состоятельных христиан (6. 17–19) Заключение (6. 20–21) План Тит Введение с надписанием и приветствием (1. 1–4) О пастырях Церкви (1.5–16) Требования к пастырям (1. 5–9) Обличение лжеучителей (1. 10–16) Наставления об учительной деятельности пастыря (2. 1–2. 10) Старцы (2. 1–3) Мужчины и женщины (2. 4–8) Рабы (2.9–10) Спасительная сила благодати (2. 11–15) Нравственные качества христиан (3. 1–7) Заключение: прощальные распоряжения апостола, приветствия и благословение (3. 8–15) Семинар 18. 1 Тим. и Тит Домашнее задание Найти в Посланиях отрывки текста, позволяющие понять богословие ап. Павла (христология, экклесиология, пневматология, сотериология). Определить их связь с Посланиями из уз (см.: еп. Кассиан (Безобразов) . Христос и первое христианское поколение; архиеп, Аверкий (Таушев) . Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета, соответствующие главы). Найти в тексте 1 Тим. и Тит места, позволяющие сделать выводы об историческом контексте написания Посланий, а также найти отрывки текста, указывающие на освобождение ап. Павла из уз. Найти в кн. Деяний апостолов и Посланиях ап. Павла места, раскрывающие иерархическое устройство Церкви. Найти в Посланиях требования к священнослужителям. План семинара Введение. Общие сведения о Пастырских посланиях ап. Павла Какие послания называются Пастырскими и почему?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Среди жителей Крита было много и иудеев, которых привлекла сюда торговля. Когда появилось на Крите христианство, в точности нам не известно. Из книги Деяний (2:11) мы знаем, что среди свидетелей чуда Пятидесятницы были и критяне, слышавшие вдохновенную проповедь апостолов на своем родном языке. Без сомнения, они и были первыми благовестниками христианства у себя на родине. Возможно, что главным проповедником христианства на Крите был св. Тит. Но прочное устроение Церкви Христовой на Крите принадлежит, как это ясно видно из послания к Титу, св. апостолу Павлу, трудившемуся здесь, по-видимому, во время своего четвертого благовестнического путешествия, по освобождении из первых уз. Им были основаны церкви по всем городам, но он не успел поставить всюду пресвитеров и поручил сделать это Титу (1:5). В числе сотрудников и помощников Тита на Крите были некий Зина законник и известный своею ученостью и красноречием Аполлос (Тит. 3:13). Время и место написания послания к Титу Св. Иоанн Златоуст говорит: " Мне кажется, что апостол писал это послание во время между первым и вторым своим заключением. Это послание, кажется мне, предшествует второму посланию к Тимофею. Ибо то писал он при конце жизни, находясь в узах (последних), а это в такое время, когда был отпущен и свободен от уз " . Освобожден от первых уз св. апостол Павел был около 64 года, когда и отправился в четвертое свое путешествие, посетив Крит. Когда затем отправился он в Малую Азию навестить церкви, за которые болел душой во время первых римских уз, то скоро почувствовал нужду в содействии своего сотрудника Тита и вызвал его к себе в Никополь, где предполагал провести зиму (Тит. 3:12). Таким образом, можно предположить, что послание к Титу написано в 64 году из какого-либо малоазиатского города. Св. Афанасий и блж. Иероним полагают, что этот город и был именно Никополь Киликийский. Повод к написанию послания к Титу и цель его Христианское общество на Крите было весьма разнородным по своему составу. Эта рознь, нравственная порча, вошедшая в поговорку лживость, лень и корыстолюбие, а также и обычные всюду для иудеев заблуждения, которыми они волновали христианское общество, — все это составляло большие трудности для пастырского попечения.

http://sedmitza.ru/lib/text/430652/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010